Скорее всего, найденный в 1846 году тайник (в нём также были три древних антиминса и богослужебные предметы) был сделан в Смутное время в 1606 году, когда в Тверском крае свирепствовали поляки. Вся братия тогда была убита, а храм осквернён. На потире указано, что собор был освящён тверским епископом Варсонофием. Изначально это была пятиглавая церковь, позже её завершение было переделано на одноглавие. Собор был расписан, следы фресок XVI в. сохранились до нашего времени. В эти годы монастырю покровительствовал царь Иоанн Грозный, по желанию которого и был выстроен каменный собор. В соборном храме было четыре престола: центральный - Вознесения Господня, два боковых - преподобного Онуфрия Великого и святой великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предтечи " на полатях " . В то время на Тверской земле было всего пять каменных соборов - одним из них был Оршинский. Монастырское хозяйство после прихода сюда непрошенных гостей  пришло в упадок, и в 1649 году обитель была приписана " скудости ради " к Тверскому Архирейскому Дому. Со временем Вознесенский монастырь на Орше вновь отстроился и постепенно стал благоустраиваться. В середине XIX в. в обители возобновилось каменное строительство. Были выстроены стены с четырьмя башнями, келейный и настоятельский корпуса (последний - каменный двухэтажный корпус в стенах ограды над воротами) при архиепископе Гаврииле и иеромонахе Иннокентии, как гласит надпись над входом. А к Вознесенскому собору была пристроена трапезная и колокольня, чуждые архитектуре XVI в. К началу ХХ в. в монастыре осталось всего 7 насельников; было решено преобразовать его в женский. В феврале 1903 года сюда приехала из Воскресенского Новоторжского монастыря игумения Евдокия с восемью сёстрами. Монастырь очень быстро стал благоустраиваться. Через десять лет здесь было уже около ста сорока сестёр. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, построены деревянные келии для сестёр и хозяйственные помещения. Неизменно совершалась в обители молитва - главное монашеское делание - за живых и усопших, составленная здесь по особому чину.

http://sobory.ru/article/?object=01562

В 1830 г. архиерей получил разрешение на преподавание в Оренбургской ДС татарского и чувашского языков. В Челябинске (1830) и Бугульме (1831, с 1851 в составе Самарской епархии) открылись духовные уч-ща - по одному приходскому и уездному. В сер. 30-х гг. XIX в. в Оренбургский у. переселилось большое число крестьян из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и других губерний. В новых поселениях строились церкви. В 1823 г. в Оренбургской епархии числилось 242 церкви, в 1829 г.- 272 церкви. В 1832-1835 гг. построено 26 храмов. В 1837 г. в епархии имелось 332 храма. При Оренбургском еп. Иоанникии (Образцове ; 1835-1849) в епархии началось устроение монашеской жизни. В 1838 г. открылся первый в епархии жен. мон-рь - уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Ок. 1835 г. в Бузулуке возникла Тихвинская жен. община (см. Бузулукский в честь Тихвинской иконы Божией Матери женский монастырь ), в 40-х гг. появилась Спасо-Преображенская муж. община в Бузулукском у. (см. Бузулукский в честь Преображения Господня мужской монастырь ), в 1840 г.- жен. община при Ильинской ц. в Мензелинске, в 1848 г.- жен. Одигитриевская Богородицкая община в Челябинске (см. Челябинский в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» женский монастырь ). Еп. Иоанникий продолжил строительство храмов, гл. обр. каменных. В 1838-1849 гг. число церквей увеличилось и составило ок. 450 (включая монастырские, домовые и кладбищенские). Из наиболее замечательных следует назвать Свято-Троицкий собор в Бирске, освященный 31 мая 1841 г., кафедральный Воскресенский собор в Уфе, освященный 24 авг. того же года, Свято-Троицкую ц. на Златоустовском заводе (ныне г. Златоуст), освященную 6 июня 1842 г. При закладке Александро-Невского собора в Уральске 16 июня 1837 г. присутствовал цесаревич Александр Николаевич (см. Александр II Николаевич ), к-рый во время путешествия по России посетил Оренбургский край. При еп. Иоанникии была устроена походная ц. во имя св. кн. Александра Невского при ставке хана Внутренней киргизской орды (22 окт. 1843), появились походные церкви в только что устроенных укреплениях по Оренбургской киргизской степи (впосл. Тургайская обл.), в частности в основанных в 1845 г. укреплениях Оренбургском (впосл. г. Тургай) и Уральском (впосл. г. Иргиз).

