2-я гл. повествует о разведчиках (соглядатаях), посланных Иисусом осмотреть землю и Иерихон (Нав 2. 1), и о посещении ими дома блудницы Раав, к-рая, направив преследователей по ложному пути, сохранила соглядатаям жизнь, и это впосл. спасло ей жизнь. Символом спасения дома Раав стала красная веревка, к-рую она привязала по совету соглядатаев к окну. НЗ дважды приводит в пример Раав: в Послании к Евреям она упоминается наряду с др. ветхозаветными героями веры: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр 11. 31). Живая вера, согласно Посланию Иакова, подвигла ее к делам веры: «...Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2. 25-26). Упомянута Раав и в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 5), при этом род занятий и поведение Раав не оцениваются в Библии. В ВЗ много примеров «праведного обмана» (см., напр., истории с Авраамом - Быт 12. 11-19; 20. 2, с Саррой - Быт 18. 15, с Исааком - Быт 26. 7-10, с Ревеккой - Быт 27. 8-17 и др.). 3-я гл. содержит рассказ о чудесном переходе израильтян через Иордан, к-рый описан аналогично переходу через Красное м. под предводительством Моисея (Исх 14. 26 сл.). Авторитет Иисуса, так же как и Моисея, был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход. Господь обращается к Иисусу: «...в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав 3. 7). Возможно, описание чудесного перехода через Иордан, среди бурного потока вод, служили антимифологическим целям: показать бессилие ханаанского бога грозы Ваала и могущество Господа (см.: Нав 3. 10, 13, 15; Kelso J. L. Archaeology and Our Old Testament Contemporaries. Grand Rapids, 1966. P. 53). После смерти Моисея Господь являет Свое присутствие уже не в столпе облачном и огненном (Исх 13. 21), а в ковчеге завета со свитками закона Моисеева, когда расступаются воды Иордана и падают стены Иерихона.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Весь отрывок — пародия, сочиненная самим Честертоном. 23 В эпоху Виктории — королева Виктория (1819—1901) правила Великобританией с 1837 года. 24 Ребенок — Христос, лежавший в пещере (яслях). По преданию, в яслях находились осел и вол (См. Лк. II). 25 «Человек — мера всех вещей» — изречение древнегреческого философа Протагора (480—410 до н. э.). 26 Человек — странник и пришелец на Земле — Ср.: «Странники мы перед Тобой и пришельцы, как и все отцы наши; как тень дни наши на земле и нет ничего прочного» (I Пар. XXIX, 15). Почти те же слова повторены в Псалмах (XXXVIII, 13). В Новом Завете они получают новое истолкование: «Все они умерли в вере, не получившие обетовании, а только издали видели оные и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества» (Евр. XI, 13). 27 Квиетизм — христианское религиозное учение, возводящее в идеал пассивное подчинение воле Бога. 28 Буддизм высшей целью считает достижение нирваны — освобождения от мира, преодоление зависимости от телесных и душевных стремлений. 29 Ваал (Балу) — верховное божество западносемитских племен, один из главных соперников библейского Бога Ягве. От его имени производится одно из имен дьявола — Вельзевул. 30 Астарта — богиня любви, супруга Ваала. 31 Семирамида — ассирийская царица IX в. до н. э. С ее именем связано сооружение в Вавилоне висячих садов — одного из «семи чудес света». 32 Авгуры — римские жрецы, гадавшие по полету птиц. 33 Честертон имеет в виду находку на Яве — останки питекантропа (1920-е годы). 34 Питт Уильям (1759—1806) — английский государственный деятель, премьер-министр с 1783 г . 35 Фокс Чарльз Джеймс (1749—1806) — английский государственный деятель, соперник Питта. 36 KapлI (1600—1649) — английский король с 1625 г . Казнен во время английской буржуазной революции. 37 ГeoprIV (1762—1830) — английский король с 1820 г . 38 Честертон имеет в виду книгу Уэллса «Очерк истории». 