Другим ярким клюнийским лидером того времени был Гильдебранд († 1085 г.) — борец за чистоту целибата. С 1054 г. — влиятельный диакон при нескольких папах. В 1073 г. становится папой Григорием VII, поборником абсолютного «диктата папы». Дважды отлучал от Церкви непокорного Генриха IV Германского. Продолжил реформу самого института папства, которую начал Лев IX (1049–1054 гг.). Великая схизма 1054 г. и Разделение Церквей со стороны Запада. Поводом послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 г. самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 г.) и анафемой на все посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом. Действительное разделение Церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырех столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций. В результате Клюнийского движения наступил бурный расцвет Католицизма (кон. XI — кон. XIII в.): происходит основание новых орденов, развитие богословия (но и ересей!). Соборы и крестовые походы следуют друг за другом. Этому всеобщему оживлению способствует окончание норманнской угрозы, которая несколько веков держала в страхе всю Европу. Но 1066 г. — конец эпохи викингов, когда их потомки, нормандские рыцари, разбили англосаксов под Гастингсом и утвердились в Англии.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Про жонглера Богоматери? Жонглер Богоматери, да. Когда он не знал ни молитвы, ничего, и Она снизошла к нему, причем ведь там есть еще разъяснение: Она сказала, что ты единственный догадался порадовать меня — это то, о чем я тоже говорила… Я просто на всякий случай напомню нашим дорогим зрителям, что это жонглер, который не знал, как, что сделать, и он просто начал кувыркаться перед образом Богородицы… Да, это была его молитва, причем он не просил ничего. Он подумал: какая печальная Богоматерь, и вот стоит Она вот тут вот, действительно, разный, а еще тем более если Богоматерь, которая всех накрывает плащом, какие заботы о каждом, дай-ка я ее порадую, не буду уж просить. И Богоматерь поблагодарила его, что все Меня просят, а ты не просишь, ты Меня своей молитвой порадовал. Вот это искреннее чувство, вот это, наверное, мы отвыкли от таких чувств. Я думаю, Средневековье своей непосредственностью, может быть, грубой, но эмоциональной, человек был искренний… Виктория Ивановна, очень много, конечно, у меня вопросов, но не могу не спросить. Почему так не повезло Византии? Это ведь, я, конечно, наверное, дилетантский задаю вопрос, но ведь не только у нас не изучали, и я так понимаю, это общемировая такая тенденция. Вот параллельно с западноевропейским Средневековьем развивалась не менее великая цивилизация, которую мы знаем очень сильно хуже, если я правильно понимаю. Да, сильно хуже, когда она к нам сильно ближе. Да. А почему так произошло?  Ну вот, знаете, очень рано две части христианского мира не сошлись. Ведь расхождение, хотя Великая схизма — это 1054 год… При всей условности этой?.. Да, при всей условности. Но даже если вот этот спор, который у нас, добавление, что «…от Сына», да, ведь говорит о том, что вообще даже в понимании догматики основной очень рано разошлись. И жесткая римская традиция… Рим я, кстати, люблю, потому что это первая глобализация, и я занималась и проблемами Римской империи особенно, и меня, кстати, закат Римской империи наводит на ужасные мысли в связи с вакцинацией, (это вы вырежьте, пожалуйста, но я не могу вам не сказать). Римляне в последний век своего существования, они уже не хотели быть римлянами, они хотели уйти физически или исторически. Вот у меня такое ощущение, что в нашем народе появилось вот это чувство: не хочу — безотчетное, биологическое. У меня это страшное чувство появилось, что люди не боятся заболеть и умереть, они хотят не быть или быть другими. Вот римляне захотели быть другими, ведь последний автор римский, который пишет: «Стыдно быть римлянином, лучше быть варваром, пропахшим чесноком, но стыдно быть римлянином, стыдно за эту победу, алтарь победы, за эту викторию…» Ну и Августин же об этом пишет. С одной стороны, он в ужасе от того, что мир пал, когда вестготы, а с другой стороны, ему уже стыдно за это. Но у них был выход — выйти в христианский мир, и они вышли, они, казалось бы, перестали быть римлянами, но вот этот римский порядок…

http://foma.ru/ljuboe-sozidanie-jeto-igr...

