Андрею и мч. Стефану и проч., 20 окт.; 95 мученикам Маркиану и Мартирию, нотариям, 25 окт.; 96 прп. Иоанну Милостивому, 12 нояб.; 97 мч. Азе, 19 или 20 нояб.; 98 свт. Григорию Акрагантийскому, 23 нояб.; 99 сщмч. Сисинию Кизическому, 23 нояб.; 100 апостолам Архиппу, Филимону, Онисиму и мц. равноап. Апфии, 24 нояб.; 101 вмц. Екатерине (возможно, не принадлежащий Г.), 24 нояб.; 102 прп. Стефану Новому и мч. Иринарху, 28 нояб.; 103 мученикам Косме и Дамиану, 1 или 29 нояб.; 104 ап. Андрею Первозванному, 30 нояб.; 105 мц. Варваре, 4 дек.; 106 «ин канон» свт. Николаю, 6 дек.; 107 мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, 10 дек.; 108 свт. Спиридону Тримифунтскому, 12 дек.; 109 мч. Евстратию и др., 13 дек.; 110 «ин канон» на предпразднство Рождества Христова, 22 дек.; 111 на Собор Богоматери и сродников Христовых по плоти, 26 дек.; 112 мученикам Никомидийским, 28 дек.; 113 на попразднство Рождества Христова, 31 дек.; 114 на предпразднство праздника Светов, 5 янв.; 115-119 на Собор Иоанна Предтечи, 7 янв.; 120 на попразднство праздника Светов, мч. Иулиану и мц. Василиссе, 8 янв.; акростих: Ιιουλιι-αανοο-νν μαρρ-ττυρωω-νν μελλ-ππω κκ-λλεοςς, Γγεωρρ-γγιοςς (Иулиана, хвалу мучеников, воспеваю. Георгий), в богородичнах: Γ ωργου (анализ акростиха и структуры канона показывает, что к первоначальному канону мч. Иулиану были приписаны впереди тропари попразднству, а после них - мц. Василиссе с удвоением соответствующих букв акростиха; имя автора входит в оба акростиха); 121 на попразднство праздника Светов и мученикам Ермилу и Стратонику, 13 янв.; 122 прпмч. Пансофию и прп. Иоанну Кущнику, 15 янв.; 123 прпмч. Анастасию Персянину, 22 янв.; 124 мч. Неофиту, 21 или 24 янв.; 125 на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, 27 янв.; 126-127 на перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца, 29 янв.: 1-й - с метрическим акростихом, 2-й - с алфавитным; 128 мученикам Силуану и Лукию, 8 февр.; 129 свт. Никифору, 9 февр.; 130 сщмч. Власию Севастийскому, 11 февр.; 131 прп. Мартиниану, 13 февр.; 132 великомученикам Феодору Тирону и Феодору Стратилату, 17 февр., с 16-сложным акростихом: Θεοδρων ες μνος θλητν δο Γεωργου (Феодоров, подвижников двух, одна песнь - Георгия); 133 мученикам Максиму, Феодоту, Асклепиодоту и Исихию, 19 февр.; 134 ап.

http://pravenc.ru/text/162173.html

На протяжении веков церковь была центром христианства в Зап. Грузии, что в первую очередь связано с особенным почитанием вмч. Георгия в Мегрелии. В И. хранились мощи вмч. Георгия и его лук высотой 1 м, горн и «бордзали» (стрелы) с раздвоенными концами ( Макалатия. 1941. С. 348-349). По сведениям миссионеров-католиков, побывавших в этих краях в сер. XVII в., «ближайшие соседи: абхазы, аланы, джики и другие неправославные,- не смеют трогать эту церковь» ( Шарден. 1975. С. 196-197). Чудеса, происходившие от Илорской иконы вмч. Георгия, и обычаи описывают в XVII в. миссионеры-католики Арканджело Ламберти, Иосиф Джудиче Миланский, Иосиф Мария Дзампи, российские послы дьяк Федот Ельчин и свящ. Павел Захарьев, Антиохийский патриарх Макарий III и его сын Павел Алеппский и др. Считалось, что ежегодно в ночь на Илороба (10 нояб., престольный праздник И.- день почитания вмч. Георгия) святой тайно, при запертых и опечатанных мтаваром и католикосом воротах храма, приводил в И. жертвенного быка, которого находили утром, до начала литургии. Ламберти пишет, что «народ... строит на этом предположении тысячу предсказаний о будущем. Если бык защищается от тех, которые хотят его поймать, будет война в этом году. Если он очень запачкан грязью, то это признак урожайного года. Если он одинаково светло-розовой шерсти, сбор винограда будет хорош. Если шерсть на нем рыжая, то произойдет смертность людей и животных. Немедленно все эти особенности описываются со всеми подробностями, как нечто весьма важное». Закалывать быка имели право представители только самых родовитых семей. Голову отдавали мтавару: он покрывал рога быка золотом и украшал драгоценными камнями, пить из таких кубков считалось большой привилегией. Мясо быка имело чудодейственную силу, его нарезали мелкими кусочками, сушили, хранили весь год и использовали как целебное снадобье ( Ламберти. 1877. С. 206). Др. обычай также связан с ночью на Илороба: священник прикреплял к иконе вмч. Георгия железные «бордзали» с раздвоенными концами; если утром они оказывались вынутыми из крепежей, это считалось признаком благоволения святого. В народных поверьях прослеживается связь между церквами и их патронами, небесными покровителями к-рых был вмч. Георгий. Так, патроны церквей в Латали, Ленджери (В. Сванети), Алерти, Кулискари (Мегрелия), Хони (Имерети) и И. считались братьями, старшим был Илорский. Ленджерский и Латальский на праздник 10 нояб. посылали Илорскому свечи и ладан, Илорский им - жертвенного быка ( Бардавелидзе. 1939. С. 68-69).

