Из чисто христианских месяцесловов древнейший — это Сирский из рукописи (нитрийского происхождения) 411 г. с заглавием: «Имена господ наших исповедников и победителей и дни их, в которые они приняли венцы». Составлен в 380—400 г. Состоит из двух различных частей (собственно месяцеслова, заключающегося словами «здесь кончаются исповедники запада» и прибавления к нему с заглавием: «Имена наших господ исповедников, умерщвленных на востоке», где уже не по числам месяца, а по иерархическим степеням указываются епископы, пресвитеры и диаконы, скончавшиеся мученически в Персии (Персия считалась т.о. тогда востоком христианским). В месяцеслове, начинающемся с декабря (но 1—25 дек. – дефект), памяти на большую половину дней года. Пред именем мученика б.ч. обозначается место его страдания, у иерархических лиц указывается их сан. Кроме мучеников, среди которых есть и Маккавеи, встречаются и памяти епископов: 1 римский, по 2 александр., антиох. и палестинских и 2 неуказанных городов; при этом у некоторых из этих немучеников добавка: «память». Из апостолов (с. 309) «Стефан апостол и корифей мучеников» 26 дек., Иоанн и Иаков 27 дек., Павел и Петр «корифей апостолов» 28 дек.; из праздников только Богоявление 6 января, но Р.Х. – дефект; «в пятницу после Пасхи память всех мучеников». Т.о. месяцеслов почти исключительно мученический. Из мучеников некоторые выделяются месяцесловом в разряд «древних»; это д.б. все пострадавшие до Диоклетиана. Что касается этнографического распределения памятей, то наиболее никомидийских святых: имя Никомидии упоминается 32 раза; Антиохии 24. Александрии 19, Константинополя, Рима и Иерусалима по 2; д.б. месяцеслов первоначально составлен был в Никомидии и постепенно подвигался к востоку, обогащаясь памятями, а в Персии получил механическое добавление второй части. Т.о. это тип поместного месяцеслова на первых шагах развития его в общецерковный. Он имеет много общих памятей с псевдо-Иеронимовым месяцесловом VII в. и с нашим (напр. Игнатий, Поликарп, Агнесса, Перпетуя, Вавила, Памфит, Хиония. Агафия, Алатон, Роман, Пелагия и др.), но б.ч. в другие числа месяца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Однако причины Гонений при Деции лежат гораздо глубже и не могут быть сведены только к личным антипатиям императора. Во-первых, враждебность к христианам населения империи. Еще за год до начала преследований (в сер. 248) при подстрекательстве языческого жреца жители Александрии учинили антихристихристианский погром: толпа грабила и уничтожала имущество христиан, заставляла их совершать жертвоприношения, а отказывавшихся убивала. Во-вторых, Деций хотел восстановить в находившейся в глубоком кризисе империи старые римские порядки, которые опирались на древние рим. культы. Все это вело к неизбежным столкновениям с христианами. Одним из первых пострадал Римский папа Фабиан . Несколько клириков Римской Церкви и большое число мирян были арестованы. Африканец Целерин после нескольких недель заключения был неожиданно отпущен императором; другие пребывали в оковах до лета и в конце концов были убиты, как, например, пресв. Моисей. Из Рима Гонение переместилось в провинции. На о-ве Сицилия были замучены епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников; в Катании пострадала мученица Агафия , христианка из Палермо. В Асии в Смирне погиб епископ Евдемон. Здесь же пострадал пресв. Пионий. Несколько епископов значительных кафедр на Востоке были казнены или скончались в заключении. Среди них были священномученики Вавила Антиохийский и Александр Иерусалимский . В Кесарии Палестинской был арестован Ориген ; он претерпел истязания и длительное заключение, которое прекратилось только после гибели Деция. По сведениям церковных синаксарей, со времени Гонений императора Деция число почитаемых мучеников резко возросло. Известны дружины мучеников: епископ Карп Фиатирский (или Пергамский) с Агафодором, диакон Папилой и мученик Агафоника ; пресвитер Фавст, диакон Авив, Кириак Александрийские и с ними 11 мучеников , Папий, Клавдиан и Диодор Атталийские ; Терентий и Неонилла Африканские с их многочисленными детьми; Фирс, Левкий, Каллиник и Коронат Никомидийские ; Критские мученики ; мученик Парамон Вифинский с 370 мучениками .

