В Екатеринбурге канонизирован преподобный Василиск Сибирский Екатеринбург, 13 января 2004 г. Великая и благодатная радость пришла на уральскую землю. После долгих трудов Комиссии по канонизации святых, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в воскресенье, 11 января, в монастыре Спаса Всемилостивого в Екатеринбурге состоялся чин канонизации нового святого земли уральской - преподобного Василиска Сибирского, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Преподобный Василиск (в миру - Василий) родился в середине 18-го века в Тверской губернии, в семье крестьянина. Отрок Василий с детства познал труд и нужду: просил милостыню, был пастушком. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Не смея перечить отцу, Василий вступил в брак, но вскоре, с согласия жены, оставил семью и начал вести монашеский образ жизни сначала в миру, а затем в различных монастырях. Жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянских пустынников при известном старце Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга преподобного Зосиму (Верховского). Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Около 10 лет Василиск и Зосима провели близ Коневской обители, возрастая духом в монашеских подвигах и, особенно, в молитве Иисусовой. Подвижник стремился постоянно пребывать в молитве, не давал послабления своей плоти: берегся от насыщения, излишнего питья и особенно сна, все ночи под праздники проводил в бдении. Если же его начинал одолевать сон, он клал поклоны, колол дрова или пел духовные песни. Когда к нему заходили странники, он всех любезно встречал, но если кто-нибудь просился к нему жить, - отказывал, говоря, что грешен, пребывает в нерадении и вообще дал обет проводить жизнь уединенную. Когда же проситель настаивал, Василий отвечал ему с кротостью: " Вместе жить нам никак нельзя, но, если хочешь, оставайся в моей келье, а я пойду на другое место " .

