был выстроен 2-престольный каменный храм. В 1708 г. И. подписал воззвание о пожертвованиях на украшение стенописью Троицкого собора Свирского мон-ря. В 1710 г. И. освятил Успенский собор валдайского Иверского мон-ря, восстановленный после пожара 1704 г. С особым размахом при И. отстраивались обители Каргополья: в мужских Александровом Ошевенском , Преображенском и девичьем Успенском мон-рях одновременно возводились 2-этажные каменные соборы. В 1714 г. в Каргополе, в частном доме, произошло «слез течение» от Казанской иконы Божией Матери. По указу И. икона была взята в Новгород для поклонения, украшена ризой, а при ее возвращении митрополит велел поставить святыню в соборной церкви «во утверждение граду». Во время новгородского пожара 20 мая 1709 г. И. проявил решительность: вышел на молебен с крестным ходом, но, видя, что огонь не утихает, остановил молитву, разоблачился и стал помогать «со игумены и иереи избы ломати». В 1710 г. в Пскове случилось «моровое поветрие», эпидемия затронула Порхов и Торжок. И. наложил на всех новгородцев строжайший пост по средам и пятницам и в эти дни устраивал крестные ходы по церквам и обителям. Новгород не пострадал от мора, но в Псковской епархии его последствия были столь губительны, что И. пришлось посылать туда священников, диаконов и монашествующих из Новгородской епархии. И. принадлежит инициатива учреждения в Новгороде Славяно-греко-латинской школы, перед к-рой ставилась задача перевода на рус. язык богословской и др. лит-ры, а также подготовки для храмов С.-Петербурга и его окрестностей, для армии и флота священников, способных отстаивать Православие среди инославных и старообрядцев. В янв. 1706 г. И. получил царский указ о переводе «в Новгородские монастыри» иеромонахов братьев Иоанникия и Софрония Лихудов , сосланных из Москвы в Кострому. К лету на архиерейском дворе был подготовлен 2-этажный учебный корпус, и вскоре после прибытия учителей 24 июня начались занятия. В школу поступило 119 чел. (из них выучились хотя бы читать и писать по-русски 80 чел.).

http://pravenc.ru/text/578172.html

1687 . Коптево – Сретенская – Николаевская, мужская пустынь, ныне село Коптево, Вологодской губ., Грязовецкого у., в 25 вер. к юго-вост. от Гря­зовца, при рч. Великуше (см. карту Шу­берта, лист XX). Неизвестно когда осно­вана, но уже существовала в ст., когда в 1596 г. была приписана к Корнилиеву-Комельскому мон. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 628. 1688 . Копысский, мужской, ныне за­штатный гор. Копыс, Могилевской губ. Имя его упоминается в 1655 г., когда он находился в Смоленской епархии. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1013. 1689 . Короцкий – Покровский, муж­ской, ныне приходская церковь Покрова (постр. в 1825 г.) в селе Короцко, Нов­городской губ., Валдайского у., в 5 вер. к югу от Валдая, при озере Короцком. Основан Иверским мон. при патриархе Никоне (XVII ст.), и оставался за ним до упразднения, которое последовало ра­нее издания штатов в 1764 г. Из игу­менов его упоминаются первым Тихон в 1644–50 г., последним Терентий в 1706 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 776; Арх. Петра, “Опис. Ивер. Богород. мон.”, изд. 1850 г., 28; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 14; “Биржев. ведом.”, 1864 г., 46, стр. 188; “Сборн. Новгор.”, II, Отд. I, 79; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 117, 