Известныя письма не уничтожал я по предположению, что могут понадобиться. Это и случилось. Н.Г. 76 был у меня, доставил мне новое письмо, новаго лица, с новыми требованиями. Посему я нашел не излишним еще раз обратиться и к первому письму, и буквально указать то, почему не почитаю сих сообщений правильными, и вновь советую не продолжать их. Он не противоречил моим замечаниям: но кажется, ему не хочется разстаться с тем, что в письмах примечательно и для него приятно. ЗА исм письма уничножены. – Наименованных можете представить к рукоположению. Августа 4-го 1864. 1550 Поздравляю отца наместника с праздником. – Прочитайте прилагаемое письмо. Видите, как деятелен предприниматель. И требует, и торопит. А действует, кажется, только произволение, а не потребность. Скажите вашу мысль. Августа 6-го 1864. 1551 Отцу наместнику и братии мир. Ища облегчения моей немощи на трудный день, посылаю Вениамина, чтобы вы прислали с ним облачение, в котором я служил в день преподобнаго Сергия, и, кроме того, один саккос от облачения шереметьескаго пунцоваго бархата. Августа 13-го 1864. 1552 От Господа, при предстательстве преблагословенныя Божия Матери, мир и утешение в священном празднестве Ея, отцу наместнику и братии. Благодарение Богу, праздник Успения Божией Матери мы совершили в мире. И встретил я Государя Императора, и литургию совершил, и к святителю Алексию проводил, среди воскликновений народа. Но бы в приглашен на молебствие в Измайловскую военную богадельню, не нашел себя в силах принять сие. Е. отпустить на ярманку я не согласился потому, что он не имеет права сделаться сыщиком, и войдя в сие дело без законнаго права, может сам подвергнуться неприятностям; а также и потому, что, как говорят, ярманка превратилась в болото всяких порочных нечистот. Но о самозванцах сборщиках я писал и Петербург и к преосвященному Нижегородскому. Августа 17-го1864. 1553 Отцу наместнику и братии мир. Благодарю за благословение от праздников Божией Матери. Преосвященный Дмитровский конечно уведомил вас, что Государь Император наведывался о вас и послал вам поклон. Он был на Измайловском празднике вместо меня; очень хорошо принят Государем; и я доволен, что мог поставить его в сие положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Независимо от сего предлагаю Совету поручить кому-либо из гг. профессоров и преподавателей Академии рассмотрение и оценку докторской диссертации г. директора на- —721— родных училищ Таврической губернии Сергея Маргаритова под заглавием: «История русских мистических и рационалистических сект». Симферополь, 1910 г., так, как и второй, назначенный Советом, рецензент (первым быль экстраординарный профессор Академии И.М. Громогласов) – и.д. доцента по кафедре истории и обличения русского сектантства И.Г. Айвазов – переведен на службу в Императорскую Петроградскую Духовную Академию. Определили: 1) Соглашаясь с предложением Преосвященного Ректора Академии, дела о соискании степени магистра богословия кандидатами Академии – Сергеем Чистосердовым, Тихоном Петровым, Дмитрием Зубковым, Николаем Гальковским, священником Вениамином Платоновым и Сергеем Знаменским считать прекращенными, предоставив названным лицам вновь возбуждать таковые по окончательном исправлении или напечатании их диссертаций. – 2) Предложить гг. профессорам и преподавателям Академии возвращать докторские и магистерские диссертации их авторам для исправления или напечатания не иначе, как с ведома Совета Академии. – 3) Рассмотрение и оценку докторской диссертации г. директора народных училищ Таврической губернии Сергея Маргаритова поручить и.д. доцента Академии по кафедре истории и обличения русского сектантства А.В. Ремезову. XV. Отношение Преосвященного Ректора Императорской Петроградской Духовной Академии, Анастасия, Епископа Ямбургского, за 3006: «Императорская Петроградская Духовная Академия, с разрешения Святейшего Синода, предпринимает, при посредства особой Комиссии, научное издание славянской Библии. Значение издания, задачи и способы его осуществления изложены в прилагаемой при сем записке профессора И.