М. Апраксина выстроили каменную больницу с ц. во имя св. Александра Невского (разобрана в нач. XIX в.). В 1699-1701 гг. к западу от собора были возведены казначейские кельи, в 1715-1722 гг.- юж. линия корпусов (кельи, квасоварня, баня и др.) с оградой, в 1718 г. между трапезной палатой со Сретенской ц. и казначейскими кельями построена келарская палата. В 1708-1723 гг. А. Р. м. стал кафедральным, в нем размещалась резиденция Новгородских викарных епископов. В XVIII-XIX вв. 25 настоятелей А. Р. м. стали архиереями. В 1775 г., после того как сгорел новгородский Сокольницкий мон-рь, в А. Р. м. были перенесены мощи преподобных братьев Алфановых , помещены в приделе во имя ап. Иоанна Богослова Рождественского собора, где почивают и в наст. время. В нач. XIX в. в мон-ре были сооружены настоятельский корпус, примыкающий к казначейским кельям (автор проекта - архит. В. С. Поливанов), юж. святые врата, к наст. времени утратившие венчающую их колокольню, главный семинарский корпус (закончен в 1890 г., автор проекта - епархиальный архит. А. И. Борщов). А. Р. м. относился к числу наиболее влиятельных и богатых новгородских мон-рей. По количеству земельных владений во 2-й пол. XV в. (588 обжей) он занимал 4-е место после Юрьева , Варлаамиева Хутынского и Аркажского мон-рей. Вотчины А. Р. м. располагались гл. обр. в Водской и Шелонской пятинах. Вероятно, в 1-й пол. XIII в. св. блгв. кн. Александр Ярославич Невский даровал обители Бронницкий перевоз через Мсту, что позволило собирать немалые пошлины с купцов, проезжавших по московской дороге. Св. Александр Невский особо почитался в А. Р. м., в XVII в. икона с изображением св. князя находилась рядом с храмовым образом Рождества Богородицы в местном ряду иконостаса. После присоединения Новгорода к Москве во 2-й пол. XV в. у А. Р. м. было конфисковано 300 обжей земли. В XVI-XVII вв. обитель упрочивала свое положение за счет частных пожалований и собственных приобретений. Владения А. Р. м. располагались в Обонежской пятине, в погостах: Дмитриевском на Капше, Михайловском в Гедевичах, Тервинском, Оштинском за Онегом; в Бежецкой пятине, в погостах: Волочке Держкове, Сопинском Богородицком, Покровском; в Деревской пятине, в погостах: Бронницком Буховском, Деманском; в Водской пятине, в погосте Антоновском на Волхове.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Вместе с тем, Никон перенес 23 ноября в новый монастырь мощи преподобного Иакова, чудотворца Боровичского (сконч. 22 мая 1544г.). Таким образом, новооснованная обитель сделалась предметом двойного поклонения; вско­ре пошли слухи о совершающихся в ней чудесах и исцелениях. Алексей Михайлович, сочувствуя доброму делу «собинного друга» и желая поддержать его, приписал к Иверскому монастырю пригород Холм с крестьянами, деревнями и угодьями. Затем Никон перенес сюда из Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря типографию, заведенную им еще в 1650 г., в бытность новгородским митрополитом; здесь были напечатаны, между прочим: «Учебный часослов», «Рай мысленный» Стефана святогорца и произведения самого Ни­кона: «Сказание об Иверской иконе», «Сказание о созидании онежского Крестного монастыря», «Поучение к духовным и мирским», «Канон молебный о соединении веры», «Книга кормчая», «Поучение о моровом поветрии, «Пища духовная» и другие. Но исполняя дело, соответствующее его искреннему рели­гиозному чувству и выраженное в общепринятой форме, Никон обратил серьезное внимание на задуманную реформу или, лучше