Вскоре сюда по благословению митрополита пришел служить священноинок Илия. А Трифон не мог служить: он же был простым монахом, он не имел права стать священником – тому виной его прошлые годы, в которые он пролил много крови, будучи еще Митрофаном, атаманом разбойничьей шайки, наводившей ужас на все наши северные пределы. Иеромонах Илия пришел сюда, в устье реки Маны, при впадении ее в Печенгу, был освящен храм во имя Святой Троицы – это, кстати, типично для Северной Фиваиды: большинство храмов освящались именно в Ее честь. Кольская троица - преподобные Трифон Печенгский, Феодориит Кольский, Варлаам Керетский Трифон пришел к митрополиту со своим духовным наставником Феодоритом, а тот был постриженик Соловецкого монастыря, очень грамотный человек, образованный, из дворян. И Феодорит, видимо, очень поддерживал бывшего разбойника Митрофана на пути к иночеству, исправлению жизни по Христу. И Трифон просил митрополита о нескольких вещах: об освящении храма, основании монастыря и своем пострижении в иноческий чин. Он и был первым пострижеником новой обители. Рано или поздно к каждому приходит осознание: Творец есть, и тебе нужно выстраивать с Ним отношения Рано или поздно, я думаю, к каждому человеку приходит осознание: Творец, как ни крути, а есть, и тебе нужно выстраивать с Ним отношения. Какими они будут, зависит только от тебя самого. То же случилось и с Митрофаном-Трифоном. В житии говорится, что на него сильно повлияли евангельские слова, услышанные им в одном храме: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10: 38). И будущий Трифон Печенгский настолько проникся этими словами, что пошел на край земли, подальше от населенных мест. Почему он выбрал именно северный край, не могу понять: видно, его притягивала суровость этих мест, столь соответствующая его покаянному настрою. – Суровости будущий апостол лопарей встретил здесь, надо думать, немало: язычники-идолопоклонники были наверняка не очень дружелюбны к чужакам, имея печальный опыт общения с ними: стычки, грабежи, убийства. Как отнеслись к Митрофану лопари-саамы?

http://pravoslavie.ru/103018.html

И еще рассказал поэму «Старина о Варлааме» о преподобном Варлааме Керетском. По преданию, в молодости преподобный Варлаам, тогда священник Василий, из ревности убил свою жену, а потом, молясь и каясь, возил ее тело в лодке, пока оно не истлеет. Это северное предание Борис Викторович сам записал и потом опубликовал. Предание это и норвежцам известно — когда туман идет, норвежские рыбаки говорили: «Это поп свою убиенную жену возит». Борис Викторович рассказывал так вдохновенно, буквально входил внутрь повествования и распространял свою душу рассказчика на все пространство вокруг себя. Никакой телевизор, никакой фильм со всеми звуковыми и световыми эффектами не даст такого восприятия. Это было живое восприятие. Словами не передать, но понятно, почему поморы обязательно брали с собой сказителя — он дарил им радость живого восприятия древних былин, эпических сказаний, иногда и шутливых. В моей душе это на всю жизнь запечатлелось, и сейчас, когда перечитываю эти тексты, вспоминаю, как Борис Викторович их рассказывал, и мы с сестрами как будто были рядом с преподобным Сергием в Нижнем Новгороде. Говорят, кто-то из МГУ приходил и записывал некоторые его сказы и былины на магнитофон. Где эти записи? Я не знаю. — Опять же из воспоминаний о Борисе Викторовиче я знаю, что он был не только замечательным рассказчиком, но и внимательным слушателем, с интересом расспрашивал приходящих к нему о жизни. — Мои сестры дали ему полную картину нашей семьи раньше, чем он меня увидел. Семья Правдолюбовых. 1966 год — А когда вы учились в Гнесинке, он вас не расспрашивал об учебе, о музыке? Музыку он, что видно и из его «Дневника», любил и понимал. — Мы уже тогда не имели доступа к нему. Миша отставил моих сестер, а сам я не мог прийти. Мы из Рязанской области, я вырос в обстановке XIX века, в Москве чувствовал себя инородным телом. И кто я такой, чтобы просто так взять и пойти к Борису Викторовичу домой? — Так и не виделись больше? — Нет. Уже незадолго до кончины Бориса Викторовича, в 1973 году, шли мы с моей невестой Маргаритой, с которой живем всю жизнь, по Рождественскому бульвару, и я сказал: «Давай зайдем к Борису Викторовичу Шергину». Но она застеснялась, и мы не зашли, а вскоре Борис Викторович скончался. По дневникам видно, что он искренне в нашей Церкви

http://pravmir.ru/pisatel-boris-shergin-...

