Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре относится к 1192 г. Летописец сообщает: «В лето 6700 постави церковь внизу на Хутыне Варлам чернец, а мирским именем Олекса Михайлович, во имя святого Спаса Преображения и святи владыко архиепископ Гаврила на праздник и нарече монастырь». Судя по всему, основатель монастыря преподобный Варлаам, означенный в летописи как «Варлам чернец», подвизался на Хутыни довольно долго, прежде чем здесь появился храм. Первая церковь Хутынского монастыря была освящена в честь Преображения Господня («видев знамение лучи Божественныя, и того ради церковь Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа воздвиже»). Историк Церкви А.В. Карташев указывает, что преподобный «завещал построенному им монастырю два села с холопами, несколько пожень и ловель рыбных и гоголиных». Так была заложена основа будущего благосостояния Хутынской обители. Основу ее духовного процветания также заложил преподобный Варлаам, воспитав целую плеяду выдающихся подвижников. Преподобный Варлаам скончался в 1192 г., буквально через полгода после освящения Спасо-Преображенского храма. Погребал его архиепископ, что свидетельствует о том уважении, которым пользовался хутынский игумен в Новгороде. Самые ранние свидетельства об укладе монашеской жизни в Варлаамиевой обители относятся к началу XVI века. Их дает Зигмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии». В частности, он указывает, что в те времена настоятель имел общую с братией трапезу и советовался по важным вопросам с несколькими «старшими иноками», прежде чем вынести их на обсуждение прочих насельников. Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже 1460 г. к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. А в 1471 г. в монастыре произошло событие, о котором новгородцы до сих пор вспоминают с большим удовольствием — посрамление великого князя Иоанна III, пожелавшего открыть мощи прп. Варлаама.

