Икона была передана на Русь, и несколько копий было снято с этого замечательного образа. Подлинник его сегодня хранится в Московском Кремле. Одна из самых древних копий с того образа, созданная в 1701 году, была помещена в Высоко-Петровский монастырь и находилась здесь до революционных лет, а потом была изъята, но в 1990-е годы по просьбе протоиерея Владимира Силовьева , руководителя Издательства Московской Патриархии , этот образ был передан в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове. Отец Петр, наместник Высоко-Петровского монастыря, выступил с инициативой возвращения этого образа в Высоко-Петровский монастырь. Отец Владимир Силовьев и приход согласились на то, чтобы вернуть этот образ в обмен на копию, которая усилиями отца Петра, наместника сей обители, была сделана и ближайшее время будет передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Хотел бы торжественно вернуть старинный чудотворный образ Влахернской Божией Матери в сию святую обитель, откуда она была незаконно изъята. Пусть Царица Небесная всех вас хранит и укрепляет братию в духовном делании». Также в дар монастырю Святейший Патриарх Кирилл передал напрестольный крест, а каждому насельнику монастыря вручил сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании». Завтра, 3 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в Москве. Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери датируется 1701 годом. Икона попала в обитель вскоре после окончания масштабного строительства, осуществляемого здесь Петром I в конце XVII века. В первое время образ пребывал в Петровском соборе, освященном ранее, после реконструкции, в присутствии царей Петра I и Иоанна V. Позднее икона была перенесена в Сергиевскую церковь, построенную и освященную в память о спасении в Троице-Сергиевом монастыре будущего императора Петра и рода Нарышкиных во время стрелецкого восстания.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

Хранители Тихвинской иконы Как три поколения одной семьи стали хранителями величайшей святыни Русской Церкви? 22 октября, 2015 Как три поколения одной семьи стали хранителями величайшей святыни Русской Церкви? Вечером 19 октября в госпитале города Чикаго, в возрасте 87 лет, протоиерей Сергий Гарклавс, хранитель Тихвинской иконы Божией Матери, духовник братии Тихвинского монастыря, отошел ко Господу . Его стараниями была сохранена и возвращена в Россию Тихвинская Чудотворная Явленная икона Пресвятой Богородицы. Почему мальчик Сергей Кожевников стал одним из виднейших священников Православной Церкви Америки? Почему три поколения именно этой семьи – семьи Гарклавс – стали хранителями одной из величайших святынь Русской Православной Церкви – Тихвинской иконы Богоматери? Почему «Тихвинская»? По преданию, Тихвинская икона Богоматери была создана святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина. В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина. На месте, выбранном Богородицей, был выстроен каменный храм, а позже устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений. Так, образ защищал Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в 1613-1615 годах. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие их силы противника. Почти шесть столетий икона находилась в Успенском монастыре в Тихвине. Святыня столетиями привлекала к себе бессчетное количество паломников со всей России.

http://pravmir.ru/hraniteli-tihvinskoy-i...

Архив Пн В Храм Христа Спасителя будет принесена Смоленская икона Божией Матери 27 января 2015 г. 13:05 1 февраля 2015 года чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» будет принесена для поклонения в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ко дню 6-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после реставрации возвращается в Успенский кафедральный собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 1 февраля, в день интронизации, будет совершена Божественная литургия Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении епископата Русской Православной Церкви. После богослужения все желающие смогут совершить молитву и приложиться к чудотворному образу. 10 февраля икона отправится в Смоленск. Аккредитация СМИ на Патриаршие богослужения 1 февраля осуществляется Пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси . Для получения аккредитации необходимо оформить заявку согласно образцу . Прием заявок проводится до 15.00 30 января по эл. почте accredit@patriarchia.ru . Тел. для справок (499) 578-03-49, (926) 40-40-621. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия-Смоленская», известна на Руси с древнейших времен. Она была принесена на Русь из Византии. По преданию, византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. Сама икона представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию апостолом Лукой. Образ Смоленской Одигитрии — символ заступничества и защиты русских земель на протяжении многих веков. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской (была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом). По преданию икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне, в нише, над главными городскими воротами.

http://patriarchia.ru/db/text/3967685.ht...

