Закрыть itemscope itemtype="" > Песочная анимация «Святая Варвара» 18.12.2019 392 Время на чтение 3 минуты Краткое житие святой великомученицы Варвары. празднование 4/17 декабря. Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование Максимиана Галерия (305—311). Она рано лишилась матери. Овдовев, Диоскор сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Варвара радовала его способностями и красотой. Он поселил дочь в башне, скрывая ее от посторонних глаз. К ней имели доступ только языческие учителя и служанки. В уединении Варвара наблюдала жизнь природы, красота которой вносила в ее душу неизъяснимое утешение. Она стала задумываться над тем, Кто создал всю эту красоту? Бездушные идолы, сделанные человеческими руками, которым поклонялся ее отец, не могли быть источником жизни. Руководимая Духом Святым, Варвара пришла к мысли о Едином, Животворящем Боге, Создателе вселенной. Многие знатные и богатые юноши, слыша о красоте и целомудрии Варвары, добивались ее руки. Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, но Варвара решительно отказалась. Диоскор огорчился настойчивостью дочери и уехал из Илиополя, рассчитывая, что в его отсутствие Варвара будет скучать и переменит свое решение. Он предоставил ей полную свободу, надеясь, что беседы с разными людьми и новые знакомые повлияют на дочь и она согласится вступить в брак. Вскоре после отъезда отца Варвара познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей о Боговоплощении Иисуса Христа и Его искупительной жертве, о всеобщем воскресении и будущем суде живых и мертвых, о вечных муках грешников и идолопоклонников и блаженстве праведников. В сердце Варвары, давно жаждавшей слышать слово истины, загорелась любовь ко Господу Иисусу Христу и желание быть христианкой. Промыслом Божиим в то время в Илиополе находился пресвитер из Александрии. От него Варвара научилась основам христианской веры и приняла святое Крещение. Перед отъездом Диоскор приказал построить баню с двумя окнами в честь солнца и луны. Варвара же упросила рабочих сделать три окна, во образ Троичного Света. Рядом с баней была купель, обнесенная мраморной оградой. На восточной стороне ограды Варвара начертала пальцем крест, который запечатлелся на камне, как будто был выбит железом. След стопы святой отпечатался на каменной ступени, и из него забил источник целебной воды.

http://ruskline.ru/video/2019/12/18/peso...

Святая великомученица Варвара Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:22 мин. Размер 3.9 Mb ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святая Варвара жила в царствование императора Диоклетиана на рубеже III–IV веков. Она была дочерью богатого язычника из Гелиополя по имени Диоскор. Ревниво оберегавший замечательную красоту дочери, Диоскор, отправляясь однажды в дальний путь, велел запереть Варвару в высокой башне своего дворца, чтобы ни один человек не смог ее увидеть. Богатый отец дал дочери прекрасное образование и ни в чем ей не отказывал, однако был не в силах помешать проницательному разуму девушки рассуждать согласно Божественному образу, заключенному в каждом человеке. Наблюдая отражение присутствия Божия в явлениях природы, Варвара сама пришла к познанию Бога, Единого в трех Лицах и, отвращая ум от суетных помыслов, обращалась всем сердцем ко Христу, Небесному Жениху. Диоскор, задумавший выстроить баню у подножия башни, повелел перед своим отъездом прорубить в ее восточной стене только два окна. Несмотря на это, Варвара приказала строителям устроить еще и третье окно, дабы внутренность здания освещалась тройственным светом. Он был призван знаменовать нетварный Свет Пресвятой Троицы, озаряющий каждого приходящего в мир. Возвратившись из дальних стран, Диоскор предложил дочери богатого жениха, но, к своему удивлению, услышал отказ Варвары, желавшей посвятить девство единому Христу. Узнав же о том, что Варвара велела сделать в его постройке третье окно, язычник пришел в страшный гнев и потребовал у нее отчета. Тогда Варвара изобразила перед ним знамение креста и, указывая отцу на три соединенных перста, сказала: «Отец, Сын и Дух Святой суть тот Единый Свет, Которым освещается все творение, и этим знамением спасаются люди». Не в силах сдержать ярость, Диоскор схватился за меч и готов был рассечь им собственную дочь, но девушка сумела убежать. Варвара скрылась в горах, где скала чудесным образом расступилась, укрыв ее от преследователей. В конце концов отцу удалось с помощью пастуха отыскать то место, где скрывалась Варвара. Он велел схватить дочь и выдал ее правителю провинции, перед которым святая бесстрашно исповедала Христа и выказала презрение к идолам. После этого Варвару подвергли жестоким мучениям: бичевали, терзали плоть железными скребками, жгли огнем и били по голове камнями, так что все ее тело превратилось в одну большую кровоточащую рану, после чего еле живую мученицу бросили в темницу.

