Церковь в лице святых апостолов не только изначально обладала полнотой Божественного Откровения, но и ясно осознавала вверенную ей богооткровенную истину и свидетельствовала о ней. Апостолы, по словам ап. Павла, возвещали «всю волю Божию» (Деян 20. 27). Эта полнота истины и религ. сознания в Церкви сохраняется, ибо в ней «вовек» присутствует Дух истины (Ин 14. 16-17). Полнота предания, воспринятого Церковью от святых апостолов, засвидетельствована ап. Павлом: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор 11. 2). О тождественности церковного учения апостольскому и его полноте свидетельствует древнейшее Предание Церкви: «Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее (Церковь.- Н. Е.) все, что относится к истине...» ( Iren. Adv. haer. III 4. 1). Сохранение Церковью апостольского учения не противоречит развитию догматической науки. Оно мыслится как все более точное словесное выражение учения, к-рое всегда остается неизменным в церковном самосознании. Св. Викентий Леринский так представляет развитие догматической науки: «Предание, говорит (апостол.- Н. Е.), сохрани. Т. е. талант веры кафолической сбереги неповрежденным и неиспорченным. …Следовательно, скажет, может быть, кто-нибудь, в Церкви Христовой не должно быть никакого преуспеяния религии? Всеконечно должно быть, и притом весьма большое... Только преуспеяние это должно быть действительно преуспеянием, а не переменою веры. Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам в себе, а перемена - в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть. ...Церковь Христова, рачительная и осторожная блюстительница вверенных ей для хранения догматов, никогда ничего в них не изменяет, ничего от них не убавляет, ничего к ним не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прибавляет, своего не теряет, чужого не присвояет...» (Common. I 22, 23). Свящ. Писание настаивает на необходимости строгого сохранения Церковью апостольского учения: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес 2. 15). Ап. Павел предостерегает Тимофея : «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим 6. 20); «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня» (2 Тим 1. 13). Сохранение Церковью апостольского учения является ее существенным признаком. Отступление от него свидетельствует об уклонении в ересь. «Они (еретики.- Н. Е.) своевольно уклоняются от учений, согласных с богодуховными, преданными нам от св. апостолов и наших учителей Писаниями, и впадают в рассуждения весьма странные; преданию Божественному они противопоставляют мысли человеческие и так образуют ересь» ( Clem. Alex. Strom. VII 16).

http://pravenc.ru/text/75762.html

Верь, твердо верь, что и тебя не оставит Господь без Своей помощи в предстоящем тебе служении, что благодать Святого Духа восполнит твою немощь, ибо «немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:25). И еще скажу словами того же апостола Павла: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1:27-28). Господь Сам указывает нам источник всепобеждающей силы: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Что же ты должен делать, чтобы принести обильный плод? Ясным ответом на этот вопрос звучит наставление преподобного Пимена Великого: «Нужно много молиться, много трудиться и творить добро людям» . Из таких действий и должно состоять твое служение. При этом формы его могут быть самыми разнообразными, суть же должна оставаться именно таковой. Более тридцати лет ты трудился на пажити Христовой и приобрел немалый пастырский опыт. Но, несмотря на это, пока ты еще не можешь знать всех испытаний, которые ожидают тебя на архиерейской стезе. Придет время, и ты убедишься, насколько прав был святитель Филарет, митрополит Московский, сказавший: «Епископство для меня не честь, а подвиг» . Поверь: это действительно подвиг, быть может не очевидный для всех, но от того не менее значимый. Подвиг молитвенного предстояния за вверенные тебе клир и паству, подвиг собирания и воспитания чад церковных, подвиг отстаивания Правды Божией перед лицом современного, во многом лживого и лукавого, мира. Ты призван делать все, чтобы православная вера не оскудевала в сердцах людей, чтобы глаза христиан всегда светились пасхальной радостью, чтобы души их исполнялись миром, чтобы дела их были добры, а помыслы чисты. Особое внимание тебе надлежит уделять молодежи. Ты должен проявлять деятельную заботу о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости могла найти свое место в лоне Церкви. Одновременно следи за тем, чтобы личные устремления или предпочтения членов общин не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь» , — эти слова преподобного Викентия Леринского должны стать руководящим принципом в развитии епархиальной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/4085280.ht...

