ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ШУЙСКОГО Грамота нового царя о своем избрании. – Ограничение царской власти. – Царские грамоты по областям. – Царское венчание Шуйского. – Патриарх Гермоген и отношения его к царю. – Причины появления второго самозванца. – Молчанов. – Возмущение в Украйне. – Волнение в Москве. – Болотников. – Поражение царского войска и повсеместное восстание на юге. Ляпуновы. – Болотников у Москвы. – Отступление дворян от Болотникова. – Поражение и бегство Болотникова. – Наступательное движение Шуйского. – Разрешительная грамота патриархов Иова и Гермогена. – Болотников и самозванец Петр в Туле. – Победа царских войск. – Шуйский осаждает Тулу. – Появление второго самозванца. – Взятие Тулы царем. – Состав войска второго Лжедимитрия. – Рожинский, Заруцкий. – Новые самозванцы. – Беспокойство в Москве. – Лжедимитрий спешит к Москве. – Мир Шуйского с Польшею. – Лжедимитрий в Тушине. – Война его с Шуйским. – Марина и отец ее в Тушине. – Польский наказ для второго Лжедимитрия Исполняя обещание, данное товарищам своим по заговору, Шуйский так повестил о своем воцарении: «Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, шедротами и человеколюбием славимого Бога и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал Бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине, и в покое, и в благоденстве, и поволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Четвертый день. Поучение 1-ое. Св. Митрофан, патриарх Цареградский. (Тайна долголетней жизни). I. Св. Митрофан, память коего совершается ныне, живший во время равноапостольного царя Константина, принадлежал к благочестивому семейству христианскому и состоял в родстве с императорским домом. Со временем, когда Константин Великий перенес столицу из Рима в Константинополь, Митрофан, за святость жизни и высокий ум, возведен был в епископское достоинство и был первым константинопольским святителем. Он жил сто семнадцать лет, отличался даром прозорливости и скончался мирно, уважаемый всею церковию, предсказав за 10 дней час своей кончины. II. Святитель Митрофан, проживший 117 лет, дает нам, братия, повод побеседовать с вами о «тайне долголетней жизни». а) Кто мог бы нам сказать, в чем заключается тайна долголетней жизни? Всего лучше, конечно, спросить об этом у того, кто сам достиг глубокой старости, а стало быть опытом жизни постиг эту желанную тайну. Но где же эти старцы – избранники Божии, к которым и смерть-то боится подойти с своей острою косою прежде, чем седина украсит их головы? – Эти старцы – св. подвижники, их жилища – тесные келлии, дикие пустыни, темные пещеры, да дебри непроходимыя! Трудно бы поверить этому, если бы не было так много неложных очевидцев-свидетелей. Раскройте жития св. отцев, подвизавшихся в общежитии, и читайте: большая часть дня и ночи у них проходила в церковном богослужении; затем коленопреклонения и молитвенные стоянья по целым часам у себя в келье; потом – рукоделье, тяжелые труды монастырских послушаний, и – час, два в сутки для отдыха; при всем этом – пища самая скудная, часто один хлеб да вода, а то и просто одно какое-нибудь зелие... На долго ли, кажется, достанет сил телесных при таких трудах? А вот у этих старцев доставало их на восемьдесят, девяносто, и даже на сто лет! Пахомий Великий жил до 85 лет; Евфимий Великий – 97 лет; Феодосий общих житий начальник – 105 л.; Савва Освященный и Иоанникий Великий – 94 г.; и наши русские подвижники: пр. Никон печерский 90 л.; Сергий Радонежский 78 л.; Кирилл белозерский 90 л.; Александр свирский 85 л.; Макарий желтоводский 95 л. и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Великий пост в 2024 году В какие дни нужно постараться быть в храме? 2 марта, 2020 В какие дни нужно постараться быть в храме? В 2024 году Великий пост начинается 18 марта. Церковь предлагает верующим провести эти дни в более углубленной, покаянной молитве. Великий пост в 2024 году: какие службы не пропустить? Этот вопрос мы подробно рассмотрим в данной статье, и поможем Вам успешно выдержать пост. Великий пост в 2024 году Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз — в Великую Среду (1 мая), после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы. В первые четыре дня Четыредесятницы на Великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского . Целиком он поется на утрене четверга пятой седмицы, которая обычно совершается в среду вечером, накануне — одна из самых длинных и сложных служб носит название « Стояние Марии Египетской ». Кроме того, в четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров — особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. Это богослужение также совершается каждую неделю по средам и пятницам, а также в первые три дня Страстной седмицы. По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость — служба переносится, как правило, на утро. В первую пятницу Великого поста (22 марта в 2024 году) по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом). С Крестопоклонной среды (10 апреля), преполовения Четыредесятницы, на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о готовящихся ко Святому Крещению. Вторая, третья и четвертая  субботы Великого поста (30 марта,  6 и 13 апреля в 2024 году) — поминовение усопших. В эти дни совершаются Литургия святителя Иоанна Златоуста и панихида.

