Виленский Троицкий монастырь стал прибежищем гонимого Стефана Зизания, который произнёс здесь смелую проповедь против унии, после чего униатский митрополит Ипатий Поцей распорядился опечатать храм и " вразумить " православных. Впоследствии братство при монастыре продолжало защиту Православия, развив широкую издательскую деятельность. Примечательно сочинение " Антиграфы " составленное знаменитым членом братства Мелетием (Смотрицким) в ответ на клеветническую книгу Поцея " Гармония " . В это время один из православных пытался совершить покушение на жизнь митрополита Ипатия Поцея, но тот остался невредим. Покушение осложнило положение, и в 1609 году Троицкий монастырь и церкви в Вильне были отняты у православных. Виленское братство лишилось многих своих членов, которые перешли в унию. Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) " Фринос " послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря. Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой [ править править код ] Православный монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, видимо, возник сразу после этих печальных событий - около 1609 года. Братство при монастыре также стало называться Свято-Духовым. Архимандрит Леонтий (Карпович) ввел в обители общежительный устав и урегулировал жизнь братии. В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

Лаврентий Зизаний. " Грамматика словенска " . Вильна, 1596. Титульный лист (РГБ) Лаврентий Зизаний. " Грамматика словенска " . Вильна, 1596. Титульный лист (РГБ) В. б. активно участвовало в Брестских Соборах Западнорусской митрополии (1590-1594), на к-рых обсуждались возможные преобразования в церковной жизни для упрочения положения правосл. Церкви. На Соборе 1594 г. В. б. и правосл. дворянство Великого княжества Литовского предложили использовать доходы епископских кафедр на содержание школ, строительство храмов и больниц. Предложение братства Собором не было принято. После заключения Брестской унии 1596 г. большинство архиереев Киевской митрополии перешли в униатство, униатскими стали мн. приходские церкви. По распоряжению (24 сент. 1599) принявшего унию митр. Ипатия Потея в окт. 1599 г. был закрыт принадлежавший В. б. придел Троицкого храма, непосредственной причиной запечатания придела стали антиуниатские проповеди Стефана Зизания. Ранее, в 1597 г., братчики построили недалеко от Троицкого храма деревянную ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Ок. 1600 г. Свято-Духовский храм (с 1605 мон-рь, см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ) стал братским, братство с того времени именовалось Свято-Духовским. Др. часть братчиков во главе с новогрудским воеводой Ф. Скумином-Тышкевичем приняла униатство и объявила не присоединившихся к унии членов братства узурпаторами королевских и Патриарших грамот. Униатское Троицкое братство, утвержденное королем 20 янв. 1608 г., получило все братское имущество и осталось в Троицком мон-ре, вскоре превратившемся в крупный центр униатской пропаганды. Монахи-униаты и студенты униатской семинарии, открывшейся в Троицком мон-ре, неоднократно совершали нападения на насельников Свято-Духова мон-ря, учеников братской школы, правосл. братчиков. К авг. 1609 г. все правосл. храмы Вильно, за исключением Свято-Духовского, перешли в унию. Противодействие распространению унии стало одним из главных направлений деятельности В.

http://pravenc.ru/text/158638.html

Во время Русско-Польской войны 1654-1667 года, Вильну на время заняли русские и в монастыре был похоронен князь Мышецкий, руководивший стойким сопротивлением польской осаде. Когда город вновь заняли поляки в 1661 году Свято-Духов монастырь стали обвинять в измене, в пособничестве Москве. Обитель оскудевала братией, но при ней продолжала существовать школа. Монастырь пользовался поддержкой со стороны Петра I, который дал монастырю жалованные грамоты и льготы. Во время страшного пожара в 1749 году Свято-Духов монастырь сгорел полностью, за исключением маленькой девичьей церкви. Русское правительство отпустило на возобновление церкви 6000 рублей. При почти полном исчезновении православного населения в Вильне, деяетльность монастыря имела особое значение. Последнее жестокое надругательство над монастырем поляки-католики совершили в 1794 году, ограбив его, учинив насилие над настоятелем - восьмидесятилетним старцем Георгием, одним из горсти монахов, оставшихся в обители. Свято-Духов монастырь в Российской империи [ править править код ] Возрождение обители началось с 11 августа 1794 года, когда Вильна стал губернским городом Российской империи. Свято-Духов монастырь был определен как штатный второклассный с соответствующим жалованием. В 1796 году братство при монастыре было распущено, а в 1797 году монастырь был передан в ведение архиепископа Минского Иова. В 1833 году по ходатайству настоятеля Платона (Рудинского) и по просьбе виленского генерал-губернатора князя Долгорукова обитель была переведена в первый класс, что влекло за собой улучшение ее материального состояния. Святейший Синод выделил необходимые средства, и в 1836-1837 годах по благословению архиепископа Полоцкого Смарагда Свято-Духовская церковь была перестроена по образцу православного храма, так как ранее походила на костел. Архимандрит Платон (Городецкий) провёл в монастыре большие восстановительные работы. В 1844 году церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была превращена в монастырскую трапезную, были сооружены святые врата. 4 июня 1845 года архиепископ Виленский Иосиф (Семашко) освятил главный престол в перестроенной церкви Святого Духа.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