Но можно ли считать, что византийцы всецело заблуждались? Они верили, что Христос, живший на земле как человек, искупил каждую сторону человеческого бытия, а потому возможно крестить не только отдельных людей, но и общество и его дух в целом. Таким образом, они стремились к такому устроению общества, которое было бы полностью христианским в принципах управления и в повседневной жизни. Фактически Византия была не чем иным, как попыткой вывести все возможные следствия из воплощения Христа и применить их на практике. Конечно, такая попытка была сопряжена с известным риском: в частности, византийцы зачастую отождествляли земное царство Византии с Царством Бога, а греков — точнее, «ромеев», если воспользоваться самообозначением византийцев — с народом Божьим. Конечно, Византии часто недоставало сил, чтобы подняться на высоту собственного идеала, и такая недостача порой оказывалась весьма прискорбной и даже катастрофической. Рассказы о византийском двоедушии, насилии, жестокости слишком хорошо известны чтобы нуждаться в повторении. Они правдивы — но составляют только часть правды. Ибо за всеми недостатками Византии всегда различима великая перспектива, вдохновлявшая византийцев: утвердить здесь, на земле, образ небесного божественного правления. ВИЗАНТИЯ, II: ВЕЛИКАЯ СХИЗМА Мы не изменились; мы все те же, что были и в восьмом столетии… Если бы вы только согласились вновь стать тем, чем вы были некогда, когда мы были едины в вере и общении! Алексей Хомяков Отчужденность восточного и западного христианства Летним днем 1054 г., перед началом службы в константинопольском соборе св. Софии, кардинал Гумберт и два других папских легата вошли в здание собора и проследовали в алтарь. Они пришли не молиться. Легаты положили на алтарь папскую буллу об отлучении и вышли вон. Проходя через западные врата, кардинал отряхнул пыль с ног и произнес: «Пусть Бог смотрит и судит». В великом смятении за кардиналом побежал диакон и умолял его взять буллу назад. Тот отказался, и булла упала на мостовую.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Но можно ли считать, что византийцы всецело заблуждались? Они верили, что Христос, живший на земле как человек, искупил каждую сторону человеческого бытия, а потому возможно крестить не только отдельных людей, но и общество и его дух в целом. Таким образом, они стремились к такому устроению общества, которое было бы полностью христианским в принципах управления и в повседневной жизни. Фактически Византия была не чем иным, как попыткой вывести все возможные следствия из воплощения Христа и применить их на практике. Конечно, такая попытка была сопряжена с известным риском: в частности, византийцы зачастую отождествляли земное царство Византии с Царством Бога, а греков — точнее, «ромеев», если воспользоваться самообозначением византийцев — с народом Божьим. Конечно, Византии часто недоставало сил, чтобы подняться на высоту собственного идеала, и такая недостача порой оказывалась весьма прискорбной и даже катастрофической. Рассказы о византийском двоедушии, насилии, жестокости слишком хорошо известны чтобы нуждаться в повторении. Они правдивы — но составляют только часть правды. Ибо за всеми недостатками Византии всегда различима великая перспектива, вдохновлявшая византийцев: утвердить здесь, на земле, образ небесного божественного правления. ВИЗАНТИЯ, II: ВЕЛИКАЯ СХИЗМА Мы не изменились; мы все те же, что были и в восьмом столетии… Если бы вы только согласились вновь стать тем, чем вы были некогда, когда мы были едины в вере и общении!    Алексей Хомяков    Летним днем 1054 г., перед началом службы в константинопольском соборе св. Софии, кардинал Гумберт и два других папских легата вошли в здание собора и проследовали в алтарь. Они пришли не молиться. Легаты положили на алтарь папскую буллу об отлучении и вышли вон. Проходя через западные врата, кардинал отряхнул пыль с ног и произнес: «Пусть Бог смотрит и судит». В великом смятении за кардиналом побежал диакон и умолял его взять буллу назад. Тот отказался, и булла упала на мостовую.    Этот инцидент условно принимается за начало Великого раскола, или схизмы, между православным Востоком и латинским Западом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Что такое «реформаторские соборы» XV в.? 8 . Каковы причины созыва Базельского собора и его результаты? 9 . Какова роль Пизанского собора 1409 г. в урегулировании проблемы «великой схизмы» и реформировании католической церкви? 10 . Каковы были основные задачи Констанцского собора? 11 . Как понимали проблему реформирования католической церкви участ- ники Констанцского собора? 