Зугдиди. Церковь Влахернской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Влахернской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1825 и 1830. Адрес: Грузия, край Самегрело-Земо Сванети, Зугдидский муниципалитет, Зугдиди Координаты: 42.512188, 41.874697 Проезд:Церковь расположена рядом с дворцом Дадиани по улице Мераб-Костава, рядом с автобусной станцией и недалеко от железнодорожного вокзала. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Влахернской иконы Божией Матери — кафедральный храм Грузинской православной церкви в Зугдиди. Центр Зугдидской и Цаишской епархии. Эквтиме Такаишвили отмечает, что «Церковь нового Зугдиди построена из камня, грузинского стиля, при правлении Левана V Дадиани, строительство началось в 1825 году, а окончилось в 1830 году». Деньги на строительство выделил российский император Александр I, он же вернул один из списков Влахернской иконы Божией Матери, которая, по преданию, не раз спасала Константинополь от нашествия врагов. В 10-х годах XVIII века Георгий IV Гуриели выступил в поход против имеретинского царя Александра IV. Среди сокровищ, увезённых в Гурию, упоминается и Влахернская икона. В 1805 году мегрельская княгиня Нино (вдова Григола Дадиани) вместе с депутацией мегрельских князей подарила икону императору Александру I, который богато украсил икону и вернул её мегрельскому народу. Влахернская икона попала в Мегрелию из Константинополя и представляла одну из главных ценностей князей Дадиани. В храме хранятся общехристианские ценности: риза и часть пояса Пресвятой Богородицы, мощи Святого Георгия и Святого Иоанна, кисть Святой Марины, часть губки, из которой испил уксуса Иисус Христос, попавшие в Грузию из Византии после взятия его турками в 1453 году. 15 июля празднуется праздник храма — Влакерноба. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36618

В 1383 году при императоре Иоанне V Палеологе (1341 –1391) святая икона вновь покинула Константинополь. В том же году она явилась в пределах Новгородской земли: ее увидели местные рыбаки в сиянии плывущей по водам Ладожского озера. Затем святая икона являлась в селе Вымоченице на реке Ояти (левый южный приток реки Свири), в местечке Кожела близ реки Паши (впадающей в Ладожское озеро), в нескольких других местах. Наконец, икона остановилась близ г. Тихвина на реке Тихвинке (приток р. Сясь, впадающей в Ладожское озеро). В местах, где являлась чудотворная икона, окрестные жители устраивали в честь Божией Матери храмы или часовни: в Вымоченице – сначала часовню, а затем–храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Место для пребывания святой иконы было выбрано Самой Божией Матерью. Когда жители Тихвина и окрестных сел увидели на воздухе икону, они стали усердно молиться Божией Матери. После усердных молитв икона опустилась на землю. На этом месте стали сооружать часовню. К вечеру были сооружены три венца часовни и заготовлен материал для дальнейшей работы. Однако ночью святая икона вместе со срубом и заготовленным лесом невидимой силой была перенесена на другой берег реки Тихвинки. Там и было закончено сооружение часовни. О явлении чудотворной иконы было сообщено великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу Донскому († 1389) и архиепископу Новгородскому Алексию (1360–1388), который благословил построить на Тихвинке храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, передал для него антиминс и рукоположил нескольких пресвитеров и диаконов. Святая икона хранилась в храме на том же месте, как и во Влахернском храме: от западных дверей у правого столпа храма. Через семь лет Успенский храм сгорел, однако чудотворная икона невидимой силой была избавлена от огня. Храм был восстановлен, но через пять лет вновь сгорел, икона же была обретена невредимой. Вновь построенный храм простоял более ста лет. В царствование великого князя Московского Василия IV (1505–1533) вместо деревянного храма был построен каменный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