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕУШИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находился при дер. Леушино Череповецкого у. Новгородской губ. (в 30 км к юго-западу от совр. г. Череповца Вологодской обл.), затоплен Рыбинским водохранилищем. История Сер. XIX в.- 1917 г. Основанию Л. м. предшествовало возведение в 1,5 км к югу от дер. Леушино по указу Новгородской духовной консистории от 31 дек. 1859 г. небольшого деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи на средства помещиков Николая Николаевича и Глафиры Васильевны Каргопольцевых. 17 июня 1862 г. настоятель Воскресенского собора г. Череповца прот. Георгий Вознесенский освятил храм. Гатчинский купец Г. М. Медведев пожертвовал запрестольную икону «Похвала Пресв. Богородицы», к-рая прославилась как чудотворная. Известие об иконе привлекло в Леушино насельницу рыбинского Софийского мон-ря мон. Сергию (Нефедьеву), она решила организовать здесь обитель. В 1869 г. с.-петербургский купец И. М. Максимов купил Леушинское поместье на имя своей жены и разрешил поселиться в нем будущим инокиням. Общину возглавила крестьянка Агафья Викторова (в монашестве Агния). 11 янв. 1875 г. последовало «высочайшее соизволение», и 3 февр. был издан указ Синода об учреждении общины «в имении санкт-петербургской купеческой жены Пелагеи Максимовой с укреплением за общиной жертвуемого Максимовой имения» (Новгородские ЕВ. 1875. 4. С. 11). 1 июня 1875 г. резолюцией митр. Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского) начальницей общины была назначена мон. Сергия, которая активно взялась за благоустройство обители: при ней были возведены 2 келейных корпуса. Но внутренние нестроения и интриги купцов Максимовых вынудили ее в 1877 г. попроситься на покой в Рыбинский мон-рь. Следующей начальницей стала насельница Горицкого в честь Воскресения Господня монастыря мон. Леонтия (Коврова Мария Александровна). Под ее руководством была отремонтирована Иоанно-Предтеченская ц., построены 3 обширных 2-этажных келейных корпуса на каменных фундаментах, а также домовая ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящен 15 сент. 1880), впосл. 1-й монастырский храм (Предтеченская ц. из-за наличия при ней приходского кладбища была оставлена за оградой обители). В 1881 г. мон. Леонтия, не выдержав внутренних неурядиц, попросилась на покой в Горицкий монастырь, после чего встал вопрос об упразднении общины.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме) КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ I (Чёрт; † 1.05.1497), митр. Киевский, сщмч. (пам. 1 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ II († февр. 1556), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555) МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) МАНЯВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ СКИТ находился близ современного села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области (Украина) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря

http://pravenc.ru/rubrics/121748_10.html

По штатам 1764 года монастырь закрыт, а Спасские церкви превращены в приходские. Женский Спасо-Преображенский монастырь переведен в Иоанно-Предтеченский, бывший мужской. В 1855 году иждивением почетного гражданина города Ильи Яковлевича Грибанова вокруг храмов построена каменная ограда с железными решетками. В 1857 году им же обновлено внутреннее убранство и пристроено новое крыльцо Сретенской церкви. 19 июля 1928 года Президиум Северо-Двинского губисполкома своим постановлением передал Преображенскую церковь Северо-Двинскому губархиву под хранилище архивного имущества. В сентябре 1928 года состоялось последнее богослужение, а 12 ноября начали снимать колокола с колокольни Преображенского храма. Храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Спасо-Преображенская церковь) Когда была построена первоначальная холодная церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, точно не известно, но в 1422 году она уже существовала, так как монастырь был основан уже при существующей церкви. О чем свидетельствует запись в «Летописи Великоустюжской»: « 1422. При Преображенской церкви въ городе Устюге открытъ девичий Деревянная Преображенская церковь существовала до пожара 1679 года, о чем свидетельствуют «Сотная с писцовых книг» 1630 года и «Писцовые книги» 1683 года. В частности в «Писцовых книгах» 1683 года дано подробное описание внутреннего убранства Храм деревянный, шатровый с одним куполом. В алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы с Превечным младенцем украшенный серебром и жемчугом. Над жертвенником образ Спаса Нерукотворенного украшенный серебром золоченым в киоте. Царские двери обложены оловом золоченым и листовым золотом. Над вратами, над сенью: в отдельном киоте с пятью куполами, на двух столбцах образ Иисуса Христа Эммануила написанный на золоте. По сторонам Ангелы. В тяблах: вверху Деисус, написанный на золоте, внизу на пятнадцати деках святые. Во втором поясе – Двунадесятые праздники. В третьем поясе – Пророки стоящие. В четвертом – Праотцы поясные. Все образа написаны на золоте. Возле царских врат: образ Преображения Господня, украшенный жемчугом; образ Спаса Вседержателя, украшенный серебром сканым золоченым; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с Превечным младенцем, украшенный серебром резным золоченым и жемчугом; образ Воскресения Христова, украшенный золоченым серебром; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с праздниками, украшенный серебром золоченым и жемчугом в отдельном киоте межвратный; образ Сретения Господня в отдельном киоте; образ Преображения Господня, украшенный золоченым резным серебром и жемчугом в отдельном киоте.