12 . Что такое «конкордаты с народами»? Каково их основное содержание? 13 . Каковы исторические последствия «великой схизмы» для католической церкви? 14 . Как была завершена «великая схизма»? 15 . Каково историческое значение XVII Вселенского собора католической церкви? 16 . Каковы основные решения V Латеранского собора? 142 Как символическое сравнение с библейским «вавилонским пленом» избранного народа, переселенного в Вавилонию после палестинского триумфа Навуходоносора. Ламентации еврейского народа по поводу трагедии «вавилонского пленения» отражены в высокой поэзии 136-го псалма. 143 Иногда такие рукоположения становились насущно необходимыми. Так, в 1348–1350 гг. Европу опустошила «черная смерть», унесшая в разных местностях от 1 / 2 до 9 / ]0 населения и множество скота, – английский хронист Томас Уолсингем (ум. ок. 1422) думал, что «в живых осталось не больше одной десятой человечества». Как пишет Ф. Шафф, удар, нанесенный церкви, был так велик, что прекратилось ее служение, а возможно, и рост. В Англии, например, где погибло до половины населения, местные епископы, заботясь о насущных религиозных потребностях людей, даровали всем клирикам право на отпущение грехов. Священник теперь мог назначать собственную цену за услуги и вместо 4–5 марок мог получить 10 или 20, когда распространялась чума. Ввиду нехватки священнослужителей (в некоторых монастырях выжили 1–2 монаха и даже в самом Авиньоне умерли 9 кардиналов – почти половина коллегии – и 70 прелатов) стали разрешать рукоположение лиц, не достигших канонического возраста, – так, епископ Норича рукоположил 60 клириков, «хотя они были всего лишь новопостриженными монахами» моложе 21 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Общая характеристика движения Массовое еретическое движение гуситов, возникшее в Богемии в первой половине XV в., представляет собой пограничное явление. С одной стороны, оно имеет много общего с еретическими движениями высокого Средневековья и, в каком-то смысле, может рассматриваться как наиболее успешное из них. С другой стороны, целый ряд черт – сочетание религиозных элементов с политическими требованиями, использование военной силы, масштаб распространения – роднит гуситское движение с Реформацией. Движение гуситов также может служить хорошей иллюстрацией предложенной выше схемы возникновения ересей (см. § 1). Реформационные идеи, распространявшиеся изначально в довольно ограниченном кругу образованных пражских горожан и в стенах пражского Карлова университета, в определенный момент объединились в общественном сознании с идеями национальной независимости и идентичности чехов, в результате чего приобрели массовость и силу. Несколько факторов способствовали возникновению и развитию движения и определили его особенности. Во-первых, период формирования движения совпал с правлением короля Вацлава IV, который на определенном этапе использовал реформаторов в качестве инструмента своей политики, а в дальнейшем, будучи поглощен собственными политическими маневрами, просто не уделял происходящему должного внимания. Император и король Богемии Карл IV (1316–1378) разделил свои владения между тремя сыновьями и тремя племянниками, что привело в конечном итоге к жестокому соперничеству среди наследников, в котором старший сын Карла, Вацлав оказался проигравшим. В 1400 г. он лишился императорской короны (а также существенной части унаследованных земель) и в последующие годы главной его целью было найти политических союзников – как внутри страны, так и вне ее, которые помогли бы ему вернуть титул. Во-вторых, в это же время разразился один из самых значительных кризисов в истории папской кафедры, получивший название «великая схизма». Затяжной конфликт, продолжавшийся более 30 лет, не только подорвал духовный авторитет папства, но и создал благодатную почву для различных дипломатических интриг. В итоге европейские верующие с изумлением следили за тем, как два папы-соперника, в Риме и в Авиньоне, каждый со своей курией и своими сторонниками из числа светских монархов, отлучали друг друга, изрекая страшные проклятья и угрозы, и создавали, по сути, две параллельные церковные иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но все это не решило проблем Запада и Востока. После Крестовых походов усиливается западно-восточная конфронтация. Походы активизировали идеи Священной войны мусульман против христиан. Четвертый Крестовый поход в большей степени, чем Великая схизма 1054 г., разделил католический и православный мир. 5. Средневековый город Средневековый город следует рассматривать как парадигму западноевропейского феодализма. Такого городского феномена не знала Византийская империя, несмотря на множество городов. Средневековый город возникает в ходе феодализационных процессов периода от раннего к развитому феодализму. Еще в эпоху раннего Средневековья существовали поселения городского типа, в первую очередь, на местах бывших античных городов. В Италии такими городами были Милан, Флоренция, Венеция, Болонья и др. Во Франции – Париж, Лион. В немецких землях – Вена, Страсбург, Майнц. В Англии – Лондон, Глостер, Честер и др. В XI в. эти города, многие из которых можно называть городами античного происхождения, были по преимуществу административными центрами, или укрепленными пунктами, или резиденциями архиепископов и епископов, т.