73; “Русск. истор. Библиот.”, V, 24, 10 (ц. гр. 1645 г. о назначении м-рю руги; игум. Ти­хон из Великого Новгор. Покрова преч. Бого­род. с Короцка), 26, 11 (письмо Федора Ли­хачева к игум. Тихону о назначении м-рю руги), 94, 44 (в 1654 г. приписан с крестьянами и угодьями к Иверскому м-рю), 285, 97 (в 1656 г. м-рь имел во владении 17 крестьян. дво­ров), 1048, 434 (цар. грам. 1668 г. Иверск. м-рю о вотчинах; сказано, что в Короцком по­госте м-рь преч. Богород. честного и славного Ее Покрова построен на вотчинной земле Иверск. м-ря). 1690 . Косов – Рыбницкий, муж­ской, ныне посад Косов, Седлецкой губ., Соколовского у., в 20 вер. к сев. от Соколова. В жалов. грам. 1424 г. кн. Свидригайла на имение, данное Драгосинскому, сказано: «дали есьмо ему село на имя Косово с монастырем на реце на Рыбницы у волости Снятынской». “Акты для ист. Ю. и З. Р.”, I, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

После Февральской революции 1917 г. не стал давать оценку политическим событиям в стране. Избранное на съезде рязанского епархиального духовенства бюро исполнительного комитета потребовало удаления Д. из епархии. Против Д. выступила и новая гражданская власть - бюро временного комитета общественных орг-ций, угрожавшее архиерею арестом. В ночь на 16 марта он выехал из Рязани в Петроград, где 20 марта на встрече с обер-прокурором Святейшего Синода В. Н. Львовым подал прошение об увольнении на покой. Чтобы оттянуть разрешение конфликта, Синод предоставил Д. 2-месячный отпуск. 22 марта Рязанский епархиальный съезд духовенства и мирян направил в Синод прошение об удалении Д. с кафедры. В мае Д. приехал в с. Окуловка Крестецкого у. Новгородской губ. к свящ. Димитрию Успенскому и неск. дней просидел не выходя из комнаты, переживая случившееся. После вторичного ходатайства указом Синода от 14-17 июня Д. был уволен на покой с местопребыванием в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-ре . Указом от 7-10 нояб. 1917 г. получил назначение управляющим на правах настоятеля старорусского на Острову в честь Преображения Господня муж. мон-ря . Деятельно помогал митр. Арсению (Стадницкому) в управлении Новгородской епархией в Старорусском и Демянском уездах, однако официально назначен викарием не был. Нередко встречающееся в лит-ре именование Д. «епископом Старорусским» является канонически неверным. Титул «Новгородский и Старорусский» продолжал носить правящий архиерей митр. Арсений. Стремясь сплотить народ на защиту Церкви от надвигавшихся гонений, Д. почти ежедневно служил и проповедовал в храмах Ст. Руссы. 6 февр. 1918 г. председательствовал на собрании клира и представителей прихожан городских церквей, принявшем постановление о сохранении прав и имущества Церкви и продолжении преподавания Закона Божия в школах. Под этим постановлением в храмах были собраны подписи прихожан. 24 марта был совершен общегородской крестный ход. Процессии верующих из всех городских храмов сошлись к Воскресенскому собору, откуда соединенная процессия направилась к Преображенскому мон-рю. 26 марта Д. как глава делегации Ст. Руссы выехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 28 марта Собору было доложено, что Д. представил постановление 9 приходских собраний Ст. Руссы с выражением готовности встать на защиту прав Церкви и постановление учебных заведений города с выражением протеста против исключения преподавания Закона Божия.

