Итак, три евангелиста – Иоанн, Матфей и Марк – уже подвели нас к последним дням земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Пришло время мысленного особого воспоминания в храме и богослужебного прославления распятого ради нас Господа. Церковь воспользовалась для этой цели историческим событием обретения Креста Господня на Голгофе при царе Константине и его торжественного воздвижения пред народом в IV столетии. На Утрени Праздника и на Литургии предлагаются нам евангельския чтения из ев. Иоанна, так как он был в наибольшей степени непосредственным свидетелем последних дней и часов земной жизни и крестной смерти Господа, как удостоверяет это сам своей припиской в Евангелии; эту приписку мы слышим в этот день на Литургии: «и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его, и той весть, яко истину глаголет, да и вы веру имете». На Утрени читается рассказ евангелиста Иоанна о последнем открытом и свободном явлении Христа перед иудеями и пришедшими на поклонение в Иерусалим еллинами, когда Христос, уже видя духовным взором впереди свой Крест, произнес слова: «Душа Моя теперь возмутилась: и что Мне сказать? Отче, избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел, Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: И прославил и еще прославлю... Сие говорил Он (Христос), давая разуметь, какою смертью Он умрет» ( Ин.12 ). На Литургии читается повествование о приговоре Пилата после криков: «распни, распни Его», об отдании на распятие и о крестной смерти Господа Иисуса Христа. Духовная полнота праздника Воздвижения выражается, кроме особого поклонения Кресту и воздвизания его при епископском служении, также и в том, что с ним связаны, помимо дня предпразднства и седмицы попразднства, суббота и воскресенье пред Воздвижением, и суббота, и воскресенье по Воздвижении. В эти дни нам напоминается, особенно, о христианском долге несения каждым верующим своего креста, по примеру Самого Господа, Который переходил от беседы о предстоящем Ему Самому Кресте, к наставлениям о несении Креста верующими в Него. Эти наставления мы слышим не только в евангельских, но и в апостольских чтениях: «Я не желаю ничем хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира»; «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия» (ап. Павел). Крест же наш христианский, как учит слово Божие, состоит, в особенности, в чистоте и святости жизни, и в хранении себя от всех соблазнов мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Также и в то время, когда Пилат, бив Иисуса и увенчав Его терновым венцом, вывел Его из претории к народу и сказал: «Царя ли вашего распну?» – как один все закричали: «Нет у нас царя, кроме кесаря» ( Ин. 19:15 ). Они не хотели и слышать, чтобы кто-нибудь называл Христа Царем. Когда же Господь наш восшел на Крест, они уже не словом, а и самим делом титуловали Его Царем, ибо на Кресте была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И хотя некоторые из них возражали Пилату: «Не пиши: Царь Иудейский», но когда Пилат сказал: «Что я написал, то написал», тотчас же согласились с ним, замолкли и уже без ропота и негодования смотрели на этот титул, и, читая надпись, именовали Христа Царем, ибо в Евангелии говорится: «Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города» ( Ин. 19:19–22 ). Весь Иерусалим читал эту надпись, называя Христа Царем. Что же так изменило сердца злобных людей, что они, не желая сначала и слышать, чтобы Его именовали Царем, потом и письменное титулование Его Царем терпели снисходительно? Воистину, это сделало крестное таинство: Господь наш хотел показать в том царском титуле честь Креста и воздаяние за страдания в небесном царствии. Честь Креста такова, что после страданий Господа Крест уже водружается наверху освященных глав и венцов царских, почему и назвал его святой Кирилл Иерусалимский венцом, сказав: «Крест есть венец, а не бесчестие». Издревле он был бесчестием, так как служил для казни злодеев, но он сделался венцом честным после того, как на нем добровольно пострадал Царь славы. Кроме этого, царским титулом на Кресте Господь показал и воздаяние за страдания, воздаяние царское, ибо каждый страждущий в жизни сей и несущий ради любви Христовой свой крест с терпением и благодарностью получит царский титул и венец в небесном царствии. Еще в Ветхом Завете это было прообразовано в лице прекрасного Иосифа, а исполнилось