Вассиан, епископ Пермский и Верхотурский (Чудновский Василий Иванович) Родился в 1803 году в семье мало-российского священника г. Белополья Харьковской губернии. В 1827 году окончил курс Харьковского коллегиума и поступил в Киевскую духовную академию. 10 февраля 1829 года пострижен в монашество. 30 сентября 1831 года окончил курс академии со степенью магистра богословия. Вскоре был назначен инспектором Волынской духовной семинарии. 4 октября 1831 года рукоположен во иеромонаха. 29 октября 1833 года переведен в Петрозаводск инспектором Олонецкой духовной семинарии, а 1 сентября 1842 года назначен инспектором Астраханской духовной семинарии. С 20 января 1843 года – настоятель Покрово-Болдинского монастыря Астраханской епархии. С 21 декабря 1843 года – архимандрит. 28 февраля 1846 года назначен ректором Астраханской духовной семинарии и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря. С 21 февраля 1854 года – ректор Черниговской духовной семинарии и настоятель Елецкого монастыря. С 27 января 1860 года – настоятель Нежинского Благовещенского монастыря. С 6 мая 1861 года – настоятель Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. 21 ноября 1866 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 9 сентября 1876 года – епископ Пермский и Верхотурский. Скончался 3 января 1883 года в Перми. В характере епископа Вассиана современники отмечали смелость, прямоту и критичность по отношению к великорусскому духовенству. Особенно резко он говорил о преосвященном Филарете (Гумилевском) и, как полагали, за свою резкость он был отстранен от должности ректора. Это был человек живой, наблюдательный, не чуждающийся современности, но со строгой ее оценкой. На Екатеринбургской кафедре епископ Вассиан пользовался немалой властью и как архипастырь и как толковый администратор, хотя кафедра и была викарной. Внешне преосвященный Вассиан был бодрый, здоровый и совершенно седой. Говорил по-украински. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ф. 198. Оп. 1. Д. 256. Л. 205). В 1851 г. архиеп. Аркадия назначили на менее престижную Олонецкую кафедру. В фонде 796 (оп. 205) РГИА имеется крупный массив малоизученных документов, относящихся к деятельности этого иерарха. При архиеп. Неофите (Соснине; 1851-1868; до 1854 епископ) в епархии воздвигли 20 храмов, в 1867 г. начали издавать «Пермские епархиальные ведомости» . Архиерей прилагал усилия к улучшению быта духовенства, заботился о сиротах, вдовах и престарелых, способствовал развитию благотворительности, в т. ч. жертвуя собственные средства. В 1864 г. архиеп. Неофит представил в Синод «соображения» о преобразовании Екатеринбургского викариатства в «единоверческое епархиальное управление» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 587. Л. 46 об.). Однако Синод отказался упразднять вик-ство. При архиеп. Антонии (Смолине; 1868-1876; до 1872 епископ), в 1870 г., в Перми состоялся I епархиальный съезд духовенства, на к-ром обсуждался вопрос открытия Епархиального жен. уч-ща, были выбраны благочинные, а также определено, какие клирики войдут в правление Пермской ДС. Архиеп. Антоний пытался игнорировать консисторию, мн. вопросы вопреки установленному порядку решал помимо «консисторского рассмотрения» - через свою канцелярию ( Попов Е., прот. 1879. С. 274). С 1876 г. во всех благочиннических округах епархии начали созывать собрания духовенства для совещания по «делам пастырского служения». Еп. Вассиан (Чудновский ; 1876-1883) уделял особое внимание совершенствованию преподавания в Пермской ДС, при нем обновилась преподавательская корпорация. Историк Н. П. Седых отмечал, что архиерей производил впечатление дряхлого старика ( Седых. 