И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

" Мы должны подражать Матери Божией в той мере, в которой можем смиряться и быть послушными воле Божией, а также духовно радоваться, потому что, несмотря на скорби, которые являются нашими постоянными спутниками, духовная радость - тоже наша спутница. Мы должны радоваться тому, что Господь нас спас. У нас есть Спаситель и Матерь Божия, мы верующие, знаем Бога и можем с Ним общаться, по молитвам к Нему Господь дает еще большую радость, которая будет укреплять нас и наши семьи, даровать нам силы, чтобы мы могли духовно жить и совершенствоваться " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.   Храму было подарено Евангелие. В субботу 5-й недели Великого поста Церковь возглашает благодарственные похвалы Пресвятой Богородице. Праздник установлен в IX веке за избавление Константинополя помощью и заступлением Божией Матери от нашествия врагов. При императоре Ираклии Патриарх Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обходил городские стены и молился о защите от персидских и скифских войск. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Ее покровительницею новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в городе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная евангелистом Лукой. Сначала праздник акафиста совершался в Влахернском храме, где также хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс Ее, позднее он был внесен в уставы монастырей святого Саввы Студийского, потом в богослужебные книги, и стал общим для Восточной Церкви. Скорбященский храм был построен в 1818 году по проекту Луиджи Руска. В советское время был закрыт, в нем размещались различные организации. В 1993-м богослужения возобновились. 15 марта 1994 года храм был возвращен Церкви. 6 ноября 2013 года освящен архиерейским чином. ИА " Вода живая " , 13.04.19 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 5:09 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -5:09 Playback Rate 1 Chapters Descriptions

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве - храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа... Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни " земных Ангелов - небесных человеков " - монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Иерусалимская икона Божией Матери. Первописанная Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы, по преданию, написана святым апостолом и Евангелистом Лукой в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании. В 463 году Иерусалимская икона была перенесена в Царьград греческим царём Львом Первым, или Великим, и поставлена в храме Богородицы - Пигии, т.е. источника, и пребывала здесь до времени благочестивого царя Ираклия. Когда заступничеством этой иконы скифы, воевавшие против Царьграда, были совершенно побеждены и изгнаны из пределов царства - Иерусалимская икона была перенесена во Влахернскую константинопольскую церковь, где она пребывала до времени царствования Льва Шестого Философа. При нём эта чудотворная икона была перенесена в Херсонес или Корсунь. В 988 году икону принесли в дар великому равноапостольному князю Владимиру, когда он покорил этот город и принял в нём святое Крещение. Впоследствии князь Владимир даровал эту Корсунскую святыню новгородцам, обратившимся в христианскую веру. В новгородском Софийском Соборе она пребывала до царстия Иоанна Васильевича Грозного, который в 1571 году перенёс её в Успенский Собор московского Кремля, откуда в нашествие Наполеона этот святой образ был похищен. Его место занял верный список, взятый из московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Промыслом Божиим и подвигом веры самоотверженных православных верующих, Иерусалимская икона была спасена от поругания и уничтожения, настигшего множество православных святынь в годы большевистского террора и последующих гонений на Веру и Церковь. В 1993 году она вернулась в монастырь. Находится в храме Иерусалимской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в. Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии. Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская. Читайте также — Тихвинская икона Божией Матери Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню. Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

http://pravmir.ru/smolenskaja-ikona-bozh...

В этот день с.-х. опыт советовал всем огородникам в средней полосе России начинать прополку огородов; с этого же времени повсеместно можно было вырывать корневые овощи из гряд на продажу. В деревнях Тульской и смежных с ней губерний с летних Кузьминок выходили на покос. По степи знающие люди принимались с 1 июля искать травы, идущие на краску. 2 июля праздновали чудотворной иконы Божьей Матери «Ахтырская» «Феодотьевская», а 3 июля вспоминали св. епископа Василия Рязанского, совершавшего невиданные чудеса. Через день после летних Кузьминок – Стожары. «Мокей с Демидом в поле стоят, к Марфе (4 июля) навстречу вышли». К этому времени озимые хлеба должны были быть в полном наливе. «На Марфу озими в наливах дошли, батюшка-овес до половины урос: овес в кафтане, а на грече – и рубахи нет» (см.: Андрей Налива). 4 июля празднование Галатской иконы Божией Матери, 5 июля икона Божией Матери «Домостроительница». За Марфиным днем приходил Афанасьев день. «Афанасьев день – месяцев праздник»: в этот день крестьяне смотрели, как ведет себя месяц. Если ясен месяц – к хорошему урожаю, к ладной уборке хлеба. «В шестый день (июля) Сысоев день. Сисой лицем светлеет, в седьмый день Фома Малеин, як снег, белеет», по выражению южнорусского простонародного месяцеслова, записанного Бессоновым. 7 июля – Влахернская икона Божией Матери. 8 июля Каплуневская икона Божией Матери и Ярославская икона Божией Матери. Если к 8 июля – к «летним Прокопам» (Прокопьев день) – примется поспевать черника-ягода, то надо, благословясь, о жнитве думать: время-пора. Существовало предание, что в этот день «является сама собой камаха, красна червец». В старину говорили, что «камаха» заносится ветрами в наши поля из теплых стран, свивается в клубок, и первому счастливцу, который ей встретился, подкатывается в ноги. Кто будет таким счастливцем в этот день, – быть во всем у того полному благополучию круглый год. «Тому камаха в руки дается, кому на роду написано!» В этот же день праздновали верных и любящих супругов Петра и Февронью, затем следовал Панкратий Ягодник – 9-й день страдногрозового месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 27 января. ПРАВМИР. 1 февраля в Храм Христа Спасителя будет принесена Смоленская икона Божией Матери. Чудотворная Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия» будет принесена для поклонения в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ко дню 6-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — сообщает СИНФО Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после реставрации возвращается в Успенский кафедральный собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 1 февраля, в день интронизации, будет совершена Божественная литургия Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении епископата Русской Православной Церкви. После богослужения все желающие смогут совершить молитву и приложиться к чудотворному образу. 10 февраля икона отправится в Смоленск. Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. Она была принесена на Русь из Греции. По преданию, греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. Сама икона представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию апостолом Лукой. Образ Смоленской Одигитрии – символ заступничества и защиты русских земель на протяжении многих веков. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской (была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом). По преданию икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне, в нише, над главными городскими воротами. Башня, на которой находился образ, пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 — 1611 гг. Однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. Перед ней царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву после освобождения города в 1654 году.

