491 Юлиан, родился в Апулии в знатной семье, получил хорошее классическое образование. Его свадьба с Тицией, дочерью Эмилия, епископа Беневентского (ок. 403 г.), была воспета Паулином Ноланским. В молодости он был посвящен в епископы Экланума, города близ Беневента, в Кампании, и приобрел большую известность, особенно благодаря своей широкой благотворительности. Он был сторонником Пелагия, и когда в 419 г. папа Бонифаций I объявил об осуждении пелагианства в послании ко всей церкви, 17 италийских епископов, в том числе и Юлиан, не подчинились. Эдиктом Гонория и epistola tractatoria папы Зосимы Юлиан был смещен с должности епископа. Покинув свою кафедру, Юлиан стал ревностным защитником и толкователем идей Пелагия. Как богослов, Юлиан активно выступал против Августина, учение которого о предопределении он искусно уличал в скрытом манихействе. Когда ранее написанное послание Юлиана к Валерию вызвало ответ Августина в сочинении «О браке и конкубинате», Юлиан в 420 г. написал 4 книги своего сочинения «К Турбанцию», главной задачей которого было доказать естественную доброту человеческой природы как следствие создания человека богом. Так как сочинение Августина было направлено против брака, то Юлиан написал свое главное сочинение – 8 книг к Флору. Старания Флора и его товарищей при дворе Феодосия II о реабилитации Юлиана остались без успеха. В Эфесе в 431 г. Юлиан был осужден. Точная дата смерти его неизвестна. 492 Здесь явная ошибка Геннадия (или переписчика). Судя по датам жизни и деятельности Юлиана Валентиниан – это Валентиниан III (425–455 гг.). Среди тех, кто занимал императорский престол в V в., известен только один Константин – Флавий Клавдий Константин, известный как Константин III. В 407 г. римские войска в Британии провозгласили его императором. Он перебросил свои отряды в Галлию, победил варваров и получил поддержку местной знати. Император Гонорий был вынужден признать Константина соправителем, однако вскоре нарушил договор, и в 411 г. Константин был разбит под Арлем и убит вместе со своими сыновьями. Таким образом, он погиб задолго до рождения Валентиниана III (419 г.). С другой стороны, известно, что у Валентиниана III и его жены Лицинии Евдоксии, дочери Феодосия II, было только две дочери – Евдокия и Плацидия, а сыновей не было. По всей видимости, речь идет о Флавии Констанции, который был отцом Валентиниана III. Констанций, родом из Иллирии, поступил на службу к Феодосию I и участвовал во многих военных кампаниях. В 416 г. он освободил дочь Феодосия I Галлу Плацидию, которую в 414 г. пленил и сделал своей женой король вестготов Атаульф. В 417 г. Констанций в награду за освобождение Галлы Плацидии получил ее в жены. 8 февраля 421 г. Констанций был провозглашен августом вместе с Гонорием, однако уже 2 сентября 421 г. он умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

93) Примечания: 258. Digest, XXIII,2,1. Ср. Basilic. XXVIII,4,1, - Номоканон в XIV титулах, XII,13. Синтагма Властара, Г,2 (Аф. Синт., I,271; VI,153). Кормчая, гл.48, гр.4,1 (упом. изд., II,86). 259. Православное исповедание, I,115. 260. Ср. выше стр.215-16. 261. Тимофея Александр. 11; Номоканон при Б. Требнике, пр.53; Никифора Исповедника правило 153; 64-й канонич. ответ Вальсамона александрийскому патриарху Марку (Аф. Синт., IV,495). - Ср. Justin. nov. XXII, 16,1; Leon. Philos. nov XXX (Zachariae, Jus gr.-rom., III,114); Leon Kaz. IV nov. (там же, III,53-54); Синт. Властара, Г,4 (Аф. Синт., VI,156); Кормчая, гл.48, гр.39 (упом. изд., II,168). 262. См. выше стр.121-2. 263. Cod Justin, V,17,9: Si constante matrimonio, communi consensu tam mariti quam mulieris, repudium sit missum... licebit mulieri non quinquennium expectare, sed post annum ad secundas nuptias convolare. 264. Номоканон в XIV титулах, XIII,4 (Аф. Синт., I,294). 265. Cod. Theod., III,16,1,2; Cod. Justin., V,17,8,9. 266. Nov. XXII, c.3,4: de nupt. 267. Nov. XVII, c.8,9,12; nov. CXXXIV, c.11. 