http://pravenc.ru/text/178173.html

87 к. Во владениях Ж. м. числились в окрестностях обители 55 дес. 692 саж. земли, переданной Коллегией экономии в 1776 г.: в т. ч. 27 дес. 740 саж. пашенной, 12 дес. 522 саж. сенокосной, 980 саж. огородной земли, 7 дес. 1550 саж. дровяного леса, 3 дес. 1020 саж. на р. Тьмака, «под ручьем безъимянным и прудами». Сам монастырь занимал 1 дес. 1520 саж., гостиница и конюшенный двор - 1 дес. 840 саж. Мон-рю также принадлежали: с 1797 г.- Липенское оз. при с. Астраганец с 17 дес. 731 саж. земли; пустоши Туколово (30 дес. 1288 саж.), Красный Бор (75 дес. 1240 саж.), Дитятево (28 дес.), Черницыно (43 дес. 433 саж.), Цыбакино (14 дес. 1954 саж.), Порядино и Авдоткино (28 дес. 1680 саж.). Обитель имела мукомольную мельницу на р. Тьмака. Особенности богослужения Обретенный в 1483 г. по инициативе еп. Тверского Вассиана каменный гроб с нетленными мощами свт. Арсения был поставлен в приделе Нерукотворного образа Спасителя Успенского храма. По преданию, этот гроб был выдолблен святителем. 2 марта 1654 г. патриарх Никон по пути из Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря посетил Ж. м., освидетельствовал нетленные мощи святителя и благословил переоблачение их в новую мантию, схиму и омофор. В 1655 г. патриарх Никон по прошению Тверского архиеп. Лаврентия прислал в Ж. м. деревянную раку, в которой из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа. 2 июля 1655 г. мощи были перенесены из ц. во имя преподобных Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в Успенский собор мон-ря и положены в раку, присланную патриархом Никоном. Старый каменный гроб оставался в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вторично мощи были перенесены в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия в период строительства нового собора в 1713-1722 гг., затем возвращены в храм. В 1734 г., при архим. Мелетии, мощи были переложены в устроенную на средства тверичей новую серебряную раку (деревянная рака была передана в Отроч в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ). В 1784 г. на средства купцов И. и М. Янковских, В. Волчанинова была устроена новая кипарисовая, покрытая позолоченным серебром рака. На раке было 8 чеканных дробниц, на к-рых изображены события из жизни и посмертные чудеса святого. 19 июля 1830 г., согласно надписи, «устроенное на святой раке серебро перезолочено» на средства тверских купцов А. М. Коняева, П. Г. Коровина и др. Сень над ракой была позолочена в 1876 г. В 1884 г. на средства генеральши Ю. В. Смирновой, исцелившейся по молитвам святителю, изготовили кипарисовую крышку на раку, обложенную серебряными позолоченными досками. На лицевой стороне крышки выполнено рельефное ростовое изображение свт. Арсения. В 1912 г. рака была реставрирована на средства анонимной петербургской благотворительницы.

http://pravenc.ru/text/182239.html

В кон. апр. 1694 г. И. был назначен настоятелем Троице-Сергиева мон-ря. В том же году совершил перестановки в монастырском управлении: келарем стал Мисаил (Григоров), казначеем - Пахомий (Бурнашев). Впосл. И. поддерживал с ними переписку. Годы настоятельства И. в Троице-Сергиевой обители - наиболее вероятное время возведения здесь царских «Чертогов» (документация не сохр.). Во время Азовских походов в 1695 и 1696 гг. мон-рь предоставил 50 тыс. р. и 40 тыс. р. «на ратных людей». 8 окт. 1696 г. братия обители во главе с И. встречала царя Петра I, прибывшего для благодарственной молитвы по случаю взятия Азова. После кончины 6 дек. 1696 г. Новгородского митр. Евфимия (Рылкова) И. был избран его преемником. Хиротонию 6 июня 1697 г. возглавил патриарх Адриан. До сент. И. оставался в Москве, проживал на подворье Новгородских архиереев в Китай-городе. 27 сент. прибыл в Новгород, по дороге остановился в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери монастыре и велел снять для себя копии с рукописей недавно переведенных там книг. Нуждаясь в образованных сподвижниках, И. взял с собой в Новгород мон. Феодосия (Яновского ; впосл. архиепископ), который отбывал наказание в Троице-Сергиевом мон-ре. Первоочередной задачей И. стало обеспечение иконами, церковными книгами и утварью храмов, выгоревших в мае 1696 г. во время пожара на Торговой стороне Новгорода. Под личным наблюдением И. восстанавливался Знаменский собор. В качестве образца для изготовления иконостаса И. выбрал иконостас Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, собственноручно скрепил книгу для сбора пожертвований и первым внес вклад на украшение (100 р.). При И. в епархии было построено много храмов, первым стала заложенная митрополитом каменная больничная ц. блгв. кн. Александра Невского в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре (1698; не сохр.). Памятная доска сообщала, что церковь «устроена по благословению Великого Господина Преосвященного Иова, митрополита Великого Нова-Града и Великих Лук, тщанием и рачением и усердным подаянием того же Великого Нова-Града воеводы ближнего окольничего Петра Матвеевича Апраксина и прочих христолюбивых того Великого Нова-Града жителей, священного и воинских и купеческих и всякого чина людей» (ИРИ.