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Babuлa Никомидийский, еп. мч. Описания иконы Вавила Никомидийский, еп. мч. - житие Вавила Никомидийский и с ним 84 отрока По житиям Димитрия Ростовского 4 сентября (17 сентября) Память святого Вавилы Никомидийского и с ним 84 детей В то время как император Максимиан жил в Никомидии для преследования христиан, многие из них скрывались от гонителей. И вот царю было донесено, что в одном сокровенном месте находится один старец, по имени Вавила, который учит детей почитать не языческих богов, но распятого Христа. Тотчас посланы были воины и привели св. Вавилу и учеников его к царю, который спросил его: " Почему ты, старец, не только сам прельщаешься, почитая распятого от иудеев человека и не поклоняясь нашим богам, но и научаешь тому же несмысленных детей? " Св. Вавила ответил царю: " Языческие боги суть бесы, а наш Бог сотворил небо и землю. Ты, царь, и все твои приближенные слепы, потому что вы не видите истины " . Максимиан приказал четырем воинам быть святого по лицу, по ребрам и по коленам. Во время своих страданий, когда всё тело его обагрилось кровью, св. Вавила во[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 4 сентября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 4459.jpg:   Размер: 336x1200, 0.4 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (156) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1335

В то время как император Максимиан жил в Никомидии для преследования христиан, многие из них скрывались от гонителей. И вот царю было донесено, что в одном сокровенном месте находится один старец, по имени Вавила, который учит детей почитать не языческих богов, но распятого Христа. Тотчас посланы были воины и привели св. Вавилу и учеников его к царю, который спросил его: " Почему ты, старец, не только сам прельщаешься, почитая распятого от иудеев человека и не поклоняясь нашим богам, но и научаешь тому же несмысленных детей? " Св. Вавила ответил царю: " Языческие боги суть бесы, а наш Бог сотворил небо и землю. Ты, царь, и все твои приближенные слепы, потому что вы не видите истины " . Максимиан приказал четырем воинам быть святого по лицу, по ребрам и по коленам. Во время своих страданий, когда всё тело его обагрилось кровью, св. Вавила возопил ко Господу: " Благодарю Тебя, Господи, что Ты соделал меня, старого и немощного, молодым и крепким, – крепче самого царя! " Максимиан велел быть его по плечам и по ногам камнями. Затем, по сокрушении всех его членов, надели ему на шею тяжелое бремя, забили ноги его в железные оковы и заключили его в темницу. После того привели к царю малолетних учеников святого, числом восемьдесят четыре, мальчиков и девочек. Царь начал ласково уговаривать их поклониться идолам. Они же ничего ему не отвечали, но часто взглядывали друг на друга. Видя, что они молчат, Максимиан отделил из них десять, которые были постарше, и сказал им: " Вот, вы умнее других; итак, послушайте меня и принесите жертву богам, и за то вы будете жить у меня во дворце и получите от меня много богатых даров " . Тогда двое из них, Аммоний и Донат, ответили ему: " Мы – христиане и не приносим жертв немым и глухим бесам " . Царь приказал их быть. Во время биения они непрестанно повторяли: " Мы христиане и не служим богам твоим " . Царь начал затем уговаривать прочих детей, но они твердо исповедовали свою веру и отказались приносить жертву идолам. Видя, что детей нельзя уговорить, царь приказал бросить их в тюрьму, а учителя их повесить и бить железными прутьями. Когда и эти все мучения не привели их к отречению от Христа, то над святыми детьми и их учителем произнесен был смертный приговор, коим они осуждены были на усечение мечом. Шествуя с учениками своими на казнь, св. Вавила пел: " Вот я и дети, которых дал мне Бог! " По достижении ими места казни, сначала казнен был св. Вавила, а потом и все дети, ученики его. Верующие пришли ночью и, взявши их мощи на корабль, привезли их в Византию и положили в трех ковчегах, восхваляя и благодаря Бога.