Е. Евсеева . Согласно утвержденному Св. Синодом предположению Академии, Комиссия по изданию Библии образуется из представителей соответствующей специальности из состава профессоров духовных академий, университетов, а также членов других ученых и учебных установлений. В надежде на такое отзывчивое участие представителей нашей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д.), распределены были между наличными наставниками определённые новым уставом кафедры наук, с переименованием при том прежних бакалавров в доцентов, и т. д. 137 Само собою разумеется, что, по множеству предметов, подлежавших обсуждению, при введении и применении нового устава, одного заседания было недостаточно, и этих заседаний собрания, в течении июня, июля и августа было много, пока в сентябре и октябре мало по малу не установился строй академии, согласный с требованиями нового устава 138 . Журналы всех этих заседаний восходили на благоусмотрение и утверждение митрополита Иннокентия, как главного начальника и блюстителя порядков в академии; а таким образом под его непосредственным наблюдением совершилась весьма важная перемена в жизни академии – введение в ней устава 1869 года, действовавшего, как известно, до 1884 года 139 . Мудрость и разум (знание) святителя Иннокентия обнаружились уже и в тех немногих случаях, которые привели мы выше. Между прочим его «навык по физиономии узнавать способности людей» был особенным даром Провидения для него. А.В. Горский, в своём дневнике, за время бытности в Петербурге в 1869 году, отметил следующее: «За всенощную на Троицком подворье. После службы был у владыки. Толковал владыка о признаках, по которым признают даровитых людей: это большая, хорошо развитая голова, круглая, и глаза сверкающие. Говорил, что таким образом он, по приглашению одного из медиков, в собрании правильно определил несколько неизвестных ему человек в рассуждении их умственных достоинств 140 ». Вообще же святитель Иннокентий обладал от природы умом сильным, ясным, гибким, проницательным и основательным, – умом, можно сказать, зиждительным, творческим, но более с практическим, нежели с отвлечённым, теоретическим направлением в его деятельности. «У владыки, – пишет в своём дневнике за время пребывания в Петербурге не раз упомянутый А.В. Горский, – читал я свои заметки на Хомякова 141 , и при этом случае мог заметить, как быстро его ум схватывает существенное и сейчас выводит сходство из начала; строго держится положительного; главное доказательство – в слове Божием 142 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Когда знаменитый миссионер наш преосвященный Иннокентий, по особенным судьбам Божиим, возведённый в декабре 1840 года из протоиереев в сан епископа Алеутского, мимоездом из Петербурга был в Москве и посетил Троицкую Лавру, студент академии лейтенант Краснопевков явился к нему и просил его преосвященство принять его в число сотрудников своих на миссионерском поприще. Опытный миссионер и проницательный архипастырь, преосвященный Иннокентий, без сомнения, сообразил, что молодой светский юноша, едва лишь начавший знакомиться с богословскими науками, не может много принести пользы в деле евангельской проповеди и что легко и скоро может остыть, и потому отклонил усиленную просьбу Краснопевкова. Время оправдало мудрую осторожность Алеутского владыки». Но за то впоследствии преосвященному Леониду (Краснопевкову) судил Господь много лет послужить доброю службою преосвященному Иннокентию в качестве сотрудника-викария на Московской митрополии) в 1868–1876 годах). 23 Приб. к Твор. св. Отц. 1889, XLIII, 552. Срав. Приб. к Твор. св. Отц. за 1843 г., ч. I и С.К. Смирнова, «История Моск. дух. ак.», стр. 520. М. 1879. 25 Подробности об о. Мисаиле см. у С.К. Смирнова, в «Истории Моск. дух. ак.», стран. 519–520. М. 1879. 26 Не все, конечно, и письма печатал митрополит Филарет, опуская имевшие личный или конфиденциальный характер. 27 Ректором Московской духовной академии преосвященный Евсевий был с 25 ноября 1841 и по 17 января 1847 года, когда он перемещён был на должность ректора Спб. духовной академии с возведением в сан епископа. 28 Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1882, ч. III, стр. 274 «Материалов для истории русской церкви». 29 Из Новоархангельска, на острове Ситхе. Что это было уже не самое первое письмо преосвященного Иннокентия к митрополиту Филарету, видно из следующих слов письма преосвященного Иннокентия к А.Н. Муравьеву с пути от 30 июля 1841 года: «27 июля я получил письмо от нашего владыки (– так называет преосвящ. Иннокентий митроп. Филарета обыкновенно в письмах к А.Н. Муравьеву).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

