Воскресение мертвых есть плод освобождения человека от греха и примирения его с Богом по заслугам Искупителя. Поэтому со всею подробностью учение о воскресении мертвых предложено нам в Новом Завете, т. е. когда искупление совершилось. Однако, и ветхому завету не была совершенно чуждой мысль о воскресении человека. В древнейших ветхозаветных книгах учение о воскресении мертвых прикровенно выражается, как объяснил Спаситель саддукеям, в наименованиях Бога Богом Авраама, Исаака и Иакова: о мертвых же, яко восстают, – говорил Он, – несте ли чли в книгах Моисеовых, при купин е яко рече ему Бог, глаголя: Аз Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль? Несть Бог мертвых, но Бог живых ( Мк.12:26–27 ; сн. Мф.22:31–32 ). Страдалец Иов выражает исповедание воскресения мертвых и вместе явления Избавителя в таких словах: я знаю, что Искупитель (евр. Hoel – Защитник, Освободитель) мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающую кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его ( Иов.19:25–27 ст.). В книгах исторических повествуется о воскрешениях, совершенных пр. Илией и Елисеем ( 3Цар 17, 19 ; 4Цар 4, 29 ) и воскресении одного умершего от прикосновения его к костям пр. Елисея ( 4Цар 13, 21 ). Хотя эти воскрешения были только возвращением к земной жизни, тем не менее, они наглядно выражали ту глубокую истину, что смерть должна возвратить похищенное ею тело, когда этого непосредственно требует Бог. Псалмопевец Давид выражает убеждение: не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления ( Пс.15:10 ). Яснее выражена вера в воскресение в книгах пророческих. Так, в песни пр. Исаии говорится: воскреснут мертвии и восстанут, иже во гробех (26, 19). Пр. Даниилу открыто было в видении: многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12, 2). У пр. Иезекииля образно представлено и то, как произойдет воскресение. Пророк духом был веден в долину, полную сухих костей. На вопрос Господа: сын человеческий! оживут ли сии кости? пророк ответил: Господи Боже! Ты знаешь это, т. е. что это выходит из пределов человеческого ведения. Тогда Господь повелел ему пророчествовать над костями, и, когда он произнес пророчество, то произошел шум, началось движение, и они стали сближаться кость с костью, потом на них явились жилы, выросла плоть, кожа покрыла их сверху, но для новой жизни не доставало духа. По новому повелению Господа пророк изрек новое пророчество о духе, который пришел от четырех ветров, вдохновил возродившиеся тела и они стали жить (37, 1–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Для Бога каждая человеческая личность уникальна, драгоценна, призвана к вечным отношениям с Ним. Христос говорит: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” ( Мф 18:10 ). Апостол Павел подчеркивает, что крестная жертва Спасителя была совершена за каждого – и за него лично: “живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” ( Гал 2:20 ). Реинкарнация разрушила бы эти отношения. Если я сначала был хомяком, потом котом, потом пандой, потом китайским императором, потом русским публицистом – то где настоящий, подлинный “я” с уникальными взаимоотношениями с Богом? Меня как уникальной личности просто нет. Но Библия подчеркивает: Бог любит каждого из нас как уникального, единственный раз родившегося на свет человека. Она говорит о воскресении мертвых, когда уникальная душа каждого из нас раз и навсегда воссоединится с нашим уникальным воскресшим и преображенным телом – по слову Спасителя: “А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых” ( Мк 12:26,27 ). И воскресение Иисуса Христа лишь предваряет общее воскресение мертвых: “Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его” ( 1Кор 15:20–23 ). Кому и зачем нужен этот миф Насколько мы можем судить, у этого мифа есть вполне конкретный автор – Елена Петровна Блаватская (1831–1891), которая в свое время выступила с доктриной, которую она называла “теософией”. Она предложила европейским и американским любителям духовной экзотики учение, которое, по ее словам, объединяло все религии. И хотя разные религии учат разному – в частности, в буддизме есть понятие о переселения душ, а в христианстве его нет, – Блаватская утверждала, что Иисус первоначально учил реинкарнации, но потом Церковь запретила это учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Исполнение