268. Nov. II (Zachariae, III,6). 269. Кормчая, гл.48, гр.11,4 (упом. изд., II,104). 270. Cod. Theod., III,16,1. 271. См. законы: Юлиана 363 г., Гонория, Феодосия и Константина 421 г., Феодосия II и Валентиниана III 449 г. и Анастасия 497 г. (Cod. Theod., III,13,2 и 16,2; Cod. Justin., V,17,8,9). 272. Nov. CXVII, c.8,12. Basilic. XXVIII, 7,1,3,5. 273. Nov. CXXXIV, с.11; Basilic. XXVIII,7,6. 274. XIII,4 (Аф. Синт., I,294-296). Кормчая, гл.44, гр.13,14 (упом. изд., II,61-63). Синт. Властара, Г,13 (Аф. Синт., VI,176-177). 275. См, толкование Вальсамона на 5-е Ап. правило, Зонары на 87-е трул. правило и Аристина на 9-е правило Василия Вел. (Аф. Синт., II,8,506; IV,123). См. Кормч., гл.21 (упом. изд., I,229). 276. Кормчая, гл.48, гр.11; гл.49, зач.2,9 (упом. изд., II,103 и сл.,179). Ср. новеллу XXXI имп. Льва Философа (Zachariae, III,115-116), а также закон 1187 г. имп. Исаака Ангела (Аф. Синт., V,321-323). 277. Ср. архим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

280 Сохранилось несколько законов, изданных Феодосием В., с целью парализировать некоторые злоупотребления Татиана и его сына Прокла, как, напр., двумя законами (Cod. Theod. IX, XLII, 12–13) были возвращены прежним владетелям имения, незаконно присвоенные себе Татианом. Ср. еще Cod. Th. XI, I, 23, XV, I, 29–30; VI, III, I; XII, I, 131. Подробно об этом см. Rauschen Op. cit. s. 258. Cp. Tillemont Op. cit. V, 2, p. 724–725. 283 Zosim. Op. cit. IV, 53. Сократ говорит, что Арбогаст происходил из Малой Галлии – “ μακρ ς Γαλατ ας” (V, 25). 285 Zosim. Op. cit. IV, 53: “ τοσοτος ν στε κα πρς τν βασιλα παρρησιζεσθαι κα σα μ καλς ατ μηδι προςηκ ντως χειν δκει κωλειν”. Cp. Sozom. H. E. VII, 22. 293 Относительно смерти Валентиниана существуют различные версии: 1) Zosim IV, 54, Victor Epitome, просто говорят о низвержении Арбогастом Валентиниана. 2) Socr. V, 25: евнухи задушили Валентиниана во время сна. 3) Philost. XI, I: был задушен после обеда на реке Роне, когда с шутами занимался вздуванием пузырей на воде. 4) Sozom. VII, 22: наложил на себя руки – повесился. Ср. Orosii adversum pagan. VII, 35. 5) Руфин (II, 31) замечает: “по причинам, какие до сих пор еще неизвестны, он (Валентиниан) покончил жизнь петлей; некоторые говорят, что коварство Арбогаста принудило его к такому поступку, и это было общим мнением”. Из всех предположений, делаемых относительно смерти Валентиниана, одно встречает серьезное возражение в сочинении Амвросия De obitu Valentiniani (Migne s. l. t. XVI), а именно версия, что Валентиниан покончил самоубийством. Из речи Амвросия (с. 25, 26) видно, что Валентиниан ждал прихода Амвросия, а особенно жаждал принять крещение. Спрашивается, как же он мог после этого решиться на самоубийство? Раушен (Op. cit. s. 362) справедливо думает, что император, несомненно, был вопрос: кто же был убийцей? Обычное мнение историков (Schiller Op. cit. II, s. 408; Guldenpenning und Ifland Op. cit. 211–212 и др.) таково, что убийцей был сам Арбогаст – что едва ли можно признать вероятным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые ученые считают, что 16-я кн. была составлена в спешке и включена в К. Ф. скорее случайно, что привело к многочисленным ошибкам в датировке и размещении имп. конституций, а также к неустраненным противоречиям между содержащимися в них правовыми нормами. Само появление 16-й кн. обусловлено тем, что имп. власть была поставлена перед необходимостью реагировать на события церковной жизни, связанные с Вселенским III Собором 431 г. ( De Marini Avonzo. 1983. P. 108-119; Crif ò . 1997; Sirks. 2007. P. 81-82, 185-186). Существуют, однако, убедительные возражения против тезиса о случайности 16-й кн. В ней собраны только такие конституции, к-рые не вписывались в традиционную для рим. юридических сочинений схему (ср.: Barone Adesi. 1998; Falchi. 1985. P. 379). Те конституции, к-рые могли быть включены в эту схему, помещены составителями К. Ф. в др. разделы (CTh. I 27. 1; IV 7. 1; VIII 16. 