39 Кербер — в греческой мифологии трехголовый пес, стерегущий вход в царство мертвых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Возмездие не замедлило. После ассирийского завоевания (722 г. до P. X.) 30 тыс. жителей Самарии были переселены в восточные провинции, на их место пришли новые поселенцы. При персах Самария стала главным городом персидской провинции, потом перешла во владение Александра Македонского и его наследников. Возможно, что Александр лично посетил Самарию в 331 г. до P. X. Наиболее традиционалистски настроенные из самарян постепенно оставили город, основав новое поселение на горе Гаризим. Секта самарян (ее считают древнейшей из существующих религиозных сект в мире) возникла в результате исторических катаклизмов, постигших Святую Землю еще в ранние ветхозаветные времена. Первым в ряду этих событий было разделение созданного Давидом и Соломоном государства на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства. Северное царство с самого начала оказалось вовлеченным в более активные культурные, политические и генетические (посредством смешанных браков) контакты с окружающим нееврейским населением. Помните, уже во времена пророка Илии на севере сильны были тенденции к религиозному синкретизму, с совмещением иудейского почитания Единого Истинного Бога с языческими ханаанскими культами – прежде всего, Астарты и Ваала? Кстати сказать, ведь и в Иерусалиме лишь при царе Езекии, во времена пророка Исаии были уничтожены и ниспровергнуты в Кедрон «жертвенники, и все, на чем совершаемо было курение идолам» (2 Пар. 30: 14). Столетием позже, т. е. через 400 лет после Давида, пророк Иеремия, современник царя Иосии (639–609 гг. до P. X.), рассказывает о том, как «в городах Иудеи и на улицах Иерусалима дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам... И сыновья Иуды, – говорит устами пророка Господь, – поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых (т. е. в Геенне Огненной. – H. Л.) чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:17–18.30–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Господь посылает судей Бог дает Гедеону знамение шерсти и росы. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия      Иисус Навин не назначил себе преемника. Сыны Израиля жили по уделам, имея над собой старейшин. Рядом с ними по всей Палестине жили хеттеи, аморреи, иевусеи и остатки других хананейских народов. Израильтяне перенимали от них языческие обычаи, заражались идольским нечестием. В нарушение закона Моисея брали в жены иноплеменниц и отдавали за язычников своих сыновей. За отступничество от Бога Господь предавал евреев для вразумления в руки иноплеменников. Когда же сыны избранного народа, прекратив злые дела и нечестие, взывали к Богу о помощи, Господь Бог воздвигал людей благочестивых и крепких верою. Они избавляли страну от врагов. Их называли судьями. Они были прообразами Иисуса Христа, потому что силой Божией спасали народ. Деяния их описаны в библейской книге Судей. Всего за период от Иисуса Навина до первого царя Саула, продолжавшийся четыреста пятьдесят лет, было четырнадцать судей. Наиболее яркий след в библейской истории оставили Девора, Гедеон, Самсон, Самуил, который был также и великим пророком. Пророчица Девора      Девора. Пророчицу Девору Бог поставил судьей, чтобы спасти страну от поработившего ее ханаанского царя Иавина. Она призвала Варака, под водительством которого было разбито ханаанское войско во главе с Сисарой у потока Киссона. Победа была одержана благодаря тому, что Господь привел в замешательство войско завоевателей. Девора прославила Господа. Ее победный гимн стал одной из библейских песен: Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей! (Суд 5, 31). Гедеон. Бог поставил его судьей, когда страна была семь лет под властью мадианитян. Господь послал Ангела и призвал его, когда он молотил пшеницу. Гедеон разрушил жертвенник Ваала и возвел жертвенник истинному Богу. До начала сражения Гедеон просил Господа укрепить его решимость ясными и впечатляющими чудесными знамениями. Расстелив шерсть на гумне , он сказал, что будет уверен, что Господь через него спасет народ Израиля, если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо. Утром Гедеон выжал из шерсти целую чашу воды. Гедеон просил еще одно чудо: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог исполнил и эту просьбу. Знамения эти были прообразами важнейших новозаветных событий — Благовещения и Боговоплощения. В христианской гимнографии Пресвятой Богородице усвоено образное сравнение — Руно орошенное.

