с помощью философских и научных предпосылок, постепенно эти предпосылки все более отходили в тень вслед. сознательного подчеркивания К. абсолютного значения непосредственного религ. чувства. В поздних сочинениях и письмах К. объявлял о том, что религ. развитие предполагает возвращение человека к первичной простоте религ. чувства, к-рую К. находил в первобытном фетишизме, т. е. в спонтанном и инстинктивном одушевлении и обожествлении всей окружающей реальности. В этот период «религия человечества» превращается у К. из рационалистического монотеизма в мистический политеизм, связанный с представлением о т. н. позитивистской троице: к Великому Существу в качестве объектов религ. почитания добавляются Великий Фетиш (Grand-Fétiche), отождествляемый с Землей, и Великая Среда (Grand-Milieu), отождествляемая с Пространством (т. е. с символически интерпретированным Небом). К. считал, что Великий Фетиш обладает активностью и чувственностью, но в отличие от Великого Существа не имеет интеллектуального начала; Великий Фетиш - это динамически развивающийся материальный мир, постоянно благотворно воздействующий на человечество и преобразуемый им. Великая Среда для К.- это пространство действия законов, полная детерминированная фатальность, лишенная активности и обладающая лишь чувственностью. Хотя в основе этих идей К. лежат верные интуиции, связанные с пониманием неразрывной взаимосвязи между человеком и миром, сведение этих интуиций к религ. чувствам фактически приводит К. к наивному мистицизму, в рамках к-рого человеку предлагается воздавать религ. поклонение всем природным и социальным внешним явлениям, оказывающим влияние на его существование. Влияние Несмотря на критическое отношение к позитивной философии К. большинства его современников, с 40-х гг. XIX в. у К. стали появляться последователи и ученики, с энтузиазмом пропагандировавшие его идеи, что позволяет говорить о зарождении в это время первого позитивизма как философского движения (подробнее см. в ст. Позитивизм ). Число философов, публицистов и ученых, считавших себя прямыми последователями К.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

Также сегодня мы сеем пшеницу – в подготовленную плоскую миску насыпаем покупную садовую землю, дети высеивают зернышки пшеницы для проращивания, поливают. К Пасхе это будет целое лукошко нежной свежей травки, на которую можно будет выкладывать съедобные или деревянные яички, спрятать в высокой траве пушистых цыплят. Сегодня же мы готовим цукаты из апельсиновых корок для кулича и творожной пасхи. Дети мелко нарезают все, что может понадобиться для выпечки: один измельчает миндаль, другой очищает коробочки кардамона, третий снимает цедру с лимона – каждому найдётся дело. На общей молитве снова все вместе читаем что-то из повечерия Великого Вторника. И на ночь – снова читаем из детских воспоминаний об этих днях. Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.      Великая Среда Чтение кондака дня – это не подвиг, не трата драгоценных сил, это самый настоящий источник духовной бодрости В этот день Иуда предал Господа. Напоминаем детям об этом с самого утра, отправляя их в школу. Снова можно прочитать дома хотя бы несколько молитв из службы Великой Среды . Тексты служб можно скачать в интернете, отдельные молитвы выкладываются также на портале Православие.Ru . Один только кондак дня – и вот уже будет память о том, что сегодня за день. Одна молитва утром – это одна минута, это время, которое есть у самой занятой, самой многодетной и самой многозаботливой мамы. Это отнюдь не подвиг, это не трата драгоценных сил – это самый настоящий источник духовной бодрости. Пока дети в школе, готовим обед на два дня, чтобы завтра, придя из храма, сразу сесть за стол. В этот день, в среду, мы печем куличи, и из того же самого теста – пасхального ягненка, агнца. Когда-то я пыталась выпекать куличи в Страстную Пятницу – чтобы были к празднику совсем свежими. Но в таком случае на пятницу остается такое невероятное количество дел, что на службы действительно не остается ни сил, ни времени. Потом я решила печь куличи аж в понедельник – но потом поняла, что и в среду на это будет достаточно времени. Наши куличи, выпеченные в Страстную Среду, и к Антипасхе остаются мягкими – если, конечно, они вообще остаются. У некоторых моих подруг куличи, выпеченные заранее, черствеют, поэтому привожу наш вариант рецепта.