Летом 1939 г. по ходатайству игум. Нины в В. м. из Почаевской лавры были привезены икона св. Марии Магдалины с частицей мощей и образ прп. Иова Почаевского с частицей мощей. В 1944 г. в результате бомбежки Александро-Невский храм лишился купола, окон, полов и дверей, сгорел иконостас. В одном из уцелевших крыльев храма сестры (ок. 35 чел.) устроили временную церковь, к-рую 15 окт. 1945 г. освятил Виленский архиеп. Корнилий (Попов) . 8 нояб. 1951 г. Виленский архиеп. Фотий (Топиро) освятил отремонтированную Александро-Невскую ц. В 1953-1955 гг. в В. м. был построен двухэтажный сестринский корпус, к 1959 г. к мон-рю были проведены водопровод и канализация, все помещения электрифицированы, территория обители огорожена кирпичной оградой с дубовыми св. вратами. Трудами сестер было благоустроено Евфросиниевское кладбище, в юж. части к-рого похоронены мн. насельницы и священнослужители обители. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I передал в дар мон-рю вышитую бисером икону «Целование праведной Елисаветы», выполненную монахинями иерусалимского Горненского мон-ря . Постановлением Совета министров Литовской ССР от 12 июля 1959 г. В. м. был снят с регистрации, денежные средства и движимое имущество обители подлежали конфискации. 23 авг. 1960 г. насельницы (23 монахини, 5 послушниц) были выселены из обители, Александро-Невский храм передан на баланс Министерства культуры Литовской ССР, в бывш. сестринском корпусе разместилась колония для трудновоспитуемых девочек. Несмотря на это, мон-рь продолжал существовать: игум. Нина с сестрами поселилась в двухэтажном корпусе вильнюсского Свято-Духова муж. мон-ря. В 1968 г. вместо ушедшей на покой и принявшей схиму с именем Варвара игум. Нины († 26 апр. 1969) В. м. возглавила ее племянница и многолетняя сподвижница игум. Ангелина (Баташёва). 15 мая 1989 г. постановлением Совета министров Литвы указ 1959 г. о ликвидации мон-ря был признан утратившим силу. С апр. 2002 г. В. м., размещающийся в корпусе на территории Свято-Духова мон-ря, возглавляет мон. Надежда (Ломако). К нач. 2004 г. в В. м. жили 13 насельниц: 9 монахинь и 4 послушницы. Сестры несли послушания в Свято-Духовском соборе, пли на клиросе, выпекали просфоры для храмов Виленской епархии, изготавляли свечи, ухаживали за могилами насельниц В. м. на вильнюсском правосл. Евфросиниевском кладбище. 5 мая 2015 г., решением Свящ. Синода Русской Православной Церкви В. м. был вновь открыт. 24 мая 2015 г. сёстры мон-ря переехали в помещения при восстановленном храме в честь св. князя Александра Невского, а мон. Серафима (Иванова) возведена в сан игуменьи. Арх.: ЛЦИА. Ф. Р-238. Оп. 3. Ед. хр . 13, 46; Варвара (Трофимова), мон. К столетию правосл. Виленского Марие-Магдалинского жен. мон-ря (1865-1965). Вильнюс, 1965. Ркп. Ист.: Вестн. Виленского Св.-Духова братства. Вильно. 1915. 16. Г. П. Шлевис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158672.html