http://pravenc.ru/text/578172.html

(29 апр. 1727). Идеи регулярной застройки получили развитие в планах Новгорода: работы А. П. Расловлева (Рославлева) (1746), ученика И. К. Коробова, и в утвержденном 16 июня 1778 г. плане - с прямоугольной застройкой Торговой стороны и с радиально-полукольцевой - Софийской, возможно, работы московского зодчего П. Р. Никитина. Полукольцевые улицы Софийской стороны огибали 2-й оборонительный пояс, а радиальные сходились к Детинцу, остававшемуся духовным и адм. центром города, и к его башням; появились новые площади, центрами к-рых становились в т. ч. храмы (напр., Знаменский собор и Преображенская ц. на Ильине ул.). Монастырское храмостроительство на Новгородской земле было представлено немногими постройками: ц. во имя прп. Иакова Боровичского с больничными палатами и трапезной Валдайского Иверского мон-ря (1708, перестроена в 1828-1830); юж. корпусом (1714) и келарскими кельями (1718) в Антониевом мон-ре. Церковь вмч. Пантелеимона (1207), приписная к Юрьеву монастырю, была полностью перестроена в 3-частную в стилистике петровского барокко (1716, 1810-1811, не сохр.). Однокупольная центрическая трапезная Успенская ц. в Деревяницком мон-ре (1725, с 1853 - во имя Коневской иконы Божией Матери) сооружена в архаичных формах XVI-XVII вв. В 1725-1738 гг. была построена 25-метровая колокольня в стиле петровского времени. В Юрьевом мон-ре с 1724 г. началось возведение каменной ограды, в 1761-1768 гг.- настоятельского и трапезного корпуса с ц. во имя св. князей Александра Невского и Феодора Новгородского под наблюдением московского архит. П. И. Обухова, ученика Д. В. Ухтомского. В Антониевом монастыре было сооружено 2-этажное здание в стиле барокко для семинарской б-ки (1759-1765, архит. Обухов (?)). Архитектуре Нового времени соответствуют барочные базилики: Успенская ц. в дер. Коростыни (1726, известно о разработке плана в 1722 архит. Г. Кьявери) и Входоиерусалимский зимний собор в новгородском Детинце (1758). В 50-х гг. XVIII в. в Новгороде были построены барочные церкви по типу восьмерик на четверике: Покровская ц.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Во 2-й пол. XVIII в. архитектурный ансамбль Н. П. м. был обновлен. Кирилло-Афанасиевский собор (XII в.) в 1753-1754 гг. перестроен (разобран до нижних окон и надстроен в верхней части) и освящен 17 янв. 1756 г. настоятелем новгородского Юрьева мон-ря архим. св. Павлом (Конюскевичем). Архитектурное оформление фасадов 5-главого храма, граненых барабанов и глав было решено в барочном стиле. С севера к собору был пристроен небольшой придел свт. Леонтия Ростовского, освященный 1 окт. 1756 г. настоятелем (1751-1758) Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря архим. Дамаскином (Аскаронским; † 1769). К кон. XIX в. в Леонтиевском приделе находился «интересный иконостас - весь серебряный, состоит лишь из царских врат и двух боковых икон» ( Слезскинский. 1901. С. 704). С южной и западной сторон к собору была пристроена паперть, по инициативе и на средства настоятеля (1791-1794) игум. Порфирия (Симонтовского) в 1792 г. там устроен и 4 сент. 1793 г. юрьевским архим. Иоакимом (Карпинским) освящен теплый юж. придел во имя прп. Арсения Новгородского. Здесь, в юго-зап. углу храма, покоились под спудом мощи прп. Арсения Новгородского († 1572?), в янв. 1787 г. перенесенные из упраздненного Арсениева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. 12 янв. 1812 г. мощи были «вложены» в новую, бронзовую, позолоченную раку ( Ратшин. Монастыри. 1852. С. 381). Память святого в обители чтили 8 мая и 12 июля. По свидетельству новгородского прот. Арсения Васильевича Вихрова (1855-1911), посетившего обитель в 1896 г., при игум. Вонифатии, «в паперти» монастырского собора имелась доска с надписью: «Под сим погребены два родные брата Константин и Димитрий Корованковичи, первые здатели святаго храма сего». Слева от входа «в стене» стояла гробница с частицами мощей святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, украшенная резной аркой ( Вихров. 1896. С. 246; Слезскинский. 1901. С. 704). Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

