Но, пожалуй, наиболее полно целостный идеал княжеского служения отражен в Сказании о Михаиле Тверском , одном из лучших княжеских житий. Князь Михаил был жестоко убит в Орде (1318), став жертвой политической интриги. Ранее он доблестно бился с татарами – и в борьбе с ними, как и в вольной смерти от них «за Христианы», был одинаково верен своему служению. В жизни этого князя можно увидеть тесную связь двух указанных выше путей княжеской святости – подвига страстотерпца и подвига воина, защитника Русской земли. Собираясь в Орду, он предчувствует свою гибель, но хочет отвратить ею татарский погром от своей земли: «Аще бо аз где уклонюсь, то вотчина моя вся в полону будет, множество христиан избиени будут; аще ли после того умрети же ми есть, то лучше ми есть ныне положит душу свою за многие души». Многое сближает повесть о св. князе Михаиле Тверском с житиями свв. Бориса и Глеба и св. князя Михаила Черниговского. И все же основной мотив подвига – даже единственный, выдвигаемый здесь, – иной. Это не последование Христу в Его безвинном страдании, не стремление избежать предательства Его участием в языческом обряде, а самоотверженная любовь к народу, готовность отдать свою душу «за други своя». Этот мотив господствует в житиях четвертой группы князей – воителей за Русскую землю . Среди них первое место, бесспорно, принадлежит Александру Невскому. За ним – Всеволод-Гавриил и Довмонт Псковские и Мстислав Ростиславич Храбрый. Заключительные слова жития св. кн. Александра выражают христианское осмысление его жизненного подвига: «Тако бо Бог прослави угодника Своего, яко много тружеся за землю русскую, и за Новгород, и за Псков, и за всю землю русскую, живот свой полагая за православное христианство» 849 . В летописном сказании о св. Мстиславе Храбром мы также видим идею жертвенного служения князя родной земле, христианскому народу: «Всегда бо тосняшеться умрети за Русскую Землю и за хрестьяны, егда бо видяше хрестьяны полонены от поганых, и тако молвяше дружине своей: “братья! ничто же имете во уме своем, аще ныне умрем за хрестьяны, то очистився грехов своих и Бог вменит кровь наппо с мученикы”».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этом обряде видно, как языческая Русь заботилась о будущей жизни павших воинов, снабжая их рабами, а в песнях – прославляя их подвиги на земле. Понятно, что с распространением христианства, древний обычай воздаяния почести не вдруг сменился новым – те же намогильные холмы, но уже вместо бдын – кресты (в виде голубца); даже обряд самого погребения долго оставался тот же. Псковский князь Всеволд-Гавриил был похоронен, как прилично воину, бранное оружие его, меч и щит «поставлен бысть на гробе его на хвалу и утверждение граду Пскову»; так похоронен и знаменитый смоленский воин Меркурий. Прямых указаний, как погребались воины свои и противников, павшие в битвах, столь частых в период удельных междоусобиц – нет, но надо полагать, что места их погребений обозначались какими-либо священными памятниками, если даже коню-герою князь Андрей Боголюбский воздвиг памятник над рекою Стырью (1149 г.). Христианство же внесло новый способ увековечивать память событий: со времен Владимира святого, в память различных побед над врагами созидались церкви; сам Владимир воздвигает храм Спасителя в Василеве; сын его, Мстислав, в Тмутаракани; Ярослав – Софийский храм в Киеве. Мало того, усердие и ревность созидают часто церкви эти «об один день», т. е. в один день, при незамысловатой архитектуре того времени, созидается церковь от основания до креста и в тот же день идет в ней торжественная служба. Обыденные церкви надолго и накрепко внедряли в память строителей и их потомков, вместе с фактом постройки, и причину постройки. Нет летописных (или, вернее, мне они не известны) известий о том, чтобы в этих церквах поминались поименно павшие на поле брани воины, но существование весьма значительных синодиков в церквах позднейшей эпохи дает право сделать и это предположение. К особого рода военным памятникам того времени могут быть причислены иконы и крестные ходы. На иконах, например, изображались целые бои: на местной иконе Знаменского собора в великом Новгороде изображено было нападение суздальцев при князе Андрее Боголюбском.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