сказать, коренное исправление текста богослужебных книг. Келарь Суханов еще не возвратился из-за гра­ницы и Никон начал сам рыться в рукописях богатого патриаршего книгохранилища, поступившего в его распоряжение. Там он обратил внимание на грамоту восточных патриархов, присланную по случаю учреждения в России патриархата при Федоре I Ивановиче; в этой грамоте было сказано между прочим: «Православная церковь приняла свое совершение не только по благоразумию и благочестию догматов, но и по священному уставу церковных вещей; праведно есть нам истреблять всякую новизну ради церковных ограж­дений, ибо мы видим, что новины всегда были виною смятений и разлучений в церкви; надлежит последовать уставам святых отец и принимать то, чему мы от них научились, без всякого приложения или умаления. Все святые озарились от единого Духа и уставили полезное; что они анафеме предают, то и мы проклинаем; что они подвергли низложению, то и мы низлагаем; что они отлучили, то и мы отлучаем; пусть православная великая Россия во всем будет согласна со вселенскими патриархами».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Различные варианты иконографии И. среди избранных святых представлены в иконописи: на новгородской иконе «Святители Николай Чудотворец, Никита и Иоанн Новгородские, прп. Александр Свирский, с избранными святыми» из собрания П. И. Щукина (1560, ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 26-27. 366); на 2-рядной иконе северных писем «Огненное восхождение прор. Илии», в нижнем ряду поясные образы Новгородских святителей Никиты, И., Ионы и прп. Михаила Малеина (кон. XVI - нач. XVII в., ГЭ). Сопоставление с сев. святыми встречается в деревянной резьбе, напр. в складнях XVI в. с образами Новгородских святых, в т. ч. И., предстоящих Богоматери с Младенцем (ГРМ; Плешанова. 1975. С. 277), или с изображениями Соловецких преподобных (образ И. имеет подпись: «Иванъ архиепископъ») и с сюжетом «Рождество св. Иоанна Предтечи» на др. створке (ГИМ; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика XI-XVI вв. М., 1968. 71; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. С. 489. Кат. 241). Как «новый чудотворец» И. изображен в технике золотой наводки на одном из умбонов сев. врат Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.). Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Новгородские чудотворцы». 1855 г. (РГИАХМЗ) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Новгородские чудотворцы». 1855 г. (РГИАХМЗ) Поясное изображение И. вместе с др. святыми представлено на личной панагии свт. Пимена (1561, НГОМЗ; Гордиенко. 2001. С. 404; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. С. 420. Кат. 150). Прославление И. способствовало появлению его образа в составе Соборов святых на иконах, созданных за пределами Новгородской епархии, напр. в нижнем ряду иконы «Походная церковь» из ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери (3-я четв. XVI в., ТОКГ). И. встречается также в композиции «Избранные Новгородские святые», напр. на пелене из Варлаамиева Хутынского монастыря, созданной в мастерских Строгановых (сер. XVII в., НГОМЗ; Игнашина. 2003. С. 62. Кат. 36): среди прямоличных изображений И. представлен слева, с окладистой седой бородой, в мантии с источниками, в схиме, с куколем на плечах. На иконе кон. XIX в. с врезным крестом-мощевиком нач. XVIII в. (частное собрание) он изображен вместе с Новгородскими святителями Моисеем, Ионой и Евфимием и прав. Иаковом Боровичским.