http://pravoslavie.ru/78436.html

Слезы, миро, отчаяние и надежда… Важно только то, что между тобою и Христом, как тогда, две тысячи лет тому назад – между нею и Им 8 апреля, 2015 Важно только то, что между тобою и Христом, как тогда, две тысячи лет тому назад – между нею и Им Великая Среда – день не только величайшего предательства в истории человечества, это еще и день великой надежды. Почему так важен евангельский урок покаяния, о котором мы слышим сегодня, – рассказывает игумен Нектарий (Морозов). Прошел пост. Остались позади шесть его седмиц и началась Страстная. Так быстро прошел… И опять то же чувство: ничего не успел. Не то, что сделать – даже начала положить. Чему? Да тому же посту, воздержанию, исправлению себя. А главное – покаянию. Игумен Нектарий (Морозов) Так быстро промелькнули эти святые дни. Или сам так быстро промелькнул – мимо них. Прочитан Великий канон. И не однажды – дважды. И житие преподобной Марии снова прозвучало в храме, уже такое знакомое – до последней, кажется, буквы. И не сокрушилось сердце, не умилилась по-настоящему душа, и не оставляет чувство какой-то горькой незавершенности, неполноты, неисполнения… Но есть еще один день. Я жду его весь год и каждый раз боюсь из-за чего-то пропустить, лишиться его, не встретить его в храме. Великая Среда. Почему? Наверное, потому, что не знаю где еще найти такое точное выражение отношения кающейся души ко Христу, как то, что обретаю в стихирах сегодняшнего богослужения. Я жду его, прекрасно помню и… каждый раз переживаю, словно впервые. Жена блудница, «отчаянная жития ради и уведомая нрава ради», молит: «приими мя, кающуюся, юже не отринул еси согрешающую». Здесь и правда всё – какая-то тончайшая грань между отчаянием и надеждой, невыносимой душевной болью и радостью об открывшейся милости и любви Христовой, потрясающий переход от бездны греха к свету добродетели. Переход, который возможен лишь тогда, когда протягивает руку Господь и поднимает с колен того, кто не считал себя достойным когда-либо подняться с них. Стоишь в храме, слышишь торжественную и скорбную музыку песнопений и точно видишь, как все это происходит… Как приходит она – трепещущая от страха отвержения и вместе с тем верящая, что отвергнута не будет. Она, вся в грязи и скверне греха – к Тому, Кто Сам есть Источник чистоты.

http://pravmir.ru/slezyi-miro-otchayanie...

Цитата из патриарха Сербского: «Великая Четыредесятница, также предписанная 69м Апостольским каноном, остается, безусловно, в целости». Сейчас я просто выписал эту цитату для того, чтобы вы подметили, что он не из Русской Православной Церкви. «Великая Четыредесятница… остается, безусловно, в целости» – это он предлагает на Соборе. «Первая седмица без елея, а также Великая, а остальные седмицы: среда и пятница без елея, а в другие дни с елеем. В субботу и воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу мирянам. Для монашествующих употребление рыбы должно остаться, как и было доныне. Соответственно, она может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или какую-то иную». Вспомните: у нас в Неделю Крестопоклонную нет попущений поста, а у сербов есть, у них иначе. У них – с елеем, кроме среды и пятницы, у нас – строже, но я думаю, что на практике у нас в основном так же, но, тем не менее, мы придерживаемся других правил. Я думаю, что там, где мы слышим об очень коротких постах, наверняка люди вообще ничего не ели. Или же поступали как в палестинской традиции – днем не едят, едят вечером, ночью, как мусульмане сейчас. Была такая традиция у христиан. У нас очень богатая традиция. Теперь я хочу сказать немного о посте для того, чтобы мы все-таки, зная о том, что пост этот получается как бы Пасхальный, по-нашему. Получается, по нашим грехам,  кто в Великом посту плохо постился – а все мы много сачковали в Великом Посту, – где-то кто-то недопостился, дополнительные 42 дня в этом году выделяются на повторение, на работу над ошибками. Последние времена, потому что длинный пост? Так у нас эти последние времена повторяются периодически, циклично, в этом есть некоторая справедливость. И возгласы о последних временах в Церкви повторяются периодически. Я вам выписал немного из Триоди Постной. Это, правда, касается Великого Поста, но тем не менее: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно утешаешься неядению, ибо если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога как фальшивая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим».

