Ю. и З. Р.”, III, 17 (Отписка 1640 г. о прибытии в Путивль Киев. монахов; игум. Леонтий), 18 (Челобитн. 1840 г. митроп. Петра Могилы ; игум. Леонтий Бронкевич), 20 (Челобитн. 1640 г. игум. Леонтия Ондреевича о милостыне), 24 – 28 (Доклады и памяти 1640 г. о запасах и жалованье для Киев. монахов), 33 (Челобит. 1640 г. митроп. Петра Могилы о построении м-ря в Москве, в котором бы жили монахи Киево-Брат. м-ря для обучения детей греч. и славян. грамоте), 40 (Челобитн. 1640 г. игум. Леонтия о милост. на украшение храма Трех Святит. в Киеве), 43 (Память 1640 г. о выдаче игум. Леонтию церков. книг), 44 (доклад 1640 г. об устройстве в Москве учительн. м-ря), 259 (Письмо 1649 г. игум. Иннокентия Гизеля к царю с просьбою жалов. грам. и милост. для Киев. школ), 263 (Отписка 1649 г. о приезде в Путивль старцев из м-ря), 267 (Доклад о подарках старцам), 314 (Ж. гр. 1651 г. Богд. Хмельницкого на маетности доминикан. и село Мостища), 350 (Распросн. речи 1656 г. певчего Александра Лешковского); IV, 58 (Наказ 1658 г. о наградах Войску Запорож.), 112 (Подтвердит. грам. на владение доминикан. имениями и село Мостища); VI, 25 (Гр. 1665 г. игум. Мелетию о пребывании архидиак. Газского Арсения в Москве); VII, 31 (Показание 1668 г. игум. Варлаама Ясинского по обвин. еписк. Мефодием), 41 (Благодар. письмо 1668 г. за присл. милостив. грам.); VIII, 8 (Челобитн. 1669 г. об измене духовн. лиц); IX, 60 (Письмо 1670 г. игум. Варлаама Ясинского Аф. Ордину Нащокину с благодарн. за присылку соболей), 147 (Дело 1672 г. о гетм. Многогрешном, см. XXII допросы сообщников гетмана); X, 16 (Посоль. малоросс. духовенства 1654 г., статья VII, грам. к государю настоятеля иеромон. Феодосия Софоновича и друг.; статья XI, под 2, челобитн. о пожаловании разн. прав): “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 187 (Акт избр. 1687 г. в гетм. Мазепы; ректор и игум. Феодосий Гугуревич); “Акты Зап. Р.”, V, 28 (Ж. гр. 1651 г. на влад. маетностями, принадлежав. ксендзам Доминик., также сел. Мостищами), 41 (Подтверд. гр. 1655 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

155 Например, в июле, в житии св. Аполлинария в Макарьевских Четиих-Минеях читаем: «Руф же патрокл бояся Бога» – Святитель на поле: «кесаря» (л. 385 об. а); в Четиих-Минеях: «четыри дни» – Святитель: «лета» (л. 387 об. а); в житии Евпраксии девицы: «сирским мечтом» – Святитель «ми» (т. е. мирским, л. 419– об. б); «горнец с землею» – Святитель: «с зелием» (л. 420 об. б. и 421 а). См. также в июне житие Паисия Великого, в августе – Адриана и Наталии и др. 156 Исследование, с. 47. Нам думается, что тут простая опечатка, ибо ранее И. А. Шляпкин называет Минеи «Великими» и далее «Макарьевскими». 162 Письмо Варлаама Ясинского к патриарху Иоакиму. Архив юго-западной России, т. 5, ч. 1, с. 279–280. 168 См. об этом статью Н. И. Петрова «О влиянии западноевропейской литературы на русскую» в «Трудах КДА» за 1872 г., т. 2, особенно с. 463 и далее, или книгу М. Сменцовского «Братья Лихуды». СПб., 1899, особенно гл. 2. 171 Письмо Варлаама Ясинского к гетману И. Мазепе, писанное рукою свят. Димитрия. Исследование И. А. Шляпкина, с. 184. 176 Евгений, митрополит. Описание Киево-Печерской Лавры, прилож., с. 84: «и тоя разумом или мудрством и книги в типографии да издаются». 178 Рукопись Московской Синодальной библиотеки, 146: а) выписка из сочинения братьев Лихудов о пресуществлении, л. 191; б) выписка из «Манны» Сильвестра Медведева, л. 192. Рукопись 147: а) 12 статей, уверяющих сумнящихся в пресуществлении Св. Тайн, л. 268; б) свидетельства об Иерониме и Августине из Макарьевских Четиих-Миней, л. 378; в) свидетельство св. отец на гл. 88 толкования Божественныя литургия блаж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского: «Показание от писаний свв. отец на неправоглаголющих, яко бы в Божественней литургии пресуществлятися хлебу и вину в Тело и Кровь Христову словесы токмо Христовыми: «приимите, ядите». Это – обстоятельнейшее доказательство православного мнения о пресуществлении, лл. 274–284. 