82 Excerpta ex Theodoto, §§ 6, 7, 23, 72, 74, 85. – Напротив, западные валентиниане, как замечает св. Ириней, не хотели, действительно, называть Его Господом (οδ γρ Κριον νομζειν ατν ϑλουσι – Contra haeres, lib. I, cap. 1, 3). Обычным названием Его у них было Сотир ( Σοατρ). 83 Excerpta ex Theodoto, § 7, τι ες κα ατς ν ν μν τ κτσει πρωττοκς στιν ησος ν δ πληρματι μονογενς; cf. § 6. 84 Мало того, Горний Христос – Сотир, по их учению, даже желал страданий и смерти психического Христа, – для чего и скрывал своё высшее божественное существо, чтобы враги Иисуса, уразумев, что он есть Господь, не убоялись наложить на Него руки, – и таким образом дело спасения осталось бы несовершённым. См. Excerpta ex Theodoto, § 5. 85 О рождении И. Христа от Девы Марии западные валентиниане прямо говорили, что Он прошёл чрез Неё, как вода проходит чрез трубу (Ириней, Contra haeres, lib. I, cap. 7, 2; cp. Excerpto ex Theodoto, §§ 59–60). 87 Элкесаиты представляли себе высшего, небесного Христа, как Существо, облечённое телом 96 миль в вышину и 24 миль в ширину (Harnack, Die Ketzergeschichte des Urchristenthums, Leipz. 1884, S. 434; на русском языке об элкесаитах см. у В. Снегирёва: «Учение о Лице Господа Христа в трёх первых веках христианства» (Казань 1870 г. стр. 67). И по учению докетов, заметим также, Сотир (νωϑεν λϑν) имел, кроме материального тела, воспринятого от Марии Девы, ещё другое, духовное тело, полученное им во время крещения, как образ и печать первого (Hyppolyt. Philosophum., lib. III, 10). Не в этом ли духовном теле и явился, по представлению автора, воскресший Господь? 89 Так объясняет образ выражения автора в данном случае из западных учёных Шуберт в своей, цитированной уже нами, монографии: Die Composition d. Pseudopetrinischen Evangelienfragments, S. 54. 90 Наибольшее сходство с учением докетов находит в особенности Шуберт, хотя сам же справедливо замечает, что о тех докетах, о которых говорит Серапион Антиохийский, мы так же мало знаем, как и о том, кто такой был упоминаемый тем же Серапионом Маркиан (Die Composition..., S. 46). Замечание о сходстве с элкесаитами см. у Lods’a L’Evangile et l’Apocalypse de Pierre, p. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

В результате гностическая идеология трактата II 1 есть определенная модификация валентинианства, но с явным додумыванием (по крайней мере в некоторых пунктах) этого валентинианства до конца. д) В трактате II 4 Ялдабаот за свое зло низвержен в Тартар, но его сын Сабаот уже отказывается от зла и приносит покаяние перед плеромой, получая от нее прощение. Больше того. У Софии вдруг оказывается какая то дочь Жизнь, которая помещает раскаявшегося Сабаота, правда, не в самой плероме, но все таки на седьмом небе кеномы, и, значит, хотя и ниже плеромы, но все же выше злой материи. А это значит, что и материя, хотя она уже перестает быть злой, все таки тоже не допускается в плерому. В этом трактате много и других любопытных подробностей, которых мы здесь не будем касаться. е) Если бы мы не преследовали цели только общего обзора, мы должны были бы проанализировать еще такие трактаты, как III 3 – 4, или трактат I 5 (где, между прочим, интереснейшим образом роль согрешившей Софии играет Логос), или трактат II 5 (содержащий в себе наслоения самых разнообразных концепций и потому особенно трудный для анализа). Все эти гностические материалы для нашего общего обзора являлись бы только детализацией, весьма, конечно, желательной, но в то же время для нас совсем необязательной, поскольку основное для гностицизма уже достаточно изложено нами в предыдущем. §9. Общая характеристика Предложенные выше материалы гностицизма свидетельствуют об огромной пестроте, разнообразии и даже противоречивости того значительного историко–философского явления, которое обычно именуется гностицизмом. Вопреки этой пестроте мы все же старались наметить хотя бы некоторые общие черты, так как иначе было бы нецелесообразным употребить даже и самый термин " гностицизм " . Попробуем сейчас зафиксировать эти общие черты, конечно, стараясь учитывать также и всю противоречивую пестроту изучаемого нами явления. 