http://pravenc.ru/text/468947.html

Реконструкция родственных связей Марфы, Антония и Феликса показывает, что последние были внуками новгородского боярина Григория Семеновича. Он известен как владелец Челмужского погоста в Обонежье по мировой грамоте 1375 г. (ГВНиП. 284. С. 285; см.: Янин. 1991. С. 236-244; Юдин. Новгородский род. 2003). Григорий имел родственные связи с известным посадничьим родом Мишиничей-Онцифировичей; ему и его потомкам, видимо, принадлежали усадьбы «Е» и «Б» в Неревском конце Новгорода; вероятно, именно он имеется в виду как Григорий в берестяных грамотах 60-80-х гг. XIV в., обнаруженных в усадьбе «Е» Неревского раскопа (см.: Юдин. Новгородский род. 2003. С. 163). Сын Григория Семеновича Филипп Григорьев в кон. XIV в. (до 1397) приобрел Корельский наволок и земли по Кудме и Малокурье ( Янин. 1991. С. 297-298; ГВНиП. 128. С. 185); именно эти владения Марфа после кончины своего мужа и 2 детей передала обители. Род Григория Семеновича, как и другие представители неревского боярства, был связан с Варлаамиевым Хутынским в честь Преображения Господня мон-рем . Хутынский игум. Василий был духовным отцом Марфы, «послухом» (свидетелем) при составлении завещания боярыни, внук Григория Семеновича Андрей Савельевич пожаловал Хутынскому мон-рю при игум. Василии земли и угодья в Обонежье и в Заволочье (ГВНиП. 127. С. 184-185; Янин. 1991. С. 242; Юдин. Новгородский род. 2003. С. 163). Благословение на создание К. м., учитывая время составления духовной Марфы, мог дать архиеп. Новгородский Иоанн (Стухин) (1389-1415), бывш. игум. Хутынской обители. Возможно, именно из Хутынского мон-ря по благословению игум. Василия, откликнувшегося на прошение Марфы, прибыли первые насельники К. м., в т. ч. и прп. Евфимий Корельский, к-рый, по «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (известна в списках кон. XVII-XVIII в.), был «началник (т. е. основатель.- М. П.) монастыря Корельскаго, иже бысть на Двине реце» (Описание о российских святых. С. 158). Впрочем, учитывая позднейший характер источника, имеются основания для сомнения, что он был реальным историческим лицом, а не был отождествлен с прп. Евфимием Архангелогородским. О Евфимии Корельском в «Описании...» говорится, что он был «архангельский чудотворец» (Там же); тем не менее установление имени Евфимия Архангелогородского после обретения его мощей могло быть следствием существования предания в сер. XVII в. о прп. Евфимии, основавшем свой мон-рь в Подвинье.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Святая София! — было кличем новгородца, за которую он бился до последней капли крови и готов был ради нее идти в огонь и в воду. Загорался Новгород — жилые постройки того времени были сплошь из легко воспламеняющегося материала, — новгородцы сносили все ценное под покров каменного храма — Святой Софии, и она сохраняла их добро в целости. Софийская кладовая — соборная достопримечательность. Митрофан и Ильмаринен пришли вовремя. Обедня еще не началась, и они успели помолиться пред иконами и оглядеть все уголочки просторного храма. Ильмаринен присматривался ко всему. Его внимание привлекал всякий священный предмет. Каждый столбушек казался ему диковиной. А верхние-то своды — да ведь это само небо, опустившееся пониже к земле, чтобы люди могли получше созерцать его! — Боже мой, Боже мой! — воскликнул Ильмаринен, — сколь Ты велик! После обедни, возвратясь к купцам, Митрофан и Ильмаринен услышали, что приехали-де в Новгород удачно. — А что такое? — спросил Митрофан. — Да как же, — отвечали хозяева, потчуя их. — Ведь послезавтра пойдет крестный ход на Хутынь. Какое торжество-то!.. В историческом очерке Хутынского Варлаамиева Спасо-Преображенского монастыря читаем, что в 10 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхов находилось возвышенное место, покрытое густым лесом. Место это называлось " Хутынь " (худынь, худое место) и пользовалось дурною славою. По мнению народному, здесь жила нечистая сила, и все боялись сюда ходить. Желая проводить жизнь в совершенном уединении, преподобный Варлаам (в миру Алексей — сын богатых и именитых граждан Великого Новгорода, живший в XII веке) вознамерился поселиться на этом страшном для всех месте. Подходя к Хутыни, он увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса, и по этому знамению понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волею Божией. С чувством благодарности к Господу воскликнул преподобный словами псалмопевца: Сей покой Мой во век века, зде вселюся, яко изволих и помолившись усердно Господу, поставил себе преподобный келию посреди глухой чащи и начал вести подвижническую жизнь, весь день проводя в трудах, сам обрабатывая землю для необходимого посева, а ночь — в молитве, и изнуряя свое тело строгим постом, суровою одеждою и веригами. Много нападений должен был перенести строгий подвижник от диавола, но преподобный усердно слезною молитвою и строгим постом разрушал все ухищрения врага.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1215...