http://pravmir.ru/velikij-post-2024-bogo...

Понеже убо избра нас Святый Дух и освяти его благодать, в служение и строение таин его, и устрои пасти словесное стадо свое 494 , его же убо всяцем образом должни есмы соблюдати, елико и собе от навет смертных, поподобию стража, якоже глаголет пророк 495 : Аще бо мечю грядущу, не вострубит страж людем, ниже возвестит, и пришед мечь возмет душю, она убо забеззаконие свое взята будет, кровеже ея изруки стража взыщу. Василийже великий в постнических глаголет 496 , учиненый настроителство слова аще нерадит известити, яко убиица судится. Сего ради известившеся о сих тяжких запрещениих, да непостражем искусом в сих: Молит и вопрошает смирение наше, вашю святыню, и премудрый разум, к вящшему, и твердому содержанию нам пастырем стада овец, вкупе и вам, и еже бы налучшее пастыремже и пасомым происходити, ктомуже и яко да ни в малом чесом разстоятелни будем от себе мыже и стадо, и отлучимся главы нашея Христа. Ведуще вас истинных подражателей, рекшаго пророком 497 , непославе судит, ни по глаголанию обличит, (чтоже) воздвизают убо неции в нас прю, како персты имети десници, и воображати на лице знамение креста. Ови убо искуснии ихудожнии, три великия персты совокупивше, глаголю, великий палец, и указателный, и великий средний, во образ святыя тройцы, начертавают налице своем образ креста, ихже и мним добре творящих: овиже совокупивше указателный и средний великий перст, начертавают налице своем знамение креста, глаголюще изображати два естества Богочеловека, тремиже, первым великим палцем, и двема малыма глаголют образовати Святую Троицу. И се указующе како разумеют тема трема персты, о Святей Троице образ неприличен имущ, занеже неравенство имут персты к себе, великий с малыми, якоже слышим в писании равенство трех ипостасей к себе. И како разумети прочими двема, указателным и средним смотрения таинство, яко даневозмнится кому четвертое лице в совтавех имети. Кии убо отсих истиннии: тии ли иже первыми треми персты, или втории, иже двема персты, указателным и средним знамение креста творящии, и три персты великий, и два малыя, глаголющии во образ Святыя Троицы, молимся о сем возвестите нам, кое есть истина. Ответ пресвятейшаго, и блаженнейшаго патриарха, великаго Божия града антиохии, и всего востока, господа макария, ко пресвятейшему архиепископу московскому, господу НИКОНУ, всеа великиа и малыа и белыя россии патриарху

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Январь 1 января 1. Обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . В восьмой день по Рождестве Божественный Младенец был принесен в храм и обрезан согласно закону, существовавшему в Израиле еще с эпохи Авраама. При этом Ему нарекли имя Иисус, как и благовестил Архангел Гавриил Пресвятой Деве. Ветхозаветное обрезание прообразует новозаветное крещение. Обрезание Господа свидетельствует о том, что Он взял на Себя истинное тело человеческое, а не призрачное, как впоследствии учили о Нем еретики. Господь обрезан еще и потому, что хотел исполнить весь закон, который Он Сам и дал через пророков и праотцев. Исполнив это законное предписание, Он в Своей Церкви заменил его крещением. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь ( Гал. 6:15 ), – возвещает Апостол. (В церковном богослужении этот Господский праздник не имеет ни предпразднства, ни попразднства.) 