Перевод синаксарного сказания был включен в слав. стишные Прологи под 16 марта ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 49), а затем - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 27. 2-я паг.). Ист.: SynCP. Col. 43-44, 539-540; PG. 117. Col. 48-49 [Менологий Василия II]; MartRom. P. 99. Note 3; ActaSS. Mart. T. 2. P. 424-425; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 147, Τ. 4. Σ. 92: ЖСв. Март. С. 328. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 108; Sauget J.-M. Papas//BiblSS. T. 10. Col. 314; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 374. О. Н. А. Иконография Мч. Папа Ларандский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 36) Мч. Папа Ларандский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 36) Изображения П. немногочисленны и в средне- и поздневизант. традиции известны гл. обр. по памятникам минейного состава с сохранившимся циклом на март. На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 36, 1-я четв. XI в.) изображено истязание святого: тело П. растянуто параллельно земле между опорами, 2 мучителя бичуют его сучковатыми палками, так что внизу образовалась лужа крови; в центре протяженной стены, с архитектурными объемами по сторонам,- дерево; из одежд на П. лишь повязка на бедрах; он изображен седовласым человеком, напоминающим чертами лица ап. Петра, у него такие же вьющиеся волосы, тонзура и короткая борода округлой формы. В архиерейских одеждах - подризнике, фелони, с омофором - П. показан на миниатюре в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонская книга образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 104) - в рост, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие; в облике сохранены те же черты, что и на 1-й миниатюре, кудрявые волосы и округлая борода (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 284). Известен пример включения образа П. в сентябрьские минеи: на фреске в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) полуфигура святого помещена под 14 сент.; это молодой человек с темными вьющимися волосами и еще короткой, разделенной на 2 пряди бородой; он облачен в хитон и гиматий, в правой руке держит крест; вверху надпись: «СТЫ ПАПА» (см.: Менолог. С. 287. Слик. 120). Также под 14 сент. память святого включена в рус. иконописные подлинники наиболее полного состава, напр. в подлинник Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова, однако краткие сведения не содержат описания внешности П. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 152). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев акад. В. Д. Фартусова обобщенная автором житийная информация недостоверна, поскольку привела к смешению П. и Папия, мч. Памфилийского ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 14, 209).

http://pravenc.ru/text/2578907.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая). Согласно рассказу Евсевия Кесарийского , в гонение имп. Диоклетиана к правителю Кесарии Урбану были доставлены юноши-христиане: А. из Газы, иеродиак. Тимолай из Понта, два Дионисия из Триполи Финикийского, иподиак. Ромил из Диосполя, египтяне Паисий [Плисий, Пуплий] и два Александра. Будучи свидетелями мучений святых Тимофея , Агапия (пам. 19 авг.) и Феклы, они открыто исповедали Христа. Заключенные Урбаном в темницу, святые мученики не поддались ни уговорам, ни угрозам и были обезглавлены. Им посвящен канон Иосифа Песнописца (IX в.) и греч. служба. Мч. Агапий [Агапит]. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Агапий [Агапит]. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Пространное житие святых мучеников переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского , затем оно было трижды переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 15 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26). Гимнография В визант. Месяцесловах память А. появляется достаточно рано и встречается часто. В Типиконе Великой ц. (X в.) есть воспоминание мученичества А. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 248). Студийский и Иерусалимский уставы и служебные Минеи к ним отмечают память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 451, 483). Слав. служебная Минея на март-апр. (кон. XIV - нач. XV в.; Син. 172), отражающая богослужение по Студийскому уставу, содержит седален , 3 стихиры и канон , идентичные помещенным в греч. и слав. печатных Минеях. Канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа ) с акростихом «Седми приношаю мучеником песнопение» атрибутируется Иосифу Песнописцу († 883). В целом последования в печатных Минеях схожи друг с другом, однако в греч. выписан тропарь (4-го гласа) «Τος μρτυρας Χριστο κετεσωμεν», отсутствующий в слав., и на утрене после 6-й песни содержится стишной ямбический синаксарь (Μηναον. Μρτιος. Σ. 117). Из синайской рукописи IX в. (Sin. Gr. 607. Fol. 55-57) известен др. канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), со 2-й песнью и без акростиха («Δετε ο πιστο σματικς τ τν μαρτρων σνταγμα» - Ταμεον. P. 176. N 529). В первопечатном рус. Типиконе 1610 г., как и в совр. рус. и греч., указана служба с Аллилуия . Иконография