Патриарх Иеремия посетил западнорусскую Церковь в 1588 г. по пути в Москву. В то время он пробыл здесь недолго, но на обратном пути из Москвы остался на более продолжительное время. Король Сигизмунд Ваза разрешил Патриарху при проезде через литовско-русские земли осуществлять канонические действия в отношении местного православного духовенства. Патриарх Иеремия пробыл в Киевской митрополии до середины ноября 1589 г., а затем отбыл в Константинополь . Благосклонное отношение короля Сигизмунда Вазы (1587—1632) к Патриарху Иеремии было использовано православными для укрепления своих позиций. В 1589 г. Виленское братство добилось получения королевской грамоты, утверждавшей с братством право управления через избираемых старшин, а также право содержать больницы, духовные училища и типографии. Виленское братство вступило в общение со Львовским, обменивалось с ним своими печатными изданиями и получало от него наставников и учителей. Королевская грамота, утверждавшая статус Виленского братства, вскоре дала братству возможность энергично противостоять унии. В те годы Виленское братство находилось при Свято-Троицком монастыре, но в 1609 г. униатский митрополит Ипатий (Поцей) отобрал у православных Троицкий монастырь и передал его униатам, назначив на место низложенного архимандрита Самуила (Сенчилы) униата Вельямина Рутского. Теснимое униатами православное братство ушло из Троицкого монастыря на противоположную сторону улицы, к недавно построенной там же Свято-Духовской церкви. Вскоре при Свято-Духовом монастыре братство устроило типографию. Судьба этого монастыря была тесно связана с судьбой православного братства в Вильно. С 1610 г. Виленское братство имело защиту в лице князя Христофора Радзивилла (реформата по вероисповеданию) и в течение десяти лет обращалось к нему за помощью во всех своих нуждах. Первым настоятелем монастыря, ректором основанной при нем школы был архимандрит Леонтий (Карпович), из образованных иноков Киево-Печерского монастыря. Известна его ревность о распространении просвещения в Вильне и вообще в западнорусской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

Возможно, к периоду жизни в Баркулабово относится работа М. Смотрицкого над соч. «Antigrafe, albo odpowied na script uszczypliwy przeciwko ludziom staroytney religiey graeckiey, od apostatów Cerkwie Wschodniey wydany, któremu titu «Haeresiae, ignorantiae y polityka popów i mieszczan bractwa Wileskiego. Tak te y na ksik, rycho potym ku objanieniu tego scriptu wydan, nazwiskiem «Harmonia». Przez iednego brata bractwa cerkiewnego Wileskiego religiey staroytney graeckiey w porywcz dana, w Wilnie roku 1608» (Антиграф, или Ответ на язвительное сочинение против людей старинной греческой религии, выпущенное отступниками от Восточной Церкви, которое называется «Ереси, невежество и политика попов и мещан братства Виленского». Также и против книжки, выпущенной для объяснения прежней, под названием «Гармония». Вскоре составлен одним из членов церковного Виленского братства старинной греческой религии. В Вильно в 1608 г.), к-рое большинство исследователей считают первым лит. трудом М. Книга направлена против Ипатия Потея , имеет посвящение кн. Янушу Острожскому, принявшему католичество, содержит критику католич. догмата Filioque , отвергает выдвигавшиеся униатами обвинения в богохульстве в адрес Стефана Зизания (см. в ст. Зизании ), критикует практиковавшийся униатами пост в субботу. Подробно разобраны католические традиция Евхаристии и учение о чистилище , аргумент униатов относительно того, что с переходом К-поля под тур. владычество правосл. Церковь стала подневольной и якобы утратила каноничность, а потому истинная Церковь осталась только на Западе. Автор поставил под сомнение каноничность первых униатских епископов: Луцко-Острожского Кирилла (Терлецкого) и Владимирско-Брестского Ипатия (Потея), вспомнил др. отступника - бывш. Киевского митр. Исидора . Часть исследователей (Б. Вачинский, Д. Фрик) сомневаются в принадлежности М. этого сочинения и выдвигают основательные аргументы в пользу того, что оно создано в Виленском православном Свято-Духовском братстве . Ок. 1610 г. М. Смотрицкий переехал в Вильно, где начал сотрудничать с Виленским православным братством при мон-ре Св. Духа (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ), к-рое испытывало большие трудности из-за давления униатов и властей. В период жизни Смотрицкого в Вильно сформировались его взгляды.