1; IX 45. 1; XI 36. 20; 39. 10 и др.). Само создание особой книги К. Ф., посвященной религ. проблематике, можно рассматривать как удовлетворение имп. канцелярией общественной потребности в офиц. признании и законодательной фиксации новых правоотношений, обусловленных институционализацией христ. Церкви. Расположение же книги о «религиозном праве» не в начале, а в конце К. Ф. соответствует общим принципам его построения, когда в первых книгах помещены разделы, посвященные источникам права, различным структурам управления империей, а затем следуют книги, касающиеся статуса различных категорий лиц, как, напр., 12-я кн., содержащая имп. конституции о правах (привилегиях) и обязанностях декурионов. Противоречия, якобы встречающиеся в 16-й кн., нередко лишь кажущиеся. Так, в 1-й титул помещены, с одной стороны, проникейский эдикт Феодосия I от 380 г. (CTh. XVI 1. 2), а с другой - проарианское постановление Валентиниана II от 386 г. (CTh. XVI 1. 4). Однако конституция Валентиниана II приведена в К. Ф. в такой редакции, что ее проарианская направленность утрачивает всякое значение. Включение этой конституции Валентиниана II в 1-й титул 16-й кн. было обусловлено скорее всего тем, что она соответствовала, по мнению составителей К. Ф., принципу, лежащему в основе всего титула: правовое обеспечение «мира в Церкви» посредством имп. нормотворчества ( Dovere. 1995. P. 177-178). Шестнадцатая книга: структура и проблематика.

http://pravenc.ru/text/1841632.html

Известно, что Евсевий рассматривает счастье одних царствований и несчастие других в связи с тем – послужили-ли они с точки зрения Промысла ко благу людей и в частности народа христианского. Это воззрение тоже перенимают у Евсевия продолжатели этого историка и пытаются, хотя и не без оговорок 117 , приложить его к уяснению истории описываемого ими времени. Но у них указанное воззрение теряет тот отпечаток библейского величия, какой оно имело у Евсевия. Воззрение это не проводится, как руководящая нить, чрез историю, а просто припоминается и указывается читателю при отдельных, частных, нередко совсем непоучительных случаях. Вообще разбираемое воззрение Евсевия продолжатели его прилагают к историческим явлениям чисто механически. Представим несколько примеров. Так, по суждению Созомена, необыкновенный град падавший во многих местах, величиною с камни, и сильнейшее землетрясение, которым разрушены города и особенно Никея, были ниспосланы Богом за то, по мнению историка, что император Валент гнал христиан православных (Соз. VI, 10, см. Сокр. IV, 11). Вот один из тех выводов, какие делает Созомен из усвоенного им воззрения. Такого и подобного вывода Евсевий не сделал-бы. Представленный сейчас вывод Созомена не есть заключение историка, обобщающая ряд наблюдений и фактов, а субъективное примышление, не имеющее под собою причинной основы. Еще более неудачные приложения делает из вышеуказанного воззрения историк Сократ. Рассказав о том, что император Валент приказал захватить семьдесят лиц духовного сана, православных по исповеданию, и тайно предать их мучительной смерти, этот историк затем замечает: «многие говорят, что это не осталось без наказания; ибо во Фригии вскоре наступил великий голод, так что не малому числу из этой страны пришлось на время выезжать и бежать в Константинополь и другие страны (IV, 16)». Или возьмем другой пример из той-же истории Сократа. «Царю Феодосию (Младшему) за его кротость, говорит историк, Провидение Божие даровало очень много милостей, из которых одна следующая». И затем идет рассказ, из которого видно: то, что историк называет «милостью Божию», представляет собою не более, как самый обыкновенный случай. Историк говорить: у Феодосия Младшего была дочь, за которую посватался западный император Валентиниан III. Феодосий предложил было совершить брак где – нибудь на границах двух империй – Восточной и Западной, – но Валентиниан известил, чтобы будущий тесть его не беспокоился, так как он сам, Валентиниан, придет в Константинополь для совершения брака. «Таково счастливое событие», заключает свой рассказ Сократ (VII, 43 – 44). Подобного – же рода рассуждения можно находить и у Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