2. Свт. Василий Великий , архиепископ Кесарийский . Родился в правление императора Константина [Великого]. Еще не будучи крещен, 15 лет обучался в Афинах философии, риторике, астрономии и всем прочим светским наукам того времени. Его школьными товарищами были святой Григорий Богослов и Юлиан, впоследствии император-отступник. В зрелом возрасте [Василий] крестился вместе со своим бывшим учителем Еввулом. В течение 10 лет был епископом Кесарии Каппадокийской и окончил свой жизненный путь, достигнув 50 лет от рождения. Великий поборник Православия, великий светильник нравственной чистоты и ревности по вере, великий богословский ум, великий строитель и столп Церкви Божией – святой Василий с полным правом нарицается Великим. В церковном богослужении именуется он пчелой Церкви Христовой, приносящей мед верным и своим жалом уязвляющей еретиков. Сохранились многочисленные труды этого Отца Церкви: богословские, апологетические, аскетические и канонические, а также Литургия, названная его именем. Она совершается десять раз в году, а именно: 1 января; накануне Рождества Христова; накануне Богоявления; во все воскресенья Святой Четыредесятницы, кроме Вербного; в Великий Четверток и в Великую Субботу. Святой Василий мирно упокоился 1 января 379 года и переселился в Царство Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царские три четверти Заметки игумена Кирилла (Сахарова) с общественных слушаний об установке памятника Царю Иоанну Грозному в г. Руза 22.03.2017 1112 Время на чтение 3 минуты Слушания проходили в одном из конференц-залов Исторического музея. В президиуме – представители администрации города, президент Рузского культурно-просветительского фонда им. св. Василия Великого В.В.Бойко-Великий (инициатор слушаний), рузский благочинный прот. Олег. Зал был заполнен до отказа. По моим наблюдениям, примерно три четверти участников слушаний были сторонниками установки памятника. Так получилось, что вокруг меня преимущественно сидели противники. Они ерничали, иронизировали, отпускали злобные реплики, ухмылки, истерически смеялись. Например, когда выступал иеромонах Савватий, строитель скита Данилова монастыря в Рузском районе, сидящая рядом со мной женщина сказала: «И откуда этого мракобеса взяли», (когда я поделился этим с одной из участниц слушаний, она ответила: «Вам еще повезло, а вот сидящий за моей спиной мужчина всех выступавших сторонников Ивана Грозного крыл неприличными словами»). Что-то похожее я уже наблюдал со стороны «кочетковцев». Выступали давно знакомые знатоки вопроса: Болотин, Галенин, Саулкин и др. Отмечу, что особенно запомнилось. Князь Воротынский, о котором писали, что его изощренно мучали по приказу Ивана Грозного, который при этом посохом придвигал угли к костру, через ряд лет после этого жаловался царю, что на место его служения мало присылают рыбы и вина. Грозный создал крепкое централизованное государство, которое сохранило свое единство, в то время как Речь Посполитая развалилась. Якобы при походе на Новгород погибло около 40 тысяч местных жителей, в то время как их всего было не более 20-ти тысяч. Когда царь выступил в поход на Казань, ему было не 17 лет, как утверждали оппоненты, а 22 года. Он был уже семейным человеком и имел детей. После взятия Казани он запретил насильственно обращать мусульман в христианство. Сумел интегрировать их в единое государство. Национальной розни не было.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/22/ca...