в лице Самого Христа и в Кресте Его. Посмотрим, какую ступень предназначил Господь прекрасному Иосифу, желая возвести его на царский престол в Египте и увенчать голову его царской диадемой: не ступень ли крестную? Не ступень ли страдания: внезапную напасть от любодейцы, мрачную темницу, тяжкие узы, наготу, голод и скудость? Тяжким был этот крест – долговременное узничество: «Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» ( Пс. 104:18 ). Но посмотрим, что последовало за всем этим: не титул ли царский? Иосиф прославился в Египте, из темницы вступил на царский престол, от рубища взошел к порфире, от уз к золотому ожерелью, от рабства к господству: «Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим» ( Пс. 104:21 ), – из уз на свободу, от нищеты к богатству, от бесчестия к славе. Одним словом, его крест и страдальчество сделались для него венцом царским, страдания его вознаградились ему славой и честью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Несколько раз приходилось и читать, и слышать, – пишет один вдумчивый наблюдатель общественных настроений мысли и жизни, – что каждый из нас должен знать экономические науки и что не знать их – грех. Христиане, скажите людям, что каждый должен знать Христа, и что не знать Его, не хотеть знать – тяжкий грех для человека. Поведайте людям, что тайны разочарования их – в тоске по Христу, что потому и жизнь опустела, потому и живое творчество иссякло, что у нас нет веры во Христа. Направьте тоску наших братьев в русло «воды живой», заполняющей всякую пустоту человеческого сердца. Скажите им горячо, по-христиански, что чистой радости без Христа нет, что только тем, которые, «прежде всего, ищут царства Божия и правды его», прилагается и все остальное, земное, дающее тепло и хлеб голодным людям». Да, – скажите им это... Скажите также и о том, что для души человеческой, которую по самой природе ее называют христианкой, – звуков небес никогда не могут заменить скучные песни земли, а посему никто и ничто другое, а Сам Христос должен стать сердцем всей нашей жизни и двигающим началом современного творчества, созидающего теперь церковнообщественный быт родного русского народа. Аминь. Слово о кресте (Произнесено в Исаакиевском соборе за архиерейским богослужением 14 сентября 1914 года). «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). В праздник, когда святая Церковь вспоминает преславное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня и износит спасительное знамение его для всенародного ему поклонения, какое слово благовременнее и благопотребнее предложить здесь, так сказать, под сенью Креста, как не слово о самом кресте. Оно невольно просится на уста. И это, тем более, что «слово о кресте», как пишет святой апостол в сегодняшнем литургийном апостольском чтении, «для погибающих юродство есть». «Сынам погибельным» оно и теперь представляется если не совершенным юродством, то просто пустой вещью, не стоющей и недостойной их якобы просвещенного внимания, – и только для небольшой части «спасаемых» это слово есть воистину «сила Божия». Так было при жизни святого апостола Павла, так остается и до днесь. И в наши дни «сыны противления» ( Еф.2:2 ) ополчаются на крест Христов с такой же, если не с большей злобой и прещением. Посмотрите, как современная неверующая мысль, точно в припадке беснования, мятется и с какой безумной яростью нападает на те священные заветы христианской истории, которые сложились под осенением животворящего креста Господня. И что только не осмеивается ею?! Что только не подвергается ее поруганию и ее клевете?! Приходится лишь поражаться нечеловеческому бесстыдству ее лжи и вспоминать слова Христа Спасителя, обращенные Им к врагам-фарисеям: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Спаси меня Господи, вот, от меня, прежде всего. От моих грехов, от моих неправд». Господь засучил рукава и сказал: «Хорошо, доченька, держись». И начал лепить из вас такого человека, который войдет в Царствие Божие. Это наверняка исцеление духа человеческого, выпрямление нас, сгорбленных, скорченных. Конечно, болезненно очень, поэтому праведники страдают не меньше грешников, а иногда даже больше. Праведник просто видит, что он это заслужил. Он признает, он принимает это. Не так давно был праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.  