Ревнуя о поддержании своей веры, православные дворяне основывали монастыри и в других местах и так же подчиняли виленскому Свято-Духову монастырю, как Петропавловский минский. Королевский дворянин Новогрудского воеводства Константин Богданович Долмат с женою своею Анною из рода Юрковских основал в 1618 г. мужской общежительный монастырь при Крестовоздвиженской церкви в селе своем Цепре (ныне в Слуцком уезде) и подарил на этот монастырь все село Цепр с землями и крестьянами и половину другого своего имения — «новый двор» с землями и крестьянами, с тем чтобы Цеперский монастырь оставался навсегда в послушании Цареградскому патриарху, был подчинен виленскому Свято-Духовскому монастырю и содержал при себе школу и госпиталь. Подобным образом подкоморий троцкий князь Богдан Матвеевич Огинский с женою своею Анною (Раиною) из рода Воловичей основал мужской монастырь в местечке своем Евье, или Вивье, при церквах Вознесения Господня и Успения Богородицы, и в 1619 г. подарил на содержание этого монастыря, в котором находилась и известная типография, свой двор вивьевский в Троицком повете со всеми постройками, садами, огородами, пашнями и сеножатями, еще два села Олесники с землями и крестьянами и шесть озер. Отдавая свой новооснованный монастырь в подчинение виленскому Свято-Духовскому, князь заключил с иноками последнего и со всем Свято-Духовским братством условие, чтобы они присылали в Вивьевский монастырь иноков годных и способных и содержали при нем школу . Нельзя при этом не заметить, что князь Богдан Матвеевич Огинский после незабвенного К. К. Острожского едва ли не более всех русских дворян в Литве потрудился для православия. Кроме того что он был членом Свято-Духовского виленского братства и принимал самое близкое участие в борьбе его с Потеем, будучи на то время братским старостою, он же находился, как мы видели, и во главе дворян, основавших в Минске церковное братство и Петропавловскую обитель; он приютил в имении своем Евье братскую Виленскую типографию, когда она подверглась преследованию, и давал свято-духовским инокам материальные средства на издание в ней полезных книг; он нарочно купил в Вильне и подарил Свято-Духовскому монастырю два соседние с ним дома и вот теперь основал еще в Вивье и наделил угодьями новый монастырь, который подчинил тому же Свято-Духовскому. Наравне с новыми православными монастырями присоединялись к виленскому Свято-Духовскому и подчинялись ему и некоторые из прежних, например брагино-селецкий Преображенский, основанный в 1609 г. князем Адамом Корибутовичем Вишневецким, и слуцкий Троицкий, в котором погребена в 1617 г. последняя отрасль князей Олельковичей-Слуцких, благоверная княжна София Юрьевна . Таким образом виленский Свято-Духов монастырь, объединяя под своею духовною властию несколько православных монастырей, мог распространять чрез них свое благотворное влияние на весь край.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

Об этом не раз просило братство короля, на это согласились было и уполномоченные виленского городского управления во время сейма 1600 г. и дали даже письменное обязательство, что они перенесут свой спор с братством из задворного королевского суда на решение следующего генерального сейма. Но когда король прибыл в Вильну, бурмистры и радцы вопреки данному обязательству упросили короля порешить их спор с братством задворным королевским судом, воспользовавшись отсутствием из Вильны знатнейших членов братства, и успели получить королевский декрет, которым уничтожались привилегии братства. Не довольствуясь этим, бурмистры начали домогаться, чтобы отнять у братства и самые домы, где помещались братское училище и братская богадельня. Когда открылся сейм 1603 г., братство выслало туда своего уполномоченного, горько жаловалось на притеснения и обиды со стороны Потея и бурмистров и умоляло членов сейма походатайствовать пред королем, чтобы претензии виленских бурмистров против братства были рассмотрены на сейме, чтобы отменен был декрет королевского суда, уничтожавший привилегии братства, и чтобы снята была баниция с двух братских священников, несправедливо осужденных Потеем. Жалобы братства приняты были многими на сейме с большим сочувствием , но сейм этот разошелся преждевременно и в пользу братства не успел ничего сделать . Впрочем, братство старалось вознаградить свои потери и в 1605 г. имело уже при Свято-Духовской церкви свой братский православный монастырь, мужской, с особым отделением для женского, как было и при Троицком монастыре: с этого года и можно считать существование виленского Свято-Духова монастыря . Имело также у себя и двух новых священников, Иосифа Яцковича и Ивана Семеновича, и пригласило к себе из Дерманского монастыря ученого иеродиакона Антония Грековича, которому кроме иеродиаконской должности в своем монастыре поручило как бакалавру в заведование и свою братскую школу. К сожалению, этот самый иеродиакон скоро подал повод к новому и весьма сильному столкновению братства с митрополитом Потеем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

