Это очень важные слова, потому что еврейское богослужение, напоминаю, привязано к одному месту. Евреи могут иметь только один храм на всей земле. И не где хочешь, а только в Иерусалиме. И не в любом месте Иерусалима, а только на горе Мориа. Только там может быть храм. Если его там нет, значит его нет вообще. И только там в ветхозаветные времена приносились жертвы Богу живому истинному, сотворившему небо и землю, — Богу, воспетому Давидом, Соломоном, поклоняя Его через пророков, и который открыл Себя Израилю. А здесь мы слышим явное пророчество о перемене времён, о том, что наступают новые времена богопочитания. Совершенно новое время, как Господь самарянке говорил: «Женщина, поверь Мне, наступает время, когда ни на этой горе, ни на этой будут поклоняться, а в Духе и Истине будут поклоняться Богу на всяком месте». Вот об этом говорит Малахия за четыреста лет до пришествия Христа. Это явное пророчество о распространении богопознания по всему миру, что совершилось и продолжает совершаться, и как говорят великие пророки: «Как море наполняется водами, так мир должен быть наполнен познанием Господа». Эти стихи, между прочим, поют при встрече архиерея: «От восток солнца до запад славно Имя Господне! Буди Имя Господне благословенно отныне и до века!» — хористы громогласно поют, когда в храм Божий вступает архиерей для совершения богослужения. Поскольку архиерей — носитель апостольской благодати, и на его плечах, по сути, и лежит ответственность за то, чтобы «от восток солнца до запад», т.е. по всему миру хвально было Имя Господне, то его встречают пением стихов, перефразом из пророка Божиего Малахии. 13 Притом говорите (Эти хульники, уставшие от богопочитания. - о. Андрей) : «вот сколько труда!» (Ну действительно, много труда при богослужениях, при жертвах. Вот в любой праздник попробуйте храм приготовить к празднику, храм после праздника убрать. Вот сейчас водосвятие будет — это сколько возни, сколько приготовлений с водой, с этим, с этим. А потом попробуй это всё после освящения пораздавай, чтобы мир не потерять, поналивай каждому вредному просителю баклажку, да потом до поздней ночи оставайся это всё убирать. Каждый праздник — это наказание для служителей Церкви. Для пришедшего помолиться — это счастье и праздник, а для служащего в храме и прислуживающего — это очередное серьёзное испытание, работы очень много. Это у нас: у нас нет ни крови, ни овец, ни огня, ни ножа, ни кровавых жертв. А тогда? Я вообще не представляю, как можно было резать этих всех животных с утра до вечера, сжигать, потрясать, отделять, петь, молиться, в трубы дуть, ходить, хлюпая, по крови, по жертвеннику. Труда много. Ну вот они и говорят, что много труда. - о. Андрей) и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь.

http://pravoslavie.ru/76787.html

24000 из них Давид назначил «для дела в доме Господнем», т. е. в помощь священникам при богослужении: «чтобы они были при сынах Аароновых для служения дому Господню, во дворе и в пристройках, для соблюдения чистоты всего святилища и для исполнения всякой службы при доме Божием, для наблюдения за хлебами предложения и пшеничной мукой для хлебного приношения и пресными лепешками, за печеным, жареным и за всякой мерой и весом» 368 . Вероятно, эти левиты были разделены между 24 чередами священников, по тысяче на каждую. Такое число прислужников при богослужении может показаться громадным. Но если мы примем во внимание, что на целое государство был только один храм, что в великие праздники при громадном стечении народа жертвы считались тысячами, что и в обыкновенные праздники и даже простые дни они должны были быть весьма многочисленны – до сотни и до тысячи, то убедимся, что состав храмовых служителей не был несоразмерен с потребностями богослужения 369 . Затем Давид отделил 4000 левитов для исключительного отправления должности привратников, или стражей храма «чтобы охраняли скинию Откровения и святилище, и сынов Аароновых – братьев своих, при службах дому Господню» 370 . Они тоже были разделены на группы по числу ворот храма и других мест, нуждавшихся в охранении. Здесь они чередовались, охраняя, в определенном количестве, указанные жребием места: у восточных ворот по шести левитов, у северных по четыре, у южных и западных – тоже, кроме того у самого притвора по два и у всех кладовых по два 371 . Затем особой группе левитов поручено было охранение сокровищ дома Божия, это важное дело было вверено Шеломифу и братьям