Так постепенно Важеозерская обитель возрождалась из пепла, в который обратили ее литовцы. Время от 1701 по 1764 годы отмечено мероприятиями правительства Российской империи по секуляризации церковного имущества. В связи с этими мероприятиями по церковной иерархии Никифоровская пустынь в июле 1723 года была приписана к Сяндемской пустыни. В 1764 году игумен ее Тарасий переведен в Муромский монастырь, пустынь была совсем закрыта, а пустынская церковь была обращена в приходскую с припиской к Коткозерскому приходу. В описании Александро-Свирского монастыря сказано, что до штатов 1764 года за этим монастырем была приписною вместе с другими монастырями и Важеозерская, или Задне-Никифоровская, пустынь. Л.И. Денисов в книге «Православные монастыри Российской империи», изданной в 1908 году, пишет, что «Задне-Никифоровская нештатная общежительная пустынь в 1786 году была упразднена и обращена в приходскую церковь». В 1800 году Важеозерская обитель вторично была приписана к Александро-Свирскому монастырю и состояла за ним до 1846 года. В ней тогда постоянно жили один иеромонах, один иеродиакон, три монаха из Александро-Свирского монастыря и несколько богорадников. Во все это время Никифоровская пустынь не пользовалась большою известностью и мало была посещаема. Впрочем, и проход в 12 километров от основной дороги был удобен лишь для пешеходов. С 1830 года в пустыни с тремя своими учениками поселяется старец отец Исаия (в миру Иоанн). Его брат, Феодор, основал Анжерскую пустынь. А дочь третьего брата известна в Карельской земле как святая Мария Олонецкая. С появлением в Геннадиево-Никифоровом Важеозерском монастыре отца Исаии пришедшая в упадок обитель стала возрождаться и вскоре получила самостоятельность. В писцовых книгах XIX века мы встречаем запись: «1846 года, марта 6-го дня, Олонецкая консистория по выслушивании указа из Святейшего Синода от 6 февраля 1846 года за 360 об оставлении приписанной к Александро-Свирскому второклассному монастырю Задне-Никифоровской пустыни самостоятельною, с существующим в оной настоятельством строительским и с семью монашескими вакансиями, на правах общежития…». При ней оставлены были и все те угодья, какие за ней значились. С сих пор обитель Никифоровская начала пользоваться известностью.

http://pravoslavie.ru/29341.html

Много лет преподобные Геннадий и Никифор нетленно почивали в гробнице, над которой была воздвигнута деревянная часовенка, а позже, в 1858 г., храм во имя Всех Святых. Иноки обители, окрестные жители и приезжие богомольцы почитали угодников Божиих как чудотворцев. По молитвам к ним совершалось и совершается много чудес. Их память празднуется Русской Православной Церковью 9/22 февраля. Этот день всегда был праздничным в монастыре, совершались богослужения и крестные ходы. И ныне в возрожденной обители проходит праздничное богослужение, в котором по обыкновению участвует Преосвященнейший Мануил, епископ Петрозаводский и Олонецкий. Чтут в Важеозерской обители и память старца Исаии. Он поселился в пустыни в 1830 г. с тремя своими учениками. Тогда приписанная к Александро-Свирскому монастырю пустынь переживала тяжелые времена (с 1761 по 1800 гг. обитель была закрыта, а церковь обращена в приходскую). Среди малочисленной братии не было ни одного иеромонаха. Стараниями отца Исаии пустынь в 1816 году указом Священного Синода стала самостоятельной, число братии увеличилось до 22 человек. Внес свою щедрую лету в благоустроение Важеозерской обители, подвергшейся в 1885 г. сильному пожару, святой праведный Иоанн Кронштадтский , память и молитвенное заступничество которого особо почитается сегодняшними насельницами обители, духовником – иеромонахом Иларионом, по воле Божией приехавшим в Карелию из Санкт-Петербурга. Отец Иоанн Кронштадтский был приглашен в пустынь в 1892 г. 1 августа (по новому стилю) для освящения деревянного храма в честь Преображения Господня, выстроенного на месте сгоревшего. По свидетельству очевидцев, освящение прошло торжественно и радостно, при огромном стечении народа, уже тогда почитавшего Кронштадтского праведника. Помогал он этому монастырю и в последующие годы, с его помощью устраивалось подворье Важеозерской пустыни в Санкт-Петербурге. В благодарность отцу Иоанну небольшую надвратную церковь устроили и освятили в честь небесного покровителя батюшки – преподобного Иоанна Рыльского. Духовник и настоятель возрождающейся пустыни отец Иларион задумал устроить в ней церковь в честь самого батюшки – святого праведного Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР И ГЕННАДИЙ Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1895 г. Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1895 г. Никифор († 9.02 после 1557) и Геннадий († 8.01.1516 или ок. 1520?), преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца. Источниками скудных сведений о Н. и Г. являются «Сказание о преподобном отце нашем Никифоре, игумене и основателе монастыря святаго Преображения Господня, иже есть Задня пустыня» (опубл.: Докучаев-Басков. 1887, 1889) и церковная служба Г. (РНБ. СПбДА. А I/315, XX в.); оба текста не старше XVIII в. Согласно службе, Г. в юном возрасте оставил своих родителей, раздал имущество нищим, принял постриг в некой киновии и после этого ушел в пустыню, в «места непроходные», где «в пещере пребывал» и «безмолствовати изволил». Еще при жизни Г. на Важеозере поселились иноки, его «ученики», но мон-рь, согласно пророчеству святого, возник только после его преставления: «По моем отшествии ко Господу на сем месте хощет Бог воздвигнути церкви во славу пресвятому имени Своему и киновию соградити на спасение многим» (канон 2, песнь 7, тропарь 2). «Честныя мощи» Г. подавали «неоскудное исцеление» недужным - инокам и мирянам. По церковной традиции Г. являлся учеником прп. Александра Свирского, общепринятые даты преставления святого источниками ранее XIX в. не подтверждаются. Н., как утверждается в «Сказании…», род. в крестьянской семье в Важинском погосте близ Олонца. Уже будучи монахом (место пострижения Н. автору «Сказания...» неизв.), он пришел в обитель прп. Александра Свирского и стал его учеником. Через некоторое время Н. захотел отправиться на богомолье в Киево-Печерский монастырь, но прп.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Опубликовано жизнеописание блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца 17 июня 2007 г. 13:37 Московским издательством «Русский Хронографъ» и Обществом памяти игумении Таисии (Санкт-Петербург) выпущена в свет книга «Блаженный инок» с жизнеописанием блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца. Это далеко не первая публикация сведений о жизни подвижника, особенно почитаемого в Карелии и Санкт-Петербурге, но это издание, составленное по воспоминаниям современников и их потомков, является самым обширным по собранным в нем материалам. Книгу, представленную в Синодальную комиссию по канонизации для прославления инока Владимира в лике святых, предваряет слово архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила . «Смиренно и малоизвестно житие инока Владимира, который с молодых лет был исполнен страха Божия и духовной мудрости», — пишет владыка Мануил. «Эта книга, — говорится далее в предисловии, — открывает перед нами подвижническую жизнь угодника Божия, чье имя сохранилось в народной памяти. Из нее мы узнаем, что он совершал многотрудные паломничества по святым местам России и Палестины, побывав в 36 губерниях Российской империи и неоднократно на Святой Земле. В возрасте около сорока лет, раздав все свое имение бедным, инок Владимир, по благословению отца Иоанна Кронштадтского, поступил в небольшой и отдаленный монастырь Олонецкой епархии — Важеозерскую пустынь и до 1918 года подвизался в этой древней обители. После закрытия монастыря блаженный старец жил в миру, постоянно предаваясь подвигу духовного делания. Обладая благодатными дарами — силой молитвы и прозорливостью, он совершал духовное окормление народа Божия в богоборческие годы, когда православные храмы и монастыри были закрыты, а духовенство подвергнуто репрессиям. В 2000 году мощи погребенного в Ленинграде 8 февраля 1927 года инока Владимира были перенесены в родную обитель и упокоились, как он и предсказывал, между трех берез у входа в Преображенский храм, освященный когда-то его духовным наставником — святым праведным Иоанном Кронштадтским. Ценность этого издания состоит в том, что в нем впервые собран богатый материал о многосодержательной и добродетельной жизни блаженного инока Владимира и его благодатной молитвенной помощи страждущему народу в годину тяжелых испытаний. Книга полезна для чтения православным верующим нашего времени как пример постоянного подвига благочестия и беззаветного служения человека Богу и ближнему. Да будет Божие благословение на сей добрый труд». «Православие в Карелии» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/258690.htm...

