И. был награжден орденом св. Анны 3-й (1904) и 2-й (1913) степени. В 1917 г. за пожертвования и заботу о церковноприходской школе удостоен благословения Святейшего Синода. 15 июля 1918 г. в мон-рь прибыл отряд для изъятия хлебных запасов, что вызвало возмущение в окрестных приходах. Население вооружилось и собралось у мон-ря, однако И. сумел успокоить толпу, хотя сам получил ранение. Умело использовал советские законы для сохранения Иверского мон-ря. В 1918 г. в мон-ре было 39 чел. братии, 12 указных послушников и 9 проживавших на испытании; в братии в это время состоял член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. И. Н. Сперанский, постриженный И. 9 марта 1919 г. в монашество ( Иоанникий (Сперанский) ; впосл. епископ). В 1919 г. монашеская община была официально зарегистрирована как Иверская трудовая артель, ее членам, монашествующим и мирянам, передавалось 5 га монастырской усадьбы и ок. 200 га угодий. Одновременно для сохранения художественных сокровищ обители был организован «Никоновский музей». В 1920 г. был выпущен каталог его коллекции. 22 февр. 1921 г. постановлением коллегии Петроградского обл. отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины здания мон-ря «со всем находящимся в нем церковным имуществом признаны имеющими исключительно исторически-бытовое и художественное значение». В 1921 г. состоялась хиротония И. во епископа Валдайского, он стал викарием Новгородской епархии, оставаясь при этом настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. В марте 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей , И. обратился с воззванием к пастве и призвал жертвовать на помощь голодающим «с радостью и любовью», но лишь «предметы неосвященные и не имеющие богослужебного употребления», предостерегая, что «Патриарх не допускает пожертвования священных сосудов». Воззвание И. было напечатано в губ. газете. Монастырский музей получил охранную грамоту на изделия «Никоновской эпохи», комиссией по изъятию церковных ценностей были конфискованы лишь предметы позднейшего происхождения общим весом 1 пуд 4 фунта (17,6 кг) серебра. По распоряжению И. в храмах произносились проповеди на тему помощи голодающим в Поволжье.

http://pravenc.ru/text/578529.html

Большое влияние на судьбу мон-ря оказала русско-польск. война 1654-1667 гг. В 1654 г. игум. Иоиль (Труцевич) «с иными многими старцами» обратился с грамотой к царю Алексею Михайловичу , в к-рой отмечал, что «они все ради и хотят быть под твоею государевою высокою рукою» (АЮЗР. Т. 14. Стб. 227-229; Чистович. 1884. С. 256). В нач. 1655 г. из-за военной опасности (возможной расправы над братией), способствовавшей мирному переходу населения г. Могилёва под власть рус. царя, было принято решение о переезде монахов в Россию. По указу патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова), получившего на это разрешение у царя Алексея Михайловича, часть кутеинских монахов во главе с игум. Иоилем стала переселяться в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь . Во время переезда в эту обитель игумен скончался в Герасимовом Болдинском во имя Святой Троицы мужском монастыре . По завещанию он был похоронен в Валдайском монастыре, «за горним местом в восточной части паперти» Иверского собора. В февр. 1655 г. кутеинскими монахами был избран новый настоятель игум. (впосл.) Дионисий II ( 1658). В период с 14 по 19 авг. 1655 г. на пути из Москвы в Вел. Новгород в Валдайском мон-ре останавливались патриархи Антиохийский и Сербский. На праздник Успения Пресв. Богородицы они совершили торжественную литургию, на к-рой присутствовали 70 монахов из Кутеинского мон-ря. Осенью 1655 г. в Оршу прибыл наместник Иверского мон-ря Филофей ( 1669). Он привез кутеинским монахам патриаршую грамоту (20 окт. 1655), в к-рой отмечалось, что в Валдайский мон-рь приглашается оставшаяся часть братии с «печатью книжной со всяким нарядом» и мастерами. В итоге одни монахи перешли в др. белорус. обители, а остальные отправились в Иверский мон-рь. «Некоторые из переселившихся сюда кутеинских монахов,- писал митр. Макарий (Булгаков) ,- были люди образованные: одни из них занимались впоследствии по поручению церковных властей переводами на русский язык литовско-польских хроник и других сочинений, другие - переплетным мастерством, третьи - резьбою на дереве, и под их влиянием при Иверском монастыре возникло и процвело изразцовое дело» ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 131).