сих двух требований приводит ко спасению. Веруя и исповедуя, что Иисус есть Господь, Владыка неба и земли, Спаситель мира, и что Бог воскресил Его из мертвых, то есть, что Он, согласно с Божескою волею Отца, воскрес из мертвых, – не должно предаваться никаким сомнениям, и не должно делать никаких возражений против Евангельского учения; а необходимо с несомненною верою принимать это учение сердцем и исповедывать устами, то есть свидетельствовать свое внутреннее убеждение словами и делами и всею своею жизнью. Но все дела наши, которыми можем и должны мы свидетельствовать свою внутреннюю уверенность в истине Евангельского учения, суть только необходимое выражение веры: спасение же приобретается не делами, а верою в Иисуса Христа; только такою живою и деятельною верою усвояем мы себе заслуги Господа Спасителя, которые Он принес за грехи всех людей для умилостивления Божеского правосудия. Яко Бог того воздвиже из мертвых. Говорится только о воскресении Господа Иисуса из мертвых, потому, что воскресение Господа Иисуса из мертвых служит несомненным доказательством всех других Его искупительных подвигов, и свидетельством о Его победе над смертью и адом. Вера в воскресение Господа Иисуса из мертвых, по ученью Апостола, служит свидетельством того, что мы принимаем все Евангельское учение о спасении людей чрез веру в Иисуса Христа; и потому учение о воскресении Господа Иисуса есть как бы сокращение учения о всей земной жизни Его, окончившейся торжеством над смертью и адом. Аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера наша, писал Павел к Коринфянам ( 1Кор.15:14 ). Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение. «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Это присовокупил Апостол в объяснение предыдущих слов: Аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых; спасешися. Почему спасешися? Почему так действительно – исповедывать устами Иисуса Господом и веровать сердцем в воскресение Его? Потому что, говорит Павел, «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Как же это объяснить? Вера в величайшее чудо воскресения из мертвых, которого никакой «чудотворец», а тем паче ученый, мудрец или государственный деятель никогда не мог совершить и не совершит, — и тут же забвение! Оказывается, что веры как состояния ума еще недостаточно для нашего спасения. В Евангелии есть и другой пример человека, который верил в воскресение мертвых, но был при этом тяжким грешником, усугублял свои грехи все новыми и новыми согрешениями и умер без раскаяния. Это Ирод. Услышав о чудесах, которые творили ученики Спасителя, — а к тому времени Ирод уже казнил Иоанна Крестителя — Ирод, несмотря на то что ему пытались возражать, с уверенностью сказал: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому такие чудеса совершаются им и его учениками» (см. Мф.14:2 ; Мк.6:14-16 ; Лк.9:7-9 ). Конечно, Ирод ошибался — это ученики Спасителя творили чудеса. Но для нас важно то, что он твердо верил в воскресение из мертвых, — и, тем не менее, эта вера никак не удерживала его от совершения всех его беззаконных дел, в том числе и по отношению к Спасителю. Мы помним, что Понтий Пилат, желая снять с себя ответственность за суд над Спасителем и узнав, что Он родом из Галилее и как бы состоит под властью Ирода, послал Спасителя к нему. Ирод же, вместо тоге чтобы отпустить невиновного человека, решил польстить Пилату и проявил свое по добострастие. Ирод и Пилат до того времени были в плохих отношениях, и теперь Ирод решил воспользоваться случаем извлечь из происходящего политические выгоды 1 примириться с Пилатом ради собственного блага и блага своего крошечного государства. Он отослал Иисуса обратно к Пилату, вместо того чтобы взять на себя ответственность за справедливое освобождение совершенно невиновного человека, пусть он да» и не считал Его пророком. Итак, мы видим, что вера в воскресение из мертвых ничего не принесла ни Ирод ни евреям, которые уже не просто верили, но даже точно знали, что Лазарь воскрес из мертвых. Мы должны ужаснуться от этих примеров и посмотреть на себя, что( проверить, живем ли мы согласно своей вере в то, что Иисус есть пришедший в м Сын Божий, Одно из Трех Лиц Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Об этом так говорит св. апостол Павел в первом послании своем к коринфянам: « Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 12–14). Во что бы мы тогда верили, если бы не воскрес Христос? Как могли бы веровать в вечную правду, в Божию абсолютную справедливость? Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо «если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес». Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы. Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших. Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова. «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» (1 Кор. 15, 35). Это тот вопрос, который доныне задают все неверующие, считая невозможным воскресение мертвых. Что за бессмыслица, говорят они, веровать в воскресение тех людей, которые были растерзаны дикими зверями? Как можно веровать, что воскреснет человек, проглоченный акулой, или сгоревший без остатка в огне? Им кажется, что сила этого вопроса неотразима, что не может никто ответить на этот вопрос. Не мы будем отвечать на него — ответит апостол Павел. «Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. и когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое. но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1 Кор. 15, 36–38). Зерно, брошенное сеятелем во вспаханную землю, перестает существовать как зерно: оно распадается, разлагается, оно как бы умирает, но только как бы, потому что в нем заложены великие силы жизни. Из зерна, прекратившего свое существование зерна, силой Божией вырастает большое, прекрасное, полезное и необходимое для нас растение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

[перед Агриппой] 266 И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, 7 которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа [Богу] день и ночь. За сию–то надежду, царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. 8 Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых (ei ho theos nekrous egeirei) … 22 Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, 23 [то есть] что Мессия имел пострадать и, восстав первый из мертвых (protos ex anastaseos nekrori), возвестить свет народу (иудейскому) и язычникам. Прочный корпус свидетельств, таким образом, показывает, что Деяния Апостолов, какие бы из ранних традиций они в себя ни вбирали, ставят воскресение Иисуса в центр своего богословия. Воскресение Иисуса из мертвых – начало «воскресения мертвых:». Как и в Первом Послании к Коринфянам (глава 15), в событии «воскресения» в Деяниях Апостолов выделяется два отдельных момента. Промежуток между ними следует понимать как время для исполнения пророчества, чтобы пришло, наконец, утешение Израиля и чтобы собрать язычников: [Речь Петра] 3:19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, 20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Мессию, 21 Которого небо должно было принять до времен совершения (apokatastasis) всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. 22 А Моисей сказал: Пророка вам воздвигнет (anastesei) Господь Бог из братьев ваших… Отметим тут мимоходом использование текста Второзакония (18:15), который, поскольку в Септуагинте содержится слово anastesei, легко использовать для доказательства воскресения пророка–Мессии Иисуса 1422 . Это также нечто новое в контексте иудейского предания: объяснение того, что свершилось с Иисусом, и значения этого события, можно дать только внутри иудаизма, но до первых христиан никто не думал об этом в таком ключе. А в промежутке между воскресением Иисуса и apokatastasis вступает в силу новая жизнь, с новыми возможностями исцеления для уверовавших 1423 . Воскрешение Богом Иисуса из мертвых – свидетельство того, что спасение обретается только в нем одном, что, в свою очередь, объясняет удивительное исцеление, совершенное Петром и Иоанном (4:5–12). Всю весть первых христиан можно выразить одной фразой – «эта жизнь» (5:20). Когда в этом контексте мы видим, что Петр воскрешает вдову из мертвых и что Павел подобным образом возвращает к жизни, без сомнения, умершего юношу, читатель Деяний Апостолов неизбежно чувствует, что эти происшествия связаны со стоящим за ними богословием – и с событиями, описанными в евангелиях 1424 . Это время жизни, восстановления, воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Пятнадцатая глава представляет собою чрезвычайно важный в