части РСФСР) (апостольская конституция «Pro vidi quae Decessores Nostri» - AAS. 1991. Vol. 83. N 7. Р. 545-547) и в Новосибирске (для азиат. части РСФСР; ей была подчинена также территория Владивостокского католич. еп-ства) (апостольская конституция «Iam pridem Decessor Noster» - Ibid. Р. 544-545); в Казахстане - подчиненная Папскому престолу апостольская администратура с центром в Караганде (апостольская конституция «Cum propter populorum» - Ibid. Р. 547-548); в Белоруссии Могилёвская и Минская кафедры объединены в рамках единого Минско-Могилёвского католического архиеп-ства (апостольская конституция «Ex quadam praeteritorum temporum» - Ibid. Р. 540-541), а также создано Гродненское католич. еп-ство (апостольская конституция «Qui operam damus» - Ibid. P. 541-542), к-рое вместе с Пинским еп-ством вошло в Минско-Могилёвское католич. архиеп-ство (апостольская конституция «Quia ob rerum eversionem» - Ibid. Р. 542-543). Могилёвские архиепископы-митрополиты Станислав Богуш-Сестренцевич (1783-1826); Каспер Казимир Цецишовский (1828-1831); Игнатий Павловский (1841-1842); Казимир Дмоховский (1848-1851); Игнатий Головинский (1851-1855); Вацлав Жилинский (1856-1863); Антоний Фиалковский (1872-1883); Александр Гинтовт-Дзевалтовский (1883-1889); Симон Мартин Козловский (1891-1899); Болеслав Иероним Клопотовский (1901-1903); Ежи Шембек (1903-1905); Аполлинарий Внуковский (1908-1909); Викентий Ключинский (1910-1914); Эдуард фон Ропп (1917-1939). Ист.: Litta L., archiep. Actus ad Ecclesiam metropolitanam Mohileviensem aliasque Catholicas cathedrales ecclesias Latini ritus in Imperio Rossiaco spectantes… [Poock], 1798; Акты и грамоты об устройстве и управлении Римско-католической Церкви в Империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1849; Белоголов И. М. Акты и док-ты, относящиеся к устройству и управлению Римско-католической Церкви в России. Пг., 1915. Т. 1; Radwan M. Inventarium documentorum et actorum ecclesiae Mohiloviensis ac Minscensis: (1783-1917). Minsk, 1998. 7 vol.; idem.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Боровский Вацлав Вацлавович (1871 – 10 мая 1923), полпред РСФСР в Италии с 1921 г. Убит в результате покушения Ворошилов Климент Ефремович (1881 – 2 декабря 1969), маршал Советского Союза Врангель Петр Николаевич (1878 – 25 апреля 1928), одни из руководителей Белого движения. В 1920 г. Главнокомандующий Русской Армии в Крыму и Польше. В эмиграции с 1920 г. Врашников, заключенный, бывший управляющий кавказскими владениями графа И. В. Воронцова-Дашкова (1837–1916) Врублевский, заключенный польский ниженер Буль Леонид Давыдович (1899 – 28 июля 1937), начальник Московского уголовного розыска (1931–1933), начальник МВД Саратовской области. Расстрелян Высоцкая, купчиха, сотрудница лагерного театра Высоцкий [Высотский] Сергей Константинович, врач. Арестован в декабре 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где работал в лагерном лазарете. Связь с родственниками прервалась в 1928 г. Г Г-ский, мичман, возможно, имеется в виду, описанный в воспоминаниях Д. С. Лихачева, Николай Николаевич Горский, отбывавший на Соловках 10-летний срок заключения Гавриил (Абалымов Николай Николаевич) (1881      –      31 июля 1958), епископ Осташковский, викарий Тверской епархии. Арестован в 1923 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где в июне 1926 г. вместе с другими архиереями принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов» Гагаринова Ольга, заключенная Гайдн Франц Иозеф (1732–1809), австрийский композитор Галкин, см. Зайцев Гандлевская Зора Борисовна (1897 – 2 июля 1987), анархистка Ганс-Милованов, см. Милованов Гарасева Анна Михайловна (1902 – 11 декабря 1994), анархистка Гарасева Татьяна Михайловна (1901 – не ранее 1997), анархистка Гаррик Дейвид (1717–1779), английский актер Гастоша, литературный персонаж Гвидон, литературный персонаж Гельтман (Митропольский, Гельтман-Митропольский) Абрам Исаевич (1878 – 2 декабря 1937), социалист-революционер. В январе 1923 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. В1925 г. переведен в Верхнеуральский политизолятор. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симбиоз же их это промежуточное звено между взаимодействием и слиянием. Однако слияние русского православия и интернационалистического богоборческого большевизма сомнительно по определению . Русской экзистенции богопротивна как циничная каверзность англосаксаксонского духа «торгашества» (поэтому и «конвергенционный» проект «Большого Евразийского пространства» акад. С.Ю. Глазьева не подойдёт в русской долгосрочной перспективе), так и как альтернатива Православию духовно родственный с масонством большевизм . Даже если дьявол меняет облик – внешне преображается до неузнаваемости. «По плодам их узнаете их» Нагорная проповедь. Сошлюсь на выдержки из работы А.Г. Варехова. После Октябрьского переворота Ленин («авантюра, но в масштабе всемирно-историческом») стал старательно разрушать старую Россию, потому что точно следовал своему политическому чутью: «Пусть 90% русского народа погибнут, лишь бы 10% дожили до мировой революции». Оружием Ленина был марксизм – «идеология самонадеянного абсолютистского разума» (Вацлав Гавел). Как и всякая политическая доктрина, учение Маркса, чтобы стать постижимым и овеществлённым, соединилось, в конце концов, с древним инстинктом власти – «не хлебом единым жив человек – построим дворцы и будем в них царями» (Эрнест Ренан). Носители этой доктрины, но не теоретики Плеханов или Бернштейн, а практики Ленин и Сталин, стали настоящим моральным злом. Недаром Иван Ильин, высланный Лениным за границу в 1922 году, был «непримирим до ригоризма со всеми видами большевизанства». «Духовную гигиену, ассенизацию, санитарию» Ильин рассматривал как охранительные меры против ленинского марксизма. Но в 1917 году Россия – еще огромная воюющая страна с имперскими традициями, но уже с шатающейся властью, и маленький человек (163 см) с пронзительным взглядом вам говорит: «ткни ее и она развалится». «Во имя светлого будущего». Неустанные истерические призывы Ленина «расстрелять, повесить, взять заложников, перевешать кулаков, попов и помещиков» наполняли с первых дней советской власти коммунистическую политику завоевания России. Марксизм стал чудовищной провокацией насилия и в мировом масштабе. От Робеспьера взяли террор как «быструю, строгую и непреклонную справедливость». Тем самым террор становился «проявлением добродетели» «революционного правосознания». Сперва Робеспьер провозгласил масонский лозунг «свобода, равенство, братство». Затем Карл Маркс призвал объединяться «нищих, голодных и рабов», поскольку им было «нечего терять, кроме своих цепей». Ленин создает государство и политическую партию, объявляющую своей целью справедливость и равенство. «Думающая гильотина» (термин Романа Гуля) массовидного террора взяла от Жоржа Кутона идею гильотинировать почти без суда всех подозрительных . «Веселые чудовища большевизма»!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/24/be...

