Слова и проповеди. На Вербное воскресенье Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 7 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 42, 2005 Вербное воскресенье Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня великое торжество — вспоминается торжественный царский вход Господа в Иерусалим. Но вчера был день большой трагедии, — трагедии и радости. Христос Спаситель воскресил из мертвых Своего друга Лазаря, тело которого четыре дня пребывало в земле, а душа в аду. И так как Бог есть начальник жизни, то Он возвратил из ада его душу и тело возвратил из тления, из гроба. Лазарь четыре дня уже пребывал во гробе. Бог, конечно, знал это, но медлил придти к Своему другу, чтобы его исцелить и не допустить прикосновения к нему тления смерти. Так угодно было Спасителю Христу, чтобы показать воскресение тела уже посмердевшего, а душу вырвать из ада преисподнего. Так говорит о пребывании души после смерти во аде (в шеоле) еврейское библейское сказание, которое является фундаментом Нового Завета, новой жизни и новой веры, растворенной молитвой, благодатью. Так и построена вся наша вера, потому что пророки иудейские пророчествовали все то, что совершилось и что еще совершится. Так, страшный день вчера был и радостный: день борьбы света с тьмою, борьбы Христа Спасителя с адом. Воскресение Лазаря прообразовало всеобщее воскресение всех людей из мертвых, людей всех наций, всех убеждений, всех религий. А в сегодняшний день Церковь празднует вход Господень в Иерусалим. Он еще раз (после Фаворской горы) показывает, что Он есть Отчее сияние. Сегодня Он входит в Иерусалим, в священный и древний еврейский город, и показывает еще раз народу, что Он Сын Божий, царского достоинства, но далек от земных почестей. Он сказал еще в начале Своей проповеди в сорокадневной пустыне: “Прочь отойди от Меня, сатана, искушающий человека в Моем лице, и в лице человек верующих, верящих Моему Сыновству у Отца Небесного!”. И стал проповедовать на горе. Теперь Христос Спаситель еще раз показывает людям того времени и Апостолам, чтобы они не соблазнились на горе Голгофской, где Он будет распят, чтобы они были уверены, что Он — Отчее сияние, но надлежит совершиться всему тому, чему надлежит быть, — и что было совершено и зафиксировано в новозаветных книгах, и что было зафиксировано в ветхозаветных книгах святых библейских пророков.

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi-na-v...

поиск:   разделы   рассылка Анна Кропоткина " С Божией помощью воздерживаться от всего опьяняющего " . Повседневная жизнь обществ трезвости рубежа XIX–XX веков Источник:  Православие.ру Несмотря на различия между светскими и приходскими обществами трезвости в устройстве и числе членов, их повседневная жизнь и деятельность были весьма схожи. После утверждения устава духовной или светской властью у учредителей на руках оказывалась резолюция с разрешением на открытие общества трезвости. Теперь дело оставалось за главным – начать работу, но прежде надо было торжественно отпраздновать открытие общества, а для этого подготовить будущих членов к торжественному дню, приготовить место для сборов трезвенников, пригласить почетных гостей и жертвователей, напечатать членские билеты, выбрать день и время открытия. В приходских обществах вся эта работа ложилась на священника и его помощников. Подготавливать паству священники начинали обычно за полгода или за несколько месяцев до предполагаемой даты открытия общества трезвости. Народ приуготовлялся проповедями о вреде пьянства после литургий и вечерен в воскресные дни. Но в некоторых приходах священники просто за несколько дней до открытия общества объявляли об этом событии. Так, например, прихожанин храма в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " сообщает в " Московских церковных ведомостях " , что перед открытием общества, накануне, " за всенощным бдением было роздано много брошюр, книжек и листовок о вреде алкоголя " В городе Серпухове к открытию общества подготовились более серьезно и помимо проповедей и раздачи листовок до обозначенного дня были вывешены объявления об открытии Братства трезвости, с указанием времени и места этого День открытия общества трезвости обычно назначался на время Великого поста, а точнее – в первое его воскресенье: " Был избран, как наиболее удобный для предназначенной цели, первый воскресный день Великого поста – неделя Православия " Некоторые общества открывались в Вербное воскресенье. Вот сообщение об открытии общества трезвости в селе Зуеве Богородского уезда Московской губернии: " Для борьбы же с пьянством и в Зуеве в конце минувшего Великого поста, с благословения преосвященного Тихона, епископа Можайского, было открыто общество трезвости. Нельзя не сказать, что для открытия этого общества в Зуеве избрано было самое благоприятное время – Великий пост... В Вербное воскресенье после литургии последовало открытие общества " Нередко днем основания общества назначали дату празднования храмового