Повсюду . Для преподобного Викентия важно, насколько географически широко распространена данная доктрина. Распространена ли она по всему миру, принимается ли ее Церковь повсеместно или только в некоторых местах? Всегда . Насколько это древнее убеждение? Было ли оно принято в древности, на заре христианства или эта доктрина появилась на свет позднее? Все . Насколько Церковь единодушна в отношении этого учения? Достигнуто ли согласие по этому вопросу? Если когда-то по этому вопросу существовало разногласие, то обсуждалось ли оно на одном из Вселенских Соборов, и было ли урегулировано Отцами Церкви? Или данное учение выходит за рамки христианского согласия? Теперь мы можем применить Канон к учению о «воде и картошке». Применим первый критерий – повсюду. Такого вы не встретите нигде! Что касается второго критерия – всегда, то на протяжении всей истории христианства о воде и картошке ни разу не упоминается. Что касается согласия, то и по третьему критерию вода с картошкой тоже остаются не у дел. Таким образом, доктрина о «вкушении только воды и картошки» имеет в сумме результат: нигде, никто и никогда. О крещении младенцев Давайте обратимся к более распространенному предмету дискуссий – крещению в младенчестве. Кто-то назвал крещение «разделяющими водами». На этот счет может быть столько мнений, сколько присутствует христиан. Православная Церковь по обычаю и убеждению сочетает с Христом через святое Крещение даже самых младших своих членов для того, чтобы мы могли воспитывать их «в учении и наставлении Господнем» дома и в Церкви. Если есть возможность, мы крестим полным погружением, хотя иногда позволительно обливать младенца водой по состоянию здоровья или из других соображений. Писание дает прямой аргумент в пользу крещения в младенчестве в Евангелии от Луки (18:15-17): « Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

http://pravoslavie.ru/38186.html

Но, к нашему глубокому сожалению, " заочные " отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия. Почему это происходит? До сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь от богоборческой власти в ХХ веке. Тогда, даже областных городах СССР, храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были таким насильственным образом лишены духовного окормления со стороны православных священнослужителей. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители Русской Православной Церкви с благословения священноначалия совершали " заочные отпевания " . В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой. Но сегодня, дорогие братья и сестры, мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной веры. Храмы Божие открыты повсеместно, и есть все возможности совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный богослужебный Устав. Мы должны честно сказать себе, что совершение " заочного " отпевания, – если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, – в отсутствие большинства родственников, тела самого усопшего, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и чёрствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало, а нас прямо обвиняет перед Богом: " Проклят, кто дело Господне делает небрежно... " (Иер. 48:10). И уж совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развития греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: " Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят... " (Быт. 3:17-19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершёнными в храме Божием есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом – поруганием храма Божия: " Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы " (1Кор.З:16-17).