http://pravenc.ru/text/63108.html

Наиболее ранним свидетельством почитания А. м. на Руси является упоминание их памяти в месяцеслове Мстиславова Евангелия, кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 259). В служебные Минеи включено последование А. м. с каноном Игнатия Диакона (древнейший список - РГАДА. Син. тип. 106, XIII в.). Древнейший слав. перевод жития А. м., помещенный в Супрасльской Минее-Четии XI в. (Супрасълски, или Ретков сборник. София, 1982. Т. 1. С. 54–68.), является компиляцией жития Еводия и сообщений визант. историков ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 96 (2-я паг.)). В составе Прологов находится сокращенный перевод жития А. м. из Минология Василия II ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 568). В ВМЧ помещен перевод жития А. м., принадлежащего Софронию, архиеп. Кипрскому (BHG, N 1209), и проложные сказания ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 8 (2-я паг.)). Ист.: BHG, N 1209-1214c; Васильев А. А. Греческий текст жития сорока двух Аморийских мучеников по рукописи Парижской Национальной Библиотеки 1534//ЗИАН. 1898. Т. 3. Ч. 3; Северьянов С. Н. Супрасльская рукопись//Памятники старославянского языка. СПб., 1904. Т. 1. Вып. 3. С. 277; Сказания о 42 Аморийских мучениках и церковная служба им/Изд. В. Г. Васильевский и П. В. Никитин//Там же. 1905. Т. 7. Ч. 2; ЖСв. Март. С. 141-157; Longo A. A. Il Calendario giambico in monostici di Teodoro Prodromo//Testi e studi bizantino-neoellenici. Roma, 1983. P. 116; Κοτζαμπσση Σ. Το Μαρτριο των ΜΒ Μαρτρων του Αμορου: Αγιολογικ και υμνολογικ κεμενα//Επιστημονικ Επετηρδα Θιλοσοφικς Σχολς Πανεπιστημου Θεσσαλονκης. 1992. Τεχος Τμματος Θιλολογας 2. Σ. 109-153; Прод. Феоф. III 34-36. Лит.: Halkin F. Hagiologie Byzantine. Brux., 1986. (SH; 71). P. 153-161; Kazhdan A. P. Hagiographical Notes//Byz. 1986. T. 56. P. 148-170. Гимнография Согласно Студийскому уставу служба в будние дни Великого поста совершалась только по Триоди, поэтому в редакциях Студийского устава - Мессинском 1131 г. ( Arranz. Typicon. Р. 125), Евергетидском 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 424) и Студийско-Алексиевском Типиконах (ГИМ. Син. 330. Л. 147, XII в.) - указано, что последование святых (состоящее по Евергетидскому Типикону из стихир, канона Иосифа, седальнов, жития) должно петься только при совпадении дня памяти с субботой или воскресеньем (в Студийско-Алексиевском Типиконе - также и с пятницей). Иерусалимские Типиконы (в т. ч. принятый в наст. время в РПЦ) указывают службу с Аллилуия .

http://pravenc.ru/text/114568.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (III в.), сщмч. Сидский (пам. 15 марта); пострадал при имп. Аврелиане (270-275) в г. Сида в Памфилии (М. Азия). А. предстал перед судом игемона Антонина и по его приказу был подвергнут многочисленным истязаниям: А. секли жилами, пытали с помощью колеса, ввергали в котел с кипящей смолой, жгли в печи. Во время всех мучений А. чудесным образом оставался невредим; один из слуг игемона, увидев в горящей печи рядом со святым двух ангелов, исповедал Христа, за что был немедленно казнен. После этого А. истязали железными крючьями до тех пор, пока не стали видны кости, затем извлекли внутренности и бросили истерзанное тело на съедение зверям, но те не тронули его. Тогда А. был усечен мечом. После смерти А. игемон Антонин был наказан беснованием и вскоре умер. Мощи А. с честью похоронил христианин Евстафий. Пространное житие А. переведено на слав. язык к кон. XI в. и известно только из слав. Миней , в т. ч. из Супрасльской; греч. житие неизвестно. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. пространное и краткое жития святого, а также стих включены под 15 марта в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26). Лит.: ЖСв. Март. С. 318-320; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 107. О. Н. З. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64072.html