http://pravoslavie.ru/58175.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Две Варвары в истории Сомовского монастыря 18.12.2020 400 Время на чтение 17 минут «Сама великомученица Варвара была святою руководительницей в иноческих подвигах и небесною покровительницею зарождающейся женской обители», – писал воронежский краевед о первых годах Варваринского женского монастыря в деревне Сомовка. Но в земной истории этой исчезнувшей (увы!) обители оставила заметный след и другая ВарвараВарвара Петровна Сомова. Овдовевшая помещица, поставив на ноги четырех сыновей, приняла в 1882 году монашеский постриг с оставлением прежнего имени. Она намеревалась быть простой инокиней в основанном ею монастыре. Однако Господь судил иначе. По определению Святейшего Синода ей пришлось стать настоятельницей. И это нелегкое послушание игумения Варвара (Сомова) несла до своего смертного часа, наступившего 29 июня 1887 года. Паломничество помещицы в Коренную пустынь изменило жизнь Сомовки Родилась будущая игумения 29 октября 1823 года неподалеку от места своего упокоения – в селе Берёзово Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. (Ныне это село, как и деревня Сомовка, относятся к Горшеченскому району Курской области). В Берёзово было поместье Петра Дмитриевича и Олимпиады Николаевны Измалковых – родителей игумении Варвары. Крестил новорожденную священник местной Покровской церкви Изот Федоровский. Известны и имена крестных родителей. Ими стали помещик Нижнедевицкого уезда секунд-майор Аристарх Васильевич Решетов и родная бабушка крещаемой Наталья Петровна Беклемишева. В год, когда родилась Варвара Петровна, её будущему мужу Михаилу Николаевичу Сомову уже исполнилось 11 лет. В 17 лет его приняли юнкером в егерский полк, и до 24-х лет Сомов нес службу, уволившись затем в чине поручика. Михаил и Варвара после свадьбы жили в селе Губарево Землянского уезда Воронежской губернии. Там и появились на свет у Сомовых четверо сыновей. Старший Петр – в 1846 году, Митрофан – в 1849, Афанасий – в 1850, младший Сергей – в 1853. А в 1856 году, когда Варваре Петровне было всего 33 года, она овдовела. Тремя годами ранее умерла её мама, десятью – отец. Через три года после смерти мужа умер единственный брат Николай. Чреда смертей близких людей заставила Варвару Петровну по-иному взглянуть на скоротечные дни земной жизни. Она находила утешение в молитве, посещала святые места. И в 1863 году во время паломничества в Курскую Коренную пустынь, в этой «уединенной и мирной обители» Господь вложил в сердце Варвары Петровны желание построить храм в деревне Сомовка – родовом имении почившего супруга.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/18/dve_va...