http://sobory.ru/article/?object=00166

Колокол. 1544 г. Мастер Тимофей Андреев (Псково-Печерский мон-рь, Большая звонница) Колокол. 1544 г. Мастер Тимофей Андреев (Псково-Печерский мон-рь, Большая звонница) В 20-40-х гг. XVI в. в Пскове работал мастер Тимофей Андреев. Сохранились 2 его К., изготовленные в 40-х гг. XVI в. для Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Большинство К., отлитых в 1-й пол. 30-х - нач. 50-х гг. XVI в. мастером Прокофием Григорьевым, были изготовлены на продажу, в т. ч. К. 1548 г., хранящийся в Суздале. Наивысший расцвет псковского колокололитейного искусства приходится на 50-е гг. XVI в., когда работали мастера Юрий Ульянов (до наст. времени сохр. только один его К. 1557 г., в ГМЗК), братья Ивановы (один из них, Нестор, отлил 2 К.: для московского в честь Вознесения Господня женского монастыря в 1555 г. и для ц. прп. Иоанна Лествичника в 1559), Кузьма Васильев и Логин Семёнов (изготовили в 50-60-х гг. XVI в. неск. К., сохр. только К. 1558 г. для Псково-Печерского мон-ря). В 70-х гг. XVI в. Логин Семёнов работал уже самостоятельно; сохранилось 3 его К., в т. ч. один из часовых - на Большой звоннице Псково-Печерского мон-ря (1580). Чума 1567 г., а также Ливонская война почти на 20 лет затормозили производство К. в Пскове. От кон. XVI в. известно неск. имен псковских колокольных мастеров. Василий Иванов работал в 80-90-х гг.; сохранились его К. 1581 г. для ц. Богоявления на Запсковье и 1599 г. для Варлаамиева Хутынского монастыря (изготовлен совместно с Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым, ныне в НИАМЗ). Псковский мастер Иван Матвеев в 1597 г. отлил 150-пудовый благовестник для Соловецкого мон-ря. Колокол из Варлаамо-Хутынского мон-ря. 1599 г. Мастера Василий Иванов, Афанасий Панкратьев, Яким Иванов (НГОМЗ) Колокол из Варлаамо-Хутынского мон-ря. 1599 г. Мастера Василий Иванов, Афанасий Панкратьев, Яким Иванов (НГОМЗ) Сохранившиеся памятники псковского литья свидетельствуют, что работавшие в этом городе мастера использовали западноевроп. технологии и украшали свои изделия характерными для Пскова орнаментами.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Изображения И. помещались на мощевиках, напр. на серебряном чеканном ковчеге из собора Св. Софии (Описи Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 43 - опись 1749 г., с указанием, что внутри «лоскут мантии и часть мощей»; Там же. Вып. 3. С. 60 - опись 1783 г., с указанием, что внутри «2 части ризы» и 4 косточки; согласно описи 1833 г., в нем было «3 косточки и 2 частицы ризы его» - Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 592. 672). В описях собора XVIII-XIX вв. предметы и детали облачения святителей Никиты и И. отмечены как святыни, описаны как целостный ансамбль (напр., под 1736, 1749 и 1751 гг. в составе гробницы свт. Никиты; Описи Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 83, 151); в описи 1775 г. указаны под рубрикой «Одеяния святых чудотворцов Новгородских» как находившиеся в алтаре ц. Входа Господня в Иерусалим (Описи Софийского собора. 1993. Вып. 3. С. 42-43). В описях 1789 и 1800 гг. одеяния святителей И. и Никиты перечислены раздельно по типам облачения. В описи 1833 г. упоминается, что на мощах И. была мантия: «...схима монашеская, сверху по схиме мантия архиепископская со скрыжалями алыми, на коих кресты вышиты золотом, и источниками атласными…» (Описи Софийского собора 1833 г. 2003. С. 537); среди вещей «святителей Новгородских» отмечен лишь посох И. (Там же. С. 599), к-рый по виду и тексту надписи совпадает с посохом митр. Геронтия, переделанным в 1710 г., при митр. Иове (НГОМЗ). В числе мн. святых И. изображен на крышке ковчега-мощевика 1894 г. (фабрика Н. В. Немирова-Колодкина, ГИМ; см.: Тысяча лет рус. паломничества: Кат. выст./ГИМ. М., 2009. С. 281. Кат. 818). В произведениях сер. XVI в. образ И. часто включался в состав избранных святых, в т. ч. «новых чудотворцев». Он присутствует на полях катапетасмы (1556, мон-рь Хиландар на Афоне) - вклада царицы Анастасии Романовны: святитель сед, облачен в епископскую шапку, фелонь и омофор, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие. По описям сев. мон-рей XVI-XVII вв., на нек-рых предметах лицевого шитья образ И. сопоставляется с чтимыми основателями этих обителей, напр. на небольшого размера пелене - прикладе иконы-пядницы с образом прп. Варлаама Хутынского из собора Варлаамиева Хутынского мон-ря, на к-рой фигура святого была облачена в литую серебряную позолоченную ризу. К этой почитаемой иконе прилагалась «пелена зелена камчата, а на ней Иван архиепископ да Варлам Хутынский в молении; во облаце Спасе… У Ивана архиепископа верхняя риза шита золотом… а около пелены шит тропарь...» ( Макарий (Миролюбов). 1856. С. 29). На одном из сударей в ризнице Соловецкого мон-ря были изображены «Иван архиепископ да соловецкие чудотворцы» (Описи Соловецкого мон-ря. 2003. С. 74, 75 - опись 1570 г.; Там же. С. 114 - опись 1582 г.; Там же. С. 147 - опись 1597 г.).

