Литургия Преждеосвященных Даров - богослужение, на котором верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на Литургии Василия Великого или Литургии Иоанна Златоуста и сохранявшиеся в алтаре на престоле. Литургия Преждеосвященных Даров служится по средам и пятницам во все седмицы Великого поста, а также в дни памяти Сорока мучеников Севастийских, Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи, если они приходятся на будни. Причиной появления этого последования стало то, что в будние дни поста по церковному уставу не совершаетсяЛитургии, чтобы постящиеся могли глубже прочувствовать свою греховность, удаление от благодати и жажду ее. Однако при этом Церковь не считает возможным столь надолго лишать своих чад Причастия, являя милосердие немощной природе человека. Нужно отметить, что Преждеосвященными Дарами не причащают младенцев как неспособных еще физически принять твердую частицу Тела Христова. Молитва Ефрема Сирина - покаянная молитва, составленная в IV веке преподобным Ефремом Сириным, которая читается священником на богослужениях Великого поста. При первом чтении этой молитвы после каждого из трех ее прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз читается про себя молитва «Боже, очисти мя, грешного» с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон. Впервые эта молитва читается в храмах в среду и пятницу Сырной седмицы, затем - во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений, и в первые три дня Страстной седмицы. Есть благочестивая традиция в эти дни включать ее и в домашнее молитвенное правило. Пассия - особое богослужебное последование, совершаемое вечером во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста. На каждой из них прочитываются отрывки, повествующие о страданиях Христовых, по одному из Евангелий. В центре храма обычно устанавливается Распятие, а молящиеся стоят с зажженными свечами в руках - как и на утрени Великой Пятницы, когда читаются двенадцать Страстных Евангелий. Постная Триодь - богослужебная книга, содержащая в себе молитвословия периода с Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/40_d...

И Ирод, оставив память о брате и весь сделавшись рабом невоздержания, был хотя и царем иудеев, но больше был царем удовольствий. Может быть, так и должно было быть: каковы подданные, таковы и правители. Из-за этого-то сожительства великий, больший, чем пророк, Иоанн смело обличал Ирода в невоздержании: поистине он даже больше пророка! Ведь всякий пророк только тогда удостаивался пророческого дара, когда достигал зрелого возраста; а некоторые даже и много позднее. Один только Иоанн, будучи еще шести месяцев в утробе матери и питаясь сообразно с законами природы, при содействии Бога, во время приветствия матери взыграл, несовершенный членами, но совершенный верою. Он увидел присутствующую Матерь Владыки, но стесняется охраною чрева и радостно играет; так как он еще не мог говорить и, не имея языка, не мог еще и издавать и звука, он, воспользовавшись языком матери, пророчествует и говорит чрез Елизавету. Иоанн из утробы подсказывает матери слова. Итак, не справедливо ли называется он большим, чем пророк? И вот этот пророк, и более чем пророк, не потерпел постыдного сожительства, но с дерзновением выступил на защиту попираемого целомудрия. Этот прекрасный рассказ пусть каждого из нас вразумит, что даже при отсутствии явных гонений дверь мученичества всегда пред нами открыта. Разве Иоанна кто-нибудь влек к жертвеннику или к курению ладана? Или принуждал к совершению жертвы и возлияния? Ведь никто не сказал: отрекись от Бога! Ведь никто не сказал: принеси жертву идолам! Но во имя целомудрия выступив со смелым словом обличения, он является мучеником целомудрия. Чтобы ты знал, как сильна откровенная пророческая речь, он говорит царю: «не должно тебе иметь жену брата твоего» ( Мк.6:18 ). Видишь, как естественно добродетели господствовать над пороком? Ирод – царь, имеющий оруженосцев, изобилующий богатством, правитель, пользующийся царскою властью; Иоанн же – бедняк, без пристанища, без отечества, неимущий, голодный, съедающий столько, сколько требует природа. А между тем тот, кто одет в одежду из верблюжьей шерсти, является законодателем для того, кто одет в пурпуровую мантию; странствовавший в пустынях указывает правителю многолюдных городов; собиравший саранчу с трав и питавшийся диким медом властно наставляет того, который держал роскошную царскую трапезу: не должно иметь тебе! Хотя казалось бы, что царю все возможно, но – «все мне позволительно, но не все полезно» ( 1Кор.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

