В русском искусстве М. изображалась на минейных иконах, напр. на иконе на март, нач. XVII в. (ЦАК МДА). Она представлена среди избранных святых: напр., на правой створке складня-кузова с вкладной иконой «О Тебе радуется...» (кон. XVIII в., ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ; Сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. Кат. 176); на поле иконы «Не рыдай Мене, Мати» (посл. четв. XVIII в., собрание М. Е. Елизаветина (Де Буара)); на иконе из Спасо-Пробоинской ц. в Ярославле «Св. Иоанн Предтеча, арх. Михаил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобные Евдокия и Симеон Столпник, мученицы Татиана и Матрона» (1-я треть XVIII в., ЯХМ; см.: Маленькие шедевры больших мастеров: Иконы Ярославля XVI-XIX вв. из собр. ЯХМ. М., 2006. Кат. 27. С. 62-63). В XVIII-XIX вв. встречается народный вариант написания имени святой - Матрёна, напр. на иконе «Избранные святые с Ангелом Хранителем» (1894; см.: Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005. Сат. 83) - в белом плате, с крестом в руке. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) КОНОН ГРАДАРЬ Конон Градарь (Огородник) († ок. 251), мч. Мандонский (Памфилийский) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта) МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)

http://pravenc.ru/text/2562606.html

15. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка, М., 1986. Т. 1. Сс. 181-182. 16. Платон. Кратил 397b. 17. Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, ответ 18. СПб., 1905. С. 14. 18. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 113. 19. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 9. 20. Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. С. 96. 21. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 5, 4 [J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 3, 817С]. 22. Григорий Богослов. Слово 30 (О богословии 4), [Творения в 2-х томах. СПб., без года (изд. Сойкина). Т. 1. С. 440]. 23. Григорий Богослов. Слово 30 [Т. 1. Сс. 442-443]. 24. Исаак Сирин. Слово 60 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Athenai, 1977. Sel. 245]. 25. Григорий Богослов. Слово 23 [Т. 1. С. 338]. 26. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 14. 27. Григорий Богослов. Слово 45 [Т. 1. С. 663]. 28. Цит. по: Григорий Богослов. Слово 28 [Т. 1. С. 393]. Точный текст см.: Платон. Тимей 28с. 29. Григорий Богослов. Слово 28 [Т. 1. С. 393]. 30. Василий Великий. Письмо 226 [Творения в 3-х томах. СПб., 1911 (изд. Сойкина). Т. 3. С. 283]. 31. Протоиерей Георгий Флоровский. Византийские Отцы V-VIII вв. Париж, 1937. С. 102-103. 32. Строматы 2, 2 [С. 181]. 33. Строматы 5, 12 [Сс. 585-586]. 34. О мистическом богословии, гл. 1. Цит. по слав. пер. в кн.: Г. Прохоров. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. Л., 1987. Сс. 160-164. 35. О мистическом богословии, гл. 4-5. Цит. по: Г. Прохоров. Памятники… Сс. 172-176 36. Точное изложение православной веры 1, 4. 37. Слово 31 [Т. 1. Сс. 455-456]. 38. Вечное. Сборник духовного чтения Париж, 1983. С. 61. 39. Деяния Вселенских Соборов. Изд. 1-е. Т. 1. Казань, 1859. Сс. 101-103. 40. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 4, 221. 41. Греч. текст см. в кн.: М. Поснов. История христианской Церкви. С. 344. 42. На ариан слово 1, 17-18 [Творения в 4 томах. Т. 2. Сергиев Посад, 1902. Сс. 198-200]. 43. Слово 20 [Т. 1. Сс. 301-304].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Софийск. 1360. 4. Паисиевский сборник (сборник смешанного содержания). 1-я четв. XV в. Софийск. 41081. 5. Патерик Киево-Печерский. XVI в. Софийск. 1363. 6. Патерик Киево-Печерский, Арсениевой редакции, Ферапонтова монастыря. 1-я четв. XV в. Софийск. 1394. 7. Пролог. Кон. XII – нач. XIII в. и 2-я пол. XIII в. Софийск. 1324. 8. Сборник. Кон. XIV – нач. XV в. Софийск. 1262. 9. Сборник. XV в. Софийск. 1285. 10. Сборник. Нач. XVI в. Софийск. 1364. 11. Сборник. 1-я треть XVI в. Софийск. 1389. 12. Сборник. 1-я пол. XVI в. Софийск. 1478. 13. Сборник. XVI в. Софийск. 1452. 14. Сборник на пергамене. XIV и XV вв. Софийск. 1365.    Библиотека Синодальной типографии (Российский государственный архив древних актов, г. Москва) 15. Сильвестровский сборник. 2-я пол. XIV в. Ф. 381. 53.    