Рубрики Коллекции Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. Около 1470. Алтарь Монфорте. Картинная галерея, Берлин Поклонение волхвов: какие неожиданные повороты делали художники, изображая Рождество 18 мин., 08.01.2023 Поделиться Вот волхвы были одного возраста, а потом вдруг… один отрастил бороду, а другой и совсем постарел! Вот они выглядели как чужеземцы, а тут вдруг… нарядились как местные, да еще и короны надели! Что же случилось? Ведь евангельский сюжет тот же, а изображения совсем разные. Разбираемся, как и о чем великие художники разговаривали с современными им зрителями через один из самых распространенных сюжетов в европейской живописи — «Поклонение волхвов». Самое начало: первые века Искусство говорит о Рождестве Христовом и в том числе о поклонении волхвов уже в первые века, когда христианство в Римской империи было еще под запретом: уже среди изображений в римских катакомбах мы встречаем фреску, легко опознаваемую именно как «Поклонение волхвов». Поклонение волхвов. III–IV bb. Греческая капелла, катакомбы Присциллы, Рим Причем сразу в привычной для нас иконографии: трое волхвов один за другим подходят, неся в руках дары, к восседающей на троне Богородице с Младенцем на руках. Хотя фреска сохранилась не очень хорошо, но и силуэтов вполне достаточно, чтобы увидеть все эти детали. Евангелие от Мафея рассказывает нам о поклонении волхвов в начале 2-й главы: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском… Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

http://foma.ru/poklonenie-volhvov-kakie-...

Рубрики Коллекции Почему апостол Петр назвал послания апостола Павла неудобовразумительными? 8 мин., 12.07.2022 Поделиться Четырнадцать посланий апостола Павла — это почти половина всего Нового Завета. Павел сформулировал многие важнейшие положения христианского вероучения, вспомним хотя бы его слова о Церкви как теле Христовом или знаменитый «гимн любви», в котором Павел говорит, что любовь выше всех даров и добродетелей. И при этом другой первоверховный апостол, Петр, называет его писания неудобовразумительными… Как же так? Давайте разбираться. Чтобы уяснить, что имел в виду Петр, стоит прочесть отрывок из его послания целиком. Вот он: …мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. …ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают Церковнослав.: искажают, перетолковывают в неверном ключе. — Прим. ред. , как и прочие Писания  (2 Пет 3:13-16). «Спорящие старики», Рембрандт Харменс ван Рейн, 1628 Апостол Петр явно не имеет в виду как-то принизить, раскритиковать Павла или посмеяться над ним. Недаром же он именует его возлюбленным братом , исполненным премудрости , а его послания вообще ставит наравне с богодухновенными книгами Ветхого Завета — именно их в ту пору называли Писаниями (греч. γραφς)! Эпитет «неудобовразумительный» использовали переводчики середины XIX beka, а вовсе не сам апостол Петр, писавший по-гречески. Слово, которое он употребляет (δυσνητ), мы сегодня перевели бы как «трудное для понимания» — как, собственно, и поступают современные переводчики (например, Международное Библейское общество). Но почему же послания Павла местами трудно уразуметь? Тезис первый: Чтобы лучше понять Павла, нужно понимать, кем он был и к кому обращался

http://foma.ru/pochemu-apostol-petr-nazv...