Слово за Божественной литургией в день памяти святой великомученицы Варвары Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Церковь вспоминает имя святой мученицы Варвары. Многие женщины носят это имя. Совсем недавно мы вспоминали имя другой мученицы – Екатерины, в том числе в связи с принесением в Москву ее святых мощей с горы Синай. У этих мучениц много общего – они были современницами и погибли по воле одного и того же императора Максимина, который в начале IV века, уже на излете страшных гонений на христиан, обрушил на них свой гнев. Подчиняясь воле императора, многие местные правители стали не просто преследовать христиан, но жестоко их истреблять. Однако в истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Варвара была удивительно красивой девушкой, и отец ее, некий Диоскор, человек богатый и знатный, хотел воспитать свою дочь так, чтобы она была примером для других, чтобы она отличалась особым образованием, умела себя правильно вести, чтобы она была человеком выдающимся. Поэтому он окружил свою дочь особой заботой, приставив к ней многих учителей, которые воспитывали Варвару в традициях языческого общества. Но взирая на мир Божий из высокой башни (по воле отца Варвара была отделена от мира, чтобы ничто плохое ее не коснулось), Варвара видела красоту этого мира и в какой-то момент почувствовала сердцем и разумом, что эта красота не могла возникнуть по воле рукотворных идолов, что какая-то другая великая сила сотворила окружавший ее мир. Все больше и больше Варвара стала задумываться о том, кто же тот Творец вселенной, и сердце ее стало располагаться к принятию иного учения. А когда ей удалось выйти из затвора, в котором проходило ее обучение, вступить в общение со многими людьми, то она познакомилась с христианами, которые научили ее тому, что Бог Великий, Триединый создал этот прекрасный мир. Девушка всем сердцем восприняла это учение и приняла тайно Крещение от священника, который прибыл в ее город под видом купца. Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить дочь собственными руками. Она едва спаслась бегством, спрятавшись в одной из пещер на склоне горы, но местные жители выдали отцу место, где она скрывалась. Тогда отец отдает дочь местному правителю, который получил приказ от императора мучить, пытать и казнить христиан. На глазах отца его любимая дочь, с его согласия и по его инициативе, стала подвергаться страшным мучениям. Ее тело рвали металлическими когтями, резали на куски, избивали воловьими жилами, растирали истерзанные места шерстью. Варвара проходила через невыносимые страдания. Наконец, для того чтобы сломить ее не только физически, но и морально, правитель приказал, чтобы Варвару провели по всему городу обнаженной.

http://pravoslavie.ru/50451.html

Четвертый день. Поучение 5-ое. Св. великомученица Варвара. (О даре св. великомученицы избавлять притекающих к ней с молитвами от внезапной смерти). I. Св. великомученица Варвара, память коей совершается ныне, идя на смерть, молилась Богу о том, чтобы Он избавлял от внезапной смерти тех, которые будут вспоминать ее и ее страдания, и был голос с неба, обещавший исполнить прошение мученицы. Сам отец Варвары – язычник Диоскор – отсек главу св. дочери своей. Мощи св. великомученицы с XI века хранятся в Киеве и почивают в Киево-михайловском монастыре, куда они перенесены из Царьграда. II. а) Дарование св. великомученицы Варвары, данное ей свыше пред смертию, избавлять от внезапной смерти, весьма многоценно, ибо что нужнее для каждого из нас, как отойти из этой жизни совершенно приготовленными к жизни новой, ожидающей нас за гробом? Отойти, то есть, очистившись благодатию Божиею от всех вольных и невольных грехопадений – принесши в них истинное покаяние? – Но многие пред исходом из сего мира не успевают даже помыслить о своих грехах и возвести покаянного взора на небо; отходят по сему самому пред небесного Судию со всеми нечистотами земной жизни, в таком состоянии, в каком они не посмели бы явиться пред земного начальника. Посему возможность быть защищенным от внезапной смерти принадлежит к числу самых желанных возможностей для каждаго, кто только хотя мало дорожит спасением бедной души своей. б) Но где достать этой драгоценной возможности? – Кто в состоянии остановить руку ангела смерти, над нами подъятую? Без сомнения, не земные врачи, а един Тот Врач душ и телес, у Коего «не изнеможет всяк глагол» ( Лук. 1, 37 ), Который, как один дает всем жизнь и дыхание ( Деян. 17, 25 ), так один может и продлить их, когда и сколько Ему угодно. Посему св. церковь , при каждом богослужении, между большим числом, необходимых для каждого из нас, прошений, помещает прошение о кончине безболезненной, непостыдной и мирной. Прошение крайне утешительно! Но собственное недостоинство не