http://pravenc.ru/text/2581587.html

1 февр. 1860 г. он был назначен чиновником особых поручений при Мин-ве народного просвещения по делам Варшавского учебного окр. и вскоре вышел в отставку в чине действительного статского советника. Е. также состоял на службе в имп. Человеколюбивом об-ве в должности члена-ревизора, являлся членом попечительного комитета о бедных, совета Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви, был приближен к известной благотворительнице Т. Б. Потёмкиной . В разное время совершал паломничества, в частности на правосл. Восток, посещал Нов. Иерусалим. К кон. 50-х гг. у Е. появилось желание покинуть мир и принять постриг, о чем свидетельствует его переписка со свт. Феофаном Затворником (к нему Е. «постоянно обращался за советом и руководством в деле спасения» (Письма еп. Феофана. 1897. 42. С. 827)) и валаамским игум. Дамаскином (Кононовым) , однако он проявил себя в др. качестве: Е. стал основателем Короцкого жен. мон-ря во имя свт. Тихона Задонского близ Валдая. Испытывая особое почтение к памяти преосв. Тихона, Е. стал одним из инициаторов его прославления в лике святых. Вскоре после канонизации, с 1862 г., по благословению митр. Исидора (Никольского) Е. занялся привлечением средств на устройство обители в Валдайском у. Новгородской губ., поблизости от родины святителя и места погребения его родителей. Собрав поначалу 16 тыс. р., Е. и с ним валдайские жители обратились к имп. Александру II Николаевичу с прошением об открытии мон-ря. В 1864 г. было получено Высочайшее повеление об основании общины с уч-щем для девиц и лечебницей. Комитет по устройству общины возглавил наставник и сподвижник Е., настоятель Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря архим. Лаврентий (Макаров). Привлекая жертвователей лично и через печатные объявления, Е. собрал крупную сумму - ок. 150 тыс. р. и сам пожертвовал дачу и 9963 р. При участии Е. община получила в дар в С.-Петербурге на М. Охте деревянный дом, где впосл. возникло монастырское подворье. Е. пожертвовал в мон-рь икону Христа Спасителя с волосками Христовыми, полученную им в 1864 г. от патриарха К-польского Софрония III и отмеченную знамениями в Костромской и С.-Петербургской губерниях. Вместе с архим. Лаврентием он передал мон-рю листок с собственноручной надписью свт. Тихона. Е. подолгу жил в основанной им обители, наблюдая за строительными работами. После достройки и освящения келейного корпуса с храмом (1871) строительная комиссия прекратила существование, однако до конца своих дней Е. продолжал нести попечение о Короцком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/189667.html