http://religare.ru/2_100547.html

«Все проблемы обострились, но они были и до этого». Священник Антоний Сенько — о вере в период самоизоляции Как живет в эпидемию сельский приход 8 мая, 2020 Как живет в эпидемию сельский приход «Правмир» провел прямой эфир в Zoom с иереем Антонием Сенько, настоятелем Сергиевского храма села Трубино Московской области. Специальный корреспондент портала Валерия Дикарева обсудила с отцом Антонием, как живет в период изоляции сельский приход, можно ли уговорить людей не приходить в храм, что делать христианину, когда двери церкви закрыты, а также задала вопросы наших читателей. — Добрый вечер! «Правмир» продолжает свои онлайн-трансляции. Сначала я хотела сказать, что с нами на одной волне самоизоляции священник Антоний Сенько, но потом подумала, что у нас волны могут быть вполне разные.  Отец Антоний служит, причащает прихожан на дому, а мы большей частью сидим дома. Отец Антоний Сенько — настоятель Сергиевского храма села Трубино Щелковского района, это где-то около 40 километров от Москвы. Сегодня мы с ним поговорим о той ситуации, в которой все мы оказались, о тех запретах, которые воздействуют и на сельские приходы тоже. Христос Воскресе! — Воистину Воскресе Христос! Добрый вечер! — Отец Антоний, как прошла Страстная седмица и с каким чувством вы служили на Пасху? — Страстная седмица прошла практически в пустом храме, потому что на Вербное воскресенье мы оглашали послания Патриарха Кирилла и митрополита Ювеналия о том, что служить дальше нам придется только при участии певчих и волонтеров, которые обеспечивают трансляцию богослужения из храма. Это было очень печально, прямо до слез, особенно если учитывать, что 12 апреля тоже на Вербное воскресенье, так же, как и в этом году, в 1998 году в нашем храме была отслужена первая литургия. Это после того, как храм вернули верующим после 53 лет забвения.  Надо сказать, что всю Страстную седмицу мы с моим помощником, отцом Евгением, трудились, понимая, что привычный ритм жизни нарушен, но мы можем поддерживать привычный ритм богослужения и хотя бы таким образом давать прихожанам возможность не впадать в излишний страх и панику. Даже если мы не рядом, мы можем быть рядом молитвенно. 