22 сентября 415 года в Барциноне (совр. Барселона ) был убит король вестготов Атаульф, что привело к кризису внутри вестготского сообщества. В 416 году вестготы, возглавляемые новым королем Валлией , заключили мир с империей, затем в Испании успешно вели войну против вандалов, свевов и алан и получили земли для расселения как союзники Рима в Аквитании. Валлия возвратил в Равенну вдову Атаульфа Галлу Плацидию , а также утратившего для вестготов значение Аттала . Вскоре состоялась свадьба Галлы Плацидии с патрикием Констанцием , наиболее влиятельным военачальником Гонория, Констанций был возведен в ранг цезаря; 3 июля 419 года у четы родился сын, будущий император Валентиниан III , а 8 февраля 421 года Констанций и его супруга были провозглашены августами. Однако уже 2 сентября того же года Констанций III умер (так и не получив признания со стороны правившего Востоком Феодосия II). Между Гонорием и Галлой Плацидией произошел разрыв, и в 423 году сестра императора уехала с детьми в Константинополь. Гонорий умер 15 августа 423 года в Равенне . После смерти Гонория власть в Равенне захватил придворный протонотарий Иоанн . Однако вскоре он был побежден войском, отправленным в Италию восточным императором Феодосием II , и на престол был возведен племянник Гонория Валентиниан III . Основным направлением имперской политики Гонория была борьба с вторжениями варваров. Катастрофическая нехватка финансовых и военных средств привела к падению Рима и распаду Западной Римской империи как единой административной системы. К концу правления Гонория под его контролем оставались диоцезы Италия и Африка , Южная Галлия и Далмация , сохранялись отдельные разрозненные укрепленные пункты на верхнем Дунае. Религиозная политика Гонория отличалась решительным наступлением на язычество . В начале V века в Риме были запрещены гладиаторские бои (впервые осуждены в 325, при имп. Константине Великом). 15 ноября 408 года на Западе и Востоке империи вступил в действие совместный эдикт Гонория и Феодосия II, окончательно лишавший языческие храмы права иметь имущество. Языческие алтари и изображения богов подлежали уничтожению. Храмы разрушать запрещалось и рекомендовалось использовать их в качестве общественных зданий. Аттал , в 408 - 409 годы управлявший Римом, был язычником, но, став императором, принял крещение. Тем не менее при нем языческие храмы в Риме были вновь открыты. На своих монетах он поместил изображение богини Победы вместо монограммы Христа. Однако эта попытка возрождения язычества пресеклась после низложения Аттала.

http://drevo-info.ru/articles/13679792.h...

Quinetiam si alias quoque arguereter episcopus, et morum esset examinanda causa, etiam hoc voluit ad episcopale judicium pertinere. Epist. ad Valent. XXI, 2. На этот же закон указывает и св. Василий Великий . Сознаваясь пред архонтом в самостоятельности своего управления церковными делами, он говорит: «Если бы делалось это иначе, если бы мы отвлекали твое внимание на самих себя, мы оставили бы тебе мало времени для дел общественных... Мне кажется, что потому-то оный великий царь (Валентиниан I), приняв во внимание многосложность дел наших, и дозволил нам управлять самим церквами». Далее св. отец указывает на то, что такой порядок управления должен оставаться и на будущее время. «Какой вред, спрашивает он, потерпели от нас государственные дела? Чему малому или великому из общественных дел повредило наше управление церквами?» – Epist. 327 Praef. ad Nov. VI. Ср. Бердников. Пр. Соб. 1889. II, 525 стр. Опровержение мнений проф. Суворова – будто в приведенных словах говорится об одной только власти – imperium, что священству приписывается не власть, а одно попечение об угождении Богу – см. у Бердникова. Ibid, 526–527 стр. 328 Nov. 123. I с.; Basil, lib. III, tit. I, 8. 