ниже, Табл. утр.), причем возглашение диаконом: «И о сподобитися», бывает «точно к началам евангелистов» (т.е., каждый раз только пред теми чтениями, которым начинаются с 1-й главы каждого из четырех Евангелий, а также и при первом чтении Евангелий на 3-м часе каждого дня), пред дальнейшими же чтениями одного и того же евангелиста указанного возглашения не бывает, а прямо возглашается: «Премудрость, прости, услышим св. евангелиа» и проч. На всех часах во всю Страстную седмицу, а также на изобразительных в ту же седмицу, кроме среды (о ней см. ниже), по «Отче наш», вместо обычных в св. Четыредесятницу тропарей и проч. песнопений, положен только кондак Триоди; отпуст в понедельник, вторник и среду – «Грядый Господь» (см. 587 стр.). В остальном, порядок совершения часов и изобразительных в понедельник, вторник и среду – такой же, как и в обычные дни св. Четыредесятницы, а конец изобразительных (после великих поклонов) – как в среды и пятки св. Четыредесятницы (о чем см. ниже, в Табл. изобразит.). – В понедельник, вторник и среду совершается в соединении с вечерней литургия преждеосвященных Даров; порядок этой службы – тот же, как в среды и пятки св. Четыредесятницы, но только вход на вечерне бывает с Евангелием (а также положенный на ней обычные две паремии читаются: 1-я – из кн. Исход, а 2-я – из кн. Иова) и после «Да исправится» и 3-х великих поклонов положено чтение Евангелия, а в конце литургии – отпуст особый (см. ниже, Табл. литургии преждеосв. Даров). – На всех повечериях, начиная с вечера недели Ваий (на Великий понед.) и кончая четвертком Страстной седмицы, доложены из Триоди трипеснцы св. Андрея Критского , а в пяток полный канон Симеона Логофета ; на этих повечериях, как и на утрене (см. выше), ирмосы поются по 2-ды и в 8-й раз на катавасию (причем в понедельник в начальной песне, имеющей два ирмоса, поемых каждый тоже по 2-ды, на катавасию поется 2-й ирмос: «Видите, видите»); по 9-й песни ирмос ее поется на катавасию вместо «Достойно» (см. в Триоди Пост. Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   В период с понедельника по четверг, четыре дня первой седмицы Великого поста, вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти поразительные по силе воздействия на душу службы первой седмицы Великого поста. ПЕСНОПЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИКА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИОГО ПОСТА     Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.    «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост — избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».     Стихира понедельника первой седмицы Великого Поста     Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.    «Придем с усердием, держа, как щит, крепкое оружие поста, все вражеские козни лукавого отразим, верующие. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души».     Стихира понедельника первой седмицы Великого Поста     Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.    «Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния».     Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое.    «Я согрешил больше всех людей, я один согрешил против Тебя, но, Спаситель, будь милостив как Бог к созданию Твоему».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Письма Триоди: Время веселое поста Какие надежды несет каждый раз пост! Его первый день хотя бы в мечтах каждому, кто хоть немного хочет войти в церковную жизнь, грезится тем самым понедельником, с которого начнется «новая жизнь». Покаяние, подвиг… Это стремление внутреннего человека выражал Великий канон: «В покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри» 25 февраля, 2010 Какие надежды несет каждый раз пост! Его первый день хотя бы в мечтах каждому, кто хоть немного хочет войти в церковную жизнь, грезится тем самым понедельником, с которого начнется «новая жизнь». Покаяние, подвиг… Это стремление внутреннего человека выражал Великий канон: «В покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри» Какие надежды несет каждый раз пост! Его первый день хотя бы в мечтах каждому, кто хоть немного хочет войти в церковную жизнь, грезится тем самым понедельником, с которого начнется «новая жизнь». Покаяние, подвиг… Это стремление внутреннего человека выражал Великий канон: «В покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри» (да не буду я добычей и снедью чуждого мне духа лжи… смилуйся надо мною, Спаситель мой!). У многих эти надежды быстро рушатся, — а чаще лишь кажется, будто не оправдываются. И даже человек, которому далась благодатная возможность пройти вместе с Церковью богослужебный путь первой седмицы, все четыре первых вечера помолиться на Великом каноне и не покинуть дивной службы повечерия, и вырвать время даже для потрясающих по силе дневных служб этих дней, — и такой человек может прийти к исповеди и причастию в день Торжества Православия с недоумением и печалью: а я — прежний. Казалось, пройдешь за эту неделю такой огромный путь! Хоть как-то разрыхлится окаменелая земля сердца, появится хоть проблеск видения своих грехов… А чувство, будто ничего и не начато… Но, падая и вставая, или еще не встав толком, однако с хотя бы малой надеждой встать (вот что нельзя терять — так эту надежду!), мы приходим на Торжество Православия. Все силы на исповедь, пусть еще предваряющую будущее покаяние, пусть только первые пласты снимающую с окаменевшей почвы сердца, которую даже Великий канон размягчить не смог, — но исповедь, начало пути покаянного. И всеобщее причащение.