О бренной плоти забывая, Торил свой узкий путь до рая Молитвой чистой к небесам. Прощай, наш пастырь дорогой! Ты к Богу шёл, к Нему стремился. Ты со Христом соединился И во Христе обрёл покой. Ольга Гусева Архимандрит Иларион (в миру Григорий Максимович Кильганов) родился 3 июля 1946 г. в Ленинг раде в семье рабочего. Крещен в младенчестве в Книзь-Владимирском соборе г. Ленинграда. По окончании средней школы и технического училища с 1963 г. работал на Ленинградском заводе «Ленполиграфмаш». С 1965 по 1968 гг. проходил срочную службу в рядах Советской Армии, затем продолжил работу на заводе по специальности электромонтер. С декабря 1982 г. по апрель 1983 г. исполнял послушание чтеца в Воскресенском храме г. Нарвы. 15 мая 1988 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры был рукоположен во диакона, 28 мая — в сан пресвитера. С 20 июля 1988 г. по 1 августа 1995 г. исполнял послушание настоятеля Никольской церкви г. Сегежа Олонецкой епархии. С 1 августа 1995 г. — настоятель Спасо-Преображенского храма Важеозерского монастыря. 3 ноября 1995 г. епископом Петрозаводским и Олонецким Мануилом в Крестовоздвиженском кафедральном соборе г. Петрозаводска пострижен в монашество. В 1998 г. возведен в сан игумена. С 2000 г. нес послушание духовника Петрозаводской епархии. Решением Священного Синода от 7 мая 2003 года (журнал 20) назначен наместником (с 2011 года игуменом) Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 22 апреля 2014 г. возведен в сан архимандрита. С 27 декабря 2016 г. — член Епархиального совета Петрозаводской епархии. С 16 мая 2018 г. — начальник (настоятель) Успенского подворья Важеозерского монастыря в Санкт-Петербурге. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 31 марта 2020 г. удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы». 13 февраля 2020 г. по случаю 500-летнего юбилея Важеозерской обители награжден почетным знаком главы Республики Карелия «За вклад в развитие Республики Карелия».

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить иеромонаха Иоанна (Зюзина) наместником Муромского Успенского мужского монастыря п/о Гакукса Пудожского района Республики Карелия. СЛУШАЛИ: 12. Рапорт Преосвященного Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила об освобождении иеромонаха Паисия (Ковалева) от обязанностей наместника Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря Олонецкого района Республики Карелия и о назначении на эту должность игумена Илариона (Кильганова) ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить иеромонаха Паисия (Ковалева) от обязанностей наместника Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря. 2. Утвердить игумена Илариона (Кильганова) наместником Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря Олонецкого района Республики Карелия. СЛУШАЛИ: 13. Рапорт Преосвященного Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона об утверждении иеромонаха Порфирия (Слободяника) исполняющим обязанности наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря Аксайского района Ростовской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить иеромонаха Порфирия (Слободяника) исполняющим обязанности наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря Аксайского района Ростовской области. СЛУШАЛИ: 14. Прошение Преосвященного Митрополита Рязанского и Касимовского Симона об утверждении монахини Любови (Непахаревой) настоятельницей Свято-Покровского женского монастыря с. Шаморга Шацкого района Рязанской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Любовь (Непахареву) настоятельницей Свято-Покровского женского монастыря с. Шаморга Шацкого района Рязанской области. СЛУШАЛИ: 15. Рапорт Преосвященного Архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия об освобождении монахини Херувимы (Поповой) от должности настоятельницы Свято-Троицкого женского монастыря с. Старый Ковыляй Темниковского района Республики Мордовия. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить монахиню Херувиму (Попову) от должности настоятельницы Свято-Троицкого женского монастыря с. Старый Ковыляй Темниковского района Республики Мордовия. СЛУШАЛИ:

http://sedmitza.ru/lib/text/429517/