В «клубной комнате» закончилось кино, и я увидела сотоварищей Ярмилы, моей симпатичной героини, такой домашней и моложавой, полной скромного достоинства. Марта Коутна сама представилась – «91 год и 4 месяца». Белая блузка, аромат французских духов, почти прямая осанка. В прошлом учитель музыки в детской школе, дочка румынского посла в Чехии, которого Германия отправила на фронт. Но в мирном детстве Марта успела поучить в школе русский язык. Супружеская пара – адвокат Милош Коцман 90 лет, серьезный, молчаливый, крепко опирающийся на трость, и его жена Зузка Подмелова, хрупкая, улыбчивая с очень живыми глазами, передвигается легко и как бы непринужденно с помощью двух полукостылей. Оба они прошли гетто и концлагерь Терезин. Теперь там мемориал. Этот концлагерь на болоте был первым в истории человечества, к тому же он был интернациональным. Среди его узников были и русские. Лора Расска. Это – наша! Пожалуй, самая молодая. Спортивного вида, острая на язык. Вацлав Гавел, тогдашний президент Чехословакии, посетив Чернобыль сразу после катастрофы, пригласил пострадавших к себе, в свою страну. Лора – из них. Со временем она вышла замуж за чешского ветерана. Когда он заболел, они поселились здесь вместе. Лора ухаживает за ним. Что меня удивило и порадовало – мои знакомцы живут днем сегодняшним. Ярмила сказала: «Война – это стресс, не надо жить со стрессом». А Марта Коутна как-то очень легко (чтобы не сказать легкомысленно) о том же: «Я думаю, что там ничего нет (она подняла палец над головой), я живу сегодня, а буду ли завтра – неизвестно, поэтому я буду жить сегодня!» Потом улыбнулась и, взяв меня под руку, отправилась провожать. Посреди рассказа о себе она вдруг остановила меня: «Никто не может мне ответить на вопрос: где был Он (палец над головой), когда гибли невинные дети? Все это я девочкой видела своими собственными глазами». В ее мудрых и все еще красивых глазах отражалось так много – прожитая эпоха и мука вечных человеческих вопросов. Молчала и я, глядя на голубые купола соседствующего православного храма Святых апостолов Петра и Павла. Из письма Тамары Тетериной (г. Москва)

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-detskoj...

И мы, конечно, росли, а одежды и обуви у нас не было. Босые ходили от апреля до октября. Зимой – «древаки», то есть башмаки деревянные, которые уже давно не носят. Но каждый из нас понимал одно – выжить надо, только бы выжить… И вот неожиданно в моей судьбе появляется добрый человек – прихожанка костела Девы Марии пани Барбора Флеглова. Однажды глядя на меня, она не выдержала и привела меня к себе. Я была очень худым ребенком, сильно истощенным, так что она решила, что у меня начинается туберкулез, и собралась меня лечить. Но у меня не было туберкулеза, а была дистрофия. У пани Барборы детей не было, и я стала ее единственным ребенком. А мне она заменила родную маму, дала возможность учиться, я стала медсестрой. В 19 лет вышла замуж, родила двоих сыновей. Сейчас думаю: смогла бы я без нее выжить? Не знаю… Брат Вацлав после войны в 17 лет уехал во Францию. Ни его, ни Аделы уже нет. А я живу в Праге и приезжаю в «Белый крест» в Карловы Вары, где могу пожить среди моих ровесников под присмотром врачей. Это дом военных ветеранов. Здесь живут и дети войны, мои друзья пережившие войну, а вернее выжившие в ней… P.S. Мои собственные авторские впечатления не могу оставить «за кадром», они имеют прямое отношение к детям войны. Их, как и в России, все меньше, процесс не остановить! Но есть милосердие к тем, кто пережил войну. Не вернуть ни подполье, ни восставшее население, ни истребленную интеллигенцию, но есть еще свидетели – дети войны и ее участники – те, кто сражался в составе 1го Украинского фронта и освободители Чехии, поднявшие мятеж накануне Победы… Кроме того, что уже много лет есть в Чехии два подобных центра, «Белый крест» открыли 5 лет назад в Карловых Варах. Это дом-отель для ветеранов. Его «ржедитель» Павел Мацек. По-чешски «ржедитель» – руководитель, директор. Но я, бегло взглянув на визитку на чешском, прочла – «родитель». И была в полном восхищении (надо ли объяснять почему!). Конечно, родитель, подумала я, а как же иначе? У этих «детей» снова должен появиться родитель – заботливый и внимательный! Светлоликое доброе интеллигентное лицо. Мне успели тайно шепнуть, что он «очень хороший человек», что было и так очевидно после первой минуты общения. Притом что у нас много схожих слов с чешским языком, в беседе с Ярмилой я не могла обойтись без его помощи! Оказалось, что Павел имел «4» по русскому языку, когда русский был обязательным языком в школе. Теперь – английский и немецкий. Конечно, Павел Мацек здесь не один, у него 20 помощников. Есть еще медсестра Гелена Стрельцова, улыбка которой буквально кладет на лопатки, с первой же минуты близкий человек! А секьюрити Петр – сама расположенность и участие! (Наш «ЧОП» – нечто другое.) В таком окружении, хочешь не хочешь, будешь стараться соответствовать! И как мне показалось, их старания взаимны.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-detskoj...

