Отмечать праздник Благовещения стали с IV века, на Русь он пришел в конце Х века. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. В последнее воскресенье перед Пасхой отмечается Вход Господень в Иерусалим. После того как Христос совершил одно из самых великих своих чудес: воскресил Лазаря одним лишь своим словом, Господь решил вступить в Иерусалим. Народ, называя Иисуса пророком, устилал дорогу Ему пальмовыми ветвями. Иисус вошел в храм Божий и выгнал всех торговцев, опрокинул их столы и скамьи. И говорил им: «Дом мой домом молитвы наречется». Смысл праздника Входа Господня в том, что верующие в этот день стараются открыть свои сердца перед Богом, как сделали это когда-то жители Иерусалима. В России же пальмы не растут, поэтому их заменили вербой. Вербное воскресенье празднуют в честь торжественного входа Господня в Иерусалим. Освященные ветки вербы надо принести домой. Целый год они будут хранить дом, после чего их надо заменить новыми, а старые сжечь. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. На 40й день после Пасхи отмечается праздник Вознесения Господня: Иисус Христос вознесся на небо, окончательно завершив Свое служение Мессии, и вернулся к Отцу. Церковь исповедует, что этим праздником соединено земное с небесным, что прекращено только видимое присутствие Иисуса Христа на земле, а благодатью Своей Он всегда пребывает с верующими. Зародился праздник Вознесения в IV–V веках, а современный богослужебный ритуал принял лишь в VIII–IX веках. В день Вознесения красят яйца, как на Пасху. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА. Светлая Пасха – главный праздник православных христиан, «праздников праздник и торжество из торжеств», центральное событие в духовной жизни христиан, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. …На третий день после смерти Иисуса Христа на кресте на рассвете Мария Магдалина, Мария, мать апостолов Иакова и Иуды, и Саломия, мать учеников Иоанна и Иакова, пришли к гробу, чтобы помазать Иисуса принесенными ароматами. И вдруг произошло сильное землетрясение, ибо сошедший с небес Ангел Господень отвалил камень от двери гроба и сидел на нем, молнии подобен, весь в ослепительно белых одеждах. Он и сказал женщинам: «…вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет: Он воскрес. Идите скорее, скажите ученикам Его об этом». И женщины со страхом и радостью побежали возвестить ученикам. Их встретил Сам Иисус и сказал: «Радуйтесь!»

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Песнь Захарии звучит как слова пророка, произнесённые при такой церемонии и открывающие Промысел Божий о справедливости и мире, не знающем границ: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли (Зах 9:9–10). В таком контексте этот маленький фрагмент из старой церемонии указывает, вне всякого сомнения, на мессианские дни. Осёл, исполнивший пророчество Евангелия повествуют о входе Господнем в Иерусалим (Мк 11:1–10; Мф 21:1–11; Лк 19:29–40). Этот день празднуется у нас как Вербное воскресенье. Евангелист Марк рассказывает, как во исполнение пророчества Иисус, находящийся с учениками на Елеонской горе, посылает двоих привести Ему из ближайшего селения молодого осла, на которого никто из людей не садился. Многие встречающие Иисуса на дороге в Иерусалим постилали свои одежды по дороге и ветви с дерев. Их приветственные восклицания заимствованы из 117-го псалма и пророчества Захарии: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! (Мк 11:9–10). Так древний образ Царя-Спасителя воплотился в жизнь. Его вход в Иерусалим был действительно царским входом, соответствующим древней церемонии. В том, что касается осла, у евангелиста Матфея обнаруживается отличие. Он говорит об молодом осле и его матери, которых надлежит привести Иисусу. Здесь Спаситель прямо цитирует пророчество Захарии, упоминая двоих — молодого осла и его мать. На самом деле в пророчестве используются три выражения: “ослица”, “молодой осёл” и “сын ослицы”, но это повторение — особенность древнееврейского поэтического стиля, и в виду имеется только одно животное. Версия Матфея исходит из прямолинейного толкования древнего писания и может показать то, что касается ослов: присутствие матери при первом выезде ослёнка окажет на него успокаивающее воздействие.