К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др. Из Боровичского мон-ря в Иверский собор В. м. крестным ходом во главе с Новгородским митр. Макарием были перенесены мощи св. прав. Иакова Боровичского . Одновременно Патриарх послал в обитель в сопровождении новгородского духовенства 4 ковчега с частицами мощей Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. У Едрова яма обе процессии со святынями встретились и 24 февр. 1654 г. крестным ходом во главе с митр. Макарием вошли в обитель. Патриарх, посетивший В. м. 26 февр. 1654 г., переложил мощи св. Иакова в новую позолоченную раку. По местному преданию, Патриарх освятил озеро погружением в воду креста. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон рассказывает о бывшем в эти дни над мон-рем знамении в виде огненного столпа. Грамотой царя 6 мая 1654 г. посад Валдайский был переименован в с. Богородицкое, Валдайское оз. названо Святым, а мон-рь - Святоозерским Иверским. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. В февр. 1654 г. Патриарх Никон также избрал и освятил место для постройки каменного собора, возведение к-рого началось весной 1655 г., строительными работами руководил калязинский мастер Аверкий Мокеев. Патриарх указывал валдайскому архим.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Территория Слободской Украины, присоединенная в 1656 г., в церковном отношении также была подчинена патриарху (города Чугуев, Карпов, Хотмыжск, Обоянь, Вольный, Алешня, Каменный, Недригайлов - РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 39). В 50-х гг. XVII в. 4 уезда Новгородской епархии - Валдайский, Боровичский, Крестецкий и Старорусский - были приписаны к вотчинам патриарших Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря (12 мон-рей и 45 приходских церквей в Тверской (см. Тверская и Кашинская епархия ), Новгородской (см. Новгородская и Старорусская епархия ), Полоцкой (см. Полоцкая и Глубокская епархия ) епархиях) и Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря (земли в Каргопольском и Турчасовском уездах) (ПСЗ. С. 286, 367-368, 437-449). Решением Собора 1666-1667 гг. эти земли были возвращены епархиальным архиереям. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. новые города, возникшие на юж. окраинах страны, включены в состав П. о., пополнив пограничную Темниковскую десятину (г. Красная Слобода (ныне Краснослободск), Троицкий острог, Наровчатское городище, а также города Керенск (ныне с. Вадинск), Инсар, Саранск, Корсунь, Пенза, Белополье). К 90-м гг. XVII в. количество новых городов так возросло, что в составе П. о. возникли новые десятины: Пензенская (44 церкви), Верхне- и Нижнеломовская (77 церквей), Саранская, Мокшанская и Починковская (134 церкви), Керенская (28 церквей), Белопольская (17 церквей). В 60-х гг. XVII в. территория П. о. начала изменяться вслед. затяжной епархиальной реформы. Решением Собора 1666-1667 гг. в старых границах была восстановлена Коломенская епархия, создана Белгородская митрополия (см. в статьях: Белгородская и Старооскольская епархия , Курская и Рыльская епархия ), сформированная из земель П. о. (20 городов: Белгород, Курск, Ст. Оскол, Обоянь, Болхов, Карпов, Хотмыжск, Вольный, Алешня, Короча, Яблонов, Нов. Оскол, Верхососенск, Усерд, Ольшанск, Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев, Каменный (МДИР. Т. 2. С. 428)). В 1668 г. произошел обмен землями между П. о. и Суздальской епархией . Близкие к Москве города Таруса, Калуга и Оболенск составили Калужскую десятину П. о. В 1668-1671 гг. Суздальской епархии из П. о. переданы десятина г. Юрьева-Польского, 32 церкви Медушской десятины, 10 церквей в вотчинах Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и 20 церквей в Суздальском у. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 74. Л. 329 об.- 346). В 1672 г. учреждена Нижегородская епархия (см. Нижегородская и Арзамасская епархия ), которой отошли патриаршие города Н. Новгород, Алатырь, Курмыш, Ядрин. За патриархом были сохранены нижегородский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь и Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудотворца монастырь .