181 См. грамоту митроп. Гедеона к патриарху Иоакиму от 22 августа. Архив юго-западной России, т. 5, ч. 1, с. 288–289.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1689 году Станислав-Симеон вернулся в Киев, снова под покровительство Варлаама (Ясинского). Первым делом в Киеве он отрекся от католичества. Как пишет протоиерей И. Морев , в отличие от многих других, Стефан принёс действительно искреннее раскаяние в своём хоть и временном, но отступлении от Православия 305 . В ходе испытаний, проведённых в Киевской Академии, он показал немалые знания наук и продемонстрировал великолепные способности сочинять стихи на русском, польском языках и на латыни 306 . За эту способность он был даже удостоен титула «Лавроносного Стихотворца» («Роета Laureamus») 307 . Следующим отдельным этапом в жизни Стефана можно выделить период с 1689 по 1700 год, то есть с момента возвращения в Киев и до отъезда в Москву. Уже в том же 1689 году, по убеждению своего наставника и покровителя, архимандрита Варлаама (Ясинского) (им же и был пострижен), он принимает монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Стефан. В скором времени он был назначен в академию преподавателем «риторики и витийства» 308 . В 1691 году Стефан был назначен префектом академии и профессором философии, а через несколько лет – профессором богословия 309 . Отмечу, что исследователи едины во мнении, что преподавательская деятельность Стефана была благотворна для Киевской Академии, привнесла в неё последнее слово латинской богословской и философской мысли, взрастила целый ряд будущих учителей, проповедников и администраторов. Среди учеников Стефана был и будущий его противник Феофан (Прокопович) . В 1697 году Стефан был уволен из академии и произведён в сан игумена Свято-Никольского Пустынного монастыря в Киеве 310 . В 1700 году Киевский митрополит просил Патриарха Адриана об учреждении Переяславской епархии и отправил к нему в Москву игумена Стефана (Яворского) и игумена Захария (Корниловича), чтобы он выбрал из них будущего архиерея. Уже тяжко больной, Патриарх обещал поговорить об этом с царём. В ожидании решения о епархии и о них оба игумена поселились в Малороссийском подворье в Москве 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архим. Лука Белоусович, как только узнал о предпринятом со стороны м. Тимофея Щербацкого ходатайстве, сейчас же начал подготовлять средства к тому, чтобы всячески помешать ему. В лавре была составлена контрчелобитная, которую 16 июля 1752 г. Софроний Тернавиот, бывший тогда уже иеромонахом, подал лично в коллегию иностранных дел. Содержание лаврской контрчелобитной, состоявшей из четырех пунктов, было таково. Упомянув о том, что киевский м. Тимофей Щербацкий 25 января 1752 г. подал государыне челобитную о подтверждении высочайших грамот, жалованных прежним митрополитам киевским – Гедеону Святополк-Четвертинскому, Варлааму Ясинскому и Иоасафу Кроковскому, и всех прав, какие давались митрополитам теми грамотами, «а особливо о устроении его преосвященству в своей епархии типографии для печатания книг» (п. 1), лавра затем переходила прямо к доказательствам неосновательности последнего домогательства м. Тимофея Щербацкого и невозможности удовлетворения его с точки зрения интересов лаврских. Лавра ссылалась, прежде всего, на то, что, несмотря на жалованные грамоты киевским митрополитам, о подтверждении коих просил Тимофей Щербацкий, «в древних, средних и недавно минувших годах в Киевской епархии за всех бывших преосвященных митрополитов киевских типографии не