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

– Пойдите в селение, которое прямо перед вами. Там вы найдете ослицу привязанную и молодого осла, на которого еще никто не садился. Отвязав, приведите их ко Мне. Если кто спросит вас, зачем вы берете их, скажите, что они нужны Господу. Ученики сделали, как сказал им Иисус, привели осла и покрыли его своими одеждами. Сев на него, Спаситель поехал в Иерусалим. Увидав Христа, окруженного учениками, народ, бывший в Иерусалиме, толпами шел Ему навстречу, т. к. знал, что Он только что совершил великое чудо, воскресив Лазаря. Они думали, что Господь идет принять царство Свое, и встречали Его криками, которыми всегда встречали царей: «Осанна (т. е. да здравствует), благословен грядущий во имя Господне, царь Израилев!». Люди постилали по дороге одежды, резали ветки пальмовых деревьев и несли их. Войдя в храм, Христос выгнал из него всех, торговавших там, и исцелил многих больных. Все новые толпы народа сбегались к Нему, и дети, находившиеся в храме, тоже громко кричали: «Осанна Сыну Давидову!». Некоторые из Иудеев испугались и говорили Спасителю: – Запрети им кричать это и так Тебя встречать. Спаситель ответил: – Если они замолчат, то камни станут прославлять Меня. Общее Воскресение Люди думали, что Спаситель хочет стать земным царем. Но Спаситель знал, что Он идет на страдания и смерть по своей воле. Воскресив Лазаря, Он показал, что все люди воскреснут, когда Господь придет судить всех. Смерть не имела силы, когда Христос приказал ожить Лазарю, проведшему четыре дня в могиле. Так будет и для всех людей: смерть исчезнет, когда Спаситель прикажет ангелам возвестить об общем воскресении. Вербное Воскресенье За неделю до Пасхи, в воскресенье, мы каждый год празднуем Вход Господень в Иерусалим. Накануне этого дня, вечером, в церкви освящаются ветки зелени. В России в это время, ранней весной, обычно только ветки вербы начинают цвести, покрываясь серыми пушками, и потому в церкви в этот день стояли с ветками вербы в руках, и самый этот день назывался Вербным Воскресеньем. В других странах берут ветки других деревьев. Священник раздает их, и люди стоят в храме с ветвями и с зажженными свечами в руках. Так мы принимаем участие в встрече Спасителя перед страданиями Его за всех нас в Иерусалиме. Ветви освященной вербы ставятся около икон. В России сажали эти ветки в землю, и они росли и становились красивыми деревьями.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Посмотрите и на новозаветных угодников Божиих, начиная с апостолов. Мы видим, что и они исполняли волю Божию, невзирая ни на какие трудные обстоятельства. Они не смущались опасностями, зная, что они попущены по воле Божией, что их долг — возвещать о воскресшем Спасителе, о жизни будущего века, что бы с ними ни происходило. Как велика Богопреданность! Ею легко преодолеть любые трудности на спасительном пути. Но как мы малодушны! Как боимся трудностей! Как хочется нам, чтобы ничто не мешало нам при доброделании: ни скорби и никакие искушения! И едва мы сталкиваемся с непредвиденными обстоятельствами, как начинаем колебаться и даже роптать: «Господи, да если мы исполняем Твою волю, то зачем же Ты посылаешь нам скорби и напасти?!» Это особенно случается с теми, кто в молодые годы с полной энергией трудится и для Церкви, и для созидания добродетелей — и вдруг неожиданно заболевает. Вот тогда-то и приступает лукавый со своими искушениями: «Вот видишь,— внушает он,— ты теперь уже не можешь ничего творить». И человек допускает малодушие, а подчас и разочарование, не понимая того, что воля Божия в том и заключается, чтобы мы творили добродетели не только в добром здравии, но и при телесной немощи. Господь ожидает от нас подвига терпения, решимости и любви. Итак, возлюбленные братья и сестры, чтобы достигнуть вечного спасения, предадим волю свою в волю Божественную и будем благодарно воспринимать все, что Господь пошлет нам на этом пути,— будут ли это радости и возвышенные чувства, а может быть, скорби, болезни, поношения. Не будем унывать в тягостях, но будем взывать ко Господу, как взывал Богочеловек в Гефсиманском саду: «Отче, да будет воля Твоя!» И тогда, несомненно, помощь Божественная укрепит нас, утвердит на спасительном пути и сподобит вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь. «Благословен грядый во имя Господне» (В Вербное воскресенье) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, возлюбленные братья и сестры, Святая Церковь торжественно отмечает великий праздник Входа Господня в Иерусалим. Если посмотреть только на внешнюю обстановку, в которой совершалось это событие, то ничего торжественного мы не увидим. Христос Спаситель, воссевши на осленка, скромно входит во святый град, где Его радостно встречает народ.