http://azbyka.ru/petropavlovskij-post

—16— жизни в качестве начала личной и общественной морали. Христианство воочию для всех пересоздает отдельных лиц, но общественная среда остается слегка только затронутой, и несоответствие форм нашей жизни с производимым христианской религией подъемом личности есть факт постоянный, полный драматизма. Да, есть человек – христианин, с христианскими чувствами, настроением и волей, но вовне нет еще вполне пригодных для христианской личности общественных форм жизни, общественной среды. В конце концов общественная среда, как созданная не христианством, а чуждыми ему началами, не вполне заквашенная христианством, является непригодной и несродной его духу стихией. Вино новое оказывается в мехах ветхих. Христианству предстоит великая задача довершить свою миссию в истории: вместе с преобразованием личности довершить преобразование обществ, народов, человечества, создать истинно-христианскую цивилизацию, перевести принесенное им царство Божие из внутреннего мира лиц во внешний мир, и преобразованием общества и цивилизации в духе евангельских начал создать царство Божие на земле. В этом смысле царства Божия еще нет на земле; оно идеал, задача будущего, мало-помалу осуществимая усилиями отдельных христианских лиц и христианских обществ в их борьбе с царством зла на земле. В этом легко убедиться и из беглого обзора нашей жизни, жизни в так называемых христианских государствах, – из краткого отчета о том, что носит название христианской или европейской культуры. Свет Евангелия далеко не во всей полноте отражается в жизни европейских народов, именующихся христианскими. Евангелие не успело еще сделаться действительной основой всей нашей жизни во всех ее проявлениях, проникнуть вглубь жизни, всю просветить и преобразовать ее, сделать ее действительно христианской. Жизнь европейского «христианского» мира ничем не отличается от той жизни, какой живут и могут жить язычники и лишенные всякой веры. Скажем более, европейская жизнь построена на систематическом отрицании христианства на деле, официально исповедуемого на словах. Наша действительная жизнь совсем не согласована с верою, не на

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На Светлой седмице кафизм нет вообще (даже шестопсалмие не читается). Но Псалтирь отлагается не полностью: хвалитные псалмы положено петь даже на утрени первого дня Пасхи. 5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время служить Благовещение? В этом году такое едва не случилось. Смысл в том, что чтение Великого канона совершается на утрени не четверга, а вторника. Великий канон читается во вторник, а в четверг, естественно, служим праздник Благовещения. За счет этого смещается весь порядок чтения кафизм. Понедельник: на утрени – 4,5,6-я кафизмы; на 1-м Часе – 7-я кафизма; на Часах – 8,9,10; на вечерне – 11-я. Вторник: на утрени Великого канона – 12-я кафизма. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах – 13,14,15-я; на вечерне – 16-я. Среда: на утрени – 19,20,1-я. Дальше 2,3,4,5. Четверток: на утрени – 6,7,8-я кафизмы. На 1-м Часе – 9-я; на Часах – 10,11,12-я. Пятница: на утрени – 13,14,15-я кафизмы. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах 19,20. На 9-м Часе кафизмы нет. На вечерне – 18-я. Субота: на утрени – 16,17-я, на Часах кафизм нет; вечером – 1-я кафизма. Воскресенье: на утрени – 2,3,17-я кафизмы, на Часах кафизм нет. Я пропустил две вечерни: в среду и в четверг. Но в четверг – Благовещение. Под Благовещение в среду вечером – праздничная великая вечерня, которая, согласно уставу, без кафизм. Рядовой кафизмы на праздник не положено, а «Блажен муж» не положен из-за поста. Вот и получается вечерня без кафизм. В этом году получилось очень интересно: вечерня под Благовещение, которая служилась в среду днем, по уставу без кафизмы, но поскольку это среда, то Литургия Преждеосвященных; во время кафизмы обычно переносятся Св. Дары с Престола на Жертвенник. В этом году, пожалуй, единственный случай, когда пришлось спеть все стихиры на «Господи, воззвах», чтобы иерей с диаконом успели перенести Дары и покадить весь храм. Если поются точно десять стихир, то успеваешь секунда в секунду совершить все священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

