Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ Прп. (пам. древнерус. 17 янв.). Краткие сведения о М. содержатся в 39-й Проповеди на Евангелия свт. Григория I Великого , папы Римского, где говорится, что М. жил в Ликаонии . Однажды, направляясь из своей обители в др. мон-рь, он увидел на дороге прокаженного, к-рый не имел сил дойти до госпиталя. Проявив сострадание к ближнему, М. завернул больного в плащ и понес на плечах. Настоятель мон-ря издалека узнал приближающегося монаха и велел братии как можно скорее открыть ворота, т. к., по его словам, М. нес Господа. Перед дверями обители прокаженный скинул плащ и явился преподобному в образе Спасителя, сказав, что, как М. не постыдился Его на земле, так же и Он не постыдится его на небе; после этого прокаженный исчез. Когда настоятель мон-ря спросил вошедшего монаха, где больной, тот ответил, что если бы он знал, Кто это был, то удержал бы Его, и добавил, что, неся больного на плечах, он не чувствовал тяжести ( Greg. Magn. In Evang. 39 10). Начиная с XII в. повествование о М. из 39-й Проповеди свт. Григория вошло под 17 янв. в состав древнерус. нестишного Пролога при его дополнении разделом слов и поучений отцов Церкви. Этот же текст содержится в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление. Стб. 403 (1-я паг.)). Впосл. нек-рые переписчики, не видя границы между житийным и поучительным разделами, включали М. в число святых, напр. в Святцы 1621 г. из Коряжемского мон-ря. В совр. календаре РПЦ память М. отсутствует. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Benedetto G. Martirio//BiblSS. Vol. 8. Col. 1303-1304; Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (кр. и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв.//Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 701-745. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МАТРОНА (III-IV вв.), мц. Фессалоникийская (пам. 27 марта; пам. зап. 15 март, 20 февр.; пам. визант. и древнерус. 28 марта) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня)

http://pravenc.ru/text/2562450.html

3-10) и молитва Господня «Отче наш» (Ibid. 5. 11-18). Причащению (Ibid. 5. 20-22) предшествовал возглас «Святая святым» (Ibid. 5. 19; см.: Taft. Precommunion. P. 231-238), а заключением литургии служила благодарственная молитва после Причащения ( Cyr. Hieros. Mystag. 5. 22). Приведенные у К. цитаты из текста анафоры ставят перед исследователями неск. проблем, наиболее обсуждавшейся из к-рых является отсутствие рассказа о Тайной вечере (institutio). Нек-рые исследователи полагали, что institutio тогда еще не вошло в евхаристическую молитву Иерусалимской Церкви. Однако рассказ об установлении Евхаристии подробно разобран в 4-м тайноводственном поучении, и это позволяет предположить, что К. просто не стал повторять его в 5-м. Выдвигались также предположения о егип. происхождении приведенной у К. евхаристической молитвы ( Cuming. 1974), вызывающие, впрочем, серьезные сомнения ( Spinks. 1989; см. также общий обзор проблемы: Burreson. 1997). Почитание Оказавшись одним из первых епископов Иерусалимской Церкви после возрождения города в IV в. и фактически основателем ее обновленной литургической традиции, К. первоначально стал почитаться святым именно в этом контексте. Это хорошо видно на материале арм. источников, где имя К. встречается чаще, чем в греч. или иных источниках, и наделено большим авторитетом, поскольку Армянская Церковь на раннем этапе была тесно связана с иерусалимской богослужебной традицией. Недаром единственное развернутое Житие К.