Но море не хотело хоронить в себе кающегося грешника. Оно лишь максимально затрудняло ему покаянный труд. Карбас женоубийцы всегда сопровождала непогода с туманом, дождем и встречный ветром. В Поморье доныне существуют присловья: «пошел как Варлаам против ветра» и «Варлаамьева лодья пришла», когда  с моря надвигается туман, а в северной Норвегии в этом случае говорят «русский поп жену привез». В год он совершал 12 ходов — из Кандалакшской губы в Колу и обратно, около тысячи километров в один конец. 36 путей за три года — на веслах через волны, ветра и льды. При жесточайшем посте — употреблять рыбу ему было позволено лишь раз в год на Пасху. И все это время перед глазами стоял гроб с тлеющим телом убитой жены. А теперь посмотрим на это с притчевой стороны всей истории. Изгнание демона со скалы-капища. Повелевая именем Божьим нечистым духам, человек тем самым участвует в божественной славе своего Творца, владыки всего тварного мира. Для этого участия и сопричастности Богу и были созданы невещественные духи и телесные человеки. Но часть духов отпала, вознамерившись стать на равных с Богом, и была низвержена с небес. Они возжелали себе божественных почестей, для чего научили людей языческим культам, идолопоклонству. Кольская история с бесом — это аллегория падения сатаны и его воинства. С неба их изгнали ангельские силы, а на земле то же самое совершает человек, сохранивший верность Богу, неподвластный самозванным «богам». Беснование жены и убийство. Месть демона священнику — это иносказание об изначальной ненависти сатаны к человеку («Лукавый змей не терпяще зрети тя Богу предстояща» — из «Канона Варлааму») и о грехопадении людей, которых подтолкнул к этому нечистый дух. Первой он обманом соблазнил жену и через нее Адама, тем самым подвигнув обоих на самоубийственное деяние — падение из блаженного и бессмертного состояния в скорбное и смертное. Неизвестно, в чем именно выражалось беснование супруги священника, «Канон» говорит лишь, что она стала вести себя «соблазнительно» («Старина о Варлаамии Керетском», однако, передает классическую картину одержимости бесом). Кроме «соблазна» через жену в этой истории видны и другие составляющие грехопадения: нарушение человеком заповеди послушания и дьявольский обман. Приходской священник берется провести обряд изгнания нечистого духа из бесноватой, тогда как церковное правило запрещает это для белого, немонашеского духовенства. Он должен был везти жену в ближайший монастырь — в Соловецкий или в ту же Колу, где его духовник старец Феодорит уже основал свою обитель. Но он не сделал этого, понадеявшись на себя. В храме он приближается к жене с копием в руке, чтобы читать над ней молитвы — но вдруг «с яростию» устремляется на нее и «поражает смертною язвою». Со стороны это выглядело как намеренное убийство. Изнутри, глазами священника, это был удар святым копием по бесу — очевидно, в тот миг нечистый дух показал себя, чтобы спровоцировать его ярость, «состояние аффекта», говоря нынешним языком.

