Эти черви — моллюски, называемые «корабельные сверлила», протачивали суда даже из самого крепкого леса и заставляли судовщиков проходить Святой Мыс не морем, а волоком, то есть переносить суда берегом. Черви эти не причинили никакого вреда преподобному, но он хотел сделать безвредным плавание около Мыса для всех. Святой помолился Богу и был скоро услышан: черви бесследно пропали, и с тех пор путь около Святого Мыса стал безопасен для плавания. Приняв чудо за извещение о том, что Господь уже простил великий грех его, преподобный Варлаам вскоре оставляет мир, принимает иноческое пострижение и поселяется в лесной пустыни близ озера Керети. Предание рассказывает, что отшельника в его уединении беспокоили женщины, которые летом приходили в лес собирать ягоды и при этом распевали мирские песни. Беспокойство заставило подвижника оставить Кереть и удалиться к Чупской губе. Там преподобный и скончался. Неизвестно, когда и кем многострадальное и трудолюбное тело преподобного Варлаама принесено было в село Кереть и погребено здесь при церкви святого Георгия, за алтарем с восточной стороны. С первых десятилетий XVII века среди населения северного Поморья началось почитание Керетского подвижника святым. В 1664 году со слов трех свидетелей — Петра Васильевича Буторина, Иакова Носкова (или Поснова) и Евфимия Больнищева — записаны были явления и чудеса преподобного, которые с достаточной ясностью указывают на то великое благоговение, с каким относились жители Поморья к памяти угодника Божия. Петр Васильевич Буторин, еще будучи десятилетним мальчиком, выехал с отцом на рыбную ловлю в Белое море, к Сон–острову. И видел Петр во сне, будто плывут они близ Шарапова мыса. Поднялась буря. Мальчик с ужасом заметил, что карбас их полон воды, а спереди шла на них волна, готовая потопить их. Но затем Петр видит старца с седой бородой, защищающего их судно от напора волны. И вдруг карбас очутился в защищенном от волн месте, за коргою (корга — каменная подводная гряда, или риф). Когда минула опасность, старец сказал мальчику: «Вы потонули бы, если бы не я, Варлаам из Керети».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Ревность о Господе пастыря сердце снедает,/юности цвет он мертвит воздержаньем поста и молитвой./Светлая скромность жену иерея венчает,/и непорочность союза народ изумляет./Духам нечистым и людям строптивым досада –/«неукоризненны, чистые Божии чада» ./Имя Христово всегда на устах Варлаама,/именем этим смиряет он демонов древних./Злобою дышит извечный противник спасенья./Мы ж воспеваем молитвы в стихах таковые: Радуйся, веры Христовой крепкий ревнителю, Радуйся, Русского Севера теплый предстателю. Радуйся, скорбей душевных искусный целителю. Радуйся, Царствия Божия усердный искателю. Радуйся, смело на дух сего мира восставый Радуйся, древнего змия тенеты раздравый. Радуйся, древних отцов подражателю дерзостный, Радуйся, чистой молитвы стяжателю ревностный. Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 5 Жизни твоей позавидовал змий прелукавый,/входит в супругу твою, «вадя на смешение странно» ,/страшну хулу изрыгая на Церковь и веру Христову./Ты же молитву о ней непрестанно творишь со слезами пред Богом,/в церкви Святого Георгия матушку ставишь зовя к покаянию,/чин заклинания именем Божьим на беса читаешь,/и Копие со престола берешь и крестом осеняешь,/дабы святыней изгнать страсть лихого недуга./Господа молишь очистить родную супругу,/дабы вновь вместе Ему воспевать: Аллилуия. Икос 5 Имя Христово для темного демона – пытка,/страшными муками тело невинной терзает,/бесную тщится из храма Господня исторгнуть./Епитрахилью святою ей руки тогда Варлаам повязает,/крест знаменуя Святым Копием возле сердца,/и возглашает заклятье на демона именем Божьим./Смрадом и дымом исходит великая злобная сила,/и предстает в полный рост пред священником в жутком и мерзком обличье./Крепко стоял Варлаам перед злобою дышащим бесом,/но не сдержал своей страсти – «зашло его солнце во гневе» ,/грешною яростью он распалился на зверя/и поразил Копием ненавистного древнего змия./Рев сатанинский потряс стены древнего храма,/и унеслась восвояси нечистая злобная сила./Кротко на мужа успела страдалица глянуть,/и отлетела душа голубицы невинной./Мы же, скорбя с Варлаамом безмерно,/радостью скорбь растворяя, возносим стихи таковые:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Духа Божественнаго