е. религиозными центрами. Численность городов на территории Западной Европы была неравномерна. Больше всего городов сосредоточено в романизированных ареалах Европы – прежде всего, в Италии, затем в вестготской или арабской Испании, в Византии, в южной Галлии. Население городов было довольно значительным. Каждый из них традиционно специализировался на каком-либо одном виде ремесла. В городах развивалась внутригородская и внешняя торговля. Древние города Италии и Византии по-прежнему оставались самыми крупными центрами торговли с Востоком. Однако, как бы застыв в своем существовании и своими функциями в исторической традиции, уходящей корнями в античность, эти города не стали катализаторами новых феодализационных процессов и не оказали сколько-нибудь серьезного влияния на генезис феодализма. Чтобы выполнить эту задачу, должен был появиться абсолютно новый тип города, либо античные города должны были переродиться на совершенно другой основе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В высших кругах Патриархата зрела т.н. греческая " Великая идея " , связанная с возрождением Восточно-Римской империи вначале в культурном, а затем в политическом отношении. Поэтому ведущие посты Церкви неизменно замещались приверженцами этой идеи, по большей части греками из Константинопольского квартала Фанар - т.н. " фанариотами " . Хотя немалая доля населения Патриархата состояла из славян , а также румын и албанцев , почти все архиереи Церкви были из греков, в Церкви на Балканах вытеснялись местные языки взамен которых вводился греческий. Однако, к концу периода в рядах греческой элиты Османской империи назрел раскол в понимании " Великой идеи, " - часть стояла за модель над-национальной православной империи; другие ратовали за создание греческого национального государства. Освободительная революция в Греции стала началом конца Османской империи и установившегося порядка жизни Патриархата. Отвечая перед османскими властями за весь православный народ, патриарх Григорий V в 1821 году принял мученичество за восставших греков. 5. Современный период с 1821 года и до сего дня. С начала XIX века, под усилившимся влиянием Западного национализма и ввиду ослабления Османской империи, среди Балканских народов поднялась волна национально-освободительных движений. В Греции , Сербии , Румынии , Болгарии возникли государства, - вначале полу-независимые, а затем полностью независимые от Османской империи. Параллельно вновь-независимые народы организовывались в поместные Церкви и отъединялись от Константинопольского Патриархата. Будучи вынужден условиями Патриархат со временем признал автономию , а затем автокефалию Сербской , Греческой и Румынской Церквей вскоре после их де-факто создания. Лишь " болгарская схизма " растянулась на долгие десятилетия - как спешное объявление Болгарской Церковью автокефалии на основании султанского фирмана, так и несговорчивость греков привели к созданию параллельной иерархии в ряде епархий. В результате Балканских , Первой мировой и Греко-турецкой войн начала XX века, территория Османской империи, превратившейся в национальную Турцию , схлопнулась еще более и Патриархат был вынужден уступить Балканским Церквям еще ряд епархий. Вдобавок, большая часть греческого населения Малой Азии была вынуждена бежать или была депортирована в 1923 году по условиям греко-турецкого обмена населения, осев в Греции и рассеявшись по всему миру. В результате этой т.н. " Великой катастрофы " Константинопольский Патриархат потерял почти всю свою прежнюю паству. Политическое значение его в Турции также сошло на нет, так-как Кемаль паша устраивал новую Турцию на подчеркнуто секулярных и национальных началах. Патриарх лишился статуса " главы народа " и стал официально рассматриваться как обыкновенный гражданин, чиновник под надзором властей, а неофициально - как потенциальный агент враждебного греческого государства. Весь православный клир в Турции, за исключением патриарха, лишился права носить рясы и длинные волосы.

