Закрыть itemscope itemtype="" > «Крест Великой Отечественной» В Петербурге пройдет презентация новой книги диакона Владимира Василика 29.06.2015 969 Время на чтение 4 минуты Первого июля состоится презентация книги доцента Института истории СПбГУ, диакона Владимира Василика «Крест Великой Отечественной войны», сообщил РНЛ автор книги. Выход ее приурочен к 70-летию Победы. Вышла она 22 июня, к годовщине начала Великой Отечественной войны. С одной стороны она является итогом научной и публицистической деятельности автора с 2009 по 2015 год. C другой - ее появление весьма актуально, особенно в период возрождения фашизма на Украине и в Прибалтике. В ней рассматриваются истоки Второй Мировой войн, показывается бесчеловечный облик фашизма, освещаются военные операции Великой Отечественной войны. Важной темой является жизнь Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны и ее значения для Победы. Отдельный раздел посвящен опровержению современных фальсификаций истории войны. Заключительная часть книги посвящена отражению Великой Отечественной войны в поэзии. Книга издана в издательстве С.Н.Полторака. Ее предваряет предисловие ветерана Великой Отечественной войны, доктора исторических наук, профессора ЛГУ М.И.Фролова. На презентации планируются выступления ведущих специалистов в области истории Великой Отечественной войны - д.и.н., проф. М.И.Фролова, д.и.н. гл.н.с. А.В.Кутузова, д.и.н. проф. Б.П.Белозерова, д.и.н. проф. С.Н.Полторака, Презентация состоится 1 июля в 18.00. Адрес: Невский проспект, д. 20 (Информационный центр по искусству и музыке – филиал Библиотеки им. В.В.Маяковского). Вход свободный. Приглашаются все желающие. Ниже, с любезного согласия автора, мы публикуем предисловие к книге доктора исторических наук, ветерана Великой Отечественной войны, одного из старейших авторов Русской народной линии Михаила Ивановича Фролова . Предисловие Книга «Крест Великой Отечественной войны» - честная и достойная. На мой взгляд, она злободневна и востребована нашим временем, когда, к сожалению, умножаются фальсификации истории и спекуляции на народной крови. Разные злопыхатели - Поповы, Зубовы, Митрофановы, Подрабинеки и т.д. силятся очернить нашу историю, Великую Победу представить поражением, подвиг советского народа - результатом государственного террора, предателей типа Власова изобразить героями и истребить само понятие Великой Отечественной войны, заменив на «советско-нацистскую».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/29/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Стыдливое либеральное жульничество Изображения Сталина, Путина, Шойгу и ордена Отечественной войны на витраже Главного храма ВС России как предмет для спекуляций 25.04.2020 4956 Время на чтение 9 минут В среду, 22 апреля, министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу проверил ход строительства Главного храма Вооруженных Сил России, который возводится в подмосковном парке «Патриот» в честь Победы в Великой Отечественной войне, сообщает сайт ведомства. В настоящее время специалисты Военно-строительного комплекса завершают работы по внутренней и внешней отделке храма. Художники, мастера-мозаичисты, монтажники – все, кто участвует в создании храма, трудятся в круглосуточном режиме. Храм Победы и музей «Дорога памяти» будут готовы к 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В возведении храма, а также при изготовлении элементов художественно-архитектурного убранства применяются современные технологии и способы строительства. Нижний (малый) храм уже готов полностью – отделка выполнена из керамики и украшена гжельской росписью, а при изготовлении мозаичных панно использовались кусочки стеклянной смальты. В ходе осмотра, Сергей Шойгу обсудил с главным архитектором, художниками и скульпторами проводимые работы по художественно-архитектурному убранству верхнего храма. В настоящее время работа мастеров практически завершена. Впервые в истории центральная апсида, посвящённая Воскресению Христову, выполнена в виде металлического рельефа. Уникальная отделка храма, икона и иконостас созданы из меди с эмалями, как это делалось на походных воинских иконах. Уникальны и своды Храма Победы. Они собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за ратные подвиги в разные периоды истории нашей страны. Образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе храма – самое большое изображение лика Христа, выполненное в мозаике. Министр обороны также осмотрел уникальный музейный комплекс «Дорога Памяти». В нем будут размещены исторические экспонаты времен Великой Отечественной войны, в том числе фотографии, документы, награды, оружие, личные вещи солдат и офицеров из запасников Центрального музея Вооруженных Сил России. Протяжённость мемориальной галереи «Дорога памяти» 1418 шагов, что равняется 1418 дням Великой отечественной войны. Центральное место занимает уникальная мультимедийная галерея «Дорога памяти». В составе её экспозиции создан единый информационный массив с данными обо всех участниках Великой Отечественной войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/25/st...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Метафизика нашей Победы» Ключевой темой новой книги диакона Владимира Василика стала жизнь Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны 03.07.2015 643 Время на чтение 5 минут «Крест Великой Отечественной войны» - так называется новая книга доцента Института истории СПбГУ, диакона Владимира Василика , презентация которой состоялась 1 июля в книжном клубе «Невский 20», действующем в филиале Библиотеки им. В.В.Маяковского. На вечере выступили ведущие специалисты в области истории Великой Отечественной войны - д.и.н., проф. М.И.Фролов , д.и.н. проф. Б.П Белозеров , д.и.н. М.Я.Тарасов , д.и.н. гл.н.с. А.В.Кутузов , д.и.н. проф. С.Н.Полторак , д.и.н. А.В.Пахилюк , д.ф.н. и к.и.н. А.Л.Вассоевич , заслуженный врач Г.Г.Василик , сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель отдела Санкт-Петербургской митрополии по взаимодействию с казачеством протоиерей Димирий Василенков и другие. В издании, особенно актуальном при возрождении фашизма на Украине и в Прибалтике, собраны статьи и научные исследования автора по истории Великой Отечественной войны. Сборник посвящен опровержению инсинуаций относительно главенствующей роли советского народа в Победе над фашистской Германией. По словам диакона Владимира Василика , его труд «опровергает неолиберальный миф, что если бы немцы завоевали Советский Союз, то мы “пили бы сейчас баварское пиво”. Пили бы мы сейчас лагерные помои, как сербы в Ясеноваце, концлагере на территории фашистского “Независимого государства Хорватия”» . Ключевой темой книги стала жизнь Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны и ее вклад в Победу. «Следует говорить как можно больше о метафизике нашей Победы. В духовном плане за красным знаменем на Рейхстаге просматривалась хоругвь с ликом Христа. – сказал отец диакон Владимир на презентации. – Парадокс в том, что немцы начали войну не против большевизма, а против исторической России. Гитлер был ярым оккультистом, который считал, что христианство - это еврейская выдумка. Россия и Запад – геополитические противники. Подлинно-христианская, православная Россия и антихристианская Европа, которая, как говорил святитель Николай Велимирович, " умна грабить, а не умна давать, умна убивать, но не властна животворить " . Метафизика искупления должна пронизывать сердце каждого русского человека».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/03/me...