благодатию собрани, празднолюбцы,/Варлаама, благочестия подражателя,/веселящеся, восхвалим днесь,/Церкве пресветлаго светильника,/тело бо неудобопокоривое/воздержания броздами яве низложи/и благопокориво души повинул есть./Темже Божественнаго Духа сосуд достоин уготовася/и, Троице со Ангелы предстоя,/молится непрестанно/о умирении мира и спасении душ наших. Слава, глас 8: Всечестное и святое тело твое,/Варлааме, отче наш,/исцеления неоскудно подает притекающим с верою,/и душетленная страсти исцеляя,/множества же демонская отревая./Темже и стада монахов/со архиерейскими лики, чудесы удивляеми,/достолепно и радостно от души вопием:/Богоблаженне и преподобне отче наш Варлааме,/моли Христа Бога/ущедрити мир и спасти души наша. И ныне, Богородичен: Владычице, приими молитву раб Твоих: Славословие великое. И час 1. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам: Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа: Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник: Преподобный Варлаам Хутынский (в миру Алексий) родился в Новгороде Великом от благочестивых родителей Михаила и Анны. Воспитан был в благочестии и содействием благодати научен Божественным книгам, в знании которых превзошел старцев. С юности он устремился к иноческой жизни. На тревогу родителей о его раннем постничестве он с духовной мудростью кротко напоминал слова Священного Писания ( 1Кор. 8:8 ; Пс. 143:4 ) и примеры из жизни святых. После кончины родителей блаженный раздал имение и удалился в монастырь. Там он нашел наставника, иеромонаха Пафнутия, и от него принял иночество. В поисках совершенного безмолвия он обошел различные места, желая устроить себе обитель. На правом берегу реки Волхова в 10 верстах к северу от Новгорода Преподобный нашел красивый холм, называемый Хутынь 78 , и увидел некий Божественный луч, осиявший его. Сотворив молитву и построив келлию, святой стал ревностно подвизаться на том месте в посте и трудах. Каждую ночь преподобный Варлаам бодрствовал и молитвой с крестным знамением отгонял бесов. Он переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пустынные подвиги с ним долго разделяли знатные братья-новгородцы Порфирий и Феодор Малышевичи. Когда к нему собрались многочисленные пустыннолюбцы, Преподобный воздвиг небольшой деревянный храм во славу Преображения Господня, а также несколько келлий и дал для обители свой устав, в котором предписывал раздавать милостыню бедным, кормить и поить всех странников. К старцу за советом приходили не только иноки, но и знатные и простые миряне. Преподобный поучал их: «Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь – мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами». Жить обязывал Преподобный по правилам святых отцов, честно и благоговейно, о нуждах и делах монастыря заповедал советоваться с тремя или четырьмя из старших, а потом предлагать дела на общее рассуждение братии. В последний год жизни преподобный построил каменный храм в честь Преображения Господня в Хутынской обители. При освящении храма святитель Гавриил Новгородский (†1193) возвел святого старца в сан игумена. Вскоре, 6 ноября 1192 года, Преподобный преставился к Богу. Незадолго до блаженной кончины он избрал преемником инока Антония. В середине XV века (1440 или 1452 гг.) были обретены нетленные мощи угодника Божия, тогда же совершено прославление Преподобного в лике святых. Благодатью Святого Духа преподобный Варлаам как при жизни, так и по отшествии к Богу воскрешал умерших, изгонял бесов, исцелял слепых, прокаженных и многих других недужных. Особенно прославился Преподобный прозорливостью. История Новгорода свидетельствует о таком случае. Находясь у Новгородского архиепископа Григория, Преподобный предупредил святителя о своем приезде в пятницу первой недели поста святых апостолов Петра и Павла на санях. Архиепископ был удивлен. Когда же наступила ожидаемая пятница, к ужасу и удивлению новгородцев выпал глубокий снег и ударил мороз, и преподобный Варлаам действительно прибыл на санях к святителю Григорию. Вскоре ужас новгородцев сменился радостью. По словам преподобного Варлаама Господь смиловался над новгородцами по молитвам Пречистой Богоматери и святых апостолов. Мороз убил червей, которые были скрыты в корнях ржи, а снег, растаявший на следующий день, напоил жаждущую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Внешность и одежду преподобного все описывают согласно: это был человек высокого роста, с длинной с проседью бородой и с темными волосами. Он являлся в иноческой одежде или в светлых, сверкающих ризах. Еремею Нестерову преподобный сообщил, что «преставился тому 120 лет». Вот и все скудные данные о личности преподобного Евфимия.  