школа сущ. с 1861 г. в общественном доме. Имеется мещан. управа. Деревни прихода: Грабовка 5 вер. и Грабовская-Рудня 10 вер. Дворов – 243¾, прихожан – 1,921 д. об. п. Свящ. – Леонид Михайл. Сайкович (с 1884 г.) и псаломщ. – Гавриил Ив. Богуславский (с 1881 г.). 73. м. Котельня (при р. Гуйве) волости Котелянской, от Житомира 30 вёрст, от ближ. почт. ст. Рея 24 вер., от ближ, ж.-дор. ст. Бровки 25 вер., от ближ. приход. с. Волосова – 4 версты. Местечко это в древности называлось «Котельница«·и »Котельничь». В Киевской летописи оно упоминается впервые под 1143 г., где сказано: «бысть буря велика, якоже не была николи же около Котельницы (Котельничь, Котельниц, Котельна) и разноси хоромы и товар, и клети, и жито с гумен». Затем под 1147 г. в Воскресенской летописи сказано, что Котельня вместе с Бужском, Меджибожем и двумя другими (неизвестными) городами принадлежала Святославу, бывшему князю Владимирскому, получившему её в удел от великого князя Киевского Изяслава Мстиславича: «Всеволодич же Святослав тогда бяше држа (держа) у Изяслава 5 городов: Божьски (в. Галиции), Межибожье (в Подольск. губ.), Котельницу и прочих два». (Карамзин, т. 2, прим. 288 и 303). Около 1159 года Котельня, или правильнее сказать – окрестности её – были разграблены Половцами, которые взяли Шеломинцу, село Княгини – супруги Мстислава Великого, но были разбиты и прогнаны до границ южной Руси (Карамзин, т. 2, прим. 395). В период польского преобладания Котельня была уже местечком и принадлежала Волынскому воеводству. В 1581 году она была отдана Стефаном Баторием Михаилу Ружинскому. В настоящее время местечко это делится на три части, из коих одна часть называется Новой Котельней, другая – Старой Котельней, a третья – просто Котельней. В каждой из этих частей имеются православные церкви: в первых двух – приходские самостоятельные, а в последней – приписная к соседнему приходу в с. Староселье в 1 версте (сведения об этой последней церкви изложены ниже – при описании Старосельского прихода). В. Новой-Котельне – церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

9 . Леонтий, третий епископ Ростовский, скончавшийся около 1077-го года. После обретения мощей в 1164-м году при копании фундамента для нового собора, который имел быть построен на место сгоревшего прежнего, ему установлено было местно-епархиальное или местно-областное празднование епископом Ростовским Иоанном в 1190-м году. В сказаниях о св. Леонтии ничего не говорится о побуждении, по которому епископ Иоанн установил празднование ему; но что таковое побуждение составляли начавшие совершаться при его гробе чудеса, это совершенно ясно открывается из того, что вместе с его мощами в 1164-м году были обретены мощи его преемника Исаии и что епископ Иоанн, установив празднование ему, не установил празднования его преемнику: не может быть предполагаемо никакой другой причины сего, как только то, что при мощах одного начали твориться чудеса, а при мощах другого нет. Установив празднование св. Леонтию епископ Иоанн написал, сам ли или руками кого другого, и службу ему. Испрашивал ли епи- —77— скоп дозволения у митрополита на то, чтобы установить празднование св. Леонтию, положительным образом остается неизвестным; но со всею вероятностью должно быть это предполагаемо. 10 . Всеволод-Гавриил, князь Новгородский, сын Мстислава Владимировича, о котором говорено было выше под 6-м, по изгнании из Новгорода скончавшийся во Пскове 1-го февраля 1138-го года (и по месту своего погребения обыкновенно называемый Псковским). Местное празднование памяти во Пскова началось или с 1192-го года, когда мощи князя, быв открыты, перенесены были из церкви св. Димитрия, где он был погребен, в заложенный им самим Троицкий собор, так как при сем перенесении, по уверению жития князя, последовало чудесное знамение, или же с 1284-го года, в котором совершилось при мощах первое чудо. 11 . Аврамий, мученик Болгарский, христианин иного языка не Русского, пострадавший от Болгар за веру Христову в 1229-м году, принесенный из Болгарии во Владимир Кляземский в 1230-м году и положенный здесь в Успенском женском монастыре. Знамения при его гробе начались тотчас после его смерти и его принесение из Болгарии во Владимир может быть объясняемо только верою в него, как в святого, что вполне подтверждается и тоном речи о нем летописца 1278 . А поэтому, с полною вероятностью должно быть принимаемо, что местное празднование его памяти во Владимире или же в одном Успенском монастыре началось с самой минуты принесения его мощей во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д. Новое имя пред днем крещения всенародно объявлялось в церкви (когда был в силе институт оглашенных), одновременно оно вносится в списки, бывали случаи, что имя давалось и при крещении. Относительно практики русской церкви (ср. А. Дмитревский. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. Службы круга седьмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань, 1884, стр. 256–264), следует сказать, что и здесь христианской имя давалось в честь одного из святых, чтимых в русской церкви. Однако на деле до самой реформы Петра Великого многие русские, рядом с христианскими, имели еще имена народные языческие, под которыми и записывались в рядной записи и в кабале, писцовой книге. Также и русские князья нередко имели по два имени: Владимир-Василий, Ярослав-Георгий, Изяслав-Димитрий, в XII веке Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид-Всеславич, Михаил-Олег, Панкратий-Ярослав Святославович, Андрей-Мстислав Всеволодович, Борис-Всеславич, Глеб Мирский. Примеры из простых людей: в Вышнегороде при Ярославе был старейшиною огородников, который «зовом был Ждан по мирську, а в крещении Микула», в Киеве в 1199 году был художник архитектор «в своих с именем Милонег, Петр по крещении». Бояре, что упоминаются в летописях, с такими именами как Жирослав, Жирята, Нездима, Судимир, Яволод и т. д. В актах времени Грозного мы постоянно встречаемся с славяно-языческими именами: Булгак Васильев, Чернец Гаврилов, Путала Серков, Истома Чеглоков, Злоба Федуков,; ср. такие имена как Добрыня, Нерядец, Сновид, Горюк, Славн;, Дорожай и др. Хотя двуименность и порицало русское духовенство, считая это латинским обычаем, однако встречается и это: в ответах Нифонта упоминается Лука-Евдоким, в Никоновой летописи – «сын Тимофей, а нарекоша ему имя Иван», Гавриил-Василий, царевич Дмитрий называется Уаром. Некоторые из суждений о. Иоанна Кронштадтского (Моя жизнь во Христе, 628): Молящийся! Имя Господа или Богоматери, или Ангела, или Святого да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, или святого...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

    Пимен митрополит Царяграда новый чудотворец 10 сент. 50 и 51. (Это Пимен митрополит москов. 1385—1390. По словам спутника его диакона Игнатия умер 11 сент. в Халкидоне и подожен на краю моря против Гадаты вне Царьграда в церкви Предтечи. Сказ. Сахарова Т. II, стр. 102).     Прохор пр. отец пустынник и Вассиан священноинок и начальник монастыря, иже бысть на Ястребе реце владимирские чудотворцы в Лето 7100. 209. КСоф. (Прохор на Ястребе реце за Мошком в Муромском уезде. Фидим. 8 июля. Ист. Росс. Иер. VI:840).     Прохор (в схиме Трифоне), еп. ростовский, 51. 54. 516. сент. 7. Филим. 8 сент. (Ему явилась икона Тодгской Божией Матери р 1314 г. умер в 1327. Опис. Ярослав. Епархии, По 209 † 2 сент., по КСоф. и Погод. † 1332).     Ростислав. Мстиславич В. Князь киевский, † 1167 марта 14 дня. КСоф. Погод. (Карамз. II. 183 погребен в киев. монастыре св. Феодора 21 марта).     Савва священноиерей во владинирском уезде на реце Лайдуге малой в селе Мошку, новый чудотворец, † 7100. 209. КСоф. (Филим. 5 дек.).     Савва пр. игумен стромынский 20 июля. 201. 51. 516. (1621 июля 16. Есть изображение его на своде в Успенском соборе в Лавре с подписью. См. опис. Саввина Сторожев. монастыря. Изд. 2. 1860. см. Иаков стромынский).     Святослав Ярославич в Пскове. 209. (КСоф. 29 дек. Это сын Ярослава В. Кн. † 1076 года дек. 27, положен в Чернигове, а не Пскове. Карамз. II. примеч. 132. Известен его сборник).     Святослав в крещении Гавриил Всеволодович В. Кн. суздальский, † 1253 февр. 3. Погребен в соборе Юрьевца Польского, где лежат мощи и сына его Димитрия. 209. КСоф. И др. (Карамз. IV. примеч. 83).     Серапион начальник монастыря Пресв. Богородицы, иже на Ламех в изборском уезде, псковский новый чудотворец. Память его 12 июня. Погод. один.     Симеон кн. вяземский, убитый Юрием смоленским за супругу свою Иулианию в 1406 г. 209. КСоф. Погод. Карамз. V, 106.     Симон митроп. московский (1496—1511), преставление 30 апр. Св. 878 (Белоз. 516. 1621. 201. апр. 29).     Симон безмолвник, ученик пр. Сергия радонежского. 209. КСоф. и др. 201 прежде бывший смоленский архимандрит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