Рубрики Коллекции Говорят, апостолы Петр и Павел конфликтовали. Так ли это? 7 мин., 11.07.2023 Поделиться Это не так. Апостолы ценили друг друга и признавали обоюдный вклад в дело евангельской проповеди. Несмотря на то, что они были очень разными людьми, совершали апостольское служение в разных частях Римской империи и совсем немного общались друг с другом, мы празднуем их память в один день и чаще всего вместе изображаем их на иконах. Это не случайно: апостолы Петр и Павел называются первоверховными, то есть превосходящими прочих по своей значимости для христианской миссии и становления христианской Церкви. Между ними действительно имелись разногласия, но они были решены в ходе открытой дискуссии, проникнутой духом братской христианской любви. Прежде чем перейти к дискуссии между апостолами коротко напомним, что это были за люди. Петр «Апостол Петр», Рембрандт Харменс ван Рейн, 1632 Апостол Петр — простой, неискушенный в науках человек, зарабатывавший на жизнь рыбной ловлей, один из первых апостолов, призванных самим Христом. Петр отличался порывистым характером, был очень искренним и честным в своих высказываниях и поступках. Он первым из апостолов открыто исповедовал Иисуса Мессией и Сыном Божьим. Когда Христос спросил, за кого апостолы Его почитают, Симон — так звали Петра до этого момента — произнес: Ты — Христос, Сын Бога Живого (Мф 16:16). И услышал в ответ обетование Спасителя: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр (по гречески «петрос» — камень — прим. ред.), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:17-18). Петр — непосредственный очевидец всех главных событий земной жизни Христа. Он лицезрел Фаворский свет во время Преображения, находился рядом с Господом по время Его моления в Гефсиманском саду, пытался защитить Иисуса от воинов, пришедших Его схватить, для чего даже воспользовался мечом. Господь часто обращался с наставлениями и поручениями непосредственно к Петру. А беседа Христа с Петром после Воскресения — один из самых продолжительных диалогов Спасителя со Своим учеником во всем тексте Евангелия. Павел

http://foma.ru/govorjat-apostoly-petr-i-...

Возвращение блудного сына: картины и иконы Этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся! 12 февраля, 2017 Этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся! Перед Великим постом в Церкви вспоминают притчу Христа о блудном сыне. У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «Отец! дай мне следуемую мне часть имения». Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Нажмите на изображение для просмотра галереи Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622 Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660 И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660  С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872 Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: «Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «Отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Блудный сын. Сальватор Роза Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим»… Возвращение блудного сына. Пальма Джоване. 1595 Возвращение блудного сына. Франческо Гверчино. 1619 Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1642 Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо 1667-1670 Возвращение блудного сына. Помпео Батони. 1773 Возвращение блудного сына. Ян Стен Блудный сын. Джеймс Тиссо Возвращение блудного сына. Габриэль Метсю Возвращение блудного сына. Лиз Свиндл 2005

http://pravmir.ru/bludnyj-syn-kartiny-i-...

Рубрики Коллекции Моисей со скрижалями. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1659 г. Пятидесятница в Ветхом Завете. Что общего у Троицы и даровании 10 заповедей? 2 мин., 19.06.2016 Поделиться В тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. Покинув Египет, где они долгое время пребывали в плену, и перейдя Чермное (Красное) море, евреи долго шли по пустыне. Их целью была Земля обетованная, куда их вел пророк Божий Моисей со своим братом Аароном. Дойдя до горы Синай и следуя повелению Бога, евреи остановились у нее станом. Моисей взошел на вершину горы, где Господь, Который постоянно незримо пребывал со Своим народом, сказал ему: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; (Исх. 19, 5–6) . Бог предложил народу Израиля Свою особую благодать и покровительство, прося в обмен верности и исполнения Его заповедей. Когда пророк Моисей спустился с горы, он передал народу волю Божию. В ответ люди единодушно ответили: «всё, что сказал Господь, исполним». Тогда Бог повелел Моисею в течение трех дней подготовить народ постом и молитвою к тому моменту, когда будет дан Закон. На третий день подготовки, который был пятидесятым по счету от еврейской Пасхи, то есть от дня исхода из египетского плена, вершину Синая объяло густое облако. Над горой сверкали молнии, гремел гром, был слышен громкий трубный глас. Также от горы исходил сильный дым, вся она тряслась, как во время землетрясения. В этот момент Бог и заключил завет с народом Израиля. Десять заповедей (Декалог) были высечены на двух скрижалях (каменных досках), которые Господь дал Моисею. Сам же пророк пребывал на горе Синай сорок дней и ночей, пока Бог произносил все Свои повеления. Сойдя с горы, Моисей записал все данные ему правила (как гражданские, так и религиозные) в книгах, которые стали частью Священного Писания. В память о даровании синайского законодательства был установлен праздник Пятидесятницы, который евреи торжественно отмечали каждый год. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pyatidesyatnitsa-v-vethom...

