а)  Что мы должны читать эти душеспасительные книги, это уже из того видно, что сказания, заключающиеся в них, почерпнуты из достоверных источников. При составлении своих книг, святитель пользовался не только обыкновенными письменными старинными сказаниями о святых на разных языках, но иногда пользовался и откровением свыше, как сам он об этом свидетельствует. Ему, например, однажды явилась во сне св. великомученица Варвара с утешительным словом; ему являлся во сне и св. мученик Орест в то время, когда он трудился над составлением его жития. «В одну ночь, – пишет святитель в конце жития св. мученика Ореста, под 10 числом ноября, – окончив письмом страдание св. мученика Ореста, за час, или меньше, до заутрени, лег я отдохнуть не раздеваясь, и в сонном видении узрел св. мученика Ореста, лицом веселым ко мне вещающего сими словами: «Я больше претерпел за Иисуса Христа мук, нежели ты написал». Сие рек, откры мне перси своя и показа в левом боку великую рану, сквозь внутренности проходящую, сказав: «сие мне железом прожжено»; потом, открыв правую руку до локтя, показа рану на самом противоположном месте и рече: «сие мне пререзано». Потом, преклоншеся, откры ногу до колена и показа на сгибе колена рану; такожде и другую ногу до колена открывши, такую же рану на таком же месте показа и рече: «А сие мне косою рассечено». И став прямо, взирая мне в лице, рече: «Видиши ли: больше я за Иисуса Христа претерпел, нежели ты написал!» Я, против сего ничтоже смея сказати, молчал и мыслил в себе: «Кто сей есть Орест? Не из числа ли пяточисленных?» На сию мою мысль св. мученик отвеща: «Не той я Орест, иже от пяточисленных, но той, его же ты ныне житие писал». Видел я, – прибавляет затем святитель, – и другого некоего человека важного, за ним стоящего, и казался мне такожде некий мученик быти, но той ничтоже изрече. А что сие видение я, недостойный и грешный, истинно видел, как написал, а не иначе, сие под клятвою моею священническою исповедую; ибо как тогда, так и теперь помню». б)  Отличаясь, кроме того, глубоконазидательным содержанием, ясным, живым и наглядным изложением, жития святых по своей простой и занимательной форме (форме рассказа) доступны для самых неподготовленных читателей даже из простого народа, которые издавна к ним привыкли, горячо их полюбили за ту духовную пользу, назидание и утешение, какие они всегда получают от них, и считают их для себя лучшей духовной пищей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Откудуже, кто речеть, лютаа сиа пострадати намъ тогда? Еда отъ Батыева суровства? Никакоже! Но три сиа лютйшиа навтникы, иже отвнутрь нас, предашя: зависть и гръдость и неправда. Идже бо лукаваа сиа чета, оттуду благость Живоначялныя Троица отступаетъ. Елико бо благо есть Божество, толикоже и о дръжащихся лукавыя сънмица тоя свою милость отъемлеть. Ибо «Господь гръдным противится», 20 и зависти ради денница тма бысть, и «весь гнвъ Господень на всяку неправду» 21 по Божественому Писанию. Проявленно же, яко любящихъ та Божиа благодать оставляетъ, оставленая же хранителя не имють, безъ хранящаго же готово всмъ на расхыщение. И якоже рхъ, помалу сътврьдися злоба она въ земли Русстй, наипаче же въ владущихъ владычьствуя непреподобнаа. Раздра же царство и раздли на многы чясти лютое сие владычество; таже что, помалу простирающи зло, своа подручникы иноплменникомъ предаде. Вся же сиа пострадашя, Богу свобожающу насъ сими казньми лютаго мучительства злых сихъ владыкъ: зависти, глаголю, неправды же и гръдости. Смотрите же ми зд милость и благоутробие человколюбца Господа нашего Бога! Како преисплънь есть милости всякиа казнь его, наводя на нас по своей милости, а не по грхомь нашимь. Не да бо казнить, но да от злобы отвратить нас къ добру, сего ради казнить. А не да мучить, казнить, но да от мукы свободитъ. Сице не абие землю испровръже, ниже тресновение посла, но ниже абие и варвара наведе. Преже бо точию, яко пръстомъ, вещей преложениемъ прегршение показуя, негли сице исправимся. И не до единаго токмо ста, но и второе и третие начяльство в нихъ измни, яко бы познати прегршение и покаятися. И не преста показуя, донелиже обличися непреложен нравъ лукавьства. Сице преже отъ Киева начальство на Владимирь преведе, таже и на Суздаль преложи. И понеже не преложишася отъ злобы, инамо еще начяльство отдаде. И ниже сице лучьши бышя, иногда же зд, овогда же онде, даже и до Ростова 22 начяльственйшее владычества княжение преводя. И по сихъ всх злобы отступити никакоже въсхотшя. «Верви бо триплтенны не скоро претръгнуться», 23 – нкто въ добраа премудръ глаголаше. И сиа три страсти: зависть, гръдость, неправда, – от мягкыхъ и лнивыхъ душь нескоро кто оттръгнетъ. Тмъже потреба прочее и трьпчайшихъ страданий Богу попустити на нь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И представь, является Евдокия к своему же священнику, такой о. Виктор, молодой, очень хороший, а он служит в церкви раннюю литургию. И, как полагается у них, во второй части ее священник уже не