9 . Аркадий, начинающий собой ряд Новгородских епископов из природных Новгородцев, которых избирали и назначали сами граждане. Он выбран был всем собравшимся на вече населением города из игуменов им самим построенного монастыря св. Богородицы (Аркажа) в том же 1156г. Без посвящения ведал епископью во дворе св. Софии до 1158г. 1300 ; посвящённый в этом последнем году, правил ещё 6 лет и умер 18 Сентября 1163г. 1301 . 10 . Илия, взятый из священников Новгородской церкви св. Власия на Волосовой улице, посвящённый 28 Марта 1165г. и после 21-летнего правления умерший 7 Сентября 1186г. В самый год посвящения получил от митрополита Киевского Иоанна сан архиепископа. В 1169г. было при этом епископе нашествие Суздальцев на Новгород, по поводу которого установлен праздник Знамения (о нём ниже). В области легендарной он знаменит своим путешествием на бесе в Иерусалим. Перед смертью (но не перед поставлением) он постригся в монахи с именем Иоанна. 11 . Гавриил, родной брат Илии, избранный в том же 1186г., поставленный 29 Марта 1187г., правивший в продолжение 8 лет и умерший 7 Мая 1193г., перед смертью также постригшийся в монахи с именем Григория. 12 . Мартирий. Об его избрании, совершённом в том же 1193 году посредством жеребья, в Новгородской летописи читается: «Новгородци с князем Ярославом и с игумены и с Софьяны и с попы гадаша промежу себе (о преемнике Гавриилу) – сии хотяху поставити Митрофана, а инии Мартуриа, а друзии Гричина, и бысть распря в них; и положиша на святей трапезе трие жребия и послаша с веча слепца, да коего нам Бог дасть, и вынеся Божиею благодатию Мартурия» 1302 . Он был приведён из Русы, где был игуменом им самим основанного монастыря. Поставленный 16 Декабря того же 1193 года, был на кафедре в продолжение 6 лет и умер 24 Августа 1199 года. 13 . Митрофан, вероятно, тот, о котором выше, не избранный самими Новгородцами, а поставленный великим князем Всеволодом Юрьевичем в том же 1199 году и после 10-летнего правления сведённый с престола в 1211 году, о чём в летописи читается: «того же лета на зиму, месяца Генваря в 22 на святого Климента, злодей исперва, не хотя добра, зависть вложи людем на архиепископа Митрофана с князем Мстиславом и не даша ему правитися и ведоша 17; в Торопець».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В XIX в. в Пскове ежегодно в праздник Преполовения совершался крестный ход из Троицкого собора с образом В. М. и Чирской иконой Божией Матери на р. Великую, где освящалась вода. Во главе осеннего крестного хода, учрежденного в 1813 г. в память избавления Псковской и С.-Петербургской губерний от нашествия франц. войск, торжественно несли мечи В. М. и Довмонта, икону В. М. и ковчег с частицей мощей святого. 27 нояб. в Пскове ежегодно совершался крестный ход вокруг города в память о В. М. После революции 1917 г. мощи князя были вскрыты, драгоценная рака конфискована. В наст. время св. мощи почивают в одной из уцелевших рак XIX в. на прежнем месте в псковском Троицком соборе. А . В . Назаренко, В . И . Охотникова Агиография Наиболее древними агиографическими памятниками, относящимися к В. М., следует считать проложные редакции Жития и Слова об обретении мощей (древнейший список - РГБ. Рум. 397. Л. 359-360 об., 353 об.-354 об.; XVI в.), составление к-рых было связано, по-видимому, с переложением мощей В. М. в 1368 г. В нач. 50-х гг. XVI в. псковский свящ. Василий (Варлаам) составил на основе этих текстов, а также псковских летописных известий и устных рассказов «неложных мужей псковских старейших», из к-рых называет некоего «старца клирика Ивана», более полное жизнеописание В. М., состоящее из Жития, Слова об обретении мощей и описания чудес; последнее (21-е) чудо датируется 1550 г. Житие в новой редакции вошло в Царский список Великих Миней Четьих свт. Макария , митр. Московского (под 11 февр.), позднее в Тулуповские и Милютинские Минеи. В лит. отношении свящ. Василий, составляя Житие В. М., ориентировался на Жития блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного, Александра Ярославича Невского, его произведение обнаруживает также сходство с Житием прп. Михаила Клопского в редакции В. М. Тучкова, Словом иером. Пахомия Логофета на перенесение мощей свт. Петра , митр. Московского, а также Житием свт. Петра в редакции свт. Киприана , митр. Московского. Житие В. М. в «Книге Степенной царского родословия» (9-я гл., 5-я степень) является результатом многоступенчатого редактирования текста Жития в редакции свящ. Василия (первоначально этот текст, в к-ром были сокращены предисловие и послесловие, авторские отступления и комментарии, был дополнен по Никоновской летописи, затем подвергался др. переработкам).

