Высокопреосвященнейщий Председатель Собора митропоит Лавр выступил с пространнным докладом, в котором всесторонне освятил историю Русской Православной Церкви Заграницей, ее современную жизнь, ее диалог с Московской Патриархатом и перспективы на будущее. Высокопреосвященнейший митр. Лавр подчеркнул, что РПЦЗ всегда рассматривала себя канонической частью великой Российской Церкви и чаяла восстановления превраванного в силу исторических обстоятельств единства Церкви. Об этом неустанно говорили предстоятели РПЦЗ блаженнейшие митрополиты Антоний и Анастасий, и приснопамятный митр. Филарет. В связи с отмечаемыми в текущем году 100-летием архиерейской хиротонии митр. Анастасия и 50-летием хиротонии приснопамятного архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Антония (Медведева), Высокопреосвященнейший митрополит Лавр предложил собравшимся пропеть «Вечную память» приснопамятным архипастырям. Вслед за докладом Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, Преосвященнейший архиепископ Иларион, председатель Предсоборной комиссии огласил наказ IV Всезарубежному Собору и сообщил решения Епископского Совещания от 5 мая по поводу состава комиссий Собора. Братское приветствие IV Всезарубежному Собору Святейшего Патриарха Сербского и Священного Синода Сербской Православной Церкви огласил Высокопреосвященнейший митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. После выступления высокого гостя собравшиеся пропели вечную память Предстоятелям Сербской Православной Церкви, Святейшим и Высокодостойнейшим Патриархам Димитрию, Варнаве, Гавриилу, каждый из которых сыграл важную роль в жизни РПЦЗ, и прочим сербским патриархам. Преосвященный архиепископ Иларион затем прочел приветствия IV Всезарубежному Собору от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, Святейшего Патриарха-Католикоса Грузинской Православной Церкви Илии Второго, Святейшего Патриарха Болгарской Православной Церкви Максима, Священного Кинота Святой Афонской Горы, духовника Богородице-Введенской Оптиной Пыстыни, схиигумена Илия. Преосвященный архипеископ Иларион отметил, что были получены приветствия от губернатора штата Калифорнии Арнольда Шварценегера и целого ряда дргугих церковных и общественных организаций.

http://pravmir.ru/iv-vsezarubezhnyj-sobo...

Затем Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр и сопровождавшие его лица посетили Екатеринбург, Алапаевск, где поклонились святым местам, связанным с мученической кончиной Царской Семьи, а также преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Затем делегация Русской Зарубежной Церкви прибыла на Нижегородскую землю, чтобы посетить великую православную святыню - Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Прибыв в Дивеево, делегация поклонилась святым мощам преподобного Серафима Саровского, прошла по Богородичной канавке с Преосвященнейшим епископом Георгием и игуменией Сергией, при этом прочитавшей, по заповеди преподобного «Богородице Дево, радуйся» 150 раз, и побывала на источнике в честь Казанской иконы Божией Матери. После визита в Курскую епархию, 28 мая 2004 года Владыка Лавр и сопровождавшие его вернулись в США. В течение следующих двух лет работа по подготовке воссоединения Русской Церкви продолжалась. В 2006 году, открывая долгожданный IV Всезарубежный Собор, Владыка Лавр сказал: «Для устранения того, что порождало разделение и вражду, которые возникли в нашей среде, мы должны открыть себя действию благодати Божией. Прежде всего мы не должны гордиться, но не должны и впадать в уныние, смиряя себя и полагаясь на волю Божию. И я от всего сердца желаю, чтобы мы забыли о вражде и ненависти, которые так мало подходят нам, православным церковным людям, чтобы не нести тяжелого ответа на Страшном Суде Христовом. Мы должны быть благодарны Богу, что Он нам дает возможность вести соборное дело во взаимной любви. Будем молиться, чтобы Господь отклонил от нас все вредное и опасное. Сейчас, в начале нашей церковной работы, мы должны особенно горячо молиться, чтобы Господь дал нам дух премудрости и страха Своего, от которого в значительной мере зависит все наше делание. Будем всегда помнить, что только в Царстве Небесном все будет