Мирское имя И. С. неизвестно. В написанной им в конце жизни, ок. 1621 г., уникальной для его эпохи автобиографии (летописце), очевидно созданной на основе дневниковых записей, приведены сведения o датах «рождения плоти» и «наименования» (20 и 27 нояб. 1561), o начале «учения книжного» (1 дек. 1568), o начале службы в дек. 1572 г. нотарием (секретарем) у Новгородского архиеп. Леонида , бывш. архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила монастыря , к-рый при поставлении на Новгородскую кафедру (хиротонисан 4 дек. 1571), вероятно, взял с собой И. С. как наиболее способного ученика чудовской книгописной школы (именно там И. С. могли научить характерной для его почерка грецизированной скорописи). После опалы и смерти архиеп. Леонида (20 окт. 1575) И. С. в 1580 г. принял монашеский постриг в Соловецком мон-ре, через 7 лет покинул обитель. Уехав с Соловков 4 июня 1587 г., он за месяц добрался до Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря . В дек. 1593 г. уехал в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где оставался год, затем провел месяц в Ферапонтовом в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . 19 янв. 1595 г. И. С. отправился в Москву. Проведя почти 7 месяцев в Троице-Сергиевом мон-ре, 26 авг. И. С. поселился в Чудовом мон-ре, бывшем в это время центром рус. книжности и образованности, через 3 месяца И. С. перешел на подворье Кириллова Белозерского мон-ря, также располагавшееся в Кремле. 17 янв. 1596 г. он уехал из Москвы и вернулся на Белое оз., где провел в разных монастырях (Кирилловом, Ворбозомском, Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. ) неск. следующих лет. В 1599-1604 гг. находился на Валааме, в Тихвине и Вел. Новгороде (полгода жил в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре ), в 1604-1606 гг.- в Ниловом скиту, Спасо-Каменном и Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рях. В мае 1606 г. И. С. вновь прибыл в Соловецкий монастырь и жил там безвыездно до сент. 1609 г., когда он покинул обитель. Проведя больше года в Поморье (в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре , в Яреньге, Сырье), он вернулся весной 1611 г. в Кириллов Белозерский мон-рь. Последнее сообщение в его автобиографическом сочинении посвящено переезду из Подольного мон-ря, в к-рый И. С. сделал вклад, в Нилов скит 1 марта 1621 г. И. С. переезжал из мон-ря в мон-рь часто вместе со странствующими хорами, при которых он мог выполнять функции нотария. Труды в области книжности

http://pravenc.ru/text/578350.html

Об особых симпатиях вел. кн. Василия III к И. свидетельствуют частые поездки правителя в Волоколамский монастырь, выбор в 1530 г. волоцкого старца Кассиана Босого восприемником новорожденного наследника Иоанна, а также обстоятельства смерти и похорон вел. князя. Именно митр. Даниил вопреки возражениям бояр настоял на предсмертном пострижении Василия III. Церемонией погребения руководили старцы Волоколамского мон-ря: «Начаша его наряжати старцы осифовскые, а великого князя стряпчих отослаша» (ПСРЛ. Т. 6. С. 275). В период регентства Елены Васильевны Глинской (дек. 1533 - 3 апр. 1538) митр. Даниил активно поддерживал политику правительства. Митрополит привел к присяге малолетнему Иоанну IV и Елене Глинской братьев Василия III и бояр. По благословению митрополита был предпринят поход на Литву (нояб. 1534), осуществлено строительство Китай-города в Москве. В 1537 г., во время мятежа удельного кн. Андрея Ивановича Старицкого, митр. Даниил поддержал регентшу. После прихода к власти боярской группировки князей Шуйских 2 февр. 1539 г. митр. Даниил был сведен с престола и до кончины жил в Волоколамском мон-ре. Кандидатура на пост митрополита др. выходца из Иосифовой обители - игум. Феодосия , настоятеля Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря , не была поддержана. Во главе Русской Церкви встал постриженик Троице-Сергиева мон-ря свт. Иоасаф (Скрипицын) . При нем был сведен с Коломенской кафедры Вассиан (Топорков) (1542). Наибольшее влияние И. имели в 1542-1563 гг., когда митрополичью кафедру занимал постриженик Пафнутиева Боровского монастыря свт. Макарий, почитавший прп. Иосифа. Митр. Макарий одобрил Житие прп. Иосифа и службу ему и включил в Великие Четьи-Минеи сочинения волоцкого игумена: «Книгу на новгородских еретиков» («Просветитель») и духовную грамоту. 18 июня 1542 г. Новгородским архиепископом был поставлен постриженик Волоколамского мон-ря Феодосий. В 40-х гг. XVI в. бывш. насельники обители становились настоятелями важнейших русских монастырей: в 1542 г. Трифон (Ступишин) был назначен игуменом Пешношского монастыря, в 1543 г. Савва (Чёрный) стал архимандритом Симонова монастыря, игум. Иосифова монастыря Нифонт (Кормилицын) в сане архимандрита возглавил Новоспасский монастырь. 24 февр. 1544 г. Савва (Чёрный) был хиротонисан во епископа Крутицкого, Трифон (Ступишин) занял пост архимандрита Симонова мон-ря. В кон. 1549 г. архим. Нифонт (Кормилицын) сопровождал царя Иоанна IV в походе на Казань, в ближайшее окружение провожавшего царя до Владимира митр. Макария входили Крутицкий еп. Савва (Чёрный) и архим. Симонова мон-ря Трифон (Ступишин) (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 157, 159). 10 марта 1549 г. Трифон был поставлен епископом в Суздаль, а его преемником в Симоновом монастыре стал брат Алексий (Ступишин). В Полоцком походе 1563 г. царя Иоанна IV сопровождал среди др. лиц волоцкий игум. Леонид (ПСРЛ. Т. 13. С. 347).