При личном свидании со мной Антонин передал мне и другие записки. Большинство из них ругательные. Но есть и сочувственные». (Известия, 1922, 11 июня, с.З. Трегубое. Задачи новой церкви.) Не менее колоритно изображает один из диспутов, происходивших летом 1922 года в Петрограде с участием А.И.Боярского и А.И.Введенского , Ольга Форш. «Темно в окнах. Взволнованы, – читаем мы в ее рассказе «Живцы», – необычайны солдатские лица, бороды староверов рядом с матросами и буденовскими шапками. Полна зала вздохов, волнений. То тут, то там возгласы: «Без Агафангела рукоположение неправильно! Патриарх не благословил...» На эстраде любимый рабочий батюшка (конечно, Боярский). Кричит одна: перекрестись, батюшка, священнику речь крестом начинать. Вскинул назад волосы, чуть улыбнувшись, перекрестился рабочий батюшка и снова апокалиптическое, как заклинание, имя: А-га-фан-ге-ла». Говорит главный (Введенский) в черном подряснике, в белых башмаках. Крест кокетливо, на тонкой цепочке, чуть-чуть, как брелок. Революционно – нет, митингово – говорит об изъятии ценностей, о черносотенной пропаганде, о Соборе в Карловцах, где духовенству предложена была тактика белых генералов: восстановить дом Романовых. От быстроты то воздетых, то опущенных рук струятся складки подрясника, широкий рукав общелкивает запястье, голос пронзительно бьет по слуху. В конце речи он побеждает, большинство вовлекается в истерический его вихрь... Протоиерей кончил речь. Вдруг, побледневший, он выкликнул: «Какая гибель, какая пустота в душе без Христа!» Как-то покачнулся, минуту казалось – упадет и забьется. Нет, дошел. Сел и вдруг жалко улыбнулся. Улыбка, беспомощная и замученная, на миг сделала его похожим на одного из безумных апостолов Врубеля». (Форш О.Д. Летошний снег. М.-Л., 1925, с.113–114.) Положение ВЦУ, надо сказать, было нелегким: крайне недоброжелательно и недоверчиво встреченное верующим народом, оно должно было выслушивать выговоры и властные окрики и с другой стороны. «Войдя в стены Троицкого подворья, новое ВЦУ, к сожалению, проявило микроскопическую долю революционной энергии, – свысока поучал ВЦУ расстрига М.Горев в явно инспирированной свыше статье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 79 Господь должен спасти свой народ, который был как благоустроенный и плодоносный виноградник, а потом разорен, расхищен и истребляется врагами, как хищными зверями. 1. В конец, о изменшихся, свидение Асафу. Назначенный в конец, т. е. для исполнения во храме при богослужении, псалом имеет особый характере, – он говорит о изменшихся, точнее – о том, что нужно понимать не в прямом, а в переносном смысле, следовательно, этот псалом имеет характер приточный (иносказательный) (ст. 9–16). Он есть свидение Асафу или откровение Божие этому боговдохновенному певцу – левиту. 2–3. Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех явися, пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас. Обращаясь к Богу с молитвой о спасении народа, псалмопевец – Асаф называет достолюбезное Богу имя благословенного Им патриарха Иакова и двух его сыновей, младших, но самых любимых этим патриархом, и молит за их потомство. – Пастырь Израиля, взывает псалмопевец, вонми – молитве за народ! – наставляяй яко овча Иосифа или – Ты, Господи, наставляющий племя – потомство Иосифа, как бы водящий стада овец на пажити, вонми молитве за сие потомство! – Седяй на Херувимех, – Ты, Господи, восседающий на Херувимах (коих изображение были поставлены над Ковчегом Завета), как бы на троне, явися пред Ефремом, Вениаминоми Манассием, – пред потомством Вениамина – младшего сына Иакова и пред потомством Ефрема и Манассии, детей Иосифа, коих наиболее любил Иаков, – разумеется, явись, как пастырь, хранитель, защитник и спаситель. – Воздвигни силу Твою, – подними свое воинство на защиту Твоего народа, и прииди во еже спасти нас, – и с этим воинством прииди, чтобы спасти нас, – от войск враждебных, народов, разоряющих страну и истребляющих народонаселение ее, в особенности, разумеется, в пределах колен Вениаминова, Ефремова и Манассиана. 4–5. Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся. Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих? Видя крайнюю опасность, до которой дошел народ, и приближающуюся его погибель, вследствие гнева Божия на него, псалмопевец молит Господа об отвращении этого гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Архив Пн Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в учредительном круге Северо-Западного войскового казачьего общества 25 декабря 2023 г. 12:40 23 декабря 2023 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в г. Санкт-Петербурге состоялся учредительный круг Северо-Западного войскового казачьего общества. Его участники обсудили вопросы создания Северо-Западного войскового казачьего общества, принятия его устава, формирования органов управления. На круг прибыли 64 делегата от четырех окружных (отдельских) казачьих обществ Северо-Западного региона Российской Федерации — окружных казачьих обществ «Балтийский отдельный казачий округ — Балтийский казачий союз Калининградской области», «Казачий округ Санкт-Петербурга» и Вологодского окружного казачьего общества, а также отдельского казачьего общества «Областной отдел» (Ленинградская область). Перед кругом был совершен молебен. Богослужение возглавил наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин . По окончании молебна была совершена заупокойная лития на могиле генералиссимуса А.