http://pravenc.ru/text/2579756.html

В кон. апр. 1694 г. И. был назначен настоятелем Троице-Сергиева мон-ря. В том же году совершил перестановки в монастырском управлении: келарем стал Мисаил (Григоров), казначеем - Пахомий (Бурнашев). Впосл. И. поддерживал с ними переписку. Годы настоятельства И. в Троице-Сергиевой обители - наиболее вероятное время возведения здесь царских «Чертогов» (документация не сохр.). Во время Азовских походов в 1695 и 1696 гг. мон-рь предоставил 50 тыс. р. и 40 тыс. р. «на ратных людей». 8 окт. 1696 г. братия обители во главе с И. встречала царя Петра I, прибывшего для благодарственной молитвы по случаю взятия Азова. После кончины 6 дек. 1696 г. Новгородского митр. Евфимия (Рылкова) И. был избран его преемником. Хиротонию 6 июня 1697 г. возглавил патриарх Адриан. До сент. И. оставался в Москве, проживал на подворье Новгородских архиереев в Китай-городе. 27 сент. прибыл в Новгород, по дороге остановился в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери монастыре и велел снять для себя копии с рукописей недавно переведенных там книг. Нуждаясь в образованных сподвижниках, И. взял с собой в Новгород мон. Феодосия (Яновского ; впосл. архиепископ), который отбывал наказание в Троице-Сергиевом мон-ре. Первоочередной задачей И. стало обеспечение иконами, церковными книгами и утварью храмов, выгоревших в мае 1696 г. во время пожара на Торговой стороне Новгорода. Под личным наблюдением И. восстанавливался Знаменский собор. В качестве образца для изготовления иконостаса И. выбрал иконостас Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, собственноручно скрепил книгу для сбора пожертвований и первым внес вклад на украшение (100 р.). При И. в епархии было построено много храмов, первым стала заложенная митрополитом каменная больничная ц. блгв. кн. Александра Невского в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре (1698; не сохр.). Памятная доска сообщала, что церковь «устроена по благословению Великого Господина Преосвященного Иова, митрополита Великого Нова-Града и Великих Лук, тщанием и рачением и усердным подаянием того же Великого Нова-Града воеводы ближнего окольничего Петра Матвеевича Апраксина и прочих христолюбивых того Великого Нова-Града жителей, священного и воинских и купеческих и всякого чина людей» (ИРИ.

http://pravenc.ru/text/578172.html

В лит-ре высказывались противоположные мнения по вопросу об отношении М. к реформе. В «Винограде Российском» настоятеля Выговской пуст. Симеона Денисова (см. Денисовы ) сообщается, что М. «тако скорбяше, тако сетовавше о оных новинах… аще аз и подписахся (под решениями Соборов.- И. У.), рече, трепетом мучений объятый, но вы крепко держитеся древлецерковнаго благочестия» ( Каптерев Н. Ф. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909. Т. 1. С. 492). Д. Ф. Полознев, однако, причисляет М. к сторонникам Никона ( Полознев Д. Ф. Клерикальная оппозиция в начале становления рос. абсолютизма: Кон. 1640-х - 1660-е гг.: АКД. М., 1990. С. 20). Деятельность М. в Новгороде, проведение им всех необходимых мероприятий не позволяют усомниться в его лояльности церковной власти. В мае 1654 г. М. разослал по епархии грамоту, основанную на указе патриарха Никона, с новыми строгими правилами выбора и поставления во священники и во диаконы. Среди требований к кандидатам были грамотность, достойный образ жизни, достижение 30 и 25 лет соответственно (ААЭ. Т. 4. 331. С. 493-494). О строгом соблюдении этого правила самим М. свидетельствует его отказ в 1662 г. поставить во священника подьячего Илью Елисеева по причине того, что он «не в совершенных летах» (РИБ. Т. 5. Стб. 373). В нач. 1661 г. М. направил архимандриту Тихвинского монастыря грамоту об исправлении церковных нестроений в Тихвинском посаде, в Нагорной десятине и 12 погостах. Перечень церковных «неисправлений» включал: неединогласное пение, неслужение молебнов в воскресные и праздничные дни, отсутствие св. мира и масла в церквах, недостойное поведение прихожан, пьянство священства и проч. В грамоте М. напомнил правила и сроки сбора церковных податей в софийскую казну, в чем также наблюдались «нестроения» (АИ. Т. 4. 151. С. 296-299). В 50-х гг. XVII в. на территории Новгородской епархии шло строительство патриаршего Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . М. активно поддерживал обитель: в 1653 г. он выдал благословенную грамоту и антиминсы на строительство монастырского собора и ц. во имя св. Филиппа, митр. Московского, с трапезой. В 1655 г. М. направлял в мон-рь каменщиков, а в дальнейшем неоднократно выделял братии мон-ря хлебные и рыбные запасы из софийской казны. В февр. 1654 г. М. вместе с Крутицким митр. Питиримом и Тверским архиеп. Лаврентием участвовал в перенесении патриархом Никоном мощей прп. Иакова Боровичского в Иверский монастырь. В дек. 1656 г. вместе с Никоном и Лаврентием М. вновь посетил Иверский Богородицкий мон-рь, где 16 дек. 1656 г. прошло освящение Успенского собора, в котором была размещена Иверская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/2561430.html