Для всякого церковного человека, имеющего в себе начатки Духа, дом – на небесах, а мы ужасно прилеплены к земле. Мы стараемся расположиться в этом мире так, будто мы здесь навечно. Хорошо бы нам даже в необходимой житейской суете никогда не терять чувство бездомности, естественное для всякого христианина! Как написано в «Послании к Диогнету» о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна». Святой Павел уточняет, что это чувство бездомности буквально должно мучить христианина. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22-23). Всякий человек, имеющий начаток Духа, есть человек «стенающий и ожидающий Искупления». Кстати, этим объясняется, почему души гениальных, сверходаренных людей всегда разрывались от несказанной муки: они чувствовали свою инородность по отношению к миру. Именно отсюда томления души и трагедии жизни великих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Дух домой просится! – вот причина всех этих трагедий. И чем больше даров Божиих, тем сильнее подобное чувство. О тоске по утерянному раю и пел наш талантливый поэт: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль... Так откуда взялась печаль? И вроде жив и здоров, и вроде жить – не тужить... Так откуда взялась печаль?» Все мировые страдальцы, о которых нельзя говорить без слез, – Бетховен, Шуберт, Шопен, Гоголь, Достоевский, Ван Гог – крещеные люди. Феномен страдающего гения – явление христианского бытия. Здесь правит Дух, влекущий человека на Небо с такой силой, что человек едва ли не разрывается пополам и платит огромную цену за свои бессмертные произведения. Писание также говорит нам, какими должны быть плоды Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:9). Для чего нам дается Дух Святой и Его дары? Для жизни в Церкви, для работы над нашим спасением. Даются, чтобы преумножить их и принести к ногам Христовым плоды. Вспомним, что дерево познается по плодам, а дерево бесплодное срубают и бросают в огонь (см. Мф. 3:10). Всякий же плод требует труда. Поэтому, кстати, через неделю после Пятидесятницы Церковь предлагает верующим Петров пост. Исполнившись Духа Святого, мы должны приняться за серьезную работу по выращиванию плодов духовных.

http://pravoslavie.ru/114845.html

Мария была девушкой благочестивой и непорочной, а Иосиф (вопреки распространенному сейчас представлению) не был Ее мужем. Он был ее покровителем и должен был оберегать ее. В древнем Израиле иногда применялась форма обручения женщины мужчине ради сохранения ее девства и исполнения обета, данного Богу. В таких взаимоотношениях находились и Мария с Иосифом. Именно поэтому, услышав обетование архангела Гавриила, Она спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1:34). На это посланник Божий ответил самым таинственным пророчеством в истории отношений Бога и человека – он обетовал непорочное зачатие Спасителя: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). В подтверждение того, что Господь силен исполнить Свое слово, Гавриил рассказал Марии о Ее родственнице – праведной Елисавете: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк 1:36-37). Сон Иосифа. Харменс ван Рейн Рембрандт, 1645 г. Приняв все, что сказал Ей святой архангел, Пречистая Дева с покорностью, смирением и послушанием ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38). После согласия Марии, архангел Гавриил «отошел от Нее». Как учит Церковь, в тот момент, когда Мария дала Свое согласие на рождение от Нее Мессии, таинственное, непостижимое человеческим умом непорочное зачатие совершилось. Когда праведный Иосиф узнал, что Пречистая Дева ждет ребенка, он решил отпустить Ее. Дело в том, что он опекал и берег Ее для того, чтобы Она могла продолжать Свое служение Богу. Ожидаемый же ребенок, по мнению Иосифа, свидетельствовал о том, что он не выполнил свою обязанность. Чтобы девушку не побили камнями за предполагаемое неблагочестивое поведение (ведь никто не знал, кто Отец ребенка), Иосиф и намеревался Ее отпустить. Однако во сне ему явился ангел Божий, который сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:20-21). После этого Иосиф уже не думал о том, чтобы отпустить от себя Деву Марию. Наоборот, он стал еще усерднее, с еще большим благоговением заботиться о Пречистой, ведь он тоже помнил пророчество о рождении Мессии от Девы. С этого момента Матерь Божия уже неотлучно жила в доме Иосифа до самой его праведной кончины.