И мы сегодня говорили о принятии креста, но я хотел бы прочитать слова пророка Иеремии, которые он говорит о своем страдании, но мне кажется, что это великие слова о принятии именно креста. Это 10 глава Книги Пророка Иеремии. Он говорит: « Горе мне в моем сокрушении. Мучительна рана моя. Но я говорю сам себе: подлинно это моя скорбь, и я буду нести ее ». Вот эти   слова: « подлинно это моя скорбь, и я буду нести ее » и совершают то, что те неприятности, сложности,  беды, скорби, которые попускает Промысел Божий в наши жизни, становятся животворящими. Иногда нам непонятно, для чего нам это дается. Надо просто потерпеть, но мне кажется, что каждый из нас как любимое Богом Его чадо имеет право дерзновенно молиться и просить: «Господи открой мне, пожалуйста, за что и для чего мне это послано? Вот эта скорбь, вот эта беда? Что я должен в себе увидеть,  исправить, преодолеть, изменить, до чего я должен дорасти, что я должен понять, чему я должен научиться – для чего ты мне это посылаешь?». Может ли быть нательный крестик без распятия? - Может. Если мы пойдем в любой музей и посмотрим простые кресты, которые носили простые люди на Руси, в древности, чаще всего это будут кресты без распятия, просто потому что технология, по которой изготавливались кресты с распятием, была доступна финансово только состоятельным людям. Поэтому крест как знамение может быть без распятия. Ничего в этом такого нет. Но сейчас технология позволяет, это не так  дорого.

http://radonezh.ru/text/v-pryamom-efire-...

В других церковных песнопениях подчеркивается созидательная сила Креста, восстанавливающая извечный замысл Божий о человеке, нарушенный грехопадением Адама: «Приидите, все языцы, благословенному древу поклонимся, имже бысть вечная правда; праотца бо Адама прельстивый древом, крестом прельщается и падает низвержен падением странным, мучительством одержавый царское здание; кровию Божиею яд змиев отмывается, и клятва разрушися осуждения праведнаго, неправедным судом Праведнику осуждену бывшу. Древом бо подобаше древо исцелити и страстию Безстрастнаго, яже на древе, разрешити ти страсти осужденнаго. Но слава, Христе Царю, еже о нас Твоему мудрому смотрению, имже спасл еси всех, яко Благ и Человеколюбец!» (Праздник Воздвижения Креста, «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах»). В этой стихире с замечательной полнотой дан синтез святоотеческого учения об искуплении, соответствующего во всем Священному Писанию . В основе учения лежит понятие вечной правды Божией, понимаемой, однако, не в юридическом смысле удовлетворения оскорбленного величия Божия соответствующей вине жертвой, а в смысле восстановления разрушенного соответствующим действием Сына Божия («Древом бо подобаше древо исцелити, кровию Божиею яд змиев отмывается…» и т.д.). Слово Божие свидетельствует, что Бог отдал Сына Своего на Крестную смерть ради спасения мира: «Господь возложил на Него грехи всех нас… Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» ( Ис. 53:6, 10 ). Или, как говорит Сам Христос: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Таким образом, не требование отвлеченной справедливости, и тем более не удовлетворение оскорбленного величия Бога, но одна любовь Божия является движущей силой непостижимой тайны добровольной Крестной Жертвы воплощенного Сына Божия во имя спасения мира. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» ( Рим. 5:8–9 ). В тайне Креста, по словам митрополита Московского Филарета, выразилась «любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа Святого, торжествующая силою крестною. Так бо возлюбил Бог мир» (Слово в Великий Пяток).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В 614 году персы, по-теперешнему жители Ирана, – овладели Иерусалимом и храмом и похитили Крест Господень. Через 14 лет, в 628 году Крест был снова возвращён в Иерусалимский храм. С этого времени установлено было во Вселенской Церкви повсеместное празднование Воздвижения Животворящего Креста Господня для всеобщего поклонения ему. Все мы знаем, братия и сестры, что всеобщее поклонение Кресту Господню установлено потому, что на нём Господь перенёс мучительные страдания и самую смерть ради нашего спасения. В сегодняшнем евангельском чтении святая Церковь напоминала нам, как Спаситель был судим, приговорён к распятию и как был распят на Кресте Голгофы. Во дворе Пилата сначала били Его, терновым венцом окровавили главу и лик Его, потом кричали Пилату: распни, распни