Но и тех, кто руки умывал, будучи наделен полнотой государственной власти; и тех, кто неправедным судом церковным судил, будучи наделен властью церковной; и тех, кто знал Писания и считал себя наследником пророков, Его, столь просто беседовавшего с народом, исцелявшего хромых, слепых, глухих, расслабленных, одержимых, воскресившего сына вдовы, некую девочку, и друга своего, Кого встречали у ворот города с радостными криками, просто не узнавших, и выдавших на лютую и позорную смерть. Но и - тех кто лжесвидетельствовал, кто предал, кто отрекся, кто страха ради иудейска убежал и спрятался в горнице. Но и тех, опять-таки, кто еще «до времени» удостоен был замечательного ветхозаветного прозрения: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов 19, 25-27; впервые обратил мое внимание на то удивительное прозрение тот самый ветеран Великой Отечественной Войны, профессор Ленинградских духовных школ, протоиерей Аркадий Иванов, на лекции по ветхому завету; ректором же ЛДА и C был молодой еще по тем временам епископ Выборгский Кирилл). История, историософия, и богословие - суть совсем различные отрасли человеческого познания. Их не обязательно скрещивать или сплетать. Но и проследить, как скрещиваются или сплетаются они в душе проповедающего и пишущего на исторические темы священника, бывшего в светской жизни капитаном второго ранга, тоже не всегда ведь просто или даже возможно. Как и не просто, и не всегда возможно увидеть, в чем именно действие Промысла Божьего в истории народов, государств, и отдельных людей. Какая существенная разница, например, между царскими генералами, изменившими своей данной на Кресте и Евангелии присяге до последней капли крови защищать своего Царя и государство Российское, и советским генералом, сделавшим по сути то же самое, но на Кресте и Евангелии защищать Советскую родину не присягавшем? В чем именно, и где, найти, в этом сплетении исторических фактов и обстоятельств, действие Божественного Промысла? И как от признания участия Промысла Божьего в исторических судьбах государств и народов собственно меняется наше понимание тех самых исторических фактов и обстоятельств? И не в том ли дело, что именно нам дано нечто осмыслить? Но как осмыслить, не подняв тему? Власов - лишь одна из «запретных» тех тем.

http://bogoslov.ru/article/412413

О Помазании неоднократно говорится и в Новом Завете. Но прикоснулись, но сокрушили и убили... И весь народ поплатился. И получила небывалое разорение страна. Грех предательства и отступничества был искуплен только огромной народной жертвой в годы Великой Отечественной войны. Обо всем этом моя книга «Чаша Господня и чаша бесовская». И о многом другом. Р.Л.: А что Вы можете сказать о современной России? Митрополит Константин: Я рад, что, несмотря на информационную войну, возрождается православная вера, возрождается национальная традиция, умудряются души людские. Не иначе, как Промысел Божий, чудо великое — первая строка гимна современной России, одолевшей за свою историю не одно иго: «Россия — священная наша Держава». Эта строка кажется сгустком всех русских смыслов. Здесь нет зримых материальных составляющих русского мира, за которые научились цепляться в своем разрушительном стремлении наши исконные враги. Русский мир задан в истинах религиозно-духовных и представлен в образе сакрального «русского узла», где слово «священная» (т. е. обладающая святостью, глубоко чтимая, заветная, такая, на которую нельзя посягнуть, в высшей степени почитаемая и значимая, неприкосновенная) соседствует со словом «Держава». Держава — это обозначение могущественного независимого государства и символ Царской власти, увенчанный крестом. Незримое присутствие Креста свидетельствует о том, что Держава здесь имеет смысл закона в понимании благодати, то есть нравственного закона, без которого Россия не может существовать как государство. В Москве гей-парадов нет, в столицах многих государств, и даже в Иерусалиме, они проходят. В администрацию нового правительства США демонстративно введен трансгендер. Говоря о Руси и ее Кресте, я ничего лучшего сказать не могу, чем сказал апостол Павел в Послании к Филиппийцам: « Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3: 18–21).

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/22/...