«Летописец» начинается с рассказа об основании патриархом Никоном Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря , Кий-Островского Крестного Онежского мужского монастыря и Новоиерусалимского Воскресенского. Далее сообщается об освящении 1-го деревянного Воскресенского собора, на котором присутствовали царь, патриарх Никон и «собор священный архиерейский» (Там же. С. 94). Н. указывает, что назвать мон-рь Новым Иерусалимом предложил царь Алексей Михайлович: «Яко же и древний Иерусалим Палестинской/Да будет се звание обители вечно,/Имя бо сие святаго града бе честно». Весьма деликатно Н. упоминает об оставлении Никоном Патриаршего престола: в 1658 г. патриарх пришел в обитель, «ибо зданию сему тщательно прилежа», и жил здесь 8 лет, после чего Никон был «отсюду переселен,/Тако изволившу Богу далече свезен,/На Белоозеро в монастырь Ферапонтов,/На вящший бе труд и терпение в Кирилов» (Там же. С. 95). Текст продолжается рассказом о смерти Никона и заботах царя Феодора Алексеевича о его погребении в Воскресенском монастыре, личном участии царя в похоронах патриарха. В заключительной части «Летописца» Н. отмечает большое рвение царевны Татьяны Михайловны в деле завершения строительства Воскресенского собора. Последний рассказ - об освящении в янв. 1685 г. каменного Воскресенского собора при участии царя, патриарха Иоакима, «освященного собора, сигклита и народу множество» (Там же. С. 98). Н. принадлежал к поэтической школе Новоиерусалимского мон-ря, сложившейся к 70-80-м гг. XVII в. из учеников патриарха Никона. А. В. Позднеев отметил, что «Летописец» трудно считать собственно поэтическим произведением, поскольку он имеет прикладной характер и написан досиллабическими виршами. Выбор в качестве автора «Летописца» Н. не случаен, т. к. в 1685 г. он был известным в мон-ре опытным сочинителем, вероятно автором виршей ( Позднеев. 1961. С. 422, 427). Др. стихотворное сочинение Н. было высечено на каменной плите надгробия архим. Германа I в ц. Всех святых Воскресенского монастыря. А. М. Панченко показал, что эта эпитафия содержит «подпись» ее автора - ряд начальных букв составляет надпись: «Никанор писал охримандрит»; исследователь отметил также, что Н., как и др. поэты новоиерусалимской школы, пренебрегал равносложием ( Панченко. 1973. С. 112-113).

http://pravenc.ru/text/2565300.html

23 окт. 1918 г. определен в число братии Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . 9 марта 1919 г. пострижен в монашество архим. Иосифом (Николаевским ; впосл. епископ) с именем Иоанникий. По благословению Новгородского митр. Арсения (Стадницкого) , 8 июня 1919 г. рукоположен во диакона, 9 июня - во иерея Дмитровским еп. Димитрием (Сперовским) в Преображенском храме г. Ст. Русса. Определен временно проживать в старорусском на Острову в честь Преображения Господня мужском монастыре , исполняя послушание секретаря. Весной 1920 г. назначен епархиальным миссионером-проповедником. 13 мая того же года награжден набедренником. В дек. 1920 г. назначен настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 27 апр. 1921 г. возведен в сан игумена, 9 апр. 1922 г.- в сан архимандрита с правом предоставленной мон-рю привилегии архиерейского служения. Боролся против обновленчества , выступая с проповедями по всей епархии. После захвата обновленцами новгородского Антониева мон-ря И. проживал у родственников в Новгороде на иждивении духовных чад. Служил в единственном правосл. новгородском храме и в церкви, не подчинившейся Высшему церковному управлению , в Ст. Руссе. Дважды подвергался арестам ОГПУ: 2-18 окт. 1922 г. и 16-25 янв. 1923 г., оба раза был освобожден под подписку о невыезде с обязательством еженедельно отмечаться в ОГПУ. И. также получил разрешение на поездки для служения и проповедей, несмотря на противодействие обновленцев. И. был оплачиваемым лектором при новгородском «Культпросвете», принимал участие в религ. диспутах. В связи с освобождением Старорусской кафедры постановлением местных церковных советов был предложен в качестве кандидата в епископы. 27 мая 1923 г. в Юрьеве новгородском мужском монастыре тайно хиротонисан во епископа Старорусского, викарного епископа Новгородской епархии. Хиротонию совершили Бирский еп. Трофим (Якобчук), Новгородский викарный, Валдайский еп. Иосиф (Невский). Тайная хиротония была признана законной Патриархом свт. Тихоном , к-рый назначил И. также временно управляющим Новгородской епархией. 25 июля того же года был вызван в Москву ОГПУ, по прибытии 27 июля арестован, отправлен в дом заключения ОПГУ, затем переведен в Бутырскую тюрьму. 24 авг. в адм. порядке приговорен к 2 годам ссылки в Нарымский край. Переведен в Таганскую тюрьму, откуда по этапу направлен к месту ссылки. Продолжал считаться епископом Старорусским. По прибытии был прикреплен к центральному пункту в с. Колпашево (ныне город в Томской обл.), проживал в близлежащих деревнях. 24 авг. 1925 г. освобожден, 25 сент. того же года вернулся из ссылки в г. Ст. Русса.