К концу 1898 г. была закончена внутренняя отделка и состоялось освящение благолепного Александро-Невского храма с двумя церковно­-приходскими школами (мужской и женской) в предместье Вильнюса, именуемом «Новый Свет». В строительстве этого храма активное участие принимало Свято-Духовское Братство, во главе со своим председателем – архиепис­копом Ювеналием. В следующем 1899 г. была совершена закладка нового храма – церкви во имя Знамения Божией Матери – в другом пред­местье столицы – «Зверинце» или «Александ­рии». Основным подрядчиком в строительстве этого храма вновь было Свято-Духовское Братство. При этом, «как благоприятным реше­нием вопроса о приобретении земли под цер­ковь, так равно получением столь крупного пожертвования (инженер-технолог из Москвы И. Васильев пожертвовал 40 тыс. рублей, Св.-Духово Братство – 12 тыс., землевладелец В. Мартинсон – участок земли стоимостью в 50 тыс. и 6 тыс. рублей на устройство приходской школы при храме; прим. автора) на построение церкви Братство всецело обязано своему председателю, Высокопреосвященнейшему Ювеналию, принявшему на себя почти все хлопоты по первому делу, а равно переписку и хлопоты по приисканию жертвователя и полу­чению самого пожертвования» (34). В марте 1899 г., после ремонта, длившегося уже много лет, состоялось освящение Софийского собора в г. Гродно, сильно пострадавшего от пожара в 1892 г.. В августе 1899 г. при храме Александра Невс­кого в Новом Свете открылся самостоятельный приход. Строились церкви и открывались при­ходы и в сельской местности. Так, в 1899 г. был открыт новый приход в м. Гегобросты. По имею­щимся сведениям, в первый год управления архиеп. Ювеналия в епархии строительство 5 «каменных» церквей было осуществлено и 13-ти – начато. Что касается церковно-приходских школ, то при архиепископе Ювеналии их устройству и функционированию уделялось самое серьезное внимание. Только в г. Вильне (включая пред­местья) работали 5 церковно-приходских школ (Снипишская, две Новосветские, Зареченская, Закретская) в которых обучалось около 450 де­тей. Показательно, что более половины уча­щихся были иноверцами. «Это, несомненно, придаёт сугубо важное значение церковной школе, составляет особую миссию её – сближения и просвещения в духе Православия раскольников, сектантов и иноверцев; церков­ная школа строем и духом своим... сближает и примиряет их с Православной Церковью и служит таким путём службу культурную и мис­сионерскую», – отмечалось в связи с этим в «Литовских Епархиальных Ведомостях» (1899г.). Как на свидетельство неослабного внимания и прогресса в деле обучения, можно указать на то, в 1900 г. к началу учебного года Виленское монастырское (при Мариинском женском монастыре) училище было преобразовано в епархиальное 3-классное училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братство получило в связи с этим и особые права и полномочия, в том числе независимость от епархиальной иерархии и привилегию на владение Свято-Духова и приписных к нему монастырей. А надо заметить, что к началу XVIII столетия около Свято-Духова монастыря сгруппировалась целая корпорация монастырей: Вилейский, Грозовс­кий, Друйский, Евейский, Кейданский, Кронский, Сурдегский и др. С присоединением к православной Руси, роль Виленского Свято-Духовского братства как средства для защиты и попечения о Православной Церкви в чрезвычайных обстоятельствах – когда отсутствовала или находилась далеко церковная иерархия, когда политика государства де-факто была направлена на ликвидацию Православной Церкви – утратила своё значение. «Теперь... ни­чего подобного не было, и духовная власть приняла по праву ей принадлежащую миссию Братства – охранять и защищать Православную Церковь » (34). Тем более что к тому времени Виленское братство существенно оскудело как в количественном, так и в качественном отно­шении. К тому же, после вхождения Вильны в состав Минской епархии, архиепископ Минс­кий и Гродненский Иов (Потёмкин) распорядился отделить от Свято-Духова монастыря приписные к нему монастыри (со всеми их фундушами) «в видах лучшего их обеспечения, тем более что подчинение означенных монас­тырей Св.-Духову вызвано было особыми обстоятельствами – опасением скорого совраще­ния в Унию, при содействии иноверной власти, чего теперь не было причин опасаться» (34). Протест Виленского братства, адресованный Св. Синоду, не был услышан, и, лишившись материальных средств, истощённое вековой борьбой Братство «закончило свою славную миссию и на некоторое время прекратило своё существование» (34). Теперь же по инициативе митрополита Иосифа жизнедеятельность Братства была восстановлена. Согласно новому Уставу, председателями Братства становились первые викарии (т.