Однако есть соблазн видеть само развитие общества весьма приземлено – в совершенствовании потребительских технологий комфорта и развлечений, а также – в совершенствовании мировой системы социального управления. Но, ведь, это глубокое заблуждение! Ибо Бог «От одной крови… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян. 17:26-28). Эта цитата свидетельствует, что главным смыслом продолжения-распространения рода, да и вообще - всей человеческой истории и общества являются поиски Бога! Такими же должны быть и главные ориентиры воспитания! Просто люди ищут там, где Его нет! Никакие земные или космические горизонты, нано- или биотехнологии, никакие эксперименты строительства идеального общества (нового мирового порядка) сами по себе не восстанавливают связь человека и Бога. Этим занимается Церковь. На границе эпох она не может молчать и должна неотступно удерживать строгие критерии совести не только для семьи, но и для большого социума и роль главного эксперта нравственной допустимости в обществе. Стержень воспитания – ощущение того, что называется святыней в каждом человеке. Если отношения с Богом и детское послушание Его воле обозначены как главная святыня для всех – больших и малых, начальников и подчинённых, от этого будут органично проистекать и прочие правильные установки и в семье, и в обществе. Почитайте рассказ Лескова «Однодум», он как раз об этом, его надо внести в школьную программу и читать не только школьникам, но и высшему чиновничеству. Если же святыни попираются или упраздняются, начинается размытие понятия воспитание. Хотя и не сразу. Мне бы хотелось привести пример, как старое доброе религиозное воспитание даже в атеистической системе умудрялось продолжать действовать. Всем известно, что наши отцы, деды и прадеды совершали свои подвиги на полях сражений Великой Отечественной войны. Они при этом кричали «за Родину!», «за Сталина!». Ясное дело, что Родина – это не Бог, и Сталин – не Бог. Тем не менее элемент религиозности там был! И это – заслуга прежнего традиционного воспитания, потому что у наших предков было правильное представление о неких священных идеалах.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/05/tradic...

Подтверждением тому могут служить исторические данные о крайне низком уровне простудных и инфекционных заболеваний у советских солдат во время Великой Отечественной войны. И это в условиях предельной скученности, антисанитарии и не самого лучшего питания! Страх несовместим с любовью Как оценивается страх в Православии? Первое упоминание о страхе связано с грехопадением прародителей: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:10). Пока всё внимание человека было обращено на Бога, ему нечего было бояться. Но вот его поразила «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Вместо Бога человек обратил внимание на себя, и появился эгоистический страх за себя. С таким эгоистичным страхом апостол Иоанн Богослов связывает духовное несовершенство: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Иоан. 4:18). В своём 1-м соборном послании он всячески подчёркивает, что с Богом, имя Которому любовь, общение возможно только в любви. А страх несовместим с любовью. Страх свидетельствует о недоверии. А что за любовь без доверия к любимому? Любовь по слову апостола Павла «не ищет своего, … все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит... и никогда не перестаёт» (1 Коринф.13:5-7). Только в таких отношениях любви можно пребывать с Богом в раю, а участь боязливых согласно Апокалипсису (21:18) столь же печальна, как участь нераскаявшихся убийц и идолослужителей), — вечное пребывание в горящем серном озере. И только один вид страха в христианстве является необходимым признаком духовного совершенства — благоговейный страх Божий — боязнь сына разрушить отношения с горячо любимым Отцом, страх не за себя, но за другого, боязнь обидеть любимого. «Любовь к Богу изгоняет всякий страх из души, кроме страха греха. Да, любовь страшится греха. Страх греха — это и есть страх Божий» (свт. Николай Сербский). Как перестать бояться коронавируса? Лекарство горькое, но необходимое. Очень многое в этом несовершенном мире причиняет человеку страдание. В том числе и болезни. Такой разлад между человеком и окружающим его миром тоже явился следствием грехопадения первых людей. После добровольного отказа человека от непосредственного общения с Богом, та природа, которой он был призван царственно управлять, стала ему враждебной.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3114

Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником Рождества Христова и Новым годом! Рождественское послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии 7 января (25 декабря) 1984 года «Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены…» ( Галл.4:4 ). Зачем же нужна была «полнота времен», чтобы родился Христос»? Радость и счастье тогда переживаются полнее, когда им предшествует горе и несчастье. Вспомните, как нам было тяжело в борьбе во время Великой Отечественной войны. Но зато какая ликующая радость охватила нас всех в день Победы! Нечто похожее мы видим в событии Рождества Христова! Человечество было лишено настоящей, подлинной радости, потому что отдалилось от Бога. Люди, подчиненные греху и страстям, не могли быть счастливыми: с грехом всегда приходит горе. Чтобы почувствовать горе греха и несчастье богооставленности, требуется время. Но родился Христос – и с нами Бог! Родился Христос – и властно стал отпускать грехи тем, кто веровал в Него и любил Его. Родился Христос – и с нами жизнь, счастье, радость. Есть и еще причина, требовавшая времени. На земле должна была родиться та Дева, которая достояна была стать Матерью Христа. И такая Дева появилась на земле – это Пресвятая и Пречистая Дева Мария ставшая Богородицей. Она «престол свят», «небо одушевленное», «сад живоносен». О Ее близости к Богу сказал Пророк так: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на Тебе» ( Песнь Песней 4, 7 ). Будем же радоваться о рождении Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. Пусть наступивший год будет лишен мрака, угроз и несчастий. Пусть счастье и радость будут со всеми нами. Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником Рождества Христова и Новым годом! Слово на праздник Рождества Христова 7 января (25 декабря) 1989 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Для кого родился Господь наш Иисус Христос? Ответим на это: для спасения человеческой души. Святой Пророк Иезекииль много обличал человеческие грехи. Например, обличал женщин, которые по дороге в Иерусалим, для принесения правильной жертвы Богу, заколали детей своих для идолов ( Иез.23:39 ). За эти грехи разрушен Иерусалим. В то же время Иезекииль обращал гневные речи против тех, кто в неразрушенном Тире злорадствовал по поводу падения Иерусалима; поэтому Тир впоследствии тоже был разрушен ( Иез.26:2–4 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Приведем теперь пример-притчу. Во время Великой Отечественной войны группу партизан, скрывавшихся от облавы в лесу, прячет в потайном погребе своего дома лесник. Гитлеровцы, прочесывая лес, выходят на дом лесника и врываются туда. Обыскали весь дом, но кроме самого лесника никого не нашли. Тогда немецкий командир подходит к леснику и, будучи неглупым человеком, говорит ему: «Я вижу, что ты, дед, человек верующий — у тебя крестик на груди. Я тоже верующий — с детства ходил c родителями в нашу кирху. И мы оба знаем, что одна из заповедей — “Не говори ложь!” Вот я сейчас тебя и проверю — настоящий ты верующий или нет. Скажи честно — прячутся ли у тебя партизаны?» Разумеется, мы прекрасно понимаем, что нужно ответить фашистскому командиру. Так же поступает и лесник. В ответ он просто удивленно пожимает плечами и произносит: «Господин офицер, Вы же видите: нет у меня никаких партизан». Как же оценить ответ лесника с точки зрения соблюдения девятой заповеди? Для лесника правдой является не просто факт нахождения партизан в погребе. Высшая правда для него — человеческая жизнь. И его поступок полностью согласуется с этим принципом. Лесник, в отличие от провоцировавшего его своим вопросом немецкого офицера, истинно исповедует высшую христианскую заповедь — «Возлюби ближнего своего». И в зависимости от конкретной ситуации он применяет ее в жизни. «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:35–40 ). «Весь закон и пророки», а значит, утверждается и девятая заповедь. В советское время жил замечательный драматург Александр Вампилов. К сожалению, его жизнь трагически оборвалась за два дня до его 35-летия… За свою очень недолгую, но яркую творческую жизнь он написал несколько пьес, одна из которых «Старший сын».