9. Schol. Bals. ad 23 с. I. tit. Nomoc. Matth. Blast. synt. E. с. II. 329 Cod. Just. lib. I, tit. III, 44. § 3; cp. tit. III, 46. § 7; tit. IV, 34. § 5. Nov. 123, c. 44. cf. Nov. V. Epil.; Nov. 133, c. 6. 330 Zachariae-Collectio librorum juris gr.-rom... Lipsiae 1852. tit. III, 8 c. Cp. Zachariae-jus gr.-romanum. 1865. IV. Epanagoge aucta. tit. II, 8 cap. 340 Pichler. I, 287 стр. Тот же взгляд проводится в 13 новелле имп. Никифора Вотаниата (от 1080 г.) – Zachariae III, 339 р.; а в 76 новелле Мануила Комнина (от 1160 г.) – ibid. 501 р. 341 Творения Феодора Студита в русск. перев. I, 158–159 стр. Чит. «заповеди, даваемые (ντλματα διδμενα)» патриархами, «хиротонисуемым митрополитам, архиепископам и прочим» (т.е. клирикам). Ρλλη κα Πτλη. V, 545 р.; чит. слова, сказанные патриархом Иосифом императору Иоанну Палеологу – у Pichler’a. I, 419–420 стр. 342 См. у проф. Лебедева – Очерки внутр. истории византийской восточн. церкви в IX, X и XI вв. 61–69 стр. 344 Лебедев. Очерки визант. Вост. церкви от конца XI до ½XV в. – Приб. к твор. св. оо. 1890. IV, 185–186 стр. 348 Соответственно этим правилам был издан закон и светской властью. Cod. Just. lib. I, tit. III, 36. 353 Лебедев. Очерки истор. визант.-вост. ц. от конца XI до половины XV века. Москва. 1892. 210 стр. 356 Вот что рассказывают историки о Михаиле III. Он обращал в поругание самые святейшие таинства. 12 из его товарищей по дебошам носили титла митрополитов, сам он называл себя архиепископом колонийским. Патриархом был у них некто Феофил (Грилл). Кощунники облекались в священные одежды, пели безобразные песни на напевы церковных песнопений, позволяли себе комедийное действие причащения, причем вместо хлеба и вина употреблялись уксус и горчица... Лебедев. Очерки... в IX, X и XI вв. 11–12 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Начальный период епископского служения Л. В. прошел под знаком укрепления позиций Римской кафедры на Западе. Это было связано в основном с историческими обстоятельствами: епископы из различных регионов Западной Римской империи были склонны обращаться к папе как к высшему авторитету для разрешения многочисленных дисциплинарных проблем, возникавших в западных Церквах из-за варварских вторжений на рубеже IV и V вв. В качестве высшей инстанции церковного суда Римский престол готов был признать и зап. имп. Валентиниан III , к-рый не мог в полной мере контролировать церковную ситуацию в своих владениях, поскольку значительная часть территории Западной Римской империи перешла в нач. V в. под контроль варваров. Варварские вторжения оказали нек-рое влияние на религиозную ситуацию и в самом Риме. Переселение вандалов в Африку привело к бегству из этого региона части рим. населения, среди которого были сторонники секты манихеев (см. Манихейство ). Внимание Л. В. привлекли аморальные религиозные практики манихеев. В кон. 443 г. Л. В. организовал в Риме публичный процесс над манихеями, в котором приняли участие не только клирики, но и члены сената и представители римского плебса ( Leo Magn. Ep. 15. 16; см. также: Idem. Serm. 16. 4 и конституцию имп. Валентиниана III, включенную в собрание писем Л. В.- Idem. Ep. 8). Этот процесс является уникальным для позднеантичного периода прецедентом церковно-государственного суда над еретиками. Манихеи, в т. ч. и их «епископ», признали справедливость выдвинутых против них обвинений (Ibidem). Многие из них принесли покаяние и отказались от своего учения; упорствовавшие были осуждены в соответствии с имп. законодательством и отправлены в ссылку (Ep. 7. 1). 19 июня 445 г. имп. Валентиниан III утвердил решения организованного папой церковно-светского суда. Согласно имп. постановлению, манихеи изгонялись из армии и из городов; могли проживать только в сельской местности; лишались права передачи имущества по наследству (Ep. 8). В 40-х гг. V в. Л. В.

