Египет взрастил многих великих подвижников христианства. В древности здесь возникали монастыри, кипела духовная жизнь, трудами монашествующих среди бесплодных камней и песков вырастали оазисы. Монастыри, как и прежде, играют ключевую роль в жизни Коптской Церкви. Наиболее доступные из них находятся в Нитрийской пустыне, расположенной приблизительно в девяноста километрах к северо-западу от Каира, на полпути между ним и Александрией. Нитрийская пустыня (по-арабски Вади-эль-Натрун) входит в северо-восточную часть Сахары и представляет собой равнину, лежащую ниже уровня моря. Это бывшая лагуна с отложениями селитры и других солей, которые разрабатываются и сегодня. Невысокие, мягко очерченные холмы, засыпанные мелким желтым песком, низкие плато, редкие оазисы по окраинам – вот характерный ландшафт Нитрии. В далекие времена, когда не было дорог, когда жизнь сосредоточивалась только по берегам Нила и его рукавов, Нитрия была надежно изолирована от мира. Нитрийская пустыня была покрыта сетью монастырей, окруженных труднопроходимыми болотами, которые в прошлом защищали их от набегов кочевников. В конце IV в. в Нитрии подвизалось более двух тысяч монахов. Из многих стран мира приезжали и приезжают паломники в Нитрийскую пустыню. Издавна стремились сюда и русские пешеходцы. В 1834 году близ этих мест побывал А. С. Норов . Его судно (дагабия) поднималось вверх по Нилу – из Александрии в Каир. Примерно на полпути перед взором русского паломника, на западном берегу Нила, предстал хребет Джебель-эль-Натрун, а вскоре его дагабия бросила якорь у местечка Терране. «В этом местечке, порядочно обстроенном из кирпичей и где живут несколько европейцев, производится значительная торговля натром, по близости натровых озер, которые не истощились до сих пор от самой глубокой древности, – пишет русский автор. – Эти озера отстоят на четырнадцать часов пути от берегов Нила, на запад, – и находятся в обширной пустыне, которая носила название «нома» или провинции» 807 . Русскому путешественнику не довелось побывать в Нитрийской пустыне, однако он сообщает своим читателям о ее прославленных обителях. «Эта пустыня драгоценна для христиан; в первые века Церкви в ней укрывалось бесчисленное множество отшельников, и она прославилась именами блаженных Павла, Мелании, Аммона, Ефрема, Моисея Араба, Аполлона, Серапиона, Памбона, Пимена, Иоанна, Даниила, Макария и многих других, – продолжает А. С. Норов . – Их уединенные скиты превратились со временем во столько же монастырей, которых число возросло с лишком до ста» 808 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Это весьма унылая местность; в настоящее время она носит название Вади-Натрун, – долина натрия-селитры. Сюда во времена Никейского собора явился некто Аммун 737 , чтобы вести аскетический образ жизни. Он покинул в Египте свою жену, с которой прожил восемнадцать лет в девственном браке. Она собрала около себя кружок девственниц; к Аммуну же, в его нитрийское уединение, вскоре стали стекаться отшельники. Супруги посещали друг друга два раза в год. Когда Аммун умер, св. Антоний, который был еще в живых, видел, как ангелы спустились с неба, чтобы приять его душу. Его духовное наследие не замедлило значительно разрастись: спустя сорок лет после его смерти в ужасной Нитрийской долине было более пяти тысяч монахов. Подобно монахам Антония, они жили в отдельных кельях; в центре долины возвышалась церковь , куда они собирались по субботам и воскресениям. При ней состояло восемь пресвитеров, подчиненных епископу Малого Гермополя. Здесь был центр администрации и дисциплины. Три пальмы осеняли церковный двор; к каждой из них был привязан кнут, который употреблялся для наказания злоумышленников, пришедших со стороны, а в случае чего – и самих пустынников. Вне этих еженедельных собраний монахи устраивались, как хотели, в своих кельях, зарабатывая себе пропитание плетением корзин; иногда они жили вдвоем или втроем, часто в одиночку. Утром и вечером из края в край по долине раздавалось пение псалмов. По ту сторону Вади-Натрун простиралась еще более страшная пустыня, Келлии, где спасались наиболее мужественные. Еще дальше пустыня Скитская, страна песка и голода, укрывала самых знаменитых виртуозов нитрийского аскетизма. В самом деле, была известная виртуозность, открытое соревнование между монахами не только в этом районе, но и во всем Египте. Памво, Ор, Нафанаил, Вениамин, оба Макария, египетский и александрийский, находились в числе нитрийских знаменитостей. Макарий александрийский не мог слышать о каком-нибудь аскетическом подвиге, чтобы не постараться тотчас превзойти его. Тавеннские монахи не вкушали ничего вареного в продолжение великого поста; он пожелал следовать такому же режиму круглый год в течение семи лет. В продолжение двадцати ночей подряд он неослабно боролся со сном, не давая себе заснуть. Он был уже стар, когда ему пришло желание пойти в самую Тавенну, чтобы дать урок тем знаменитым аскетам, которые простаивали на ногах все ночи и во время поста принимали пищу только однажды в пять суток. Он явился переодетый к монастырским воротам, и когда настал пост, провел его, все время стоя на ногах и даже не преклоняя колен ни днем, ни ночью, не принимая ни пищи, ни питья, и только по воскресениям вкушал несколько сырых листьев капусты. Постясь таким образом, он плел собственноручно корзины, а в свободное от работы время молился. Тавеннские монахи восстали против столь опасного соперника, но их настоятель поблагодарил его за то, что он смирил гордость у его учеников 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010