Обратим внимание: проскомидия (подготовительная часть) обычной, полной Литургии сопровождается гораздо большим количеством текстов, чтением фрагментов из Исаии, из Евангелия от Иоанна. Немногословие священнослужителей в рассматриваемом нами случае объясняется тем, что они имеют дело уже не просто с земным веществом, а со святыней. – За Преждеосвященной Литургией не бывает ведь малого входа, или входа с Евангелием? – Бывает, но – только не Страстной седмице или в случае полиелейного праздника (Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи – 9 марта, память сорока святых мучеников Севастийских – 22 марта), когда за Преждеосвященной литургией читается Евангелие. По седмичным дням Святой Четыредесятницы (напомним, Страстная в Четыредесятницу не входит) Евангелие не читается. Однако совершается вход с кадилом – по тому же чину, что и знакомый нам вход на вечерне. Далее мы слышим любимое многими «Свете тихий…» – это тоже элемент вечерни. – Остановимся на чтении паремии – ветхозаветного текста… – Паремии в храме читаются каждым седмичным днем Великого поста: на Литургии, если она совершается, или на вечерне. Это древняя практика: пост в древней Церкви (начиная с IV века) был периодом катехизации, подготовки ко крещению оглашенных. Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на Книгу Бытия говорит: началась Четыредесятница, и мы будем читать Книгу Бытия. Но вот особенность чтения паремий именно на Литургии: между ними диакон с горящей свечей в руках возглашает «Свет Христов просвещает всех». Это один из древнейших элементов Литургии Преждеосвященных Даров, он связан с обычаем внесения светильника в богослужебное собрание. – Еще одна волнующая особенность этой великопостной Литургии: коленопреклоненное пение «Да исправится молитва моя…», когда хор спускается с клироса на середину храма… – «Да исправится…» – это одно из древнейших песнопений Литургии Преждеосвященных Даров, по сути, великий прокимен, составленный из стихов 140-го псалма. Традиция издревле предписывала канонарху петь его посреди храма. Духовенство в это время совершает каждение, что соответствует словам «яко кадило пред Тобою». Об этом обычае упоминал еще Феодорит Кирский в V веке. Коленопреклонение, требуемое Типиконом, говорит об особой, усиленной молитве. Здесь же мы слышим слова «Положи, Господи, хранение устом моим…», столь важные для нас, если мы хотим достигнуть духовного состояния, соответствующего Великому посту: …не уклони сердце мое в словеса лукавствия…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Кондак, глас 8: Украсивый церковь Богоматере/расточением имения ти на сие иконами, Еразме славне,/себе же о том нераскаянием;/подаждь и нам расточением грехов своих/и покаяния лепотою украсившимся/церковию светлою Духови Святому явитися. О преподобном Еразме Печерском (†ок.1160) святитель Симон, епископ Владимирский (†1226; память 10 мая), писал другу своему преподобному Поликарпу (†1182; память 24 июля): «Был в Печерском монастыре черноризец Еразм. Он стяжал наследие славы в Небесном Царствии за то, что все, что имел, употребил на украшение Печерской церкви: оковал множество икон, которые и поныне у вас над алтарем. С ним случилось такое искушение: когда он обнищал, то им стали пренебрегать. Дух злобы тогда начал внушать ему: «Нет тебе пользы от того, что ты истратил имение на церковь , лучше было бы, если бы употребил ты на нищих». Не рассудив о таких помыслах, Еразм пришел в уныние и стал жить нерадиво. Щедрый и милостивый Бог за его добродетель спас его. Он навел на него тяжкую болезнь. В этой болезни Еразм лежал немой, с закрытыми глазами семь дней, едва дыша. В восьмой день пришли к нему братия и, видя его тяжкое дыхание, говорили: «Горе, горе душе сего брата, в лености прожившего. Она видит что-то и мятется, не выходя из тела». И вот Еразм внезапно встал, как здоровый, и сказал: «Отцы и братия! Точно, я грешник, и грешник нераскаявшийся, как говорили вы, но вот ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосии и сказали: «Мы молились за тебя, и Господь дал тебе время для покаяния». Потом видел я Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: «Еразм! Поскольку ты украсил Церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в Царстве Сына Моего! Встань, покайся, облекись в Ангельский образ, а в третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего». Сказав это, Еразм начал исповедовать грехи свои пред всеми без стыда, потом пошел в церковь и был пострижен в схиму, а на 3-й день умер». Преподобный Еразм был погребен в Ближних пещерах. Память преподобного Еразма празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