http://pravenc.ru/text/468947.html

р. ассигнациями на строительство колокольни. В кон. XIX - нач. ХХ в. К. м. владел 77,5 дес. земли, Хоботецким хутором в 20 верстах от крепостной стены, соседним лесом в 152 дес., участками пахотной и сенокосной земли (64 дес.) у с. Дубровника и в дер. Криуша Козловского у. Тамбовской губ.; 2 озера принадлежали К. м. в Лебедянском у. В аренду сдавались 8 дач в дубовой роще у монастырских стен. В 1911 г. сумма дохода обители только по арендным платежам составила 4804 р. 50 к. Свободный капитал К. м. вкладывал в процентные бумаги, на 1 янв. 1911 г. он составил более 72 тыс. р. Настоятель-архимандрит К. м. одновременно являлся ректором Тамбовской ДС. В 1868 г. в Тамбовской епархии была учреждена кафедра викарного епископа Козловского, в управление которому вверялся К. м. Викарий пользовался от обители «настоятельным жалованием и частью братских доходов, а также прислугою и экипажем» ( Белых. 1998. С. 107). Храмы и другие постройки К XVIII в. в К. м. находились Свято-Троицкий соборный храм и Успенская ц. В 1733 г. в Троицкой ц. был установлен новый иконостас. С 1792 г. монастырские храмы перестраивались: в Троицком соборе деревянная крыша заменена железной, в 1794-1796 гг. стены расписаны, иконостас вызолочен, иконы отреставрированы. По инициативе настоятеля (1785-1811) игум. Варлаама храмовую икону Св. Троицы украсили серебряной ризой (26 фунтов), местночтимую Тихвинскую икону Божией Матери, которая находилась слева от царских врат,- серебряной ризой «чеканной работы с разными каменьями» (21 фунт 14 золотников). Архим. Варлаам († 23 дек. 1811) был погребен с сев. стороны алтаря Троицкого собора. В Успенском храме также производились ремонтные работы: 9 и 10 нояб. 1792 г. нижняя церковь была переосвящена во имя Всех святых, с приделом во имя св. Иоанна Предтечи, в 1794 г. в верхнем храме устроен придел во имя прп. Варлаама Хутынского (еп. Тамбовский Феофил (Раев) прежде был архимандритом Варлаамиева Хутынского монастыря ). Вся Успенская ц. в 1793 г. была покрыта железом ( Казанский. 1849. С. 14-16), в 1844 г. расширена, каменный купол на крыше заменен небольшим железным, в 1911 г. отремонтирована на средства, вырученные от продажи части процентных бумаг.

http://pravenc.ru/text/1841696.html

Основан как мужской. Впервые упоминается в летописях под 6887(1379) г.: «Заложиша святую Богородицу на Лисичьи горке» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 603; Сокращенный Новгородский летописец по списку Н. К. Никольского), однако в более ранних летописях есть сведения об основании ц. Рождества Пресв. Богородицы в Михалицком мон-ре (НПЛ. С. 375; ПСРЛ. Т. 42. С. 91; Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 308). В летописях XV в. 1-е упоминание Л. м. относится к 1389 г. («И на Лисицьи горке поставиша церковь древяную Рожество святыя Богородица»: ПСРЛ. Т. 42. С. 158; Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 367). Здесь, по-видимому, обитель названа как уже существующая, а не только что основанная, поскольку в той же летописной статье об основании другого монастыря говорится иначе: «И на Сокольи горке поставиша церковь древяну святого Николу, и манастырь устроиша» (Там же). Возможно, Л. м. существовал до его 1-го упоминания в летописи. Хронологические указания в Житии прп. Арсения Коневского, постриженика Л. м., позволяют считать, что преподобный пришел в обитель приблизительно в 80-х гг. XIV в., поскольку он прожил в иночестве 65 лет и умер 12 июня 1447 г. (БЛДР. Т. 13. С. 158, 174, 773-776). Кроме того, в одной из сохранившихся лисицких рукописей, синодике кон. XIV в., в разделе, озаглавленном «Помяни, Господи, душа рабъ своихъ правоверныхъ архиманьдритъ, игуменовъ», содержится перечень 26 имен (РГАДА. Ф. 381: Синод. 141. Л. 4-4 об.), а в разделе, озаглавленном «Помяни, Господи, душа рабъ своихъ яже окрестъ святеи Богородици лежащихъ братьи нашей калугеров», упоминается более 100 имен (Там же. Л. 5 об.- 11). Если это действительно имена игуменов и монахов Л. м., то основание обители следует датировать домонгольским периодом. В Новгороде бытовали предания о существовании Л. м. прежде основанного в кон. XII в. соседнего Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря . Считалось, что на Лисьей горе похоронены родители прп. Варлаама Хутынского ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 430-431; Костомаров. 1886. Т. 2. С. 310), а прп. Варлаам до основания Хутынской обители игуменствовал в Л. м.