- армянское ( Bihain. 1963). В греческих источниках житийная традиция К. сводится к небольшой проложной статье в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 545-546). Память К. отмечается в день его кончины - 18 марта. В нек-рых источниках указывается 11 марта вместе со свт. Софронием Иерусалимским или 12 марта - видимо, как продолжение дня его памяти ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 78). В ВМЧ память указана дважды: 12 и 18 марта (Март, дни 12-25. Стб. 351, 426). В зап. традиции К. также почитают как святого с той же датой памяти.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

По свидетельству Михаила Пселла, Е., явившись во сне низложенному К-польскому патриарху Михаилу I Кируларию († 1058), предсказал ему близкую кончину, к-рая должна была избавить его от судебного разбирательства ( Σθας Κ. Ν. Μεσαιωνικ βιβλιοθκη. Βενετα, 1874. Τ. 4. Σ. 373-374). В пространном Житии прп. Параскевы (Петки) Тырновской (Эпиватской), написанном ок. 1385 г. Болгарским патриархом св. Евфимием Тырновским говорится, что Е. был ее младшим братом, в бытность архиереем «различныя ереси от стада отгнав», а после его кончины мощи «реку мура преславно источиша, яже на пъприще едино истекааше в море, якоже иже тамо шедшеи добре съведять» (изд.: Kalu niacki E. Zur älteren Paraskevaliteratur der Griechen, Slaven und Rumänen. W., 1899. S. LXVIII-LXXI; ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 1026). На основе этого произведения было составлено т. н. 2-е проложное Житие прп. Параскевы, сопровождающее нек-рые списки слав. службы ей, также атрибутируемой патриарху Евфимию. Е. упоминается в числе св. целителей в греч. молитве об исцелении больного из сборника Vindob. Phil. 178, 1429-1430 гг., находящегося в Австрийской национальной б-ке в Вене ( Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. M., 1893, 1992р. Pars 1. P. 325). Рус. паломник игум. Даниил (нач. XII в.), упоминая г. Абидос, говорит, что «противу тому граду лежить святый Еуфимие Новый» («Хожение» игум. Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 18). Антоний Новгородец (ок. 1200) пишет: «У Калиполя же святый отец Еуфимеи лежит» (Книга Паломник. С. 37). Ист.: BHG, N 653z - 654; Арсений (Иващенко), еп. Похвальное слово святому Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому, написанное Григорием Кипрским//ЧОЛДП. 1889. Март-май. С. 1-70 (отд. паг.); Αντωνιδης Β. Γεωρϒου Κυπρου ϒκμιον ες τν μϒαν Εθμιον πσκοπον Μαδτων//ελτον τς Ιστορικς κα Εθνολοϒικς Εταιρεας τς Ελλδος. Αθναι, 1892. Τ. 4. Σ. 387-422; SynCP. Col. 660; Патриарх Евтимий: Съчинения/Съст. К. Иванова. София, 1990. С. 267-269. Лит.: Εθμιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1037; Laurent V. Euthyme, éveque de Madyta//DHGE. T. 16. Col. 62-63; Sauget J.-M. Eutimio, vescovo di Madito//BiblSS. Vol. 5. Col. 333-334; Иванова К. Житието на Петка Търновска от патриарх Евтимий: (Източници и текстол. бележки)//Старобългарска лит-ра. София, 1981. Кн. 8. С. 17-18; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 146.