1915. С. 107). В некоторых случаях по настоянию консистории еп. Вассиан изменял наложенные им резолюции. 1 авг. 1882 г. состоялось торжественноеоткрытие «Общества святого Стефана, епископа Пермского, к поддержанию чистоты нравов в народе по духу Православной церкви». В нач. 1883 г. Синод, заключив, что «круг обязанностей… викария представляется недостаточно полным… для надлежащей его деятельности» (ГАПК.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Многие посещавшие Ныроб и его святыни богомольцы старались надеть на себя целебные оковы Михаила Никитича и простаивали в них обедни и панихиды, совершаемые над его гробницей. Существовала также традиция просить благословения у ныробского узника на крепкий и счастливый брак: по окончании венчания новобрачные прикладывались к цепям 15 . Часовня над местом заточения Местом поклонения в Ныробе также издавна была яма-темница Михаила Никитича. Над подземельем сначала устроили деревянную часовню, а в 1793 году по указу Екатерины II каменную, во имя Архангела Михаила, «тщанием и коштом здешней волости крестьян, усердием и старанием крестьянина Максима Пономарева» 16 . В углу часовни находилось отверстие для спуска в яму, где томился Михаил Никитич. Великим постом в Ныроб стекалось множество богомольцев, ежедневно в храме причащалось до полутора сотен человек. Все они брали с собой горстку песка из подземелья, веря, что этот песок имеет силу исцелять от болезней 17 . В течение года Ныроб и его святыни посещало до шести тысяч паломников 18 . Днем кончины Михаила Никитича было принято считать 6 сентября по старому стилю — день, когда Православная Церковь вспоминает Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Ежегодно в этот день служилась панихида в часовне над местом заточения узника. Святым покровителем Михаила Никитича был святой мученик благоверный князь Михаил Черниговский. Ежегодно в день Святой Троицы совершался крестный ход к часовне, где служился молебен Архангелу Михаилу. По окончании молебна провозглашалось многолетие царствующему дому и вечная память Михаилу Никитичу. Далекий Ныроб и его святыни посещали пермские святители, желая поклониться месту страдания боярина Михаила Никитича. Например, сохранилось известие о посещении Ныроба первым епископом Пермским и Екатеринбургским Иоанном (Островским), управлявшим Пермской епархией с момента ее учреждения в 1799 году 19 . Жители далекого и небогатого Ныроба из-за скудости средств не могли содержать свои храмы и часовню в желаемом благолепии. В этом отдавала себе отчет и епархиальная власть. В июле 1880 года в Ныроб прибыл епископ Пермский и Верхотурский Вассиан (Чудновский). Преосвященный с благоговением отправился к романовским святыням пешком, отказавшись от предложенной ему лошади. В Богоявленском храме он осмотрел гробницу и оковы Михаила Никитича. «В часовне, [устроенной на том месте,] где Михаил Никитич коротал в ужасном одиночестве, скованный и голодный, свои горькие дни, епископ Вассиан увидел скудость и запущенность. Все иконы обветшали, лампады почернели, и в них не было ни одной даже самой маленькой свечки...» Это привело Преосвященного к грустному заключению, которое он высказал вслух: «Как, страдалец Михаил Никитич, для тебя мало сделано!» 20

http://patriarchia.ru/db/text/5890448.ht...