http://sobory.ru/article/?object=03694

Моисей, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Митрофан) (f 1362; память 25 января/7 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье. Получил хорошее образование. С юных лет возлюбил Господа, тайно от родителей удалился в Тверской Отроч монастырь и принял пострижение в монашество. Затем по просьбе родителей перешел в Колмов монастырь, который находился вблизи Новгорода. Через некоторое время инок Моисей был рукоположен архиепископом Новгородским Давидом во иеромонаха, а затем возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. В 1325 году в Москве митрополитом Петром († 1326; память 21 декабря/3 января) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. В трудное время пришлось управлять Новгородской кафедрой святителю Моисею: неоднократные пожары опустошали Новгород с его многочисленными храмами; народные волнения, сопровождавшиеся грабежами, держали всех в страхе; угрожали набегами татаро-монгольские захватчики, преследующие непокорных им князей. Душа святителя искала иноческого уединения, и в 1330 году он удалился на покой в Колмов монастырь, где принял схиму. С 1352 года, по многочисленным и неотступным просьбам новгородцев, вторично управлял Новгородской епархией. Святитель Моисей отличался большой любовью к храмоздательству и устройству монастырей. За период управления епархией им основано и обновлено пять монастырей: Деревяницкий Воскресенский (1335); Богословский женский монастырь близ Новгорода (1354); Сковородский Михайловский с построением в нем каменной церкви (1355); Свято-Духовский женский в Новгороде (обновлен в 1357 году) с построением в нем храма во имя Святого Духа; Радоговицкий Успенский (1357). Кроме того, построено несколько церквей: Десятинский храм в Новгородском монастыре (1359), церковь святого Прокопия на княжеском дворе (1359), церковь Благовещенская на Михайловской улице города Новгорода (1362).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С. 31, 218). До сер. XII в. возникают и первые женские новгородские иноческие обители - не позднее 1136 г. был основан Воскресенский жен. мон-рь на берегу оз. Мячина, южнее Людина конца Софийской стороны; в 1138 г. упоминается как существующий жен. монастырь во имя вмц. Варвары в Людином конце рядом с Черницыной ул. (в том году в нем новгородцы удерживали жену выгнанного из Новгорода кн. Святослава Ольговича); под 1148 г. впервые упоминается в связи с пожаром монастырской ц. Пресв. Богородицы Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь , примыкавший с севера к Неревскому концу Новгорода. Вероятно, во 2-й пол. XII в. появляется Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь на Росткине ул. Софийской стороны (основан не позднее 1179). Активный этап монастырского строительства начинается в 90-х гг. XII в. Архиеп. Гавриил в 1192 г. освятил ц. Спаса Преображения в основанном прп. Варлаамом Хутынским Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре. В том же году игум. Мартирием (Мантурием Рушанином; с 1193 архиепископ Новгородский, святитель) был основан Спасо-Преображенский мон-рь в Русе (ныне Ст. Русса) с деревянной церковью. Не позднее 1196 г. под Новгородом в 3 верстах к юго-востоку от Торговой стороны был основан Кириллов на о-ве Нелезен мон-рь (см. Новгородский в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Кирилла Александрийского мужской монастырь ). В 1198 г. неподалеку от княжеской резиденции на Рюриковом городище кн. Ярославом Владимировичем, вероятно, был основан Преображения Господня Нередицкий (Спасо-Преображенский на Нередице, Спаса на Нередице) мужской монастырь (вопрос изначального его существования в качестве монастыря, а не княжеской церкви остается дискуссионным). В тот же период 2 жен. обители возникают на Торговой стороне Новгорода - в 1197/98 г. на Запольской ул. представительницей боярского рода был основан Евфимиин жен. монастырь, где была построена ц. во имя св. вмц. Евфимии, а в 1199 г. женой новгородского кн. Ярослава Владимировича - Михалицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь . Также на Торговой стороне, в Славенском конце, в 1238 г. вдовой посадника Семена Борисовича (поставившего здесь в 1224 ц. во имя св. Павла Исповедника) был основан жен. мон-рь с тем же посвящением.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Возрождение обители преподобного Макария началось в девяностых годах ХХ века. 14 мая 1990 года святые мощи унженского старца, сохранившиеся в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской области, были возвращены Костромской епархии и перенесены в Кострому, в Воскресенский собор на Нижней Дебре, а затем — в приходскую церковь г. Макарьева. 16 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Унженский монастырь возобновлен как женский. В январе 1994 года монастырские здания были полностью возвращены епархии, и уже 7 августа 1994 года — в день памяти преподобного Макария — архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение первого возрожденного храма обители, Макарьевской церкви. В 1995 году в монастырь вернулась и его главная святыня, мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского, вновь пребывающие сейчас в Макарьевском храме. В 1999 году Костромская епархия торжественно отметила 555-летие преставления ко Господу преподобного Макария; центром юбилейного празднования стал Макариево-Унженский монастырь. В послании по случаю знаменательного юбилея архиепископ Костромской и Галичский Александр указывал: «История свидетельствует, что этому месту по молитвам преподобного сопутствовало особое Божие благословение. СвятоТ роицкий Макариево-Унженский монастырь стал со временем великой обителью, одной из первых по значению в России после Троице-Сергиевой Лавры… Времена воинствующего безбожия исказили облик обители. Многое здесь было предано разрушению. Но милость Божия не оставила сего святого места». 25 марта 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря назначена игумения Вера (Морева). Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Церковь Макария Унженского и Желтоводского - 7 августа Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Макар...