позволяет многим быть уверенными, что сила сего прошения воздействует и над ними. По немощи веры нашей, желалось бы иметь у престола Божия какого-либо ближайшего к нам споручника и ходатая, который бы, так сказать, взял на свои руки жизнь нашу, обязался защитить нас от всякого вида внезапной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четвертый день. Поучение 6-е. Св. великомученица Варвара. (Чем христианин может утешаться в скорбях?) I. Прочитывая житие воспоминаемой ныне святой великомученицы Варвары, нельзя не удивляться ее необыкновенным терпению и мужеству, с которыми она перенесла свои страдания. Так несмотря на немощь пола своего, юность лет и красоту телесную, из любви к Жениху небесному, она отвергла все на земле: отвергла любовь родительскую и представлявшееся в дому отеческом богатое наследие, отвергла выгодное замужество, которое отец ей предлагал, и в котором она могла бы еще более упрочить свое земное счастие. Чего отец ни употреблял при этом к тому, чтобы отвратить ее от исповедания имени Христова и удержать в языческом нечестии? И ласки, и угрозы, и самые позорные и тяжкие мучения. Но мужественную Варвару ничто не поколебало: невеста Христова согласилась лучше умереть, нежели выполнить беззаконную волю язычника отца, нежели изменить возлюбленному Жениху своему, за то и от Него на небе св. Варвара возвеличилась так, что не только сама получила на небе венец славы и сподобилась быть причастницею вечного блаженства, но и приобрела у Христа Бога нашего великое дерзновение ходатайствовать о всех, просящих у ней помощи; потому-то, братие, и св. церковь благоговейно чествует ныне память ея, и мы совершаем праздник сей в Божественном храме – да подвигнем праведницу в молитвах ее к ходатайству и заступлению о нас пред Богом. Но откуда в ней такое удивительное терпение и мужество? Что одушевляло ее среди ужасов смерти? Конечно, все это произошло в ней вследствие того, что она имела утешение свыше, или то «упование», которое, по слову апостола, «не посрамит». В противном случае, ни она да и никто из последователей Христовых не могли бы оказать столь изумительных подвигов самоотвержения. Ибо терпеть и в то же время не иметь утешения невозможно. Чем же утешались божественные страдальцы (в сей жизни) и «чем, вообще, христианин может утешаться в скорбях» – о сем ныне, при, свете слова Божия, в честь св. великомученицы Варвары, размыслим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Киеве у святой Варвары Грустные воспоминания 13.05.2022 736 Фото: из личного архива автора В детстве меня почему-то звали «Варвара» и добавляли «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». В особых случаях папа ласково называл меня «Варварешти». И так сложилось в моей жизни, что первая святая, которой я поверила и которой старалась молиться, была великомученица Варвара. Акафист ей я знала почти наизусть. Летом в конце 1990-х годов мы с детьми отдыхали в Одессе. Конечно, заехали в Киев, чтобы поклониться святым отцам Киево-Печерской лавры. И еще я очень хотела приложиться к мощам святой Варвары. Но Варвара, как и в житии, была в плену — ее мощи во Владимирском соборе окуривали киевские раскольники. Я тихонько зашла в храм, рака с мощами святой великомученицы была открыта. В храме пусто, 2-3 человека. И звенящая тишина. Помолилась, приложилась к святыне. Ни одной свечи не запалила — храм у раскольников, значит свечи «не православные», так подумала. Горько пожалела Варвару за то, что ей и доселе приходится терпеть поношения Христа и слушать молитвы неверных. Всё как в ее житии. На солее возле алтаря суетились молодые люди, шли какие-то приготовления. Я осмотрела прекрасные росписи собора и поспешно вышла из храма. Вот я с сыном стою на церковном дворе, восхищаясь величием собора. Двери отворены, на улице раскатывают ковровую дорожку. В дверях выстроились послушники со свечами. Кто-то держит в руках цветы... Наверное, скоро начнётся служба. «Со встречей», как говорят у нас в храме. Но почему такой холод на душе? Ни радости, ни теплоты сердечной! И тут мой сын-подросток говорит мне: «Мама, а почему нет голубей?». Я оглянулась вокруг. Действительно, возле собора — пустота. Голый двор. Ни одного голубочка. Ни хлебушка… Ни щебета… Ни птички!.. Далее подъехал дорогой «лимузин». Из машины вышел господин в святительской мантии, за ним семенили молодые люди. Свита. Рядом пронеслось: «Филарет... Филарет...». Конечно, это была картина наоборот. Поясню. Владимирский собор передали раскольнической церкви Украины . Все молодые люди из свиты (и те, что в стихарях, и те, что с крестами на груди), были коротко стрижены, чисто выбриты, с модными барсетками в руках. За каждым тянулся шлейф дорогой парфюмерии.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/13/v_...