http://pravenc.ru/text/389441.html

РФА. 121. С. 408–410. РИБ. Т. 6. Стб. 475–482. РФА. 122. С. 411–413. РИБ. Т. 6. Стб. 482–488. ПСРЛ. Т. 8. С. 95; Т. 25. С. 248–249. ПСРЛ. Т. 8. С. 95; Т. 25. С. 248–249. Мощи свт. Фотия были обретены наряду с мощами других Первосвятителей после начала строительства нового Успенского собора в Московском Кремле 27 мая 1472 г. Этот день празднуется ныне как один из дней памяти свт. Фотия, второй день памяти Первосвятителя отмечается 2 июля, в день его преставления. После завершения строительства Успенского собора мощи свт. Фотия были вновь помещены под спудом в юго-западном углу собора, рядом с мощами свт. Киприана — предшественника Фотия на Киевской кафедре. Могилы обоих митрополитов ныне венчает общая рака. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900. С. 415. РФА. 90. С. 291–292. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. Т. 1. 1952. 108. С. 86–87. Тарасов А. Е., Маханько М. А. Иона, митрополит Киевский и всея Руси//Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2010. С. 392–404. Акты феодального землевладения и хозяйства. Т. 1. М., 1951. 95. С. 92. Тарасов А. Е., Маханько М. А. Указ. соч. С. 392–404. ПСРЛ. Т. 35. С. 34, 57, 59. Там же. Т. 17. Стб. 417–420. РИБ. Т. 6. 49. Стб. 419–422; РФА. 21. С. 132–133; Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1841. 18. Стб. 27. ОР РНБ, F. I. 476, л. 153–153 об. (опубл.: ПСРЛ. Т. 17. Стб. 419–420). Тарасов А. Е. Герасим, митрополит Киевский и всея Руси//Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 152–154. Там же; Иванов С. А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 70. ПСРЛ. Т. 35. С. 59. Там же. Т. 5. Вып. 1. С. 42; Вып. 2. С. 44. Monumenta mediiaevi historica resgestas Polonia eillustrantia. Kraków, 1891. Т. 14. Арр. 17 Ibid. T. 2. 32. S. 77. Тарасов А. Е. Герасим, митрополит Киевский… С. 152–154. Там же. 152–154. Там же. С. 152–154. ПСРЛ. Т. 35. С. 121. Любавский М. К. Очерки истории Литовско-Русского государства. М., 1915. С. 323—325. Тарасов А. Е. Герасим, митрополит Киевский… С. 152–154.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Сент. Дни 1-13. Стб. 482). И. повелел израсходовать на помощь голодающим все запасы и занимать деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом монахов, которые обвиняли его в безрассудстве: «...нас переморит, а их не прекоръмит». Только пожалование по 1 тыс. четвертей ржи и овса и 100 р. вел. кн. Василия III позволило обители восстановить запасы ( Досифей (Топорков). 1865. С. 175; ВМЧ. Сент. Стб. 483-484; Белокуров. 1903. С. 323). Традиционно считается, что И. решающим образом повлиял на содержание завещания кн. Ивана Рузского, согласно которому выморочный удел поступал во владение вел. князя (в нояб. 1503 кн. Иван Рузский тяжело заболел и его перенесли в Иосифов мон-рь, где он и скончался ( Черепнин. 1948. С. 217-219)). По-видимому, это обстоятельство изменило отношение кн. Федора Борисовича к И., хотя, согласно своей духовной грамоте 1501 г., он предназначал Волоколамскому мон-рю огромный заупокойный вклад - волость Буйгород. Только в нояб. 1509 г. кн. Федор Борисович освободил купленное мон-рем в Волоцком у. сельцо Раменейце от дани с правом суда во всех делах, «опричь душегубства» (АФЗХ. 1956. Вып. 2. 45). Кн. Федор нуждался в деньгах и всеми способами пытался взимать их со своих подданных. И. оказывал князю посильную поддержку, давая деньги в долг (100 р.), но отказывался смириться с постоянными поборами. Волоцкий князь требовал от обители подарков, не возвращал долги, отбирал у старцев ценные иконы и книги, а имущество, переданное монастырю в качестве вкладов, выкупал за половинную стоимость, угрожал расправой монахам. Особенную опасность для обители представляли покушения кн. Федора на вклады «по душе» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 210-211), что грозило разрушить строгую систему поминальных служб и подрывало авторитет монастыря среди вкладчиков. Союзником волоцкого князя выступил архим. Возмицкого мон-ря Алексий (Пильемов), к-рый подговорил нек-рых монахов перейти из Иосифова в Возмицкий мон-рь (по духовной кн. Федора Возмицкому мон-рю было завещано только с. Данилково, и его игумен, видимо, рассчитывал на большее (ДДГ. 98)). Кн. Федор требовал, чтобы волоцкий игумен оставил мон-рь, этому решительно воспротивилась братия (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 476; Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 216-217). По свидетельству И., Новгородский владыка был не в силах защитить его от насилий волоцкого князя, наоборот, дал ему совет: «Не достоит ти с князем Феодором сваритися и силою у него жити на его отчине» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 344).