http://pravenc.ru/text/2562844.html

Восточная Агиология», а в следующем 1876 roдy u II-й том того-же сочинения, под заглавием: «Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой Восток». Совет Московской духовной академии, рассмотрев это ученое исследование, дал о нем прекрасный отзыв, и в 1876 году, после публичной защиты, архимандрит Сергий Советом Московской духовной академии был единогласно удостоен степени «доктора богословия». В связи с этим трудом, им написаны были две статьи, напечатанные в том же 1876 году в журнале «Чтение в обществе любителей духовного просвещения»: 1) «Ответ по Агиологии» и 2) «Второй ответ по Агиологии». В 1879 году снова вышло отдельное его сочинение: «Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ея в России», а также статья в «Христианском Чтении»: «О чтении Апостола и Евангелия в навечерии Рождества Христова – в субботу и воскресение и об Апостоле и Евангелии субботы пред неделею св. отец». В 1882 году в журнале «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» им напечатана была статья: «Лавсаик и история египетских монахов», а также отдельным изданием: «Слова, произнесенныя в соборах Москвы и Петербурга». В 1882 году 24 апреля архимандрит Сергий был назначен епископом Ковенским , первым викарием Литовской епархии, и этим начинается период новой деятельности Сергия на пользу Церкви. Он был деятельным помощником Архиепископа Литовского Александра, страдавшего в то время тяжким недугом ревматизма, и жил в Вильне. Из трех губерний, входящих в состав Литовской епархии – Виленской, Ковенской и Гродненской, – Сергию поручены были дела двух губерний – Виленской и Ковенской. И он двукратно в год обозревал церкви и в продолжение трех лет обозрел многие из них в обеих губерниях, произнося в большей части их поучения соответственно нравственному состоянию прихожан и показывая превосходства православной веры перед иноверными исповеданиями. Здесь он был также председателем совета Виленского Свято-Духовского Братства, и средства Братства при нем значительно возросли; в последний год им, вместе с протоиереем о.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

М. не был кандидатом патриарха Иеремии и, по-видимому, не пользовался его доверием. 14 авг. 1589 г. патриарх назначил своим Экзархом Луцкого еп. Кирилла (Терлецкого) с очень широкими полномочиями, вплоть до права низлагать недостойных епископов. Еп. Кирилл (Терлецкий) сопровождал патриарха в его путешествии по укр. землям. 13 нояб. 1589 г. М. участвовал в собрании епископов, созванном патриархом для рассмотрения спора между Львовским еп. Гедеоном (Балабаном) и Львовским Успенским братством из-за мон-ря св. Онуфрия. Мон-рь был изъят из-под власти епископа и подчинен митрополиту. Это решение стало как бы прологом к последовавшим затем попыткам М. укрепить свою власть в Львовской епархии. По-видимому, перед отъездом патриарха Владимиро-Волынский еп. Мелетий (Хребтович-Богуринский) был сделан «прототронием» - 1-м среди епископов Киевской митрополии. Это назначение соответствовало интересам М., т. к. в последующие годы еп. Мелетий поддерживал действия митрополита. В нач. 90-х гг. XVI в. в Киевской митрополии пытались провести реформы для устранения недостатков церковной жизни. Соборы, принимавшие решения о реформах, собирались под председательством М. О целях, которые преследовал М., нельзя узнать из к.-л. его записок и меморандумов. Можно судить об этом по его действиям и реакции на них современников. К нач. 90-х гг. в жизни правосл. общества увеличилась роль братств. Союзы мирян стали важными центрами просвещения и образования, нек-рые братства получили от патриарха Иеремии II широкую автономию. В Виленское православное Свято-Духовское братство был вписан ряд представителей литов. знати - патронов М., поддерживавших тесные контакты с Львовским братством. Митрополия представляла собой во 2-й пол. XVI в. довольно слабое в организационном отношении единство, в котором епископы пользовались фактически полной самостоятельностью. М., по-видимому, рассчитывал подчинить епископов своей власти, опираясь на поддержку братств. Особое его внимание привлекала Львовская епархия, созданная в кон. 30-х гг. XVI в. как епархия неполноправная, подчиненная власти митрополита, однако Львовские епископы 2-й пол. XVI в.- выходцы из местной знатной шляхты - с этими установлениями не считались. В дек. 1589 г. М. в адресованной Львовскому братству грамоте не только подтвердил права братчиков на мон-рь св. Онуфрия, но и обещал посетить Львов «для дозрения порадку церковного и всих справ духовных». В той же грамоте было отмечено, что «сам епископ Лвовскии есть дворным владыкою нашим» (Monumenta confraternitatis. 1895. Pt. 1. N 138). В последующих грамотах митрополит сообщил об отправке во Львов священника для братской церкви, разрешил проповедовать в городе только «дидаскалам» из братства, запретил открывать во Львове школы помимо братской. В июне 1590 г. к этому добавились отлучения от Церкви тех львовских мещан, которые выступили против братства вместе с епископом.