http://pravmir.ru/v-moskvu-budete-prines...

Кроме части багряницы Христовой мощи здесь: св. Архидиякона Стефана часть от руки; глава священномуч.Власия: часть плеча св.царя Константина; св. Трифона рука и другие части св. мощей. В соборном храме есть две чудотворные иконы: Божией Матери Предвозвестительницы и первомуч. Стефана.   Замечательна здесь также в соборе древняя икона Богоматери Одигитрии. Она находилась во Влахернском храме в Константинополе. Принесена же обители сей в дар сербскою княгинею Анною, которой она подарена была царями Мануилом исыном его Иоанном Палеологом. Икона эта стоит при северо-восточной колонне, поддерживающей купол храма.             Параклисов восемь: 1) Божьей Матери; 2) св. Архангелов; 3) св. Константина и Елены; 4) св. Космы и Димьяна; 5) св. Мелетия Антиохийского; 6) пр. Антония Великого; 7) препод. отец Афонских; 8) Всех Святых.   Констамонит не примнимет помощь Евросоюза           Особо почитаемые иконы               Икона Богородицы Антифонитрия (Предвозвестительница) Икона принадлежит к известному типу иконы Антифонитрия, которая находится в Ватопедском монастыре. Икона расположена в мраморном киоте, позади архиерейского трона в Соборном храме монастыря. Название иконы связано со временем оскудения обители, когда Богоматерь возвестила во сне еклисиарху Агафону, что у них будет припасов и елея в изобилии; Она ниспосылает им это из сожаления к их бедности.         Икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница) Икона хранится в соборе монастыря в мраморном киоте. Серебряный оклад иконы был подарен монастырю в 1360 году сербской княгиней Анной     Икона Первомученика Стефана Это древнейшая икона в монастыре. Помещена в юго-восточном киоте монастырского собора. По преданию, икона была привезена в конце XI века из Иерусалима императором Алексеем Комниным и монахом Илларионом. Размеры иконы 1,20 на 0,70 метра. Глаз святого на иконе проколот, а края иконы обожжены во времена иконоборчества. В правой руке святой держит кадило, а в левой - подобие храма. Серебряное с золотом покрытие иконы было сделано в 1864 году.

http://isihazm.ru/?id=518&c_pid=2

П. Кондаков . Рассматривая развитие иконографии Одигитрии , он отнес В. и. к числу 3 икон, вернее всего передающих этот древний тип. Две другие, Цилканская икона Божией Матери из Грузии (IX-XIII вв., ГМИГ) и резной стеатитовый образок из Ватопедского мон-ря на Афоне, вероятно к-польского происхождения (Кондаковым датирован XII в.; в совр. публикациях - XIV в.). В целом В. и. близка к классическому типу визант. Одигитрии XIII-XIV вв., известному на Руси как Смоленская икона Божией Матери в том его варианте, где Богоматерь изображена почти фронтально, не склоняясь к Младенцу. К иконографическим особенностям, к-рые отличают изображение Одигитрии на В. и. от классического типа, можно отнести высокий, почти погрудный обрез фигуры, ее массивность, заходящие на поля крупные нимбы. Все эти приемы рассчитаны на приближение образа к молящимся, акцентируя внимание на ликах. Богоматерь высоко держит Младенца, ножки Которого почти касаются полей иконы. Данные черты сближают В. и. с образом Богоматери Одигитрии из Охрида (кон. XIII в., Народный музей. Охрид), живопись к-рой связывают с к-польскими традициями, однако лик Богоматери на ней подчеркнуто экспрессивен. Наименование иконы «Влахернская» восходит к тексту грамоты Патриарха Паисия и на иконе появилось в результате позднейших поновлений. Этот эпитет принято относить к изображению в рост Богоматери Оранты , поскольку такая мозаика, по мнению Кондакова, могла украшать апсиду Влахернского храма. Будучи связан с топонимом, он мог прилагаться к разным типам икон, почитаемых во Влахернах, указывая на местонахождение их древних оригиналов. Известны примеры употребления этого эпитета в связи с иконографическими типами Богоматери Агиосоритиссы , Умиления и Оранты (с Младенцем Христом у груди). Подлинная греч. надпись на иконе, открытая в результате последней реставрации,- Η ΘΕΟΣΚΕΠΑ[Σ]ΤΟΣ. Переводимый как «Богохранимая» или «Богом Хранимая», этот редкий эпитет известен лишь по 2 примерам: свинцовой печати Трапезундского мон-ря XIII в.