е. епископы Ковенские) Литовской епархии, что означало непосредст­венное подчинение Братства епархиальной иерархии. Большое внимание уделялось при митропо­лите Иосифе проблеме содержания духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многочисленные издания церковных журналов, особенно за последние полвека Синодального периода, «Труды» или «Известия» архивных комиссий во многих губерниях, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете» содержат немало сведений по истории и духовной жизни Русской Церкви. Ниже приводим перечень епархиальных источников, в которых всесторонне отражена жизнь Русской Церкви в Синодальный период ее истории. 2. Епархиальные источники Архангельские епархиальные ведомости. Архангельск, 1888–1918. Еженедельно, с 1901 года – 2 раза в месяц. Ранее: «Архангельские епархиальные известия», 1885–1887. Архангельские епархиальные известия. Архангельск, 1885–1887. 2 раза в месяц. Далее: «Архангельские епархиальные ведомости», 1888–1918 Астраханские епархиальные ведомости. Астрахань, 1875–1918. Еженедельно, с 1882 года – 2 раза в месяц, с 1912 года – 3 раза в месяц. Благовещенские епархиальные ведомости. Благовещенск, 1899–1917. 2 раза в месяц. Ранее: «Камчатские епархиальные ведомости», 1894–1899. Варшавский епархиальный листок. Варшава, 1906–1915; М., 1915–1917. 2 раза в месяц. Изд.: Варшавская Архиерейская кафедра. Ранее: «Холмско-Варшавский епархиальный вестник», 1877–1905. Вера и жизнь. Двухнедельный журнал Черниговской епархии. Чернигов, 1912–1917. 2 раза в месяц, с 1917 года – ежемесячно. Изд.: Братство святого Михаила, князя Черниговского. Ранее: «Черниговские епархиальные известия», 1901–1911 естник Виленского православного Свято-Духовского Братства. Вильна, 1907–1915; М., 1916–1917. 2 раза в месяц. Изд.: Издательский комитет Виленского Свято-Духовского братства. «Вестник» заменял собой неофициальную часть «Литовских епархиальных ведомостей», официальная часть которых с 1907 года выходила под одной обложкой с «Вестником». Вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1910–1917. 2 раза в месяц. С 15 1917 года под заглавием «Вестник Кавказского Экзархата». Выходил взамен журнала «Духовный вестник Грузинского Экзархата». 1891–1904. Вестник Екатеринославского епархиального (с 3 губернского) комитета Православной Церкви. Бесплатное повременное издание. Екатеринослав, 1917

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

разрешила инокам монастыря свободно пользоваться всякого рода деревьями из ее рощи не только для церкви, но и для других монастырских построек, дала тысячу золотых польских на школу, существовавшую в монастыре, и обещала дать еще пять тысяч золотых на покупку фольварка для монастыря . Уважение к Свято-Духовскому монастырю не уменьшалось между православными, вследствие чего под его опеку и надзор отдавались и другие церкви и монастыри кроме прежних. Лидский подкоморий Александр Тризна оставил (около 1633 г.) завещание, чтобы жена его Христина после его смерти основала в имении его Ольдове при церкви, где он желал быть погребенным, небольшой монастырь и поручила ту церковь с монастырем в дозор и опеку виленским свято-духовским монахам; чтобы отвела им для поселения монастыря при той церкви три земли и отдала пляц и дом, находившиеся в Новогрудке на Ковенской улице, и чтобы потом, пользуясь сама до самой своей смерти оставшимися от мужа имениями, ежегодно вносила по двести злотых польских тем же монахам на ольдовскую церковь, а пред своею кончиною заплатила им две тысячи злотых и отдала в вечное владение фольварк или внесла за него три тысячи злотых. Часть этого завещания Христина исполнила: отвела три морга для монастыря и передала свято-духовским инокам пляц и дом в Новогрудке. Но, вступивши скоро во второй брак, двести рублей за 1634 г. им не заплатила и оставшиеся после покойного мужа имения продала. Это вынудило виленских свято-духовских иноков начать с нею тяжебное дело . В местечке Сурдегах, ныне Ковенской губернии, еще с половины XVI в. существовал мужеский монастырь. Ныне владелица местечка Анна Ставецкая-Городенская, соорудив в монастыре новую каменную церковь во имя Сошествия Святого Духа и наделив монастырь землями, лесами, крестьянами, отдала его (2 февраля 1636 г.) под власть и дозор виленскому Свято-Духовскому монастырю и братству, с тем чтобы Сурдегский монастырь навсегда оставался в послушании Константинопольскому патриарху и Киевским православным митрополитам .