догматическом отношении трактат о воскресении мертвых . Надо полагать, что среди Коринфских христиан, под влиянием языческих философов, являлись сомнения в великой истине воскресения мертвых. Когда Апостол Павел стал говорить о воскресении мертвых в Афинах, то некоторые насмехались над ним (Деян. 17:32 [ 7 ]). Подобные философы, которым воскресение мертвых казалось невероятным, могли быть и в Коринфе. Одни, видимо, совсем отвергали воскресение мертвых, другие говорили, что надо понимать его аллегорически и что оно уже было, так как под ним надо понимать очищение души. В послании к Тимофею (2 Тим. 2:17-18 [ 8 ]) святой Павел назвал это нечестивое учение гангреной (раком) и указал распространителей его — Именея и Филита, которые говорили, что воскресение уже было. Некоторые только недоумевали, как восстанут мертвые и в каком теле. Прежде всего святой Апостол доказывает истину воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, ссылаясь на явления Воскресшего Христа Петру (Кифе), двенадцати Апостолам, 500 братиям, Апостолу Иакову, всем другим ученикам Христовым и, наконец, самому Апостолу Павлу (ст. 1-8). Из истины Воскресения Христова святой Павел выводит затем, как неизбежное следствие, истину и общего воскресения всех в предопределенное Богом время, ибо Своим воскресением Христос положил начало и нашему воскресению, как " первенец из умерших " (ст. 20 [ 9 ]). Если только допустить мысль, что всеобщего воскресения не будет, то надо отвергнуть тогда и истину воскресения Христова. А это отрицание ниспровергает все христианство, ибо " если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша " (ст. 14). Между тем проповедь Апостолов сопровождалась столь поразительными знамениями и такими замечательными дарами Святого Духа, что назвать ее тщетной никто из благоразумных людей не решился бы. " А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших " (ст. 17), " поэтому и умершие во Христе погибли, и если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пятнадцатая глава представляет собою чрезвычайно важный в догматическом отношении трактат о воскресении мертвых. Надо полагать, что среди коринфских христиан под влиянием языческих философов являлись сомнения в великой истине воскресения мертвых. Когда апостол Павел стал говорить о воскресении мертвых в Афинах, то некоторые насмехались над ним (Деян. 17:32). Подобные философы, которым воскресение мертвых казалось невероятным, могли быть и в Коринфе. Одни, видимо, совсем отвергали воскресение мертвых, другие говорили, что надо понимать его аллегорически и что оно уже было, так как под ним надо понимать очищение души. В послании к Тимофею (2 Тим. 2:17-18) св. Павел назвал это нечестивое учение гангреной (раком) и указал распространителей его — Именея и Филита, которые говорили, что воскресение уже было. Некоторые только недоумевали, как восстанут мертвые и в каком теле. Прежде всего св. апостол доказывает истину Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, ссылаясь на явления Воскресшего Христа Петру (Кифе), двенадцати апостолам, 500 братиям, апостолу Иакову, всем другим ученикам Христовым и, наконец, самому апостолу Павлу (ст. 1-8). Из истины Воскресения Христова св. Павел выводит затем, как неизбежное следствие, истину и общего воскресения всех в предопределенное Богом время, ибо своим Воскресением Христос положил начало и нашему воскресению как " первенец из умерших " (ст. 20). Если только допустить мысль, что всеобщего воскресения не будет, то надо отвергнуть тогда и истину Воскресения Христова. А это отрицание ниспровергает все христианство, ибо " если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша " (ст. 14). Между тем проповедь апостолов сопровождалась столь поразительными знамениями и такими замечательными дарами Святого Духа, что назвать ее тщетной никто из благоразумных людей не решился бы. " А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших " (ст. 17), " поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков " (ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/430622/