его, потомкам Моисея 372 . Наконец 4000 левитов Давид назначил в храмовые певцы и музыканты 373 . Будучи знаком издавна с пророческими обществами, в которых процветали пение и музыка, и зная по опыту влияние их на дух человека, Давид дал пению гимнов и игре на музыкальных инструментах широкое приложение к общественному богослужению. Таким образом, не касаясь сущности богослужения, предписанной в законе и не сообщив ему ничего, что поражало бы взор блеском, Давид, тем не менее, ввел в него элемент, который всего живее затрагивал духовные струны человеческого существа, всего более соответствовал и содействовал сердечно-религиозному восторгу предстоящих перед лицом Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

2) За хранение запасных Святых Даров в своей квартире, в двух шагах от церкви. 3) За упорное ношение повсюду гражданской одежды вопреки клятвенному обещанию, данному при посвящении в священный сан, всегда носить присвоенную духовным лицам одежду. Своими худыми делами священник Осипов показал, что он ни во что не ставит распоряжения своего епископа и предупреждения о запрещении в священнослужении на шесть месяцев, сделанного мною в послании к крымскому духовенству от 18 мая за 317. Запрещенный не имеет права носить крест и благословлять людей. Настоящий указ ввиду приближающейся зимы вступит в силу с 1 апреля 1955 года. 2. Указом за 45 от 12 июня 1954 года запрещен в священнослужении на один год настоятель Успенской церкви города Старого Крыма, священник Александр Вязовой за неисправимое пьянство. Он предупрежден, что если не бросит пьянствовать, будет лишен священного сана. Всем священникам Симферопольской епархии архиепископа Луки увещание Пророк Иезекииль от имени Божия говорит: «Когда Я скажу беззаконнику: «Смертию умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.» (Иез. 3:18—19). Хочу, конечно, спасти душу свою от гнева Божия за нерадение о пастырях беззаконнующих, несмотря на мое первое увещание, посланное в 1949 году. Священник обязан непременно служить Литургию каждую субботу и во все средние праздники, отмеченные крестиком в месяцеслове. С большой скорбью слышу узнаю, что очень многие священники не придали никакого значения моему увещанию и служат только в великие праздники и в воскресные дни. А некоторые из человекоугодия и корыстолюбия совершают полиелейную службу в те дни, когда много именинниц, хотя бы их небесным покровительницам по уставу полагалась простодневная служба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3590...

3.Праздники содержали требования праведной жизни и в настоящем. Они были днями радости. Но эта радость по представлениям благочестивых людей могла быть подлинной только тогда, когда она исходила из сердца сокрушенного и очищенного. « Израиль! о если бы ты послушал Меня » — сказано псалмопевцем на праздник Кущей (Пс 80, 9) В праздник Очищения в избранном народе совершалось общее исповедание грехов. Пророки постоянно напоминали, что не может быть радостным богослужение, совершаемое с неверным и неочищенным сердцем. «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших» — говорит Господь. (Амос 5, 21-22). Эти пророческие слова направлены не к упразднению праздников, а к полноте их смысла. По периодичности праздники делились на еженедельные, ежемесячные, ежегодные и не ежегодные (имели период в несколько лет). По значимости праздники были великие (всенародные) и малые (не всенародные). По началу установления: древние и поздние. Суббота Седьмой день творения      Еженедельным праздником в Церкви была суббота . Ее называли «царицей праздников». Славянское слово суббота восходит к еврейскому «шаббат» (покой). Суббота древнее других праздников. « И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил » (Быт 2, 3). О том, что суббота была установлена прежде, чем была дана четвертая заповедь Синайского закона («Помни день субботний, чтобы святить его», Исх 20, 8.) свидетельствует Священное Писание. Еще до Синайского законодательства иудеи в пустыне Син, не дойдя еще до Синая, соблюдали субботу: «[Моисей] сказал им: «вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра » (Исх 16, 23). Суббота была установлена не только в воспоминание и празднование седьмого дня после шести дней творения. Благословение седьмого дня соединилось с воспоминаниями избавления силой Божией евреев из египетского плена. Моисей говорит: « помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний » (Втор 5, 15).