Награждение церковными орденами военачальников и ветеранов Великой Отечественной войны (список награжденных) 5 мая 2005 г. 10:48 Сегодня в официальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоится награждение орденами св. Димитрия Донского II степени ряда видных военачальников, а также ветеранов Великой Отечественной войны. Из статута ордена святого благоверного великого князя Димитрия Донского: «Орден учрежден Определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 1 октября 2004 года. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской прославляется Русской Церковью как мудрый правитель, миротворец и устроитель земли Русской. ...Орденом святого благоверного великого князя Димитрия Донского награждаются священнослужители, военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, проявившие мужество при защите Отечества, внесшие вклад в развитие взаимодействия между Русской Православной Церковью и Армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим». Список награжденных орденом святого благоверного великого князя Димитрия Донского Орденом II степени награждены: 1. Артамошкин М.Н., врид первого заместителя начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России. 2. Балбашов И.В., начальник Оперативно-поискового бюро МВД России. 3. Балаян О.Р., генерал-лейтенант, начальник Военной академии воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. 4. Валынкин И.Н., генерал-полковник, начальник 12 Главного управления МО РФ. 5. Варенников В.И., генерал армии. 6. Гайдар Б.В., генерал-лейтенант, начальник Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. 7. Гареев М.А., генерал армии. 8. Говоров В.Л., генерал армии. 9. Грибков А.И., генерал армии, Герой Советского Союза, депутат Государственной Думы, участник Великой Отечественной войны. 10. Дадонов В.А., заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД России. 11. Данилкин В.Б., генерал-полковник, начальник войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ.