традициях. Семинаристами были найдены «чучела особенно замечательных птиц, зверей и рыб, растения и произведения морского царства, искусства, живописи, окаменелые вещества, минералы и т. п. Особенно богатым оказался отдел нумизматический». В Иркутске из этих экспонатов была составлена 1-я музейная коллекция. Студенты Благовещенской ДС также проходили практику в Русской духовной миссии в Китае . В 1873 г. часть выпускников семинарии в священническом и диаконском сане были направлены еп. Камчатским Павлом (Поповым) в Японскую духовную миссию. Из личных средств И. пожертвовал 1,3 тыс. р. на нужды Палестинского правосл. об-ва . 25 мая 1872 г. И. защитил магистерскую диссертацию в СПбДА на тему «Исторический очерк русского проповедничества и взгляд на современное его направление». В 1878 г. он был переведен на должность ректора Пермской ДС. Еп. Пермский и Верхотурский Вассиан (Чудновский) видел в И. своего преемника. В 1882 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди, что в церковном обиходе обычно называлось «смотринами». В 1883 г., приехав в столицу, он получил известие о кончине еп. Вассиана и по решению Святейшего Синода был назначен настоятелем переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря . 16 дек. 1883 г. определением Святейшего Синода И. был назначен епископом Якутским и Вилюйским. 8 янв. 1884 г. в Успенском соборе Московского Кремля И. был хиротонисан во епископа. В марте прибыл в г. Якутск. Предпринимал активные меры по улучшению религиозно-нравственного состояния местного населения. На момент вступления И. на кафедру в Якутской епархии было не более 200 церквей и часовен, неск. народных школ Министерства народного просвещения, Якутская прогимназия с малограмотными народными учителями, ок. 100 священников, посещающих отдаленные приходы один или два раза в год для исправления треб. В течение 6 лет его архиерейского служения были открыты Якутская ДС (1884), миссионерская школа (1885), епархиальное жен. уч-ще (1888), образовано 18 церковно-приходских школ, построено 6 церквей.

http://pravenc.ru/text/200275.html

Спасо-Преображенский собор являлся усыпальницей пермских иерархов 19- начала 20 в.в.Здесь упокоились пять архиереев. Трое их них - епископы Иустин (Вишневский), Вассиан (Чудновский) и Петр (Лосев) - были погребены под алтарем собора. Епископы Иоанн (Островский) и Иоанн (Алексеев) захоронены перед алтарем. " Православные монастыри и храмы Перми " 2013г. Спасо-Преображенский собор - главный храм Пермской епархии в XIX - начале ХХ веков. История собора уходит в далёкое прошлое, и начинается ещё в XVI веке, когда в 1560 году Аникой Строгановым основывается Пыскорский монастырь на Каме. Эта обитель была одной из самых богатых на Урале, так как ктиторы были самые известные промышленники того времени - Строгановы. Правда, к середине XVIII столетия монастырь этот обеднел, и его состояние оставляло желать лучшего. Вместе с указом об образовании Пермского наместничества, императрица Екатерина II подписала указ о переводе Пыскорского монастыря в центральный град наместничества - Пермь. Так, благодаря Указу о переводе в новообразованный административный центр, старинный Пыскорский монастырь, основанный в 1560 году на Каме братьями Строгановыми, обрёл второе рождение. Освоение Слудской горки в новом центре Перми началось с обустройства монастырских келий и небольшой Стефановской церкви, освящённой в 1798 году. Сам же проект будущего монастырского собора был выполнен в Москве, предположительно М. Ф. Казаковым, или его учениками. Доработками занимался уже пермский архитектор Г. Х. Паульсен. Стоит отметить сходство Спасо-Преображенского собора с липецким Христорождественским, возможно, сооружались они по типовому проекту. Кафедральный собор в Перми должен был стать центральным зданием ансамбля мужского Спасо-Преображенского монастыря. В него должны были войти архирейский дом, духовная семинария, консистория и целый ряд других построек. Только на одну разработку, согласование и поиск финансирования строительства этого грандиозного собора ушло почти 10 лет - с 1789 по 1798 год. Первый фундамент в основание будущего храма был положен в 1798 году. Возведение здания происходило в несколько этапов. На первом этапе строилась летняя, холодная часть храма - церковь Преображения Господня. Её строительство было завершено в 1818 году (освящена в 1819 г.). После окончания возведения основного объёма начали строить 67-метровую колокольню (1818-1832 гг.) по проекту архитекторов П. Т. Васильева и П. И. Таманского. Всего на колокольне было установлено 11 колоколов, перевезённые с далёкого Пыскорского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01249