http://pravenc.ru/text/155468.html

(Упоминание Киевского митр. Руси Илариона вызывает недоумение, поскольку в XII-XVI вв. не было митрополита c таким именем; однако во всех списках этой службы и всех последующих ее редакциях имена Илариона и Никодима сохраняются.) Служба, составленная Никодимом, в рукописях XVI в. имеет 2 варианта, значимое различие между вариантами содержится в 3-м тропаре 3-й песни канона. 1-й вариант читается в списке РГБ. Рум. 397: «Христовою любовию великий княже Всеволоде от Вышеграда пришел еси в град Псков и възрадовася духом, яко в горний Иерусалим, провидя мощем своим положеном быти в нем» (Л. 133 об.; см. также: РНБ. Соф. 460; Кир.-Бел. 474/731 и др.). Во 2-м варианте (РГБ. Егор. 938; РНБ. Погод. 563) вместо «от Вышеграда» читается «от Смоленьска», подобного чтения нет ни в агиографических, ни в исторических источниках. Кроме того, во 2-м варианте в текстах песнопений, особенно тропарей канона, много пропусков, что делает непонятным смысл отдельных текстов. В большинстве списков в редакции свящ. Василия вместе с Житием В. М., как правило, помещалась служба Никодима; между этими текстами есть небольшие совпадения. В списках 2-й пол. XVI в. (не позднее 70-х гг.) к службе Никодима присоединяется новый вариант стихир на «Господи, воззвах» (нач.: «Блажене богомудре княже Всеволоде») и канона (нач.: «Высоко житие имеаи и восхождении божествеными весь светел быв» - РГБ. Унд. 101; РГБ. Лукашевич. 57; РНБ. Кир.-Бел. 449/706 и др.). Редакция службы с 2 канонами и 2 группами стихир на «Господи, воззвах» создается на основе 2-го варианта службы Никодима (т. е. с чтением «от Смоленьска» в 3-м тропаре 3-й песни). Было высказано предположение о том, что автором этой редакции службы В. М. был также свящ. Василий (ПЭ. Т. 7. С. 72-74; Калиганов. С. 424-425). В нач. XVII в. создается пространная служба В. М. с полиелеем. Имя автора и время создания службы записаны в начальных словах тропарей канона: «В лета царя славнаго Бориса всея Руси по благословению епископа Генадиа Пскова града рукою буяго умом в человецех в скорбех песнословиша Григора» (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/155468.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Игорь Черниговский, блгв. - житие Благоверный великий князь Игорь Ольгович, Черниговский, Киевский (память 5 июня и 19 сентября по старому стилю) В крещении Георгий, в иночестве Гавриил. Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц. 1 августа 1146 г. умер князь Всеволод, горделивое княжение которого не любили киевляне, но оно послужило для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам. Св. Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в «поруб». Это случилось 13 августа. Все его княжение продолжалось всего две недели. В порубе (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве. Но год спустя, в 1147 г., киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей, постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир старались вразумить и предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика. Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери св. Игоря и потащили его на расправу. Ожесточение толпы было столь велико, что даже мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию. Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре св. Симеона, на окраине Киева. В 1150 г. князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасском соборе. Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед биением, стала называться Игоревской, празднование ей 5/18 июня. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Игорь Черниговский, блгв. " .

http://pravicon.com/info-2406

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010