1. Переходный характер Нам представляется, что переходный историко–философский характер гностицизма в первую очередь сам бросается в глаза.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

(Прокопий Кесарийский. Война с персами. I, 11, 10–30. Последнее издание – М., 1993 г. с.32) 377 Велизарий (505–565) – знаменитый византийский полководец. Получил пост дукса Месопотамии в 527 г., к моменту сражения при Даре был стратилатом (главнокомандующим) Востока (с 529 г.). 379 Гермоген – был советником Виталиана, перед войной был удостоин звания магистра оффиций. Впоследствии консул и патрикий. 381 Аламундар (Аль-Мундир III), сын Сакики, знаменитый царь арабов. (Прокопий Кесарийский. Война с персами. I, 17, 1. Последнее издание – М., 1993 г. с.50) 382 Прокопий Кесарийский. Война с персами. I, 17, 30–48. Последнее издание – М., 1993 г. с.53–55. 384 Мир был заключен в 532 г. на следующих условиях: «и те, и другие отдают те местности, которые за время этой войны они отняли друг у друга; военная власть в Даре упраздняется (то есть дукс Месопотамии будет находится в Константине – А.К.), иверам представляется на их усмотрение – или оставаться в Византии, или оставаться в Византии, или вернуться к себе на родину.» Прокопий Кесарийский. Война с персами. I, 20, 16. Последнее издание – М., 1993 г. с.71. Кроме того, римляне уплачивали персам 110 кентинариев золота за охрану Каспийских ворот и за то, что Хосров не принуждал их срыть укрепления Дары. 386 Ипатий и Помпей – племянники Анастасия. (Прокопий Кесарийский. Война с персами. I, 14, 19. Последнее издание – М., 1993 г. с.77) 388 Гонорих (427–23. 12.484 г.), старший сын Гензериха, в молодости был в заложниках у Валентиниана, был женат на дочери Валентиниана Евдокии, которая бежала от него в Палестину. Король вандалов с 25.1.477. 389 Вся история об этом чуде – дословно переданный рассказ Прокопия. (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. I, 8, 4. Последнее издание – М., 1993 г. с.197) 390 Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. I, 8, 17–25. Последнее издание – М., 1993 г. с.198–199. 392 По свидетельству Прокопия, формальным поводом для объявления войны послужил переворот (530 г.) Гелимера, внука Гензона, свергнувшего Ильдериха, сына Гонориха, прекратившего преследования христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

язык кодекса греческий, переведен он был в Египте на коптский язык, когда гностицизм распространился среди туземцев. Настоящий манускрипт относится к V веку. По содержанию данный кодекс родствен Брукианскому; извлечения из «евангелия Марии» у Иринея решают дело о принадлежности Рейнгардтского манускрипта большой семье гностиков, именуемых общим именем у Иринея «гностиков» (Sitzungsberichte d. konigl Preussisch. Akademie der Wisseeschaft. XXXIII 2 Juli. 1896, Ss. 839–846) Затем уцелело несколько оригинальных гностических отрывков у христианских ересиологов. Напр. послание Валентинианина Птолемея к Флоре о законе Моисеевом (S. Epiphanius. XXXIII. 