http://pravenc.ru/text/577992.html

Практическим руководством при создании кальварий стали описания, карты и архитектурные обмеры Св. земли, сделанные во 2-й пол. XVI в. францисканцами, имевшими постоянное представительство в Иерусалиме. В печатных копиях сведения о Св. земле широко распространялись в Европе и были доступны, в т. ч. христианам правосл. Востока. Т. о. Палестина постепенно превращалась для них из анагогического, воображаемого понятия в географически реальное. Эти источники, часто весьма точно отражавшие реальность, а также собственную, рус. традицию хождений в Иерусалим и описания Св. земли использовали патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, преобразуя замысел в действительность. Новый Иерусалим стал (географически) самой восточной из Святых Гор Европы. В качестве предшественников Н. В. м. в традиции переноса священной топографии в Москву могут рассматриваться недостроенный комплекс Святая святых царя Бориса Феодоровича Годунова в Кремле, а также собор Покрова Пресв. Богородицы, что на Рву, на Красной пл. и храм Вознесения Господня в Коломенском, архитектура к-рых содержит ясные указания на связь с традицией воспроизведения форм иерусалимского храма Гроба Господня . В конкретизации замысла Н. В. м. (возможно, и в самом его появлении), по всей видимости, принимали участие художники из Центр. Европы, знакомые с практикой создания кальварий (их массовое «переселение» в Русское гос-во стало возможным с сер. 50-х гг. XVII в.). Среди этих мастеров были иноки Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря , в прошлом подвизавшиеся в оршанском Кутеинском в честь Богоявления мужском монастыре , а также выходцы из Речи Посполитой (Мстиславль, Шклов, Копысь, Витебск, Вильно) и западноевропейских стран, включая Свящ. Римскую империю. Эти художники и ремесленники, книжники и музыканты внесли значительный вклад в создание Н. В. м. Особенно заметно влияние мастеров проявилось в развитии архитектурной керамики: они принесли новую технологию глухих эмалей белого, желтого, бирюзового и темно-синего цветов, применяли также прозрачную эмаль коричневого цвета, к-рая на красно-кирпичном черепке давала разнообразные глубокие оттенки. Руководителем работ по украшению Воскресенского собора до 1665 г. был выходец из Великого княжества Литовского «премудрый ремесленный изыскатель» Петр Иванович Заборский. С ним работали уроженец Мстиславля Степан Иванович Полубес, Игнатий Максимов из г. Копыси; после смерти Заборского мастерами руководил старец Ипполит, позднее много сделавший для украшений храмов Московского Кремля. Один из самых выдающихся мастеров Н. В. м., выходец из московской Кадашевской слободы Сергий (Турчанинов), отлил практически все колокола обители XVII в. (к 1681 стал строителем мон-ря и ведал всем монастырским хозяйством).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010