http://radonezh.ru/analytics/pritcha-o-g...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТРИФОНО-ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Верхний монастырь Трифоно-Печенгской обители. Фото нач. 2010-х гг. с официального сайта монастыря Трифонов Печенгский мужской монастырь во имя Всесвятой Троицы в п. Луостари Североморской епархии Первый расцвет и первый разгром Монастырь во имя Святой Троицы в месте впадения реки Манны в реку Печенгу на Кольском полуострове - " у холодного моря, у Мурманской границы " , на месте нынешнего посёлка Луостари (что значит " монастырь " ) - стал первой православной обителью в Заполярье. Он был основан на исходе первой трети XVI века преподобным Трифоном , просветителем лопарей (саамов) . Начало строительства Троицкой церкви относят к 1529 году, а традиционным годом основания считается 1533 год - время освящения Троицкого храма и принятия преподобным монашеского пострига. Обитель была под омофором Новгородских владык. При Троицкой церкви святой Трифон вскоре построил кельи, в которых стали жить первые иноки из новокрещенных лопарей. Вскоре стало приходить всё больше богомольцев из разных краёв, некоторые принимали иноческий постриг и строили себе кельи. Постройки монастыря, как и последующие его здания сквозь века, были деревянными. Основой первоначального хозяйства монахов стало рыболовство. Преподобный основатель обители, показывая пример смирения, хотя и духовно руководил обителью, не принимал сана и уклонился от игуменства, выдвинув в настоятели своего ученика святого Гурия . Среди сподвижников и учеников святого Трифона в основанной им обители известны также преподобные Варлаам Керетский и Иона Печенгский . В 1550 году из-за нестроений в обители святой Трифон на время ушёл из обители в странствия, а братия самочинно начала строить новое монастырское хозяйство в 15 верстах ниже по течению, в устье реки Печенги (на месте где впоследствии возник посёлок Печенга ). С этого времени первоначальная обитель стала называться " Верхним монастырём " , а строения на новом месте - " Нижним монастырём " . В годы размолвки преподобный Трифон не оставил обитель своей заботой и в 1556 году явился к государю с прошением о благоустройстве монастыря. Царь Иоанн Грозный богато одарил преподобного и его монастырь деньгами, церковной утварью, облачениями, колоколами и богослужебными книгами, а также даровал жалованную грамоту на имя игумена Гурия. По этой грамоте, помеченной 1 ноября 1556 года, к монастырю отходили все земли по морскому побережью от Варангер-фиорда до Кольского залива " вместе с ловлями, угодьями и лопарями " . Дарованные грамотою обширные владения давали монастырю возможность развить свою просветительную деятельность и значительно укрепить хозяйство.

http://drevo-info.ru/articles/28081.html

Перечислю здесь лишь некоторые, наиболее важные, документы дела: 1) Копия циркулярного «Указа Его Императорского величества, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшаго Правительствующаго Синода» от 10 августа 1901 г., содержащего предписание всем епархиальным преосвященным представить Святейшему Синоду списки местных святых, чтимых во вверенных им епархиях торжественными литургиями и молебнами. 2) Объяснительная записка к «Верному Месяцеслову всех русских святых», составленная для Синода архиепископом Сергием, в которой он даёт научные разъяснения некоторым «возникшим недоумениям» по поводу включения в Верный Месяцеслов ряда святых. Причём в одних случаях Сергий, изложив свои доводы, оставляет вопрос «на благоусмотрение Святейшего Синода», как, например, в отношении Елисея Сумского, в других же случаях, как, например, с Варлаамом Керетским, делает однозначное заключение: «Итак, его следует поставить в Месяцеслов русским святым, как действительно святого» 1038 . 