http://pravoslavie.ru/69466.html

А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?» Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде ( Ин.16:5–8 ), – говорит об этом Сам Господь. «Пребывая сначала с людьми во плоти, чтобы ввести их в общение с Богом, начальное, видимое, Христос по Воскресении является ученикам лишь по временам, и в теле, уже одухотворенном, как бы устраивая переход от видимого общения к духовному. По Вознесении же Он вводит людей в духовное общение с Собой во Святом Духе. Вот тайна радости святых апостолов после Вознесения Господа, причина, по которой скорбь разлучения с Господом превратилась в великую радость вечного духовного общения с Ним во Святом Духе. Через веру эта радость входит в сердца любящих Христа, как вошла в сердца апостолов», – толкует эти Господни слова и смысл праздника Вознесения святитель Фаддей Успенский. Итак, сегодня мы с вами провожаем этот удивительный, парадоксальный для чисто плотского мышления, но понятный для мышления духовного праздникпраздник радостной разлуки по плоти, без которой невозможна Вечная Встреча как по Духу, так и по плоти, и уже без расставаний. Поскольку же христианство, как вера в Истинного Бога и Творца всяческих, отнюдь не разъединяет и противопоставляет, но, наоборот, соединяет неразрывно земное и небесное, плотское и духовное – то и праздники христианские, наряду с высоким духовно-богословским смыслом, всегда несут в себе и более земной, житейски-назидательный урок для нашей с вами повседневной христианской жизни. Урок праздника Вознесения, особенного отдания его – это урок разлуки и встречи. Апостолы прощаются со своим любимым Учителем, с Его зримым присутствием в своей жизни – Он уходит на небеса, и они уже «более не увидят Его», пока сами не покинут духом эту землю. Мы прощаемся с радостным, светлым праздником.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ К ПРАЗДНИКУ СВЕТЛОГО ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА 27 МАРТА 1972 Г. СТ. СТ. Христос Воскресе! «Возрадуется сердце ваше и радости вашея никтоже возмет от вас» ( Ин.16,22 ) . Приветствую вас, возлюбленные о Господ братие и сестры, с днем несказанной, неизреченной радости, с которой не может сравниться никакая другая, земная радость. «Христос бо воста – веселие вечное!» Воистину блаженны мы, христиане православные, ибо только нам одним, в меру чистоты наших сердец, дано вкушать эту радость, которая есть не что иное, как преддверие вечной нескончаемой радости – того вечного райского блаженства, какое уготовал нам Воскресший Христос. Нам принадлежать великие обетования: «Око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор.2,9 ) . Что перед этим все наши временные земные скорби, печали и страдания? Они все как бы растворяются, разсеиваются, исчезают, яко дым, и тают, яко воск от лица огня, в этой всепоглощающей светлой пасхальной радости, предвещающей нам вечное блаженство. " Думаю» , говорит Апостол: «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8,18 ) . Но надо всегда знать и помнить, что как у Самого Христа-Спасителя путь к славе Воскресения шел через Гефсиманию и Голгофу, так и для нас нет иного пути к уготованному нам вечному блаженству как только через скорби и страдания. «Христос, пострадав за нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его» ( 1Петр.2,21 )  – учит нас Слово Божие. Поэтому глубоко заблуждаются те, которые здесь на земле стараются избирать для себя легкий путь утех и наслаждений, не думая о том, что мы должны «спострадать Христу», если желаем и прославиться с Ним. Путь страданий на земле для всех истинных христиан ясно предуказан Словом Божиим. Такой именно путь предначертал нам Сам Господь наш Иисус Христос, сказав ученикам Своим на Тайной Вечери:«вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется» , но тут же изрек им в утешение: «вы печальни будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин.16,20 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Будем же славить Воскресшего Господа не только устами, но и нашими делами, нашей жизнью. Только тогда Пасха будет для нас спасительной, когда истина Воскресения Христова станет нашей истиной, основой нашей веры, содержанием нашей жизни. Тогда и радость наша будет истинной сердечной радостью, о