Почитание чудотворца продолжалось, в 1829 г., на основании «Дела об обретении мощей» (записей и рассказов о чудесах), была написана служба. •  Основание Михайло-Архангельского монастыря относят к XII в. и связывают с именем свт. Иоанна, архиепископа Новгородского (память его 7 сент). Мощи преподобного были обнаружены незадолго до образования Архангельской епархии, до этого времени окормпявшейся новгородскими владыками. Ныне эти места сохраняют прежние названия. Преподобный Антоний Черноезерский (XVI в.) Память его празднуется 17 янв. в день тезоименитства вместе с прп. Антонием Великим (+ 365) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Антоний Черноезерский был основателем монастыря на берегу  Черного озера,  на  Новгородском Севере.  Святые мощи его покоятся в церкви упраздненной его обители, ныне приходской. Сведения о житии его не сохранились. •  Преподобный основал монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы на берегу Черного озера, в 40 верстах на северо-восток от Череповца. Так называемый Новгородский Север ныне частью входит в Вологодскую обл.; местностъ, где подвизался прп. Антоний, находится в Череповецком р-не (Вологодская епархия).   •  Почитание святого началось задолго до постановления Святейшего Синода, последовавшего в 1721 г.   Преподобный Варлаам Керетский (XVI в.) Память его празднуется 6 нояб. Прп. Варлаам родился в  Керетской волости  в Архангельской области и был священником в городе Коле. Искупая содеянный им  тяжкий грех,  он возложил на себя страшный подвиг. Он стал плавать по Белому морю против ветра, по самым опасным местам, непрерывно читая псалмы Давида. Лодку он направлял непрестанно туда, где плавание было невозможно по причине живших там обильно червей, которые протачивали суда, но он молился об уничтожении их, и черви исчезли. Тогда он понял, что помилован. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Радуйся, крест покаяния с верной супругой понесший, Радуйся, Господа Славы избранный и верный угодниче. Радуйся, ангельских ликов земный соработниче. Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 9 Ангелы зрят с небесе, прозревая твой труд небывалый/третий уж год истекает в упорной борьбе со стихией,/с властью греха, со всесилием тленья и смерти./Во прославление дивного Имени Бога/благоухают останки страдалицы верной,/вновь посрамляя начальника всех богоборцев./Радость предчувствуя, чая конца испытаний/Духа Святого даров Варлаам сподобляется чудно./Грешник прощенный возводится в лик чудотворца –/радость на небе и песня хвалы: Аллилуия. Икос 9 К Мысу Святому стремишься ты в малой и утлой лодьице/чувствуя силу и слыша язык тварей Божьих:/страшных червей корабельных – морских древоточцев,/тех, что творят зло великое людям на море,/в прах изгрызая остовы судов без пощады./Встав на молитву, собрав тех червей, запрещаешь/именем Господа злое творить мореходам отныне./Люди, уведев великое, славное чудо/в радости велией путь свой морской совершают,/славя угодника Божия, песни поют таковые: Радуйся, к славе избранный, угодник Христов Варлааме. Радуйся, горькую ношу омывший своими слезами. Радуйся, помощью дивной от Господа благословленный. Радуйся, яко помощь от верной супруги явленна. Радуйся, в скорби людской на помощь не медля спешивый. Радуйся, радость великую всем морякам подаривый. Радуйся, страшных червей от Носа Святого отгнавший, Радуйся, в вечные веки их именем Божьим заклявший. Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 10 Ветер попутный отныне ладье Варлаама –/то греха искупленье долгожданную встречу торопит,/Старцу сказать о знамениях ясных прощения,/и приобщиться заветного Дара Христова./Радость великая Феодориту приспела/в крепких объятьях, в слезах лобызает скитальца морского/и благословляет на постриг любимое, верное чадо,/дабы монахом ему отправляться на Печенгу смело./Но прежде на остров несет Варлаам свою тяжкую ношу родную,/где обретет она вечный покой, и где он пропоет: Аллилуия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин) рассуждает с молодыми собеседниками – священником и публицистом – о значении для нас, живущих сегодня, подвига новомучеников и исповедников Российских, об истоках духовной и материальной катастрофы, поставившей Отечество на колени, о необъяснимом желании ненавидеть отчизну, о том, что многим «записным» православным очень бы не мешало поучиться у искренних «самарян», людей неверующих. Прпп..Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, Варлаам Керетский Святые – рядом: помните об этом – Какой смысл имеет, владыка, поклонение мощам святых? У вас в Североморской епархии с радостью говорят о недавнем нахождении здесь ковчега с мощами многих новомучеников и исповедников. Для чего привозили мощи? Каковы духовные итоги их нахождения здесь? Какие плоды? – Плоды? Уже то, что они сюда прибыли, – это и есть плод, который мы обрели, который нам был дарован. Ведь мы в эти дни обращались в молитвах к целому сонму новомучеников, наших святых соотечественников. Понятно, что процесс нашего вхождения в общение с ними не может быть скоротечным, речь идет о нашем духовном созревании для такого общения. Я имею в виду некий процесс нашего вхождения в общение с теми, кто сейчас, будучи в Царствии Небесном и предстоя у Престола Божия, являются нашими ходатаями пред Господом. Они, безусловно, за нас ходатайствуют, как, впрочем, и многие другие миллионы тех, кто погибли в этой страшной истории ХХ века. Однако сугубую честь имеют те, которые сегодня уже прославлены Церковью. Эти угодники Божии молятся о нас – вот значение поклонения мощам святых, осознанного, подчеркну, поклонения, соединенного с молитвой, а не, простите, «дежурно-прикладного». – Иногда удивляет приставка «ново-». Вроде бы святые во все времена – святые, а тут какая-то новизна. Как к ней относиться, к этой новизне? – Как к великой радости, вечно новому и свежему христианскому счастью. Поясню. Здесь, безусловно, есть специфика. Подвиг новомучеников был совсем недавно, эти святые – по сути, наши современники. И наше общение с ними, восприятие их житий, церковных служб происходит не так, как со святыми глубокой древности, мучениками первых веков, такими как, например, Георгий Победоносец , Пантелеимон, Димитрий Солунский, и другими великими угодниками Божьими. В их честь уже построены многочисленные величественные храмы, написаны прекрасные иконы, составлены полноценные службы. То есть уже сложилась тысячелетняя традиция их почитания. Мы же сейчас находимся в самом начале какого-то очень важного пути обретения духовного сокровища исключительной силы. И, надо сказать, священноначалие нашей Церкви постоянно напоминает о необходимости обращения особого внимания на эту задачу достижения полноценного почитания новомучеников.

http://pravoslavie.ru/110146.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 ноября 1 мин., 22.05.2012 Преподобного Варлаама Хутынского (1192). Святителя Павла исповедника, патриарха Константинопольского (350). Мучениц Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Преподобного Луки Тавроменийского (800-820). Преподобного Луки, эконома Печерского (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ 1 Сол., 269 зач., IV, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17-23. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Лк., 64 зач., XII, 8-12. ЦИТАТА ДНЯ Хоть плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим. Эсхил РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 19 ноября (аудио + текст): прп. Варлаам Хутынский свт. исп. Павел Константинопольский свт. Герман Казанский МАТЕРИАЛ ДНЯ Сегодня - Международный мужской день. Поздравляем всех представителей сильного пола с праздником и желаем им всегда оставаться мужчинами с большой буквы! Но кто такой Настоящий мужчина? Какими качествами должен обладать? И какие этические требования выдвигаются к потомкам Адама? Об этом наш архивный материал. Протоиерей Андрей Лоргус. Поколение инфантильных Протодиакон Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента). И оставит человек отца и мать... Протоиерей Николай Емельянов. Жена да боится мужа... Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-11-19.html