к) В главном алтаре, за престолом, находятся кресты, так называемые Корсунские, которые, по преданию, принесены были при великом князе Владимире из Константинополя в Корсунь 7 , а оттуда в Киев, из которого, впоследствии принесены были в Москву; л) За престолом же стоят два образа Всемилостивого Спаса и Божией Матери. Эти иконы, по преданию, взяты были также из Корсуня великим князем Владимиром и принесены сперва в Новгород, а оттуда в Москву при царе Иоанне Васильевиче; м) Позади престола стоит золотой ковчег, изображающий Синайскую гору и Моисея со скрижалями завета, во внутренности коего помещена дарохранительница; н) Над престолом шатровая сень, устроенная в 1627 году патриархом Филаретом Никитичем; о) Под сенью золотая дарохранительница, устроенная в 1851 году московским духовенством в память двадцатипятилетия царствования императора Николая Первого. Она сделана в виде голубя, как бы нисходящего с небес. В Успенском соборе находятся три придела: 1) С северной стороны собора – во имя святых апостолов Петра и Павла, устроенный в 1328 году, в честь святителя Петра митрополита, которого почивают здесь и святые мощи; 2) С южной стороны – во имя святого Димитрия Солунского, устроенный в честь тезоименитства великого князя Димитрия Иоанновича Донского; 3) В юго-восточной главе собора – во имя Похвалы Пресвятой Богородицы 8 , устроенный в 1452 году святым Ионою митрополитом, в воспоминание избавления Москвы от нашествия татар. В приделе апостолов Петра и Павла находятся чудотворные иконы: Влахернская икона Божией Матери – из воскомастики. Эта икона, первоначально находилась в Константинополе, во Влахернском храме. Она прислана была в 1654 году от протосинкелла 9 патриаршего престола Гавриила в Москву, к царю Алексию Михайловичу, и поставлена была в Успенском соборе. Влахернская икона Божией Матери была некогда покровительницею Константинополя и греческих императоров, и находилась в походе с царём Ираклием против персов, как видно из грамоты, присланной с сею иконою к Царю Алексею Михайловичу 10 . Празднование Влахернской иконы Божией совершается в субботу на пятой неделе Великого поста;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГИОСОРИТИССА Икона Божией Матери Агиосоритисса (Халкопратийская). Кон. XIV - нач. XV в. Византия? (ГММК) Икона Божией Матери Агиосоритисса (Халкопратийская). Кон. XIV - нач. XV в. Византия? (ГММК) [греч. Αγιοσορτισσα], название иконографического типа Божией Матери; представляет собой топоним и обычно возводится исследователями к имени прославленной иконы в часовне св. Раки ( Αγα Σορς) Халкопратийской ц. в К-поле, где хранились святыни Богоматери, привезенные в V в. из Иерусалима (самая чтимая из них - пояс). Традиционно икону такой иконографии было принято называть Халкопратийской. Однако, возможно, эта чтимая икона находилась в одноименной часовне ц. Богородицы во Влахернском храме в К-поле. Божия Матерь изображалась почти в профиль, в повороте вправо (реже влево), в позе моления, с руками, поднятыми перед грудью. Этот тип близок к изображению Богоматери в композиции Деисус . К числу самых ранних изображений относятся утраченная ныне мозаика сев. стены бокового нефа базилики вмч. Димитрия в Фессалонике , VI в.; миниатюра Христианской топографии Космы Индикоплова , IX в. (Vat. gr. 699. fol. 76r); печати Х в.; пластинка слоновой кости царицы Кунигунды в Бамберге, ок. 1000 г.; мраморный рельеф сер. XI в. из коллекции Дамбартон-Окса (Вашингтон); икона кон. XI - нач. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ; визант. икона кон. XIV - нач. XV в. из центрального иконостаса Успенского собора Московского Кремля (ГММК) и др. Эпитет Богородицы А. впервые встречается на печатях ок. 1040 г. и на монетах XII в. времени Мануила I Комнина . Тип А. был широко распространен в визант., балканском и относительно меньше в рус. искусстве. Среди самых ранних изображений А. на Руси сохранились Боголюбская икона Божией Матери, XII в. (предположительно первоначально на иконе не было свитка), и изображение на вратах собора Рождества Богородицы в Суздале, кон. XII в. Иногда в композицию иконы А. включался сегмент неба с поясным изображением Спасителя. Парные иконы, входившие в декорацию алтарной преграды , могли включать образы Христа и Богоматери А. Тип А. близок изображению Божией Матери Параклесис , однако в соответствии с этим вторым типом, Богоматерь держит в руках развернутый свиток.