16 апреля 2020 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого в храме святого благоверного великого князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня великий праздник, равный праздникам двунадесятым. Этот праздник установлен Самим Господом и Спасителем как воспоминание Его последней вечери, последнего общения с учениками, и на протяжении минувших тысячелетий Церковь бережно соблюдает память об учреждении Святой Евхаристии, которая лежит в центре всей жизни Церкви. Сам Господь, освящая хлеб и вино и преподавая их ученикам на последней вечери, сказал, заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание — когда будете есть Хлеб сей и Чашу сию пить, вспоминайте обо Мне». С такими словами Спаситель обратился к Своим ученикам, и мы совершаем эту вечерю, как ее совершали святые апостолы и мужи апостольские, как ее совершали, совершают и будут совершать до скончания века ученики Христовы. В Таинстве Евхаристии нам преподается Сам Христос. Причащаясь хлеба и вина, мы подлинно причащаемся Самого Спасителя, мы становимся едиными с Ним, потому что Он входит во все наше естество. Трудно представить, что все это означает для человека, и, наверное, мы никогда не сможем оценить своим разумом и даже сердцем прочувствовать все то, что происходит с нами в момент приобщения Тела и Крови Спасителя. Но мы должны помнить, что причащение даруется нам для того, чтобы мы получали исцеление души и тела, и что через приобщение Святых Христовых Таин мы обретаем величайшую благодать, которая открывает перед нами врата вечности, врата Божественного Царства. В древней Церкви на Евхаристию собирались все верующие, которые проживали в данном месте, — точно так же, как на Тайную Вечерю пришли все двенадцать апостолов. Первые христиане собирались вокруг своего епископа, — потому что в каждом месте был свой епископ, который возглавлял Святую Евхаристию.

http://pravoslavie.ru/130360.html

О служении двух Литургий Типикон при изложении чинопоследований суточного круга богослужения имеет в виду служение только одной литургии, которая в обычное время года должна быть совершаема около полудня - откуда происходит ее название в просторечии: «обедня», в некоторые же праздники «порану, труда ради бденнаго», то есть ранним утром, а в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Благовещение Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и в Великую Субботу литургия, по Уставу, должна совершаться во второй половине дня - в соединении с вечерней, по отпетии всех часов и чина изобразительных. Служения двух литургий в один день, хотя бы то был великий праздник, Типикон не знает. Тем не менее в русской богослужебной практике существует обычай служения в один день двух литургий - ранней и поздней, а иногда и более. В обычное время года служение двух литургий не вызывает недоумений. Но как совершать две литургии в дни, когда Церковный Устав указывает служить литургию в соединении с вечерней, по отпетии часов и изобразительных? Для правильного решения этого вопроса в смысле сохранения верности церковной традиции и идейного значения самих служб часов, изобразительных и вечерни, с которыми связано в Типиконе совершение литургии в навечерия великих праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий Четверток и в Великую Субботу, следует учесть, что 1) совершаемые в навечерия Рождества Христова и Богоявления «царские» (или великие) часы представляют собой особое чинопоследование, исторически возникшее на основе раннехристианского обычая встречать эти праздники начиная с предшествующего вечера в чтении Священного Писания, пении псалмов и особых праздничных антифонов. В этом смысле они отличаются от наших повседневных часов, возникших на основе древнеиноческого келейного правила псалмопения. Различное происхождение тех и других часов - одних, как нарочитого праздничного последования, а других как обычного часового псалмопения - позволяет совершение их в один и тот же день. История богослужения подтверждает возможность двукратного совершения часовых служб. Так, еще в XII beke в иерусалимском храме Воскресения Патриарх совершал со своим клиром часы Великого Пятка, затем монахи палестинских монастырей служили на Голгофе другие часы (Святогробский типикон 1122 года, изд. А. Пападопуло-Керамевсом. Anavlekta staculogivaz. Т. 2. С. 147);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3752...