http://pravenc.ru/text/2110554.html

(Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария (1542-1563). Источники сохранили о нем скупые сведения. В Житии прп. Саввы Сторожевского, написанном до 1552 г. по благословению митр. Макария, М. называет себя иноком. В февр. 1555 г. в Никоновской летописи М. упоминается как игумен Варлаамиева Хутынского мон-ря в составе группы новгородского духовенства, участвовавшего в поставлении архиеп. Казанского и Свияжского Гурия (Руготина) (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 250). Имя игумена неоднократно названо в летописях ошибочно, вероятно потому, что в Новгороде М. был чужаком. В Новгородской II летописи сказано о прибытии 22 апр. 1555 г. из Москвы в Новгород архиеп. Пимена (Чёрного) , «да и Спасскои игумен Мартиреи с ними же приехал Хутынской Пахнутиева монастыря» (Там же. Т. 30. С. 182). Какова была связь М. с Пафнутиевым Боровским монастырем, неизвестно, но его появление в Новгороде могло быть инициировано бывшим насельником этого мон-ря митр. Макарием. Игуменом Хутынского мон-ря М. пробыл примерно с 1552 до 1556 г., когда в Новгородской III летописи упоминается уже другой хутынский игумен (Там же. Т. 3. Вып. 4. C. 253). В статье под 1558 г. Новгородской II летописи рассказывается о том, что М., «оставя игуменство, жилъ в Онътонове монастыре 6 месяць при игумене Варламе при Антоновском при царици. Да сотвори Маркел житие Никите епископу Новгородцкому и канунъ да поехал Марко из Новагорода к Москве» (Там же. Т. 30. С. 183). Когда точно и почему М. оставил игуменство и где находился до Антониева мон-ря, неизвестно. Сообщение Новгородской II летописи скорее всего надо понимать следующим образом: оставив игуменство, М. оказался в Антониевом монастыре, где за 6 месяцев до окт. 1558 г. создал Житие и канон свт. Никите Новгородскому, а 28 окт. 1558 г. отправился в Москву. С этого момента летописные источники о нем молчат. Прозвище Безбородый, прочно вошедшее в историографию, М. приписывает автор памятника XVII в. «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение». Среди прочих распевщиков он упоминает о М.: «А Псалтырь роспета в Великом Новеграде. Некто бысть инок именем Маркел, прослутием Безбородой. Да он же сложил канон Никите архиепископу Новгородскому, вельми изящен» (РНБ. ОСРК. Q. I. 1101. Л. 202). Существует мнение об ошибочности отождествления гимнографа М. с распевщиком Псалтири ( Старикова. 2014).

http://pravenc.ru/text/2562308.html

При Василии III, весьма почитавшем прп. Варлаама (перед смертью великий князь принял схиму с именем Варлаам), наступила эпоха наивысшего расцвета монастыря. В 1532 г. он получил от Василия III так называемую «несудимую грамоту», согласно которой в духовных делах хутынского игумена мог судить только архиепископ Новгородский, а в недуховных — лишь сам великий князь. Тогда же обитель была освобождена от пошлин на соляные варницы. Великие князья и цари, а также знатнейшие бояре делали вклады в Хутынский монастырь. К XV—XVI столетиям относится обширное каменное строительство в обители. Именно тогда было принято решение разобрать древний Спасо-Преображенский собор, сооруженный еще при прп. Варлааме Хутынском, «за ветхостию». Основной причиной этого все же, надо думать, стала не ветхость здания (каменные церкви в Новгороде строили даже не на века, а на тысячелетия), а его несоответствие тому важному статусу, который приобрел Хутынский монастырь в это время. Старый собор, по сохранившимся описаниям, был довольно скромен. Новый, выстроенный на прежнем месте, поражает и сегодня своим величием. В 1540 г. Хутынский монастырь пострадал от пожара. В летописи указано, что пожар начался в Спасо-Преображенском соборе, «у Чудотворцева гроба». «И погореша, — повествует летописец, — иконы со всем узорочьем до Царских дверей». Тогда это не составило большого бедствия для монастыря, ибо все его материальные нужды находили живейший отклик в среде знати, и вскоре Спасо-Преображенский собор стал еще краше, чем раньше. Спустя несколько десятилетий, в 1611 г., Варлаамиевой обители пришлось пережить куда более тяжкое испытание — нашествие шведов под предводительством Якоба Делагарди. Несмотря на то, что захватчики выбрали Хутынский монастырь в качестве штаб-квартиры, они вели себя здесь довольно бесцеремонно. Историки прежних веков прямо называют их действия «ограблением». С одной только раки преподобного Варлаама Хутынского шведы сняли несколько килограммов серебра. Но и после шведского разорения монастырь не обеднел. Архимандрит Макарий в своем «Археологическом описании церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», составленном «в память тысячелетия России», отмечает: «Все эти бедствия... незначительны в сравнении с теми вкладами, которыми он (монастырь) был обогащаем».

