Терзаемый невыразимой скорбью, Бонифаций в этом же году удалился в Иппон Царский (некогда это была резиденция нуминдийских королей, из-за чего город и получил такое название), где более 14 месяцев успешно отражал попытки вандалов взять город. Опустошив всё вокруг, вандалы, сами уже испытывавшие недостаток в пище, решили отступить. Осада интересна ещё и тем, что в этом городе скончался его епископ, знаменитый Отец Церкви блаженный Августин , постоянным собеседником которого в течение последних 3-х месяцев жизни был Бонифаций. Удача вселила в полководца оптимизм, и он убедил Плацидию дать ему второй шанс отвоевать Африку. Вместе с августой он добился подкреплений от св. Феодосия Младшего, который прислал целую армию во главе с военачальником Аспаром, готом по рождению. Но и второе сражение, данное в 431 г., было для него крайне неудачным – союзническая армия была разбита, а сам Бонифаций вернулся в Равенну, где получил статус патриция и должность главного начальника римской армии. Узнав о том, что произошло, Аэций, до сих пор находившийся со своей армией в Галлии, неподалеку от верных своих друзей-гуннов, решил вернуть упущенные возможности. В 432 г. он дал бой римской армии под руководством Бонифация и даже сразил его в личном поединке, но само его войско потерпело сокрушительное поражение. Аэций был объявлен врагом Рима, который в одночасье лишился сразу двух лучших полководцев, ещё способных хоть в какой-то степени гарантировать безопасность границ 633 . Без Бонифация и Аэция окончательное завоевание Африки было всего лишь делом времени – действительно, не прошло и 8 лет, как вандалы завершили свой поход и образовали Вандальское королевство . Опасаясь за свою жизнь, – и вполне обоснованно, добавим мы, – Аэций спрятался у своих друзей гуннов, которых упросил выделить ему войска для демонстрации своей незаменимости и силы перед императором. Ловкий, красивый, богатый, легко переносивший зной и холод, мужественный и бесстрастный, он хотел одновременно напоминать собой старых римских героев, св. Константина Великого и св. Феодосия Великого, которому удалось держать варваров в личной власти . Видимо, в конечном счёте, Аэций переоценил свои возможности. Но в ту минуту Валентиниан III и Плацидия ничего не могли противопоставить мятежному полководцу, которого, разумеется, простили, наградили титулом патриция и трижды удостаивали консульского звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, св. Феодосий имел все права на то, чтобы вновь соединить две половины одной Римской империи в своих руках. Но, во-первых, тем самым нарушались права на трон его приемной сестры Плацидии и её сына, а святой император был чрезвычайно порядочен и благочестив. Во-вторых, на Востоке, конечно, было гораздо более мирно, чем на Западе, но это всё же был относительный мир; а воевать сразу на два фронта мог решиться только такой великий полководец, как его дед – св. Феодосий Старший. Правда, то ли по подсказке близких придворных, то ли, напротив, внимая просьбе Плацидии, желавшей ввиду слабости власти её сына укрепить его положение, но св. Феодосий обручил свою ещё совсем юную дочь Евдоксию с Валентинианом III. Единственное, что позволил себе св. Феодосий в качестве вознаграждения за свои труды, так это присоединить Иллирию к своим владениям, навсегда закрыв вопрос о политической принадлежности данной территории 596 . Однако, как ни старались оба императора восстановить привычное политическое единство Римской империи, жизнь неизменно брала своё. Уезжая из Константинополя, Валентиниан и Плацидия договорились со св. Феодосием о том, что отныне каждый из государей будет принимать свои законы самостоятельно, и эти акты будут ограничиваться территорией их владений. Правда, за каждым из них сохранялось право направить свой закон другому монарху на утверждение, но это было право, а не обязанность; равно как и второй государь мог подписать направленный ему закон, а мог и отклонить его 597 . Оба монарха понимали, что поскольку единство Римской империи сохранилось только по названию, различие территорий, внешние опасности и трудности перемещения не позволят строить государственное управление так же, как раньше. Надо сказать, что первое время св. Феодосий Младший был несколько небрежен в государственных делах. Может быть, вследствие женитьбы, а может, просто в силу естественного взросления, но вскоре св. Феодосий Младший начал проявлять большее усердие. Кроме того, он закалился физически, легко переносил холод и зной, овладел верховой ездой и искусством стрельбы из лука. Общаясь с подданными, он никогда не сердился, стараясь быть со всеми ласковым и обходительным. Царь совершенно воздерживался от пыток и казней, ответив как-то по этому поводу вопросом на вопрос: «Почему он не казнит преступников?» – «А можно ли воротить к жизни умерших людей?». Когда по закону преступнику полагалась смертная казнь, он неизменно щадил жизнь виновного. Даже в тех случаях, когда осужденного уже подводили к лобному месту, его всегда встречал вестник царя с сообщением о помиловании преступника. Услышав однажды: «Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой» ( Притч. 