http://pravoslavie.ru/8643.html

Скачать epub pdf 11.01 Служба преподобному Василиску Сибирскому Текст службы утвержден решением Священного Синода от 14 июля 2018 года (журнал 61). Месяца декабря в 29-й день На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 1: Яко заря пресветлая,/землю Сибирскую житием твоим озарил еси,/единаго безмолвия взыскуя,/сердечныя молитвы делатель преизрядный явился еси,/отче Василисче преблаженне,/моли спастися душам нашим. Издетска к Богу мыслию восперяяся,/Тому Единому прилепился еси,/в трудех пустынных смиренно подвизаяся,/любовь совершенную стяжал еси,/боголюбиве отче Василисче,/темже и дух твой возрадовася о Господе,/ егоже моли о чтущих память твою. Смирением себе украсивый/и воздержанию навыкнувый,/страстей возстание, блаженне, погребл еси,/молитвою же сердечною душу твою очистив,/храм Духа Святаго явился еси./Темже и радость неизреченную от Господа достойно приял еси,/ егоже моли и нам благая улучити. Слава, глас 6: Приидите, вернии людие,/хвалебными песньми память почтим/богоноснаго старца Василиска,/земли Сибирския украшение,/иже, в ней усердне подвизався/и на лествицу духовную возшед,/яко светильник светозарный просия,/ныне предстоит Престолу Святыя Троицы/и молится о душах наших. И ныне, праздника. Вход. Прокимен дне. И чтения три преподобническая. На литии стихира, глас 2: Светильник пустыни Господом возженный,/монашествующим правило/и людем верным наставник явился еси./Темже, угодниче Христов Василисче,/и нас в добродетелех укрепи,/святую память твою празднующих. В пустыни, яко во гробе затворився,/плотская двизания духовными стремленьми угасил еси,/во еже со Христом в живот вечный воскреснути./ егоже усердно моли о нас, преподобне,/душ наших греховную мертвость оживотворити,/любовию тя почитающих. Тайныя твоя подвиги кто изочтет, святе Василисче,/яже Единому Богу ведомыя?/Ты бо сна очима твоима не дал еси,/во дни и нощи духом к Богу пламенея,/плотския страсти постом далече от себе отгнал еси./Темже и нам, в лености греховней сущим,/буди усердный помощник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава Богу! – всегда была и есть надежда хотящим спастись; и в нынешнее последнее время, явилась благодать Святого Духа. Как виноградная лоза па неплодной земле, в стране Сибирской, Томской губернии, в округе Кузнецка Сарчумыского Форпоста, от родителей благочестивых – из дворян – отца Алексея, Матери Домникии, родился сей юноша Пётр, и вырос в добром воспитании в доме родителей своих. – Потом находился в военной службе; напоследок предал себя самого на службу Господу Богу во иноческую жизнь, да предстоит как свеча одушевлённая пред Богом, в радость и торжество Ангелам со всеми угодившими Богу. Имея 20 лет от рождения своего, он выполнил Божии заповеди. Во истину желателен для Господа Иисуса Христа такой служитель; и много приятнее Ему всяких вещественных даров, приносимых Ему во храмах, хотя и они благоприятны Ему; хотя Господь знает спасать всех желающих спастись, во всяком звании; совсем тем, как небо разнствует от земли, так мирское обычное супружеское житие отстоит от чистого иноческого пребывания, к которому Христос всех приглашает глаголя: «Продаждь имение твое, и дай нищим и гряди в след Мене,» то есть в целомудренное равно-Ангельское иноческое житие, дабы за сие сподобиться такой же благодати Святого Духа, – как и юноша Пётр. Но мало слушают сего гласа Христова, не распаляются живою верою и любовью ко Христу Спасителю нашему; ослепила очи наши суета века сего, более чем слепорождённых младенцев, хотя мы сами видим и слышим многих великих Святых прославленных, которые в иноческом чине Богу служили. О, какое великое благо, пойти в след Христа и по Его хотению проводить свою жизнь, и по смерти, на бесконечные веки в неизреченной Его славе и радовании, при Нем быть, по глаголу самого Христа Господа: «хощу идеже буду Аз, ту и слуга Мой будет.» О, неоценимое достоинство служить Христу, все достоинства превосходящее! и юноша Пётр предъизбрал себе его в здешней стране, один из толикого множества народа, послушав Христа зовущего, и управил житие своё в угождение Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ученые подтвердили, что найденная в Кузбассе землянка принадлежала святому Василиску Сибирскому 9 августа, 2013. Новостная служба Ученый не исключает, что святые Василиск и Петр жили вместе, в одной келье, но прямых доказательств этому пока нет. 9 августа. ПРАВМИР. Ученые-археологи подтвердили, что  сруб и землянка , фрагменты которых обнаружены в Новокузнецком районе, в 4 км от деревни Увал (40 км от Новокузнецка), принадлежали  святому Василиску Сибирскому. Об этом сообщает «Церковный вестник» . Что касается проживания в этой землянке святого Петра Томского, который, согласно историческим документам, жил и был захоронен в деревне Увал, то этот факт еще требует доказательств. Могила святого Петра вблизи кельи пока не обнаружена. По словам заведующего научно-исследовательским отделом музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Николая Кузнецова, главная задача экспедиции, организованной совместно Новокузнецкой епархией и Музеем при участии студентов исторического факультета Кузбасской государственной педагогической академии заключалась в поиске могилы святого праведного Петра Томского. «Однако наша аппаратура никаких могил вблизи кельи не обнаружила. Но найденные и изученные в келье предметы, в частности остатки церковной утвари и большое количество глиняных изделий подтверждают с большой степенью вероятности, что там скорее всего жил святой Василиск, который был гончарным мастером». Ученый не исключает, что святые Василиск и Петр жили вместе, в одной келье, но прямых доказательств этому пока нет. Место захоронения святого Петра, который скончался в молодом возрасте от случайно нанесенной себе раны, еще предстоит найти. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 29 мая, 2023 22 мая, 2023

http://pravmir.ru/uchenye-podtverdili-ch...

Десять лет назад обретены нетленные мощи преподобного Василиска Сибирского 2 августа, 2010. Редакция " Правмира " 3 августа отмечается 10 лет со дня обретения нетленных мощей одного из великих уральских святых — преподобного Василиска Сибирского. 3 августа отмечается 10 лет со дня обретения нетленных мощей одного из великих уральских святых — преподобного Василиска Сибирского. Преподобный Василиск жил в XIX веке. Будучи родом из Центральной России, он удалился в Сибирь, чтобы там в уединении совершать непрестанную молитву. Святой жил 24 года в сибирских лесах и достиг высокого духовного состояния, обладал даром прозорливости, мог предсказывать будущее. Скончавшийся в 1824 году старец Василиск был похоронен в Туринске на кладбище Свято-Николаевского монастыря. В XIX веке преподобного Василиска очень почитали на Урале. В годы советской власти святой был забыт, его могила оказалась под асфальтом, так как на месте монастырского кладбища были устроены гаражи. В конце 1990-х годов монахи одного из уральских монастырей, почитавшие преподобного Василиска, предприняли попытку найти его мощи. В июле 2000 года они отправились в Туринск и с помощью археологов 3 августа обрели святые мощи, которые затем были перенесены в Екатеринбург, в храм Всемилостивого Спаса (пос. Елизавет). В этом храме они находятся и теперь. — Сегодня возрождается почитание святого Василиска, — говорит священник храма Всемилостивого Спаса, отец Михаил Кудрин, — и уже известны случаи чудесных исцелений, совершившихся по его молитвам. Например, одна из наших прихожанок получила исцеление от злокачественной опухоли. Святого Василиска почитают в разных уголках России, пишут нам письма; как-то приезжала паломница из Москвы поблагодарить святого за исцеление. Частицы его мощей находятся в разных храмах, причем не только в России. Думаю, со временем этот великий святой, которого по преуспеянию можно сравнить с преподобным Серафимом Саровским, станет широко известным во всей России. Источник: Ново-Тихвинский монастырь

http://pravmir.ru/desyat-let-nazad-obret...