Мученичество Никифора. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 387) Мученичество Никифора. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 387) Память Н. под 9 февр. находится уже в наиболее ранних списках Типикона Великой ц. IX-XI вв. (Patm. 266; Hieros. S. Crucis. 40; Mateos. Typicon. T. 1. P. 228) и в палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 49, 155). Под этим же числом имя мученика и краткая заметка о нем содержатся в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.; PG. 117. Col. 304-305) и в более поздних визант. синаксарях и минеях (напр.: Синаксарь за сент.-март, 1295 г. ГИМ. Син. греч. 390(354); Владимир (Филантропов). Описание. С. 537). Сказание о Н. под 9 февр. было внесено в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в «Новый синаксарист» Макария Симонопетрского. В XI-XII вв. сказание о Н. (под 9 февр.) было переведено с греч. оригинала, близкого к Минологию имп. Василия II, и вошло в состав слав. нестишного Пролога (греч. и слав. текст см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр./Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1. С. 738). Также память Н., посвященное ему двустишие и небольшая заметка о нем содержатся под 9 февр. в слав. стишном Прологе, созданном в Болгарии в XIV в. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 25). Под этим же числом сказания о мученике с указанием на то, что он пострадал в Антиохии, были включены в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 456 (1-я паг.)), оттуда Мученичество Н. перешло в «Книгу житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского (также с упоминанием об Антиохии), и в ее более позднюю переработку (ЖСв. Февр. С. 180-185). В западной традиции Мученичество Н. (BHG, N 1333) получило распространение в XVI в. благодаря латинской переработке (BHL, N 6085), выполненной Г. Герветом и включенной в сборник Л. Липпомано, а оттуда заимствованной Л. Сурием и опубликованной в Acta Sanctorum. Кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память Н. под 9 февр. (MartRom. P. 55; MartRom. Comment. P. 56). В совр. редакции Римского Мартиролога Н. не упоминается.

http://pravenc.ru/text/2565472.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНИН [Греч. Αννας], прп., чудотворец Халкидонский (пам. 13 и 18 марта, пам. греч. 16 марта), время жизни неизвестно. Сохранились синаксарное греч. и пространное слав. жития; святому посвящено похвальное слово Феодора Иртакина . А. род. в Халкидоне в христ. семье. В 15 лет остался сиротой и принял постриг. В пустыне, куда отправился А., ему встретился отшельник Маиум, к-рому он решил следовать в подвигах поста и молитвы. В том месте, где они подвизались, не было воды, и А. носил воду из Евфрата в маленьком сосуде, чтобы трудиться как можно больше. Однажды, когда А. еще не успел отойти далеко от жилища, ему явился ангел и наполнил сосуд водой. Увидев быстро вернувшегося ученика с полным сосудом воды, Маиум понял, что свершилось чудо и ученик превзошел его в подвигах. Старец попытался уговорить А. стать его учителем, но после того как тот отказался, покинул его, чтобы не заставлять служить себе. В округе распространилась молва о том, что А. обладает даром пророчества и исцеления, и многие стали приходить к нему. Святой помогал даже животным, над к-рыми Господь даровал ему власть. По молитвам А. не раз чудесным образом наполнялись водой сосуды и колодец близ его жилища. Преподобный, являя свою прозорливость, призвал столпника Пиония простить напавших на него разбойников (послав к нему льва с письмом), в др. раз спас от разбойника странницу, воззвавшую к нему в молитве, а самого разбойника привел к покаянию. Перед смертью 110-летний А. сподобился видения горнего Иерусалима и посланцев Господа - Моисея , Аарона и Ора , чему были свидетелями присутствовавшие при его кончине иноки. Память А. указывается в греч. синаксарях: Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 546), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 78), Синаксаре 1301 г. (Paris. Coislin. 223 (SynCP. Col. 539-544)). Пространное житие А. содержится в старослав. Супрасльской Четье-Минее XI в. (Супраслъски, или Ретков сборник. София, 1982. Т. 1. С. 543-570). Оно написано вскоре после смерти святого, т. к. в нем говорится, что многие люди, получившие от А. исцеление, еще живы. В ВМЧ помещен др. перевод этого жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 30 (2-я паг.)). Краткое житие А. включено в состав нестишного Пролога 2-й редакции, переведенной на Руси не позднее нач. XIII в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 569). Гимнография В слав. и греч. богослужебных печатных книгах последование А. отсутствует. В греч. рукописях визант. периода (см. Ταμεον. Ν 535. Σ. 178) сохранился канон А. прп. Иосифа Песнописца с акростихом «Τν θαυματουργν ανσωμεν Ανναν» (Восхвалим чудотворца Анина). Ист.: BHG, N 129z - 130; SynCP. P. 539-544; ЖСв. Март. С. 368-375. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 111; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 44. В. А. Бугаевский, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТОР И ТРИВИМИЙ [Тривимин; греч. Νστωρ κα Τριβμιος (Τριβιμνος)] (III в.), мученики Памфилийские (пам. 1 марта; пам. греч. 2 марта), пострадали при имп. Деции (249-251). Сохранилось синаксарное сказание об этих святых, согласно к-рому Н. и Т. были родом из г. Пергия Памфилийская (М. Азия). Несмотря на преследования христиан при Деции, они безбоязненно возвещали евангельское учение. Язычники донесли на них правителю области, и тот приказал арестовать проповедников. Когда Н. и Т. привели в суд, перед ними для устрашения разложили орудия пыток, но христиане вновь произнесли горячую проповедь. Разгневанный правитель приказал бить их воловьими жилами. Затем мучеников подвесили и строгали их тела железными орудиями до тех пор, пока не обнажились кости и внутренности. Видя, что никакие пытки не способны поколебать веру Н. и Т., правитель приказал отрезать им головы ножами, во время этой пытки мученики предали свои души Господу. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память мучеников отмечена под 1 марта (SynCP. Col. 500). В некоторых греч. Синаксарях под 2 марта есть память еп. Нестора и диак. Тривимия, о к-рых сообщается, что они пострадали также при имп. Деции и игемоне Пуплии. Далее приводится почти дословный текст Мученичества сщмч. Нестора , еп. Магиддийского (пам. 28 февр.), пострадавшего в Пергии при имп. Деции. Вероятно, Н. можно отождествить со сщмч. Нестором, хотя обстоятельства их казни не совпадают и в 2 Мученичествах Нестора, еп. Магиддийского (BHG, N 1328-1328e), Т. не упомянут. Краткое сказание и двустишие, посвященные Н. и Т., из греч. стишных Синаксарей перешли в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Пловдив, 2012. Т. 7. С. 9-10), а затем сказание было включено в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 1 (2-я паг.)). Ист.: SynCp. Col. 500-501; ЖСВ. Март. С. 39; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 20. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 348-349. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ КЕСАРИЕ-ПАЛЕСТИНСКИЕ, 8 [Греч. Μρτυρες κτ ο ν Καισρει τς Παλαιστνης] (пам. греч. 24 марта). Эти святые известны из визант. синаксарей и др. календарей. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) приводится память М. К.-П. без сказания, при этом в Патмосском списке Типикона она дается без уточнения числа пострадавших ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 56), в списке из Крестового мон-ря в Иерусалиме указана дружина из 50 чел. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 252), а в Синаксаре К-польской ц.- из 8 (SynCP. Col. 558). Текст сказания содержится в Синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ), где повествуется уже о 35 мучениках, пострадавших в Кесарии Палестинской. Когда от имп. Юлиана Отступника (361-363) пришло повеление принести жертвы языческим богам, мученики не только не выполнили его, но и возвестили по всему городу, что «Христос - единственный истинный Бог!», после чего их схватили, бросили в темницу, а затем обезглавили (PG. 117. Col. 365). В синаксарях семейства С (напр., в Lips. R. II. 25, 1172 г.; Mess. 103, XII в.; Paris. gr. 1624, XIII в.) указаны 50 М. К.-П. (SynCP. Col. 557-558). Из стишных синаксарей сведения о М. К.-П., (только память мучеников и посвященное им двустишие, в котором говорится, что они были усечены мечом) были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 132). При переводе в XIV в. на слав. язык греч. стишного Синаксаря в стишные Прологи вошли данные о М. К.-П. с указанием группы из 8 чел. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. Т. 7. С. 75), что впосл. отразилось на содержании ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 12-25. Стб. 287с). Однако памяти М. К.-П. нет в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского и в совр. календаре РПЦ. Архиеп. Сергий (Спасский) отождествил этих мучеников с пострадавшими в Кесарии Палестинской в 304 или 305 г. Агапием, Пуплием, Тимолаем, Ромилом, двумя Александрами, двумя Дионисиями , т. к. в соч. Евсевия Кесарийского «О Палестинских мучениках» ( Euseb. De mart. Palaest. 3) их дружина насчитывает 8 чел. а само мученичество датируется 24 марта. Однако данное отождествление нельзя считать точным, поскольку в сказаниях говорится, что М. К.-П. пострадали в период правления Юлиана Отступника, а Евсевий Кесарийский указывает имп. Диоклетиана. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 85; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 314; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 140; 2009. Τ. 2. Σ. 334. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564460.html