http://pravicon.com/info-1885

В турецком Коджаэли состоялось первое богослужение для русскоязычных верующих Московского Патриархата 5 марта 2023 г. 14:46 4 марта 2023 года в турецком городе Коджаэли состоялось первое богослужение для русскоязычных верующих Московского Патриархата, проживающих в регионе Мраморного моря. Божественную литургию совершил ответственный за окормление русскоязычных верующих на территории Турецкой Республики священник Георгий Сергеев. По окончании богослужения отец Георгий провел встречу с прихожанами, в ходе которой рассказал о жизни общин Московского Патриархата на территории Турции, а также об отношениях между Русской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом в настоящее время. В ходе беседы были определены дальнейшие планы по организации регулярных богослужений в регионе. Город Коджаэли, известный с 712 года до Рождества Христова под названием Астакос, а затем с III века до н.э. как Никомидия, был основан древними греками. Расположен на северо-западе Турции в 120 километрах от Стамбула, на побережье Мраморного моря. Никомидия в эпоху гонений стала местом мученической кончины многих христиан. 23 апреля 303 года в Никомидии, во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен великомученик Георгий Победоносец. Также приняли мученическую кончину святые — великомученик и целитель Пантелеимон, мученики Трофим, Евсевий, Каллиста, Ермолай, Анфим, епископ Никомидийский Вавила и его 84 ученика. Общее число пострадавших христиан исчисляется многими тысячами. В XIV веке город был завоеван турками-османами и был переименован в Измит, а во время Турецкой Республики — в Коджаэли. В настоящее время в почти двухмиллионном городе проживают около 3000 русскоязычных жителей. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6008118.ht...

Вавила сказал, засмеявшись: «Воистину ты достоин насмешки, говоря это; ибо я готов все претерпеть ради Христа, ради которого все презрел, дабы приобрести Христа; ибо души праведных в руке Божией и не коснется их мучение. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас уничтожением; но они пребывают в мире; ибо Бог испытал их и нашел их достойными Его» (Прем. Сол. III. 1–4). Нумериан сказал: «Болтун, в чем мы достойны насмешки?» Вавила сказал: «Если услышат остальные боги твои, что ты поклялся одним Асклипием, то разгневаются на тебя, наибольше Игия; ибо я воистину стыжусь вашего неразумия, что вы не понимаете вашей пользы, но поклоняетесь тем, кому не поклонялись даже дети». Нумериан сказал: «Если услышит Христос твой и вознегодует, что ты поклялся Богом, что ты сделаешь?» Вавила сказал: Ты недостоин услышать ведение христиан, но ради стоящей толпы говорю, дабы из-за твоего неверия и они не были лишены ведения. Когда христиане называют Христа, они исповедуют и Отца, исповедуют и Сына и Духа; ибо Отец не разделен от Сына и Духа, ниже Сын от Отца и Духа; и нет сравнения Бога с демонами, которым ты поклоняешься, как написано: «Какое общение свету с тьмою»? 9. Дети оставались висящими столько часов с Вавилою, подтверждая его слова. Мученик же сказал: «Вот я и дети, которых дал мне Бог» (Исаии VIII, 18). Нумериан же повелел мучить его, закованного в цепи, так что от тяжести оков блаженный был изранен, стоявшие же, бывшие ему знакомыми, сострадали ему и говорили: «Согласись принести жертву и избавь себя от мук». Вавила сказал: «Я не столько сожалею этого неразумного председящего, сколько вас, послушавшихся его и погубивших жизнь свою; итак, ему я не повинуюсь, а вас послушаюсь? Мне эти муки – жизнь. Ибо облегчает меня Господь, ради которого я и подвизаюсь, и увенчиваюсь, и совершенствуюсь; поэтому я не чувствую, если ты даже подвигнешь против меня больше мук». Он повелел еще мучить его, а висящие дети воскликнули: «Тиран и нечестивейший, за что ты так жестоко и безвинно мучишь нашего господина и доброго пастыря? За то, что он чтит Владыку всех? Но за то он достоин чести, а не мук.