благополучно, в Церкви же воинствующей мы всегда будем сталкиваться с проблемами, человеческими страстями и искушениями, которых необходимо преодолевать путем диалога и христианского отношения друг ко другу, как пишет апостол Павел к Галатам: «вы таковаго исправляйте духом кротости». Об исцелении ран и разделений мы молимся Богу, к этому мы активно стремимся. Мы должны блюсти единение любви в союзе мира, ибо это обязательно для всей жизни и особенно в соборной работе. Только при этом условии Господь даст нам единение, даст веяние Святого Духа. Об этом мы должны молиться, чтобы наш Собор мог вести свою паству уверенной рукой во славу Божию и на пользу всей Церкви. Аминь».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Семинаристы - выпускники 1967 года, года хиротонии архимандрита Лавра во епископа Манхеттенского, открыли памятку к 20-летию его архиерейского служения такими словами: «На жизненном пути каждый встречается с личностью, влияние которой чувствуется и остается в памяти на всю жизнь. Таких людей нельзя забыть, как нельзя забыть родных мать или отца. Такой незабываемой личностью явился для нас, выпускников Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле 1967 года, тогда архимандрит Лавр, инспектор семинарии...» Под этими словами могут подписаться не только студенты семинарии, но и большинство знавших Владыку. Высокопреосвященнейший митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в Ладомирове, в так называемой Пряшевской Руси. Она представляла собой западную окраину прежней Угорской Руси, входившей до Первой мировой войны в пределы Австро-Венгерской империи. Он происходил из той героической части православного русского народа - карпатороссов, которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения и угнетения иноверцев и иноплеменников, твердо хранила святую православную веру, даже под личиной насильственно навязанной унии с Римом, и свое национальное русское самосознание. Крещение младенца Василия совершил начальник Православной Миссии в Словакии архимандрит Виталий (Максименко, † 1960), впоследствии известный иерарх Русской Зарубежной Церкви (бывший начальник типографского братства Почаевской Лавры и восстановитель ее церковной типографии в рассеянии). В Ладомирове находилась основанная Владыкой Виталием обитель преподобного Иова Почаевского. Под сенью этой обители и проходило детство будущего Первоиерарха, о чем сам он впоследствии говорил: «С детских лет привел меня Господь в обитель преподобного Иова Почаевского в Карпатах. Там, в обители, получил я начальное духовное воспитание». Владыка Виталий был не только настоятелем обители, но и основателем братства преподобного Иова Почаевского. И не случайно в Джорданвилльском монастыре - в некотором смысле преемнике ладомировской обители - типографское братство тоже носит имя почаевского подвижника. Здесь же находится и икона преподобного с частицей его святых мощей. Она была вывезена архимандритом Виталием из Почаевской лавры, в течение двадцати лет находилась в Ладомировском монастыре и сопутствовала братии при переезде в США. Послушанию в типографии будущий Владыка Лавр впоследствии отдал не один день своей жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Фото: М. Родионов/Православие.Ru На 81-м году жизни завершился земной путь Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра. Он скончался в США. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил журналистам: – Думаю, он вписал свое имя в историю Русской Православной Церкви, и память его сохранится из рода в род. Мы в эти дни будем молитвенно поминать его и благодарить за то, что он способствовал воссоединению Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Такого же мнения придерживается и президент Путин. Он выразил соболезнование Святейшему Патриарху, в котором подчеркнул роль почившего митрополита в деле обретения церковного единства: «Это историческое деяние навсегда останется в памяти благодарных потомков». Глава государства также отметил, что деятельность митрополита Лавра была направлена на «духовное и нравственное воспитание российской эмиграции, сохранение в ее среде верности Православию и любви к Отечеству». О том, каким