http://pravenc.ru/text/63308.html

Лит.: Георгиевский В. Т. Флорищева пустынь: Ист.-археол. описание с рис. Вязники, 1896; Grabar A. L " Hodigitria et l " Eleusa//ЗЛУ. 1974. Т. 10. P. 8-11; Чудотворные иконы Божией Матери в рус. истории/Сост. прот. А. Киселев. Н.-Й., 1976. М., 1992р; Маркина Н. Д. Две иконы «Богоматерь Владимирская» нач. XV в.: К вопр. об изменении иконографии древнего оригинала//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины: Мат-лы юбил. науч. конф. М., 1983. С. 168-177; Гусева Э. К. Иконы «Донская» и «Владимирская» в копиях кон. XIV - нач. XV в.//ДРИ. М., 1984. [Вып.:] XIV-XV вв. С. 46-58; она же. Из истории почитания иконы «Богоматерь Владимирская» и ее списков//Богоматерь Владимирская: Сб. мат-лов: Кат. выст. М., 1995. С. 76-79; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 94, 98, 112, 113, 227; Ebbinghaus A. Die almrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 139-159. (Slav. Veröffentlichungen; Bd. 70); Богоматерь Владимирская: Сб. мат-лов: Кат. выст. М., 1995; Анисимов А. И. Владимирская икона Божией Матери//Там же. С. 40-64; он же. История Владимирской иконы в свете реставрации//Там же. С. 67-75; Беляев Л. А. Чудотворная икона в сакральной топографии средневек. города: первый престол иконы Владимирской Богоматери в Москве//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 303-320; Щенникова Л. А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки»//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 1996. С. 252-302; она же. Прославление чудотворной Владимирской иконы Богоматери в XVII в.//ИКРЗ, 1998. Ростов, 1999. С. 76-84; она же. Св. Покровительница гос-ва Российского//Ист. вестн. 1999. 3/4. С. 27-88; она же. Икона-список «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора города Владимира//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 67-84; она же. Почитание чудотворной Владимирской иконы в эпоху Дионисия и его последователей//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 2002. Вып. 6. С. 151-166; Этингоф О. Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского Богородичного культа на Руси в XI-XIII вв.// Она же. Образ Богоматери. М., 2000. С. 127-156.