3. Corpus haer. Oehler’a, II, 1. ρ. 400.; рус. пер. I, 304). Это послание подвергнуто специальному исследованию А. Гарнака (Sitzungsb. d. k. р. Akademie d. Wissenschaft. 1902, 1, Ss. 507 – 545). Недавно сделался известным фрагмент из « Εξηγητιων ιγ» Василида в «Acts Archelai» ed. Beenson. Leipzig 1906, г. LVII, S. 95–100. Этими актами устанавливается проповедь Василида у Персов (Fuit, praedicator apud Persas etiam Basilides, ρ. 96), а фрагментом – дуалистический характер воззрений Василида. У Климента Алекс. сохранились «Excerpta ex Theodoto» (Валентинианина). Die gr. chr Schriftsteller, Clemens А. III B p. 105–193). Ориген приводит в своем комментарии на св. Иоанна (Die gr chr. Schriftsteller Origenes В. IV, ρ. 70, 77...) отрывки комментария Гераклиона, старательно отмечая свое разногласие с ним. Потом у Оригена в его сочинении против Цельса встречаются подлинные отрывки из учения офиан. У св. Иринея есть подлинное извлечение из литургических докуменов Маркосиан (I, 19). Много гностических гимнов сохранилось в Refutatio Ипполита (Ed. Dunker u. Sch 134, 90–168, 51), в особенности ценен миф о первом человеке. Некоторые гимны Вардесана записаны св. Ефремом. Большинство гност. фрагментов собрано у Hilgenfeld ’а. Die Ketzergeschichte des Urchristenthums. Leipzlg.1884, Ss 453–630.-Сведения о гностицизме извлекаются глав. обр. из ересиологических сочинений св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

360 Валентин, живший во II в., говорил, что Христос, восприняв эфирное тело, прошел через Деву, как через трубу, ничего не восприняв от Нее ( Тертуллиан . Книга против валентиниан. Гл. 15). Валентиниане отрицали воскресение тел, отвергали Ветхий Завет . Читая и толкуя пророков, они, согласно анонимному толкователю правил, измышляли какие-то басни и пустословили о других нечестивых вещах. 361 Маркион был последователем некоего Кердона, учившегося у Василида и Саторнина, последователей Симона Волхва, по Тертуллиану (Книга о плоти Христа). Когда однажды этот Маркион спросил у св. Поликарпа, знает ли тот, кто он такой, святой ответил, что знает его очень хорошо: он есть первородный сын диавола (Ириней. Кн. 3, гл. 3) (Iren. Contra haer. III, 3//PG 7, 853В). Маркион говорил, что есть три начала. Первое – невидимый Бог, второе – видимый Бог и Творец мира и третье – диавол. Он крестил не один лишь раз, но три раза, позволяя крестить и женщинам. По правилу Василия Велик. 47, он гнушался браком и вином, говорил, что творение нечисто и что Бог – творец зла. Жил Маркион во II в. 364 Энкратиты назывались так потому, что были воздержны (γκρατεονται): не ели животной пищи, отвергали брак, как Маркион, и не пили вина, по словам Вальсамона. Вождем их ереси был Татиан , ученик св. Иустина, по Феодориту (Theod. Cyr. Haer. fab. I. 20//PG 83, 369CD). Они употребляли в Тайнах одну воду, как гидропарастаты, по Епифанию (гл. о ереси 47) (Epiph. Adv. haer. 47. 1//PG 41, 852B). Смотри также Василия Велик. 86. 365 Саккофоры назывались так потому, что носили рубища (σκκους), тем самым показывая, что они будто бы имеют крайнее воздержание и ведут суровую жизнь. 366 Апотактики назывались так потому, что отрекались от мира (ποτσσονται) и не ели ту же пищу, какую не употребляли и энкратиты. 