176 ОР РГБ. Ф. 213, к. 44, д. 3, л. 1. Письмо игумена Антония (Путилова) к игумение Вере (Верховской). 183 Сергей Большаков. На высотах духа//Православная жизнь (изд. Джорданвилль, США), 2003. 6(641). С. 27. 184 Альтман М. С. Достоевский по вехам имен. Саратов, 1975. С. 125. Громыко М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского. Новосибирск, 1985. С. 130–145. Украинский Г. Святитель Игнатий Брянчанинов и образ старца Зосимы у Ф. М. Достоевского//Журнал Московской Патриархии. 1989. 6. С. 69–73. 185 Шадрина. А. С. Двадцать два дня из жизни Ф. М. Достоевского (г. Кузнецк, 1856–1857 годы). Новокузнецк, 1995. Кушникова М., Тогулев В. Загадки провинции. «Кузнецкая орбита» Федора Достоевского в документах Сибирских архивов. Новокузнецк, 1996. 186 Абрамов Н. А. Туринск. Николаевский девичий монастырь//Тобольские губернские ведомости, 1865. 45. С. 289–290. 187 Любинецкий Н. А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. IV. С. 38. 190 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 763, д. 120. Послужные списки монахинь Троице-Одигитриевского монастыря 1914 года. Л. 26. 192 Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска. М., 1849. 193 ОР РГБ. Ф. 213, к. 98, д. 25, л. 3. Письма о. Порфирия (Григорова) к неизвестным лицам. Письмо не датировано. 195 Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского. Изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2001. С. 190. 196 Изречения схимонаха Зосимы и извлечения из сочинений его. М., 1863. Эта книга включала в себя следующие творения прп. Зосимы: 1) Изречения, 2) Поучения, 3) Житие монаха и пустынника Василиска, 4) Житие Петра Мичурина. Житие и подвиги о Бозе почившаго блаженный памяти старца Василиска – сподвижника схимонаха Зосимы Верховскаго . М., 1899. Житие блаженного старца Василиска. М.: Сполохи, 1998. Житие святого старца-пустынножителя преподобного Василиска Сибирского. Екатеринбург, 2003. 198 ЦИАМ. Ф. 2393, оп. 1, д. 1824. О неодобрении к напечатанию в журнале «Москвитянин» рукописи «Повествование ученика о старце Василиске, бывшем в Сибирской пустыни»

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Семь лет со дня обретения святых мощей преподобного Василиска Сибирского Екатеринбург, 1 августа 2007 г. 3 августа 2007 года исполняется семь лет со дня обретения святых мощей преподобного Василиска Сибирского. До недавнего времени об этом святом знали немногие. Его жизнь и подвиги стали известны благодаря исследовательской работе двух уральских монастырей. Мощи святого Василиска находятся в Спасском храме Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга.   Преподобный Василиск Сибирский – святой старец, живший в Сибири в начале ХΙХ века. Скончался он в городе Туринске и был похоронен в Николаевском Туринском монастыре. Любовь к Богу и ближнему, непрестанная молитва и глубокий духовный опыт привели его к святости. Преподобного Василиска можно поставить в один ряд с величайшими угодниками Божиими: преподобным Сергием Радонежским, преподобным Серафимом Саровским, святителем Николаем Чудотворцем. В XIX веке многие почитали святого Василиска, но в годы советской власти было сделано все для того, чтобы этот подвижник был забыт. Часовню над могилой святого старца разрушили, а на ее месте возвели гаражи. Семь лет назад Спасским мужским и Ново-Тихвинским женским монастырями г. Екатеринбурга были организованы поиски места захоронения старца Василиска. Эти поиски увенчались успехом: в 2000 году братией Спасского монастыря обретены мощи старца. Сестры Ново-Тихвинской обители подготовили документы и направили их в комиссию по канонизации, и преподобный Василиск Сибирский был прославлен в лике святых в 2004 году. День памяти преподобного Василиска Сибирского – 29 декабря/11 января. Сейчас его мощи находятся в Спасском храме Ново-Тихвинского монастыря – это единственные цельные мощи, пребывающие в Екатеринбурге. Все больше людей приходит поклониться святыне, и сестры надеются, что вскоре преподобный Василиск Сибирский – великий, но незаслуженно забытый святой – станет одним из наиболее почитаемых в Екатеринбурге угодников Божиих.   Пресс-служба Екатеринбургской епархии/Православие.Ru 1 августа 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23369.html