было; а имелась издавна и ныне имеется типография в Киево-Печерской лавре, высокомонаршими жалованными грамотами утвержденная» (п. 2). Вслед затем лавра, переходя на юридическую почву, старалась доказать неосновательность претензий м. Тимофея Щербацкого, желавшего заводить свою типографию, неосведомленность его и его доверенного относительно истории спорного вопроса. «Что же присланный от его преосвященства» – писала лавра, – «архимандрит Пахомий сказкою в государственной коллегии иностранных дел показал, яко де по данной прежде бывшему киевскому митрополиту Гедеону князю Четвертинскому грамоте позволено иметь типографию для печатания книг, и в жалованных де грамотах митрополитам киевским – Ясинскому и Крокоскому все де то подтверждено, и хотя де в Киево-Софийском монастыре особливой типографии в то время не имелось, но такие де типографии находились в бывших под властью и послушанием митрополитанским, по вышеобъявленным же грамотам, Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре; а как де оные Киево-Печерская лавра и Черниговский архиепископ, по данным им грамотам, из власти и послушания митрополитов Киевских исключены, то уже де печатания книг под ведомом митрополитанским не осталось и ныне не имеется, без которого де обойтись митрополии Киевской всячески не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Описание этих событий имеется в одной из редакций «Диариуша» Димитрия Ростовского . 553 ...святейший патриарх... благослови продолжити писанием жития святых. – После встреч с Димитрием Ростовским патриарх Иоаким благословил последнего на продолжение работы над Четьими Минеями, хотя до этого был крайне недоволен выходом первой книги житий святых (1689 г.) без его патриаршего разрешения, о чем он с раздражением сообщил в письме Варлааму Ясинскому. 554 ...устрой себе особенную келлию для способнейшаго пребывания близ церкви святителя Николаа, которую он в дневных своих записках именует скитом. – В «Диариуше» под 1691 г. читаем: «Року того ж в осени збудовалем себе келию новую на скитку для спокойнейшаго писания житий святых. Месяца октоврия 15 совершена, а 18 освящена, и началем жити в ней во имя Господне». 555 Адриан (02.10.1627 (или 1637, или 1639)–16.10.1700) – архимандрит Чудова монастыря (1678–1686), митрополит Казанский и Свияжский (1686–1690), последний (десятый) патриарх Московский и всея Руси досинодального периода (1690–1700). Был противником реформ Петра I, хотя и не выказывал открытого противления царской антиклерикальной политике. 556 ...преосвященным митрополитом Киевским Варлаамом Ясинским, бывшим прежде Киево-Печерскыя лавры архимандритом... – В 1690 г. скончался киевский митрополит Гедеон (князь Святополк-Четвертинский), на его место был поставлен Варлаам Ясинский, архимандрит Киево-Печерской лавры. 557 ...в начале второй книги Четиих Миней напечатана. – Грамота патриарха Адриана была помещена Димитрием Ростовским в «Диариуше», затем публиковалась в каждом издании Четьих Миней во втором томе. В ней патриарх обратился лично к митрополиту Варлааму Ясинскому с просьбой во всем содействовать Димитрию в написании «Книги житий святых».. 559 ...остави игуменство монастыря Батуринаскаго. – Димитрий отказался от игуменства 14 февраля 1692 г., вместо него игуменом был избран Пахомий Ходорович (?–1695). 560 ...