прот. Иоанн Козлов Клятвы патр. Макария и соборов 1656, 1666–7 г. г. При рассмотрении этого вопроса необходимо принимать во внимание все обстоятельства произнесения означенных клятв, а не брать только букву той или иной клятвенной формулы. Сначала рассмотрим, справедливо ли думают старообрядцы, что клятвы эти положены на православных христиан за православное предание и даже будто бы положены на самые обряды. Обвинители православной церкви обыкновенно читают один ответ патр. Макария (из Скрижали несч. листы и в Истории р. ц. Макария т. 12, стр. 189). Но необходимо знать и вопрос патр. Никона, в котором Он говорил: «воздвизают убо неции в нас прю, како персты имети десницы и воображати на лице знамение креста ови убо искуснии и художнии, тривеликия персты совокупивше, глаголю, великий палец и указательный, и великий средний, во образ св. Троицы, и начертавают на лице своем образ креста, ихже и мним добре творящих ови же совокупивше указательный и средний великий перст... и двема малыми и се указующе, како разумеют тема трема персты, о святей Троицы образ неприличен имущ, занеже неравенство имут персты в себе... И како разумети прочима двема, указательным и средним смотрения таинство, яко да не возмнится кому четвертое лице в составех имети». Ясно, что двуперстники, о которых спрашивал патр. Никон, внушали ему подозрение что слагая три неравные перста во образ св. Троицы как бы они не возмнили, исповедуя в двух перстах два естества во Христе, четвертое лице в Св. Троице. Кроме того ко времени произнесения клятвы патр. Макарием (в начале апреля 1656 г. – см. История р. ц. т. 12, стр. 190–191) ясно обнаружилось слишком враждебное отношение вождей церковного раскола к постановлениям православной церкви. Из-за «Памяти» Аввакум увидел в церкви «зиму» и явились такие, которые говорили: «в иное время и конюшня лучше церкви». Далее в своей грамоте патр. Паисию Никон спрашивал о епископе Павле Коломенском и о прот. Иоанне Неронове, на что Паисий отвечал (эта грамота Паисия писана 20 дек. 1654 г., а прислана 15 мая 1655 г.). «О епископе же Коломенском Павле и о протопопе Иоанне Неронове, яже глаголюта, яко не согласуета с вами, ниже книги, ниже литургия их, ниже знамение их, и оболгаюта молитвы наша, яко бывают страха ради человеческаго, а не страха ради Божия» (Скрижаль л. 711–712; История р. ц. т. 12, стр. 183).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Слово четвертое в Великий Пяток Вы слушали сейчас, братие мои, страшную повесть страданий Богочеловека. Се пред очами вашими самое изображение Божественного Страдальца, снятого уже со креста и почивающего во гробе. После сего и о нас подобает рещи то же самое, что апостол Павел вещал некогда о христианах церкви Галатийской: «имже пред очима Иисус Христос предна-писан бысть, в вас распят!» ( Гал. 3:1 ). Для чего убо Святая Церковь приближает таким образом не только к слуху, но и к самому зрению каждого из нас страдания и Крест Господа нашего? Для того, без сомнения, чтобы каждый из нас, пораженный сею близостью, оставил теперь прочие занятия, и обратил все внимание на Спасителя и Господа своего, – для того, чтобы каждый сам вступил ныне в непосредственную беседу с Ним. Да, братие мои, если когда вы можете обойтись без нашего поучения, то в настоящий день, и если мы взошли теперь на сие священное место, то не для обычного собеседования с вами, а чтобы напомнить вам о необходимости вашей собственной беседы со Спасителем вашим. Скажет ли кто-либо, что он неспособен к сему? Увы, со всеми и о всем можем мы беседовать и беседуем сами, а с Господом и Спасителем нашим, с Тем, Кто умер за нас на Кресте, с Ним одним не можем!.. Если действительно есть в ком-либо сия жалкая невозможность, то что значит она? То, что мы бесчувственны и неблагодарны к нашему Спасителю, что мы никогда не думали, как должно о своем отношении к Нему, не обращали души и сердца ко Кресту Его: – если смотрели на Него иногда, то смотрели как на простое зрелище; если покланялись Ему, то подобно тому, как покланяется язычник своим рукотворенным изваяниям. Нет, Крест Христов не подобен сим бездушным изваяниям; он весь облит кровью живоносною, которая, по уверению апостола, стократ лучше глаголет, нежели кровь Авеля праведного ( Евр. 12:24 ). Распятый на сем Кресте Господь наш, хотя почивает теперь яко мертв во гробе, но Он мертв для неверующих иудеев, а для тебя, христианин, Он и во гробе есть Божия сила и Божия Премудрость. Премудрость ли Божия не даст ответа нам, если только будем вопрошать ее с верою и смирением?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010