В Екатеринбурге канонизирован преподобный Василиск Сибирский Екатеринбург, 13 января 2004 г. Великая и благодатная радость пришла на уральскую землю. После долгих трудов Комиссии по канонизации святых, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в воскресенье, 11 января, в монастыре Спаса Всемилостивого в Екатеринбурге состоялся чин канонизации нового святого земли уральской - преподобного Василиска Сибирского, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Преподобный Василиск (в миру - Василий) родился в середине 18-го века в Тверской губернии, в семье крестьянина. Отрок Василий с детства познал труд и нужду: просил милостыню, был пастушком. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Не смея перечить отцу, Василий вступил в брак, но вскоре, с согласия жены, оставил семью и начал вести монашеский образ жизни сначала в миру, а затем в различных монастырях. Жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянских пустынников при известном старце Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга преподобного Зосиму (Верховского). Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Около 10 лет Василиск и Зосима провели близ Коневской обители, возрастая духом в монашеских подвигах и, особенно, в молитве Иисусовой. Подвижник стремился постоянно пребывать в молитве, не давал послабления своей плоти: берегся от насыщения, излишнего питья и особенно сна, все ночи под праздники проводил в бдении. Если же его начинал одолевать сон, он клал поклоны, колол дрова или пел духовные песни. Когда к нему заходили странники, он всех любезно встречал, но если кто-нибудь просился к нему жить, - отказывал, говоря, что грешен, пребывает в нерадении и вообще дал обет проводить жизнь уединенную. Когда же проситель настаивал, Василий отвечал ему с кротостью: " Вместе жить нам никак нельзя, но, если хочешь, оставайся в моей келье, а я пойду на другое место " .

http://pravoslavie.ru/8643.html

Ученые подтвердили, что найденная в Кузбассе землянка принадлежала святому Василиску Сибирскому 9 августа, 2013. Новостная служба Ученый не исключает, что святые Василиск и Петр жили вместе, в одной келье, но прямых доказательств этому пока нет. 9 августа. ПРАВМИР. Ученые-археологи подтвердили, что  сруб и землянка , фрагменты которых обнаружены в Новокузнецком районе, в 4 км от деревни Увал (40 км от Новокузнецка), принадлежали  святому Василиску Сибирскому. Об этом сообщает «Церковный вестник» . Что касается проживания в этой землянке святого Петра Томского, который, согласно историческим документам, жил и был захоронен в деревне Увал, то этот факт еще требует доказательств. Могила святого Петра вблизи кельи пока не обнаружена. По словам заведующего научно-исследовательским отделом музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Николая Кузнецова, главная задача экспедиции, организованной совместно Новокузнецкой епархией и Музеем при участии студентов исторического факультета Кузбасской государственной педагогической академии заключалась в поиске могилы святого праведного Петра Томского. «Однако наша аппаратура никаких могил вблизи кельи не обнаружила. Но найденные и изученные в келье предметы, в частности остатки церковной утвари и большое количество глиняных изделий подтверждают с большой степенью вероятности, что там скорее всего жил святой Василиск, который был гончарным мастером». Ученый не исключает, что святые Василиск и Петр жили вместе, в одной келье, но прямых доказательств этому пока нет. Место захоронения святого Петра, который скончался в молодом возрасте от случайно нанесенной себе раны, еще предстоит найти. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 мая, 2022 27 марта, 2022 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023

http://pravmir.ru/uchenye-podtverdili-ch...