другие три месяцы... нача печатати месяц декемврий в лето 1693, месяца иулиа в 10 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Испросить у патриарха ВМЧ " великой кафедральной церкви " для святого труда Димитрия взялись гетман Самойлович и Варлаам Ясинский. Сомнительно, чтобы Иоаким рискнул перевозить свое сокровище на Украину, но после смерти царя Федора он мог распоряжаться царским экземпляром Миней, хранившимся " Приказа книг печатного дела в книгохранительной палате " — попросту говоря, в библиотеке Печатного двора, вполне доступной для приближенных патриарха (и, к сожалению, не только для них) . Видимо, эти драгоценные тома (изготовленные с прибавлениями для Ивана Грозного в 1553 г.) и были вручены Варлааму Ясинскому со строгим наказом, переписав их, прислать в Москву оригиналы и списки. Последние, заметил патриарх, были необходимы, чтобы " нам то ваше преписание в царствующем граде Москве, соборно свидетельствовав, исправить, если где что достойное исправления обретется. И тогда по рассмотрению и суждению соборному дать вам и благословение, чтобы типографским тиснением издали " . Складывается впечатление, что Иоаким не понял, зачем в действительности понадобились украинцам ВМЧ, если вообще способен был заподозрить, что великий труд Макария можно использовать как источник в творческой работе над новыми Минеями, а не образец для буквального копирования. Между тем св. Димитрий к марту 1688 г. успел " написать шесть месяцев житий святых " (половину томов)! Архимандрит и соборные старцы Киево-Печерского монастыря, бравшего на себя изрядные типографские расходы, по старинке лично рассмотрели и одобрили к печати это капитальное издание. Первый том новых Миней (за сентябрь—ноябрь) вышел в 1689 г. К сожалению, еще 15 марта 1688 г. св. Димитрий поспешил порадовать Иоакима письмом о завершении немалой части своего труда и рекомендации его к изданию . Патриарх бурно отреагировал на пренебрежение его правом благословения изданий. Первым делом он потребовал в грамотах митрополиту Гедеону и Варлааму Ясинскому немедленно вернуть ВМЧ, что и было исполнено несмотря на острую необходимость макарьевских Миней для продолжения работы Димитрия . Тот направил Иоакиму письмо с прошением благословить издание, однако было уже поздно.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

Наконец, в письме патриарха Иоакима к Варлааму Ясинскому, написанном в 1689 году, сказано, что по просьбе гетмана Самойловича патриарх дал киевлянам книги и они должны бы были, переписав их, прислать в Москву «и наши книги и ваше с них преписание» 159 . Так как это письмо вызвано было выходом в свет первой четверти Миней за месяцы сентябрь, октябрь и ноябрь, то, следовательно, за эти же месяцы высланы были из Москвы и Макарьевские Четии-Минеи. Мы поэтому думаем, что патриарх на просьбу гетмана и митроп. Гедеона прислал в Киев не три, а шесть месячных книг Четиих-Миней, с сентября по февраль. Это подтверждается и письмом, написанным Варлаамом Ясинским патриарху Иоакиму в 1689 году, когда Лавра посылала в Москву первую напечатанную книгу житий святых. Варлаам Ясинский здесь говорит, что патриарх «по челобитью о том умоленного от нас и бывшего гетмана, изводи прислати и иные большие книги, уставом писанные, от святой великой своей церкви Минеи-Четьи на месяцей шесть» и что по этим книгам исправлены вновь составленные жития святых «во первых на три месяцы первые – септемьврий, октоврий и ноембрий» 160 . Что же касается того, почему свят. Димитрий в письме к патриарху Иоакиму пишет только о трех месяцах декабре, январе и феврале, то, по всей вероятности, в это время (март 1688 г.) первые три месяца житий святых были им уже исправлены и, не нуждаясь более и Макарьевских Четиих-Минеях за эти месяцы, Святитель отослал их в Лавру, откуда они и посланы были патриарху. Письмо гетмана Ивана Самойловича князю Голицыну написано 4 марта 1686 года, следовательно, Макарьевские Минеи высланы были патриархом в Киев не ранее апреля того же года. Только с этого времени свят. Димитрий и получил возможность поставить свою работу так, как хотелось ему и его руководителю Варлааму Ясинскому. В чем же могло сказаться влияние Четиих-Миней митроп. Макария на первой части труда свят. Димитрия? Как мы