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

В ответ прошли съезды представителей западно-русских братств. Первый съезд был созван Минским православным народным братством во имя Св. Креста и проходил с 29 по 31 августа 1908 г. в стенах минского Свято-Духовского монастыря. В августе 1909 г. в г. Вильне состоялся второй съезд представителей западно-русских братств, организованный Виленским Свято-Духовским братством. Основной задачей съездов стало совершенствование организации братского движения — прежде всего устройство епархиальных центральных братств как руководящих и объединяющих приходские. Началось открытие новых братств, согласование их деятельности с приходскими попечительствами, миссионерскими советами. Особо обсуждался вопрос о противокатолической миссии и были рекомендованы следующие меры: строительство храмов и часовен, благолепное уставное богослужение, общенародное и хоровое церковное пение, оживление проповеднической деятельности, проведение крестных ходов, устройство миссионерских курсов, издание и распространение листков и брошюр. Для внутренней миссии среди русского населения основное внимание было уделено братским и церковно-приходским школам, приютам, внебогослужебным чтениям, публичным чтениям для простого народа и интеллигенции, библиотекам, реорганизации братской типографии. Для более обширной деятельности братств Западного края на съезде был основан общий братский фонд С. 337—345]. Св. Синод стал оказывать 15 западно-русским братствам ежегодное пособие в 250 руб. из своих специальных средств 20. С. 912]. Очередные съезды приходских братств прошли в 1911 и 1912 гг. в г. Вильне 20. С. 911]. На Четвертом Всероссийском Киевском миссионерском съезде (1908) также обсуждалось участие братств в борьбе с сектантством и старообрядчеством. Были предложены следующие рекомендации, направленные после одобрения Св. Синода на рассмотрение епархиальным архиереям: братствам вести борьбу с сектантами не только путем проведения полемических бесед, но и организацией в народе разных просветительно-благотворительных учреждений, изданием книг и листовок, устроением епархиальных типографий, предлагалось также открывать союзы трезвенников и школ миссионерского характера, вести миссионерские курсы, учреждать кассы взаимопомощи и проводить сборы на борьбу с приходской нищетой и бедностью и т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Первое место между братствами принадлежало Виленскому, во главе которого несколько лет сряду находился ученейший иерарх Мелетий Смотрицкий как архимандрит Свято-Духовского монастыря. Виленское братство первое принимало на себя удары врагов православия и первое же отражало эти удары, защищая права и интересы не только свои собственные, но и всей православной Церкви. Особенное уважение к нему православных выражалось уже тем, что они, учреждая новые обители, отдавали их большею частию под надзор и руководство виленскому Свято-Духовскому монастырю в полной надежде видеть их всегда твердыми в православии. И Виленское братство с своим монастырем оказывало чрез эти обители, число которых восходило до десяти, свое благотворное влияние на всю Литву и Белоруссию. Братское училище и типография находились в таком состоянии, что заслужили одобрительный отзыв о них самого митрополита Иова. Училищем управлял муж, пользовавшийся уважением того же митрополита, иеромонах Иосиф Бобрикович. До 1625 г. он был только «ректором школ и казнодеем», т. е. церковным проповедником в Свято-Духовском монастыре, потом сделался наместником настоятеля в монастыре Мелетия Смотрицкого, не переставая быть и ректором школ, а по переходе Смотрицкого в унию сделался «старшим» Свято-Духова монастыря, оставаясь вместе и ректором училища. Типография братства работала непрестанно. Она издала на польском языке известные уже нам сочинения Мелетия Смотрицкого, которые он писал в защиту братства и всего православия. Издавала богослужебные книги, иные по нескольку раз, каковы: Псалтирь (в 1621, 1623, 1627 и 1631 г.), Требник (1624 и 1628 г.), Служебник (1624), Полуустав (1622), Новый Завет с Псалтирью (1623), Часослов с Псалтирью (1631). Издала учебные книги: Букварь (1621) и Грамматику (1629). Издала и книгу учительную – Беседы святого Макария Египетского . Эти Беседы в числе пятидесяти переведены были вновь с греческого языка на русский «працею и стараньем иноков общежительнаго монастыря церкви Святаго и Животворящаго Духа, в Вильни, року 1627». Братство имело и свою библиотеку на разных языках. К сожалению, много книг из этой библиотеки, греческих и латинских, восточных и западных богословов и разных историков, присвоил себе Мелетий Смотрицкий. Братство доверчиво высылало ему книги по его усиленной просьбе, когда он поселился в Дерманском монастыре. Мелетий, перешедши в унию, не захотел возвратить этих книг, несмотря на