Десять лет назад обретены нетленные мощи преподобного Василиска Сибирского 2 августа, 2010. Редакция " Правмира " 3 августа отмечается 10 лет со дня обретения нетленных мощей одного из великих уральских святых — преподобного Василиска Сибирского. 3 августа отмечается 10 лет со дня обретения нетленных мощей одного из великих уральских святых — преподобного Василиска Сибирского. Преподобный Василиск жил в XIX веке. Будучи родом из Центральной России, он удалился в Сибирь, чтобы там в уединении совершать непрестанную молитву. Святой жил 24 года в сибирских лесах и достиг высокого духовного состояния, обладал даром прозорливости, мог предсказывать будущее. Скончавшийся в 1824 году старец Василиск был похоронен в Туринске на кладбище Свято-Николаевского монастыря. В XIX веке преподобного Василиска очень почитали на Урале. В годы советской власти святой был забыт, его могила оказалась под асфальтом, так как на месте монастырского кладбища были устроены гаражи. В конце 1990-х годов монахи одного из уральских монастырей, почитавшие преподобного Василиска, предприняли попытку найти его мощи. В июле 2000 года они отправились в Туринск и с помощью археологов 3 августа обрели святые мощи, которые затем были перенесены в Екатеринбург, в храм Всемилостивого Спаса (пос. Елизавет). В этом храме они находятся и теперь. — Сегодня возрождается почитание святого Василиска, — говорит священник храма Всемилостивого Спаса, отец Михаил Кудрин, — и уже известны случаи чудесных исцелений, совершившихся по его молитвам. Например, одна из наших прихожанок получила исцеление от злокачественной опухоли. Святого Василиска почитают в разных уголках России, пишут нам письма; как-то приезжала паломница из Москвы поблагодарить святого за исцеление. Частицы его мощей находятся в разных храмах, причем не только в России. Думаю, со временем этот великий святой, которого по преуспеянию можно сравнить с преподобным Серафимом Саровским, станет широко известным во всей России. Источник: Ново-Тихвинский монастырь

http://pravmir.ru/desyat-let-nazad-obret...