запомнился владыка Лавр, нам рассказали православные священнослужители. Архиепископ Ставропольский и Северокавказский Феофан познакомился с владыкой Лавром еще в 1979 году: – Он еще был епископом, а я членом духовной миссии Русской Православной Церкви в Иерусалиме. Он уже в ту пору видел в нас священнослужителей, а не «агентов КГБ». Меня всегда поражали его простота и смирение. И в Иерусалиме, когда он подходил к Гробу Господню, не «выставлял» себя как епископ, и позже, в Москве, когда он стоял среди постоянных членов Священного синода. А ведь он все-таки Первоиерарх! – Он был молитвенник и полностью полагался на Бога. Он очень хотел съездить к нам на Кавказ, а ведь это место многие считают опасным. Владыка Лавр отвечал: «Где Бог, там нет опасности». Сотрудничать с Зарубежной Церковью мы начали еще за год до подписания Акта, договорившись с епископом Берлинским Марком о строительстве реабилитационного центра для детей Беслана. По словам заместителя главы отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, еще до начала официальных переговоров о восстановлении церковного единства митрополит Лавр неоднократно посещал Россию инкогнито:

http://pravoslavie.ru/36537.html

Патриарх Алексий и Митрополит Лавр говорили просто, доступно и о главном, не увлекаясь красноречием и «сплетением словес, пронизывающим сердца». Писали они мало, вернее писали, но не чернилами на бумаге, а иным образом. К ним можно отнести слова апостола Павла к коринфянам: «Вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго» (2 Кор. 3: 3). Писали они частым и благоговейным совершением церковных служб, жертвенностью, любовью к духовенству и пастве, отцовством, спасительной простотой, Христовым милосердием и состраданием - и таким образом ими написано множество, множество книг. Они оба обладали даром рассудительности, огромной эрудицией, способностью быстро вникать в суть дела. В своей церковной работе они прислушивались к разным мнениям, но принимали решения сами. И Святейший Патриарх Алексий, и Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр несли в своих сердцах опыт своих предшественников и духовных руководителей и опирались на него. Интересно, что они оба вели дневники, а в отношении переписки были исключительно внимательны: аккуратно отвечали на письма, а во время дальних путешествий посылали домой открытки знакомым и сотрудникам. Особым объединяющим духовным звеном в жизни Святейшего Патриарха Алексия и Митрополита Лавра была икона Божией Матери «Державная». В 1984 году, еще в годы застоя в Советском Союзе, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, по благословению тогда еще архиепископа Сиракузского и Троицкого Лавра, был издан акафист «Державной» иконе Божией Матери. Издание было довольно изящным, с киноварью и цветным вкладышем «Державной» иконы. В плане коммерческом издание было убыточным, но владыка Лавр нередко издавал книги, не считаясь с этой стороной дела. Он часто и с верой говорил: «Это для будущей России». И на самом деле, это издание запретного в советские годы акафиста «Державному» образу лишь несколько лет спустя, во время перестройки, рассылалось по всей изголодавшей духовным голодом России. После подписания Акта о каноническом общении Святейший Патриарх благословил делегацию из России и хор Сретенского монастыря посетить епархии Зарубежной Церкви именно с «Державной» иконой. Божия Матерь в Ее «Державном» образе присутствовала на праздновании 40-летия архиерейского служения Митрополита Лавра в Троицком монастыре в Джорданвилле в сентябре 2007 года, а последний день земной жизни Владыки Лавра - 15 марта - был день памяти «Державной» иконы. За шесть недель до своей кончины Святейший Патриарх Алексий освятил храм - подписал антиминс, прочитал заключительную молитву чина освящения и окропил святой водой стены нового храма иконы Божией Матери «Державная» при Елисаветинском монастыре в Минске. Таким образом, храм в честь «Державной» иконы Пресвятой Богородицы стал последним, освященным Патриархом Алексием.