В. Суворова. Богослужение возглавил ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин . Приветствие участникам круга направил председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества, помощник Президента РФ Дмитрий Миронов. «Сплочение казаков, их консолидация для защиты Родины является целью государственной политики. И сегодняшний учредительный круг прямое тому подтверждение», — отмечается в тексте документа. Дмитрий Миронов выразил надежду, что это событие даст новый импульс развитию казачества в северо-западных регионах: «Надеюсь, учредительный круг даст новый импульс развитию казачества в Северо-Западном регионе, а войсковое казачье общество станет значимым слагаемым национальной безопасности, послужит делу победы над неонацизмом». Также было оглашено приветствие председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла . «Отрадно свидетельствовать сегодня историческое событие, нацеленное на укрепление западных рубежей нашего Отечества. Перед каждым из вас, вне зависимости от возраста, пола и занимаемой должности, будет стоять крайне важная и ответственная задача — быть опорой для государства, защитниками для народа, примером для подрастающего поколения и, самое главное, настоящими христианами. Ведь сегодня все общество смотрит на вас, казаков, с надеждой, видя в казачестве последний оплот традиционных духовно-нравственных ценностей, и силу, которая реально может противостоять врагам нашего государства», — подчеркнул архиерей.

http://patriarchia.ru/db/text/6087171.ht...

Владимир Димитриевич Красницкий родился в 1880 г., на Украине, и на всю жизнь у него сохранилась типичная для украинца певучая интонация. Он окончил Петербургскую Духовную академию, где учился вместе с будущим митрополитом Вениамином Федченко (известным эмигрантским деятелем), который в своих мемуарах говорит о веселом студенте Володе Красницком. По окончании академии и женитьбе получил место третьего священника в Князь-Владимирском соборе (на Петроградской стороне, у Тучкова моста). Еще студентом Красницкий был активным деятелем Союза русского народа. Это был черносотенец чистейшей воды: в своей кандидатской работе о социализме он называет социализм еврейской уловкой, а на одном из собраний Петербургского Отделения Союза русского народа он произнес речь, в которой доказывал, что евреи употребляют в мацу христианскую кровь. В соответствии со своими установками, он летом 1917 года, будучи редактором «Петроградских Епархиальных Ведомостей», призывая к продолжению войны до победного конца, заявлял в передовой статье, что «большевиков надо утопить в их собственной крови» (эту фразу ему напомнил на процессе митрополита Вениамина защитник митрополита Гурович). Ловкий карьерист, он, видимо, входил в милость к вновь избранному митрополиту Петроградскому; во всяком случае, его имя фигурирует среди петроградских делегатов, приехавших в 1918 году к Патриарху Тихону в Москву, чтобы просить о присвоении митрополиту древнего почетного титула «Священноархимандрит Свято-Троицкия-Александро-Невския Лавры». (См. «Церковные Ведомости» за 1918 г.). Во время гражданской войны Красницкий временно отошел в тень: в это время он совмещал священнослужение с работой в качестве бухгалтера в одном из учреждений на Петроградской стороне. Его имя всплывает в 1921 г. в связи с дискуссией об изъятии церковных ценностей и с голодом в Поволжье. Его фамилия стоит рядом с фамилиями А.И. Введенского и А.И. Боярского под знаменитым воззванием петроградской группы духовенства с призывом отдать церковные ценности голодающим, появившимся в «Петроградской Правде» весной 1922 года. Сам А.И. Введенский, однако, отнесся к своему новому другу решительно без всякого энтузиазма: «Хотел бы я знать, — говорил он потом, — откуда взялся этот тип. Никогда ни в одной обновленческой группировке не участвовал, ни с кем из нас никакого дела не имел. И вдруг появляется на каком-то нашем совещании. Он, видите ли, что-то там делает и что-то там тоже подготовляет».