17 апр. 1811 г. в рапорте архиеп. Михаилу архим. Виктор сообщал, что в Благовещенском соборе «открылись опасные трещины, требующие починки», а также «другая поперечная трещина показалась», и что средства на ремонт были выделены лишь частично. Усердием архим. Виктора в Благовещенском храме был обновлен иконостас, на стенах появилась живопись; построена гостиница для богомольцев и произведен ремонт зданий приписного Рождественского мон-ря, в к-ром перестроена древняя Георгиевская ц., возведена колокольня. В прошении, поданном в Синод, архим. Виктор уточнял, что «выписал из отечества своего значительную сумму денег, которую получил через общего четырех патриархов проповедника, иеромонаха Дорофея, всего 12 000 червонцев... и деньги эти издержал на возобновление обители». В описании мон-ря 1867-1868 гг. сказано: «Святитель Стефан и архимандрит Виктор неразлучны в народной памяти: первый - создал, второй - воссоздал эту святую обитель». Одновременно со строительной деятельностью архим. Дорофей заботился о строгости повседневной жизни братии, составил общежительные правила, в т. ч. отметил, что «настоятелю быти во первых образом жизни... и пектися о других жительствующих в обоих монастырях», а также рагламентировал жизнь насельников. «Келейное тайноядение,- в частности писал о. Виктор,- между прочим, и бесчиние бывает, когда держит кто в кельи пьянственные напитки и сластолюбствует; вся бо злая от сих рождаются и бесчиния в монастыре». В 1812 г. Н. Б. м. посетил Иван Чернов, к-рый составил краткую историю обители, напечатал ее вместе с нек-рыми грамотами и письмами митр. Стефана (Яворского), найденными в б-ке мон-ря. В 1850 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Феофан (Александров) , известный церковный композитор. С окт. 1857 г. в обители проживал на покое бывш. еп. Кавказский и Черноморский Иоанникий (Образцов) , часто служивший в храмах Нежина (погребен в Сретенском приделе монастырского Благовещенского собора). С янв. 1860 г. в Н. Б. м. настоятельствовал архим. Вассиан (Чудновский) , в 1866 г. хиротонисанный во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, а с 1861 г.- архим. Евгений (Шерешилов) , в 1870 г. рукоположенный во епископа Брестского, викария Литовской епархии. В 1904-1905 гг. Н. Б. м. возглавлял Иоанникий (Дьячков), в 1907 г. рукоположенный во епископа Кирилловского. С 9 нояб. 1912 г. настоятелем обители был уволенный на покой еп. Владимир (Благоразумов) (в 1914 погребен в обители). В 20-х гг. XX в. Н. Б. м. возглавлял архим. Серафим (Зборовский) .

http://pravenc.ru/text/2564834.html

получил орден святого Владимира 4 степени за отличие» 31 . Жизнь и пастырское служение архиепископа Кирилла стали примером для подражания в наставнической, преподавательской и пастырской деятельности молодого выпускника академии Иеронима, поскольку преосвященный Кирилл как архипастырь был замечательным проповедником, «привлекавшим своими проповедями на богослужения в храмах Каменца-Подольского массы слушателей, в числе которых бывали католики, представители польского общества и евреи» 32 . Он был также известен и как усердный миссионер, радетель о распространении православия в среде иноверческого населения, как основатель школ для иноверцев (например, для вотяков в Пермской губернии) и как организатор переводов Евангелия на языки народов Урала и Сибири. Архиепископ Кирилл, устраняя возникавшие нестроения в епархиальной жизни, заботился об улучшении православного богослужения, строительстве церквей, благоустройстве бедных монастырей и духовных учебных заведений, стремился улучшить материальное положение духовенства и низших клириков. О нем сохранились даже особые поговорки: «Кирилл всех