II. Итак, любящие благолепие дома Божия, не беспокойтесь: ваши жертвы, которые вы делаете на храмы святые, не пропадут. Господь видит их, и они, как вы могли убедиться из сейчас приведенного примера, приятны Ему, и несомненно за них и нам Он явит Свое милосердие, как явил его чрез Свою Пречистую Матерь и святому Эразму. Да и может ли быть иначе? а)  Вы украшали храм Божий для Бога: а за Богом может ли что пропасть? И может ли Он остаться у кого в долгу? Очевидно нет, ибо Тот, у Которого в руках богатство и слава всего мира, не может остаться в долгу у кого-либо из нас, и несомненно поэтому и освятит, и прославит, т. е. вознаградит и тех, которые, по любви к Нему, любят и благолепие дома Его и, по той же любви, плодоносят и добродеют в нем. И заметьте еще и то, как вознаградит: вот что говорится в заключении жития Эразма: «Украшение церкви Богу угодно есть и в лике святых вчиняет». Слышите ли? Богу угодно благоукрашение св. храмов и в лике святых Он за это вчиняет! После этого нужно ли еще убеждать вас в благотворности для вас же ваших жертв на храм? б)  Св. Церковь при каждом богослужении неоднократно молится за создателей св. храмов и за любящих благолепие их… да продлит Господь во здравии жизнь их, да ущедрит их новыми Своими милостями и дарами, да освятит и воспрославит их божественной Своей силою. А постоянные молитвы целого общества верующих, и притом соединенные с приношением бескровной жертвы в храмах, могут иметь особенную силу пред Господом. III. В виду этого и кончаем слово лишь пожеланием, чтобы вы и на будущее время, ради собственной же вашей пользы, щедрой рукой благотворяли дому Божию, с надеждой сторицей получить за свои благотворения от щедрой руки Господней воздаяние в жизни будущей. Аминь. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 2-е. Первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи (Основания почитания святых мощей) I. Nocлe мученической смерти Иоанна Крестителя тело его погребено было учениками его, а главу, после поругания над ней Иродиады, благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, тайно положила в сосуд и погребла в горе Елеонской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

На часех тропарь Предтечи. Слава, Феодора: И ныне, Богородичен часов. Кондаки же глаголем пременяюще. На Литургии: Блаженны Предтечи, песнь 3-я, на 4, и Феодора песнь 6-я, на 4. По входе тропарь Предтечи, и Феодора, и кондак его: Слава, Предтечи: И ныне, Богородицы храма, или Предстательство христиан: Прокимен, аллилуия, и причастен Предтечи, и Феодора един. Апостол же и Евангелие прежде субботы, и Феодора под зачало. Таже, Предтечи. Аще ли случится обретение честный главы Иоанна Предтечи в 1-ю неделю постов: И поется служба его, якоже указано в неделю 3-ю постов, кроме поклонения Креста, точию на литии. Слава, Предтечи, писана на Господи, воззвах: И ныне, Триоди. На стиховне, Слава, Предтечи: И ныне, Триоди. На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды. Слава, Предтечи: И ныне, Пречистому Твоему образу: Катавасия Триоди. Аще ли случится обретение честныя главы Предтечи в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов: В неделю вечера поем Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 10: Триоди дне на 4, повторяюще 1-ю: и Предтечи, на 6: Слава, Предтечи: И ныне, Богородичен 1-й. Вход: Прокимен великий Триоди, и чтения Предтечи 3. Таже, Сподоби, Господи, в вечер сей: и Исполним вечернюю: На стиховне Триоди самогласен дне дважды, и мученичен: Слава, Предтечи: и Ныне, Богородичен по гласу, воскресен. И по Отче наш: тропарь Предтечи: Слава, и ныне, Богородичен воскресен: ектений: Помилуй нас, Боже: и поклоны 3 великия, и отпуст. Полунощницу же поем по обычаю, с кафизмою и тропари обычными. По Честнейшую: 3 поклоны великия. На утрени, на Бог Господь: тропарь Предтечи дважды: Слава, и ныне, Богородичен. По 1-й и по 2-й кафизмах глаголем седальны Триоди: ектений же не глаголются. И чтение во Ефреме. По 3-й кафизме глаголет иерей ектению малую, и седальны Предтечи оба, и чтение Предтечи. Полиелей, и седален Предтечи дважды: Слава, и ныне, Богородичен: и чтение Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010