3) Копия Определения Святейшего Синода от 26−27 марта 1903 г., в которой Синод, приняв изложенные архиепископом Сергием доводы, выразил согласие на внесение в «Верный Месяцеслов» имён святых, вызывавших ранее его сомнение, среди которых, например, такие известные и почитаемые ныне святые, как Иринарх Соловецкий, Диодор Юрьегорский, Варлаам Керетский, Никодим Кожеозерский, царица Тамара Грузинская и др., а также приказал «поручить Московской Синодальной типографии напечатать крупным гражданским шрифтом, в количестве 50 тысяч экземпляров „Верный Месяцеслов всех русских святых с указателем“. (...) По отпечатании этой книги потребное количество экземпляров оной разослать в распоряжение Епархиальных Начальств для снабжения ими всех православных церквей империи» 1039 . 4) Наибольший, пожалуй, интерес среди документов дела представляет корпус рапортов, посланных Святейшему Синоду епископами всех 65 епархий России и содержащих сведения обо всех местночтимых святых каждой епархии. О них мы поговорим подробнее несколько позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О неизвестных монахах Солигаличского Воскресенского монастыря (бывшего, ныне приходской Церкви) в некоторых списках «Книги, глаголемой описание о Российских святых» читается: «Четыре брата преподобные отцы у Соли Галицкой в Воскресенском монастыре: егда начата здати церковь каменную, рвы копали и обрели мощи их святые целы и нетленны в лето 7169 (1661)», см. у преосв. Сергия в Полном месяцеслове Востока, т. II, приложж., 1 изд. стр. 70, 2 изд. стр. 577. В Сводном подлиннике Филимонова, о котором см. выше, в предисловии к спискам почитаемых усопших, под 26-м Марта читается: «Обретение мощей преподобных отец иноков четырех, иже в Воскресенском монастыре у Соли Галической, в лето 7169, целы и нетленны в мире (мире?), как церковь начали созидать каменную». XI . Указ св. Синода от 31-го Мая 1727-го года о мощах Варлаама Керетского (Напечатан в Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания, т. VI, 1968, стр. 17. Печатаем извлечение). Архиепископ Холмогорский Варнава, исполняя указ св. Синода от 7-го Июля 1722-го года, которым повелевалось: «деревянные часовни, где построены, разобрать, а каменные употребить на иные потребы» 642 , приказал разбирать часовни в своей епархии и вслед за сим получил донесете от священника и причетников Керетской волости, составлявшей вотчину Соловецкого монастыря 643 , что при разобрании их часовни «явился» в последней «преподобнейший Варлаам, которого де почитали за святого издавна, не свидетельствованный». Во исполнение другого указа св. Синода от того же 1722-го года, именно – о поддельных мощах 644 , архиепископ послал в Соловецкий монастырь свой указ, чтобы «в оной Керецкой волости за святого почитаемого освидетельствовать», и о результате свидетельствования получил два, несогласные между собою, донесения. Посланный от монастыря иеромонах, производивший досмотр «с прочими иереи и со иеродиаконы, при всенародном собрании», доносил: «обрели де преподобнаго Варлаама в часовне, в земле, глубиною аршина в полтора, не во гробе, но просто лежаща, токмо де одежда на нем монашеска обветшала, а во ohыx (sic, oдeждax?) кости ветхия и основание и подобие все человеческое, кроме благоухания, якоже и прочих усопших кости лежат, и оные де вложа в новопостроенный гроб и внесли и поставили в церковь великомученика Георгия и покрыли доскою и запечатали».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Житие Варлаама Керетского Повсть о преподобнм Варлааме Крецком. Вкратце изложено Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великаго князя Иоанна Васильевича 4293 всея России самодержца. Рождение и воспитание име в Керецкой волости, на море окияне. Научен же бысть книгам и Божиим судом поставлен бысть презвитером 4294 в Колском граде в церкви Николы чюдотворца, и тамо пребываше, добре подвизаяся на невидимаго врага 4295 козни, и люди закону Божию яко истинный пастырь поучаше, и бысть ходатай Богу и человеком. Видев убо его диавол всяческими добродетелми украшена, свою же окаянную и немощную силу, яко паучину раздираему от него, простре сеть во уловление праведнаго, якоже древле на Адама, вложив бо его во убийство