которой говорил святой евангелист Иоанн Богослов: “…И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас” ( Ин.16:3 ). День Пасхи, день Воскресения Христова — это “Праздников праздник и торжество из торжеств”. Воскресение Христово — торжество не только веры христианской, любви и надежд, но и правды вообще. Правду Свою Господь подтвердил Воскресением. Воскресением он подтвердил и правду человеческую. “А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” ( 1 Кор.15:3 ). Милостью Божией нам дана еще одна Пасха, а с нею — радость и торжество. Воздадим же Воскресшему хвалу, благодарение и поклонение. Осиянные лучами Воскресения, будем и сами носителями света, радости и совершенства. Сердечно поздравляю вас, возлюбленные о Господе архипастыри, пастыри и все верные чада Украинской Православной Церкви, с великим праздником святой Пасхи. Желаю вам от Воскресшего Господа Жизнедавца великих и богатых милостей. Ныне великие мучения претерпевает наша родная Украина и многострадальный украинский народ на пути возрождения и самоутверждения. Господь судил нам жить в такое время, которое определяет судьбу нашей Украины, ее будущее. И в эти неспокойные дни многим из нас нехватает мирного духа — духа кротости и любви, духа терпения и прощения. Светлое Христово Воскресение — Пасха — это праздник примирения и объединения всех о Господе Иисусе, ибо во Христе, как говорит апостол Павел, “нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания; варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” ( Кол.3:3 ). В это беспокойное и многотрудное время призываю вас, возлюбленные, ревностно беречь мир гражданский и церковный, беречь единство церковное, чистоту православных традиций, наши прекрасные национальные церковные обычаи.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

В заключение, Христос сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ ( Ин. 11:1–45 ) После праздника Кущей и после следовавшего за ним праздника Обновления ( Ин. 10:22 ), когда Иудеи дважды пытались побить Христа камнями за то, что Он, как они говорили, «будучи человеком, делал Себя Богом», – Иисус вышел из Иерусалима и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн; и остался там ( Ин. 10:40 ). Туда приходили многие Иудеи, но это уже были те люди, которые уверовали в Него. После этого Христос продолжал еще некоторое время жить и учить в Галилее, пока не приблизились дни взятия Его от мира. Тогда, переходя из селения в селение, Он снова приблизился к границам Иудеи, когда к Нему пришли некие посланцы из Вифании с тревожной вестью от сестер Марфы и Марии, что их брат Лазарь смертельно болен. «Господи, – сказали они, – вот, кого Ты любишь, болен». Посланные, зная как Христос любил все вифаиское семейство, не сомневались, что Он, конечно, сейчас же пойдет с ними на помощь Лазарю. Но Христос сказал им: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий», и остался на том месте, где находился, еще два дня. После этого Он сказал ученикам: «Пойдем опять в Иудею». Но ученики воспротивились, т. к. знали всю опасность возвращения Христа в Иерусалим. »Равви, – сказали они, – давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями и Ты опять идешь туда?» Тогда Господь иносказательно предупредил учеников о «двенадцатом часе» Его земного служения, т.е. о том, что теперь Он творит уже последние великие чудеса и что Лазарь не выздоровел, но уснул смертным сном, т.е. умер, но что Он, Христос, радуется за Своих учеников, что они не присутствовали при болезни и смерти Лазаря. «Радуюсь за вас, – сказал им Господь, – что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему». Тогда апостол Фома, будучи уверен, что возвращение в Иудею грозит гибелью не только Самому Иисусу, но и всем им, сказал своим собратьям: «Пойдем и мы умрем с Ним». И все пошли в Вифанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