http://pravenc.ru/text/578410.html

В древнерус. пространной редакции Пролога сказание М., Ермогена и Евграфа находится также под 10 дек., по сравнению с синаксарной заметкой, оно отредактировано незначительно. Перевод сказания из греч. Минеи выполнен в XIV в. и вошел в состав стишного Пролога ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 34-36): М.- образованный афинянин при имп. Максимиане, вместе с Ермогеном и Евграфом претерпел мучение в Александрии; мощи мучеников были перенесены в Византий. Обе проложные памяти (из простого и стишного Пролога) включены в ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Дек., дни 6-17. Стб. 797-798, 803-804). Кроме того, в ВМЧ под 17 февр. содержится «Обретение мощей святого мученика Мины Каликеледа» ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 485) - перевод греч. варианта сказания, которое находится в Синаксаре К-польской ц. под той же датой (SynCP. Col. 470). В слав. версии вместо имп. Василия указан имп. Маркиан. Др. сказаний о М., Ермогене и Евграфе в ВМЧ нет, видимо, их слав. перевод не существовал. Для восполнения этой лакуны свт. Димитрий , митр. Ростовский, перевел для своих Четьих-Миней метафрастовскую версию Мученичества М., доступную ему, вероятно, в лат. изложении Л. Сурия, сократив ее в начале и в конце ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 68 об.-76 об.; о переработке см.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца. М., 2012. С. 329-330). Этот перевод перепечатан и в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под 10 дек. Л. В. Прокопенко Гимнография Память М., Ермогена и Евграфа отмечается 10 дек. в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 126). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М., Ермоген и Евграф не упоминаются, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., в ГИМ. Син. 162, XII в.) под 10 дек. содержится служба им, включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 36).

http://pravenc.ru/text/2563250.html

Ист.: SynCP. Col. 199-201; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 53-54; ЖСв. Нояб. С. 135-142. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 457; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 213; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 80-83. О. Н. А. Гимнография Память М. м. указана в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., под 7 нояб.; на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); на литургии - прокимен Пс 67. 36, Апостол - Евр 12. 1-10, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие - Мф 20. 1-16, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 92). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. м. не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., относящемуся к малоазийской редакции Студийского устава, память М. м. совершается 7 нояб.; богослужебное последование состоит из канона авторства Феофана Начертанного 2-го гласа, 4 стихир и седальна ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 308). В Мессинском Типиконе 1131 г. южноиталийской редакции Студийского устава память М. м. также отмечена под 7 нояб.: совершается рядовая служба без к.-л. особенностей (см.: Arranz. Typicon. P. 50). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 56б)) память М. м. помещена под 7 нояб. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. под 7 нояб. излагается устав соединения службы М. м. со службой в честь прп. Лазаря Галисийского и с рядовой службой Октоиха; М. м. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ). Такие же указания содержатся под 7 нояб. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих (в т. ч. в современном); М. м. также поется кондак 8-го гласа       Последование М. м., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 8-го гласа      (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 189; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 239); канон авторства Иоанна Монаха с акростихом Δξα κροτεσθω Χριστς τν Μαρτρων (Слава пусть возгремит Христос мучеников) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Δετε, πιστοπαντες (Приидите, верные все) (Μηναον. Νοεμβρος. Σ. 74-84); канон, составленный Иосифом Песнописцем , c акростихом           8-го гласа, ирмос:           нач.:        (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 183-192; греч. оригинал этого канона известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 80); цикл стихир-подобнов; седален, светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/2562904.html