367 Отметь, что это самое правило Вальсамон приводит и в своем 29-м ответе в таком виде: «Так же и манихеев, валентиниан, маркионитов и подобных еретиков (принимаем как язычников, т. е. как нечестивых). Несториане же должны давать расписки и анафематствовать свою ересь, а также Нестория» – и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Свой народ Валия вывел из Испании, и с согласия Рима вестготы обоснова­лись в Аквитании, на юго-западе современной Франции, в ста­тусе федератов. Граница Вестготского королевства со столицей в Толозе проходила по Пиренейским горам и побережью Среди­земного моря на юге, Луаре – на севере и северо-востоке, про­тянувшись на юго-востоке до границ Прованса – историче­ски первой римской провинции в трансальпийской Галлии. Это была, по характеристике Л. Мюссе, «одна из самых богатых» обла­стей в Галлии, «она менее всех пострадала от предшествующих вторжений и, конечно, была одной из наименее воинственных (в отличие от Оверни)» 713 . Обладание ею прекратило среди вест­готов распри между сторонниками компромисса и установления добрых отношений с Римской империей и антиримской партией, к которой ранее принадлежал сам Валия, после оккупации льви­ной и лучшей доли Галлии с согласия императорского правитель­ства не планировавший уже новых авантюр. В 419 г. он, по выра­жению Иордана, «удалился от дел человеческих» 714 , то есть умер. Его преемником стал Теодорид I, правивший вестготами более 30 лет, до своей гибели в сражении с гуннами Аттилы в 451 г. Мирные и союзнические, федеративные отношения с Римом пре­рваны были в 439 г., «в консульство Феодосия и Феста», когда, по словам Иордана, «римляне, нарушив мир, пошли против» Теодорида «войной в Галлию, присоединив к себе гуннские вспомо­гательные войска» 715 . Инициатором разрыва союза был магистр армии Аэций, который в ту пору пользовался неограничен­ным влиянием на императора Валентиниана III, а командовал войсками, выступившими против готов, Литорий, но, как это вид­но из «Истории» Иордана, сражение не состоялось: «Долго стояли вытянутые ряды воинов обеих сторон: и те, и другие были силь­ны, и ни те, ни другие не оказались слабее (противника); тогда, протянув друг другу десницу, они вернулись к прежнему согла­шению, и после того как был заключен союз и установлен обо­юдный крепкий мир, войска разошлись. В этом мирном договоре (участвовал) Аттила, повелитель всех гуннов» 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С. 19), и Ариан – Амвросий (de fide V, 8; de spiritu S. III, 11). Против Маркиона весьма определенно высказан был тот упрек, что он, по Епифанию haer. XLII. S. 9., был τιν περιτμνων, τιν δ λλοισας εφλαια, а по Иринею adv. haer. I. 27, 2 – что он «apostoli Pauli literas abscidit, auferens quaecunqoe manifeste dicta snnt ab apostolo de eo Deo, qui» cet.). – Этот же самый упрек развивает более подробным образом и Тертуллиан Contra Marcion. lib. V. 1479 Так напр. Маркион Гал. 5, 9 читал δολο (так читают это – и Cod. D. Е. Vulgat cet), между тем как Епифаний с другими авторитетами ζυμο; 1Кор. 10, 19 . Маркион читал τι ερϑυτον τ στιν εδωλϑοτον τ στιν, между тем как Епифаний кратко τι ιδολϑυτον τ στιν, а наш textus receptus – τι ιδωλον τ στιν. Подобным образом выражается и Иринея IV, 6. 1 против Валентиниан (qui peritiores apo stolis volunt esse) по причине перестановки ими предложений в Мф. 11, 27 ., которая также встречается у Иустина (apol. 11:95), Климента и Оригенна . 1480 Напр. Галат. 2, 5 Маркион читал правильно слова ος οδ, которые Тертуллиан (с. Marc. V, 3) выпустил вместе с другими латинскими писателями. Тертуллиан de carne Christi с. 19 выражается против Валентиниан как «adulatores», по причине изменения в Иоан. 2,13 единственного числа в множественное, которое однако действительно подлинно; точно также и Амвросий de fide V, 8 выражается против Apianb, как «fateatores» по причине οδ ις, которое также несомненно подлинно в Map. 13, 32. – Некоторые места, где чтение Маркиона верно против нынешнего текста Евангелия от Луки, указал Volkmar в Das Evangelium Marcions S.256. 1482 Так напр. Тертуллиан из посланий (как она читались у Маркиона) к Солунянам указывает только незначительные повреждения, из послания к Филиппийцам – никаких, а послание к Филимону считает совершенно неповрежденным (с. Магс. V, 20. 21), между тем как Епифаний, доходивший в порицании еретиков до преувеличений, утверждает (Орр. 1 р. 371–73 sq. ed Petav.), что эти три послания всецело повреждены Маркионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