http://pravmir.ru/vse-problemy-obostrili...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кому пальма, а кому - верба 29.03.2007 343 1 апреля - Вербное воскресенье, а затем начинается Страстная неделя, которая завершится Пасхой. Эти дни важны не только для людей верующих: придти в храм с вербой, покрасить яйца, испечь кулич - это стало и народной традицией. О духовном христианском смысле этих событий размышляет протоиерей Вячеслав ХАРИНОВ, настоятель храма Иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной улице. " Начаток жизни " - Почему мы приходим в храм с вербами? Распространено мнение, что так как в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, а у нас пальм нет, поэтому - верба. Но еще в Ветхом Завете существует повеление приносить в храм то, что является " начатком " всего живого, знаком того, что все - от Бога. Верба - одно из первых растений, которое в это время дает цветоносную почку. О вербе есть много суеверий - в старые времена настой из нее давали скотине, ставили веточки в хлеву, как ограждение от всего злого. Сейчас многие считают, что вербу обязательно нужно окропить святой водой. Церковь не поощряет, но изучает эти вещи как феномен народного благочестия. Обычно вербу хранят около икон в течение года, потом ее можно сжечь. Кстати, этот обычай относится ко всему обветшалому, но имеющему какое-то священное значение. Если вам негде сжечь, можно принести в церковь, где есть специальные печки. ...Вход Господень в Иерусалим был описан за 400 лет до этого события пророком Захарией. Он пишет о царе, въезжающем в Иерусалим на молодом осле. Почему не на коне? На Востоке конь - животное войны, на коне мог въехать царь-тиран, царь-деспот. Осел - животное мира, Христос - кроткий Царь. Интересно, что хозяева безропотно отдают апостолам осла, хотя на бытовом уровне трудно представить, чтобы крестьянин так просто расстался со скотиной. Безмолвными, непротиводействующими Христос мог сделать своих врагов - книжников и фарисеев и тем себя обезопасить. Он этого не сделал, идя на добровольные страдания. Вербное воскресенье - день праздничный. " Не бойся, дщерь Сионова! - это обращение к Иерусалиму, - Се, Царь твой грядет " . Народ встречает Христа ликуя, ведь сбываются пророчества о Мессии, Христос только что воскресил Лазаря. Но понимание Мессии - разное. Многие ждали сильного властителя, который уберет власть оккупантов - римлян, поднимет восстание. Фарисеи и книжники начинают манипулировать толпой, Страстная неделя - картина непостоянства толпы на все времена: за несколько дней возгласы " Осанна! " сменяются на " Распни его! " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 проповедей в Лазареву субботу и Вербное воскресение 7 мин., 09.04.2023 Что говорили об этих важных для евангельской истории днях известные проповедники? Мы собрали для вас яркие отрывки из проповедей Иоанна Кронштадского, Луки Войно-Ясенецкого, Антония Сурожского и других известных людей Церкви. 1 Митрополит Сурожский Антоний Слово в Лазареву Субботу «Мы стоим на грани страстных дней, и на этой грани, в образе Лазаря и его воскресения, встает перед нами большая, радующая нас надежда: Господь крепче смерти, Господь победил ее – не только в том прямом смысле, в котором эта победа явлена телесным воскрешением Лазаря, но еще и в другом, который, может быть, еще непосредственнее относится к нам изо дня в день… Пришел Господь и повелел Лазарю встать из мертвых: вот образ для нас. В каждом из нас он лежит – умерший, побежденный, окруженный нашим сетованием, часто безнадежным. А сегодняшнее Евангелие, на самой грани страстных дней, нам говорит: Не бойтесь! Я – воскрешение и жизнь! Тот друг Господень, который в вас жил, который в вас есть, который кажется безнадежно мертвым, от одного слова Моего может воскреснуть – и поистине воскреснет! И вот войдем в страстные дни с этой надеждой, с уверенностью, что мы идем к Пасхе, к переходу от временного к вечному, от смерти к жизни, от нашей пораженности к победе Господней. Войдем в страстные дни с трепетом о том, как нас возлюбил Господь и какой ценой Он нам дает жизнь, войдем уже теперь с надеждой, со светом и с радостью грядущего воскресения» 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Слово в праздник Входа Господня в Иерусалим «Христос — источник радости. Он источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Вот почему говорит апостол Павел: «всегда радуйтесь»; потому что если вы живете со Христом, если мир Христов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека.

http://foma.ru/7-propovedey-v-lazarevu-s...

Что для нас Пасха? Беседа с протоиереем Сергием Вишняковым – Когда у одного иеромонаха спросили, что такое Пасха , он ответил: «Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за 70. Так вот, он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но дается это трудно». Что же такое Пасха в историческом и в духовном аспектах? – В историческом аспекте «пасха» – это исход евреев из Египта. Однако святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих беседах делает акцент на том, что это событие следует понимать как исход именно из Египта духовного в Землю Обетованную, то есть переход от греха – к святости, от смерти – к вечной жизни. Посему здесь исторический смысл и духовный взаимосвязаны, святые отцы никогда их не разделяли. Таким образом, Пасха – переход от состояния рабства греху к свободе и полноте жизни во Христе. Пасха – Воскресение Христа – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, кое не возможно передать словами, но которое ликованием наполняет наше сердце. – Какие ветхозаветные события являются прообразами Воскресения Христова? – Когда иудеи просили Господа явить чудо, Он им ответил: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39–40). В Писании много содержится прообразов Воскресения Христова, например спасение еврейских первенцев – это прообраз спасения всех людей кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира. Но самый яркий из прообразов – пророк Иона во чреве кита. Потому что Господь Сам на него ссылается. По сути дела, жестоковыйные люди просили знамение, и Христос дал им его, но погодя, после Своего Воскресения. Как видим, знамение дается в тот момент, когда его способны принять. – Канун самой строгой последней недели Великого поста – Страстной – приходится на Вербное воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один из участников недавней Всероссийской олимпиады по курсу «Основы православной культуры» написал, к сожалению, следующее: «Когда Иисус ехал в Иерусалим на ишаке, Он сорвал ветку вербы, чтобы погонять ишака. Впоследствии этой веткой Он исцелял больных. С тех пор люди в Вербное воскресенье слегка бьют друг друга освященной веткой вербы для того, чтобы не болеть». Скажите, пожалуйста, что нужно делать с освященной вербой, ведь с этим символом связано множество суеверий?