П.В. Мультатули выдвинул версию ритуального убийства Царской Семьи, к которому имеют отношения Свердлов, Юровский и ряд других лиц. В работе «Дело Юровского. Посмертная судьба сомнительного проекта» историк пишет о «духовных» интересах ряда руководящих лиц большевистской России: «Известно, что евреи Свердлов и Юровский живо интересовались оккультизмом, а Свердлов даже занимался практическими оккультными опытами. Но точно также известно, что оккультизмом и эзотерикой занимались русские Бухарин, Скворцов-Степанов, Богданов, поляк Дзержинский и представители других национальностей большевисткой или околобольшевисткой верхушки» (источник: http://rusk.ru/st.php?idar=113453). Этим тоже можно объяснить ненависть большевиков к Православию. Объявление о панихиде//«Земский край». Владивосток. 1922. 10 октября. 31. Объявление дано братом Марии Смолиной и ее сыном. Блаженный инок. Жизнеописание блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца. М.-СПб., «Русский Хронограф» и «Общество памяти игумении Таисии», 2007. Там же. Беседа с Н.И. Бакулиной состоялась в 2007 г. Духовная дочь инока Владимира, адресат его писем, жительница поселка Тосно. Блаженный инок. Жизнеописание блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца. М.-СПб., 2007, с. 42. Сведения о монахинях Новодевичьего монастыря приводятся по книге Л. И. Соколовой «Никто молитвы не отнимет». Электронная версия. Сведения о монахинях Новодевичьего монастыря приводятся по книге Л. И. Соколовой «Никто молитвы не отнимет». Электронная версия. Книге памяти жертв политических репрессий Новгородской области. Т. 10. По материалам статьи Б.А. Медем, Н.А. Цветковой «Крест протоиерея Михаила Поспелова». Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян. Русская Православная Церковь. Буква «П». Ленинградский мартиролог. СПб. 1996. Т. 2. С. 71. В числе духовенства из уроженцев Тосненского района надо в списках жертв встречается и Георгиевский Алексей Георгиевич, 1893 г. р., уроженец д. Заволожье Тосненского р-на Лен. обл., русский, беспартийный, священник, проживал: д. Надище Оредежского р-на Лен. обл. Арестован 14 июня 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 15 августа 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 17 августа 1937 г.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

2016. С. 203-205, 418. Кат. 48). Слева изображено, как прп. Александр возле своей кельи благословляет склонившегося перед ним Н. (сравнительно молод, в клобуке, без нимба). На иконах и в рукописях XVII-XVIII вв. подробно проиллюстрированы также житийные циклы прп. Кирилла Новоезерского (см. ст. Кирилл (Белый), прп., разд. «Иконография»), в т. ч. «Чудо о некоем старце Никифоре, посланном от Александра Свирского». Наиболее ранним примером является композиция на иконе прп. Кирилла с 18 клеймами жития сер. XVII в. из местного ряда иконостаса Воскресенского собора Новоезерского мон-ря (ЧерМО; см.: Куликова. 2009. С. 104, 228. Кат. 46. Ил. 47). В 7-м клейме действие происходит на окруженном водами Красном о-ве: прп. Кирилл благословляет Н., к-рый изображен дважды - благоговейно склонившим голову перед преподобным и в земном поклоне перед ним. Н. без нимба, у него окладистая борода с сединой, одежды монашеские (охристая ряса, коричневая мантия, схима и черный округлый клобук). На иконе «Прп. Кирилл Новоезерский, с 44 клеймами жития» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. из деревянной ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ) события представлены в одном клейме в 2 сценах: слева в келье прп. Кирилл беседует с Н. (монах с узкой на конце седой бородой, без нимба, на голове клобук с лежащей на плечах наметкой; надпись: «Старе(ц) Никïфо(р)»), справа вдали оба преподобных плывут в лодке по озеру. Не исключено, что иконописный цикл этой и близких по количеству клейм икон (рама 1-й четв. XVIII в. из Преображенского собора в Белозерске, ГРМ) разработан с использованием лицевой рукописи с 44 миниатюрами из б-ки Новоезерского мон-ря (ок. 1715, ЧерМО; описание см.: Соловьёва. 2006. С. 383-384). Наличие или отсутствие нимба у Н. в подобных произведениях, посвященных рассказу о жизни др. преподобных, свидетельствует о неустойчивости почитания подвижника, к-рого, очевидно, не всегда отождествляли с основателем мон-ря на Важеозере. Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Фрагмент иконы «Собор Карельских чудотворцев». Кон. XIX — нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске) Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Фрагмент иконы «Собор Карельских чудотворцев». Кон. XIX — нач. XX в. (ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске)