1453 Феодосиевский кодекс содержит в себе 16 законов: Феодосия 1, 3 Валентиниана II, 21 Гонория, 12 Аркадия, 12 Феодосия II и 3 Валентиниана III. Сюда нужно присоединить еще обширный закон против еретиков, изданный Феодосием II после публикации его кодекса в 438 г. 1456 Законы против еретиков содержатся в титуле 5-ом книги XVI кодекса Феодосиевского и в титуле 5-ом книги I кодекса Юстиниановского. 1458 Geffcken. 242–333; Маассен. 163–188, 201 и сл.; Walter. Lehrbuch des Kirchenr. §§ 51–54. Richter-Dove-Kabl. §§ 70–74, 98–102; Thudi­chum. §§ 16–23. 1469 В этой и предыдущей форме регулировано осуществление религии во Франции, Италии, Бельгии, Швеции, Англии, Шотландии и проч. 1473 Голубинский. История русской церкви. I, 2, 685 и сл.; Макарий. История русской церкви. VIII, 370–414; Д.Цветаев. Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII вв. М., 1885; Его же. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII вв. М., 1886; Граф Д.А.Толстой. Римский католицизм в России. СПб., 1876, т.т. I, II; Морошкин. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. Ч. 1. СПб., 1888. Ч. 2. СПб., 1870; Щапов. Русский раскол старообрядства. Казань, 1859; Нильский. Семейная жизнь в русском расколе. СПб., 1869; Андреев. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1870; Соколов. Раскол в Саратовском крае. СПб., 1888; Суворов. О происхождении и развитии русского раскола (Временник Демидовского Юридического Лицея, кн. 39–40; Его же. Русский раскол и законодательство (Вестник Европы. 1880, апрель и май); Он же. По вопросу о веротерпимости к расколу (там же, 1882, март). 1476 Там же, т. XI, ч. 1; Уставы духовных дел иностр. исповеданий. Ст. 4; Устав о пред. и пресеч. преступлений. Ст. 78. Но дозволяется а) евреев принимать, по их желанию, в христианскую веру всякого терпимого вероисповедания, б) Эчмиадзинскому армяно-грегорианскому синоду предоставлено право принимать магометан кавказского края в армянскую веру, в) вообще всем магометанам и язычникам кавказского края (кабардинцам, чеченцам и проч.) предоставляется принимать вероисповедание тамошних колонистов шотландских и базельских, однако без всякого миссионерского действия, т е. без всякой пропаганды со стороны этих последних. (Уст. о пред. и пресеч. преступлений. Ст. 94).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

С ужасом ждали ужасного разгрома. Историк первой половины VI в., Иордак пишет в своем сочинении De Gothonim origine, т. е. «О происхождении готов», что Аттила «родился в мир для потрясения народов и внушения страха всему миру… Он выступал гордо, озираясь вокруг, чтобы казаться страшным в самых движениях выпрямленного тела. Рост его был невелик, грудь широкая и большая голова, глаза узкие, редкая борода с проседью, нос вогнутый, и тело смуглого цвета». Впрочем, тот же историк говорит, что «любя войну Аттила был умерен в деле, тверд в совете, снисходителен к просьбам и благосклонен к тем, кого однажды принял под свое покровительство» . Не зная, как спасти положение, император Валентиниан III решил вступить в переговоры с царем гуннов. Рассуждая по–человечески, дело