Это очень напоминает ту ситуацию, с которой Моисей столкнулся к концу своей жизни. Он не собирался быть вождем народа, до сорока лет он пас овец. Но внезапно Господь призвал его и поручил ему вызволить евреев из–под власти могущественнейшей империи. Моисей справился с этим и продолжал управлять только что вкусившими свободу рабами четыре десятилетия, то поощряя их, то браня. Он руководил ими сорок лет в их незрелости и постепенном возрастании во время скитаний в пустыне. И вот к концу жизни Моисея его племя стоит у пределов Земли обетованной, собираясь превратиться в нацию. У Моисея остался последний шанс, последняя возможность сохранить историческую память, избавиться от боли и обид, внушить людям надежду и стойкость, которые будут им совершенно необходимы, когда его не станет. Для своего народа Моисей был не только руководителем нового типа, как Вацлав Гавел. Он был отцом нации, как Симон Боливар, Нельсон Мандела, Махатма Ганди и Джордж Вашингтон. «Если бы мы уподобили авторов Библии композиторам, то автора Второзакония можно было бы сравнить с Бахом, с его безусловной и всеобъемлющей верой», — сказал Джек Майлс. Второзаконие завершает «Пятикнижие Моисеево». Это великий итог, первый запечатленный Библией развернутый монолог, это запись последней речи Моисея к сынам Израиля. Сорокалетний пастух–заика, боявшийся власти и помнивший о грозившей ему каре за совершенное в гневе убийство, он стал одним из гигантов мировой истории, одним из тех, чьи дела навеки меняют облик нашей планеты. Второзаконие — рассказ самого Моисея об этом потрясающем преобразовании.   Старик поплотнее натягивает плащ; он дрожит, хотя пустыня пышет жарой. Спутники помогают ему подняться на высокий обломок скалы. Перед ним вплоть до линии горизонта теснятся ряды сынов Израиля. Старик пережидает, пока смолкнут приветственные клики толпы. Взгляд его блуждает от одного лица к другому. Такие молодые, такие невинные. Никто из них ничего не помнит о славе Египта, этой легендарной страны пирамид, дворцов, колесниц. Эти дети пустыни знают лишь ее испытания: скорпионов и гадюк, слепящую жару и ночной холод, песчаную бурю, бесконечные поиски воды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Фильм снял режиссер Вацлав Ворличек. Золушка Экранизации сказки про Золушку невозможно себе представить без героини в исполнении гениальной Янины Жеймо. Снятая Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро волшебная история покорила сердца зрителей в послевоенный 1947-ой год. Чтобы отвлечь детей, переживших войну, советские кинематографисты выбрали самые красивые костюмы и сказку, любимую многими поколениями. Яркая роль Фаины Раневской (мачеха) — отдельное украшение этого фильма. Благодаря «Золушке» дети еще раз убедятся, что справедливость всегда восторжествует, а ложь и зло будут наказаны. Королевство кривых зеркал Кривое зеркало искажает жизнь, в мире зазеркалья всем правят коварные и злые богачи, но маленький ребенок, школьница Оля и ее зазеркальный «близнец» Яло берутся спасти королевство. Никакие злые чары не способны победить детскую веру в чудо и чувство справедливости! Это еще один шедевр режиссера Александра Роу, вышедший на экраны в 1963 году и, остающийся классикой кино по сей день. Морозко Яркая новогодняя сказка для детей от Александра Роу, снятая в 1964 году, покорила сердца юных зрителей. Скромная и тихая Настенька по настоянию злой мачехи отправляется в лес на верную гибель. Даже родной отец не смог ее защитить, но добрый волшебник Морозко ценит ее смирение и уважение к старшим, он спасает Настеньку, а дальше начинаются самые интересные приключения. Рядом с Настенькой все герои фильма меняются к лучшему, а отрицательные герои получают хороший урок. Сказка о царе Салтане Фильм вышел в 1966 году. Эту красивую картину снял режиссер Александр Птушко. Великолепная актерская игра, живописные костюмы героев сделали эту картину одним из лучших фильмов-сказок за всю историю кино. Царь Салтан и его сын князь Гвидон попадают на остров, откуда им помогает выбраться прекрасная царевна Лебедь, но, чтобы совершить это путешествие, героям предстоит многое узнать о людях и о самих себе, сделать сложный выбор, проявить стойкость и решительность. Двенадцать месяцев Фильм режиссера Анатолия Граника появился на экранах в 1972 году. Пьеса Самуила Маршака ожила на киноэкране, чтобы рассказать еще одну историю о бедной падчерице злой мачехи, которая оказалась одна в зимнем лесу, чтобы исполнить приказ королевы — найти весенние цветы. Ее спасителями оказываются сами двенадцать месяцев, а первым на помощь героине спешит Апрель. Капризная королева, которая требует у подданных подснежники зимой не знает, что истинное богатство кроется в сердце человека.