Веве. Церковь Варвары великомученицы. Церковь святой Варвары Автор: Дмитрий Сухарев Снято: 18 ноября 2005 Добавлено: 10 января 2006 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Бракосочетание Варвары Петровны Шуваловой и Давида Ивановича Орлова состоялось в 1869 году, когда Орлов был адъютантом по особым поручениям при Великом князе Николае Николаевиче. 3-го февраля 1870 года в Париже в семье Орловых родился сын Иван, в 1871 – дочь Варвара, а еще через год, в Швейцарии в г.Веве, при родах, Варвара Петровна умерла вместе с новорожденной дочерью Марией. Их похоронили в Веве на кладбище Сен-Мартен. В 1878 году на средства её отца, Петра Павловича Шувалова, и Давида Ивановича Орлова в непосредственной близости от могилы Варвары Петровны, в память о ней, была освящена русская православная церковь во имя Св. Варвары. Разработка проекта архитектором И.Монигетти была закончена в 1874 году, им же выполнены рабочие чертежи и шаблоны, необходимые для сразу же начавшихся строительных работ, наблюдение за которыми осуществлял местный техник Кезер-Доре. Более полную информацию легко можно найти в сети, например, www.peter-club.spb.ru/1703-2003/Grigoreva.html, откуда и была взята история церкви Мало кто из русских посетителей Швейцарии бывает в наши дни в этом городе на берегу Женевского озера, расположенном неподалеку от Лозанны. Разве что любитель В. В. Набокова, направляясь в Монтре, чтобы увидеть отель, где писатель провел последние годы своей жизни, по пути на часок завернет в Вевэ. Там он с удивлением обнаружит русскую церковь, стоящую близ вокзала у самого полотна железной дороги. Впрочем, внутри церковь осмотреть скорее всего не удастся, если не осведомиться заранее о расписании богослужений или часах осмотра. «Чистый воздух, хорошая вода, покой, тишина. Идиллическое место для отдыха, воспетое еще Руссо в “Новой Элоизе”... Второй после Женевы промышленный город с крупными фабриками, особенно табачными», – так писал о Вевэ русский путеводитель 1903 года, когда городок еще сохранял свою привлекательность для иностранных пациентов и туристов.