http://pravenc.ru/text/187645.html

Тем же вси речем: Радуйся, апостоле святый Андрею, благословивый землю нашю и прообразивый нам святое Крещение и еже мы прияхом от благочести ваго Володимера; Радуйся, насеявый учениа вселенную всю; Радуйся, учениче Христов и учителю наш, не престай за Ны моляся с Богородицею и Апостолы, с ними же вся человекы от льсти избависте, предстояще Престолу Христову и да избудем от зол, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь (ГИМ, Син. 988, ВМЧ, месяц ноябрь, XVI в.). Великие Макарьевские Минеи Четьи (Библиография) 1. Великие Минеи Четии , собранные Всероссийским митрополитом Макарием. СПб, м, 1868–1917 (Памятники славяно-русской письменности, изданные имп. Археографической комиссией) Вып. 1–8. Издание не закончено: не напечатаны Миней за ноябрь (дни 26–30), январь (дни 12–30), март, май – август. Выпуски 9–16 напечатаны старославянским шрифтом, с соблюдением титл и ударений. Издание подготовлено по Софийскому (Новгородскому), Успенскому и Царскому спискам. 2. Сентябрь. Под ред. П. И. Савваитова СПб., тип. имп. Акад. наук, 1868–1889 1) Указатели личных имен, географических имен к первому, второму и третьему выпускам Великих Миней Четий, собранных митрополитом Макарием, 1889, 94 стб. 2) Дни 1–13 Вып. 1 1868, VI, 672 с. и стб., 3 л. факс. 3) Дни 14–24 Вып. 2 1869, IV 673–1392 с. и стб. 4) Дни 25–30 Вып. 3 1883, III 1393–2300 c. и стб. 3. Октябрь. Под ред. С. Н. Палаузова, М. О. ояловича СПб., 1870–1880 1) Дни 1–3 Вып. 4. СПб, тип. имп. Акад. наук, 1870, VI, 792 с. и стб.; 1 л. факс 2) Дни 4–18 Вып. 5 СПб, тип. и литогр. A. Траншеля, 1874, IV, 793–1534 с. и стб. 3) Дни 19–31 Вып. 6 Приложение 1–2144 Указатель личных имен, географических имен к выпускам Миней Четий (4, 5, 6) за октябрь месяц. СПб, тип. Ф. Г. Елеонского и К°, 1880, V, 1533–2114, 26 с. и стб. 4. Ноябрь. Под ред. в Васильевского СПб, М., 1897–1917 1) Дни 1–12. Вып. 7 СПб, тип имп Акад. наук, 1897, VI, 884 си стб 2) День 11 Вып. 7 Приложение Преподобного Феодора Студита Большой Катехизис Кн.2 Предисл и печатание греч. текста А. И. Пападопуло-Керамевса Спб., тип. в Киршбаума, 1904, Х/II, 414 с. и стб. Текст на рус. и греч. яз.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА, КЛАВДИЯ, ЕВФРАСИЯ, МАТРОНА, ИУЛИАНИЯ, ЕВФИМИЯ И ФЕОДОСИЯ [Александрия], Кла вдия, Евфра сия, Матро на, Иулиа ния, Евфи мия и Феодо сия [Феодора] († 310), мученицы Амисийские (пам. 20 марта). Когда при имп. Максимиане Галерии (305-311) происходило жестокое гонение на христиан, эти 7 жен из понтийского г. Амис (совр. Самсун, Турция) бесстрашно предстали пред градоначальником, объявив себя христианками, а его самого обличив в бесчеловечности. За это они были подвергнуты жесточайшим пыткам, а затем брошены в раскаленную печь, где и приняли мученический венец. Сведения о них имеются в Минологии Василия II , из него - в Прологах и греч. синаксарях. Краткое житие святых мучениц переведено на слав. язык в XII в., в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. оно включено под 20 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 37). Ист.: SynCP. М. 2. Лит.: Quentin H. Alexandria//DHGE. T. 2. Col. 289; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 24; НКС. Т. 3. С. 94; ПБЭ. Т. 1. Кол. 503-504; ЖСв. Март. С. 414; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 112. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/64436.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИК [греч. Κρυκος], прп. (пам. греч. 27 марта). Время и подробности подвижнической жизни этого святого не известны. В византийских нестишных Синаксарях указывается только то, что он подвизался в Апре (Феодосиополе) во Фракии (SynCP. Col. 563), из стишных Синаксарей (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.) известно, что он скончался в мире. В посвященном ему двустишии сказано: «Аз, отче Кириаке, уже тебе и умершу, или сердцем принести ти хощу хвалу или языком» ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. С. 371). Эти сведения о К. были включены в греч. печатную Минею (Венеция, 1596) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 4. Σ. 145). В ВМЧ под 27 марта К. упомянут дважды, т. к. в них указаны сведения из нестишного и стишного Прологов (ВМЧ. Март, дни 26-31. Стб. 1594, 1603). В совр. календаре РПЦ имя К. отсутствует. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 87; Κρυκος//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 548; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 250; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 7: Μρτιος. Σ. 273. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1840239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКИАН Мч. (пам. греч. 10 марта). Сведения о нем содержатся только в визант. стишных Синаксарях, где сообщается, что М. был «раздавлен древами» (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 527-528). Память М. и посвященное ему двустишие перешли в греч. печатную Минею (Венеция, 1596), в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 65), в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Пловдив, 2012. T. 7. С. 37; двустишие «Удивившуся земнии тебе видяще древом сокрушенаго, аминь, глаголю тебе, Маркиане, небесныя мысли») и в ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 1-11. Стб. 101b). Однако его имя не вошло в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского, в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» и в совр. календарь РПЦ. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 70; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 300-301; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 105. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ, 10 000 [Греч. Μρτυρες μριοι] (пам. греч. 18 марта). Эти святые известны из византийских стишных синаксарей (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 547-548), где сообщается только, что им были отсечены головы. По предположению архиеп. Сергия (Спасского) , массовое убийство христиан могло произойти после пожара в имп. дворце в Никомидии. Такого же мнения придерживался и митр. Софроний (Евстратиадис) . Возможно, речь идет о событиях, которые описаны Лактанцием и Евсевием Кесарийским ( Lact. De mort. persecut. 14; Euseb. Hist. eccl. VIII 6. 6). Впосл. память и двустишие из стишного Синаксаря были включены в греч. печатную Минею (Венеция, 1596), в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 104), а при переводе в XIV в. на слав. язык - в стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. Т. 7. С. 76). Из стишного Пролога сведения о М. вошли в ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 12-25. Стб. 532а), однако их нет в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского и в совр. календаре РПЦ. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 78; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 325; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 140; 2009. Τ. 2. Σ. 192. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564444.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ ОТРОКИ, 9 [Греч. Μρτυρες παδες ννα] (пам. греч. 30 окт., 12 марта). Время и место мученической кончины неизвестны. Сведения о М. о. содержатся в ряде списков византийских стишных синаксарей (напр., в ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 524; Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 533-534), где сообщается, что отроки были брошены в раскаленную печь и скончались, славя имя Христово. Память святых с тем же двустишием повторяется под 12 марта. Затем эти сведения были дважды включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 459; Τ. 4. Σ. 81). В греческой печатной Минее 1870 г. М. о. упоминаются под 30 окт. При переводе в XIV в. на слав. язык греч. стишного Синаксаря в него вошли данные о М. о. только за мартовское полугодие ( Петков, Спасова. Пролог. Т. 2. C. 93-96; Т. 7. С. 42), в ВМЧ митр. Макария память святых также обозначена только под 12 марта (ВМЧ. Март. Дни 12-25. Стб. 360а). В современном календаре РПЦ упоминание о М. о. отсутствует. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 72, 338; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 315; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 140; 2009. Τ. 2. Σ. 334. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564476.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ († Ок. 361), прп. (пам. 6 марта, пам. греч. 8 марта). Подвизался на о-ве Кипр в царствование имп. Константина I Великого , с юности вел аскетический образ жизни, своей проповедью и благим примером привлек большое число учеников, среди к-рых были Еввул и врач Иулиан . Укрепляемые молитвами наставника, они приняли мученическую кончину при имп. Юлиане Отступнике . А. предал погребению тела мучеников и провел остаток своих дней в слезах и молитвах. Краткое житие А. содержится под 8 марта в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 343-344); память А. указана 6 марта в греч. рукописных синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и печатной Минее (изд. Венеция, 1596). В ВМЧ помещена память А. без жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 8 (2-я паг.)). Гимнография Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь (Μηναον. Μρτιος. Σ. 43). Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 425-426, 641-642; PG. 117. Col. 343-344; ЖСв. Март. С. 158. Лит.: Agrain R. Arcadius (4)//DHGE. T. 3. Col. 1487-1488; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 159; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 56. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/76024.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010