http://sobory.ru/article/?object=00166

К. был уроженцем Пскова. После долгих странствий подвижник поселился в пещере на каменистом берегу о-ва Палей в Онежском оз. Через некоторое время к нему стали приходить «любители уединения, изволяющии монашествовати»; К. построил для иноков кельи, возвел храм Рождества Пресв. Богородицы. После устроения мон-ря святой «обложил свое тело железными веригами и поясом» и вернулся в свою пещеру; вериги и железный пояс святого весили ок. 14 кг (ГИМ. Барс. 863. Л. 6 об.). Погребение подвижника сопровождалось исцелением недужных. В «Сказании...» сообщается, что ученик К. прп. Авраамий Палеостровский перенес его тело в храм Рождества Пресв. Богородицы, однако подвижник, очевидно, был погребен неподалеку от храма, поскольку впосл. над местом его погребения была построена часовня. В молитве святому прославляются 2 посмертных чуда: исцеление девицы Агафии от слепоты и некоего Бориса, ставшего впосл. монахом, от «расслабленныя болезни». Блаженная кончина прп. Корнилия Палеостровского. Клеймо иконы «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия». Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК) Блаженная кончина прп. Корнилия Палеостровского. Клеймо иконы «Преподобные Зосима Соловецкий, Корнилий и Авраамий Палеостровские, с житием прп. Корнилия». Кон. XIX — нач. ХХ в. (НМРК) Автор «Сказания…» не знал, «к которому году отнести его пришествие на сей остров и когда преставися, о сем сведений никаких не имеется по причине разных нещастных случаев и пожаров, истребивших со зданием и монастырску архиву» (Там же. 862. Л. 11 об.). И. А. Чистович, Е. В. Барсов и ряд др. исследователей полагали, что К. основал свой мон-рь в кон. XII в. Аргументом для такой датировки послужило сообщение монастырского челобитья 1691 г. о том, что К. получил от новгородских посадников земли для устроения мон-ря «в прошлых… годех, тому с пятьсот лет и больше». В грамоте утверждается, что вкладчиком Палеостровского мон-ря был игумен новгородского Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря Варлаам, к-рого Барсов отождествил с прп. Варлаамом Хутынским ; исследователь предположил, что К. был учеником или сподвижником Варлаама Хутынского ( Барсов. 1868. С. 173). Сообщение ряда авторов XIX-XX вв. о пострижении К. в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре не находит подтверждения. По наблюдениям Н. А. Охотиной-Линд, это ошибочное сообщение впервые появилось в книге Чистовича ( Чистович. 1856; см.: Охотина-Линд. 1996. С. 9-10). Также является, по-видимому, домыслом известие о жизни К. в новгородском Вяжищском во имя свт. Николая Чудотворца монастыре до прихода на о-в Палей ( Машезерский. 1899).