20, 28 ), св. Феодосий положил это правило для себя и исполнял практически без исключений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосий Младший обнаружил в себе подозрительность и большую, чем ранее, жесткость при наказании виновных. Впрочем, не исключено, что заговоры и измены, кажущиеся нам сегодня фикцией, на самом деле существовали – св. Феодосий не имел наследника и тем самым дал повод заинтересованным лицам задуматься о грядущих перспективах. Например, был обвинён в измене и казнён родственник царя Руфин, префект Константинополя. Двух других потенциальных заговорщиков – Бандона и Даниила император велел удалить от себя, хотя и не предал казни. Он также сомневался в преданности исавра Зенона, который помог ему против Аттилы со своими соплеменниками, и задумывал план отправить засидевшихся в столице исавров обратно на родину. Но едва ли указанные события можно отнести к примерам существенного изменения характера императора. При всех его многотрудных подвигах на благо отечества, внешнее положение в Империи оставалось ещё очень тревожным. А изнутри государство разрушали церковные споры, ставшие особенно активными после «Разбойного собора» 449 г. Мало того, что целые патриархии прекратили между собой евхаристическое общение, но и Запад, едва ли не единственной связью с которым являлся Римский понтифик, гневно протестовал против решений «Разбойного собора». Империя вновь была на грани жесточайшего кризиса. Апостолика поддержал и двор императора Валентиниана III, упрашивая св. Феодосия II отвергнуть решения Собора 449 г. Пусть Валентиниан и Галла Плацидия, будучи во всём зависимыми от Константинополя, не имели возможности политически противостоять св. Феодосию Младшему, но в любом случае противоречия могли привести к тяжёлым последствиям для всей Империи в целом. В это время неожиданно св. Феодосия настигла смерть. Говорят, что, проявив в зрелые годы увлечение физическими упражнениями, он однажды верхом на коне ехал вдоль берегов реки Лика, но упал с лошади и повредил себе позвоночник. Как свидетельствуют древние хроники, обеспокоенный вопросом преемственности власти, св. Феодосий Младший нашёл в себе силы собрать в предсмертный час придворных и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получив затребованный выкуп, Аттила отпустил Вигилу, но потребовал от императора выдачи Хрисафия, и тот, предан­ный ему всею душою, дал выкуп также и за него. Так провалом закончилась злополучная авантюра с попыткой убить Аттилу, о которой намеченный в жертву хан знал с самого начала и пото­му обратил ее в выгоду себе явным образом, не без помощи сво­ей агентуры в Константинополе, посвященной в самые секрет­ные тайны правительства. Тем временем сестра Валентиниана III Гонория вступи­ла в связь с управляющим ее равеннским дворцом Евгением. Когда об этом позоре стало известно императору, он приказал умертвить Евгения, а сестру срочно отослал к ее матери Плаци­дии и своему двоюродному брату Феодосию в Константинополь, где она провела 16 лет. Желая отомстить брату, Гонория весной 450 г. через верного слугу евнуха Гиацинта отправила кольцо с печаткой Аттиле, предлагая ему себя в жены. Вскоре импера­тор Феодосий Малый скончался, и тогда Аттила воспользовался сватовством к нему Гонории, чтобы предъявить свои требова­ния империи, тем более что новый император в Константино­поле Маркиан радикально пересмотрел политику в отношени­ях с гуннами. Любимец Феодосия Хрисафий, сторонник уступок Аттиле, был отстранен от власти и казнен. Маркиан готов был дать отпор орде, заявив посланникам Аттилы, что больше не будет посылать им золота, как это делалось прежде. Тогда Аттила отправил два посольства: в Константинополь и Равенну. Валентиниану он велел сообщить, что Гонория являет­ся его невестой, в доказательство чего было предъявлено ее коль­цо, и что в качестве приданого он требует половины империи. В Константитнополе Маркиан в ответ на требование гуннских послов о выдаче дани сказал, что он не намерен давать Аттиле столько подарков, сколько давал их по щедрости своей Феодо­сий. Гонория же была переправлена к своему брату в Равенну. Из Равенны Аттиле ответили, что Гонория уже обручена с дру­гим (ей срочно подыскали жениха – пожилого сенатора Геркулания) и потому не может стать его женой и что в Римской импе­рии женщины не наследуют власть и Гонории не принадлежит и малая часть имперской территории.