Его. Когда Пилат сказал толпе, что не находит в нём вины, то они ещё сильнее кричали: возьми, возьми, распни Его. Тогда, – говорит евангелист, – он предал Его им на распятие ( Ин. 19:16 ). И распяли Его на голгофском Кресте и с Ним двух разбойников по ту и другую сторону от Него. Если разбойники, братия и сестра, были распяты потому, что были разбойниками, по делам своим ( Лк. 28:41 ) получившие наказание, то за что был распят невинный, безгрешный, никому никакого зла не сотворивший Христос? – Он был распят не за Себя, не за Свои дела, а за дела людей, за их грехи, за наши грехи и не по Суду Пилата и Синедриона, а по изволению Божию ( Ин. 19:11 ), допустившему этот суд по неизреченной любви Божией, пожелавшей через искупительные страдания и смерть Христа избавить нас от грехов, мучений и вечной смерти за них. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ...ибо не судить мир, но спасти мир пришёл на землю Христос ( Ин. 3:6, 17 ). И вот смотрите, что произошло на Кресте Голгофы. На Кресте Он изъязвлен был за грехи наши, мучим за беззаконие наши, наказание мира нашего на Нём, язвою Его мы исцелились ( Ис. 53:5 ). Как переносил, как чувствовал на Кресте невинный Страдалец? На Кресте Он молился за распинателей Своих! Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Лк. 23:34 ). На Кресте Он поручил осиротевшую Мать Свою возлюбленному ученику Своему, сказав: Жено, се Сын Твой, а ученику: Се Матерь Твоя ( Ин. 19:26–27 ). На Кресте Он помиловал уверовавшего разбойника и даровал ему Царствие Небесное, сказав: Сегодня же ты будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). На Кресте Христос никого не забыл. Он забыл только Себя Свои страдания. И когда пришёл им конец, Он сказал: Совершилось и, склонив голову предал Дух Свой Отцу Своему ( Ин. 19:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

(Стихи 18–24 первой гл. читаются как Апостольское зачало в праздник Воздвижения Креста Господня). Главной темой всего благовестия ап. Павла был Крест Христов, т. е. Его искупительные страдания и воскресение. Эта проповедь находит различный отклик в сердцах людей. Ап. Павел говорит, что по отношению к проповеди Креста люди разделяются на две группы: «погибающих» и «спасаемых»: «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). Для «погибающих», т. е. не принимающих благовестия, слово о Кресте кажется «юродством», т. е. безумием, потому что оно не согласуется с их человеческой мудростью, которую они признают для себя высшим авторитетом. Для тех же, кто принимает это слово в простоте сердца и доверии к Богу, т. е. для «спасаемых», оно есть не только премудрость, но и «сила Божия». Это слово обладает силой, действует благодатно, оно способно преображать сердца, умудрять духовной мудростью и оправдывать перед Богом. Сама история подтверждает истинность сказанного в этом стихе: многие мудрецы смеялись над крестом Христовым как средством спасения, а принявшие его и до сих пор спасаются им. Так Бог «обратил мудрость мира сего в безумие» ( 1Кор.1:20 ). Но возникает вопрос: почему Бог избрал средство спасения, несообразное с мудростью «века сего», с мудростью мирской? Апостол отвечает на этот вопрос так: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор.1:21 ). Значит, было время, когда Бог спасал посредством человеческой мудрости, через естественное откровение ( Рим.1:19–20 ) и естественный нравственный закон ( Рим.2:14–15 ). Но по причине греха разум и сердце человека оказались бессильными познать Бога. Поэтому Бог теперь предлагает средство, прямо противоположное этой осуетившейся мудрости, – проповедь креста Христа. Это средство нужно принять только верой, потому что для естественного разума оно кажется «юродством». Мудрствуя по-человечески, ни иудеи, ни еллины не оказались способными принять спасение через Крест Христов: «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию славу и Божий премудрость» ( 1Кор.1:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Человек в падении своем заражен духом «крестоборчества»; это – подлинная философия враждебного Богу «мира», обреченного на погибель; это – знамя, под которое собирает свои полки «князь века сего». Время от времени «крестоборчество» прорывается в кровавых гонениях на рабов Христовых; оно изобретает новые «богословия», в которых не остается места ни для креста Спасителя, ни для крестного пути Его