http://foma.ru/blagaya-vest-izmenivshaya...

Предательство Иуды. Антонис ван Дейк Навстречу им уже шла толпа вооруженных людей, а среди них Иуда Искариот, покинувший Тайную Вечерю в тот момент, когда Христос раскрыл его коварный замысел. Иуда предал Спасителя в руки воинов, и те повели его на суд, глумясь над Ним и нанося Ему удары. «Тайная вечеря» Николая Ге Последняя трапеза Христа с учениками подробно описана в Евангелиях и полна драматичных сцен. Одну из них изобразил Николай Ге на картине «Тайная вечеря», хранящейся в Русском музее: Христос раскрывает своим ближайшим ученикам, что один из них предаст Его на смерть. 1 Христос, «возмутившись духом», сказал: Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня (Ин 13:21). В этот момент Он вместе с апостолами не сидит за пасхальным столом, а возлежит — по обычаю, широко распространенному в Древнем Риме и на Востоке. 2 Апостол Иоанн после слов Спасителя о предателе спрашивает у Него, кто же это? На что Христос отвечает: Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам (Ин 13:26). 3 Апостол Андрей. 4 Апостол Иаков. 5 Пасхальный стол. По Закону каждому иудею на Пасху предписывалось принести жертву в Иерусалимском храме, поэтому в город стекались верующие со всего света. Там же они проводили праздничную трапезу, которая называется седер. Обычно ее принято устраивать в первый пасхальный вечер (в год смерти Христа он выпадал на пятницу), но мест для всех паломников не хватало, поэтому седеры проводили в течение всей недели до Пасхи. Христос с учениками устроили трапезу в Сионской горнице за день до наступления праздника. Согласно иудейскому Закону на праздничном столе должны быть вино и пресный хлеб (они изображены на картине), а также соленая вода, куриные яйца и горькие травы — символы страдания еврейского народа в египетском плену и его спасения Моисеем. 6 Ученики Христа, которые, услышав слова о предателе, озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит (Ин 13:22). 7 Апостол Петр, который подал Иоанну знак, чтобы тот спросил Учителя о предателе. 8 Иуда Искариот, накидывающий на себя верхнюю одежду, чтобы уйти. Художник намеренно изобразил его спиной ко Христу и апостолам, подчеркивая — он отвернулся, предал их. Евангелисты повествуют, что в Иуду вселился сатана. Однако относительно того, когда это произошло, их свидетельства разнятся. Лука утверждает: это случилось еще до Тайной Вечери, когда Иуда предложил первосвященникам предать Учителя. Иоанн же свидетельствует, что это произошло в тот момент, когда, обмакнув кусок хлеба в блюдо (по всей видимости, речь идет о подсоленной воде — неотъемлемой части трапезы на иудейскую Пасху), Христос подал его Иуде. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13:27). Иуда приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь (Ин 13:30). 9

http://foma.ru/velikiy-chetverg-na-karti...