http://pravmir.ru/pisma-triodi-vremya-ve...

— Расскажите подробнее о службах Великой недели. — В первые дни недели: понедельник, вторник и среду, службы практически одинаковые. Поэтому по возможности можно посетить хотя бы одну из этих вечерних служб (воскресенье вечер, понедельник вечер и вторник вечер). В каждой службе все зависит от того, какие читаются главы из Евангелия. В Великий Понедельник вспоминается ветхозаветный Патриарх Иосиф , которого братья продали в Египет. Это прообраз страдающего Христа. Также в Понедельник вспоминается бесплодная смоковница. Говорится о том, что нам нужно трудиться, чтобы были плоды. Она символизирует, в первую очередь, духовные плоды. Бесплодная смоковница — это бесплодная душа, которая не приносит истинной веры, молитвы, покаяния, добрых дел. В Великий Вторник вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников. Это напоминание о том, чтобы мы не гордились собой. Также в этот день мы вспоминаем о Страшном суде, о воскресении мертвых, о десяти девах, о талантах. Фото: spbda.ru В Великую Среду вспоминается предательство Иудой своего Учителя за 30 сребреников. Это небольшая сумма, которую платили за раба. И это оказалась цена за Самого Создателя мира. Иуда мог бы поторговаться — ему дали бы больше. Но душа настолько поглощена была грехом, что ему даже неважно было, сколько именно заплатят. Его радовал сам факт получения денег. — Иуда сделал то, что предначертано? Может, какую-то часть его вины этот факт снимает? — Это был выбор свободной воли человека. То, что Господь знал, что Иуда так поступит, не снимает вины этого человека. Единственное, какое может быть оправдание Иуде, это то, что он символизировал весь ветхозаветный мир, который уже одной ногой стоял в аду. С одной стороны, у иудеев была истинная вера, единственно правильное понятие о Боге. С другой стороны, к этому времени уже возникло настолько сильное искажение этой истины, что в результате ветхозаветные люди практически создали свою личную религию. Почему Господь столько времени уделяет разговору о фарисеях, книжниках? Это были люди, которые заменили истинную религию на личную. Они даже не знали слова «милость», и это главное их искажение. Фарисеи руководствовались неверными понятиями о спасении человека. Произошла подмена религии.

http://pravmir.ru/xristos-na-krest-a-my-...