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Договор также подтверждал расширенные границы вандальского государства, в том числе не упоминаемую Виктором часть Триполитании. У римского правительства остались следующие провинции: Мавретания (Мавретания Тингитанская, Мавретания Цезарейская и Мавретания Ситифенская), Циртенская Нумидия (главный город – Цирта) и Восточная Триполитания. 619 Вполне вероятно, что вандалы и ранее совершали набеги на Сардинию. Однако полностью захватили остров не ранее 455 г. 620 Корсика была римской вплоть до смерти Валентиниана III. В 456 г. трибун Гесихий, будучи послом к королю вестготов Теодориху II, мог сказать, что толпа вандалов нашла смерть на Корсике (Hydac., Chron., 177). По всей видимости, Корсика полностью была захвачена после 456 г. 621 Впервые вандалы разграбили Балеарские острова в 425 г., но не аннексировали их: в 449 г. острова были официально присоединены к Испании (Polemius Silvius, Laterc., IV, 6). Судя по тексту Виктора, острова были оккупированы после 455 г. Упоминаемый среди Балеарских островов остров Ебуса более известен как Ибица. 622 В 440 г. вандалы вторглись на Сицилию и попытались захватить город Панорм. Правительство Валентиниана направило войска под командованием Себастьяна из Испании в Африку, что заставило вандалов покинуть Сицилию. Византийский император направил свой флот на Сицилию, но в 442 г. был вынужден отозвать его для защиты Фракии и Иллирии от гуннов и заключить мир с Гейзерихом. В 456 г. вандалы опустошили Сицилию и соседние территории, но не смогли их захватить. Рицимер разбил их у Агригента. В течение последующих лет вандалы регулярно нападали на Сицилию и области Южной Италии. В 468 г., после неудачного похода западноримских и византийских войск под руководством комита Марцеллина в Африку против вандалов, Гейзерих окончательно захватил Сицилию. 623 Одоакр (433–493 гг.) был сыном короля германского племени скиров Эдикона и командовал отрядом германских наемников в императорской гвардии. В 476 г. Одоакр возглавил мятеж германских наемников против императора Ромула Августула.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По всем этим основаниям А. Гарнак и приходит к тому правильному выводу, что подлежащие нашему суждению фрагменты суть не что иное, как подделка Пфаффа с целью прославиться и вместе пропагандировать пиетистические и униональные тенденции. Большинство авторов, даже таких, которые, как Цан, 2090 прежде высказывались иначе, согласились с выводами немецкого ученого и даже считают вопрос окончательно решенным. Новых исследований о фрагментах после Гарнака не было. 1331 Там же. V, 28,5. Выше историк говорит вообще о «сочинениях некоторых братий, написанных в защиту истины против язычников и против бывших в то время ересей» (у Schwarmz’a S. 215; русск. перев. С. 288). 1333 Гарвей (в издании творений Иринея) находит близкое сходство и признает заимствование следующих мест из Contra haereses в «Фuлocoфyмehax»:I, 11,2... Contra haereses ­­ VI, 38 Philos.;I,12,1 ­­VI,38; I,13,1 ­­VI,39; I, 13,2... ­­ VI, 39; I,14,1–17,2 ­­ VI, 42,44–53; I,23,2... ­­ VI, 19...; I,24,1 ­­ VII, 28; I,25,1,5 ­­ VII, 32; I,26,1... ­­ VII, 33...; I,26,3 ­­ VII, 37; I,30,1 ­­ VI, 53. Гарнак считает возможным говорить лишь, однако, о буквальных выдержках из Contra haereses в труде Ипполита и насчитывает таких пять: I,23,2... Contra haereses ­­ VI, 19...Philos.;I,24,1 ­­VII,28;I,15, l... ­­ VII,32; I,26,1... ­­ VII, 33...; I,26,3 ­­ VII, 37 (см.: Geschichte Litter. I,1. S. 267–268), 1334 Ср.: Overbeck Fr. Questionum Hippolytearum specimen. Ienae, 1864. P. 70; также примечания к русскому переводу упомянутого труда Ипполита (Творения Ипполита. Вып. И. Издание Казанской Духовной академии. Казань, 1899. С. II (прим.), III, V, X-XI, XIII). 1335 Cap. V (Migne. PL. Т. II. Col. 548–549; русск перев. Киевской Духовной академии. 1912. Ч. II. С. 94). 1336 Чтобы убедиться в этом, достаточно простого чтения «Против валентиниан» и соответствующих мест Contra haereses. См., напр., I, VII, XXXIX главы труда Тертуллиана . Ср. также: Semler (при издании творений Тертуллиана). Dissert. 1, § 12; Harnack. Geschichte. I,1. S. 267; предисловие к русскому переводу «Против валентиниан» Киевской Духовной академии (Творения Тертуллиана . Ч. 2.1912. С. 88–89).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