супружницы его. Он же по сотворении греха разумев, яко завидев ему враг, плакався велми и недостойна себе судив еже священная действовати, но паче изволил страдати за грех, – еже с мертвый телом по морской пучине с места на место плавати, Дóндеже 4296 оно мертвое тело тлению предастся. И бе видети праведнаго труды: единаго по морю в карбасе ездяща с мертвым телом, от Колы около Святаго Носа даже и до Керети. И не якоже протчии человецы ожидаху паруснаго плавания, но он плаваше против зелнаго обуревания 4297 и весла из рук своих не выпущаше, но труждашеся велми и псалмы Давидовы пояше, то бо ему пища бяше. И во дни убо труждаяся по морю, в нощи же без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха. И понеже доволно время потрудився, хотя извещение прияти 4298 . Доиде прежереченнаго места – Святаго Носа. Ту бе, глаголют, прежде того непроходну месту тому быти ради множеств червей морских, иже творяху многи пакости над лодиями мореходцем. Еще бо и он без вреда пребываше от них, но восхоте и протчим человеком путь без вреда сотворити. Став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть. И абие 4299 черви без вести сотворишася, и путь мореходцем около Святаго Носа сотворил чист даже и до ныне. И понеже преподобный извещение прием от Бога, вскоре оставляет мир и бывает инок, и в пустыню вселився и, Божиею помощию бесовския полки победив, с миром ко Господу отъиде в Чюпской губе. Оттоле же пренесено бысть святое тело его в Кереть и погребено близ церкви святаго великомученика Георгия с восточной стране за олтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неоднократно и по кончине Преподобный предостерегал жителей родного Новгорода о грозивших бедствиях. Известно, что в 1505 году угодник Божий явился иноку Хутынской обители Тарасию и предупредил его о потопе, моровом поветрии и пожаре. Это явление изображено на иконе «Видение пономарю Тарасию» (см. приложение). По молитвам святого город был спасен от потопа, но через 4 года предсказание его о моровом поветрии и пожаре сбылось. В 1461 году в Москве был освящен первый храм во имя преподобного Варлаама, а в 1521 году столица России была спасена от нашествия татар по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Это было открыто Богом в видении престарелой и слепой инокине Московского Вознесенского монастыря. Когда враги окружили город, благочестивая подвижница увидела, что из Кремля через Флоровские (Спасские) ворота выходили Московские святители Петр, Алексий, Иона и другие архиереи и священнослужители, и уносили с собой Владимирскую икону Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам припали к святителям со слезами. После общего молебна Господу и Божией Матери чудотворный образ возвратили в Кремль и город был спасен от нашествия врагов. В тойже день Иже во святых отца нашего Павла, архиепископа Константинаграда, исповедника На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Павел Богоглаголивый/тя подобника рукополагает, тезоименно зовема/и нравы украшаема того, всеблаженне,/и благочестием, и мужеством души,/и терпением обстояний,/и ревностию распаляема, Православия поборниче./Емуже и ныне спрославляешися/в Небесных обителех. Ария безбожнаго и злочестиваго Македония/твердыми догматов твоих жилами удавил еси,/правым же словом учения/православных множества, священномучениче отче, утвердил еси./Тем твое пресветлое исповедание прием,/Царствия показа общника Человеколюбец. Течение совершивша тя и веру соблюдша,/иерарше блаженне,/Христос венча светлым венцем правды/и украси твое исповедание, досточудне./Тем, Небесное наследие прием,/Спасу молися о воспевающих тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С кон. XVI в. В. К. считается покровителем поморов «от водного потопления». Особенностью чудес, совершенных преподобным, является то, что мореходы не обращались непосредственно к В. К. с молитвой, преподобный сам приходил на помощь и открывал свое имя. В 1903 г. имя В. К. было внесено в «Верный месяцеслов» (под 6 нояб.). Оно входит