представлялось совершенно безнадежным. Однако император снарядил посольство, во главе которого поставил св. Льва. Между тем Аттила собирался переходить Минчио (приток По, впадающий в него около Мантуи), чтобы скорее итти на Рим, так как его войска истощались под влиянием жары, лихорадок и дурного продовольствия. Вдруг он видит странную процессию, приближавшуюся к нему в облаке золотистой пыли: священники в облачениях, монахи в своих грубых рясах, два вельможи верхом на конях, множество диаконов и певчих — неся кресты и хоругви с кадилами, сверкающими на солнце своим золотом, — все они медленно двигались навстречу ему, и вся эта движущаяся масса, согласным и громким хором, возносила церковные песнопения — стихи и псалмы. А среди всех молился, сидя на коне, старец с седой бородой. Аттила поскакал к реке, бросился в нее и вылез на песчаном островке, откуда можно было уже расслышать и понять, что говорят. Странная процессия стояла на противоположном берегу. «Как тебя зовут?» — закричал Аттила, обращаясь к старику. «Я — Лев, папа римский» . В 450 г. скончалась Галла Плакидия. После ее смерти безвольный Валентиниан становится игрушкой в руках евнуха Гераклия. Под влиянием противников Аэция император решается убить своего лучшего полководца, который и был зарезан во дворце, в присутствии самого Валентиниана, 21 сентября 454 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

583 Срав. ереси XIX, XXX и LIII. Между прочим Епифаний и Оссианам и Сампсеям приписывает почитание таких-то двух сестер Марфы и Марфаны, из которых одна была еще жива в его время, и всем трем помянутым сектам пользование книгою лжепророка Илксая. 584 Ереси XV, XVIII. Заметим мимоходом, что и фарисеев и саддукеев не совсем точно называют сектами в принятом смысле этого слова. Это скорее направления в иудейском обществе известного времени. 587 Липсиус, при разборе каждой ереси описываемой Епифанием, подробно (и может быть даже слишком подробно и самоуверенно в иных местах – при утрате многих древнейших ересеологических памятников) разбирает, что Епифанием берется из Иринея, и что из других источников и каких именно. 588 См. Примеч. 515–517. Липсус указывает на то, что вследствие не довольно осмысленного соединения сведений, взятых из разнородных источников у Епифания в особенности при описании Валентинианских сект встречаются противоречия (Quellenkritik стр. 151–164): тем не менее главам Панария о сектах валентинианских и еще более маркионитских он придает важное значение, так как здесь сообщаются сведения, которые без Епифания нам не были бы известны. 589 Напр. при опровержении мнений Апеллеса (ер. 44) видно, что Епифаний имел в виду какое-то сочинение, принадлежащее этой партии, хотя оно и не называется здесь. 590 Особенно в темных чертах изображается у Епифания нравственная жизнь Симониан, николаитов, египетских гностиков – Варвелиотов, Карпократиан. Об этих еретиках впрочем и древнейшие ересеологи – Ириней, Ипполит, Климент александрийский отзывались дурно. Но напр. о нравственности Василидиан, Климент александрийский , знавший их ближе других, отзывается довольно хорошо см. Стромата Lib. III. cap. I, Lib. IV. с. 24 (Ириней впрочем дурно Lib. I. cap. XXIV, 5). Епифаний же и Василидиан наряду с другими гностическими сектами представляет в темном свете ер. XXIV, 3, 4, 5 (также и другие позднейшие ересеологи – Феодорит L. I. c. 4, Филастрий ер. 32, Августин ер. 4,– также Кирилл Иерусалимский Catech. VI. 13; Иероним Contra Jovinian. L. II. Cap. 16, contra Vigiliantium cap. 2; epistol. ad Theodoram 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010