660 Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах/Под ред. В.Н. Карпова: В 13 кн. СПб. 1862 (далее – Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. -Ред.). 662 Григорович В. Очерк путешествия; Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы. Григорович справедливо полагает, что грамота имп. Льва, вписанная в зографский хрисовул ц. Душана, принадлежит скиту, который впоследствии присоединен к болгарскому Зографу; но все-таки остается неизвестным, кем и когда устроен Зограф для болгар. Славянские рукописи Зографа и показания актов о древнейших монастырях Афона см. там же. Грамота Зографу болгарского царя Иоанна Ясеня 1192 г.; другая грамота болгарского царя Александра 1342 г. см. в: Аврамович. Описание древностей сербских. 663 Афонский патерик. Ч. 1. Особое сказание напечатано в книге: Никон. Рай мысленный: Слово благополезное о создании мон-ря Пресв. Богородицы Иверские иже на Святе озере/Изд. Валдайского Иверского мон-ря. Б. м., 1659. Григорович (Григорович В. Очерк путешествия) указывает в хиландарской рукописи повесть о разорении Афона: но неизвестно, то же ли это, что напечатано в Иверском монастыре. Гуманные дела латынян на Афоне показаны и в послании Прота к вел. кн. Василию Васильевичу, писанном в 1445 г. (например в 9 т. летописи занятый археографической коммисией стр. 31). О зографцах здесь сказано, что они за твердость в вере задушены огнем в башне «и ныне мощи тех в освящение имамы». Ватопедский настоятель убеждал своих удалиться из обители; лучшие послушались его и удалились с настоятелем; упорные остались и предались латинянам; так как они преданы были настоятелем анафеме, то по смерти тела их лежат черные как уголь. О времени события здесь говорится так, что это было по окончании власти латинян над Цареградом. 665 Исповедание отыскано и издано о. Порфирием: Четыре беседы Фотия, свя- тейшаго архиепископа Константинопольского, и рассуждение о них архимандрита Порфирия Успенского . СПб., 1864. После того конечно не будут более поднимать сомнений против разорения Афона папизмом в 1283 г., как сомневались доселе Григорович (Григорович В. Очерк путешествия) и поклонник горы ( Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Св. Горы).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При расширении Новгородской епархии на северо-восток в 1787 г. вместе с Кирилловым Белозерским мон-рем в нее вошла и основанная в 1778 г. Кирилло-Белозерская ДС (с неполным числом классов), просуществовавшая до 1795 г. (в 1788-1792 в ней учился буд. еп. Амвросий (Орнатский)). Своим возрождением Новгородская ДС оказалась обязана неожиданному решению имп. Павла I, освободившего митр. Гавриила (Петрова) от управления С.-Петербургской епархией. Переселившись в Новгород, митр. Гавриил прежде всего озаботился подготовкой образованного духовенства на месте путем поэтапного возвращения в Новгород уроженцев Новгородской губ., учившихся в С.-Петербурге. 18 нояб. 1799 г. настоятелем Антониева мон-ря и ректором ДС был поставлен архим. Флавиан (Ласкин), занимавший эти должности до 1804 г. В 1800 г. был проведен неотложный ремонт зданий ДС. В 1740 г., одновременно с основанием в Новгороде ДС, предполагалось учредить «в пристойных местах» епархии школы для обучения рус. грамоте (чтению и письму), однако это предписание осталось невыполненным. Позднее архиеп. Димитрий (Сеченов) возобновил в епархии 13 школ (большинство из них прекратили свое существование в 60-70-х гг. XVIII в.), в т. ч. в 1758 г.