http://pravenc.ru/text/2463253.html

Мнения относительно того, что повлияло на счастливый успех посольства различны. Арендт (стр. 327 и дал.) приписывает этот успех тому «впечатлению, которое произвел св. Лев на Аттилу, благодаря своему духовному превосходству над ним». Пертель (стр. 93) считает мнение Арендта и те доказательства, которые он приводит в свою пользу, «пустой декламацией». Нет сомнения, что посольство могло не мало выиграть от того, что во главе его было поставлено такое опытное лицо, как св. Лев. Но нельзя отрицать и других причин, которые также влияли на благоприятный исход дела. Идатий (chron. Migne LI, 883), Исидор (Perthel, 93), Иорнанд (Perth. 94) говорят о «небесных ударах», о голоде, о болезнях, открывшихся в войске Аттилы. Кроме всего этого Аттиле угрожало войско Маркиана. Кассиодор передает, что на решение Аттилы имело влияние, распространенное в то время, мнение, будто всякого, кто возьмет Рим, постигнет смерть. В доказательство этого указывали смерть Алариха и Атаульфа. Все это если не могло вполне воспрепятствовать, то всяком случае и не особенно располагало Аттилу воевать с Италией. В это время явилось посольство, оно принесло Аттиле богатые дары, оно объявило согласие Гонории, сестры императора Валентиниана III, на предложение Аттилы вступить с нею в брак, которого Аттила уже давно дожидался. После таких предложений посольства Аттиле не было нужды трудиться над завоеванием Италии (Wietersheim, Geschichte der Völkerwanderung IV стр. 372–4. Leipzig 1864 год). Сам св. Лев ничего не говорит о своем участии в посольстве к Аттиле. Некоторые (Arendt 330, Певницкий, I, 60) полагают, что именно об этом говорит он в своей LXXXIV, 2 речи и сакраментарии (Meusis oct; Migne LV, 133, IV). Но из этих мест нельзя вывести ничего определенного. b) В 455 году Рим подвергся нашествию вандалов под предводительством Гейзериха. Он был приглашен в Италию Евдоксией, вдовой Валентиниана III, убитого Максимом, у которого он опозорил жену. Максим сделался императором и принудил Евдоксию, после смерти своего супруга, стать его женой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Становление и развитие К. как юридического института происходит в период поздней империи. В законодательстве о К. просматриваются 2 противоречивые тенденции: с одной стороны, обусловленное христ. воззрениями негативное отношение к К., с другой - стремление трансформировать К. в своего рода брачный союз. Дети конкубины получили наименование liberi naturales - «естественные» (незаконнорожденные) дети. Этот термин в качестве обозначения детей, рожденных от конкубины, впервые употребляется в конституции имп. Валентиниана III от 426 г. (CTh. IV 6. 7). Существует мнение, что впервые в качестве термина это выражение употребил имп. св. равноап. Константин ( Meyer. 1895. S. 126, 133; Tomulescu. 1972. P. 303) по отношению к детям свободнорожденной порядочной (ingenua honestae vitae) женщины. В классическую эпоху, хотя иногда дети от конкубины и обозначаются как naturales (CIL. VI 7788, 21458), это не было их специфическим наименованием: так назывались и дети, рожденные от рабыни (contubernium -Gai Inst. 1. 9; Dig. 9. 2. 33 pr.; 31. 88. 12 etc.). Имп. Константин Великий занял отрицательную позицию по отношению к К. В 336 г. он ввел запрет на дарения, отказы по завещанию и любые др. способы отчуждения имущества сожителя в пользу конкубины или ее детей (CTh. IV 6. 2, 3). Эта мера ухудшила положение конкубин и их детей, поскольку в классическую эпоху не существовало (или не дошло до наст. времени) законодательных ограничений в отношении дарений или отказов по завещанию в пользу конкубины и рожденного от нее потомства. По всей видимости, имп. Константин запретил также усыновлять детей, рожденных от конкубины (в классическую эпоху подобного запрета не существовало), однако разрешил их узаконивать через последующее заключение брака с их матерью (per subsequens matrimonium parentum). Это постановление упоминает имп. Зинон в Конституции 477 г. (CJ. 5. 27. 5 pr.). В 371 г. имп. Валентиниан I позволил передавать в форме дарения или отказа по завещанию конкубине и ее детям 12-ю часть имущества в случае наличия или четверть - в случае отсутствия законнорожденных детей и/или родителей (CTh. IV 6. 4, «западная» Конституция). Эта норма была реципирована в «восточной» Конституции 405 г. (CTh. IV 6. 6=CJ. 5. 27. 2). В 426 г. имп. Валентиниан III разрешил оставлять (в форме дарения или отказа по завещанию) в пользу конкубины и ее детей 8-ю часть имущества (за вычетом предбрачного дара) даже при наличии законнорожденных детей. Эта мера была подтверждена имп. Феодосием II в 428 г. (см.: CTh. IV 6. 7, 8).

http://pravenc.ru/text/1841944.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010