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Почему же так быстро бежит время земной жизни? Ответ простой: потому что Бог сотворил человека не для этого мира, а для другого, не для времени, а для вечности. Наша Родина не здесь, а в другом месте. На земле мы живем лишь короткое время, как бы в командировке, постоянным же местом жительства для нас является вечность. На земле мы только странники и пришельцы, которых река времени несет к океану вечности, к тому небесному пристанищу, для которого и был сотворен человек Богом. Потому и бежит для нас быстро земное время – ибо мы являемся гражданами вечности, подданными другого государства, другой, неземной страны. Вот и этот пост пролетел как обычно быстро и незаметно… Жизнь христианина подобна Великому посту – она есть время борьбы, испытаний и трудов. Но как после Великого поста неминуемо бывает Пасха, так и в конце жизненного пути христиан, – тех, кто потрудился для Бога, – неминуемо бывает воскресение в жизнь вечную. Апостолам Христос говорит в Евангелии: «Вы пребыли со Мной в напастях Моих, и я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем…» Вот и всем тем, кто соблюдает посты, несет труды домашней и храмовой молитвы, вообще, кто подъял на себя крест церковной жизни, Господь скажет эти слова: «Вы пребыли со Мною в напастях Моих…» – то есть разделили со Мною скорби и труды, подражали Мне в этих трудах, и Я, как и апостолам, последовавшим за Мною, даю вам Мое вечное Царство. Малая скорбь ради Бога, по словам преподобного Исаака Сирского, лучше великого дела, совершаемого без скорби. Соблюдение постов, присутствие на службах в храме – как будто и не очень великое дело, но тем не менее это есть тот малый труд, та малая скорбь, которую мы несем ради Христа. И если мы несем эти простые труды с верой и смирением, то Он примет их как драгоценный дар, как свидетельство нашей любви и верности Ему, подобно тому, как принял две лепты бедной вдовицы. Аминь. 80. Вербное Воскресенье Все мы, христиане, призваны к тому, чтобы войти в грядущее Царство Бога и святых Его. Мы часто слышим в храме и читаем в Священном Писании выражения: «Царство Божие», «Царство Небесное», «Царство Христово». Каждая литургия начинается с возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…» А понимаем ли мы, представляем ли себе, что это за Царство, какое оно? Увы, ответ чаще всего будет неутешительный: мы весьма плохо представляем себе, что такое Царство Божие. Разобраться, почему так происходит, помогает нам сегодняшний праздник – Вход Господень в Иерусалим.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Поэтому существующая в христианской Церкви традиция изображать у подножия Креста Господня человеческий череп имеет глубокий исторический смысл. Это не только символ, а еще и рассказ о действительном событии, о деле Божиего восстановления падшего человека. Ибо, по слову Василия Великого, на Лобном месте, где тление и смерть людей через Адама получили свое начало, началась и новая жизнь всего человечества в Царствии Небесном через Искупителя и Спасителя. Так Голгофа, которая издревле была юдолью мертвых, сделалась местом вечной жизни и нетления. Бесспорно, вообще вся Палестина есть земля чудес, земля благая и святая, но лишь Голгофа удостоилась быть жертвенником при заклании Агнца Божия и приняла на лицо свое Его честную и животворящую Кровь. Святая Церковь не напрасно называет Голгофу раем, в котором водрузилось древо крестное, произрастившее плод жизни - своего Спасителя. Образ Христа, начертанный евангелистами, всегда освещен светом величия и красоты. Почивает ли Богомладенец в Вифлеемских яслях, погружается ли в воды Иордана для Крещения, входит ли как царь в Иерусалим в Вербное воскресенье, изгоняет ли торгующих из храма Божиего - везде Его Божественная сущность озаряет все дела Его человеческой природы. Но нигде и никогда Сын Человеческий не является в таком сиянии величия и красоты, как на Голгофе, во время Своих крестных страданий. Именно на Голгофе крестная жертва Христова примирила Небо с землей. Приникнем же благоговейной мыслью к таинственному зрелищу страданий Господних на Голгофе и вспомним совершившееся здесь событие. Представим себе то, что наверняка поразило бы наши чувства и тронуло сердце, и постараемся хотя бы кратко объяснить те знаменательные семь слов Спасителя, которые Он произнес на Кресте в последние минуты Своей земной жизни. Первое слово Спасителя на Кресте Святое Евангелие так говорит об осуждении Иисуса Христа на распятие: " Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. ... Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. ... И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место " (Мк. 15; 1, 15, 22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/126/...