Во время плавания молил Бога о прощении, сильно страдая, слезы лил, и Господь, видя его искреннее раскаяние, даровал благодать. По молитве преподобного Варлаама в непроходимых прежде местах возле Святого Носа исчез древоточивый морской червь, из-за которого тонули суда. После этого преподобный Варлаам был пострижен в монашество и удалился в «пустыню» близ родной Керети. В «Повести о Варлааме Керетском» записано, что он много помогал людям — больным и попавшим в беду. В Благовещенской церкви в Коле хранится старинный крест преподобного Варлаама Керетского, а неподалеку находится небольшая церковь во имя этого святого. В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в день памяти преподобного Трифона Печенгского, 28 декабря, было установлено празднование в честь Собора Кольских святых. Их молитвенное предстательство за жителей Кольской земли сегодня важно как никогда. Ведь Север в последние годы претерпел настоящее духовное нашествие со стороны различных иностранных миссионеров. Ко дню празднования Собора Кольских святых петербургскими иконописцами была написана икона ставшая доя жителей Кольской земли одной из почитаемых святынь. Создание епархии 27 декабря 1995 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Кольском полуострове была учреждена Мурманская и Мончегорская епархия. Ее управляющим был назначен епископ Симон (Гетя). На момент прибытия Владыки Симона в Мурманскую епархию здесь действовал всего 21 храм, а клир насчитывал 33 священнослужителя. Все Епархиальное управление тогда состояло из него одного и помещалось в небольшой квартире на втором этаже здания, принадлежавшего Свято-Никольскому собору. В 1997 году Мурманскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Помолиться вместе с Предстоятелем собрались верующие и духовенство со всей епархии. Его Святейшество совершил богослужения в Никольском кафедральном соборе Мурманска, освятил новопостроенный Вознесенский собор в Мончегорске, встретился с военными летчиками, пограничниками и моряками, несущими на северных границах России свою нелегкую службу.

http://pravmir.ru/murmanskaya-eparhia-15...

«Приближайся к Богу. Хоть ползком, но – приближайся» Беседа с игуменом Трифонова Печенгского монастыря Давидом (Дубининым) Петр Давыдов Игумен Давид. Фото: Родион Денисов Первое, что мы увидели, подойдя к монастырю: выходит морской пехотинец, настоящий богатырь, поворачивается лицом к вратам, крестится и кланяется. Проходя мимо нас, этот гигант, которому мы едва по пояс, улыбается, здоровается с чужаками. Но смотрит по-северному испытующе, очень внимательно, даже пристально. Здесь по-другому и нельзя, наверное: сама природа обязывает к внимательности. Слов на ветер ронять не принято, болтаться без дела – тоже. Да и граница под боком – столетиями люди с обеих сторон присматриваются друг к другу: мало ли чего. Бывало и много чего, и всё невеселое. Так что суровость тут естественна. Поначалу, конечно, чуть ли не обижаешься, тоскуешь без каравая с пряниками и вареньем. Но потом снег, лед, сопки, море неподалеку, северное небо скажут свое веское слово, и ты сам начинаешь смотреть на мир повнимательнее, суровее, без дежурной улыбочки туриста. А вот улыбка морпеха у святой обители – это да, это самое то. Очень подходит к этому месту. Игумен Давид, как обычно, занят, дел невпроворот: постоянные вопросы паломников, недоумения трудников, добрые и обстоятельные советы деловитым монахам. Тут еще мы приехали… Но время для беседы нашел моментально, и мы уединились в «чайную» для разговора. Ого! пряники появились, варенье. Солнце выглянуло из-за сопок. А Север-то, оказывается, приветливый, если присмотреться. Апостол лопарей – Отец Давид, обитель была основана преподобным Трифоном Печенгским, пришедшим в эти края в XVI веке, так? Что это был за человек? – Сама обитель существует с 1532 года, но преподобный Трифон пришел сюда раньше. Где-то уже в 1529-м он побывал здесь вместе с преподобным Феодоритом – это был духовный наставник Трифона. А сам Трифон, тогда Митрофан, был родом из Торжка, судя по житию. И это время, середина XVI века, было благодатным для наших Кольских пределов: здесь подвизалась «Кольская троица» – три преподобных: Феодорит Кольский, Трифон Печенгский и Варлаам Керетский. В службе Кольским преподобным Трифон именуется «северным апостолом», апостолом лопарей. Он пришел сюда где-то в 20-х годах XVI столетия, и к 1529 году уже всё и все были готовы как к крещению, так и к построению храма на Печенге. И Трифон пошел в Москву, к митрополиту Макарию, чтобы взять благословение на стройку и освящение храма.

http://pravoslavie.ru/103018.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010