Страстная Седмица На Страстной Седмице мы вспоминаем последние дней земной жизни Иисуса Христа, когда Он принёс Себя в жертву на кресте за грехи человечества. От слова «страдания» (по-славянски – «страсти») происходит название этих семи дней. По своему огромному значению, которое они имеют, как в церковном календаре, так и вообще для спасения человечества, их принято именовать великими: Великий Понедельник, Великий Вторник... Каждый из дней Страстной седмицы посвящён определённой теме, основному событию, произошедшему в этот день, по евангельскому повествованию. Великий Понедельник Великий Понедельник посвящен очень странному чуду, совершённому Христом, а именно – погублению смоковницы (инжирного дерева). После торжественного входа в Иерусалим Христос вышел из города и ночевал в предместье, и вот, идя утром к городским воротам, Он увидел смоковничное дерево. Подойдя к нему, Христос демонстративно поискал плодов, но их не оказалось, ведь была весна, и ещё не время было созреть инжиру. «Да не будет от тебя плода вовек» (ср. Мк. 11, 14), – сказал Господь и пошёл дальше. А на следующий день ученики увидели смоковницу засохшей... Получается, Христос проклял её Своим словом, а слову Господа ничто не может сопротивляться. Но зачем сотворил Христос такое «отрицательное» чудо, зачем погубил ни в чем не повинное дерево? Зачем сотворил Христос такое «отрицательное» чудо, зачем погубил ни в чем не повинное дерево? Ответ кроется в первых главах Библии. Когда Адам и Ева нарушили заповедь Божию и съели плод от запретного древа, то вместо того чтобы увидеть себя богами, как они хотели, они лишь увидели свою наготу. Устыдившись, они сшили себе одежду из листьев смоковницы. За своё отпадение от Бога первые люди были изгнаны из рая, и вот теперь Христос пришёл, чтобы снова открыть людям путь в рай. Он проклинает смоковницу, напоминая о той самой смоковнице в райском саду, которая дала людям первые одежды греха. Кстати, возможно, что то самое Древо познания добра и зла, которое многие художники изображают яблоней, было именно смоковницей, и логично, что именно из её листьев первые люди сделали себе одежду. Христос проклинает именно смоковницу – дерево, напоминавшее о грехопадении Адама и Евы, хотя в самом дереве, в самом инжире, конечно, никакого греха не было.

http://pravoslavie.ru/159957.html

Каждый из дней Страстной Седмицы имеет свои особенные воспоминания и сообразное с ними содержание богослужебных песнопений и чтений. 5.1. Великие Понедельник, Вторник и Среда В Великий Понедельник вспоминается прекрасный Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший и потом прославившийся. Это прообраз Христа, преданного соотечественниками на страдания и смерть. В этот день вспоминается также проклятие Господом бесплодной смоковницы – прообраза лицемерных фарисеев, при внешнем благочестии не имеющих истинных плодов веры. Синаксарий Великого Понедельника объясняет, что смоковнице уподобляется и «всяка душа, всякаго духовнаго плода непричастна». В Великий Вторник вспоминаются обличительные притчи и беседы Господа, сказанные Им в этот день в Иерусалимском храме: о десяти девах, о талантах, о кончине мира и Страшном суде. В Великую Среду вспоминается жена-грешница, помазавшая Господа миром в Вифании в доме Симона-прокаженного и совершившееся сразу после этого предательство Иуды. В песнопениях не раз сопоставляются поступок покаявшейся блудницы и предательство ученика. С точки зрения уставных положений и общего содержания богослужения эти первые три дня обычно рассматривают как нечто единое. Службы в Великие Понедельник, Вторник и Среду совершаются по одной схеме и сохраняют свой покаянный характер. В начале утрени после «Аллилуиа» трижды поется знаменитый тропарь: «Се Жених грядет в полунощи» «косно [медленно] и велегласно [громко, в полный голос], и со сладкопением равно [красивым напевом и ровно]». Читается Евангелие, содержащее повествование о делах и речах Господа в последние дни Его земной жизни, Его притчи и беседы о кончине мира и втором пришествии. (2, с. 167). Вместо целого канона положен только трипеснец (в Великий вторник – двупеснец). После его окончания трижды, «косно и со сладкопением» поется трогательный и умилительный эксапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Его положено петь с Великого Понедельника по Великий Четверг, 12 раз за четыре дня. Конечно, это не случайно. Этот эксапостиларий является одним из важнейших текстов Страстной Седмицы. Он составлен от 1го лица, от лица каждого из нас. Эта молитва об очищении нашей души, о даровании ей светлых одеяний, без которых нельзя войти в Небесный чертог ( Мф.22:2-14 ) (3, с. 154).