http://pravoslavie.ru/103714.html

Дукшта-Дукшинской от 27.04 1937 г.//Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. Оккультизм и Йога: Летопись сотрудничества. М., 1996. Т. 2. С. 303.), не замечая, что звучит оно скорее «обзывательски» 151 Письма Елены Рерих, 1929–1938 гг. Т. 1. С. 439. 152 Там же. Т. 2. С. 12. 153 Блаватская же отказывает Христу даже в этом. Для нее Иисус – просто человек. 154 Тареев М.М. Христианская философия. М., 1917. Ч. 1: Новое богословие. С. 31–32. 155 Свт. Григорий Нисский. Против Евномия. 6, 3//Творения. М., 1863. Ч. 6. С. 52 156 См.: Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. С. 76–77. 157 См.: Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. С. 132. 158 Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. С. 180–182. 159 Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 2. С. 132. 160 Честертон Г.К. Вечный человек. С. 162. 161 Разрушенный в 146 г. до Р.Х., Карфаген был вновь заселен при Цезаре – в 44 г., но уже римскими колонистами. Религиозный культ был романизирован 162 Ханаан – самоназвание жителей той страны, что греки нарекли Финикией. Латиняне называли их пунийцами. В Септуагинте (греческом переводе книг Ветхого Завета) Карфаген поименован как Кархедон; в масоретском тексте (и, соответственно, в русском синодальном переводе) это – Фарсис (см.: Ис.23 6, 10, 14). 163 Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. 1. С. 162. Подробнее см.: Там же. Т. 2. С. 17–18. О знакомстве библейских авторов с этим финикийским обычаем свидетельствует Иисус Навин: В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его ( Нав. 6:25 ). Ср.: И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, и погубил душу свою.. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина ( 3Цар.16:32–34 )

http://azbyka.ru/dary-i-anafemy-chto-xri...

Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны ( Дан. 3, 26–27 ). Благодарим Тебя, что не воля человека, но Твоя воля во всем совершилась в нас». И в то мгновение, когда им предстояло быть усеченными, возник между ними похвальный спор о преимуществе и чести в том, кому из них первому наклонить свою голову под меч: Епиктет – уже украшенный сединами старик лет шестидесяти, изъявил свое согласие, чтобы предпослать к Богу Астиана, а потом и самому склонить голову под меч. Нимало не прекословя, возгласил Астиан: «О, возлюбленный отец, честный иерей Божий, пусть будет воля Божия и твоя!» И с этими словами наклонил свою голову под меч; святой же Епиктет, упав на тело ученика своего, с любовью обнял и поцеловал его, затем смиренно преклонил и свою голову под меч. Таким образом оба богоугодно скончались.  3  Илия Фесвитянин однажды поспорил с жрецами Бааловыми о том, он ли почитает и поклоняется истинному Богу или они? Для верного решения этого спора Илия и спорящие с ним жрецы условились, что тот будет победителем в этом споре, на чью жертву спадет огонь с небес и сожжет ее. И когда Бааловы жрецы приготовили свою жертву для всесожжения и призывали имя Ваала от утра до полудня: «Ваале, услышь нас!». Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали по своему обряду. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог, может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! «. И стали они кричать громче и кололи себя... ножами и копьями до крови, но все было тщетно. Прошел полдень, а они все ещё бесновались до самого вечера без всякого успеха. Тогда Илия сказал им: отойдите в сторону, чтоб и я совершил мое жертвоприношение всенародно (з Цар 18, 26–29). Он устроил из двенадцати камней, по числу колен сынов Израиля (з Цар 18,31),  жертвенник, положил на него дрова и, возложив на них рассеченного тельца, повелел все приготовленное им обильно полить водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Иер.23:27 .  Думают ли они довести народ Мой до забве­ния име­ни Моего по­сред­с­т­во­м снов сво­их, которые они пере­ска­зывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Имя Божие, т. е. истинное откровение Существа Божия. Это откровение дано в законе и словах истинных пророков. Иер.23:28 .  