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Об о. Сергии сохранилось несколько воспоминаний и свидетельств современников. Родился он в 1862 г. в семье донского казака и до поступления в 1890 г. в Александро-Невскую Лавру уже был послушником Малого Донецко го, Серпуховского Высоцкого, Ново-Иерусалимского монастырей и Троице-Сергиевой Лавры. В апреле 1920 г. митрополит Вениамин возвел его в сан игумена, а в начале 1922 г. - в сан архимандрита. «Это был мудрый старец, на деле исполнивший многие заветы святых отцов. Он был великим деятелем молитвы и покаяния. Обладая безграничной добротой и любовью, отец Сергий очень снисходительно относился к духовным немощам своих подопечных и горячо за них молился. Его назидания отличались необыкновенной сердечностью и простотой... Помимо окормления братии архимандрит Сергий вел большую научную работу по изучению рукописей, хранившихся в библиотеке Лавры, собирал редкие акафисты, составлял жизнеописания подвижников благочестия» [xl] . Яркие воспоминания об о. Сергии приводит в своей книге известный церковный историк А.Э. Краснов-Левитин: «...он всех привлек своим суровым аскетизмом. Я знал его стариком. Как сейчас вижу его мертвенно бледное лицо, окаймленное седой бородой. Цыганские скулы не только не портили впечатления, но придавали какой-то особый колорит его лику. Он почти отказался от еды, ел лишь сырые овощи, спал на полу, тщательно это от всех скрывая. Все дни напролет он пребывал в молитве. Братия видела в нем друга, брата, советника, молитвенника - подлинного духовного отца» [xli] . Архимандрит Сергий был духовником Лавры около восьми лет. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1918. 18. Ст. 263. РГИА, ф. 815, оп.14, д. 159, л. 35. Там же, оп. 11-1918, д. 102, л. 39, д. 101, л. 24, 34. [iv] Там же, оп. 14, д. 159, л. 70. [v] Там же, л. 33, 70-74. [vi] Там же, л. 60, 70. [vii] Там же, оп. 11-1918, д. 99, л. 1-18. [viii] Там же, д. 88, л. 14-15. [ix] Там же, оп. 11-1918, д. 99, л. 22, 31, 34. [x] Там же, д. 101, л. 34, д. 99, л. 39, оп.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Это был прирожденный монах в самом высоком значении этого слова. Связала меня с ним сначала общая служба в Государственной Канцелярии, где он был помощником Статс-Секретаря Государственного Совета и одновременно профессором Гражданского Права в училище Правоведения, пока не перешел на должность Начальника Законодательного Отдела Думы, а затем был выбран членом Думы… Но главное, что меня связывало с ним, были общность наших духовных стремлений и общность тех препятствий, какие стояли на пути к ним… Вскоре после революции, В.П. Шеин принял иноческий постриг и в сане архимандрита управлял Троицким Подворьем на Фонтанке, в Петрограде, а затем, вместе с Петроградским митрополитом Вениамином, расстрелян большевиками. Посмотрели мы вопросительно друг на друга, не зная, что делать и что предпринимать, чтобы спасти библиотеку, и… простились друг с другом. В.П. Шеин ушел домой, а я обещал навестить его перед своим отъездом из Петрограда… Между тем агенты Львова и курьеры Осецкого то и дело являлись в квартиру, торопя меня очистить ее. Отложив попечение о библиотеке, я стал упаковывать другие вещи, главным образом иконы… В приемном зале находился очень ценный образ Святителя Иоасафа, кисти знаменитого Верещагина, писанный масляными красками на кипарисной доске, высотою около двух аршин, в массивной золотой раме, весом свыше двух пудов… Уступая моей просьбе, директор канцелярии Обер-Прокурора В.П.Яцкевич согласился поместить его временно в канцелярии и прислать четырех курьеров, чтобы вынести из моей квартиры… Это была моя первая встреча с курьерами после возвращения из Думы… Наглые и развязные до ареста, они теперь еще менее церемонились со мною и относились ко мне, как к подлинному арестанту… Один из них, старик, с длинной, седой бородой, увешанный золотыми и серебряными медалями, внушавший к себе своим видом и осанкою невольное почтение и пользовавшийся особым вниманием с моей стороны, сказал в пространство, ни к кому, в частности, не обращаясь: “Оно точно, в молодости, я был пропащий человек, пьяница; как свинья под заборами валялся я; а вот, с возрастом пришел в себя, остепенился, почет и уважение приобрел… А тут что?! Пообвешали себя иконами да, сидя в своих хоромах, нас обманывали.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010