мирил», «Кирилл милости творил» 33 . Именно этому примеру своего наставника и благодетеля будет всю жизнь следовать отец Иаков. Огромную роль в становлении будущего иерарха РПЦ сыграли и другие его учителя: ректор Иркутской духовной семинарии иеромонах Петр (Екатеринославский), беседовавший с молодым преподавателем о монашестве, старчестве и аскетизме 34 ; архиепископ Томский Парфений (Петр Тихонович Попов, будущий архиепископ Иркутский и Нерчинский), ректор Томской духовной семинарии архимандрит Вениамин (Василий Антонович Благонравов, будущий архиепископ Иркутский и Нерчинский); епископ Пермский и Верхотурский Вассиан (Василий Иванович Чудновский), видевший в Иакове своего преемника. «Учебная служба» будущего епископа Якутского и Вилюйского, организатора духовного образования на окраинных российских землях, началась с его назначения в ноябре 1849 г. в Сибирь в Иркутскую духовную семинарию 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Не имея никакой помощи со стороны, осажденные в Зимнем Дворце начинают принимать реальные меры к самозащите – так, чтобы продержаться до утра, когда подойдут войска с фронта. Прежде всего все силы; сдвигаются во Дворец – Штаб оставлен. И немудрено, что его занимают большевики отрядом всего в 50 человек. В Штабе был арестован генерал-квартирмейстер Параделов и несколько человек, находившихся с ним. По-видимому Параделов сам остался в Штабе 143 , будучи не согласен с тем, что Правительство не приняло ультиматума (Параделов подал даже рапорт об отчислении от должности в виду того, что у него «нет уверенности в правильности избраннаго (Временным Правительством пути»). Отказался нести обязанности командующего и ген. Багратуни 144 . Начальником обороны был назначен подп. Ананьин, стоявший во главе школы инженерных прапорщиков, которой суждено было сделаться, как наиболее организованной единице, основной опорой осажденного Правительства. Распределены были роли защитников на случай приступа, расставлены на баррикадах оставленные казаками пулеметы 145 . Военная власть не препятствовала выходу из Дворца юнкеров, колеблющихся и сомневающихся. Она не руководилась теми соображениями, которые выставляет Малянтович, и которые больше характеризуют его личные ощущения. Спаянное меньшинство – более крепкая опора, нежели распаянная масса, подверженная разлагающему влиянию пропаганды. А последняя проникала разными путями. Одним эпизодом можно охарактеризовать положение. Около 8 час. вечера в Зимний Дворец, приведенный уже в боевое состояние в ожидания атаки, легко проникает один из руководителей осады Чудновский. Прибывает он по приглашению делегата Ораниенбаумской школы юнкера Киселева для переговоров о «сдаче, при чем юнкера «честным словом» гарантируют Чудновскому полную неприкосновенность. Чудновский и Киселев по распоряжению Пальчинского были арестованы, но по настоянию юнкеров были выпущены. Вместе с ними ушла и часть юнкеров, не желавших больше сражаться. Положение все еще не казалось безнадежным. В 7 час. веч. Дитерихс из Ставки беседует с пор. Данилевичем. Передавая 146 наштаверху телеграмму Правительства с просьбой ускорить присылку войск, Данилевич от себя добавляет: «ныне и несколько ранее шла и идет стрельба сравнительно редкая, и, думаю, нервная, так как нападения пока не произошло, и большевики держат себя сравнительно пассивно. Во время моего разговора с вами было 3–4 орудийных выстрела, которые, судя по звуку, идут из нашего стана. Временное Правительство в полном составе сейчас в Зимнем Дворце и не думает отсюда уходить до ликвидации конфликта... Понемногу налаживается организация и руководство теми немногими частями, которые у нас есть 147 . Лично думаю, что если действительно будет использовано то, что есть, то положение Правительства не безнадежно». Дитерихс, сообщая о казачьих полках, которые должны придти в Петербург утром и вечером 26-го, высказывает полную уверенность в том, что «тяжелое положение пройдет почти само собой».