- Тихвинскую как школу Тихвинского посада для Обонежской пятины. В очередной раз школы создавались в 1780 г. по инструкции архиеп. Гавриила (Петрова) при 4 мон-рях: новгородском Антониевом, Валдайском Иверском, старорусском Преображенском и боровичском Духосошественском, по их примеру была преобразована и сохранившаяся Тихвинская школа. В 1784 г. все «малые школы» были закрыты. В 1788 г. имп. Екатерина II выразила надежду на их возобновление, однако сбыться ей в XVIII в. оказалось не суждено. На протяжении XIX - нач. XX в. главным учебным заведением епархии оставалась Новгородская ДС, к-рую ее ректор, архим. Флавиан, сумел вывести из состояния «придатка» Александро-Невской академии (так с 1797 именовалась Александро-Невская Главная семинария). ДС была восстановлена в составе 7 отд-ний: богословия, философии, риторики, высшего, среднего и нижнего лат.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В лит-ре высказывались противоположные мнения по вопросу об отношении М. к реформе. В «Винограде Российском» настоятеля Выговской пуст. Симеона Денисова (см. Денисовы ) сообщается, что М. «тако скорбяше, тако сетовавше о оных новинах… аще аз и подписахся (под решениями Соборов.- И. У.), рече, трепетом мучений объятый, но вы крепко держитеся древлецерковнаго благочестия» ( Каптерев Н. Ф. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909. Т. 1. С. 492). Д. Ф. Полознев, однако, причисляет М. к сторонникам Никона ( Полознев Д. Ф. Клерикальная оппозиция в начале становления рос. абсолютизма: Кон. 1640-х - 1660-е гг.: АКД. М., 1990. С. 20). Деятельность М. в Новгороде, проведение им всех необходимых мероприятий не позволяют усомниться в его лояльности церковной власти. В мае 1654 г. М. разослал по епархии грамоту, основанную на указе патриарха Никона, с новыми строгими правилами выбора и поставления во священники и во диаконы. Среди требований к кандидатам были грамотность, достойный образ жизни, достижение 30 и 25 лет соответственно (ААЭ. Т. 4. 331. С. 493-494). О строгом соблюдении этого правила самим М. свидетельствует его отказ в 1662 г. поставить во священника подьячего Илью Елисеева по причине того, что он «не в совершенных летах» (РИБ. Т. 5. Стб. 373). В нач. 1661 г. М. направил архимандриту Тихвинского монастыря грамоту об исправлении церковных нестроений в Тихвинском посаде, в Нагорной десятине и 12 погостах. Перечень церковных «неисправлений» включал: неединогласное пение, неслужение молебнов в воскресные и праздничные дни, отсутствие св. мира и масла в церквах, недостойное поведение прихожан, пьянство священства и проч. В грамоте М. напомнил правила и сроки сбора церковных податей в софийскую казну, в чем также наблюдались «нестроения» (АИ. Т. 4. 151. С. 296-299). В 50-х гг. XVII в. на территории Новгородской епархии шло строительство патриаршего Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . М. активно поддерживал обитель: в 1653 г. он выдал благословенную грамоту и антиминсы на строительство монастырского собора и ц. во имя св. Филиппа, митр. Московского, с трапезой. В 1655 г. М. направлял в мон-рь каменщиков, а в дальнейшем неоднократно выделял братии мон-ря хлебные и рыбные запасы из софийской казны. В февр. 1654 г. М. вместе с Крутицким митр. Питиримом и Тверским архиеп. Лаврентием участвовал в перенесении патриархом Никоном мощей прп. Иакова Боровичского в Иверский монастырь. В дек. 1656 г. вместе с Никоном и Лаврентием М. вновь посетил Иверский Богородицкий мон-рь, где 16 дек. 1656 г. прошло освящение Успенского собора, в котором была размещена Иверская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/2561430.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010