http://sobory.ru/article/?object=01499

Четвертый день. Поучение 4-ое. Св. великомученица Варвара. (Природа есть великая книга Божия, понятная и для неграмотных). I. В день св. великомученицы Варвары, познавшей единого истинного Бога из рассматривания природы и вследствие этого отвергшей идолов и принявшей христианскую веру, за что она и пострадала мученически, уместно будет, братие мои возлюбл., побеседовать с вами о том, что природа есть действительно великая книга Божия, понятная и для неграмотных, ясно и громко говорящая о Боге. II. Действительно, природа или мир Божий есть книга, – не писанная, а Самим Господом созданная, книга живая и великая, книга всегда и везде для всех открытая, – книга, которую всякий человек с разумом может читать и научиться добру. Мы видим небо, на небе солнце, месяц, звезды, облака, тучи; видим землю, на земле горы, долины, поля, луга, города и села, реки и озера, травы, деревья, птиц, зверей, скот и людей; слышим гром, бурю, шум дождя, стук града и т. д., – все это вместе есть и называется одним словом: мир. Святые отцы весьма часто называют природу или мир книгою. «Якоже сочинитель книги, – учит св. Тихон воронежский, – из разума своего износит слова, и написует их на бумаге, и сим образом сочиняет книгу, и как бы из ничего делает; тако Премудрый и Всемогущий Создатель, что в Божественном разуме Своем имел, и что восхотел, все сотворил, и как бы книгу из двух листов, т. е. неба и земли состоящую, сочинил, в которой книге видим Божие всемогущество, премудрость и благость» (Сокровище духовн. час. 1. «Мир)». «Каждая вещь и все творения Божии, пишет св. Василий Великий , суть тоже, что буквы, по которым мы читаем провидение и высочайшую премудрость Творца.» – Итак, мир есть книга, а все вещи в мире суть как бы письмена, или буквы и целыя слова, которые можно складывать и читать почти так же, как они читаются в писанных и печатных книгах. Спросите: как читать? – Отвечаю: видением, слышанием, рассуждением. а) «Видишь», например, «небо», и на небе множество «звезд»; видишь «землю», и на земле многое множество всяких вещей. Откуда все это взялось, и как стало быть? Ты мне скажешь просто: Бог знает – откуда и как. Вот ты уже и прочел самое главное и самое великое слово «Бог»; уже понял, что если есть небо и земля, то понятно – есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

V. Михайловский монастырь День спустя, во вторник, определенный еженедельно со времен Митрополита Киевского Иоасафа для чтения сложенного им акафиста над мощами Великомученицы Варвары, посетил я златоверхую обитель Михайловскую. Толпа народа уже наполняла преддверие придельной церкви, где почивает нетленно святая дева Илиопольская, и с трудом мог я проникнуть на хоры; с их вершины открылось мне трогательное и величественное зрелище. – Посреди церкви, исполненной усердными богомольцами, возвышался, как бы некий благодатный остров из шумного моря человеческих волн, среброкованный стол под раззолоченною сенью, и на нем в драгоценной раке сокровище мощей Великомученицы. Открыта была рака, и под богатейшим покровом покоилось нетленное тело, но вместо девственной главы, отсеченной жестоким родителем, приставлена была к изголовью великолепная икона, вся в алмазах, обыкновенно висящая над царскими дверьми сего придела, на коей изображен небесный лик пострадавшей. Взирая на сию прекрасную икону, думаешь видеть Великомученицу, которая как будто приподняла из раки Ангельскую главу свою и сквозь смертный сон улыбается ликам, воспевающим на земле ее страдания, воспетые Ангелами в небесах. Святитель в облачении стоял, окруженный своим клиром, на ступенях пред ракой, и в руках диаконов горели светильники, коими от времени до времени осенял он народ; облака фимиама подымались из кадильниц и вились около столпов великолепной сени, как бы готовые унести на небо все сие духовное зрелище: а между тем внятно оглашалось из уст Святителя все житие Великомученицы в словах и песнях ее акафиста, и на каждое земное ее страдание откликались лики, как бы из глубины неба: «радуйся Варвара, невеста Христова прекрасная!» Трогательна повесть краткого жития и долгих мучений сей юной, но доблестной невесты небесного Жениха, и не напрасно Церковь влагает ей в уста пламенные слова ее божественной любви: «Агница Твоя, Христе, Варвара зовет велиим гласом: Тебе женише мой люблю, и Тебя ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою: но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию спожершуюся Тебе.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010