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

На конечном трисвятом 3 поклоны: поем же трипеснец кир андреа.     МРК о томже празднице, аще случится в великий вторник.    В понедельник вечера, кафисмы не глаголем. На Господи воззвах. стихиры самогласны дне, 5: и праздника 5. Слава, дне, Вторую еву: И ныне, праздника, Послан бысть: Вход со евангелием. Свете тихий: Прокимен, и чтения дне: и праздника 3. Да исправится молитва моя: и поклоны 3. евангелие дне: и прочее преждесвященных. На трапезе же пием вино. [Смотри] При часе же 1-м нощи ударяет в великий, и во вся тяжкая, и собравшеся во храм, поем повечерие великое. С нами бог, поем на оба лика, с пением. иерей в начале кадит по обычаю, и по Слава в вышних, исхождение в притвор. и поем на литии стихиры самогласны праздника: Слава, и ныне, праздника: благовествует гавриил: На стиховне стихиры самогласны праздника 3, с припевы их. Слава, и ныне: Днесь радость: На благословении хлебов, тропарь праздника, трижды: и чтение праздника. На Утрени, на Бог господь, тропарь праздника, трижды. По обою кафисмах седальны триоди: и чтение дне. По 3-й кафисме ектениа малая, и седальны праздника, и чтение. Полиелей, и седален праздника: и чтение праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Всякое дыхание: евангелие праздника. псалом 50. стихира праздника. Канон праздника со ирмосом на 14. Катавасиа праздника, ирмос оба лика вкупе. А идеже двоепеснец триоди, поем канон праздника, со ирмосом на 6: двоепеснец на 8: Последи ирмос триоди, оба лика вкупе. По 3-й песни, кондак дне, и икос: и седален праздника: и чтение праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника: и чтем пролог. На 9-й песни, честнейшую не поем: но поем припев и ирмос праздника, якоже указася в великий понедельник. Светилен праздника: Слава, дне: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры подобны праздника на 4. Слава, дне: Душевною леностию: И ныне, праздника: еже от века таинство: На стиховне самогласны дне с припевы их, яко предписася в понедельник: Исполнихомся заутра: Слава, праздника. Да веселятся небеса: И ныне, дне, глас 6: егда приидеши во славе: тропарь праздника: ектениа, и поклоны 3 великия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