Отцы преуспевали в подвиге, это было видимо по безмерным дарам благодати Божией, нисходящим на о. Василиска во время сердечной молитвы. В сибирской пустыни о. Зосима продолжал составлять особую рукопись о благодатных действиях Иисусовой молитвы на старца. Отец Василиск не только не скрывал от своего духовного друга и ученика действий истинной иноческой молитвы, но и сам рассматривал и поправлял эту рукопись. Отец Зосима записал «75 действий Иисусовой молитвы на старца Василиска» 103 . Святитель Игнатий (Брянчанинов) , прочитав впоследствии рукопись, отозвался о ней так: «Житие Василиска есть евангельское, мудрование его евангельское, очищенное и просвещенное» 104 . Спустя несколько лет, уступив неотступным просьбам нескольких человек 105 , старцы Василиск и Зосима приняли в пустынь желавших поучиться жизни по Евангелию. Однако безмолвие стало все чаще нарушаться посещениями родных и знакомых новоначальных. Тогда, с согласия старца Василиска, о. Зосима ушел еще дальше на пять верст: в самом диком, непроходимом месте, окруженном лесами и болотами, в густой чаще высокого тростника он выстроил себе маленькую келию и поселился в ней. В большие праздники о. Зосима приходил к старцу и братии на всенощное пение и на общую трапезу. Иногда, несмотря на свою старость и слабость, о. Василиск посещал его в дальней пустыни. В уединении о. Зосима пережил тяжкое искушение от бесовских мечтаний и видений, которыми враг хотел устрашить воина Христова и выгнать его из удаленной пустыни. Около трех лет подвижник боролся во сне и наяву с врагами рода человеческого, не дававшими ему покоя. Они являлись ему на молитве в виде ужасных исполинов, а когда он садился обедать, окружали его стол во всей своей мерзости и безобразии, производя различные визги, грохот и шум. Но он не удалялся из своего дикого уединения, а старец Василиск при свиданиях укреплял отшельника в терпении, рассказывая, как сам десять лет в Брянских лесах был томим такими же искушениями. Отец Зосима противоборствовал бесовским страхованиям умной Иисусовой молитвой, и с помощью Божией он перестал чувствовать страх и смотрел на бесов как на надоедливых мух. В конце третьего года милосердный Господь совершенно избавил о. Зосиму от этого искушения на всю последующую жизнь и исполнил его душу такими небесными утешениями, что пустынник начал бояться (по его собственным словам), как бы не придти в забвение собственных грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Духовные сочинения схимонаха Зосимы, отображая внутренний мир пустынника, продолжают назидать и учить, как и много лет назад. «Можно с уверенностью сказать, что никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта и навсегда пребыл бы в молчании, в этом «таинстве будущего века», если бы не стояла перед ним задача научить ближнего; если бы любовь не порождала надежды, что хоть кто-нибудь, хотя бы одна душа услышит слово и, восприняв покаяние, спасется» 191 . Писал старец Зосима по-славянски, вдохновленный святоотеческой литературой, с которой был хорошо знаком. Высказывания старца, публиковавшиеся с его Житием, повторялись в сборниках «Старческие советы», выходивших в свет в 1913 и в репринтном переиздании в 1994 годах. Жизнеописания старца Василиска и Петра Мичурина, подвизавшегося в сибирской пустыне в конце 1810-х годов, написаны собственноручно о. Зосимой и полны любви к избранникам Божиим. Эти книги издавались дважды Козельской Введенской Оптиной пустынью в 1840-х годах. Издание 1849 года 192 помечается иногда как второе. От первого издания пока не удалось найти ни одного экземпляра – видимо, тираж был небольшой. Не о нем ли писал о. Порфирий (Григоров) в одном из своих писем? «Я похлопотал об издании хранившихся у меня в рукописи сибирских старцев, кои имею честь препроводить к Вам, – надеюсь, что прочтете их со вниманием и удовольствием. Оных напечатано самое малое количество экземпляров: только для моих благодетелей и друзей » 193 . Не для этого ли издания была изготовлена литография с портрета старца Василиска в гробу и взято разрешение на публикацию у цензора в марте 1840 года? 194 Известно следующее свидетельство Оптинских старцев: «Однажды рассматривали портрет подвижника Василиска, приложенный к его Житию. Кто-то и сказал, что вот-де уста уж очень как-то светлы; вероятно потому, что он умер с молитвой Иисусовою на устах. «Да, это очень может быть, – сказал батюшка Амвросий. – А вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три после смерти рука все перебирала четки " » 195 . Данные Жизнеописания публиковались в 1863 и 1899 годах и в переводе на современный русский язык в 1998 году в Москве и в 2003 году в Екатеринбурге (в связи с прославлением преподобного Василиска, состоявшемся 11 января 2004 года) 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Бросается в глаза и заголовок Жития, данный Достоевским: «Из жития в Бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы, составленное с собственных слов его Алексием Федоровичем Карамазовым», похожий на названия книг о самом старце Зосиме (Верховском) и книги, написанной о. Зосимой (Верховским) о его духовном отце и спостнике «Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писанное учеником его Зосимою Верховским) ». Подтверждают существующее мнение сходство некоторых биографических данных и манера разговора старцев. Вот некоторые доводы, приведенные М. М. Громыко. Старец Зосима у Достоевского – тоже из дворян, служил в гвардейском полку в столице, прямо с военной службы ушел в монастырь. Рядом с ним старец Анфим, почитаемый о. Зосимой «простенький монашек, из беднейшего крестьянского звания... молчаливый и тихий, редко с кем говоривший, между самыми смиренными смирнейший. Этого как бы трепещущего человека старец Зосима любил и во всю жизнь относился к нему с необыкновенным уважением. Когда-то многие годы провел в странствиях с ним вдвоем по всей святой Руси». Перекликается художественный образ старца Зосимы со своим прототипом и повествованием о трогательной дружбе между старцем и о. Анфимом и отношении первого к последнему как ученика к учителю (вспомним братство пустынника Василиска и о. Зосимы). Когда в 1859 году газета «Тобольские губернские ведомости» опубликовала статью Г. А. Варлакова «Туринск» с изложением истории Зосимы Тобольского (Верховского), Достоевский был в Сибири. Многое об о. Зосиме Достоевский мог узнать от семипалатинского знакомого, сибирского краеведа Н. А. Абрамова, Историей Туринского женского монастыря Н. А. Абрамов занимался специально в течение нескольких лет, и главным в опубликованной им в 1865 году статье был образ о. Зосимы (Верховского) . Весь газетный материал указывал на то, что сведения для статьи известный краевед собирал в Туринске в 1863 году и видел тогда в монастыре портрет о. Василиска, писанный маслом 186 . К начальным сведениям об о. Зосиме, полученным Достоевским в Сибири, прибавились позднее впечатления от чтения Жития и отрывков из его сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