указывали, составление житий святых Святитель начал в июне 1684 года. С этого времени до получения Макарьевских Четиих-Миней прошло почти два полных года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Адриану. Так оно и не состоялось при нем. Уже в 1701 г. в переяславские епископы был рукоположен местоблюстителем патр. престола Стефаном Яворским Захария Корнилович 248 . Из представленного очерка отношений патр. Адриана к Варлааму Ясинскому можно видеть, что патр. Адриан, не проявляя своей инициативы во всех вопросах, возникших по поводу состояния Киевской митрополии, большею частью ограничивался общими мероприятиями, продиктованными ему или канонами церковными, или внушением восточных иерархов (напр. Досифея Иерусалимского) и самого митр. Варлаама. Там же, где требовалось его собственное самостоятельное действие, как напр. в поставлении викария митр. Варлааму, – обнаружил нерешительность и откладывание дела в долгий ящик, вместо прямого отказа. Отношение патр. Адриана к Киево–Печерской Лавре Киево–Печерский монастырь, сделавшийся при патр. Иоакиме ставропигией московского патриарха и первой архимандрией русского патриархата, требовал особых попечений патр. Адриана. В 1690 г. в междупатриаршество после смерти патр. Иоакима до избрания нового патриарха архимандрит лавры Варлаам Ясинский по царскому указу был избран Киевской паствой в киевские митрополиты. Соборная и общая братия с наместником лавры иеромонахом Паисием отправила в Москву к собору митрополитов, архиепископов и епископов, созванному по случаю избрания нового патриарха, послание с просьбой ходатайствовать, пред царями о дозволении братиям Лавре избрать преемника Ясинскому 249 . Царями разрешение было дано, и в архимандриты был избран Лаврою, посланный гетманом Мазепою для совета и надзора за порядком при избрании, войсковой генеральный судья Михаил Вуяхевич (Вояхевич), мирянин и старик, несмотря на то, что у братии были более достойные кандидаты: наместник Лавры Паисий, архим. Черниговского монастыря Феодосий Углицкий и пустынно Николаевский игумен Иоасаф Кроковский 250 . Дело об избранном в архимандриты Вояхевиче было направлено уже к патр. Адриану, который письмом Мазепе, хотя и выразил свое неудовольствие на такое избрание братии Лавры, но тактично примирялся с фактом и требовал, чтобы Михаил Вояхевич был пострижен в монахи и по временном послушании, испытанный церковными правилами, был посвящен митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этому решению свят. Димитрий пришел не без колебаний. Он понимал, какого великого труда и знаний потребует от него составление полных Четиих-Миней, и поэтому, при свойственном ему смирении, сначала ответил на предложение Варлаама Ясинского отказом 138 . Однако, с одной стороны, советы и увещания уважаемого учителя, с другой – влечение собственного сердца и привычка к послушанию пересилили это первоначальное опасение, и, «возложивши надежду на помощь Господа и на молитвы пречистые Живота Матере и на всех святых» 139 , Святитель дал свое согласие. Только после этого переехал он в Киевскую Лавру. Здесь, через несколько дней после переселения, именно 6 мая 1684 года, собран был под председательством Варлаама Ясинского собор старцев и Лаврской братии, на котором составление житий «вручено» было Димитрию как особое «послушание», и вместе с тем он назначен был «казнодеем» Печерским 140 . Свят. Димитрий принялся за порученное ему дело «с великим тщанием» 141 . В душе своей он решил посвятить ему все свои силы и, конечно, поэтому переселился в Лавру. Здесь было самое удобное место для работы. Кроме монастырской тишины и покоя, здесь находилась обильная книгами библиотека; здесь жил такой опытный и преданный делу руководитель, как Варлаам Ясинский; здесь, наконец, можно было не