http://pravenc.ru/text/155029.html

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВЕРНЕТСЯ В РОССИЮ 23 ИЮНЯ 2004 Г. марта 2004 Вопрос о возвращении в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, вывезенной из Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, стал первым в повестке дня открывшегося 25 марта в Москве Священного Синода Русской Православной Церкви. Заседание проходило под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Объявляя об этом, Патриарх назвал это событие «радостным» для Русской Православной Церкви. Вопрос о возвращении в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, вывезенной из Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, стал первым в повестке дня открывшегося 25 марта в Москве Священного Синода Русской Православной Церкви. Заседание проходило под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Объявляя об этом, Патриарх назвал это событие " радостным " для Русской Православной Церкви. Священный Синод принял решение, что возвращение в Россию чудотворной иконы состоится 23 июня 2004 года. Предварительные сроки ее возвращения и детали предстоящих в связи с этим церковных торжеств уже были оговорены на переговорах Патриарха и делегации Православной Церкви в Америке, в числе которых были и нынешние хранители иконы - протоиереи Сергий и Александр Гарклавсы. ИТАР-ТАСС Заседание Священного Синода от 25 марта 2004 года ЖУРНАЛ 1 Слушали: Сообщение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о возвращении в Россию чудотворного образа Божией Матери " Тихвинская " , которое состоится 23 июня 2004 года. Справка: Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из Влахернского храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. 26 июня (9 июля) 1383 года икона была обретена близ города Тихвина Новгородской губернии. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, и позже Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, один из крупнейших в Санкт-Петербургской епархии.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=187...

В 1918 году, когда Кремль на долгие десятилетия был закрыт для моления православных, Влахернскую удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке (в нескольких сотнях метров от Кремля), где святыне продолжали воздавать должное поклонение. Однако когда в 1931 году эта церковь была закрыта и снесена, чудотворная была взята обратно в Кремль и с тех пор входит в собрание Государственных музеев Московского Кремля. Довольно небольшая (46 х 37,5 х 4 см), Влахернская икона представляет собою рельефное погрудное изображение Богоматери, относящееся к типу Одигитрии. Древнейший сохранившийся красочный слой относится ко второй половине ХУ — началу XVI веков. На левой руке Пречистой написан высоко сидящий Младенец, в левой руке держащий свернутый свиток, правою же двуперстно благословляющий. При поновлении иконы в 1813 году на ней были сделаны новые греческие надписи: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище», которые сохранялись вплоть до последней реставрации, проведенной во Всероссийском реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ) Д.А.Дунаевым. Подлинная же греческая надпись на иконе, раскрытая в результате этой реставрации, промыслительно лапидарна: «Богохранимая». Именно таковой стала судьба этой древней святыни. Одновременно с самой чудотворной на Русь доставили и список (с более высоким рельефом и выполненный полностью в технике литья из воскомастики). Список этот пребывал во Влахернской церкви села Кузьминки (ныне в черте Москвы, до 1757 года принадлежало Строгановым, затем перешло к Голицыным; только здесь празднование чудотворной совершалось 2 июля, а не 7 июля, как во всех прочих храмах). Сейчас сам этот список хранится в Третьяковской галерее, в действующем же храме в любимых москвичами Кузьминках находится живописная копия хорошего, в древних традициях, письма. Еще одна известная живописная копия с Влахернской хранится в алтаре московской церкви Успения в Вешняках. Второй из старинных списков с Влахернской пребывал в храме Сергия Радонежского московского Высоко-Петровского монастыря. Он сделан во второй половине XVII века. После закрытия монастыря большевиками эта «резная икона» хранилась в фондах Государственного Исторического музея; когда же богослужение в бывшей обители было возобновлено (ее здания занимает ныне не монастырь, а Отдел катехизации Московской Патриархии), икона туда не возвратилась – теперь ей поклоняются в московском в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове (где покоятся мощи иноков-воинов Пересвета и Осляьи).

http://pravoslavie.ru/1897.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010