… приобщался Святых Тайн… — См. примеч. 16 к Главе первой. Благовещение отмечается церковью 25 марта. Вербная неделя наступает на шестой неделе великого поста. … под Лазареву субботу… — См. примеч. 54 к Главе девятой. Великая средасреда на страстной (предшествующей пасхальной) неделе. … пострадал, когда был губернатором. — Об этой истории, относящейся к 1793— 1794 гг. и повлекшей за собой прискорбные последствия (Долгоруков был публично оскорблен мужем женщины, к которой он писал пламенные любовные письма, и не вызвал обидчика на поединок), подробно рассказано в Записках князя И. М. Долгорукова, с. 280–315. … благодатную губу скроила…очень изрядные. — Издатель книги Долгорукова писал в примечаниях к ней: «Князь Иван Михайлович, отличавшийся, по рассказам современников некрасивой наружностью, не раз в своих записках и словаре упоминает об этом, не скрывая своих недостатков. Его звали обыкновенно «губаном» и «балконом» за широкую нижнюю челюсть и толстую губу…» (Записки князя И. М. Долгорукова, с. 52; см. также: Записки Д. Н. Свербеева, т. 1, с. 309). … на Евгении Сергеевне Смирновой… — Сам И. М. Долгоруков так писал о невесте, выпускнице Смольного монастыря, дочери «самых беднейших и не важных дворян», обладавшей «дарованиями превосходными»: «…она прекрасно пела, танцевала, играла на арфе и к театральному выражению, т. е. к декламации, была очень склонна. Собою не хороша, но миловидна, мала ростом, но стройна. К несчастью, имела слабую грудь и часто кашляла…» (см.: Записки князя И. М. Долгорукова, с. 82). … книгопродавца Рисса… книжной лавки… — Речь идет об одном из иностранных книгопродавцев в Москве. Звали его Рисе Франсуа Доминик (1770–1858), а его магазин именовался «Risse et Saucet». Торговал Рисе в основном французскими книгами, в том числе драматическими новинками. Сохранился рассказ его о только что вошедших в Москву французах. Князь А. А. Шаховской в своих записках («Двенадцатый год») писал: «…книгопродавец Рис (с) рассказывал, что, принужденный остаться при своей лавке и вдруг услыша издали трубы и барабаны, вышел на улицу; его схватили, представили Наполеону, помнится, у Дорогомиловского моста, и вот их разговор: «Кто ты?» — «Французский книгопродавец». — «А! … стало, мой подданный». — «Да, но давнишний житель Москвы». — «Где Ростопчин?…» — «Выехал». — «Где московское городское правительство? (Magistrat)» — «Также выехало». — «Кто же остался в Москве?» — «Никого из русских…» — «Быть не может!». Рис(с), кажется, поклялся в истине своих показаний. Тогда Наполеон нахмурил брови и, простояв довольно долго в глубокой думе, наконец, как бы решаясь на очень опасное дело, вскрикнул: «Марш! вперед!». Но этот марш, как я потом слышал от пленного племянника и адъютанта маршала Бертье, походил не на победное шествие победителей, а на погребальный ход за покойником» ( РА, 1886, No 11, с. 388).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