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Патриарх Алексий и Митрополит Лавр говорили просто, доступно и о главном, не улекаясь красноречием и «сплетением словес пронизывающим сердца». Писали они мало, вернее писали, но не чернилами на бумаге, а иным образом. К ним можно отнести слова апостола Павла к коринфянам: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго» (II Кор. 3, 3). Писали они частым и благоговейным совершением церковных служб, жертвенностью, любовью к духовенству и пастве, отцовством, спасительной простотой, Христовым милосердием и состраданием… и таким образом ими написано множество, множество книг. Они оба обладали даром рассудительности, огромной эрудицей, способностью быстро вникать в суть дела.   В своей церковной работе они прислушивались к разным мнениям, но принимали решение сами. И Святейший Патриарх Алексий и Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр несли в своих сердцах и опирались на опыт своих предшественников и духовных руководителей. Интересно, что они оба вели дневники, а в отношении переписки были исключительно внимательны: аккуратно отвечали на письма, а во время дальних путешествий посылали домой открытки знакомым и сотрудникам. Особым объединяющим духовным звеном в жизни Святейшего Патриарха Алексия и Митрополита Лавра была Державная икона Божией Матери. В 1984 году, еще в годы застоя в Советском Союзе, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвиле, по благословению тогда еще архиепископа Сиракузского и Троицкого Лавра, был издан акафист Державной иконе Божией Матери. Издание было довольно изящным, с киноварью и цветным вкладышем Державной иконы. В плане коммерческом издание было убыточным, но владыка Лавр нередко издавал книги не считаясь с этой стороной дела. Он часто и с верой говорил: «Это для будущей России». И на самом деле это издание запретного в советские годы акафиста Державному образу, лишь несколько лет спустя, во время перестройки, рассылалось по всей изголодавшей духовным голодом России. После подписания «Акта о каноническом общении» Святейший Патриарх благословил делегацию из России и хор Сретенского монастыря посетить епархии Зарубежной Церкви именно с Державной иконой. Божия Матерь, в Ея Державном образе, присутствовала на праздновании 40-летия архиерейского служения Митрополита Лавра в Троицком монастыре в Джорданвиле в сентябре 2007 г., а последний день земной жизни Владыки Лавра,15 марта, был день памяти Держаной иконы. Шесть недель до своей кончины, Святейший Патриарх Алексий освятил храм – подписал антиминс, прочитал заключительную молитву чина освящения и окропил святой водой стены нового Державного храма иконы Божией Матери при Свято-Елизаветинском монастыре в Минске. Таким образом храм в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы стал последним, освященным Патриархом Алексием.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

Владыка Лавр поступил в монастырь в возрасте 11 лет, монашеский постриг принял в 19 лет. Господь судил ему пройти до самой высшей ступени земной славы, и Владыка сохранил простоту, скоромность и кротость. «Позвонил старый друг, вспоминали Владыку и его кротость, каждый из своего багажа воспоминаний, рассказал как Владыка у него мыл посуду пока он пошел детей укладывать, как ночью колол лед на ступеньках братского корпуса, чтобы старики наши утром по дороге в собор не поскользнулись» — поделился монах Вениамин с читателями своего интернет-дневника . «Ежедневно Владыка бывает с братией монастыря на полунощнице и Божественной литургии. Учитывая далеко не богатырское здоровье Владыки, и десятой доли этих нагрузок, кажется, хватило бы для него. Но он не жалуется. Тихо и смиренно исполняет свои послушания и терпеливо переносит все скорби. И при этом… Владыка не огражден от самых разнообразных посетителей несколькими «кордонами обороны», начиная с неприступного вахтера и кончая непробиваемым секретарем. Вы можете войти к нему в кабинет в любое время, и никто вас не подвергнет перед этим пристрастному допросу: а зачем, а почему, а по какому делу, а Владыка сейчас принять не может, он занят и т.