http://pravenc.ru/text/673717.html

Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский С 1646 по 1661 год – игумен Спасо-Преображенского монастыря в Арзамасе. С 1662 года – архимандрит Новгородского Хутынского Варлаамиева монастыря. 24 июля 1664 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа. 6 февраля 1665 года прибыл в Тобольск. 25 мая 1668 года возведен в сан митрополита. Скончался 23 декабря 1678 года в схиме (по другим источникам, в 1677 году). Погребен в Тобольском соборном храме. Митрополит Корнилий в своей епархии строго наблюдал за жизнью и деятельностью духовенства, заботился о распространении христианства среди инородческого населения; во многих слободах и острогах, как-то Шадринской, Бешкильской, Торсютской, Иркутской, Красногорском и других, построил церкви. По его грамоте построен монастырь в честь Вознесения Господня в Иркутском остроге. Оставил богатые вклады в архиерейскую ризницу. Труды: Грамоты: С просьбою к воеводе о принятии мер против дерзости раскольников в Енисейске//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 7, 69. Против нетрезвых духовных лиц. О наблюдении за благочинием в церквах. О наблюдении церковного устава в монастыре. О надзоре за поведением духовенства//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 4, 203, 213. Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 962–963. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 33, прим. 87. Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263–1881 г./Сост. член разных ученых обществ, директор народных училищ Пермской губернии Василий Шишонко: в 7 т. – Пермь, 1881–1889. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897; 1892. – Т. 2, 809. – С. 139. Нестор (Анисимов) , иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). – Казань, 1909. – Вып. 4. – С. 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

О. сообщал, что видел слав. Библию и слушал чтение 1-й главы Евангелия от Иоанна, к-рая, по его словам, оказалась «вполне согласною с нашим текстом» (Описание. 1906. С. 22). О. отметил огромное количество церквей в Москве: в одном Кремле он насчитал их 52, а по всей Москве - около 2 тыс., и при них - «попов или священников в Москве имеется до 4-х тысяч, в виду большого количества церквей; в иных церквах, которые побольше, имеются 6, 8 и до 10 священников» (Там же. С. 329). По сведениям О., князья и бояре часто содержали одну или неск. собственных домашних церквей и священников при них. Как и многие его предшественники, О. отмечал, что в основе монастырской жизни, как и литургии, был устав св. Василия Великого (Там же. С. 311). В книге содержатся краткие описания некоторых рус. мон-рей: Троице-Сергиева, новгородского Антониева, Варлаамиева Хутынского. О. отмечал, что в монастыри «иные направляются... и добровольно из особого благочестия, причем поступают так и весьма богатые люди» (Там же. С. 331). Он подробно описал ряд правосл. церковных праздников, таинств и церковных обрядов, очевидцем к-рых был. О. отметил, что год у русских начинался 1 сент., летосчисление было «греческим» (от Сотворения мира) и на каждый день года приходилась память одного или неск. святых, причем духовенство было «обязано в чести этих святых читать, петь и служить обедни» (Там же. С. 41, 311). О. описал празднование Покрова Пресв. Богородицы (при этом не дав ему названия; Покров отмечается только вост. славянами), Входа Господня в Иерусалим, Пасхи и т. д. О. привел список 13 великих правосл. праздников, к-рые полностью соответствовали двунадесятым праздникам, за исключением Пасхи (Там же. С. 311). Отмечал веротерпимость русских по отношению ко всем иноверцам, кроме католиков и иудеев. Описывая религ. быт, О. обращал внимание прежде всего на то, что значительно отличалось от быта европейцев - католиков и протестантов, напр., значение иконы в жизни правосл. человека: иконы во множестве присутствовали в домах, их брали с собой воины, отправляясь в поход; для совершения таинств Крещения или Венчания также требовалась икона.