В полдень тьма опустилась на землю, и три часа было темно. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине ( Лк.23:45 ). После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду ( Ин.19:28 ). Он жаждал скорее сразиться со смертью и адом и освободить людей. Но солдаты поняли Его слова буквально, как телесную потребность, желание попить. Воины взяли губку, наполнили её уксусом (прокисшим вином), одели на трость и поднесли к устам Христа. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух ( Ин.19:30 ). Богочеловек умер на Кресте. Но это не поражение, а путь к победе! Наступала пасхальная суббота, великий праздник для евреев. Надо убрать с крестов тела казненных. По просьбе иудеев Пилат разрешил воинам добить распятых. Двум разбойникам перебили голени — кости ног. И они, не имея возможности опираться на ноги при вдохе, умерли от удушья. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода ( Ин.19:33–34 ). Сбылось пророчество о Пасхальном Агнце — Жертве: Костей ее не сокрушайте ( Исх.12:46 ). Тайный ученик Господа, Иосиф, добился у Пилата разрешения снять Иисуса с Креста и похоронить. Иосиф купил плащаницу — длинный кусок холста. В нее положили мертвое Тело. Другой тайный ученик, Никодим, принес ароматические вещества. Ими умастили Тело и плащаницу. Рядом была недавно вырубленная пещера для погребения. Там положили Иисуса ( Ин.19:42 ). Закрыв вход в пещеру большим камнем, все удалились. Наступил вечер пятницы. Начинался еврейский праздник пасхи. Вопросы: 1. Кто помог Иисусу нести Крест? 2. Где распяли Иисуса Христа? 3. Какая надпись была на Кресте? 4. Кто из разбойников попал в рай и почему? 5. Как похоронили Господа? 41. Икона Распятия Икона Распятия Господа нашего Иисуса Христа изображает самое трагическое событие из земной жизни Богочеловека. Это битва, решающая судьбу всех людей, — битва с грехом человеческого рода. Всю тяжесть греха взял на Себя Господь в водах Иордана, принимая Крещение от Иоанна. Он — Тот Пасхальный Агнец, кровию Которого для потомков Адама приобретается свобода от власти греха и смерти. «Сегодня повешен на древе Тот, Кто на водах утвердил землю (Сотворивший землю); на Царя Ангелов надевается терновый венец, в одежду поругания облекается Покрывающий небо облаками; принимает удары Очистивший в Иордане Адама от греха; гвоздями пригвождается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы» (15й антифон утрени Великой Пятницы в русском переводе).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Вот как повествует о сем событии благоглаголивый евангелист Лука: «При наступлении дня Пятидесятницы все апостолы были единодушно вместе (по преданию, в Сионской горнице, в доме Иоанна Богослова, где совершена была и Тайная Вечеря. Они не отлучались из Иерусалима, ожидая исполнения обетования Вознесшагося Господа о ниспослании им Утешителя). И внезапно, – продолжает священный повествователь, – сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:1–4 ). В это время в Иерусалиме было много иудеев, собравшихся на праздник не только из Палестины, но и из других, даже самых отдаленных стран. И вот, когда сделался этот шум, то сбежалось множество народа, и все пришли в смятение, потому что каждый услыхал свое наречие. Тут были и парфяне, и мидяне, и другие обитатели дальнего Востока, тут были и жители Рима, и других областей запада, были из Малой Азии – с севера, и из Аравии и Египта – с юга. И все они изумлялись и дивились, и с недоумением спрашивали друг друга: «Не все ли, которые говорят здесь – галилеяне? Как же мы слышим, что они проповедуют великие дела Божии не на своем галилейском, а на наших природных наречиях? Что бы это значило?» ( Деян. 2:5–12 ). Действительно, с апостолами произошла чудная перемена: до сего времени робкие рыбари галилейские, не понимавшие многих тайн учения Христова, теперь, исполнившись благодати Святого Духа, они соделались учителями вселенной, получили дерзновение проповедать пред царями и народами достопоклоняемое Имя Христово и с непобедимым мужеством, исполненным несомненного упования, положили за Него души свои. О силе и действии их проповеди на сердца слушателей можно судить уже потому, что в самый день сошествия на них Утешителя Духа, после проповеди апостола Петра, крестилось до 3000, а чрез несколько дней, после исцеления хромого от рождения, еще до 5000 человек! Столь могущественно было действие благодати Всесвятого Духа, излившейся ныне на апостолов, а чрез них и на всю Церковь Христианскую! Сей праздник называется днем Святой Троицы, потому что в празднуемом событии открылась слава всех Трех Лиц Триипостасного Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010