http://pravenc.ru/text/2563650.html

В 1591 г. братство купило дом, соседнее здание получило в качестве пожертвования от мещанина Кондратовича; постройки соединили, отремонтировали и открыли в них братскую школу. В 1593 г. кн. А. Полубенский отписал братчикам «на вечные времена» дом и большой надел земли, еще одно здание братство получило по завещанию купца П. Снипки. За короткое время братчики оборудовали в этих помещениях больницу, богадельню и типографию. Деятельность В. б., превратившегося в важнейший центр правосл. просвещения на украинско-белорус. землях, проходила в тесном контакте с др. братствами православными , особенно активны были связи со Львовским братством , к-рое, в частности, в первое время существования виленской школы посылало туда учителей и книги, позднее воспитанники виленского уч-ща ( Сильвестр (Коссов) , Исаия Козловский) ) преподавали во Львове. В школе В. б., имевшей 5 классов, наряду с церковнослав., греч. и польск. языками преподавалась латынь. В 90-х гг. XVI в. в ней трудились крупнейшие деятели западнорус. просвещения - Стефан и Лаврентий Зизании (Стефан являлся ректором школы до 1596, кроме того, он был братским проповедником), Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) . До 1608 г. здесь преподавал латынь и греческий Логгин (см. Леонтий ) Карпович, трудившийся также в братской типографии в качестве печатника и корректора, с 1614 г. архимандрит Свято-Духова мон-ря. С начала своего существования школа В. б. терпела нападки со стороны виленской иезуитской академии, в 1598 г. студенты академии учинили разгром братской школы. В типографии В. б. в 90-х гг. XVI в. были напечатаны «Грамматика словенска съвершеннаго искуства осми частий слова и иных нуждных» Лаврентия Зизания (1596), «Казанье святого Кирилла, патриарха Иерусалимского, о антихристе и знакох его, з росширением науки против ересей розных» Стефана Зизания (1596), составленная Зизаниями «Наука ку читаню и розуменю писма словенского, тутыж о Святой Троици и о Вочеловечении Господни» (1596), а также «Книга о вере» (1596), «Молитвы повседневные» (1595, 1596), Псалтирь (2 изд. в 1595, 1596), Часовник (1596), Часовник с Букварем (1596), Новый Завет с Псалтирью (ок. 1596).

http://pravenc.ru/text/158638.html

на нарушение старой практики, но митрополит не отзывался на жалобы. Тогда жители Вильно обратились к королю, и он 7 июля 1582 г. приказал О. допускать виленских бурмистров и радцев к ежегодной проверке имущества Свято-Троицкого мон-ря. В 1584 г. члены Виленской рады ходатайствовали перед королем о передаче им Троицкого мон-ря, потому что он «для нечастого быванья до Вильны и отлеглости митрополитовы до великого знищенья пришол... порядку никоторого нет». 27 мая 1584 г. кор. Стефан Баторий предоставил право владения мон-рем после кончины О. правосл. членам Виленской городской рады, что позволило создать при мон-ре правосл. братство (см. Виленское православное Свято-Духовское братство ). Грамотой от 12 июня 1587 г. О. благословил при монастырской ц. Св. Троицы «братство церковное иметь», разрешил напечатать устав братства и учредить при нем школу. 9 марта того же года О. благословил виленских мещан построить каменную колокольню в обители. Грамотой от 5 июня 1588 г. К-польский патриарх Иеремия II предоставил братству патриаршую ставропигию. В 1589 г., оставляя митрополичью кафедру, О. напомнил властям о своем владении Троицким мон-рем, но в следующем году отказался от этого права. Время управления О. Киевской митрополией характеризуется усилением гонений на правосл. Церковь со стороны католиков в Речи Посполитой. Внутренняя жизнь правосл. митрополии изобиловала трудностями и каноническими нарушениями на всех уровнях - в епархиальном управлении, приходской и монастырской жизни. Ситуация в епархиях не была подконтрольной митрополиту, он почти не посещал укр. епархии, напр., укр. часть Киевской епархии, к-рой митрополит управлял через наместника Богуша Гулькевича-Глебовича (в его обязанности, в частности, входило управление имениями Софийского собора). О. не имел тесных контактов с киевским воеводой кн. Константином Константиновичем Острожским, покровителем православных. Отношения с О. поддерживал виленский воевода, приверженец Контрреформации Николай Христофор Радзивилл Сиротка, имевший резиденцию неподалеку от Новогрудка - в Несвиже, где он организовал коллегию иезуитов.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010