http://pravenc.ru/text/2578281.html

По сообщению Жития свт. Ионы, он на свои средства «многая же села покупи обители и рыбная заседаниа и въкупив и в вся монастыря вечныя вклады за ню подав сребром... Многу и велику тяжесть имениа ту истощи и малу сущу обитель велику сотвори» (Повесть об Ионе//БЛДР. Т. 7. С. 240). Во время пребывания в Москве (очевидно, до 27 марта 1462, когда скончался вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный) святитель добился выдачи О. м. иммунитетной грамоты (не сохр.): «...прошение предложи у обою князю (имеются в виду великие князья Василий II и его старший сын и офиц. соправитель вел. кн. Иоанн III Васильевич . - М. В. П.) монастырю своему управити суди, да снабдим будеть от насила многих и от самех наместников их и сами, и поселяне, и работницы монастырьские все да не судимы будут»; тем самым свт. Иона «взыска Отни пустыни свободу в векы» (Там же. С. 246). В нояб. 1470 г. свт. Иона был погребен в храме во имя св. Иоанна Предтечи. Незадолго до смерти он составил «завет... о монастыри своем, яко не насиловати ему, снабдети же братии своей» (Там же. С. 252). Гробница святителя с его нетленными мощами стала почитаемой, к ней совершались паломничества. В Похвальном слове свт. Ионе, написанном прп. Зиновием Отенским, содержится рассказ о чудесах, совершившихся до 1571 г. по молитвам к свт. Ионе. Согласно посланию 1526-1527 гг. архиеп. Новгородского свт. Макария (впосл. митрополит Московский) к вел. кн. Василию III Иоанновичу , общежительный устав в О. м. был введен в то же время, что и в Юрьевом, Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня и Вяжищском во имя святителя Николая Чудотворца монастырях (ДАИ. Т. 1. 25. С. 23). Тем не менее общежительный устав в О. м. определенно был принят уже к кон. 50-х гг. XV в. В 30-х гг. XVI в., очевидно, потребовалось восстановить его в ряде новгородских монастырей. В 1558 г. (по др. данным, в 1571/72) в О. м. скончался и был погребен рядом со свт. Ионой прп. Зиновий Отенский. В мон-ре он сочинял полемические тексты и занимался перепиской книг, пользуясь книжным собранием О. м. и пополняя его. Б-ка обители в полном составе не сохранилась. Имеются разрозненные сведения об имевшихся в ней экземплярах, напр., о Поучениях Григория, папы Римского (рукопись 1519 г.), переписанных по повелению игум. Варлаама, или о «Толковом Апостоле», с к-рого царь Иоанн IV Васильевич Грозный в 1554 г. приказал сделать список. В НГОМЗ хранятся неск. синодиков из О. м. 1-й пол. XIX в., по крайней мере один из них (НГОМЗ. 11043) был переписан с древнего оригинала (см.: Розов Н. Н. Искусство книги Др. Руси и библиография: По новгородско-псковским мат-лам//ДРИ: Рукоп. книга. М., 1972. С. 37-38).

http://pravenc.ru/text/2581699.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010