Пророк, который видел сон, пусть и рас­сказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Го­с­по­дь. Сон далеко не то же, что действительное откровение от Бога, потому что если даже иной сон посылается от Бога, как, напр., Иакову, то с другой стороны люди способны и простые сновидения – игру их собственной фантазии – принять за откровение от Бога. Иер.23:29 .  Слово Мое не подобно ли огню, говорит Го­с­по­дь, и не подобно ли молоту, раз­бива­ю­щему скалу? В настоящее время истинное слово Божие должно дышать гневом и возвещать погибель Иерусалиму. Иер.23:30 .  Посему, вот Я – на про­роков, говорит Го­с­по­дь, которые крадут слова Мои друг у друга. Иер.23:31 .  Вот, Я – на про­роков, говорит Го­с­по­дь, которые дей­с­т­ву­ют сво­им языком, а говорят: «Он сказал». Ложные пророки Иерусалимские заимствовали, напр., у Исаии утешительные его пророчества (гл. VII и VIII), которые сказаны были совершенно при других обстоятельствах и не имели в виду времени падения царства Иудейского. Другие сами измышляют пророчества, а третьи – свои сны выдают за прямые божественные откровения. Иер.23:33–40 . Пророк осуждает отношение народа к слову истинного пророка. Так как Иеремия принужден был возвещать большею частью горькое будущее народу, то в народе составилось такое мнение о пророке, что он ничего другого кроме тяжкой беды (по евр. massa) и не может возвещать. Поэтому при каждом появлении пророка Иеремии недовольный его пророчествами народ спрашивал его насмешливо, какое новое massa или тяжкую беду (в рус. пер. – бремя) он теперь возвестит? Пророк учит поэтому совсем не употреблять этого старинного обозначения пророчества – massa, а прямо спрашивать: что сказал Господь?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер. 2 :20. Ибо ты издавна сокрушил иго свое и разорвал узы свои 38 , и сказал: не буду служить Тебе 39 , но пойду на всякий холм высокий и под всяким тенистым деревом предамся 40 блуду моему. Иер. 2 :21. А Я насадил тебя (как) плодоносный виноград, самый чистый 41 : как ты превратился в горький, чужой 42 , виноград? Иер. 2 :22. Если умоешься мылом, и много употребишь ворифовой 43 травы, будешь нечист за беззакония 44 твои предо Мною, говорит Господь Бог 45 . Иер. 2 :23. Как скажешь: „я не осквернялся и в след Ваала не ходилъ“? Посмотри на пути твои во многогробищном месте 46 , и узнай, что ты сделал. Вечером он 47 в голос кричал 48 , Иер. 2 :24. Пути свои он расширял к пустынным водам, в похотях души своей ветром носился, предан был (им). Кто обратит его? Все ищущие его не утомятся, когда он ослабеет, найдут его. Иер. 2 :25. Отврати ногу свою с пути развращенного и гортань свою от томления жаждою. Но он сказал: буду упорен, ибо полюбил чужих и вслед их ходил. Иер. 2 :26. Как стыдно бывает вору, когда поймают его, так постыдятся сыны Израиля, они и цари их, и начальники их, и священники их, и пророки 49 их. Иер. 2 :27. Дереву сказали: „ты мой отецъ“ и камню – „ты меня родилъ“, и обратили ко Мне спину, а не лице свое; а во время бедствия своего скажут: „встань и избавь насъ“! Иер. 2 :28. И где боги твои, которых ты сделал себе? Пусть 50 встанут и избавят тебя, во время бедствия твоего, ибо по числу городов твоих были боги твои, Иуда, и по числу улиц в Иерусалиме приносили жертву Ваалу 51 Иер. 2 :29. Зачем говорите 52 Мне? Все вы нечестиво поступали и все вы грешили против Меня, говорит Господь. Иер. 2 :30. Напрасно Я поражал детей ваших, вразумления вы не приняли, меч поражал пророков 53 ваших, как истребляющий лев, и вы не убоялись. Иер. 2 :31. Слушайте слово Господне: так говорит Господь: уже-ли Я был пустынею для Израиля, или землей неплодной? Зачем народ Мой говорит: не хотим подчиняться и более не придем к Тебе? Иер. 2 :32. Забудет-ли невеста украшение свое и девица наряд 54 свой? Народ же Мой забывал Меня без конца 55 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Исход из Египта  Исх. 12–14 Предсказание Господне свершилось. Заря засиявшая в ночь на пятнадцатое Нисана для израильтян лучами свободы, осветила для египтян то ужасное бедствие, которое разразилось над ними в эту ночь. Еще евреи у своих очагов праздновали Пасху Господню, а Ангел смерти прошел по всему Египту и поразит всех египетских первенцев. Ужас напал на египтян «и сделался великий вопль [по всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (Исх. 12:30). В самом дворце фараон оплакивал своего наследника. Последнего