Представьте себя на месте Патриарха при получении такой информации и одновременной просьбы (а скорее требования) государства предотвратить массовое заражение людей в храмах. Очень сложная и уникальная ситуация для нашей Церкви. Согласитесь, что в прошлые века вирусы и эпидемии могли быть только природными, естественными, к появлению которых человек не имел прямого отношения. Наука в то время не была так развита, как сейчас. Как же поступить Патриарху? Ведь прямое обращение к опыту Церкви для него невозможно, так как Церковь никогда не переживала период массового применения биологического оружия, выдаваемого за природный вирус. На мой взгляд, Патриарх в такой ситуации вспомнил о горькой правде, которая состоит в том, что огромное число крещёных граждан России ещё невоцерковлены, то есть относятся кЦеркви, как к некому (одному из многих применяемых ими) «оберегу». Такие люди (пока не имеющие истинной веры, которая не позволяет вспоминать о храме лишь 3-4 раза в год) массово приходят в храм только на Пасху, Рождество, Крещение и Вербное воскресение. Именно об этих невоцерковлённых людях вспомнил Патриарх прежде всего. Ведь даже с мирской точки зрения «Мы в ответе за тех, кого приручили». Многие из этих людей, так называемых «захожан», не знают слов Господа нашего Иисуса Христа «по вере вашей да будет вам», не знают, что даже апостол Пётр тонул, когда начинал сомневаться в своей вере. Напомню этот важный момент из Евангелия от Матфея: «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/21/ne...

Причем, слова «отдам за жизнь мира» указывают на будущее время. Слова же из Евангелия от Матфея (Мф.26.26-28) – «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», которые стали установительными словами обеих литургий, указывают на настоящее время, т.е. на время проведения Тайной Вечери. Она состоялась до распятия Христа, а, следовательно, до Его воскресения. Слова же из Евангелия от Иоанна о «жизни мира», на мой взгляд, относятся ко времени последовавшем за Его воскресением. Поэтому у нас есть две даты – до распятия Христа и после. Тайная Вечеря и соответствующая ей иудейская Пасха синоптических Евангелий состоялись до распятия Христа, а иудейская Пасха, о которой идет речь в Евангелии от Иоанна, была после распятия Христа – в субботу. Теперь вернемся к календарю. В соответствии с церковным календарем выстраивается годовой круг богослужений, главным элементом которого является Литургия. На Литургии, как я уже писал, человек причащается Христовых Тайн во оставление грехов и в жизнь вечную. Личные грехи – это проявление укоризненных страстей. Жизнь вечная – это избавление человечества ( человеческой природы ) от смертности. Все неукоризненные страсти – это проявление смертности в том или ином виде. То есть с помощью Литургии человек постепенно избавляется от укоризненных ( в начале ) и неукоризненных страстей ( в конце ). Первая часть годового богослужебного круга – от Пасхи до Рождества – посвящена в основном избавлению от укоризненных страстей ( грехов ), и во время этого периода в церквях служится ежедневно литургия Иоанна Златоуста, за исключением Рождественского и Крещенского сочельников, а так же дня памяти Василия Великого, а период до следующей Пасхи посвящен в основном избавлению от неукоризненных страстей, во время которого по воскресеньям Великого поста служат литургию Василия Великого, а по субботам и в Вербное воскресение служат литургию Иоанна Златоуста.