http://patriarchia.ru/db/text/3480.html

На всех нужна одна Победа: Русская Православная Церковь и начало Великой Отечественной войны О патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. 22 июня, 2010 О патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. В последнее время нередко приходится сталкиваться с мнением о том, что Русская Православная Церковь, будучи в Советском Союзе гонимой, не прикладывала никаких усилий для победы и даже прямо или косвенно поддерживала германских агрессоров. Не только антиклерикалы, но и верующие требуют во имя исторической справедливости тему участия Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне не поднимать. Насколько правомерен такой подход? 22 июня во всех храмах Русской Православной Церкви по сложившейся традиции служат панихиды по воинам и мирным жителям России, погибшим в Великой Отечественной войне. В своих обращениях к верующим в этот день пастыри часто напоминают людям о «вождех и воинех за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся». О народном героизме, в свою очередь, вспоминают обычно 9 мая. А вот о патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. В советской школе на уроках истории об этом умалчивалось, в современных российских учебных пособиях церковно-патриотический сюжет хотя и упоминается, но учителя, как правило, в силу опять-таки своего советского образования по привычке не уделяют ему внимания. Это особенно прискорбно, поскольку вся Русская Церковь, подчинявшаяся патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому), с редкой по тем временам решимостью выступила с осуждением германской агрессии против СССР. Быстрота реакции и объем работы на благо армии и тыла, которую осуществило тогда церковное руководство, поражает ещё более, если вспомнить о катастрофическом положении самой Русской Церкви. К началу войны в СССР в живых и на свободе оставалось всего лишь 4 правящих архиерея: сам патриарший местоблюститель митрополит Сергий, а также митрополиты Сергий (Воскресенский) , Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) , которые не исключали возможности и своего собственного ареста, что ставило Церковь в СССР на грань полного и окончательного уничтожения.

http://pravmir.ru/na-vsex-nuzhna-odna-po...

Церковная жизнь на территории оккупированной Украины в годы Великой Отечественной войны 23 января, 2008. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич) С самого начала оккупации разработанные нацистами меры в отношении религии имели успех: значительная часть духовенства и мирян поверила пропаганде. Приход немцев рассматривался некоторыми как спасение веры и Церкви. 22 июня 1941 г.- это не только печальная дата в истории народов СССР, но и серьезный повод для ретроспективного анализа прошлого и размышления о настоящем и будущем, так как уроки предыстории Второй мировой войны, трагического начала Великой Отечественной войны для нынешних поколений далеко не уяснены и не осознаны. Современная историческая наука еще до конца не освободилась от нагромождения мифов и государственно-партийной ура-патриотической фальши в историографии СССР предвоенного, военного и послевоенного периодов. Это сегодня мешает объективно разобраться в недавней истории общества — истории, которая должна вызывать у молодежи и боль, и сострадание, и радость за своих дедов-победителей, и потребность в понимании причин и последствий недавнего трагического прошлого для нынешнего цивилизованного мироустройства и достойного участия в судьбе граждан государств, которые входили в состав Советского Союза. Как известно, до Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь переживала одно из тяжелейших времен своего существования. Церковь подвергли жестоким гонениям: варварски рушили храмы, тысячами убивали и ссылали священнослужителей, да и просто верующих людей. В 1939-1941 гг. церковная жизнь в легальных формах сохранилась, по существу, лишь в присоединенных западных епархиях Украины. Здесь было более 90% всех приходов Русской Православной Церкви, здесь действовали монастыри, все епархии управлялись архиереями. На остальной территории страны церковная организация была разрушена: в 1939 г. в СССР оставалось лишь 4 кафедры, занятых архиереями, включая Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия, около 100 приходов и ни одного монастыря.

http://pravmir.ru/cerkovnaya-zhizn-na-te...