Синодальное собрание (Отдел рукописей Государственного исторического музея, г. Москва) 16. Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Син. 986—997. 17. Кормчая. 1280 или 1282 г. Син. 132. 18. Минея служебная на май, йотированная. XII в. Син. 166. 19. Стихирарь минейныи, йотированный. Кон. XII в. Син. 279. 20. Стихирарь минейный, йотированный. XII и XIV вв. Син. 572. 21. Устав Студийский, церковный и монастырский. Кон. XII в. Син. 330.    Собрание Исторического музея (г. Харьков) 22. Волынская Кормчая (Кормчая русской редакции). Кон. XV— Собрание Макария. митрополита Московского и Коломенского (Отдел рукописей Центральной научной библиотеки Национальной Академии наук Украины, г. Киев) 23. Златоуст постный и недельный. XVI в. П. 4Аа. 176. 24. Патерик Киеве-Печерский, Кассиановской редакции. XVI в. П. 45Аа 141. 25. Сборник житий. XVI в. П. 42Аа 112. 26. Сборник житий. XVI в. П. 43Аа 142. 27. Сборник житий и полемических статей. XVI и XIX вв. П. 40Аа 168. 28. Сборник житий и поучений. 1-я пол. XVII в. П. 29Аа 154. 29. Сборник житий, поучений и патериковых повестей. 1-я пол. XVII в. П. 30Аа 155. 30. Сборник житий. Слов и проложных повестей. XVII в. П. 34Аа 173. 31. Сборник проложных житий и повестей. Ок. 1700 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

23. Малышевский Ив. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. Киев, 1886. 24. Память и похвала св. Кириллу и Мефодию (из рук П. И. Севастьянова)//Кирилло-Мефодиевский сборник. М., 1865. 25. Покровский М. Восстановление Западной Римской империи: Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей/Под ред. проф. П. Г. Виноградова. М., 1906. Вып. 1. 26. Климент, еп. Похвала св. Кириллу/Под ред. П. И. Савваитова )//Кирилло-Мефодиевский сборник. М., 1865. 27. Сидоров А. Библейско-критический труд Оригена «Гекзаплы»//Альфа и Омега. 1998. 2 (16). 28. Смирнов Ф. Лев III Исавр и начало иконоборчества: Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей под ред. проф. П. Г. Виноградова. Вып. 1. М., 1906. 29. Снегаров Ив. Исторически поглед верху духовния живот в Солунь до XIX в.//Македонски преглед: Списание за наука, литература и культурен живот. T. IX (1935). Кн. 3–4. 30. Успенский Ф. И. История Византийской империи (VI-IX вв.). М., 1996. 31. Филарет (Дроздов) , митр. Творения. М., 1994. 32. Эль-Мескин М. Смысл страдания//Вестник РХД. 138 (1983). Дополнительная литература 1. Ильинский Г. А. Опыт систематической кирилло-мефодьевской библиографии/Под ред. и с доп. М. Г. Попруженко и Ст. Романского. София, 1934. 2. Казенин К. Текстология Ветхого Завета (обзор)//Альфа и Омега. 1997. 1 (12). 3. Св. Мефодий Олимпийский . De autexusio//PG (Migne). T. 18. Col. 244B. 4. Моисеенко B. E., Гадани К. Введение в славяноведение. Избранная библиография. München, 1997. 5. Платон. Теэтет, 176 а-с//Платон. Сочинения: В 3 тт. М., 1976. Т. 2. 6. Попруженко М. Г., Романски Ст. Кирило-методиевска библиография 1934–1940 год. София, 1942. 7. Смагина Е. Б. История греческого языка. Место и особенности языка Нового Завета.//Мейчем Г. Дж. Учебник греческого языка Нового Завета. М., 1994. 8. Флоровский А В. Чехи и восточные славяне. Очерки по истории чешско-русских отношений (X–XVIII вв.). Praha, 1935. T. 1. Глава 2. 1. Ангелов Д. Българската държава през IX-XI век//КМЕ. София, 1985. Т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Прор. Малахия. Икона. XVI в. (ЦАК МДА) Прор. Малахия. Икона. XVI в. (ЦАК МДА) Память М. под 3 янв. закрепилась в слав. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 344). В совр. календаре РПЦ память М. отмечается 3 янв., при этом указан год его жизни: 400 до Р. Х. (ПЦК. 2015. С. 14, 362); в совр. русской богослужебной традиции посвященный его памяти в визант. стишных Синаксарях стих представлен в качестве тропаря после 3-й песни канона на утрени в следующем варианте: «Отступил еси привременного суетства/и приложился еси, всебогатие, присно пребывающим,/и, бегая от человек, Ангелом единокровник, Богомудре, был еси» (Минея (МП). Янв. Т. 5. Ч. 1. С. 94). В совр. богослужении РПЦ пророчества Мал 3. 1-3, 5-7, 17-18; 4. 