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Не должно нам, христианам, — отвечал Вавила, — никого из людей ни укорять, никому ни досаждать. Не досаждаем мы и тебе: ибо не должно бесчестить создание Божие, сотворенное по образу Божию и по подобию. Однако, если кто восстает на Бога и наносит оскорбление Его святыне, тот не только не достоин почтения, но вполне справедливо его возненавидеть, как врага Господня, по слову Давида: «мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (Пс.138:21-22). — Оставь свое многоглаголание, — сказал ему царь, — и послушай нас: если ты хочешь избавиться от казни за свое преступление и получить прощение, то принеси жертву нашим богам и поклонись им. — За порученное мне стадо, — отвечал святитель, — я готов перенести всякое страдание и даже умереть. И немного помолчав, сказал: — Я не могу отречься от Бога моего и служить ложным богам, о беззакониях коих стыдно и подумать. — Снова говорю тебе, — сказал царь, — оставь свое многоглаголание и принеси жертву богам. Если же не исполнишь сего, то моя власть так же зло погубит тебя, как зол ты сам. Вавила отвечал: — У меня было желание избавить тебя от мрака, тебя окружающего, чтобы ты мог избежать нескончаемых мучений, а ты и себе приготовляешь еще большие муки, и других к ним призываешь. Истинно говорю тебе: не можешь ты избежать рук Бога Живого. Тогда мучитель притворился кротким и стал спокойно спрашивать святого Вавилу: — Можешь ли ты, — сказал он, — объяснить нам, что такое Бог? Вавила отвечал: — Существа Божия постигнуть невозможно, хотя бы ты употребил для сего всё старание; ибо Бог есть вечно сущий Царь и Творец всего, неизреченный, непостижимый, не подлежащий испытанию умом человеческим, начало и сила всего. Он сотворил ангелов и архангелов и все другие бесплотные существа; после них — Он создал человека и даровал ему бесчисленные блага, поставил его царем на земле, по подобию того, как Он Сам царствует на небесах, и поместил его в раю. Для того же, чтобы человек понял свое высокое назначение и имел признак того, насколько он выше животных, Бог привел их к нему и повелел дать имена им. Бог создал человеку помощницу и удостоил его наслаждаться беседою с Собою. Неблагодарный человек презрел своего Создателя и с пренебрежением отнесся к Его заповедям, а врага своего не сделавшего ему никогда никакого добра и только польстившего ему, послушал. Поверив льстивым его речам, он праведным судом Божиим был изгнан из рая. Но незлобивый и благий Бог, хотя и отогнал человека от Себя, однако непрестанно ему благодетельствует, явно показывая, что, несмотря на наши бесчисленные прегрешения, не хочет Он нашей погибели, но всячески устрояет наше спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И когда вернулась [в Александрию], от скорби впала в горячку, и возвестили архиепископу, что она заболела. И придя к ней, он попросил рассказать, что с ней случилось. Она же сказала ему: «Лучше бы я не приходила сюда. Ибо сказала я старцу: «Поминай меня», а он сказал мне: «Молю Бога, чтобы изгладилась память о тебе из сердца моего», и вот я умираю от скорби». А архиепископ говорит ей: «Ты не знаешь, что ты женщина и что враг посредством женщин враждует на святых? Потому и сказал так старец: ибо о душе твоей он молится постоянно». И так исцелен был помысел ее, и она возвратилась [в Рим] с радостью. В Тарсе Киликийском был один мим, по имени Вавила. У него было две подружки, одну звали Комито, а другую Никоса, и жил он распутно, творя дела, достойные содействовавших ему бесов. И вот однажды вошел он в церковь и, по промыслу Божию, читалось тогда Евангелие, в котором было место, где говорилось: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное 454 . Придя от этих слов в сокрушение, он начал со слезами укорять себя за свои деяния и, выйдя из церкви, тотчас зовет своих подружек и говорит им: «Вам известно, как жил я с вами в распутстве, и никогда не предпочитал одну другой. Теперь вам принадлежит то, что приобрел я для вас. Возьмите все мое имущество и разделите между собой. Ибо я с сегодняшнего дня отрекаюсь от мира и становлюсь монахом». Они же, словно едиными устами, отвечали ему со слезами: «Если уж в грехе и погибели мы были с тобой сообща, то теперь, когда ты хочешь сотворить такое богоугодное дело, ты оставишь нас и пойдешь один? Поистине, не оставляй нас, но будем едины с тобой и в добром!» И вот мим тотчас заперся в одной из башен города. Они же, продав все свое имущество и раздав деньги нищим, облеклись в подвижническую схиму и, сделав близ той башни келью, затворились там. Так и они, и Вавила весьма благоугодили Богу. Есть