Новости 2 августа, 2010 Епископ Павлово-Посадский Кирилл совершит панихиду на могиле А.И.Солженицына 3 августа 2010 года, во вторую годовщину со дня кончины А.И.Солженицына, в 13.00 панихиду на его могиле в некрополе Донского монастыря совершит наместник обители епископ Павлово-Посадский Кирилл. 2 августа, 2010 Сбербанк не будет открывать счет для перечисления помощи погорельцам, помощь координируют православные храмы и добровольцы Сбербанк не будет открывать счет для перечисления помощи погорельцам - об этом сообщили «Русской службе новостей» в пресс-службе компании. Однако все желающие помочь пострадавшим от пожаров могут обратиться в любой православный храм. Напомним, ранее патриарх Кирилл призвал к активной помощи в борьбе с пожарами - стать добровольцем в помощи сотрудникам МЧС, а также собирать материальную помощь погорельцам. 2 августа, 2010 Десять лет назад обретены нетленные мощи преподобного Василиска Сибирского 3 августа отмечается 10 лет со дня обретения нетленных мощей одного из великих уральских святых - преподобного Василиска Сибирского. 2 августа, 2010 Архиерей Элладской Православной Церкви пожертвовал 200 тысяч рублей пострадавшим от лесных пожаров Митрополит Месогийский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь) передал 200 тысяч рублей в фонд помощи пострадавшим от лесных пожаров в России. Архиерей передал пожертвования из личных средств Святейшему Патриарху Кириллу. 2 августа, 2010 2 августа - Ильин день 2 августа отмечается день памяти святого пророка Илии. Жизнь и деяния пророка Илии описаны в ветхозаветных 3-й и 4-й книгах Царств. 2 августа, 2010 Серафимовские торжества прошли в Боржоми В день памяти преподобного Серафима Саровского в Боржомской епархии Грузинской Православной Церкви торжественно отмечали престольный праздник Серафимовского храма. Храм, который находится в живописной местности в нескольких километрах от Боржоми, появился несколько лет назад стараниями митрополита Серафима (Джожуа). И почти сразу стал излюбленным местом молитвы жителей Боржоми и многочисленных отдыхающих этого курортного городка. Владыка Серафим, в прошлом архитектор, непосредственно принял участие в росписи храма.

http://pravmir.ru/category/news/page/565...

29. Четверг. Попразднство Рождества Христова. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Прп. Маркелла, игумена обители «Неусыпающих». Прпп. Марка и Феофила Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Василиска Сибирского . Служба святых не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Ирод пребеззаконный...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Преславное таинство...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Иисусу рождшуся...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, в Вифлеем пришед...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды), тропарь мучеников, глас 1-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобного. По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; седален мучеников, глас 4-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 6-й: «В Вифлееме рождшуся...», и о кондаке преподобного, глас 8-й: «Яко звезда...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 293) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-11/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО ДОКЛАДУ СИНОДАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ 1. Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, и деятельность комиссии. 2. Считать правильными методологию и критерии исследовательской деятельности Комиссии, а также выразить удовлетворение результатами ее работы в межсоборный период. 3. Причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена: - Преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (+ 1395, память 12/25 сентября); - Преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова; 1719-1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая); - Праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября); - Преподобного Василиска Сибирского (+ 1824, память 29 декабря/11 января); - Преподобного Зосимы (Верховского; 1768-1833, память 24 октября/6 ноября); - Блаженного Андрея Симбирского (Огородникова; +1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря); - Преподобного Пимена Угрешского (Мясникова; 1810-1880; память 17/30 августа); - Преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня); - Преподобной Марфы Дивеевской ( Милюковой; 1810-1829; память 21 августа/3 сентября); - Преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805-1832; память 28 мая/10 июня); - Блаженной Пелагии Дивеевской (Серебренниковой; 1809-1884; память 30 января/12 февраля); - Блаженной Параскевы Дивеевской (+1915; 22 сентября/5 октября); - Блаженной Марии Дивеевской (Фединой; +1931; 26 августа/8 сентября); - Блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952; память 19 апреля/2 мая) 4. Сообщить имена сих подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429703/