http://pravenc.ru/text/154962.html

2) Икону св. мученика Логгина сотника, в изящно шитой ризе, в прекрасном окладе поднесла игуменья Рафаила Аносино-Борисоглебского монастыря. 3) Икона Божией Матери Страстной в окладе от игуменьи Евгении прислана из Московского Страстного монастыря. 4) Икона Божией Матери Одигитрии (путеводительницы) в окладе от игуменьи Афанасии из Одигитриевской Зосимовой пустыни. 5) Икона Божией Матери Влахернской от игуменьи Серафимы из Спасо-Влахернской пустыни. 6) Просфора от игуменьи Вознесенской. 7) Просфора от игуменьи Алексеевской. Когда все поздравления кончились, все прошли в следующие комнаты, где были поданы чай и закуска. Некоторое время спустя все пошли в Успенский храм и оттуда при колокольном звоне, в предшествии всей братии, настоятельниц и настоятелей, понесли Пречистую и две иконы, поднесенные от общежитий и от Угрешского монастыря; за ними следовал архимандрит Пимен в большую трапезную палату. Во время трапезы была читаема беседа митрополита Филарета на слова Спасителя: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждъ имение твое и даждь нищим» и проч., которая за 25 лет перед тем была произнесена им при открытии общежития. Перед окончанием трапезы провозглашено было многолетие: 1) Государю императору и всему Царственному дому; 2) Святейшему Синоду и владыке Московскому со всей Богом хранимой его паствой; 3) отцу архимандриту Пимену и 4) всем присутствующим настоятелям и настоятельницам. Во все время многолетий не прекращался красный звон. По восстании от трапезы все возвратились тем же порядком в Успенский храм и после прошли к настоятелю, у которого оставались недолго; приветствовав его еще и поблагодарив за угощение, простились с ним и спешили на железную дорогу в обратный путь. Так происходило это вполне духовное торжество, вызванное всеобщим уважением к отцу Пимену, который, как нам достоверно известно, не имел ни малейшего понятия о том, что для него приготовлялось, пока не доложил ему о том казначей, по совету архимандрита Сергия. Это праздненство было для отца Пимена столь же отрадно, сколько и прискорбно: ибо если ему было весьма приятно видеть выражение всеобщего к нему расположения, так неожиданно для него проявившееся, то тем прискорбнее и чувствительнее было для него совершенное безучастие митрополита, которому он был предан, для которого он не щадил своего здоровья и сил, неусыпно и неустанно заботившись об устроений Островской богадельни, желая ему сделать приятное и угодное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Андрей юродивый и Епифаний. В память этого, как известно, установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. И наш академический храм посвящен Покрову Божией Матери, почему Влахернский храм явился для нас сугубо дорогим. В настоящее время древнего знаменитого храма нет, он уничтожен турками; (чудотворная икона Влахернской Божией Матери, как известно, находится в Москве, в Успенском соборе); осталась лишь незначительная часть стены, недалеко от которой небольшая церковка, сооруженная не особенно давно при посредстве „россов“, потомков тех „россов“, которые назад тому 1000 слишком лет, вразумленные благодатью Божиею, ушли от стен Константинополя. Большая часть и икон пожертвована теми же „россами“. Храм небольшой. Под изображением Божией Матери, в юго-восточном углу, находится резервуар с водою, несколько кружек для питья и несколько медных тарелок для „благочестивых“ пожертвований. Это и есть агиазма. Влахернский храм содержится грязно и обстановка его убога. При входе в храм, встретил нас какой-то грек, оказавшийся потом псаломщиком; он был одет весьма небрежно, без верхней одежды, в одном жилете, в широких грязных шароварах, нечесаный, и в добавок – с сильным запахом чесноку. Помолившись перед находящеюся над агиазмою иконою Божией Матери с Предвечным Младенцем, испив воды из источника и положив на блюдо, по усердию, мы стали осматривать храм, который, впрочем, не представляет ничего особенного. Псаломщик же в это время, войдя в алтарь, преспокойно отдернул занавес и открыл царские врата для Преосвященного. Такое бесцеремонное небрежное обращение со святынею произвело на нас крайне неприятное впечатление. Впоследствии, впрочем, мы неоднократно убеждались, что это, к сожалению, обычное явление у греков. Вскоре затем явился священник. —676— Вселенский Патриарх Константин V Облачившись в ветхие раздраные ризы, стал служить молебен о нашем здравии при участии упомянутого дьячка, который не счел нужным приакуратиться и надеть верхнюю одежду. Оставшись же в прежнем виде, расхаживая по церкви и посматривая на входящих, он до такой степени уморительно бормотал про себя: „кир-лайс, кир-лайс“, что можно было опасаться, как бы кто-нибудь, по непривычке, не улыбнулся; но сознание святости места удержало нас от этого искушения 566 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010