http://pravoslavie.ru/30140.html

Воскрешение Лазаря, XV в. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. ЖМП 3 март 2021 /  23 апреля 2021 г. 14:32 Гряди вон! ВОСКРЕСЕНИЕ ЛАЗАРЯ В ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ЭКЗЕГЕЗЫ ИН. 11, 43   Христос, сковавший смерти тиранию, закричал: Лазарь, гряди вон, и четверодневный из гроба восстал.   Андрей Критский, свт. Канон на Вербное воскресенье Лазарь, изыди вон, дабы узнали люди, что значит воскресение мертвых.   Дамаскин Студит, иером. (XVI в.). Сокровищница. 5:654  PDF-bepcuя   Призыв Спасителя «Лазарю, гряди вон» оказывается одним из важных лейтмотивов в святоотеческой литературе, извлекающей из этого призыва максимальные духовные уроки. В Евангелии от Иоанна в 43-м стихе 11-й главы мы читаем: «сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». И далее повествуется о чудесном исхождении из гроба Лазаря, спеленутого пеленами и освобождающегося от них. 43-й стих становится своеобразной духовной формулой преодоления смерти, а 44-й — плена смерти и, в более широком духовном смысле, освобождения от греховного плена и достижения свободы. Святитель Василий Великий пишет: «Лазарь, изыди вон. И мертвый стал оживать; и связанный стал ходить. Чудо в чуде: быть связанным пеленами по ногам и беспрепятственно передвигаться» 1 . Чудо воскрешения Лазаря значительно выделяется среди прочих чудес Спасителя, ибо здесь происходит не исцеление, а воскрешение, не уврачевание, а дарование жизни вопреки законам земного бытия 2 . Согласно описанию Варфоломея Эдесского: «Христос без молитвы и просьбы воздвигнул мертвых. Ибо владычним голосом Он сказал четверодневному Лазарю: ­Лазарь, гряди вон…» 3 Само слово «изыди» необычное; это не глагольная форма, а наречие, способное превратиться в аналог глагола второго лица множественного числа («приидите») 4 . Евангельское повествование о воскресении Лазаря имеет два основных экзегетических поля понимания — богословское и аскетическое. С точки зрения богословия и логики библейского повествования воскресение Лазаря особенно важно в соотнесении с грядущим воскресением Спасителя. «И смотри на удивительное: не сказал: Лазарь, оживи, — но что? Лазарь, изыди вон, дабы научить присутствующих, что Он — призывающий не сущее к сущему, дабы показать присутствующим, что Он Бог живых, а не мертвых, дабы в срок явить беспрепятственность Боже­ственного приказания» 5 . «И через глас Он быстро предызобразил будущее воскресение» 6 .

http://e-vestnik.ru/analytics/gryadi_von...