в Собор Карельских святых, празднование к-рому в 1974 г. установила Финляндская Православная Церковь (1 нояб. н. ст.). В Русской Церкви соборная память Карельских святых празднуется в субботу между 31 окт. и 6 нояб. (ст. ст.) (празднование установлено по инициативе Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) ). Тропарь, кондак и молитва святому помещены в Минее (МП). По сообщению архим. Никодима (Кононова), в нач. XX в. в Георгиевской ц. в Керети над ракой В. К. находилась икона с изображением событий жизни святого: рождение, Крещение и обучение грамоте, рукоположение во пресвитера, искушение преподобного бесом, постриг, моление у часовни в Чупской губе, преставление, перенесение останков В. К. в Кереть, погребение в часовне, обретение мощей, исцеления у гробницы, др. чудотворения. В Иконописном подлиннике Филимонова о В. К. написано: «Подобием сед, плешив, брада курчевата, аки Антония Киевскаго, ризы поповския, в руках Евангелие» (С. 38). «Плешив, подобием и брадою аки Афанасий, ряска празелень, лета 7100, ноября 7» (БАН. Собр. В. Г. Дружинина. 975. Л. 29). В 1997 г. в восстанавливаемом Благовещенском соборе в Кеми, в нижнем Никольском храме, освящен придел во имя В. К. Здесь же находится редкая икона с изображением святого (XIX в). В 2001 г. в г. Кола, на месте древней Никольской ц., где служил В. К., освящен храм в честь преподобного. Ист.: Описание о российских святых. С. 161-163. ЖСв. Кн. 1 (доп.). С. 289-295; ПСПиР. 1889. Т. 6. 1968. С. 17-20; Знаменский П. В. Повесть о прп. Варлааме Керетском//СбОРЯС. 1893. Т. 55. С. XV-XXI; Никодим [Кононов], архим. Древнейшие Архангельские святые и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 32-35; Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 178-196; Повесть о житии Варлаама Керетского//ПЛДР: XVII в. М., 1989. С. 305-309, 624.

http://pravenc.ru/text/154249.html

Жития эти удобнее всего называть «народными житиями». Народные жития мало следуют житийному этикету и главное внимание обращают на чудеса, которым придают бытовой и сказочный характер. К таким житиям относится, например, «Житие Варлаама Керетского» – святого, жившего в XVI веке, но почитание которого развилось в XVII. Святой этот «воспитание имел в Керецкой волости на море-окияне». О подвигах благочестия этого святого говорится довольно мало. Благочестие его мотивировано при этом не совсем обычно, и, очевидно, так, как оно произошло в действительности. Варлаам из ревности убивает свою жену. Тело ее он берет с собой в карбас и молится о прощении. «И бе видети праведнаго труды единаго по морю в карбасе ездяща с мертвы телом от Колы около Святаго Носа даже и до Керети. И не якоже протчии человецы ожидаху парусного плавания, но он плаваше против зелнаго обуревания и весла из рук своих не выпущаше, но труждашеся велми и псалмы Давидовы пояше, то бо ему пища бяше». Сразу же совершаются первые чудеса. Он выводит у Святого Носа всех червей, которые точили карбасы поморских рыбаков. После его смерти ручей, появившийся из его могилы, тушит пожар в соседней церкви. Святой является после смерти и спасает рыбаков в Белом море. При этом, вопреки христианскому смирению, «объявляется» этим рыбакам и требует, чтобы они оповестили всех, что именно он спас их от бури. В XI–XIII веках отдельные, очень краткие картины природы (в «Поучении» Владимира Мономаха , в «Слове на антипасху» Кирилла Туровского ) имели своею целью раскрыть символическое значение тех или иных явлений природы, выявить скрытую в ней Божественную мудрость, извлечь моральные уроки, которые природа может преподать человеку. Птицы летят весной из рая на уготованные им места, большие и малые, – так и русские князья должны довольствоваться своими княжениями, большими и малыми, и не искать больших. Так рассуждает на рубеже XI и XII веков Владимир Мономах . Весеннее пробуждение природы – символ весеннего праздника Воскресения Христова, – так рассуждает в XII веке Кирилл Туровский .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010