последователей. И в нас самих оно внедрилось глубочайшим образом, ведь мы не хотим страдать, мы хотим спасения без страданий, мы ожидаем и ищем здесь, на земле, утешной и покойной жизни, счастья и богатства, радостей и почестей. Однако, как учит святитель Тихон Задонский , «слава и похвала христианина состоит в подвиге, когда он не только носит на себе имя Христово, но следует за Христом, сообразуется с Ним, делает то же, что его Царь и Господь». Забывая об этом, мы легко и незаметно делаемся «врагами креста Христова», о которых так пишет святитель: «Крест Христов учит идти тесным путем, а они идут пространным. Крест учит смиряться, а они гордятся. Крест учит прихоти свои отсекать, а они их исполняют. Крест учит терпеть, а они гневаются и злобствуют. Крест учит греху умирать и жить для Бога, а они живут для себя и для греха». Но «хотя для мира крест и страдание христианское есть безумие, для христиан это премудрость и слава. Сего стыдятся и ужасаются плоть и кровь, но дух радуется о сем. Потому отдадим плоть и покоримся духу, и пусть торжествует дух. Христианская добродетель состоит в победе над собой самим, над плотью и над миром». Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь 3 и многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие 4 . А по словам одного праведного старца, «милосердный Бог и не хотел бы давать нам скорбей, но беда наша в том, что без них мы не умеем спасаться». Братья и сестры, поклоняясь Кресту Господню, покаемся в наших бесчисленных прегрешениях и житейских пристрастиях, в уклонениях от правого пути, в недостатке любви, в празднолюбии и лености, гордости и зависти, маловерии и малодушии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Праздник Воздвижения Креста Господня – это не только память исторического события, показавшего язычникам-грекам и иудеям реальность существования Христа, чудо воскресения обычного человека и силу народного почитания. Сила Святого Писания и Предания не только в том, что оно есть апологетический и исторический артефакт или сборник цитат Бога, выпущенный несколько тысячелетий назад под конкретный случай. Писание не имеет границ времени. Посыл праздника направлен в не глубину истории, а к нашим сердцам. Воздвижение креста в нашем сердце – главная цель праздника.Радость праздника — от благодати, даруемой человеку, вставшему на путь Христа. Сила праздника — в силе Божией, посылаемой человеку, который проявит мужественность принять на плечи крест Господень. Величие праздника — в том, что человек принимается Богом как сын в предвечный совет Троицы и посвящается в тайны промысла Божия. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Эти слова Евангелия однозначно приводят к пониманию креста, как непременного условия служения и жизни с Христом, и условием наследия Царства Небесного. Решимость, мужественность, любовь, терпение и согласие пред людьми и Богом нести крест Христов — есть суть праздника и момент обновления нашей личной веры. Крест – не чудотворный предмет из драгоценного металла. Он только инструмент спасения, а вся сила только от Бога. Это у язычников ручьи, камни, бижутерия обладают силой или даже волей. У нас один Бог, и никто кроме Него не творит чудеса. Нам чудесные ручьи и березы не нужны. Нам нужен один только Бог. П риидите боголюбивии вси, Крест честный возносимый видяще, возвеличим купно, и славу дадим, Единому Избавителю и Богу взывающе: распныйся на Древе Крестнем, не презри молящихся нас.

http://pravmir.ru/perekrestil-pirozhok-a...

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 августа потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 августа. Праздник Преображения Господня, по важности события, - великий и двунадесятый. К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: " Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего " (Исх. 23, 19); " Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику " (Лев. 23, 10); " Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих " (Притч. 3, 9). Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением. Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо " Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней " (Пс. 23, 1). Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (Спас на холсте) 16 августа празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2119...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010