поиск:   разделы   рассылка Шкаровский Михаил Витальевич Русская Православная Церковь и другие конфессии Советского Союза в годы Великой Отечественной войны (историографический и источниковедческий обзоры). Часть 1 " Труды советских исследователей, как правило, имеют очень об­щий, обзорный характер " Источник:  Богослов.ру История Русской Православной Церкви и других конфессий СССР, а также государствен­ная религиозная политика Советского Союза и нацистской Германии в 1941–1945 гг. – одни из тем, которые стали изучаться сравнительно недавно и привлекают внима­ние как отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако в силу целого ряда объективных причин некоторые вопросы изучены еще не достаточно. В первой части статьи доктор исторических наук М.В. Шкаровский называет историков, рассматривавших те или иные вопросы в рамках означенной тематики; также он уделяет внимание обозначению достоинств и изъянов их исследований. Хотя со времени окончания Великой Отечественной войны прошло уже больше 65 лет, существуют ее важные аспекты и темы, которые начали глубоко изучаться лишь относительно недавно, последние 15–20 лет. К числу таких тем относится история Русской Православной Церкви, других конфессий СССР, а также государствен­ная религиозная политика Советского Союза и нацистской Германии в 1941–1945 гг. Конечно, эти темы привлекали внима­ние отечественных и зарубежных исследователей и раньше, однако в силу целого ряда объективных причин были изучены в небольшой сте­пени. Только в начале 1990-х гг. началось обращение к колоссальным, не доступным ранее пластам документов российских архивов, которые пока еще не достаточно введены в научный оборот. Работы по избранной теме, носящие конкретно-исторический характер, можно условно разделить на пять основных групп. Труды советских исследователей, как правило, имеют очень об­щий, обзорный характер, к тому же несут идеологический отпечаток прежнего официального негативного отношения к религии. Церковь в них зачастую представляется реакционным, антинародным инсти­тутом, а органы государственной власти показаны исключительно в положительном плане. Было принято считать, что дух христианского вероучения " несовместим с ду­хом героической борьбы за честь и свободу Роди­ны " . Многие исследователи предпочи­тали писать не о патриотической деятельности Церк­ви в годы войны, а о коллаборационизме ее пред­ставителей на оккупированных территориях; акцент на сотрудничестве некоторых священнослужителей с гитлеровцами делался и при публикации сборни­ков документов, и в специальных работах. И все-таки даже в подобных изданиях, особенно в первые послевоенные годы, порой признавалась положительная роль патриотической деятельности верующих в период Великой Отечест­венной войны. Отличительной чертой работ этого направления было почти полное отсутствие документальной базы иссле­дований. Те же ученые, которые использова­ли доступные им источники, интерпре­тировали их, исходя из заданных заранее идеологи­ческих посылок.