опасаться внешних бедствий и нападений врагов, так как Киев и Лавра охранялись московскими воеводами. Затворившись в отведенной ему келье, свят. Димитрий в первое время отрывался от занятий только для посещения Богослужения. В великой Печерской церкви прежде указывали тот уголок, где стоял смиренный «списатель житий святых», отдаваясь тихой и усердной молитве. В Лавре Димитрию отведена была особая келья, в которой мало-помалу совершался его труд, где самоотверженный подвижник, предпочитая дело Божие своему упокоению», нередко просиживал за работой всю ночь, до благовеста к утрени, или от утомления ложился в постель «не раздеваясь» 142 . Первые месяцы, впрочем, ушли на занятия подготовительные. Прежде чем приступить к составлению житий, нужно было выработать месяцеслов, выбрать святых, жития которых помещать в Четиих-Минеях, и найти нужные для работы источники. Подобные изыскания требовали значительного времени, поэтому не удивительно, если свят. Димитрий, получив в мае от Печерских старцев послушание писать жития, только в июне принялся настоящим образом за это дело. Так, по нашему мнению, следует понимать разноречивые на первый взгляд показания двух диариев: одного, помещенного при исследовании И. А. Шляпкина и отмечающего: «6 мая вручено мне послушание писати жития святых» 143 , и другого, находящегося при сочинениях Святителя, где под июнем – месяцем отмечено: «Того же месяца начал с Божиею помощью из послушания писати жития святых» 144 . Если свят. Димитрий только в июне начал писать жития, то, следовательно, до этого времени он занят был работой подготовительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1690 г., д. 46, л. 157-158. Черновик Статьи, видимо, были поданы вскоре после поставления митрополита в Успенском соборе 31 августа 1690 г. (РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1690 г., д. 46, л. 127). Непосредственно перед списком статей в деле расположена челобитная Варлаама с просьбой о передаче Софийской кафедре старого доминиканского костела, в котором киевские мещане ныне держат кабак (Там же, л. 138) с дьячьей пометой о подготовке выписки от 3 сентября (Там же, л. 138 об.). Той же датой следует, по всей вероятности, датировать и подачу статей. Здесь и далее номер статьи. Грамоту гетману см.: Воссоединение Киевской митрополии… С. 558-561. Жалованную грамоту см.: Болховитинов Е., митр. Описание Киево-Печерской лавры. 21. С. 75-76. Датировка предположительна; см. обоснование датировок к документам 1 и 3. Документ озаглавлен: «Доклад. Великим государем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцем бьет челом Преосвященный Варлаам, митрополит Киевский и Галицкий, и Малыя Росии» (РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1690 г., д. 46, л. 183). Инструкцию см.: Воссоединение Киевской митрополии… С. 511-518. Так в рукописи. См. примеч. 25. Так рукописи. На самом деле грамота 196 (1688) г. на ставропигию давалась лавре не от имени «блаженные памяти» царя Федора Алексеевича, а от имени царствовавших и здравствовавших в тот момент великих государей Ивана и Петра Алексеевичей. См. примеч. 25. См. примеч. 26. Датировка предположительна; окончание документа не сохранилось. После него следуют царский указ от 15 сентября 1690 г. об изготовлении ковчега на большую государственную печать, подвешенную к жалованной грамоте митрополиту (РГАДА, ф. 124, оп. 1, 1690 г., д. 46, л. 161). Думается, что ответ в любом случае был дан до прощальной аудиенции Варлаама (Ясинского) у царей (Там же, л. 162), которая состоялась 19 сентября. Далее зачеркнуто: «святейшаго». Далее зачеркнуто: «рукополагати». над строкой. Далее зачеркнуто вписанное над строкой: «и ведати».

http://patriarchia.ru/db/text/5820671.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010