И разве не чудо, что Бог, по бесконечному Своему и изобильному милосердию, готов сделать каждого верного Ему человека сообедником светлым в Царствии Своем, призывая: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Аминь. Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои, Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением Твоим! Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный сию отлагает и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе. Седален по 1й кафизме Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и наступил он, этот печальный день. Великая Среда – день предания Господа. Ныне каждая душа христианская скорбит безмерно… Совершается дело черное и мрачное, величайшее злодейство, и сердце верующего человека готово разорваться на части от боли и бессилия что-либо изменить. Постом отмечен этот день не только сегодня, но и в течение всего года. Течет, бурлит, постоянно меняется наша суетная жизнь, но в бурном потоке бытия есть два дня в неделе, которые заставляют остановиться, задуматься, попоститься в знамение нашей непреходящей скорби и от всей души погоревать о Возлюбленном Господе. Среда – день предательства Спасителя и пятница – день распятия и смерти Его. Тот, кто любит Господа, в эти дни не сможет предаваться плотским утешениям, развлекаться, внимать различного рода удовольствиям. Умом мы понимаем, что последствия предательства и крестной смерти Господа послужили спасению грешного рода человеческого, но сердце не принимает и не может принять совершённого с Ним злодеяния. Ведь предательство представляется даже преступнее самого распятия. Распинатели выполняли приказ, они не знали Господа в той степени, в которой познал Божественного Учителя предатель Иуда: ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы ( 1Кор.2:8 ). Иное – Иуда Искариот. Ближайший ученик, один из двенадцати самых любимых и дорогих сердцу Господа людей, свидетель Его земной жизни, проповеди, совершённых чудес. Он шел за Учителем, разделял с Ним радости и горести, согревался лучами Его неизреченной благодати. И вдруг это предательство… Да, быть может, на первый взгляд преступление Иуды кажется неожиданным, хотя правильнее увидеть в совершённом закономерность. Как же случилось, что Иуда-апостол стал Иудой-предателем? История этого превращения да послужит всем нам весьма убедительным уроком.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

19 апреля 1880. Великая Суббота. В Москве. 20 апреля 1880. Светлое Христово Воскресенье. В Москве. 21 апреля 1880. Понедельник Светлой Седмицы. В Москве. 22 апреля 1880. Вторник Светлой Седмицы. В Москве. 23 апреля 1880. Среда Светлой Седмицы. В Москве. 24 апреля 1880. Четверг Светлой Седмицы. В Москве. 25 апреля 1880. Пятница Светлой Седмицы. В Москве. 27 апреля 1880. Фомино Воскресенье. В Москве. 28 апреля 1880. Понедельник Фоминой Недели. В Москве. 29 апреля 1880. Вторник Фоминой Недели. В Москве. 30 апреля 1880. Среда Фоминой Недели. В Москве. 1 мая 1880. Четверг Фоминой недели. В Москве. 2 мая 1880. Пятница Фоминой недели. В Москве. 3 мая 1880. Суббота Фоминой Недели. В Москве Пишу в двенадцать часов ночи, наперед приготовив графы для предыдущих чисел дневника с 15-го апреля. Каждый день так полон и дела, и суетни, и утомления, что невольно упустил ежедневную задачу – записывать… Впрочем, и в Японии едва ли придется обратиться к записи этих дней, и там эти дни, обыкновенно, беспощадно заняты и суетливы. – Сегодня особенно жаль стало гибнущих безвозвратно, если не записаны, добрых впечатлений, и потому одолел себя. – Ах, если бы Господь дал мне прилежание и постоянство в труде! – День сегодня был чудный: тепло, блистательно ясно, почти весь день провел в садике, ожидая жертвователей и читая «Пророка» из апрельской книжки (1880 г.) «Русского вестника». Утром еще пробежал несколько писем Преосвященного Леонида из книжки, принесенной вчера Татьяной Васильевной Краснопевковой вместе с ящиком икон. Что за тихая, уютная душа! И все – нежность к родным и немало поэзии. Ручеек-то журчащий, которому мало дела до долины, но который сам в себе прекрасен и манит к отдыху и задумчивости. – Мало сегодня было пожертвований. Все мелочь приносили: кусок мишурной парчи – Палевая; картинки – Раевская, ругающая Синодальную канцелярию; сто рублей – о. Гавриил, порядочный пустозвон, с своим Плевакой; книжки – инспектриса Екатерининского института и прочее, Катерина Александровна Свербеева приезжала проститься, едет в Киев, – с Богом! – В семь часов вечера был в Никольском Сиротском институте На всенощной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010