удара не выдержало высокомерие фараона. Узнав о страшном бедствии постигшем страну и его собственный дом он еще ночью призвал Моисея и Аарона и с отчаянием сказал им: «Встаньте, выйдите из среды народа моего как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему]… и благословите меня» ( Исх. 12:31–32). Египтяне, жившие поблизости с евреями, также просили евреев покинуть их страну и давали им золотые и серебряные вещи. Рано утром в 15 день месяца Авива (Нисана) евреи вышли из домов с такой поспешностью что не успели заквасить теста. Они несли его в квашнях на плечах своих и уже в дороге напекли себе опресноков. Народ собирался под знамена своих старейшин и большими группами евреи направлялись в Раамсес где их ожидал великий вождь и освободитель Моисей. Когда все были в сборе, заиграли серебряные трубы и колонна израильтян покинула землю Гесем направляясь на восток. Колонна состояла из шестисот тысяч вооруженных мужчин, не считая женщин и детей Во главе колонны двигался катафалк с деревянным гробом, в котором покоились набальзамированные останки патриарха Иосифа, а шествие замыкали бесчисленные стада овец, коз и вьючных ослов. В пустыне беглецы, к радости своей, убедились, что ими предводительствует Господь (Иегова, или Ягве); днем Он шел впереди них в столпе облачном, а ночью — в столпе огненном. Моисей сперва повел израильтян по старой караванной дороге, вдоль берега Средиземного моря, но потом свернул на юг, в пустынный район Ефам, так как опасался, что приморские крепости живущих там народов не пропустят их в Ханаан без боя. В Ефаме беглецы первый раз расположились станом на долгий отдых, после чего они опять двинулись к югу и разбили палатки перед Пи-Гахирофом, в местности, лежащей между Миг-долом и морем, неподалеку от города Ваал-Цефон, славившегося храмом ханаанского бога Ваала.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Но наши предки и старцы, духовные христиане, как известно, никогда не были согласны с таким буквальным толкованием: под чашей Господней, говорят они, нужно разуметь страдания за веру, за истину; это не буквенная, не видимая, а иносказательная, духовная чаша. Бесовская же чаша это есть буквальная, видимая, пасхальная еврейская чаша, а также чаша обрядовых христиан, происходящая от еврейской пасхальной чаши. Смотрите, какая большая разница между нашими старцами и обрядовыми христианами! По толкованию старцев выходит, что пасхальная еврейская жертва и чаша есть установление бесовское, то есть установлены не Иеговой, а бесами или языческими богами, так, как языческие боги называются в Писание бесами. Выходит, следовательно, что чаша еврейская и вообще все обряды и законы еврейские о жертвах, о Пасхе, о крещениях, содержащиеся в Пятикнижии Моисея, суть законы и обряды бесовские, Ваала, Молоха и Ремфана, а не Иеговы. Что под бесами нужно разуметь древних языческих богов, это видно из следующих текстов: «Богами чуждыми они (израильтяне) раздражили Его (Иегову) и мерзостями своими разгневали Его, приносили жертвы бесам, а не Иегове, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей» ( Втор.32:16 ), Здесь слово «бесы» означает: «языческие боги». Точно такое же значение имеет слово «бесы» и у пр. Варуха (4:7): «раздражили Сотворившего вас, принося жертвы бесам, а не Иегове». Равным образом и в Псалме 105:36–38, под словом «бесы» разумеются древние языческие боги, идолы языческие: «Евреи служили истуканам языческим и приносили сыновей своих в жертву бесам, в жертву идолам ханаанским – и осквернилась земля кровью». Втор.12:31 : «язычники сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим». 4Цар.23:10 : «Иосия осквернил Тофет, чтобы никто (из евреев) не проводил (более) сына своего и дочери своей чрез огонь Молоху». Итак, бесы, по Писанию, суть языческие боги Молох, Ваал и Ремфан; чаша бесовская это значит чаша, установленная этими древними языческими богами. Называя еврейскую пасхальную чашу бесовской чашей, ап. Павел был, следовательно, убежден, что еврейская пасхальная жертва и другие обряды и законы Пятикнижия установлены не Иеговой, а Молохом, Ремфаном и Ваалом, иначе говоря, все еврейские обряды и законы Пятикнижия заимствованы евреями у язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010