4-6 читаются на паремиях на вечерне в праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.) и 1-го и 2-го Обретения честной главы Иоанна Предтечи (24 февр.). В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) память М. указана под 30 месоре (23 авг.) с кратким сказанием, посвященным содержанию его пророчеств (PO. T. 17. Fasc. 3. P. 765-766). Память М. представлена под 26 калоц (3 янв.) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) и содержит сказание - краткое изложение сказания из «Жизни пророков», отмечая, что он происходил из г. Софа из колена Завулонова (PO. Т. 18. Fasc. 1. P. 175 В зап. традиции почитание М. не зафиксировано ни в одном из древних Мартирологов, память М. встречается в «Перечне святых» (ок. 1370) Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. IV 82), где содержится краткий пересказ текста о нем из «Жизни пророков». В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес почитание М. в составленный им Римский Мартиролог под 14 янв. (MartRom. Comment. P. 21. N 3; ActaSS. Ian. T. 1. P. 931-932). Обзор комментариев на Книгу прор. Малахии В эпоху формирования раннехрист. письменности уже в творениях авторов I-II вв. (священномученики Климент Римский, Иустин Философ, Ипполит Римский и др.) представлены различные цитаты или обращения к тексту Книги прор. Малахии (см. также роспись ок. 560 цитат из Книги прор. Малахии в раннехрист. литературе: Biblia patristica. 1975. Vol. 1. P. 178-179; 1977. Vol. 2. P. 176-177; 1980. Vol. 3. P. 149-150; 1987. Vol. 4. P. 137-138; 1991. Vol. 5. P. 201; 1995. Vol. 6. P. 95; 2000. Vol. 7. P. 58-59). Частое использование пророчеств М. в евангельских контекстах, прежде всего в словах Самого Господа (Мф 3. 3; 11. 10, 14; 17. 10-12; Мк 9. 11-13; Лк 1. 17 и др.), определило основной вектор христ. прочтения мн. пророческих образов этой книги. Представленные в Книге прор. Малахии как последнего пророка ВЗ такие темы, как нравственные требования к священникам и к народу, преходящий характер евр. жертвоприношений, мессианские ожидания, стали квинтэссенцией ветхозаветного провозвестия малых пророков, их истолкование приобрело особую значимость в процессе формирования христ. учения.

http://pravenc.ru/text/2561704.html

144 Чернов С. З. Сельские монастыри XIV–XV вв. на северо-востоке Московского княжества по археологическим данным//Российская археология. 1996. 2. С. 119–122. 145 Суворов Н. С. Заметки о мужеско-женских монастырях в древней России//Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Н. Калачовым. 1860–1861. Кн. 4. СПб., 1862. С. 38–46 (посл, пагинации). 154 Веселовский С. Б. Исследования... С. 264. Подробнее о владениях Квашниных см.: Он же. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. T. I. М.; Л., 1947. С. 192–202. 157 Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории//Исторические записки. Т. 17. М., 1945. С. 40. 160 Бурейченко И. И. К истории основания Троице-Сергиева монастыря//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. С. 19, 23. 172 Никон, иеромонах. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца. С. 214. Прим. 30. 175 См.: Степанов Н. В. Календарно-хронологический справочник. Пособие при решении летописных задач на время//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1917. Кн. 1 (260). 176 Бурейченко И. И. К вопросу о дате основания Троице-Сергиева монастыря//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 2. Загорск, 1958. С. 10–11; Он же. К истории основания Троице-Сергиева монастыря. С. 9–13. 193 Кучкин В. А. К датировке завещания Симеона Гордого//Древнейшие государства на территории СССР. 1987. М., 1989. С. 106. 197 Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митрополит всея Руси//Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 26. 200 ПСРЛ. T. XV. Вып. 1. Стб. 121 – 124; Прохоров Г. М. Житие Алексея митрополита//Словарь книжников... Вып. 2. Ч. 1. С. 243. 203 Клосс Б. М. Избранные труды. T. II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI вв. М., 2001. С. 206; См. также: Кучкин В. А. Когда было написано Житие Софьи Ярославны Тверской?//Мир житий. Сборник материалов конференции (Москва, 3–5 октября 2001 г.). М., 2002. С. 114.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8 Зализняк А. А., Янин В. Л. Новгородский кодекс первой четверти XI в. – древнейшая книга Руси//ВЯ. 2001. 5. С. 3–25. 9 Молдован А. А. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Киев, 1984; Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона//БЛДР. СПб., 1997. Т. 1. С. 26–61. 10 Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 438–439; Гиппиус А. А. Рекоша дружина Игореви. К лингвотекстологической стратификации Начальной летописи//Russian Linguistics. 2001. 25. Р. 159–161, 176, note 26, 165–166. 11 Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1904. Т. 1.4.2. С. 185–186; Vodoff V. Pourquoi le prince Volodimer Svjatoclavich n‘a-t-il pas été canonise?//Proceedings of the Intern. Congr. Commemorating the Millennium of Christianity in Rus’-Ukraine/HUS. 1988/1989. Vol. XII/XIII. P. 446–451. 13 Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 106–115. 14 Пичхадзе А. А., Ромодановская В. А., Ромодановская Е. К. Жития княгини Ольги, варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ, Q. п. 1.63)//Русская агиография. Исследования. Материалы. Полемика. СПб., 2005. С. 288–308. Там же публикация текстов и библиография вопроса. 16 Апракос Мстислава Великого. Изд. подг. Л.П. Жуковская, Л.А. Владимирова, Н.П. Панкратова. М., 1983. С. 234. 18 Серегина Н. С. Песнопения русским святым. СПб., 1994. С. 67–73. Ср.: Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира//Странник. 1888. Май-август. С. 197–238. 20 Соболевский А. И. Памятники древнерусской литературы, посвященные Владимиру Святому//Сборник в память 900-летия со времени крещения Руси/Под ред. А. И. Соболевского//ЧИОНЛ. Киев, 1988. Кн. 2. Отд. 2. С. 21–35. 21 Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 230–236. 22 Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 43–81; тексты: с. 14–26 (втор. паг.). 23 Архив РАН. Ф. 154 (А. А. Шахматова). Оп. 1, 112. В дальнейшем предполагается издание неоконченного исследования А. А. Шахматова с комментариями и дополнениями из других его работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Новом Завете тема войны поднимается неоднократно ( 2Кор.10:3–4 ; Еф.6:10–20 ; 2Тим.2:3–4 ), но уже принимает исключительно духовный характер: христиане ведут брань против «духов злобы поднебесных» и собственных страстей. Развивая эту мысль, святитель Кирилл Александрийский говорит: «мы получаем раны не на теле, но принимаем в душу и сердце похоти и впадаем в страсти плотоугодия; по сему нам нужно облечься во всеоружие духовное, оградить себя небесною благодатию и, сколько возможно, держать свою душу вдали от всякой духовной стрелы. Таким образом мы одержим победу над нашими противниками и, победивши всякую страсть, сохраним для Бога красоту души не обезображенною» 41 . Важнейшим залогом нашей духовной победы является хранение себя от духовной скверны, подобно тому, как израильские воины должны были перед сражением блюсти себя от осквернения телесного ( Втор.23:9–14 ). И как древние израильтяне в борьбе с вещественными врагами были твердо уверены в помощи Божией и потому выходили победителями, так и мы, верующие в Христа Спасителя, в нашей духовной войне можем всецело полагаться на Господа и побеждать сильных противников 42 . Источники и литература 1 . Браулик Г. Книга Второзакония//Введение в Ветхий Завет . Под ред. Эриха Ценгера. М.: ББИ, 2008. С. 176–204. 2 . Брюггеманн У. Введение в Ветхий Завет . Канон и христианское воображение. М.: ББИ, 2009. 3 . Вейнберг Й. Введение в Танах. Пророки. М., 2003. 4 . Гейслер Н., Хоу Т. Ответы критикам Библии. СПб., 2006. 5 . Герц Й. Тора. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино». Пер. с англ. М., Иерусалим, 2001. 6 . Гесс Р.С. Иисус Навин//Евангельский словарь библейского богословия. Под ред. У. Элуэлла. СПб., 2000. С. 415–418 7 . Кирилл Александрийский , свт. Γλαφυρ, или Искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея// Кирилл Александрийский , свт. Творения. Кн. 2. М.: «Паломник», 2001. 8 . Мень А., прот. Вестники Царства Божия. Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII–IV вв. до Р.Х.). Брюссель, 1986.