http://bogoslov.ru/article/6174863

Проповедь в день святого Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим    Вот два праздника — Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим — объясняют нам, кто мы такие есть: что есть человек, кто он и для чего он в этом мире. Господь пришел в мир сей, для чего? — Для того, чтобы смерть превратить в сон. Поймите вы это хорошо. И сегодняшний праздник, Вербное воскресенье, возвещает нам, что Господь на самом деле превратил смерть в сон, из которого Он пробуждает каждого человека.    Что это? Какая это сила пришла в этот мир? Пришел Сам Бог — это единственный ответ, ибо сегодня мы это слышали в Святом Евангелии, где говорится, что и Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, был на вечери, и народ собрался, чтобы видеть того, кого Господь воскресил из мертвых, как ото сна. Ибо когда пришла весть, что Лазарь болен и что он уже умер, Спаситель говорит ученикам Своим: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его (Ин.11:11). А ученики в удивлении отвечают: Господи, если уснул, то выздоровеет, ведь каждый человек, засыпающий сном, проснется от него. Тогда Господь им сказал: Лазарь умер. Чего от этого ждать? Люди перед смертью немощны, как мотыльки, как букашки. Чем хвалитесь вы, люди? — Имением, наукой, философией, культурой? Все это мусор. Ты и я — рабы смерти. Каждый человек — раб греха, раб смерти. Может ли человек быть радостным в этом мире? Нет! Человеку, который осознает себя со всей серьезностью, зрит смерть как последнюю станцию своей жизни, — не до ликования в этом мире, не до наслаждений в нем. Все наслаждения — ложь, если и для тебя, и для меня они оканчиваются смертью.    Смотри, Спаситель действительно пришел, и сестры Лазаря предупреждают Его и говорят: Господи! Уже смердит. А Спаситель отвечает Марфе: Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?.. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин.11:40, 25). И говорит: Отнимите камень, — и когда отняли, то вознес молитву благодарения к Богу и воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком (Ин.11:43—44). И этот Лазарь, четыре дня бывший во гробе, четыре дня бывший на том свете, вновь возвратился в свое тело. Для чего? Чтобы истинно показать, что по силе и крепости Господа Иисуса Христа смерть — это сон для Господа. Он пришел, чтобы мучение смерти, ужас смерти удалились от нас, людей, чтобы спасти нас от смерти. Эту победу никто не мог дать людям, никто не смог бы и до сего дня. О, сколько сейчас «спасителей мира» на всех пяти континентах, и кто только не предлагает себя в «спасители мира»? Кто только не обещает рай на земле — а создали ад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

Протопресвитер Александр Шмеман: Царство Божие здесь и сейчас (+АУДИО) И многие столетия перед сумраком страстных дней вспоминают христиане это торжество. Внезапно поднимаются в переполненных храмах тысячи рук с вербами и зажженными свечами, и снова гремит, как тогда: «Осанна!» 28 апреля, 2013 И многие столетия перед сумраком страстных дней вспоминают христиане это торжество. Внезапно поднимаются в переполненных храмах тысячи рук с вербами и зажженными свечами, и снова гремит, как тогда: «Осанна!» Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности. В этом году портал «Правмир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Неделю за неделей, одно за другим литургические события Великого поста – вплоть до Светлого Воскресения Христова. Царство Божие здесь и сейчас За неделю до Пасхи празднуется Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим. Перед началом Страстной недели, посвященной воспоминанию о страданиях и смерти Христа, – светлый праздник, который и теперь, спустя почти две тысячи лет, остается ¬по-своему загадочным. Почему? Да потому, что событие это – торжественное вступление Христа в Иерусалим, восторженные толпы, встреча Его как царя восклицаниями «Осанна!» и, главное, тот факт, что Христос Сам захотел, Сам вызвал это торжество, – на первый взгляд противоречит всему, что мы знаем о Нем из Евангелия. Ибо если чего избегал, от чего всегда уходил Христос на протяжении всего Своего земного служения, – это от внешнего успеха, от земной славы и власти. Апостол Павел определил земной облик Христа и образ Его служения словом «истощание», т.е. самоопустошение. «Христос, – говорит он, – истощил Себя, образ раба принял. В подобии человеческом был и смирил себя до смерти, смерти же крестной» (ср.: Флп. 2:7–8). Все христианское предание издревле применяло к Христу слова пророка Исаии о страдающем слуге Божием. Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис. 53:2–4).

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010