может прервать, уйти… – пока литургия не кончится. Она возвращается и говорит подождать надо. Через полчаса придет со св. дарами. А тетечка очень уж ослабела, сказала: „Не дотяну, Соня. Глеба обними, Елену, Таню“. И правда, не дотянула. Глеб, Глеб, она тихо отошла, клянусь тебе нашей детской дружбой, она как бы уснула и не мучилась. Батюшка о. Виктор когда пришел со св. дарами, она уже успокоилась. Он поклонился ей в ноги, а нам сказал, что, по верованию Церкви, когда отходящий просит причастия и отпущения, а этого нельзя сделать из-за внешних препятствий, то мистически причащает св. Великомученица Варвара. И обрати внимание: ведь сама она как раз носила имя Варвары. Отпевал ее в своей церкви то же о. Виктор, мы похоронили ее на Дорогомиловском кладбище, ты знаешь где это, недалеко от нас, за мостом через Москва-реку». Через несколько дней Таня получила письмо от Ксаны. «Я тебе не сразу написала, дорогая моя Танечка, о нашем горе, потому что трудно было. И сейчас трудно, все плачу, а все-таки написать хочется, потому что ты у меня одна подруга и осталась, новых нет, да и тебя, наверное, никогда не увижу. Бабушка скончалась внезапно, и теперь у нас стало так тихо и грустно, не можешь себе представить. Я ее очень любила и привыкла к ней с детства, я от нее только хорошее видела. Слава Богу, у меня есть еще и своя мама, но она тоже стала слабее, и все жалуется на печень. Танечка, я боюсь остаться совсем одной. Я вообще боюсь. Мне все кажется, что моя жизнь будет ужасно несчастная. Ну, не хочу тебя расстраивать. Вот еще только сообщу о бабушке: о ее кончине очень скоро узнали в Прошине, и представь, третьего дня заявился к нам сын комиссара, Сенька, он с нами еще в палочку-постучалочку играл, а теперь уже взрослый парень, кажется, комсомолец, и привез от крестьян Прошина бабушке на могилку сноп овса с нашей земли – теперь как раз овес убирают. Подумай, какое внимание! Мы его очень благодарили, Софья Владимировна угостила его чаем, он много рассказывал о деревне. Все теперь изменилось, все другое.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

2. " Естественнонаучные реалии, говорящие нам о длительной эволюции мироздания " . Разве в науке это единственное мнение? Если это было бы бесспорно, тогда единственный выход был бы в православном эволюционизме. Вы не учитываете критику " длительной эволюции мироздания " , её гипотетичность. Признание православного эволюционизма несет с собой атеизм и отпадение от Церкви. В православном эволюционизме прерывается духовный опыт данный нам в Добротолюбии. Жизнь православного человека будет близка к деизму, к западному христианству. Опасения православных христиан очень и очень состоятельны. 3.Как понимать " естественное " объяснение с точки зрения православного человека? Как бы там ни было, но оно будет принципиально отличаться от эволюционного атеистического объяснения. Точнее, по исходной идее и по выводам из этого " естественного " объяснения. 4.Удивляюсь тому, что те кто пишет об отсутствии атеизма в теории эволюции, о союзе между верой и теорией эволюции, излагают теорию эволюции в основном как доказанную, истинную теорию. С такой позицией я не могу согласиться. Отец Олег, независимо от сказанного, ваши статьи интересны и дают повод к дальнейшим размышлениям. Спаси Господи! Протоиерей Олег Мумриков, Москва 28 сентября 2011г. 02:47 Уважаемый Василий! К сожалению, часто бывает так, что некоторые посетители портала оставляют свои комментарии, лишь просмотрев статью «по-диагонали», а иногда, создается впечатление, - только ее название. J А потом –  приписывают автору собственные   мысли с последующей их гиперэмоциональной критикой J. Мне кажется, я вполне достаточно ясно показал именно НЕВОЗМОЖНОСТЬ непротиворечивого синтеза глобального эволюционизма и православной догматики. Но отсюда совсем не следует «ложность» естественнонаучной картины мира, как и ошибочность Священного Писания. Очень кратко отвечу на Ваши недоумения. Естествознание, как известно, и не должно заниматься трансцендентным. Оно объясняет мир, исходя только из естественных причин. Так оно в принципе устроено. Как же естественное объяснение согласуется с верой в Творца и Промыслителя? Очень просто. Наука - «слишком грубый инструмент» для прямого постижения трансцендентного.  Согласитесь, движение планет, описываемое физическими законами, никак не отрицает непрестанного промыслительного попечения Творца о мире, не так ли? Ведь божественные «мысле-воления» - это область трансцендентного. Вспомните, как пришла к вере в Единого Бога святая великомученица Варвара: от естественного созерцания творения к созерцанию Самого Творца и общению с Ним. Здесь очень хорошо видно, где кончается «наука» и где начинается богословие. И из того, что, например, растущий кристалл «самоорганизуется», никак не следует деизм или материализм, как и из факта езды автомобиля («самоката») – отсутствие водителя (эта аналогия, конечно, условна, т.к. и автомобиль, и водитель - материальны).