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Л. Актовые печати Др. Руси, X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 47, 176, 264; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. М., 1998. Т. 3. С. 78, 179). К времени управления Д. Новгородской кафедрой относятся первые печати владычных наместников в Торжке. По предположению В. Л. Янина , эта должность появилась в 1316 г. и заменила новоторжских посадников ( Янин. Актовые печати. Т. 2. С. 61-66). Церковное строительство, шедшее в Новгороде при Д., преимущественно отражает его связи с боярством Неревского конца, где архиепископ имел свое подворье. В 1310/11 г. по заказу Д. была возведена каменная ц. во имя равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича на воротах «от Неревьского конца» (НПЛ. С. 93), который незадолго до этого сильно пострадал от пожара и грабежей. В 1311/12 г. архиепископ заложил каменную ц. во имя свт. Николая «на своемь дворищи» в Неревском конце (церковь сохр.), храм был освящен в следующем году, при нем архиепископ учредил Белый во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь («и створи в неи (церкви) вседеньную службу, и черньци совъкупи» - см.: НПЛ. С. 94, 335). Никольский Белый (Неревский) мон-рь, находившийся в юрисдикции Неревского конца, стал одним из крупнейших в Новгороде (его церковь, освященная Д., сохр. до наст. времени). В 1323/24 г. Д. освятил «Христову камену церковь» (Там же. С. 97, 339) на Торговой стороне (на месте сгоревшей в 1311 деревянной церкви). Д. погребен в Корсунской паперти Софийского собора (зап. притворе), рядом с архиеп. Климентом . Ист.: НПЛ (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1 (по указ.). Лит.: Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Новгороде. СПб., 1879; Хорошев А. С. Церковь в социально-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 51, 94-96; Кучкин В. А. Договорные грамоты моск. князей XIV в.: Внешнеполит. договоры. М., 2003. С. 21-23, 45, 47-49, 54, 55. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/168494.html

12]. Полное отрицание личностного начала в Абсолютном остается последним словом античного мира. Платон. Федон 80 b//Собр. соч. Т. 2. М. 1970. С. 45. Платон. Теэтет 176 b//Там же. С. 270. Платон. Тимей 29 е//Там же. Т .3. Ч.1. М. 1971. С. 470. Пиндар. Истмийские песни, V (пер. М.Л. Гаспарова).//Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М. 1980. С. 171. Эпиктет Беседы в 4-х книгах. II 8,1-2//А.Ф. Лосев. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. М. 1979. С. 326. Сенека Люций Анней. Нравственные письма к Люцилию. М. 1977. С. 216 (Письмо XCII). Эпиктет. Беседы в 4-х книгах. I 3,3//А.Ф. Лосев. Там же. Seneca L. Annei. De beneficiis IV.VII//Opera. Vol.II. Lipsiae. 1873. P. 63. Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. VII, 88. М. 1979. С. 295. Платон. Государство 518 с.//Цит. изд. Т. 3. Ч. 1. С. 326. Плотин. Эннеады V 2,1//Сочинения. Спб. 1995. С. 67. Плотин. Эннеады VI 9,8//Там же. С. 288. II. Начала христианской речи о совершенстве В кругу понятий и представлений христианства совершенство присутствует изначально. Откроем " Симфонию " к Новому Завету - и она скажет нам, что в синоптических евангелиях нет существительного " совершенство " , и всего в двух случаях, у Матфея, употреблено прилагательное " совершенный " . Но оба случая крайнен важны: это - слова Христа, из тех, что во все эпохи служили и указанием для верующих, и предметом мысли для богословов и философов. Речь Евангелия о совершенстве открывается обращением Нагорной Проповеди: " Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный " (Мф 5,48); и затем, уже уча в Иудее, богатому юноше Христос говорит: " Хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною " (Мф 19,21). Это все; и еще однажды, согласно Евангелию от Иоанна, Спаситель говорит о совершенстве на тайной вечери: " Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино " (Ин 17,23). Синодальный перевод уверяет накс, что " совершенный " употреблено у Иоанна еще трижды (в трех почти идентичных местах, говорящих о " совершенной радости " , - Ин 15,11; 16,24; 17,13), однако вводит в заблуждение: во всех этих местах греческий оригинал говорит не о совершенстве, а о полноте, употребляя производные от πληρομα, а не от τελειον. Но в Посланиях о человеческом совершенстве говорится значительно больше и чаще; и уже явственно можно выделить основные аспекты и грани того содержания, какое апостолы вкладывали в это понятие.

http://predanie.ru/book/72498-pravoslavn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010