п. Его могут остановить по пути из храма для обсуждения серьезной проблемы, и он не отмахнется, мол, некогда или занят… И нет у него многочисленной иподиаконской гвардии (помимо богослужения), которая сопровождает архиерея до дверей его покоев, на десяток шагов не подпуская поклонников и просителей. Он сам открывает себе двери, сам надевает рясу, сам на компьютере проверяет месяцеслов очередного церковного календаря и многое другое. Ему не готовят специальных изысканных блюд, он питается вместе с монастырской братией той же пищей, что и последний послушник. Доступность и неприхотливость Владыки довольно непривычна», — рассказывалось в очерке, написанном в Русской Зарубежной Церкви ко дню 50-летнему юбилею священства Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра. В интервью порталу Православие.ру митрополит Лавр поделился размышлениями о главной истине, к которой он пришел за годы своей жизни: «Все – и доброе и страшное – является даром Божиим. Так мы должны относиться ко всему, что происходит в нашей жизни. Все необходимо принимать как бы от доброй, любящей руки Божией, которая нас направляет ко благу, к подлинному счастью, к вечной жизни. Иногда Господь посылает нас туда, где темно и страшно, чтобы принести Его свет, чтобы быть Его присутствием. Мы не должны бояться испытаний. Господь – наш Отец Небесный, наш Лучший Друг. Он нас никогда не оставит, всегда заботится о нас, Сам работает за нас и ведет нас за руку по тяжелому пути жизни, который при нашем активном стремлении к Богу ведет к обновлению. Поэтому, мы должны не только верить в Бога, но и доверять Ему, примиряться с Его волей, отдаваться ей полностью. И тогда, и только тогда, мы стяжем тот мирный дух, о котором говорил преподобный Серафим Саровский».

http://pravmir.ru/mitropolit-lavr-zhizn-...

Я помню один характерный для владыки Лавра случай во время одной из таких поездок. После всенощной состоялся ужин на дому у настоятеля храма, там же где Владыка остановился (я лично не помню случая во время этих епархиальных поездок, чтобы Владыка останавливался в гостинице). На ужине, помимо владыки Лавра, семьи настоятеля и представителей прихода, было несколько жен священнослужителей и старых друзей приходской матушки. После ужина, все эти старые друзья захотели еще вместе провести время и пригласили с собой матушку. Настоятель должен был готовиться к службе, а троих малолетних детей нельзя было оставить без надзора. Тогда владыка Лавр предложил следующее: пусть отец настоятель занимается своими делами, пусть матушка проведет время со своими подружками, а он останется с детьми. И действительно, архиерей остался с детками, играл с ними, читал им и затем уложил спать! Кто хочет быть первым, да будет всем слуга. На настоловании владыки Лавра в Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в 2001 году епископ Евтихий (Курочкин) назвал нового митрополита " самым главным послушником Русской Православной Церкви заграницей " . Владыка Лавр со дня поступления в монастырь не отказывался ни от одного послушания и отошел он к Господу на своем посту, в послушании, проведя все службы первой седмицы Великого поста. Его самое великое послушание было возглавление Русской Зарубежной Церкви после очень трудного периода ее бытия и многочисленных перемен в жизни России, в том числе и церковных. Митрополит Лавр был сформирован в " старой " Зарубежной Церкви и знал, каков ее путь, особенно в отношении России, которую Владыка очень любил. Мне вспоминается, что в начале 90-х годов в Троицком монастыре, при содействии Фонда св. праведного Иоанна Кронштадтского, был переиздан огромный труд проф. Зызыкина о Патриархе Никоне. Когда я спросил Владыку Лавру, кто же будет читать такую объемную книгу, он мне ответил: " Это для будущей России " . " Люта зима, но сладок рай " (Из стихиры 40 мученикам Севастийским, которая пелась на вечерне в день отпевания митрополита Лавра)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В сентябре 2007 года в Америке состоялись торжества по случаю 40-летия епископской хиротонии Владыки Лавра, к которым было приурочено принесение в епархии Русской Зарубежной Церкви Державной иконы Божией Матери из России. Вскоре после этого я стал замечать, что физические силы Владыки стали постепенно угасать. Однако он продолжал ходить на ежедневные службы, читать свое монашеское правило, с любовью принимать посетителей. Он часто говорил о смирении, о том, что сам