В древнерус. лит-ре XI в. заметно стремление к утверждению древности и самостоятельности славяно-рус. христ. традиции, нашедшее выражение в предании о проповеди в Вост. Европе ап. Андрея Первозванного (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 7-9) и в особом почитании в Киеве сщмч. Климента , еп. Римского. В то же время летопись называет христианство «греческим законом» (Там же. Стб. 108). Митр. Иларион в «Слове о законе и благодати», подчеркивая самостоятельность апостольской миссии св. Владимира - «второго Константина», говорит о «благоверной земле Гречьстей, христолюбивей же и сильней верою» ( Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. К., 1984). Именно «греки» - визант. иерархи, писатели, подвижники - выступали для рус. христиан учителями и наставниками, передающими чистоту правосл. учения и богатейший опыт духовной жизни. Немало выдающихся греч. иерархов украшали Киевскую и др. кафедры Русской Церкви, вызывая глубокое уважение своей паствы. Ср. возглас летописца об ученом митр. Иоанне II : «И сякого не бысть прежде в Руси, ни по нем не будет сяк» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208). Впрочем, отношение на Руси к «грекам» было далеким от идеализации; в летописном повествовании их характерной чертой нередко выступает лукавство («лесть»): греки пытаются отравить «вещего» Олега (ПВЛ под 6415 г.), хитростью выведывают численность войска кн. Святослава (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 70; здесь добавлено знаменитое восклицание летописца: «Суть бо Греци льстивы и до сего дни»), греч. наместник Херсона («котопан») на пиру в Тмутаракани подсыпает яд кн. Ростиславу Владимировичу (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 166); рассказывая об обмане еп. Антония Черниговского (1164), летописец замечает: «Се же молвяше им, льсть тая в собе: бяше бо родом Гречин» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 523). Неизвестный рус. паломник XV в., составивший русско-греч. словарь, с почтением пишет о «премудром греческом языке», но греков в агонизирующей Византии считает народом «неуживчивым, недружелюбным и любви не имеющим» ( Vasmer M. Ein russisch-byzant. Gesprächsbuch. Lpz., 1922. S. 25-27).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Умер Е. П. не позже 1422 г., времени открытия мощей Сергия Радонежского (об этом он еще не знает). Изд.: Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца: (По лицевому списку Троице-Сергиевой лавры XVI в.). Сергиев Посад, 1853; Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа//ПЛ. СПб., 1862, вып. 4, с. 119–171; Послание Епифания к преподобному Кириллу 1413 г./Изд. А. И. Никифоровым//ПС, 1863, т. 3, с. 323–328; Срезневский. Памятники, стб. 240–241; Житие и подвизи преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергиа чюдотворца, и малоисповедание от божественых чюдес его, списано учеником его, священноиноком Епифанием//ВМЧ, Сентябрь, дни 25–30. СПб., 1883, стб. 1463–1563; В той же день (25 сентября) Слово похвально преподобному отцю нашему Сергию, сотворено бысть учеником его, священноиноком Епифанием//Там же, стб. 1563–1578; Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием в XV в./Сообщил архим. Леонид. Печатаются по Троицким спискам XVI в. с разночтениями из Синодального списка Макарьевских Четиих-Миней. СПб., 1885 (ПДПИ, 58); Сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму под ред. архим. Леонида//ППС, СПб., 1887, т. 5, вып. 3 (15), с. I–III, 3–6; Тихонравов Н. С. Древние Жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892 (2-е изд. М., 1916; репринт: Die Legenden des heiligen Sergij von Radone. Nachdruck der Ausgabe von Tichonravov. Mit einer Einleitung und einer Inhaltsübersicht von L. Müller. München, 1967); Житие св. Стефана, епископа Пермского написанное Епифанием Премудрым /Изд. Археограф. ком., под ред. В. Г. Дружинина . СПб., 1897 (переизд. с введ. Д. Чижевского: Apophoreta Slavica. The-Hague, 2, 1959); Месяца апреля 26 день. Преподобнаго во священноиноких отца нашего Епифаниа счинено бысть Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа//ВМЧ, Апрель, дни 22–30. М., 1915, стб. 988–1109; Грабарь И.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