http://religare.ru/2_93917.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовенство блокадного Ленинграда 09.03.2004 768 Время на чтение 5 минут Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны освещалась многими историками. Хорошо известны сведения о денежных сборах в фонд обороны и Красного креста, об участии Церкви в обороне страны и Ленинг рада, но за рамками исследований осталась судьба блокадного духовенства, их взаимоотношения с властью и мирянами. До недавнего времени не были известны имена священнослужителей - блокадников. В одной из крупнейшей епархий страны - Ленинградской - к 1941 году уцелели лишь 10 действующих православных храмов из 470-и. Общее количество штатных священнослужителей не превышало 30-и человек, средний возраст которых был около 60-и лет. Это была маленькая группа, одиозная в глазах руководства города, повязанная, как паутиной, действиями НКВД и все же надеявшаяся на спасение и спасавшая других. К началу войны многие священники находились за штатом и были приписаны к той или иной церкви, что позволяло им служить по мере сил и необходимости, тем самым иметь средства к существованию. Никто не знает, сколько священнослужителей было на фронтах Великой Отечественной войны, сколько погибло. Многие иереи к началу 1940-х годов остались без приходов и паствы. Как и другие защитники Отечества, служители Ленинградской митрополии принимали участие в боевых действиях. Протоиерей Николай Сергеевич Алексеев с июля 1941 года по 1943 год находился в частях Советской армии на финском фронте в качестве рядового. В 1943 году возобновил священнослужение в Спасо-Преображенском соборе. Протодиакон Старопольский 22 июня был мобилизован в действующую Красную Армию. Воевал на всех фронтах Великой Отечественной войны, награжден медалями " За оборону Ленинграда " , " За победу над Германией " , " За взятие Берлина " , " За освобождение Праги " и орденом " Красного знамени " . Диакон Иван Иванович Долгинский призван был на флот на второй день войны. Плавал он на буксирах, переделанных в тральщики, выуживал фашистские мины в Балтийском море и Финском заливе, защищал Кронштадт. Был контужен, но вернулся на корабль, награжден орденом Красной звезды и медалью адмирала Ушакова.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О подлинной дате начала блокады «96-й день Великой Отечественной. Ленинград выстоял 25.09.2021 608 Время на чтение 12 минут Фото из открытых источников Сегодня мы отмечаем 80 лет со дня остановки немецко-фашистских войск под Ленинградом. 25 сентября 1941 г. фельдмаршал фон Лееб доложил Адольфу Гитлеру, что войска под Ленинградом выдохлись и дальше наступать не могут. Фронт стабилизировался. Это был первый случай в истории Второй Мировой войны, когда немецко-фашистские войска были остановлены на определенном рубеже на целых два с половиной года. Михаил Иванович Фролов, герой Великой Отечественной войны и основатель школы изучения блокадного Ленинграда, считал 25 сентября, день Отдания Рождества Пресвятой Богородицы, подлинной датой начала Ленинградской блокады. Сегодня в этот памятный день, который можно причислить к дням воинской славы России, мы републикуем его статью . Источник: Православие.ру 25 сентября 1941 года немецко-фашистские войска были остановлены под Ленинградом, точнее – под тем городом Петербургом, который «фюрер решил стереть с лица земли». По мнению ряда историков именно этот день, а не 8 сентября следовало бы считать подлинным началом Ленинградской блокады – крестного пути сотен тысяч петербуржцев и воинов Советской Армии. Этой дате посвящен материал известного историка блокады, ветерана Великой Отечественной Войны Михаила Ивановича Фролова. План «Барбаросса» 25 сентября 1941 года на 96-й день войны, командующий немецкой группой армий «Север» фельдмаршал фон Лееб доложил штабу Верховного командования вермахта (ОКВ), что он имеющимися силами не может продолжать наступление на Ленинград. Впервые в истории Второй мировой войны именно под Ленинградом была окончательно остановлена крупная группировка немецких войск. Немецкие и финские войска перешли к обороне по всему фронту вокруг Ленинграда. Рухнула важнейшая из ближайших оперативно-стратегических задач «плана Барбаросса». Однако в последние годы наблюдаются тревожные симптомы искажения исторической правды в угоду сиюминутной конъюнктуры. Одной из подобных попыток переписать историю героической Ленинградской эпопеи является утверждение, что Гитлер не пытался захватить Ленинград, что немецкие войска не вступили в город не из-за самоотверженного сопротивления Красной армии, его защитников, а по приказу Гитлера не брать город.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/25/o_podl...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Культура Литература, история, кинематограф Великая Отечественная Война «Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений» В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Редакция " Правмира " 23 апреля, 2010 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». 21 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Публикуем его итоговый документ: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.  13) День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне , мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби. К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники , совершаются акты вандализма в отношении  захоронений.

http://pravmir.ru/vojna-vmestila-v-sebya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010