С. А. Федченков Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея Исторические сведения о литературной деятельности св. Иринея восходят к глубокой древности. Еще современники св. отца, жившие во второй половине II и первой половине III столетия, знают его сочинения и пользуются ими в своих трудах. Так, уже Климент Александрийский , по свидетельству Евсевия, «упоминает (в сочинении » О Пасхе») о Мелитоне, Иринее и некоторых других и приводит места из их творений» ( ν κα τς διηγσεις τθειται). 1330 Об антигностическом произведении Иринея говорит, как общеизвестном, автор так называемого Малого лабиринта (вероятно, Ипполит): «Кто не знает книг Иринея, Мелитона и прочих, в которых Христос именуется Богом и человеком?» 1331 Ипполит Римский , по словам Фотия, 1332 использовал данные Contra haereses в своей «Синтагме». Точно также в «Философуменах» у него приводится в выдержках значительная часть I книги этого труда. 1333 Зависит от Иринея Ипполит и во многих местах трактата «Об антихристе», повторяя мысли св. отца. 1334 Тертуллиан в числе источников своего сочинения «Против валентиниан» называет между прочими творения Иринея: «Пусть не говорят повсюду, что мы сами выдумали для себя предметы. Ибо они уже изображены и объявлены в превосходнейших сочинениях многими мужами, которые были не только нашими предшественниками, но и современниками, как-то: Иустином Философом и Мучеником, Мильтиадом, церковным софистом, Иринеем, тщательнейшим исследователем всех учений, и нашим Проклом, украшением девственной старости и христианского красноречия». 1335 И в действительности антигностический труд епископа Лионского лежит в основе изложения Тертуллианом учения валентиниан. 1336 Автор эпилога Martyrium " a Polycarpi (по Московской рукописи) говорит, что от Иринея осталось много превосходных и право-славнейших сочинений, в которых св. отец упоминает о своем учителе Поликарпе, опровергает все ереси и излагает церковное учение в том виде, как воспринял от епископа Смирнского. Рассказывается в творениях Иринея, по словам эпилога, между прочим, также и про чудесное извещение Иринея (посредством трубного звука) о смерти Поликарпа. 1337

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

83 ... « Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду».- Ин.:21. 22. 84 ...от Элия Адриана, преемника Домициана...- Публий Элий Адриан был третьим преемником Домициана. 85 ...он восстановил город.- Адриан в 123 г. попытался построить на месте разрушенного Иерусалима город Элию Капитолину, на месте же разрушенного Иерусалимского храма возвести храм Юпитера Капитолийского. Эти мероприятия вызвали восстания в Иудее, продолжавшиеся с 132 по 135 г. 86 ...безумная ересь Маркиона и Валентина.. .— Маркион и Валентин (сер. II в.) — представители гностицизма в христианстве. Христианские гностики пытались совместить религиозное учение о спасении с представлениями греко-римской и восточной мистической философии и тем придать более универсальный характер своей религии. Они отвергали весь Ветхий завет и евангельский миф о Христе как богочеловеке. (См.: Ринович А. Б , О раннем христианстве. М., 1959 С. 308—309). 87 ...и философ Юстин.. .— Юстин, прозванный философом и мучеником, жил и писал в середине II в. Кроме апологетических произведений, Юстин написал ряд трактатов, направленных против еретиков. 88 ...был сожжен на костре... блаженнейший Поликарп.. .— См. «Хронику» Иеронима (Со). 551). О гонениях на христиан в Азии писал Евсевнй в своей «Церковной истории» (IV, 15). Он подробно рассказывает о том, как Поликарп при императоре Вере в г. Смирне принял вместе с другими христианами мученическую смерть. 89 Но и в Галлии.. .— Особенно жестокие гонения на христиан была в городах Галлии — Вьенне и Лионе. О страданиях галльских мучеников есть сведения у Евсевия в «Церковной истории» (V. 1). 90 После Иренея пострадали и 48 мучеников . — Эти мученики подверглись казни не после Иренея, а до него; их имена Григорий сообщает в книге «О славе мучеников» (I, 48/MGH.SRM. Т. 1. Р. 521). 91 При императоре Деции гонения на христиан усилились.. .— Деций Гай Мессий (с 249 по 251 92 Валентиниан и Новациан... нападали на нашу веру.- Неверно, Валентин, а не Валентиниан, который был его последователем. Григорий здесь ошибочно объединяет Валентина, проповедовавшего в середине II в. в Александрии и Риме, с Новацианом, римским пресвитером, жившим при императоре Деции (III в.),