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Александр, не желая отпускать столь «духовного мужа» в такие дальние места, благословил его другой «труд восприяти» - идти на Белозерскую землю к прп. Кириллу Новоезерскому для духовной беседы. Н. исполнил благословение своего наставника: пройдя большой путь, он остановился в ожидании на берегу Новоозера, возле сел. Кобылина Гора, напротив Кириллова Новоезерского мон-ря, т. к. достичь обители, расположенной на острове, можно было только на лодке. Чудесным образом («по смотрению Божию проуведе Духом Святым») Кирилл Новоезерский узнал о приходе Н., сел в «ладийцу малу» и перевез его в монастырь. Н. передал прп. Кириллу послание Александра Свирского, а через 8 дней, покидая обитель, получил ответное послание. Посещение Н. Новоезерского монастыря, основанного в 1512 г., не могло состояться ранее этого времени. Далее в «Сказании…» повествуется о путешествии Н. в Киево-Печерскую лавру, о строительстве на Важеозере мон-ря и о преставлении святого в этой обители. Г. в «Сказании…» не упоминается. Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские (во 2-м ряду). Фрагмент иконы «Собор Карельских святых». 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские (во 2-м ряду). Фрагмент иконы «Собор Карельских святых». 1876 г. (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) Источниками «Сказания…» послужили следующие тексты: гл. «О приходе старца Никифора к нему (к Александру Свирскому.- А. П.)» из Жития прп. Александра Свирского (здесь повествуется о жизни Н. с прп. Александром в Свирском монастыре, о его уходе в Киево-Печерский мон-рь; рассказ о путешествии Н. к Кириллу Новоезерскому отсутствует); «Чюдо 1-е преподобнаго Кирила Белого о некоем старце Никифоре, посланном от Александра Сверьскаго чюдотворца» из Жития прп. Кирилла Новоезерского (в этом источнике содержится рассказ о путешествии Н. к Кириллу Новоезерскому, но ничего не говорится о посещении Киево-Печерского мон-ря). Оба Жития не сообщают о происхождении Н. и о его поселении в Важеозерской пуст.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Несколько чудес XIX в. описал архим. Никодим (Кононов): он сообщил об исцелении 2 чел. от головной боли и о спасении заблудившихся путешественников ( Никодим (Кононов). 1903. 2). По монастырскому преданию, одним из основателей мон-ря на берегу Важеозера был выкопан колодец, вода из которого обладала целебными свойствами; над колодцем была сооружена часовня во имя вмч. Никиты ( Кожевникова. 2009. С. 236). В литературе встречается утверждение, что в Важеозерском мон-ре при Н. жили ученики Александра Свирского - Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий Островские. Рака над мощами преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских в ц. Всех святых Важеозерского мон-ря. Фотография. 2013 г. Рака над мощами преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских в ц. Всех святых Важеозерского мон-ря. Фотография. 2013 г. Имена Н. и Г. включены в нек-рые списки «Книги, глаголемой Описание о российских святых» (РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 26-26 об., XVIII в.; здесь отмечено отсутствие церковной службы), а также в Четьи-Минеи еп. Гермогена (Константина Добронравина) (РНБ. СПбДС. 25/1, кон. XIX в.: под 8 янв. указана память Г., под 9 февр.- Н. и Г.). В святцах старообрядческого выговского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 131, 2-я пол. 10-х гг. XIX в.) под 27 сент. отмечена память Н. и Г., под 27 февр.- Г., под 18 апр.- «обретение мощей» Н. В 1860 г. в «Памятной книжке Олонецкой губернии» напечатан список «преподобных отцов, просиявших и чествуемых в Олонецкой епархии», в котором находились имена Н. и Г. Канонизация святых подтверждена включением их имен в Собор Олонецких святых (празд. 2 окт.), установленный в 1866 г. по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова). В том же году был освящен придел во имя всех Олонецких святых в кафедральном Воскресенском соборе Петрозаводска. В 1910 г. издан Олонецкий патерик, подготовленный архим. Никодимом (Кононовым), куда были включены жизнеописания Н. и Г. ( Никодим (Кононов). 1910. С. 5-9). Тогда же по благословению еп. Никанора (Надеждина) имена Олонецких святых, в т.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010