он «совсем ни при чем в этом великом событии, которое происходит сейчас», что это воля Божия совершается через него и других участников восстановления единства русского Православия. Во время последней его поездки в Москву в феврале 2008 года, когда Владыка удостоился награды от мэра Москвы и Международного совета российских соотечественников и вновь подтвердил единство Русской Православной Церкви сослужением Святейшему Патриарху Алексию, я подумал, что Владыка Лавр, наверное, скоро уйдет на покой и будет «блаженствовать» у себя в монастыре, но Господь судил иначе. Владыка тихо и мирно скончался 16 марта 2008 года, в день Торжества Православия, в своем «скиту», как он любил называть свою резиденцию при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. В тот день, узнав об его кончине, я написал для нашего официального интернет-сайта следующее: «Сегодня, в день Торжества Православия, отошел ко Господу Высокопреосвященнейший митрополит Лавр, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Новопреставленный Высокопреосвященнейший Владыка Лавр «подвигом добрым подвизался, течение скончал, веру соблюл, победителем же греха и многолетнего разделения в Русской Церкви явился». Провести церковный корабль через столь бурное море - переговорный процесс, приведший к церковному единству, это поистине грандиозное достижение, достойное всеблагоговейнейшего преклонения и всякого признания. Тут-то и проявилось истинное богомудрие Высокопреосвященнейшего Владыки. Помогла, конечно, и великая сила его духовного авторитета. Но главное, все же, удивительные личные дарования митрополита Лавра. Прежде всего - богомудрие, иными словами, благодать, святая мудрость. Она была присуща Владыке во всей ее полноте.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

На IV Всезарубежном Соборе РПЦЗ принята резолюция по вопросу воссоединения с Русской Православной Церковью 12 мая 2006 г. 11:27 Резолюция принята в четвертый день работы Собора. На заседании присутствовали 11 архиереев РПЦЗ во главе с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Лавром и 126 делегатов. В документе выражается «решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви — между ее частями во Отечестве и за рубежом» и достигнуть евхаристического единства, которое откроет «возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши». Резолюция также отмечает как несомненный позитивный факт прославление Русской Православной Церковью сонма Новомучеников и Исповедников Российских и расценивает подвиг Новомучеников как «духовный мост, который возносится над пропастью пагубного разделения в Русской Церкви и делает возможным восстановление чаемого всеми церковного единства». Соборное мнение, закрепленное в Резолюции, также касается вопросов, ждущих своего разрешения. В частности, подчеркивается, что «участие Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном совете церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна», — говорится в документе. Решение Всезарубежного Собора прокомментировал в интервью РИА Новости Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр. Он отметил, что это событие имеет очень большое значение для восстановления церковного единства и общего единства народа. «Я лично доволен, что дело сдвинулось с места. И мы надеемся, что будет двигаться и дальше и что евхаристическое общение будет постепенно восстановлено», — сказал митрополит Лавр. Он также выразил уверенность в том, что принятое решение поможет восстановлению исторической справедливости, знакомству россиян с историей русского зарубежья и будет способствовать духовному возрождению России. 15-19 мая в Сан-Франциско состоится Архиерейский Собор РПЦЗ, на котором будет рассмотрен вопрос о дальнейших путях восстановления церковного единства. Первоиерарх Зарубежной Церкви выразил надежду на то, что Архиерейский Собор поддержит принятую вчера Резолюцию. «Думаю, Архиерейский Собор будет прислушиваться к мнению делегатов Всезарубежного Собора, клириков и мирян. Мы стараемся сохранять единство», — отметил в заключение митрополит Лавр.  Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/111352.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010