http://bogoslov.ru/article/1415473

Вопрос: Хочется сказать о несоответствии церковной жизни тому, что написано. Грусть приходит, из-за этого появляются такие сомнения, даже неприятности от осознания того, что нас немного обманывают. Когда некоторые вещи читаем, записываем, выделяем, хочется выяснить. Не хочется на вас нападать, обижать никого не хочется. Но быть обманутым тоже не хочется. «Много сотворил Он и других чудес, о которых не написано в книге сей. Если писать об этом подробно, то весь мир не вместил бы написанных книг». Как может быть, что мир не вместил бы этих написанных книг? Таких мест неправдоподобных много. И ещё, про законы Моисея. Я не против того, что Моисей- вождь настоящий, благочестивый человек. Но я против хочу сказать. Моисей жил в Египте, научился там всякой премудрости. Мы знаем, что египетская «Книга мертвых» заключала в себе эти 10 основных заповедей. Почему же нам тогда в Законах Божьих и детям говорят, что эти заповеди были на скрижалях самим Небом даны Моисею на горе Синай. Это было всё инсценировано. Неприятно, когда так. С.Комаров Насчет Декалога в Книге мертвых - нет там Декалога. Проверяйте, пожалуйста, информацию. Декалог имеет уникальный статус. Те или иные заповеди Декалога понятны сами по себе. И ясно, что древние люди не были тупыми и понимали, что убивать плохо, и так далее. Это всё входило в законодательство многих стран. В Кодексе Хаммурапи есть подобные вещи.  Но Декалог сам по себе уникален хотя бы первой заповедью. И там все остальные нравственные духовные заповеди, которые говорят об отношениях с Богом, об отношениях человека с человеком, они все аргументированы авторитетом первой заповеди. Это совершенно уникально в религиозном мире. Там же в будущем времени написано: ты не будешь воровать, ты не будешь убивать, ты не будешь прелюбодействовать. В оригинале в будущем времени, так и переведено в греческом переводе. Почему ты не будешь воровать? Потому что Я Господь Бог твой -первая заповедь. Если ты вступаешь со Мной в завет, то ты не будешь воровать, не будешь прелюбодействовать. Сам уровень взаимоотношений Бога с человеком и наличие единого Творца неба и земли делает Декалог настоящим революционным документом в мире религии. В Тибетской «Книге мертвых» нет ничего подобного. Сейчас ответим на звонок и вернемся к двум оставшимся вопросам.

http://radonezh.ru/2021/01/12/svyatitel-...