774 Прим. 1. Так как в пяток канон кресту поется и в том случае, если в среду 4 седм. не будет праздника Благовещения (Тр. Постн., послед. в пяток средния седмицы на утрени, л. 253); то это указание Типикона можно понять только так: если Благовещение случится в среду 4 седм., то канон креста поется или два раза, как обыкновенно, только не в среду и пяток, а в понед. и пяток, или же только один раз в пяток. Прим. 2. О каноне для повечерия накануне понедельника чит. ниже (ч. 2, глава 31). 775 Т. е. стихиры и славники на вечерню пред понедельником, а канон на утреню понедельника; если же канон на утреню понедельника не перенесен, то надобно перенести по крайней мере стихиры и славянки на вечерню пред пятком; канон креста: Древу святому.., в этом случае останется не пропетым, потому что пяток имеет свой крестный канон. 776 Если Благовещение случится в пяток 4 седм., то должно быть выполнено предписание Типикона: „по отпусте часов бывает поклонение честному кресту, поющим нем стихиры самогласны... и взимается иереем честный крест, и относится во святый олтарь“ (л. 326 на об.). 778 Сначала надобно пропеть стихиры на Господи, воззвах Триоди, напечатанные в последов. понедельника вечера, потом петь стихиры (по алфавиту) вел. канона. 779 Состав стихир на Господи, воззвах пред литургией преждеосв. даров во вторник будет уже не тот, какой мы показали на предыдущей странице, а именно: самогласен Триоди 2, подобны Триоди 3 и праздника 5. 780 Возглашения: „Премудрость. Благослови. Сый благословен. Утверди, Боже“, в составе утреннего богослужения в Великий четверток указываются в москов. издании Службы во свят. и Великий четверг., л. 20 на об., и несомненно указываются на основании общего устава вседневной утрени, поемой не во дни поста (Тип., гл. 9, л. 18); но в Типиконе они не поименованы ни в последов. Великого четверг. (л. 339 на об.), ни в 15 мр. гл. о празднике Благовещения, аще случится в Вел. четверток (л. 212 на об. и 213). 781 В Послед. св. спасит. страстей сказано, что в это время иерей или диакон кадит и что каждение повторяется и на следующих седальнах (до 50 пс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки восприимем. Адам был изгнан из рая из-за ослушания, и отторгнут от наслаждения, прельщенный словами женщины, и сидит нагим, увы мне, напротив рая, рыдая. Итак, постараемся все использовать время поста, слушаясь евангельских заповедей, чтобы, через них угодив Христу, снова воспринять жилище рая. Вступление в Великий пост ознаменовано вечерней, совершаемой вечером в Неделю сыропустную и относящейся уже к понедельнику первой седмицы поста. Первая часть вечерни носит торжественный характер. Совершается вход с кадилом и произносится великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя». Во время произнесения прокимна все находящиеся в алтаре переоблачаются в темные одежды, и далее вечерня совершается уже по великопостному чину. Меняются и напевы, используемые при богослужении. Стихиры, исполняемые на вечерне, напоминают о смысле поста как духовной весны, времени воздержания не только от скоромной пищи, но и от греховных поступков: Триодь постная. Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах». Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста, и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти... Постараемся все смирить тело воздержанием, проходя божественное поприще непорочного поста, и будем молитвами и слезами искать спасающего нас Господа, и полностью оставим злобу, взывая: согрешили пред Тобою...  Триодь постная. Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах». Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся. Время поста с радостью начнем, предоставив себя для духовных подвигов, очистим душу, очистим плоть, будем воздерживаться, словно от снеди, от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, совершенствуясь в которых с любовью, да сподобимся увидеть драгоценное страдание Христа Бога и святую Пасху, духовно радуясь.  Триодь постная. Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Вечерня. Стихира на стиховне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ведомо буди, яко в сию святую Великую седмицу единою совершаем Псалтирь, и глаголем на Утрени кафисмы три, и на часех, 3м и 6м, две. И совершаются в среду. В Великую же Субботу стихословятся Непорочны, в Вечернях же глаголем обычно: Ко Господу внегда скорбети ми: ВО СВЯТЫЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК НА УТРЕНИ, по шестопсалмии поем Аллилуиа, на глас 8, велегласно, и со сладкопением, и поем тропарь косно и велегласно, и со сладкопением равно. Глас 8: ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК НА УТРЕНИ После шестопсалмия поем Аллилуия на глас 8, и трижды тропарь. Тропарь, глас 8 Се Жених грядет в полунощи,/и блажен раб, егоже обрящет бдяща:/недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./блюди убо душе моя,/не сном отяготися,/да не смерти предана будеши,/и Царствия вне затворишися,/но воспряни зовущи:/Свят, Свят, Свят еси Боже,/Богородицею помилуй нас. (3) Тропарь, глас 8 Вот, Жених приходит в полночь,/и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим,/но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным./Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана,/и заключена вне Царствия,/но воспрянь, взывая:/Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас! (3) Таже обычное стихословие с поклоны. Также обычное стихословие. По 1м стихословии седален, глас 1. Подобен: Гроб Твой: После 1 стихословии седален, глас 1 Страдания честная настоящий день,/якоже светила совершенная, возсиявают миру:/Христос бо грядет страдати благостию,/вся содержай дланию, изволяет простретися на Древе,/еже спасти человека. Страдания священные в нынешний день,/как светила спасительные восходят миру:/ибо Христос спешит пострадать по благости;/все Держащий в руке Своей/благоволит быть повешенным на Древе,/чтобы спасти человека. Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. По 2м стихословии седален, глас 1. Подобен: После 2 стихословии седален, глас 1 Невидимый Судие, в плоти како виден был еси,/и идеши от мужей беззаконных убиен быти,/наше осуждение осуждаяй страстию Твоею?/Темже хвалу, величие и славу возсылающе власти Твоей Слове, согласно приносим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010