http://pravmir.ru/luchshie-filmy-skazki/

Молотов признавал, что труд заключенных действительно используется на строительстве дорог в Карелии и в Северном крае («нельзя не признать, что это нужные для страны работы»), подтвердил, что силами заключенных начато строительство Беломорско-Балтийского канала, и, уверенный в своей большевистской правоте, с вызовом заявил: «Какой бы вой ни поднимала буржуазная пресса за границей, мы не откажемся от этих работ и от применения труда заключенных в этом строительстве. Пусть и труд заключенных идет на пользу народов СССР». Однако он категорически отрицал причастность заключенных к производству экспортной продукции. В качестве доказательства Молотов предложил представителям зарубежных государств и иностранным журналистам, проживающим в Москве и пользующимся свободой передвижения, «при поездках на места... убедиться в том, что работа по экспортным товарам, хотя бы по тому же экспортному лесу, не имеет никакого отношения к труду заключенных и, следовательно, вообще не имеет отношения к какому-либо принудительному труду» 531 . Руководствуясь, по-видимому, соображениями «высокой» морали, председатель Совнаркома грубо лгал во спасение своей социалистической Родины. На долю Главного управления лагерей ОГПУ выпала задача представить ложь правдой. Разделкой и погрузкой экспортного леса занимались Северные лагеря ОГПУ особого назначения (УСЕВЛОН), в которых на 1 января 1931 г. содержалось 49 716 заключенных 532 . Когда пришло сообщение, что проверочная комиссия направляется в г. Котлас (Архангельская область), место дислокации лагерного управления, ГУЛАГ отдал приказ о срочной ликвидации расположенного там Котласского пересыльного пункта. Невольным свидетелем того, как этот приказ был исполнен на практике, оказался заключенный Вацлав Дворжецкий, посвятивший впоследствии описанию этих событий пару страниц своих воспоминаний. Заглянем в эти страницы: «И вдруг – аврал! Эвакуация лагеря! Ликвидация! Сразу отменили развод. Прибили на воротах большую вывеску: «Общежитие рабочих Северолеса. Котласское отделение». Лозунги поснимали. Людей стали выводить по спискам, группами, с вещами. Хлеба выдавали на пять дней. Погружали в товарные вагоны, подписывали мелом: «пропс», «баланс», «шпала», пломбировали вагоны и загоняли в тупики. Делалось все быстро, организованно, по заранее намеченному плану.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Читаешь эти, чуть ли не лирические, строки и вдруг словно спотыкаешься о вопрос: а работа? Здесь же ответ: «Работа страшная! За бухтой Вернека 402 , в десяти километрах от лагеря – шахты: свинцовые, цинковые рудники. Летом на карбасах отправлялись туда, зимой пешком шли по льду. Столбы, веревки, тропа. По веревке шли. Рудники жуткие! Людей в ствол спускают «бадьей», вручную, коловоротом, как в колодец. Штреки – на разной глубине. Вагонетки, груженные рудой, выкатывают тоже вручную. Руду сортируют под открытым небом и под навесами. В забоях орудие шахтера – отбойный молоток (компрессор снаружи), освещение – лампочка на каске. Крепление слабое – вечная мерзлота, «жила» узкая – в забое работаешь лежа с киркой. Всю зиму – работа в шахтах, в светлое время года – сортировка. А в августе – отгрузка руды на пароходы. Вот такой «рабочий цикл»!» 