При переводе греч. синаксарей на слав. язык память Н. Е. и посвященное ему двустишие, а также краткое сказание вошли в «тырновскую редакцию» стишного Пролога ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 46-47) и впосл. в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26 (2-я паг.)). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, расширил заметку о Н. Е., добавив, что святой был врачом, исцелял язвы заключенных христиан. Однажды, увидев тела мучеников, брошенные в поле на съедение диким зверям, Н. Е. не решился приблизиться к ним днем, т. к., будучи телесно слабым, он опасался, что его схватят и предадут мучениям за христ. веру. Однако Бог укрепил святого: ночью он на плечах перенес останки мучеников и похоронил их. Об этом донесли правителю, Н. Е. арестовали и жестоко пытали, но он не отрекся от Христа, а, напротив, с радостью переносил страдания, которых прежде боялся. Как и в отдельных греч. источниках, здесь говорится, что с Н. Е. содрали кожу, а затем обезглавили. Вероятно, указание на то, что по профессии Н. Е. был врачом, возникло при переводе греч. глагола θεραπεω, иногда имеющего значение «лечить», но в данном тексте обозначающего совершение святым дел милосердия в темнице: εχε δ ργον... τος ν φυλακας θεραπεειν. В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский мартиролог память Н. Е. и краткую заметку о нем (MartRom. P. 97). В совр. редакции Римского мартиролога память мученика не обозначена. Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 392; PG. 117. Р. 353; SynCP. Col. 538-539; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 90; ЖСв. Март. С. 317; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. Αθναι, 20092. Τ. 7. Σ. 158 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 4. С. 178). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 74; ΘΗΕ. Τ. 9. 1966. Σ. 460; Sauget J.-M. Nicandro//BiblSS. Vol. 9. Col. 850; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 350-351. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565284.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВДА Á вда [Авдий, Авдей, Авид; греч. ρδβλθυοτεΑβδας, Αβδαος, Αβδς, Αδς, лат. Abdas, от арам.   - раб, слуга] († 420), сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.). А., еп. г. Хормизд-Ардашир (Ахваз) в Хузистане, активно проповедовал христ. веру среди персов, пользуясь политикой веротерпимости шаханшаха Йездигерда I (399-420). В последний год его правления местный свящ. Хашу разрушил капище зороастрийцев, огненные жертвы к-рых оскверняли проходившие поблизости христ. богослужения. А., а также священники Хашу и Исаак, книжник Ефрем, иподиак. Папа, миряне Дадук, Дуртан, Папа, брат А., были приведены на суд шаханшаха, к-рый потребовал восстановить разрушенное. Когда же епископ отказался сделать это, он был выдан воинам, избит шипованными палками и вскоре скончался от ран в своем доме, став первой жертвой новой волны гонений на христиан, когда пострадало множество мучеников. Болландисты считают, что 5 сент.- день памяти А., чье житие приведено выше, 31 марта - одноименного священномученика, персид. епископа, пострадавшего в то же время и при схожих обстоятельствах, но казненного через усечение мечом. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. краткое житие святого и стих внесены под 5 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 14). Гимнография Память этим святым встречается под 5 сент. в Типиконе Великой ц. (X–XI в.), Минологии Василия II (Х в.), Петровом синаксаре (XI в.) и др. В 1-й пол. XIV в. память святого переведена на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . По рукописным Минеям (БАН. РАИК 132. Л. 1-2, XIV в.) известна греч. служба А. В греч. печатных афинских служебных Минеях помещен Стишной Пролог после 6-й песни канона утрени. Ист.: BHG, N 2000 e; Феодорит. Церк. ист. V 39; Michel le Syrien. Chronique/Ed. J.-B. Chabot. P., 1901. T. 2. P. 15 [сир.]; Jerusalem, 1871. P. 163 [древнеарм. версия]; Bedjan. Acta. T. 4. P. 250-253 [сир. акты, неполн.]; Aucher J. B. Sanctorum acta pleniora. Venetiis, 1811. T. 2. P. 211 [древнеарм.]; ЖСв. Сент. С. 123; Март. С. 617.

http://pravenc.ru/text/82420.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010