Так, «кучу фрагментов» находили в кн. Иисуса Навина Нахтигаль, Бертольд, ван-Геверден, Штейдель, – не разъясняя, как из этой кучи образовалась книга. Другие обращали внимание на образование книги и признали это делом «девтерономиста», изложившего при Ездре и Пятикнижие (Блекк). Шрадер разделил между четырьмя писателями Пятикнижия и книгу И. Навина; Вельгаузен и Рейс нашли здесь руку трех писателей Пятикнижия: иеговиста, елогиста и автора священнического кодекса; Кнобель и Эвальд приписывали шести, семи или восьми (?) писателям Пятикнижия и эту книгу. Новейшие ученые критики Баудиссин (Einleit. 1901 г. 170–178 ss.) и Кауч (Guthe. Bibelworterb. 1903 г. 336 s.) видят и здесь руки писателей Пятикнижия: иеговиста, елогиста, девтерономиста, автора священнического кодекса. Таким образом, гипотезы о Пятикнижии вполне объединяют с последним происхождение книги Иисуса Навина. Не будем подробно излагать разнообразные доказательства, приводимые критиками в подтверждение упомянутых предположений. Вместо этого изложим лишь положительные доказательства единства и систематичности повествования книги Иисуса Навина. Тогда ясна будет сама собою несостоятельность критических гипотез. 1) Единство писателя и систематичность повествования книги Иисуса Навина подтверждается основной идеей и планом, объединяющими все отдельные повествования книги. Идея и план книги ясно раскрываются в начале ее, в 1 гл., 1–9 стт. Здесь священный историк, как во вступлении ко всему дальнейшему повествованию, излагает Господни повеления, данные Иисусу Навину при его назначении вождем иудейского народа после Моисея. Здесь читаем: «по смерти Моисея сказал Господь Иисусу Навину: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан, ты и весь народ сей, в землю, которую даю сынам Израиля. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, от пустыни и Ливана до реки Евфрата... и до великого моря к западу будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою, и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою... будь тверд и мужествен, ибо ты народу сему передашь во владение землю...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Сами же государства совершенно точно перестали быть высшей ценностью — в христианском понимании они существуют для людей (например, для распространения истинной веры или для защиты граждан), а не просто для собственного величия. И если некий властитель хочет возрождать и укреплять государство ради него самого — он становится на шаг ближе к антихристу. Чье царство рано или поздно будет окончательно повержено Самим Христом. «Пир Валтасара». Рембрандт Харменс ван Рейн Первая часть пророчества Даниила начинает сбываться очень скоро, уже при сыне (по крайней мере, одном из ближайших потомков) Навуходоносора — Валтасаре. Когда царь с вельможами в пьяном угаре требует принести для бытового употребления священные сосуды, перед ним появляется рука кого-то невидимого и выводит странные огненные слова на стене: «Мене, мене, текел, упарсин». Истолковать страшное видение может только Даниил, что он и делает, не боясь возможного царского гнева: «(Ты) вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил» (5:23). Здесь появляется новый мотив: оказывается, не только последнее, вечное царство будет иметь духовное измерение, но и в смене царств земных участвует Бог. В данном случае Бог карает царя-кощунника.  Это вовсе не ситуативное пророчество, потому что Библия — книга вечная. Это обещание любой горделивой державе: если вы будете использовать то, что принадлежит Богу, для собственной услады, как Валтасар с вельможами использовал священные храмовые сосуды, то рано или поздно царство ваше будет завоевано «персами» — тоже далекими от праведности и от истинного богопочитания, но вашу гордость они растопчут в прах, можете быть уверены.  Чудовища из моря, которых судит старец В седьмой главе мы читаем описание видения самого Даниила: невиданные зверообразные чудовища выходят из моря, и судить их начинает старец, «Ветхий денми». К Нему подходит Человек (Сын Человеческий), и именно Ему передается вся власть. В толковании этого пророчества тоже сомнений и разногласий нет: чудовища — языческие царства, вплоть до Римской империи, Ветхий денми — Сам Бог, Сын Человеческий — Спаситель. 

http://pravmir.ru/koloss-na-glinyanyh-no...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010