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Довожу до Вашего сведения, что сегодня, 23.12, не вышли на работу две сестры – Ананьева и Грищенко – по неизвестной мне причине. Резолюция: учитывая, что были в строю всего четыре сестры, работа отделения явно страдает. Направьте замену». И тем не менее, несмотря на обстрелы, бомбежки, голод, лишения, врачи и персонал госпиталя достойно решали стоявшие перед ними непростые задачи. Свидетельством этого является Акт обследования эвакогоспиталя 1012 от 20 апреля 1942 года . В нем говорится следующее: «На излечении в госпитале находятся 796 больных, из них хирургических – 713, терапевтических – 64 и нервных – 19. Санитарное состояние госпиталя вполне удовлетворительное. Имеется рентгеновский кабинет, лаборатория, физиотерапевтический и электрокардиографический кабинеты. Имеется передвижная рентгеновская установка и физиотерапевтическая аппаратура. Качество болезней удовлетворительное». Из недостатков отмечены: «1. Снабжение хвойным настоем недостаточное. 2. Затруднение с медикаментами – перевязочными и снотворными. Выводы: Отметим, что в это же время, например, эвакогоспиталь 701 страдал от отключения воды, электричества и недостаточного отопления. Руководство госпиталя было не в силах справиться с этими проблемами. В том же апреле 1942 года (15.04.1942) ликвидируется хирургический стационар 95 в стенах Аничкова дворца в силу неудовлетворительного санитарного состояния и целого ряда других причин. Подвиг врачей больницы им. Чудновского В заключение скажем несколько слов о больнице им. Чудновского. «Вместо положенных по штату 36 врачей всю работу выполняют лишь 6 человек…» О героизме врачей этой больницы свидетельствует наградной лист на главврача И.В. Шеремета , в котором говорится следующее: «Вместо положенных по штату 36 врачей всю работу выполняют лишь 6 человек, а показатели из обследования от 11.XI.1941 (военврач 2-го ранга Червяковский) признаны отличными. Без дополнительных затрат и увеличения количества персонала развернуты дополнительно 70 коек, которые уже заполнены. Товарищ Шеремет уже провел ряд рационализаторских мероприятий, благодаря которым сэкономлено около 2200 метров перевязочного материала, около 5 литров йода.

http://pravoslavie.ru/121075.html

I. Житомирский уезд 52 Уезд этот занимает юго-восточную часть Волынской епархии. Границами его служат на востоке и отчасти на юге – Киевская епархия, на юге – Подольская епархия, на западе – Новоград-Волынский уезд и на севере – Овручский уезд. Житомирский уезд в епархиальном отношении делится на 5 благочиннических округов, а в гражданском отношении – на пять станов, из коих: 1-й стан имеет квартиру станового пристава в местечке Горошках и обнимает волости – Барашевскую, Горошковскую, Давидовскую, Ушомирскую, Фасовскую и часть Пулинской; 2-й стан имеет квартиру в местечке Черняхове и обнимает волости – Бежевскую, Черняховскую и части Пулинской, Трояновской и Левковской; 3-й стан имеет квартиру в местечке Чуднове и обнимает волости – Красносельскую, Чудновскую и части Трояновской и Пятковской; 4-й стан имеет квартиру в местечке Янушполе и обнимает волости – Карповецкую, Краснопольскую, Мотовиловскую, Озадовскую и Янушпольскую; 5-й стан имеет квартиру в местечке Котельне и обнимает волости – Андрушовскую, Коднянскую, Котелянскую, Лещинскую, Солотвинскую и части Левковской и Пятковской. Кроме того, уезд этот делится ещё на два мировых участка: 1-й мировой участок с квартирой Мирового Посредника в Житомире обнимает 1-й и 2-й станы; и 2-й мировой участок с квартирой Мирового Посредника в Житомире обнимает 3, 4 и 5-й станы. Всех волостей в этом уезде имеется 23. В каждой волости имеется своё волостное правление и выборное начальство из крестьян: волостной старшина и волостные сходы; а в сёлах – сельские старосты, сотские и десятские. Ближайший надзор за действиями этих лиц, по сельскохозяйственному общественному управлению, принадлежит Мировым Посредникам, а в полицейском отношении – становым Приставам. Все станы уезда непосредственно подчиняются начальнику уезда – Исправнику, a все Мировые Посредники вместе с Исправниками всех уездов подчинены начальнику губернии – Губернатору. Городской благочиннический округ Церкви этого округа расположены в самом городе Житомире, а также в окрестных сёлах, лежащих на расстояниях от него на тринадцать вёрст и менее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010