город Финикия Ливанская. В нем был мим по имени Гайан, и во время представления он хульно изображал Пресвятую Богородицу. И часто видел он во сне Госпожу Богородицу, говорящую ему: «Что худого сделала Я тебе, что при такой толпе народа позоришь Меня в представлениях?» А он, проснувшись, не только исправился, но еще более хулил Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Константин Буфеев 3. Власть Святых над животными Бог создал человека как царя над всем животным миром – что­бы он владычествовал над рыбами морскими, над птицами небесными и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт.1:26 ). Главным признаком власти, которую человек получил над животными, является Богом данное Адаму право нарекать им имена. Библия так говорит об этом: Бытие, гл. 2 19. И созда Бог еще от земли вся звери селныя и вся птицы небесныя, и приведе я ко Адаму видети, что наречет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему. 20. И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным. Адаму же не обретеся помощник подобный ему. 19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. 20. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. Святые Отцы видят в этом свидетельство об исключительности человека среди всех Божиих творений. Так, священномученик Вавила (4 сентября) говорил: «Для того чтобы человек понял свое высокое назначение и имел признак того, насколько он выше животных, Бог привел их к нему и повелел дать имена им» с. 78]. После грехопадения власть человека над животными существенно ослабла и исказилась. Лишь небольшая часть животных, так называемые домашние, проявляют послушание людям и находятся в служении им. Большинство одичавших зверей, как известно, потеряли связь с человеком, своим бывшим господином. Тем не менее, в Житиях Святых мы встречаем яркие примеры властного и повелительного отношения угодников Божиих к диким неприрученным животным. 3.1. Святые запрещают зверям и изгоняют их Многие из Святых проявляли власть над дикими зверями, когда без страха и боязни прогоняли опасных хищников, причинявших вред людям. Преподобный Георгий Каппадокийский «Ему пришлось пасти свиней в Фасаэлиде. И пришли два льва , чтобы похитить одну из них. Тогда он, взяв свою палку, прогнал их к святому Иордану» гл. 92, с. 260].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, СТАРШИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Афанасий Печерский (ок. 1176 ), затворник, преподобный . Память 2 декабря , в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских . Подвизался в Киево-Печерской обители в XII веке, долго и тяжело болел. Когда он скончался, братия приготовила его к погребению. На третий день игумен с братией пришли хоронить его. Но они увидели, что умерший ожил, сидит и плачет. На все вопросы он отвечал только так: " Спасайтесь, имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию , чтобы окончить добре жизнь свою здесь. Более не спрашивайте " . После этого он 12 лет жил в затворе в пещере и во все это время не сказал ни с кем ни слова, плакал день и ночь, лишь через день вкушал немного хлеба и воды. И только перед кончиной, собрав братию, он повторил ранее сказанные им слова и мирно отошел ко Господу (ок. 1176 ). Инок Вавила, много лет страдавший болями и слабостью в ногах, исцелился при его мощах. " Однажды лежал я, - рассказал он братии, - и кричал от сильной боли. Внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: приди ко мне, и я исцелю тебя. Я хотел спросить его, как и когда пришел он. Но он стал невидим. Однако я поверил явившемуся и попросил, чтобы принесли меня к его мощам. И вот, я исцелился " . Преподобный Афанасий был погребен в Антониевой пещере . Тропарь Афанасию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах Блаженство плачущих получити же­лая,/день и нощь непрестанно плакал еси,/имея во уме час Судный,/тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/преподобне Афанасие./Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/яко да плача безконечнаго избывше,/тамо приимем вечное утешение. Есть и другой Афанасий Печерский (см.) Использованные материалы Редакция текста от: 14.12.2007 22:21:31 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8128.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010