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Все пришли в изумление, и Климентин, соучастник суда, также испугался, и, хотя был судьей, однако опасаясь, как бы его не постигло такое же наказание, простерся у ног святого мужа, умоляя, чтобы он пощадил его, согрешившего против него по незнанию божественного закона, и не по собственной воле, а как облеченный властью. Так получилось, что один Григорий из числа защищавших неповрежденную веру не обратился в бегство и не претерпел ссылку, так как всякий в дальнейшем боялся его судить. II. Итаций, епископ Испанский, прозванный Славный Итаций, епископ испанский прозванный за красноречие Славным, написал некую книгу под видом апологетики, в которой показал, что учение Присциллиана 616 следует решительно отвергнуть, также показал изощренность его злодеяний и бесстыдство его страстей, доказывая, что некий Марк Мемфиец, весьма сведущий в магии, был учеником Мани 617 и учителем Присциллиана. Итаций вместе с епископом Урсацием выступал обвинителем Присциллиана, из-за этого лишенный церковного причащения, был приговорен к ссылке, и там скончался в правление Феодосия Старшего 618 и Валентиниана. 619 III. Сириций, знаменитейший понтифик и наместник римского престола 620 Сириций, знаменитейший понтифик и наместник римского престола, написал небольшое сочинение в форме декрета, обращенное к Евмерию, епископу Тарраконскому. В нем среди прочих церковных поучений он определяет, что крещение еретиков ни в коем случае не должно признаваться Церковью недействительным. Мы обнаруживаем и другое его письмо, посланное различным епископам, в котором он осуждает еретика Иовиниана, 621 а также Авксентия 622 и других последователей их. Он был предстоятелем в Риме четырнадцать лет и умер в правление Феодосия и Валентиниана. IV.  Павлин пресвитер Пресвитер Павлин объяснил в книжечке, составленной достаточно сжато и кратко, три вида понимания благословения патриархов. 623 А также по просьбе Августина описал жизнь Амвросия, украшенного знамениями и равного учением и заслугами жизни апостолов. Констанций, епископ Германи 624 составил жизнеописание Павлина, 625 а Ораний издал сочинение о его кончине. V. Проба, жена проконсула

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самой актуальной и прагматической наукой в V столетии оставалось, как и в былые времена Римской империи, право. Трудами ученых юристов, близких ко двору Феодосия II, и прави­тельственных чиновников создан был знаменитый кодекс, извест­ный с именем этого императора. Комиссия, образованная указом Феодосия, работала над ним в течение 8 лет, и затем, 15 февраля 438 г., он был опубликован: вначале для восточной части импе­рии, затем, с 1 января 439 г., актом императора Валентиниана III введен в действие и на Западе. Язык кодекса, естественно, латинский. Нужда в этом кодексе вызвана была тем, что до него в юридической практике приходилось прибегать к разрозненным императорским конституциям и эдиктам. Наличие противоре­чий между нормами разных актов затрудняло их использование, вносило путаницу в решение судебных дел. Предшественника­ми этого сборника, на который могли опираться его составите­ли, были два других ранее созданных кодекса: Codex Gregorianus, составленный при Диоклетиане и названный так, вероятно, по имени своего составителя, в который вошли императорские кон­ституции от Адриана до Диоклетиана, и представляющий собой его продолжение Codex Hermogenianus, в который его состави­телем Гермогеном были включены акты Диоклетиана от 291 по 294 г. Обе эти компиляции до нас не дошли и известны только по цитатам из них. Римская империя, по крайней мере на востоке, сохраняла характер цивилизованного правового государства на всем про­тяжении своей истории. В ней действовало филигранно разра­ботанное римское право, облагороженное и одухотворенное влиянием на него христианской этики. Законы, естественно, нарушались, иначе и не бывает, но они составляли надежную плотину для сохранения правопорядка и общественной нрав­ственности против греховных и преступных посягательств как со стороны частных граждан, так и со стороны чиновников. Обильный свет на правоприменительную практику и ее вос­приятие людьми проливает одно место из «Сказания» Приска Панийского, который с дипломатическими целями побывал в ставке Аттилы в составе официального посольства, послан­ного императором Феодосием, и там встретил перебежчика, который беседовал с Приском на родном им обоим греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010