http://pravoslavie.ru/16621.html

Несомненно, Писание и Отцы Церкви признают познание Бога, доступное нашему разуму, проистекающее из созерцания творений: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим 1:20). Такое “богословие природы” пользуется, с одной стороны, утверждениями (катафатическое богословие), приписывая Богу высшую степень присущих природе прекрасных качеств, а с другой стороны, — отрицаниями (апофатическое богословие), не находя в Боге всех этих совершенств, как не адекватных Богу. Можно говорить, что в определенном смысле Бог благ, велик, что Он есть свет, а в ином смысле — что Он не благ, не велик, не есть свет, поскольку ни одно из этих определений не может быть исчерпывающим применительно к Богу. Такое познание Бога может быть источником большой жизненной мудрости, побуждая человека не привязываться к твари и прилежать только к исканию Бога. Однако подобное богословие, доступное мудрым и благоразумным мира сего, ничего не сообщает нам ни о Божием спасении, ни о Святой Троице; тем более не несет оно в себе никакого спасительного действия. Не о нем говорил Господь словами: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин 17:3). Знание о спасении, и только оно одно имеет своим единственным источником и единственным светочем Слово Божие: Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс 118:105). Познавание веры преподается Церковью Церковь несет нам благовестие о спасении, в Церкви мы его получаем. Ведь вера не есть согласие непосредственно со Словом Христа или Его апостолов. В то же время она не есть согласие со свидетельством одиночного человека, частного учителя, излагающего свое личное понимание этого благовестия. В еще меньшей мере можем мы положиться на наше собственное истолкование. Ни один человек сам по себе не может вселить в нас уверенности, что он верно передает и правильно толкует Слово Божие. По выражению святого Викентия Леринского, считать истинным можно только то, “чему верят повсюду, всегда и все” (“Памятные записки”, 11), то, что Отцы и пастыри Церкви “подтвердили ясно, с общего согласия, настоятельно, как это бывает в собрании единодушных богословов; то, что они нам передали, сами восприняв из предания” (Там же, 28). Только в том случае, если имеет место это единодушие в приятии и преподавании учения, мы можем быть уверены, что учение исходит от церковного сознания, руководимого Духом Святым, наставляющим на всецелую истину (см. Ин 16:13). Таков критерий нашей веры. Согласно прекрасной формуле Ивана Киреевского, “единодушное согласие Церкви есть орган познания Божественных истин”. Хомяков говорил, что “взаимная любовь, дар благодати — это око, каким каждый христианин зрит Божественные вещи”. Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа .

http://pravmir.ru/poznanie-boga-i-mesto-...

Православный : Многие из тех вопросов, которые вы обозначили в своем слове, мы рассмотрим, когда будем говорить о Церкви. Отвечая на ваш вопрос о правильном понимании Библии, я хочу обратить ваше внимание на термин «Предание». Сектанты разных направлений в своем большинстве не имеют правильного представления об этом понятии. Свидетель Иеговы : Нет! Напротив!.. Мы имеем представление о том, что есть предание. Христос говорил: ...зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? (Мф. 15, 3); и еще: ... вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15, 6 – 7). Вы, православные, к сожалению, до сих пор держитесь предания старцев (ср. Мк. 7, 5), уча учениям, заповедям человеческим . Апостол Павел поощряет похвалой придерживающихся Предания Православный : Говоря о Предании ( Священном Предании ), мы, прежде всего, имеем в виду не предания старцев и учения, заповеди человеческие, а Предания апостольские и Учение церковное. В Новом Завете об апостольском предании и его значимости сказано достаточно. Рассмотрим некоторые из этих текстов: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор. 11, 2). Здесь мы видим, что апостол Павел поощряет похвалой придерживающихся Предания. Свидетель Иеговы : Я хочу проверить этот текст по переводу «Нового Мира». Вот, смотрите, здесь сказано несколько иначе, чем в Синодальном переводе: «Хвалю же вас за то, что во всех делах вы помните обо мне и твердо держитесь традиций, как я передал вам их» (НМ). В некоторых английских переводах слово «предание» в этом тексте (1 Кор. 11, 2) заменено словом «учение». Православный : Эта замена неправомочна. Давайте посмотрим древнегреческий вариант данного текста (дословный перевод): Хвалю же вас, братья, что все мое помните и, как я передал вам, предание держите . Как мы видим, здесь речь идет не о традициях и не об учении. Учение и традицию может создать и установить любой человек персонально, в отличие от предания, которое принимается и передается далее. Пример этого – следующие слова апостола Павла: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор. 11, 23). Св. Викентий Лиринский учил: «Предание – это то, что ты принял, а не то, что выдумал».