После этого слабого начертания всякий может понять, каким образом ум, помышляя о творениях, не может не узреть приносущной силы Божией так же ясно, как ясно видит кто телесными глазами вещь, пред ним находящуюся. Первое впечатление от созерцания мира есть неотразимое сознание и исповедание беспредельного всемогущества Божия, по коему Он столь необъятный мир создал единым словом. и держит его единым хотением Своим, и единым мановением воли Своей ведет его к предназначенному концу. б) Вникни в творения по частям – и увидишь ясно отпечатленными всюду непостижимую премудрость Божию и благость беспредельную: премудрость в устроении всякого существа, благость в окружении его всем потребным для благобытия. И нет человека, который бы этого не видал и не исповедывал. Возьми снежинку, возьми цветок, возьми крыло насекомаго, возьми глаз – и стань разбирать, как это все устроено, и не надивишься премудрости этого устроения. Посмотри далее: былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит все нужное себе корнем в земле и листьми в воздухе и живет; маленькое насекомое на листе раждается, на листе и умирает, но тут же оно находит и все потребное для своей жизни; животные раждаются слабыми детенышами, но матерям их вложена неотразимая забота о них, не дающая им покоя, пока не воспитают детей. Кто окружил твари такою попечительностию? – А о человеке, как много встречает он невидимо откуда исходящей попечительности о себе, что и говорить? – Все сие и подобное не есть ли ясное доказательство беспредельной благости Божией? Так всюду видимы «невидимая Божия, -» т. е. Его творчество, промысл, правдивый о каждой вещи приговор и домостроительство всякого рода. Потому «недостойны извинения имеющие столь строгих учителей и не извлекшие никакой пользы из стольких уроков. Ибо и сие присовокупил апостол: «во еже быти им безответным!» Ибо едва не вопиют самые дела, что такие не имеют никакого оправдания к освобождению от угрожающих им зол» (Феод.). Бог окружил людей таким множеством свидетельств о Себе для того, чтоб они не могли не познать Его и не разуметь. Если после сего оказываются люди, не разумеющие Его, кто виноват? Никто, как сами, Бог все сделал для сего; не уразумели по собственной вине, и в оправдание себя ничего представить не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В этой атмосфере действительно тяжело трудиться. Хоть там и работают какие-то воздушные каналы, которые подают воздух, но это все равно не такуж просто. Человек неподго­товленный не сможет там работать. Конечно, со временем он привыкает немного, но вообще это очень тяжелый труд. Не прочувствовать всего этого - значит, многого не понять в душах и в переживаниях людей, которые потом приходят к нам. Это было важно для шахтеров, но это было важно и для меня, и для других, кто там был. Именно потому, что нужно знать и понимать людей, с которыми будешь общаться и молиться перед Богом. И третья причина. Это, собственно, и причина, которая разъясняет, почему так часты просьбы построить храмы непосредственно рядом с шахтами. Это напоминание о том, что Бог вездесущ. Все же людям нужно постоянно напоми­нать о том, что Бог находится рядом с нами, что Бог сопри­сутствует нам везде, в том числе и в самой глубине самой удаленной шахты. Ему можно и нужно молиться, но требу­ется пример, об этом необходимо напоминать, к этому приходится людей звать раз за разом. И мы это делаем разными способами - и через молебен на глубине, и через строительство храмов, и через молитву к святым, в том числе к святой Варваре, которая уже давно считается покровитель­ницей шахтеров. Кстати, вопрос о том, почему именно святая Варвара, тоже задают, это порой вызывает недоумение, хотя, с моей точки зрения, вопрос простой. Ни для кого не секрет, что работа шахтера связана с тяжелым трудом и опасностью. Человек всегда должен быть готов к каким-то непредвиден­ным обстоятельствам, спускаясь на такую большую глубину. А святой великомученице Варваре в церковной традиции уже давно молятся об избавлении от внезапной смерти. У христиан такая смерть - без покаяния, без принятия Причастия - считается нежелательной. И поскольку для христианства общение не ограничивается миром живых, а включает в себя и самого Бога, и Его святых, то возникает молитвенное общение, в котором святые приходят людям на помощь перед Богом. Так складывалась многовековая тради­ция молитв святителю Николаю. Ему совершенно неслучайно молятся верующие моряки и путешественники. Так же скла­дывалась и традиция молиться святой Варваре. Это живая практика, это опыт христиан, а не выдумка.