http://drevo-info.ru/articles/13.html

Непримиримые взгляды на добро и зло Знаковым событием стала публикация в 2020 году книги профессора юриспруденции Фрэнка Бакли, в которой он прямо заявил, что Америка созрела для того, чтобы распасться, и тому есть множество причин. В июле 2020 года журнал «Ньюсуик» нарисовал карту будущей Северной Америки, четко поделенной по партийному признаку. Республиканские штаты сливаются с канадскими консервативными провинциями. Автор, видимо, озабоченный гендерной идентификацией, предсказывает, что если в красной зоне (красный – цвет республиканцев) запретят однополые браки и аборты, то в синей зоне (синий – цвет демократов) разрешат вступать в брак кому угодно и с кем угодно. Недавно в прессе процитировали одного из закоперщиков техасских сепаратистов Джо Шехана. Он считает, что отделение штата от остальной Америки подчинено задаче создать «безопасную гавань», которая сможет остановить сползание государства в хаос. Схожие мотивы звучат в заявлении американского журналиста-аналитика Эрика Беста: «Соединенные Штаты распадаются. Им грозит хаос и, возможно, тоталитаризм, а потом появится новое государство». Пикантной деталью смотрится его прогноз: совсем скоро наступит момент, когда жители США захотят убежать из страны, но будет поздно, так как границы уже закроют. 1 декабря Макс Гастингс, обозреватель агентства «Блумберг», высказал мнение, что вероятность распада США сейчас выше, чем двадцать лет назад. Аргументом в пользу этого вывода послужили результаты свежего опроса, проведённого Университетом Вирджинии. Оказалось, 52% избирателей Дональда Трампа сейчас «в некоторой степени» выступают за то, чтобы красные штаты, подконтрольные республиканским губернаторам и республиканскому большинству в местных законодательных собраниях, провозгласили суверенитет в качестве самостоятельных государства. Доля сторонников демократов, мечтающих об обособленности синих штатов, чуть меньше – 41%. Тем не менее «великая схизма», поделившая Америку на два непримиримых сообщества, продолжает разъедать страну, всегда представлявшую из себя конгломерат соперничающих синдикатов – финансовых, производственных, коммерческих, политических, этнических, расовых, культурологических и так далее.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/11/ideya_...

Уния, таким образом, не только является печальным фактом прошлого, разделявшим Восток и Запад на протяжении нескольких столетий, но и до сих представляет собой серьезное препятствие на пути к восстановлению утраченного единства между Церквами. Определенный положительный сдвиг в отношениях между Римско-Католической и Православными Церквами наметился с избранием в 2005 году на римский престол кардинала Йозефа Ратцингера , известного богослова и приверженца церковной традиции. По взаимному согласию католической и православной сторон после пятилетнего перерыва была возобновлена работа Смешанной комиссии по диалогу. Ее участники приняли решение вернуться к обсуждению богословской проблематики и сосредоточить свое внимание на центральном для православно-католического диалога вопросе примата в Церкви. Не стоит питать надежд на скорое достижение двумя Церквами вероучительного согласия. Долгие годы жизни порознь оставили после себя слишком тяжелое наследие, и оно еще долго будет давать о себе знать. Работа Смешанной комиссии не будет легкой и, по-видимому, продлится много лет. В то же время, уже сейчас существует ясное осознание того, что Римско-Католическую и Православную Церкви многое объединяет, особенно в области социальной и этической проблематики. Как раз в этой области сотрудничество между двумя Церквами приобретает сегодня особенную актуальность и значимость на фоне процессов секуляризации, которые затронули в первую очередь Европу. Именно в Европе натиск воинствующего секуляризма против религии приобретает наиболее агрессивные формы; именно Европа фанатично отрицает собственное христианское наследие; именно в Европе глубокий демографический кризис охватил христианское население, ставя под угрозу само его существование в будущем. В христианских кругах все больше ширится убеждение в необходимости для православных и католиков совместно встать на защиту традиционных христианских ценностей в Европе, которая рискует совершенно утратить свою многовековую христианскую идентичность.

http://patriarchia.ru/db/text/696584.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010