http://pravoslavie.ru/106146.html

Это не параграфы устава, требующие автоматического применения, но это и не исторический документ, из которого каждый волен выбирать то, что ему «подходит», и соблюдение каноничности есть всегда подвиг, требующий напряжения церковного сознания, а не казенная ссылка на произвольно выбранный «текст». Только при таком – не законнически-ветхозаветном и не либеральном, а церковном и духовном – понимании канонов в них раскрывается как бы идеальный образ Церкви в ее земном странствовании, та норма к которой в своем устроении должны всегда стремиться как вся Церковь , так и каждая отдельная часть ее. По этой норме и должны мы мерить свою церковную жизнь, и каноничность и означает эту верность Преданию (частью которого каноны являются), согласие с целостным и кафолическим опытом Церкви, с тем, «что всегда, всюду и всеми принималось» (определение Предания св. Викентия Леринского). Но если, как мы уже сказали, основное в этом опыте, в самой сущности Церкви есть единство, и единство не природное, а сверхприродное – во образ единства Святой Троицы («Они не от мира, как и Я не от мира...да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино» – Ин 17:16, 21–22 ), то можно ли сказать, что им вдохновлялось православное рассеяние в своем церковном устроении? На деле каждая национальная эмиграция немедленно заводила свою Церковь , по-видимому, искренне считая, что юрисдикция любой национальной Церкви (то есть, по существу, всего лишь поместной, ограниченной своей территорией) распространяется на представителей этой национальности во всех пяти частях земного шара. Принцип «посольских» церквей, явление не церковное, а государственное, просто и как бы бессознательно перенесли на целые «заграничные» епархии, митрополии и, наконец, целые «зарубежные» Церкви. Так, например, в Америке на одной и той же территории правят чуть ли не шесть или семь православных епископов различных наций и национальных юрисдикций, и это вопреки основному канону о том, что в одном городе и на одной территории – епархии может быть только один правящий епископ, предстоятель Церкви Божией, то есть всех православных христиан, живущих в этой области, которые составляют «одно тело и один дух», которые «призваны к одной надежде», у которых «один Господь, одна вера, одно крещение» [ Еф 4:4–5 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

То есть бесспорно истинно лишь то, что является общим для святоотеческого учения, не противоречит ему. Преподобный Викентий Леринский (V в.) выразил это в великолепной формуле: «В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все: потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и само значение этого слова…» . Однако этот критерий является достаточным только при наличии основополагающего условия, названного Самим Христом: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).  Поэтому церковь (община, организация), сохраняя всю внешнюю, обрядовую сторону жизни и даже вероучительные истины, но оставляя без внимания главное — научение своих членов основам духовной жизни, может по существу превратиться в мирское общество, мирскую организацию. Такая опасность всегда была и остаётся. Уже апостол Иоанн писал: «И Ангелу Сардийской церкви напиши: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв… И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 1, 15-16). Такое произошло 2000 лет назад с Богооткровенной ветхозаветной религией, когда её духовное состояние настолько исказилось, что был отвергнут Сам пришедший Христос Спаситель. Подобное происходило и происходит и в истории христианства. Святитель Филарет (Дроздов) (†1867) предупреждал: «Всякая частная [Поместная] церковь может не только поколебаться, но и разрушиться» . Примером такого разрушения является Римская Церковь, которая, по слову святителя Феофана (Говорова), превратилась в «политическую корпорацию» . То же случилось и с отделившимися от неё протестантскими общинами. Но это может произойти и с любой Поместной церковью. Господь предупредил: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). Речь здесь идёт о сохранении христианской веры и жизни, а не культа, в котором может не остаться ничего духовного.