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

«Христос Воскресе! Я думаю, что этот день войдет в наши сердца и мы будем из года в год совершать память новомучеников и исповедников Коломенских. Мы знаем, что несколько сот новомучеников прославлено на нашей Подмосковной земле, а в Коломне 45 новомучеников, среди которых есть священнослужители, монашествующие и миряне. Их память вдохновляет нас любить Бога и ближних, как заповедовал нам Господь (Лк. 10:27). В тяжелые для Церкви времена новомученики показали свою твердость в вере и предпочли смерть и страдания измене Христу. Их память учит нас, как нужно любить Бога, свой народ, свое Отечество, и я думаю, что сегодняшний праздник вдохновит каждого из нас на этот подвиг. Как изменились времена! На церковном празднике рядом стоят епископ и глава города, и из рук главы города я получаю книгу, которая издана его стараниями и на его средства. Это говорит о том, что прошли для Церкви те страшные времена. Мы сейчас вместе стараемся и старцев утешить, и юных воспитать. Мне особенно хочется сказать, что, может быть, у нас больше, чем в других епархиях, осуществляется соработничество с Министерством образования. Я очень благодарен Вам, дорогая Марина Борисовна, за участие в этом святом деле. После того, как Лидия Николаевна положила начало сотрудничеству Министерства образования с нашей епархией, Вы расширяете его и сами являете пример для педагогов и учащихся своим благочестием и любовью к Богу. Не могу не сказать о наших ветеранах. Мало их осталось, мужественных героев, которые в годы Великой Отечественной войны, не жалея жизни своей, отдавали все для защиты нашей страны. Сегодня мы учимся у них любви и преданности нашему Отечеству. Сегодняшний праздник не только для тех, кто пришел в храм, но для всех жителей нашей дорогой Коломны и ее района. Я благодарю Владыку Петра за приветствие и организацию этого духовного торжества. Очень хорошо, что написана такая прекрасная икона, изображающая подвиг наших коломенских новомучеников. Это своего рода букварь, по которому мы можем, не зная истории, учиться подвигу этих святых. Я поздравляю причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Таин. Благодарю всех вас за то, что в этот праздничный день вы пришли в древнюю обитель, чтобы вместе помолиться и испросить благословение наших новомучеников на свою жизнь, на свои труды, на свое служение. На всех вас призываю Божие благословение и благословение новомучеников и исповедников коломенской земли. Христос Воскресе!»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4885987...

Что мне как священнику, которому нужно обвенчать предстоящих предо мною молодых людей, дает свидетельство ЗАГСа? Благодаря этому документу, если я не знаю жениха и невесту лично,  тем не менее, понимаю, что передо мной люди, которые хотят строить совместную жизнь, имеют твердые намерения, потому что их брак признан обществом. Безусловно ли так необходимо иметь штамп о регистрации брака в ЗАГСе? Нет, не безусловно. Я, например, сначала повенчался, потом зарегистрировался. Почему так? Потому что священник, который венчал, нас с супругой знал лично. Мы подали документы на регистрацию, повенчались, а потом и расписались. После совершения над нами этого волнующего чинопоследования от советской обрядовости мы решили отказаться. Почему-то трудно было помыслить, чтобы женщина 58-го размера с лентой через большой живот снимет с нас колечки, надетые священником. Советская обрядность — это мартышкино подражание церковному венчанию. Особенно передергивало написанное в пригласительном билете: «Церемонию бракосочетания совершит (такая-то), снайпер Великой Отечественной войны, уложившая из своей винтовки 41 фашиста!». Удивительная молитва о супружестве друг другу обрученных, но еще не супругов, содержится в древней Книге Ветхого Завета, это книга Товита. Это молитва Товии, сына праведника Товита, который, преодолев множество искушений, испытаний, отогнав Асмодея, некоего злого духа, недопускавшего никого до его невесты Сарры. Эта молитва призвана освящать и обнимать своим содержанием всю последующую жизнь супругов. Эту молитву я бы рекомендовал выписать и выучить, рекомендация относится и к тем серьезным юношам и девушкам, которые верят, что не на час, и не на два они выбирают себе спутника жизни. Эта молитва открывает нам подлинный смысл супружества — истинное единение двух в Боге. Благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою — жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: “нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему”. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену : благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею. ( Тов. 8:5-7 ).

http://azbyka.ru/semya/tajny-blagodatnog...