1787 г. августа 11 Отец Адриан перебрался из Рославльских лесов на Коневец (упоминается поздняя осень) 1788 г. осень 1788 г. декабрь Захария продал все свое недвижимое имение 1789 г. Захария упоминается отставным поручиком 1789 г. весна Захария пришел к Рославльским пустынникам, желая остаться с ними навсегда (и не застал там о. Адриана) 1789 г. Захария уехал на Коневец и прибыл к о. Адриану (до его назначения в строители) Отец Адриан назначен строителем Коневского монастыря 1790 г. 1791 – 1792 Захария пострижен с именем Зосима в Коневском монастыре 1792 – 1793 Старец Василиск переехал на Коневец Освящен храм в скиту на Святой горе (построенном о. Адрианом на Коневце) 1796 г. июня 13 Строитель Адриан сдал Коневский монастырь и уехал в Симонов монастырь 1798 г. На Коневец пришел новый настоятель о. Варфоломей 1798/1799 гг. 1799 г. О. Зосима пишет последнее письмо с Коневца к о. Досифею в Рославльские кущи Попытки о. Зосимы и о. Василиска попасть на Афон лето – осень Зимовка в Киевской Лавре 1799/1800 1800 г. Путешествие о. Зосимы и о. Василиска по югу России весна – осень 1800 г. осень Старцы прибыли в Тобольск «поздней осенью» зима 1800/1801 Зимовка в Ивановском монастыре под Тобольском 1801 г. Отцы Василиск и Зосима получили от владыки Варлаама дозволение жить в Тобольской епархии Первая зимовка в сибирском лесу 1801/1802 Смерть архиепископа Тобольского Варлаама 1802 г. декабря 2 ранняя осень 1802 г. Отцы Василиск и Зосима устроили келий в лесу под Кузнецком за проливами Трикурьи (где прожили 20 лет) 1806 г. Письмо о. Зосимы к монаху Павлу июля 23 Годы проживания Петра Мичурина в пустыньке у старцев ноябрь 1818 – июль 1819 1818 г. Отец Зосима принял под свое духовное руководство вдову Анисью Конюхову и двух девиц (основание женской общины в дер. Сидоровке) 1821 г. Первая поездка о. Зосимы в Петербург с прошениями об устройстве женской обители 1822 г. Указ Св. Синода о передаче Туринского монастыря в ведение о. Зосимы и его общины февраля 13 1822 г. Отец Зосима принял Туринский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Новости 2 августа, 2010 Епископ Павлово-Посадский Кирилл совершит панихиду на могиле А.И.Солженицына 3 августа 2010 года, во вторую годовщину со дня кончины А.И.Солженицына, в 13.00 панихиду на его могиле в некрополе Донского монастыря совершит наместник обители епископ Павлово-Посадский Кирилл. 2 августа, 2010 Сбербанк не будет открывать счет для перечисления помощи погорельцам, помощь координируют православные храмы и добровольцы Сбербанк не будет открывать счет для перечисления помощи погорельцам - об этом сообщили «Русской службе новостей» в пресс-службе компании. Однако все желающие помочь пострадавшим от пожаров могут обратиться в любой православный храм. Напомним, ранее патриарх Кирилл призвал к активной помощи в борьбе с пожарами - стать добровольцем в помощи сотрудникам МЧС, а также собирать материальную помощь погорельцам. 2 августа, 2010 Десять лет назад обретены нетленные мощи преподобного Василиска Сибирского 3 августа отмечается 10 лет со дня обретения нетленных мощей одного из великих уральских святых - преподобного Василиска Сибирского. 2 августа, 2010 Архиерей Элладской Православной Церкви пожертвовал 200 тысяч рублей пострадавшим от лесных пожаров Митрополит Месогийский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь) передал 200 тысяч рублей в фонд помощи пострадавшим от лесных пожаров в России. Архиерей передал пожертвования из личных средств Святейшему Патриарху Кириллу. 2 августа, 2010 2 августа - Ильин день 2 августа отмечается день памяти святого пророка Илии. Жизнь и деяния пророка Илии описаны в ветхозаветных 3-й и 4-й книгах Царств. 2 августа, 2010 Серафимовские торжества прошли в Боржоми В день памяти преподобного Серафима Саровского в Боржомской епархии Грузинской Православной Церкви торжественно отмечали престольный праздник Серафимовского храма. Храм, который находится в живописной местности в нескольких километрах от Боржоми, появился несколько лет назад стараниями митрополита Серафима (Джожуа). И почти сразу стал излюбленным местом молитвы жителей Боржоми и многочисленных отдыхающих этого курортного городка. Владыка Серафим, в прошлом архитектор, непосредственно принял участие в росписи храма.

http://pravmir.ru/category/news/page/565...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010