http://bogoslov.ru/article/6173049

Слово «известь» в Синодальном тексте – это аллегория, а не «известь» в понимание строителя. Кости в известь превратиться не могут. Видимо, митрополит Викентий аллегории не понял и нашел яму с известью. Человеку, не искушенному в чтении Священного писания, кажется, что этот текст следует понимать примерно так: преступный Моавитский царь сжег кости «боголюбивого и праведного» царя Едомского. Эта цитата как бы ставит на одну ступеньку царя Едомского и Святого Русского Царя. Оказывается, всё не так. Отношение к царям Едомским у Господа Бога ничем не лучше, чем к царям Моавитским. Что же говорит тот же пророк Амос: «Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою» (Амос 1: 11). Читая Библию, понимаешь, что и цари Едомские, и цари Моавитские были ненавистны Богу. Многие библейские пророки обличали их. История царей Моавитского и Едомского – это история сатанистов, негодяев и богоборцев. Была бы возможность у царя Едомского, он с удовольствием сжег бы кости царя Моавитского. Сохранились исторические данные о том, что цари Едомские специально выкупали из плена израильтян, чтобы принести их в жертву богу Солнца. Думая о древних негодяях и богоотступниках, я невольно провёл параллель с революционными деятелями. Стать жертвой – это не всегда значит получить одобрение Господа. За покушение на Ленина Яков Свердлов, занимавший первое место, почти царское, в «табели о рангах» коммунистической России, приказал расстрелять и, как говорится, «пережечь в известь» кости Фанни Каплан, террористки, еще в 1906 году охотившейся на киевского генерал-губернатора Сухомлинова. Возможно, что по указанию Свердлова, Юровский, имея опыт сожжения Царских Детей, эти кости террористки и «пережег», как Моавитский царь кости царя Едомского. Итог. Террорист-коммунист сжег эсеровскую террористку. Неужели Фанни Каплан, сожженная таким же, как она террористом, стала от этого лучше перед Богом? Не думаю. Неужели Едомский царь, сожженный царём Моавитянским стал лучше перед Богом? Думаю, нет.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/18/...

Писания их являлись по поводу разных случайных обстоятельств, были кратки, и в них не указаны чин богослужений, совершения таинств, содержание молитвословий и песнопений, правила церковного благочиния. Так в Священном Писании записано повеление Господа ο Святом Крещении ( Мф.28:19 ); а как совершать его, какие молитвы положены, это в Писании не показано. Равным образом не указан чин Святого Причащения, не указано, как благословлять, благодарить. Эти наставления и указания даны апостолами устно, показаны самим делом ( 1Кор.11:34 ; Флп.4:9 ) и сохранены в Церкви по преданию, через «верных людей» ( 2Тим.2:2 ). 6 Заповедь ο «держании» апостольских преданий. «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами» ( Флп.4:9 ). «О Тимофей! храни преданное тебе» ( 1Тим.6:20 ). «Не уменьшай его», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «оно – не твое; тебе вверено чужое; не убавляй его». 7 «Что значит храни преданное тебе? Значит, – пишет преподобный Викентий Лиринский , – «сторожи, – потому что есть воры, есть враги, – чтобы между добрым семенем пшеницы, которое посеял на поле Своем Сын Человеческий, не посеяли они, когда спят люди, плевел ( Мф.13:37–39 ). Предание, говорит, сохрани. Что такое Предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено; то, что ты принял, а не то, что ты выдумал; дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, – дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. Преданное, говорит, храни, то есть талант веры вселенской сбереги в целости и неповрежденности. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золото и отдавай». 8 – «Итак, братия, стойте и держите предания , которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Отсюда очевидно», – учит святой Иоанн Златоуст , – «что апостолы не все передали через Послания, но многое сообщали и не письменно; между тем и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное предание. Есть предание, больше не ищи ничего». 9 Апостол хвалит за хранение его преданий «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ), т.е. в памяти своей держите переданное устно до написания этого (1-го) послания. «Мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие (т.е. устно преподанное), вы приняли не как слово человеческое (которое по произнесении скоро замирает), но как слово Божие, каково оно есть поистине, которое и действует в вас верующих» ( 1Фес.2:13 ), по которому устрояется жизнь всей Церкви, почему оно не может затеряться или забыться. постол повелевает удаляться от нарушителей преданий

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010