За оскорбление памяти о Великой Отечественной войне могут ввести уголовную ответственность Москва, 2 декабря 2013 г. Депутат " Справедливой России " Олег Михеев внес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении уголовной ответственности за оскорбление памяти о Великой Отечественной войне с максимальным наказанием до 7 лет лишения свободы, сообщили РИА Новости в думском аппарате. Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей, предусматривающей штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей либо лишение свободы на срок до 7 лет за действия, выражающие явное неуважение к обществу и оскорбляющие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах ВОВ, совершенные в местах расположения памятников войны, а также в местах захоронений ее участников. По таким уголовным делам предлагается проводить предварительное расследование в форме дознания. Как отмечает автор инициативы, снижение уровня правосознания и чувства патриотизма в обществе достигло состояния, при котором поруганию подвергаются подвиги героев Великой Отечественной войны. Кардинальная смена ценностей, транслируемая СМИ, приводит к тому, что уважение к подвигам участников Великой Отечественной войны стирается из памяти поколений " Кардинальная смена ценностей, транслируемая средствами массовой информации, а также в сети интернет, приводит к тому, что уважение к подвигам участников Великой Отечественной войны стирается из памяти поколений. И на смену приходит отрицание, насмешки, унижение, что недопустимо в стране, где почитание участников, ветеранов и жертв войны является историческим долгом общества и государства " , — считает Михеев. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, яркими примерами оскорбления памяти Великой Отечественной войны выступают статьи некоторых журналистов, в социальных сетях существуют целые группы, чья деятельность характеризуется неуважительным отношением к ветеранам. " На фоне установления ответственности за оскорбление чувств верующих в СМИ стал возникать резонный вопрос по поводу необходимости установления ответственности за оскорбление патриотических чувств граждан, в том числе, памяти о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны " , — считает парламентарий. Суровые меры наказания, предлагаемые законопроектом, депутат считает оправданными для страны, потерявшей за годы Великой Отечественной войны около 27 миллионов человек. 2 декабря 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/66354.html

В результате контрнаступления под Москвой Красная Армия отбросила противника на 100-250 километров на запад, освободила от захватчиков свыше 11 тыс. населенных пунктов, в том числе ряд городов. Разгром немецко-фашистских армий под Москвой положил начало коренному перелому в войне В отечественной и западной историографии войны единодушно отмечается большое влияние победы советских войск под Москвой на ход и исход войны с Германией. Однако в принципиальной оценке ее военно-политического и международного значения имеются расхождения, которые, по мнению ряда отечественных и немецких историков, принижают ее вклад в победу в войне с фашизмом, исключая ее из числа сражений, приведших к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны.      В отечественной исторической науке до середины 1980-х годов господствовала точка зрения о событиях ноября 1942 г.- ноября 1943 г. как времени коренного перелома. Она была высказана И.В. Сталиным и повторена в тезисах ЦК КПСС к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. На ее основе оценивались события Великой Отечественной войны в работах по истории Второй мировой войны, учебниках и энциклопедиях . Отметим, что этой точки зрения и в настоящее время придерживается абсолютное большинство российских историков. В середине 1980-х годов отечественные историки А.М. Самсонов и О.А. Ржешевский высказали обоснованный ими тезис о том, что событием, положившим начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны, всей Второй мировой войны, была Московская битва . Их поддержали Д.М. Проэктор и А. Н. Мерецалов. Весьма весомый аргумент в подтверждение суждения о победе под Москвой как коренном переломе в ходе войны высказал В.А. Анфилов. Он пишет о беседе с Г.К. Жуковым, в которой маршал подчеркнул, что «начало коренного поворота в ходе войны положила битва под Москвой» . Сам Жуков Г.К. писал: «В битве под Москвой было положено начало крупному повороту в ходе войны» . По мнению автора, точка зрения о том, что поражение немецких войск под Москвой явилось началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны, объективно отражает значение Московской битвы.

http://pravoslavie.ru/99189.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010