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Руками Алексия были устроены скитские ворота и песчаная дорожка, которую он просто и красиво выложил по краям березовыми стволами. Построил гостевой домик для гостей-мужчин, чтобы они не ночевали в сестринском корпусе. Началось строительство в мае 1999 года на попразднство Вознесения, когда Алексий с братией приезжали выкопать фундамент и залить опалубку. Гостевой домик, как и туалет, получился похожим на башню замка. Внизу был подвал с ледником. Наверху – комнатка на двух человек, отдельный душ. Алексий привез матрас, кровать, из пеньков сделал вешалки. Кирпичную кладку окончил, а крышу лишь на скорую руку покрыл толем. В Лавре все благоустроено, а в скиту было очень скромно. Алексий старался помочь: «Мама, надо ваш быт улучшить. Вот сюда бы кресло поставить, может, владыка приедет. Обои бы получше...» Или предлагал: «Давайте мы тот сарай развалим, перестроим, сделаем двухэтажный...» Матушка с ним советовалась о скитской жизни. Как правило, на это оставалось лишь ночное время. Бывало, пожалуется – неприятности с какой-нибудь сестрой. Но Алексий старался чужие ошибки покрыть: «Мамо, никогда злом не отвечайте. Если будете доказывать, наказывать – ничего не получится. Только смирением и любовью можно победить...» Ко дню ангела матушки на великомученицу Варвару 4/17 декабря 1998 года Алексий с братией приезжал в Дивеево с целой машиной подарков. После литургии братия с Алексием пели в монастырской гостинице – поздравляли именинницу. Сестры стояли, слушали, а потом тоже пели духовные украинские песни. В декабре 2002 года они также готовились поздравлять матушку и отца Алексия... Отпуск у него проходил практически без отдыха. Работал до последнего момента, а потом ехал в Дивеево на службу. Многие любили с ним молиться и матушку часто спрашивали: «На какой литургии будет Алексий?» Раб Божий Владимир из Дивеева как-то поделился: «Мать Варвара, когда Алексий приезжает и служит, мне так хочется молиться!» Батюшки Дивеевские с ним советовались... Собираясь обратно в Лавру, просил: «Мама, чтоб вы меня завтра разбудили». А она его никогда вовремя не поднимала, жалела – приедет ночью, работает и уезжает рано. Алексий, как проснется, узнает который час и сокрушается: «Я ж, мамо, вам казав розбудыть! Що це тепер робыть? Я не могу на вас, мамо, положиться... »

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Христос не отворачивался, когда Его били…” Экзекутор выстрелил ему в переносицу, и монах упал. Мне сразу же пришло на ум, что это был не кто иной, как раб Божий отец Парфений. Сняв с головы скуфью, я перекрестился и сказал: — Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего и всех подобных ему, умерщвленных в этом подземном узилище. Никто по собственному произволению без благодатной помощи свыше не сможет так смело и бесстрашно глянуть смерти в глаза в эти ужасные минуты. Ведь если внимательно проследить по страницам церковной истории за проявлением величайшего бесстрашия и вместе с тем величайшего терпения у христианских мучеников и мучениц, то невольно убеждаешься в высшей степени воодушевления — такой, что немощные женщины, даже молоденькие девицы, как, например, Вера, Надежда и Любовь или великомученица Варвара и подобные им, подкрепляемые благодатью Всесвятого Духа, Который снисходил на них в те ужасные минуты, до крайности удивляли своей невозмутимостью и стойкостью всех бездушных исполнителей истязаний. Вспоминается случай, бывший с одним христианским исповедником, обреченным на публичное отсечение головы. Когда он взошел на эшафот, палач дал ему в руки платок и велел завязать им себе глаза. Исповедник, повернувшись лицом к находящимся возле помоста родственникам, сказал: “Исполнителю моей казни уплатите двадцать пять златниц из оставшихся у вас моих сбережений”. После чего завязал себе глаза, и затем палач отрубил ему мечом голову. Но вот и в данном случае не менее знаменательное явление: “Стреляй так. Христос не отворачивался, когда его били…” Поздно вечером я возвратился в тюремный корпус. Ключник впустил меня в камеру. Там было по-прежнему многолюдно, и мне после целого дня свободы на тюремном дворе казалось невыносимым быть в этой людской толчее. После поверки все опять, как и вчера, уселись: кое-кто на краю нар, а иные оставались в полулежачем положении с подогнутыми ногами — рассказчик стал продолжать свое повествование, прерванное вчерашним звонком отбоя. Он не спеша и в точности, хотя и с неизбежными сокращениями пересказывал, надо полагать, не особенно давно прочитанный им роман, и все в камере сидели не шелохнувшись, с интересом слушая повествование.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-monaxa-...

И вот Он, Христос Бог, говорит каждому: «Слышишь ли? Умирая, Я следую за тобой!» (свт. Григорий Великий). Он смерть попрал смерть, купил кровью и исполнил жизни смертоносное поле – ныне смерть не имеет власти ни над Христом (Рим.6:9), ни над теми, кто Христовы (Гал.5:24). Бьют, обращаясь жемчугом, в море Его лучи. Песня Его превечная в сердце земли звучит. Невидимый и Неведомый взыдет на горы гор. Неузнанный, проповеданный поставит Он Свой шатер. Придите к Нему, все дальние, кто рядом — Его узнай. Чистой, как жемчуг, тайною наш Он наполнил край. Рукою Его высокою удержаны стены вод. …Песнь Его одинокая, дивный Его Исход.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 17 декабря, 2021 17 декабря, 2014 17 декабря, 2013 17 декабря, 2010 17 декабря, 2009 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 17 декабря, 2021 17 декабря, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/velikomuchenica-varvar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010