403 В 1932 г. на о. Вайгач работали 1100 заключенных, кстати, денег им, вопреки первоначальным намерениям правительства, не платили. Вацлав Дворжецкий был в числе тех первых тысяч «уголовных арестантов», которым пришлось претворять в жизнь колонизационные планы высшего партийного руководства по продвижению «дела хозяйственной эксплуатации природных богатств Севера» путем «рационального использования» труда заключенных. Дворжецкий выжил, более того, тяжелый принудительный труд не убил в юноше творческую личность, что в тех условиях случалось со многими. Его спасением стала сцена. В зависимости от экономических возможностей того или иного лагеря и запросов лагерного начальства Дворжецкому приходилось и «живгазету» читать, и стихи декламировать, и серьезные роли исполнять. То был знаменитый «крепостной театр эпохи принудительного труда». В этом театре были свои трудности, и немалые. «Но у актеров «норма» – полнормы. И работали только три, а то и два дня в неделю (вот радость-то!)» 404 Партнерами Дворжецкого по сцене были такие же подневольные артисты, часто весьма известные и талантливые. Выдающийся философ, университетский профессор А.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святая Людмила была женой князя Борживоя и вместе с ним приняла около 874 г. крещение от святого Мефодия. Борживой недолго жил после крещения, и великий труд по утверждению православного учения в Чехии пал на княгиню Людмилу. Вместе со своим мужем и после его кончины она строила храмы, заботилась о священниках, поддерживала всех труждающихся и обремененных. Когда умер ее сын, законным наследником престола стал ее внук Вацлав, за воспитанием которого Людмила усердно следила. Но мать Вацлава Драгомира, предполагая, что Людмила оказывает влияние на Вацлава и на правительство страны не в ее пользу, с помощью двух бояр задушила ее в замке Тетине. Святую Людмилу как первую славянскую мученицу почитают все православные славяне (16 сентября ст. ст.). В Римско-Католической Церкви ее память чтят только чехи. В ноябре 1999 г. Блаженнейший Митрополит Чешских Земель и Словакии Дорофей принес в пределы Русской Православной Церкви ковчежец с частицей святых мощей мученицы Людмилы. Принимая святую частицу в храме святителя Николая, что в Котельниках г. Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Эта великая угодница Христова широко почитается православными русскими людьми, многие из которых носят ее имя и молятся ей как своей небесной покровительнице» 621 . —239— Святой Вацлав, внук святой княгини Людмилы, родился около 907 года. Святая Людмила смогла посеять в душе отрока добрые семена веры Восточной Православной Церкви. После смерти отца святой Вацлав, еще будучи юношей, стал правителем страны. Чешские историки свидетельствуют, что он жил согласно вере православной, с любовью творил добрые дела, запрещал причинять людям обиды, строил храмы, в числе которых и храм святого Вита в Праге. Святой Вацлав старался защищать целостность своего государства мирными средствами. Когда против него выступил князь Злицкий Ратибой, он пытался уговорить его не проливать кровь подданных. Брат святого Вацлава Болеслав, стремившийся захватить власть, пригласил его в свой замок на освящение домового храма и, когда Вацлав шел в храм на утреннее богослужение, Болеслав со своей дружиной убил его. Спустя три года останки святого Вацлава были перенесены в Прагу и погребены в храме святого Вита (память 4 марта и 28 сентября ст. ст.). Осенью 2001 г. – в день памяти св. Вацлава – архивпископ Пражский Христофор передал привезенную из Праги по благословению Блаженнейшего митрополита Чешских Земель и Словакии Николая частицу св. мощей св. Вацлава храму во имя святителя Николая в Котельниках.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010