http://pravenc.ru/text/2458675.html

С. 32 - 34. Возможно, в наст. время находится в НГОМЗ. Инв. 7623. 182 ´ 142 см; под записью). Судя по перечисленным клеймам, автор иконы пользовался одним из наиболее подробных списков распространенной редакции. К разным вариантам этой и Особой редакций относятся еще неск. памятников: икона из ц. Илии Пророка в Ярославле с 18 клеймами жития и образом предстоящего Спасителю В. Х. (1-я пол. XVII в., ЯМЗ). В ее последних 3 клеймах помещено видение хутынского пономаря, ставшее в XVI в. темой отдельных икон «Видение пономаря Прохора». Нач.- 1-й пол. XVIII в. можно датировать икону «Варлаам Хутынский в житии, с 18 клеймами» из Крестовоздвиженской ц. г. Петрозаводска (Музей изобразительных искусств Карелии). В среднике В. Х. обращен к изображенному в левом облачном сегменте благословляющему Спасу. Подробные житийные циклы известны по многочисленным миниатюрам XVI - XVII вв. (новгородские рукописи с иллюстрированным житием В. Х.: Сб. XVII в.- ИРЛИ. Собр. Ф. А. Каликина 35; БАН. 30.7.30; РНБ. Соф. 1430, XVII в.- на Л. 103 миниатюра «Видение пономаря Тарасия»; Лицевое житие XVII в.- ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 97). Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) Иконы и миниатюры на сюжет «Видение пономаря Тарасия» появляются в XVI в. как отражение событий мора и пожара 1505 - 1508 гг. (предание отмечает, что это наказание явилось вместо потопа, предотвращенного молитвой вставшего из гроба В. Х.), причина создания больших иконных композиций о видении Тарасия остается неясной. О самой ранней из них, появившейся на месте чуда - в Спасском соборе Хутынского мон-ря,- упоминают древние переписные книги и описи обители ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 435). Близкой по времени является происходящая оттуда икона кон. XVI - нач. XVII в. (НГОМЗ). К наиболее ранним повторениям относятся также храмовый образ XVI в. Варлаамиевского придела Покровского собора на Красной пл. и небольшая икона нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?, Хутынский мон-рь близ Новгорода), прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель и первый игумен Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня мон-ря . Основными источниками сведений о В. Х. являются новгородские летописи и житие святого, сохранившееся в многочисленных списках, к-рые отражают более 10 редакций (наиболее ранний список - в Прологе, созданном не позднее 1323 г. (РГАДА. Ф. 381. Д. 157), содержит краткую (Проложную, 1-ю, редакцию); текстологию жития см.: Дмитриев. Житийные повести Русского Севера). Житие содержит очень мало сведений о жизни преподобного, основное место в пространных редакциях занимает описание чудес, совершенных по молитвам к В. Х. Мирское имя святого впервые упомянуто в Синодальном списке НПЛ (2-я пол. XIII в.), по-видимому, он принадлежал к новгородскому боярскому роду. Прп. Варлаам Хутынский. Покров. XVI в. (ПИАМ) Прп. Варлаам Хутынский. Покров. XVI в. (ПИАМ) Летопись сообщает о том, что В. Х., будучи уже «цьрнець», «постави цьрковь вънизу на Хутине... въ имя святого Спаса Преображения», в 1192 г. храм освятил свт. Гавриил (в схиме Григорий), архиеп. Новгородский, и «нарече манастырь» (ПСРЛ. Т. 3. С. 40). Сохранился оригинал пергаменной вкладной грамоты В. Х., даровавшего Хутынскому мон-рю свои родовые земли, рыбные ловли, охотничьи угодья, пожни, с. Слудицу с челядью и скотом (НГОМЗ. Инв. 25982/1543). Среди первых сопостников В. Х. был отец Варлаама (Прокшинича) Прокша Малышевич, принявший постриг в Хутынском мон-ре с именем Порфирий и скончавшийся там в 1207 г., житие упоминает также некоего Феодора. Год кончины В. Х. указан в поздних новгородско-софийских летописях и поздних редакциях жития. Одни летописи (нек-рые списки Новгородской IV, Софийская I, Новгородская Карамзиновская), возможно под влиянием более ранних источников, пишут о преставлении святого в 1193 г., др.- в 1197 (нек-рые списки Новгородской IV) или 1243 г. (Новгородская II, Новгородская III, а также нек-рые списки жития). Последняя дата ошибочна, поскольку относится к др. иноку Хутынского мон-ря - Варлааму (Вячеславу Прокшиничу), к-рого поздние новгородские источники часто путают с основателем мон-ря. А. А. Зализняк и В. Л. Янин , основываясь на сообщении жития о том, что чин отпевания В. Х. совершил св. Антоний (Добрыня Ядрейкович), относят преставление В. Х. ко времени после 1208/09 г., когда, по свидетельству летописей, Добрыня Ядрейкович принял постриг в Хутынском мон-ре. Эта т. зр. представляется недостаточно обоснованной, поскольку данные жития В. Х. ненадежны. День кончины преподобного, 6 нояб. (без указания года), приведен в житии 1-й (Проложной) редакции (по классификации Дмитриева).

http://pravenc.ru/text/154255.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010