Скачать epub pdf 1. Недели перед Великим постом Подготовительные недели перед Великим постом Когда Великий пост приблизился почти вплотную и отделяет нас от него только один завтрашний воскресный день, не лишне нам вспомнить о том, что когда и наступит этот пост, то подобно тому, как и перед Великим постом, последние воскресные дни, помимо чисто воскресного празднования, еще были связаны с определенными воспоминаниями. Именно, обновив их в воскресный день, именующийся Неделей о Мытаре и Фарисее, в следующей Неделе о Блудном Сыне, далее – в Неделю о Страшном Суде и, наконец, завтра – в «Прощеное Воскресение», т.е. тот воскресный день, в вечер которого христиане вступают в Великий пост, стремятся примириться друг с другом, взаимно прощая обиды и огорчения. Помимо этого, основное воспоминание завтрашнего дня – это воспоминание падения Адамова, того страшного греха, когда прародители наши в раю изменили Своему Творцу и Создателю, ослушались Его, послушавшись Божия врага, искусителя диавола, и из безгрешных, невинных, бессмертных стали грешными, безответными, должными и смертными, и вот это-то и вспоминается завтра. В течение самого Великого поста, точно так же в каждый воскресный день, помимо чисто воскресного празднования своего, имеет еще как бы дополнительное к нему. Первое воскресение Великого поста – это Неделя Православия, когда Церковь празднует победу своей православной веры над всеми лжеучениями. Во второй воскресный день Церковь воспоминает великого борца за истину православия – святителя Григория Паламу . Третий воскресный день, как вы и сами знаете, именуется Крестопоклонная неделя, потому что Церковь , для нашего поклонения, предлагает нам Животворящий Крест, чтобы укрепить своих чад в прохождении постного подвига постных и молитвенных трудов. В четвертый день к празднованию воскресения прибавляется празднование памяти одного из величайших наставников христианского благочестия – преподобного Иоанна Лествичника , а в пятый воскресный день – вспоминается великая грешница, которая стала потом величайшей праведницей и своим примером указывает всем грешникам, стремящимся к покаянию, что не нужно бояться, как бы много не нагрешил человек, ибо искреннее покаяние всецело и совершенно очищает, возрождает и претворяет самого кающегося человека и его душу. Следующий воскресный день, сам по себе большой праздник, большое торжество церковное, им вспоминается Вход Господень в Иерусалим, а в текущем году, он в особенности будет светел и торжественен, потому что к празднованию Входа Господня в Иерусалим присоединяется еще радостный, светлый, весенний праздник – Благовещение Божьей Матери, которое как раз приходится в этом году на Вербное Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Богослужения Великого поста Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. 15 февраля, 2010 Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Передача «Православная энциклопедия» Особый великопостный звон, сдержанный и немного грустный, как и тысячу лет назад собирает верующих на службы Великого поста, – размеренные, долгие и красивые. Великий пост был установлен апостолами в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, который Он совершал перед тем, как Ему выйти на проповедь. Это самый долгий и строгий из четырех постов. В течение всего поста нельзя есть мясную и молочную пищу, рыба разрешается лишь дважды, – на Благовещенье и Вербное воскресенье. Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах по частям читают Покаянный Канон Андрея Критского . А еще один раз его читают в четверг на пятой неделе — полностью. Автор этого канона преподобный Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. При жизни святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это Великий канон, состоящий из 250 песен. Великим Постом на всех службах больше читают, чем поют. Облачения священнослужителей темные. В храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Каждый день по нескольку раз читается молитва святого Ефрема Сирина, во время которой кладут 4 земных и 12 поясных поклонов. Литургия в будние дни не служится. Но бывает особый чин великопостного Причащения. Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Суббота первой недели Великого Поста посвящена великомученику Феодору Тирону. В этот день после службы раздают коливо (обычно, какая-либо крупа с медом и фруктами) в память о событии, происшедшем в Константинополе в IV веке. Тогда Император Юлиан Отступник, чтобы надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на городских рынках окропить идоложертвенной кровью. Но архиепископу явился во сне великомученик Феодор и велел, чтобы верующие не покупали продукты на рынке, а воспользовались тем, что хранится у них дома, крупой, запасами зерна или бобов. Верующие варили из этих круп коливо и питались им.

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

Великий Понедельник. Что происходило на Страстной седмице От целомудренного Иосифа до Жениха Христа 10 апреля, 2023 От целомудренного Иосифа до Жениха Христа Первые три дня Страстной седмицы несколько абстрактны. Мы достаточно точно знаем, что делал Христос с Великого Четверга (даже учитывая небольшое расхождение между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна), а до этого ориентируемся на одно-единственное событие, описанное только у Иоанна – воскрешение Лазаря. Мы знаем, что оно произошло до Входа в Иерусалим, но какой между этими событиями был временной разрыв – из Священного текста не очевидно. Еще одна точная дата – в Иерусалим Христос пришел за шесть дней до Пасхи – судя по тому же Иоанну, это было воскресенье. Но мы не можем вычислить поминутно и даже почасово, что происходило в следующие три дня.. Основные мотивы богослужений Великого Понедельника – история ветхозаветного героя Иосифа, проданного завистливыми братьями в Египет, и проклятие Христом неплодной смоковницы. На утрене (в приходской практике ее обычно служат в Вербное воскресенье вечером) читают большой отрывок из 21-й главы Евангелия от Матфея: Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,– будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков,– боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

http://pravmir.ru/velikij-ponedelnik-cht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010