Те же, которые думают, что мертвые, когда воскреснут, будут проводить плотскую жизнь, являются грубыми плотскими христианами. Таким образом, что в настоящем разсуждении говорится против отрицающих воскресение мертвых, относится собственно к тем, которые не носят имени христиан, из каковых, я не думаю, чтобы здесь присутствовал кто-либо. И наше разсуждение может показаться излишним, если мы будем доказывать, что мертвые воскресают. Потому что христианин, который уверовал во Христа, который никоим образом не может допустить, что апостол говорит неправду, должен руководствоваться силою авторитета. Достаточно, следовательно, если он слышит: «Если нет воскресения мертвых, то... проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» ( 1Кор.15:13–14 ). Если же Христос воскрес, в чем и спасение христиан, то, во всяком случае, не невозможным является воскресение мертвых, потому что Кто воскресил Сына Своего, Кто разбудил плоть Свою, Тот во Главе показал пример всему телу, т.е. церкви. Итак, могло бы быть излишним разсуждение о воскресении мертвых, и нам следовало бы заняться теми вопросами, которые обыкновенно ставят христиане себе самим, а именно: каковы будем мы, когда воскреснем, как будем жить тогда, каковы будут наши занятия, и будут ли вообще какие-нибудь занятия, или не будет никаких? Если не будет никаких, то будем ли мы жить совершенно праздно, ничего не делая, или, если будем что-нибудь делать, то что именно? Затем, будем ли мы есть и пить, будет ли там общение между мужами и женами, или будет одна непорочная общая жизнь? И если так, то какова будет эта жизнь, каково будет свойство и образ самых тел? Вот вопросы христиан, касающиеся веры в воскресение. 5. " Боюсь, – говорит апостол, – чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» ( 2Кор.11:3 ). А повреждают умы слова: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем». Пусть же всякий, кто с удовольствием хочет следовать только этим словам, кто думает, что есть одна только настоящая жизнь, и ни на что другое не надеется, кто не молится Богу или только и молится о том, чтобы есть и пить, хотя бы ему и неприятна была наша доброжелательная речь, послушает нас, с великою скорбию говорящих слова эти.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Учение о воскресении из мертвых содержится также, хотя и в очень краткой форме, в Соборных Посланиях апостолов Петра и Иоанна. Анастатическая мысль здесь всецело остается на почве космического воскресения, т. е. на первоначальной стадии своего развития, еще не дополненной более сложными построениями апостола Павла. Апостол Петр учит, что через Воскресение Христово в мир вошло новое начало, обеспечивающее воскресение из мертвых каждому верующему. По мысли Апостола, именно через Воскресение Христово люди приобрели нетленное наследие, сохраняемое от того времени, когда силою Божиею откроется спасение верующих ( 1Петр.1:3–5 ). Что же касается самого образа воскресения мертвых, то оно изображается в виде того состояния, которое воспринял Сам Христос, «ожив духом» по Воскресении ( 1Петр.3:18 ). «Подвергшись суду по человеку плотию», мертвые будут жить «по Богу духом» ( 1Петр.4:6 ). Другими словами, их состояние будет подобно состоянию Воскресшего Христа. Каково же это состояние в более конкретных чертах – Апостол не указывает, но он считает Христа воспринявшим особое тело славы, как это видно из его слов: (Бог) воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» ( 1Петр.1:21 ), «дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа» ( 1Петр.4:11 ), теснейшее и благодатное общение с Которым, как известно, верующие всегда имели и имеют в таинстве Евхаристии во оставление грехов и в жизнь вечную. Затем у апостола Петра находится единственное в своем роде и только у него встречающееся предсказание о гибели мира через огонь. Говоря об огненной гибели мира, Апостол придает всепожирающему пламени последнего великого пожара еще и очистительное значение: оно (пламя) роковое для грешников, но не страшное для «испытанных в вере» ( 2Петр.3:10–12 , 1Петр.1:7 ). Наконец, возвещается общее преображение вселенной: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр.3:13 ). Апостол Иоанн, хотя и не говорит прямо о воскресении мертвых, однако надо считать анастасическим его указание на то, что «когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ) – вероятно, в смысле подобия наших тел по воскресении Его воскресшему телу. На это, несомненно, указывает и следующая фраза: «Потому что и увидим Его, как Он есть» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010