В собрании присутствуют образы главных православных, а также местночтимых святых 13 июля. ПРАВМИР. Выставка «Русские святые. Коллекция Феликса Комарова. 300 икон» пройдет в Манеже в Москве с 16 июля по 21 августа. Коллекция бизнесмена Феликса Комарова включает более 300 икон конца XVI – начала XX столетия с изображением святых — представителей разных чинов святости, начиная с апостола Андрея, сообщается на сайте Манежа. В собрании присутствуют образы главных православных святых: Креститель Руси князь Владимир, благоверные князья-мученики Борис и Глеб, печерские преподобные, московские святители, преподобный Сергий Радонежский, юродивый Василий Блаженный, отрок царевич Димитрий. Выставка интересна тем, что на ней будут представлены уникальные изображения местночтимых святых, считает коллекционер. «Есть святые, которых знают все, например, Сергий Радонежский. А есть так называемые местночтимые — это святые, которые свои деяния делали в маленьких местечках, они известны только в своей местности. Их иконописные лики тоже можно будет увидеть на выставке в Манеже», — цитирует Комарова ТАСС. На выставке будут представлены образы Гурия Шалочского, Евфросина Синозерского, Макария Жабынского. Образ преподобного Ксенофонта из этого собрания, вероятно, является единственным ныне известным изображением основателя маленького Никольского монастыря на реке Робейке в окрестностях Новгорода. Столь же редок образ преподобного Василиска Сибирского — пустынника, подвизавшегося в сибирских лесах в первой четверти XIX века и причисленного к лику святых только в 2004 году. Частью выставки станет культурно-просветительская программа, направленная на укрепление интереса к древнерусскому искусству, культуре и истории России, с ежедневными экскурсиями, которые будут проводить историки и специалисты в области древнерусского искусства. Особая музыкальная программа выходного дня будет подготовлена при сотрудничестве с Московской государственной Консерваторией им. П.И. Чайковского при участии Московского мужского камерного хора «Кастальский» под управлением профессора кафедры хорового дирижирования, декана факультета симфонического и хорового дирижирования Алексея Рудневского. В программе примет участие ансамбль «Колокола России» под руководством лауреата международных конкурсов Галины Филимоновой.

http://pravmir.ru/vyistavka-redkih-ikon-...

Группа паломников из Германии, возглавляемая архиепископом Марком, посетила Екатеринбургскую епархию Екатеринбург, 25 июля 2008 г. Архиепископ Берлинский и Германский Марк с группой паломников из Германии посетил Екатеринбургскую епархию в Царские Дни, чтобы помолиться у святынь, связанных с гибелью Царственных Страстотерпцев и преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Кроме того, владыка побывал Ново-Тихвинском монастыре: поклонился одной из ее главных святынь - мощам преподобного Василиска Сибирского, посетил мастерские и Православный приют. В день памяти преподобномучениц Елисаветы и Варвары высокий гость посетил и Свято-Игнатиевский скит обители. В своей приветственной речи архиепископ говорил о величии монашества и христианства. Прежде всего, владыка Марк поздравил всех праздником в честь святых Елисаветы и Варвары и пожелал сестрам с усердием подвизаться в евангельских добродетелях, подражая этим угодницам Божиим и неисчислимому сонму новомучеников России. Как отметил архиерей, сейчас у россиян есть все возможности для несения монашеского подвига: есть монастыри, духовная литература, благолепные храмы, в которых каждый день совершаются богослужения. Нужно ценить эту возможность: то, что сейчас многим представляется чем-то само собой разумеющимся, еще несколько лет назад было немыслимо. И мы должны непрестанно благодарить Бога за великий дар - возможность проводить монашескую жизнь. - Для нас, монашествующих, самое опасное - привыкнуть к тому, что у нас есть, - сказал владыка Марк. - Привыкнуть к посещению храма, к молитве, к Таинствам. Нельзя этого допускать, надо каждое утро думать: я недостоин. Ведь если бы Господь судил нас по нашим делам, Он поражал бы нас еще на пороге храма - а Он допускает нас в храм каждый день. Десятки лет множество ваших предшественниц желали стать монахинями, готовы были для этого терпеть все невзгоды - но они не могли осуществить свое желание: монастыри были закрыты, а в немногие действовавшие очень трудно было поступить. Надо помнить об этом.

http://pravoslavie.ru/27261.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010