В 1926 году монастырь закрыт, все насельницы были вынуждены его покинуть. К началу ХХ века в монастыре было четыре храма: Крестовоздвиженский(1692 г.), Алексия, человека Божия, Всех Святых (1891 г.) и Архистратига Михаила при больнице (1879 г.). Из них советский период пережили только два - Всехсвятский и Алексеевский. Всехсвятский храм использовался под архив и как производственное помещение. Самый древний храм Крестовоздвиженский использовался под нужды ВНИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии). Алексеевский храм был переоборудован под Дом пионеров, икона Грузинской Божией Матери была перенесена в церковь Воскресения Христова в Сокольниках. Там, где было монастырское кладбище, был разбит пионерский парк. В 1970-е годы храм Архистратига Михаила был снесен, на его месте возвели жилой дом. Во второй половине 1980-х годов по бывшему кладбищу была проложена автомагистраль, которая в настоящее время является частью третьего транспортного кольца. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 25 ноября 2002 года в Алексеевском храме были возобновлены богослужения. Первоночально он действовал как приписной храм Всех Святых. В марте 2006 года при храме преподобного Алексия человека Божия было учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня. www.st-alexis.ru Названия храма и монастыря связаны с именем их основателя и покровителя митрополита Киевского и всея Руси Алексия, жившего в XIV в. По его воле в 1360-е гг. на церковных землях недалеко от Кремля был построен сначала деревянный храм во имя Алексия, а затем основан и монастырь, первыми монахинями которого были родные сестры митрополита. После пожара 1547 г. Алексеевский монастырь был перемещен в другой район Москвы — Чертолье и возобновлен в месте, где стояла старая церковь Зачатия святой Анны, от чего в народе Алексеевский монастырь стали называть и Зачатьевским. В 1837–1838 гг. в связи с тем, что именно на месте расположения монастыря было решено возводить храм Христа Спасителя, монастырь снова переносят в другую местность, на этот раз на окраину Москвы в Красное село. Все здания монастыря, в том числе и храм Алексия, человека Божия, были разобраны. В новом месте, где разместили монастырь, с этого времени он стал называться Ново-Алексеевским, была небольшая приходская Крестовоздвиженская церковь, в ней в 1841 г. один престол освятили в честь Алексия, человека Божия. Но монастырь нуждался в отдельном соборном храме. Поэтому 1853 год ознаменовался строительством в центре монастырских земель нового храма с главным престолом во имя монастырского святого Алексия по проекту известного по тем временам архитектора М.Д. Быковского. Особенностью этой постройки была огромная схожесть с храмом Христа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=02192

Свято-Успенский Зилантов женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Свято-Успенский Зилантов монастырь Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), многоКнязь-Владимирская церковь. жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. Содержание История [ править править код ] В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась. В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) – ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята Троицкий собор.белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010