неоднократные напоминания и просьбы о том со стороны братства, равно как не возвратил и драгоценной архиерейской ризницы и других церковных вещей, взятых из Свято-Духовской обители, так что братство принуждено было начать против него иск, оценивая свои убытки в десять тысяч польских злотых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Делу православия в Западном крае немало служат и церковные братства. Братства, по примеру прежних лет, направляли свою деятельность на изыскание средств к сооружению новых храмов и на поддержание и украшение существующих, на открытие и устройство школ, на оказание пособий учащим и учащимся в школах и всем вообще нуждающимся. Некоторые из братств обнаруживали и просветительную деятельность, чрез издание и распространение в народе книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. Так, Виленское Свято-Духовское Братство в отчетные годы издало брошюры: а) «Окружное патриаршее послание и Синодальное послание по поводу окружного послания папы Льва XIII», б) «О предосудительности для православных вступления в братство «Сердце Иисуса», в) «Современные попытки паны к соединению церквей и ответ на них», г) «Слово православной правды о новейших приемах латинской пропаганды», д) «Венчание русских государей на царство», е) «Правда об Иосафате Кунцевиче» и ж) «Св. преподобномученик Афанасий Брестский». – Наиболее видной и живой деятельностью заявили себя следующие братства: Виленское Свято-Духовское, Острожское св. Кирилло-Мефодиевское, Витебское св. Владимирское, имеющее 9 отделений, и Луцкое (на Волыни) Крестовоздвиженское. В Рижской епархии, обнимающей собою весь Прибалтийский край, православных числится до 250.522 человек обоего пола, из коих русских только незначительная часть, большинство же латыши и эсты, есть также ливы (в Курляндской губернии) и шведы (на острове Вормсе). Православные усердно посещают богослужения и исполняют св. таинства, почитают праздники, соблюдают посты и истинно православно-русские обычаи: служат молебны по разным случаям, возжигают свечи пред иконами, поминают своих усопших, истово совершают крестное знамение. К прискорбию, существуют обстоятельства и условия, препятствующие в известной степени развитию религиозного усердия и благочестия в народе . К ним относятся: 1) разбросанность православного населения на обширном пространстве и отдаленность жительства прихожан от церкви, 2) безземельность и бедность большинства православных в материальном отношении, зависящих от местных помещиков и арендаторов, 3) окружающая иноверная среда: не только селения, но даже семьи часто состоят из лиц разных вероисповеданий – православных и лютеран.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Но этот сейм, верно, не сделал ничего для Свято-Духовского братства, потому что спустя два года члены братства вновь послали такую же свою просьбу на генеральный сейм и вновь умоляли князя Радзивилла заступиться за них на сейме, причем уведомляли князя, что монахи Рутского не только хотят отнять у православного братства грунты, церковь, школу и монастырь, но усиливаются еще взыскать сто тысяч злотых с тех членов братства, которые поименованы в мандате короля, как штраф за их неявку на задворный суд и уже наложили запрещение на имения их, а с виленским городским судом заключили сделку, по которой суд не принимает от православных ни заявлений, ни протестов на притеснение от униатов. Сейм 1618 г., хотя также не рассмотрел дела по жалобам православных и решение его отложил до следующего сейма, по крайней мере постановил, чтобы до того времени православное духовенство и миряне были оставлены в покое, свободно пользовались своим богослужением и чтобы их не принуждали к унии и не волочили приказными позвами . Вражда Троицкого монастыря и униатов в Вильне к Свято-Духовскому монастырю и православным выражалась и другими способами. Церковь Святого Духа униаты обыкновенно называли наливайковскою по имени отличавшегося крайнею неприязнию к унии и униатам казацкого гетмана Наливайки, который в 1597 г. претерпел мучительную казнь в Варшаве как бунтовщик, и для выражения того, якобы и все посещающие эту церковь суть такие же бунтовщики-наливайки. Почти не проходило дня и ночи, когда бы из Троицкого монастыря не бросали камней, не пускали даже стрел в Свято-Духовский и в тех, которые ходили туда для богомолья. Однажды поранили таким образом и зашибли более двадцати шляхетных детей, обучавшихся в свято-духовской школе; в другой раз пробили голову самому настоятелю Свято-Духова монастыря; в третий бросали камнями в двух знатных госпож, ехавших в церковь Святого Духа на богослужение: жену подкомория троцкого (князя Огинского) и жену подкомория виленского. На все такие обиды тогда же заносились протесты и жалобы в трибунальские, земские и городские книги.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010