591 Белоброва O. A. Посольство константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 2. Загорск, 1958. С. 13. 594 Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. 2-е изд., испр. и доп. М., 1909. С. 38. 596 Кучкин В. А. Сергий Радонежский и «филофеевский крест»//Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 19. 603 Бобров А. Г., Прохоров Г. М., Семячко С. А. Имитация науки//Труды Отдела древнерусской литературы. T. LIII. СПб., 2003. С. 423–424. 605 РИБ. T. VI. Приложения. 16. Стб. 100; 17. Стб. 104. Ср. грамоту патриарха Филофея митрополиту Алексею, написанную в августе следующего 1371 г., в которой читаем: «...в прошлом году я писал к тебе с человеком твоим Аввакумом» (Там же. 25. Стб. 142). 617 Кучкин В. А. Антиклоссицизм//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. 4 (10). С. 98, 108, 109. 622 Там же. Приложения. 10. Стб. 60. Скевофилакс (сосудохранитель) – чин патриаршей константинопольской церкви, заведовавший всей церковной утварью и распоряжавшийся ее употреблением при богослужении. Если какая-либо церковь лишалась своего пастыря, то скевофилакс принимал надзор за ней и ее богослужебными принадлежностями. (Энциклопедический словарь. Издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. 59. СПб., 1900. С. 190). 623 РИБ. T. VI. Приложения. 13. Стб. 82; 14. Стб. 90. Сакелларий – должность в константинопольском патриархате, главной функцией которой являлась фискальная и контрольная деятельность в подведомственной области. Занимавшему ее человеку доставлялись подробные ведомости от всех приходов и церквей с указанием денежных и иных поступлений и расходов, а также о земельных владениях. Сакелларии руководили материальным хозяйством церкви, а также исполняли обязанности своего рода «благочинных» позднейшего времени. (Энциклопедический словарь... Т. 56. СПб., 1900. С. 78). 629 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., 1950. 21. С. 59; 22. С. 61. (Далее: ДДГ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5. Стб. 379-394; Вып. 6. Стб. 489-497; 1865. Т. 5. Вып. 1. Стб. 1-12; Вып. 2. Стб. 65-80) и приложения к ней. Общая археология, от каменного века до вост. средневековья, была представлена в ИРАО в основном сводками по уездам: «О насыпях и кургане в Петербургской губ.» А. И. Савельева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 56-60), «Древние курганы и укрепления в Семипалатинской и Семиреченской области» Абрамова (Там же. Стб. 60-64), «Курганы Вотской пятины Новгородской земли» Л. К. Ивановского (Там же. Вып. 3. Стб. 225-230; 1880. Т. 9. Вып. 1. Стб. 93-101), «Краткие сведения о деревянных старинных храмах и некоторых при них достопримечательностях, также - курганах и насыпях, по Весьегонскому у. Тверской губ.» А. Н. Виноградова (1880. Т. 9. Вып. 1. Стб. 71-83), «Покутье в отношении археологическом» И. П. Боричевского (Там же. Стб. 108-114), «Белгородка и найденный в ней змеевик» И. П. Хрущова (Там же. Стб. 131-135), «Значение курганов как исторических источников» Д. Я. Самоквасова (Там же. Вып. 2/3. Стб. 181-201), «Донесение о кладах» П. Н. Петрова (Там же. Вып. 4. Стб. 380-381), «Остатки старины близ Передольского погоста, Лужского у., Санкт-Петербургской губ.» М. Быстрова (Там же. Стб. 389-393). Как и в ЗРАО, в ИРАО целыми сериями печатались статьи по визант., древнерус., монг., среднеазиат., тур. нумизматике: «Куны» (1872. Т. 7. Вып. 2. Стб. 128-162) и «О ливонезах» (Там же. Вып. 3. Стб. 249-255) Прозоровского, статьи И. А. Бартоломея, Бычкова, Вельяминова-Зёрнова, Григорьева, А. А. Куника , В. К. Савельева, А. С. Уварова и др. Публиковались каталоги монет и медалей (в т. ч. каталог коллекции минц-кабинета РАО), 9-й и 10-й тома в качестве приложения содержали труд «Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц» Ю. Б. Иверсена, также бывшего автором мн. статей и заметок в этой области. Выходили статьи по эпиграфике: «Восточные надписи на старинных русских грамотах» М. А. Оболенского (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 22-24), работы М. И. Броссе и др. В томах 4 и 6 публиковались библиографические обзоры кон.

http://pravenc.ru/text/293864.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010