Ярославль Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 57.626559; 39.893813 Россия, Ярославль Ярославль, Ярославская область Россия Содержание История [ править править код ] Недолгий расцвет Ярославль стал самостоятельным княжеством в 1218 г., когда великий князь Константин Всеволодович отдал его в удел сыну Всеволоду. В это время Ярославль был крупным городом, деревянные стены которого уже не раз расширялись. О его величине говорит то, что при пожаре 1221 г. сгорели 17 храмов. В 1238 г. Всеволод Константинович погиб в битве с монголами на р. Сити. Разорённый Ярославль не сразу вернул тот уровень ремёсел и торговых связей, который имел до Батыя. Переход под власть Москвы Ярославский князь Василий Давидович Грозный, как мог, сопротивлялся влиянию Москвы. Когда он направлялся в 1339 г. в Орду, московский князь Иван Данилович Калита направил отряд, чтобы схватить его, но Василий отбился и получил от хана разрешение править дальше, хотя прибывшего тогда же в Сарай Александра Тверского убили. Более того, Василий добился права платить дань не в Москву, а напрямую Орде. Чтобы избежать вражды с сильным ярославским князем, Калита выдал за него свою дочь Евдокию. В начале XV в. Ярославль чеканил собственную монету – серебряную денгу. Но Москва неуклонно набирала силу, и в 1463 г. ярославский князь Александр Квашня отдал великому князю Московскому Иоанну III Ярославское княжество в обмен на вотчины в Московском княжестве. Смутное время После убийства в 1606 г. первого самозванца новый царь Василий Шуйский выслал поляков из Москвы, самый большой отряд – в Ярославль. Здесь оказались Марина Мнишек, её отец, польский воевода, всего 375 человек. Они свободно ходили по городу с оружием. Их охраняли 300 московских стрельцов и караулы ярославского гарнизона. В 1608 г., когда к городу подошли войска второго Лжедимитрия, Ярославль присягнул на верность ему и, видимо, желая откупиться, послал 30 тыс. рублей. Тем самым ярославцы показали «тушинскому вору», как богаты. В Ярославль направился отряд поляков, чтобы обобрать горожан дочиста.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославль

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Владимирские свв. - житие АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ († 1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта, 4 нед. по Пасхе и в Соборе Владимирских святых) АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе Эстонских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), свт., архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) БОРИС ЮРЬЕВИЧ 1031/33-1159, св. блгв. кн. (пам. 23 июня- в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ (1215? - 1238), мч. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravicon.com/info-1998

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ РОСТИСЛАВИЧ Беседа Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского о «коварстве» Василька Теребовльского. Паломничество Василька на поклонение в Михайловский Выдубицкий мон-рь. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 138 об.) Беседа Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского о «коварстве» Василька Теребовльского. Паломничество Василька на поклонение в Михайловский Выдубицкий мон-рь. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 138 об.) [Василько] (ок. 1060/65–1124), кн. теребовльский, сын тмутараканского кн. Ростислава Владимировича († 3 февр. 1067), старшего внука киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого . Матерью В. Р. была, вероятно, Ланка (Анна), дочь венг. кор. Белы I (1060–1063). В. Р. и его старшие братья Рюрик и Володарь после смерти отца с нек-рых пор находились на содержании своего дяди волынского кн. Ярополка Изяславича (1077–1086), к-рого Володарь и В. Р. неудачно пытались в 1084 г. вытеснить из Владимира. Киевский кн. Всеволод Ярославич (1078–1093) поддержал Ярополка, выделив, однако, Ростиславичам юж. часть владений последнего — В. Поднестровье (буд. Галицкая земля) с городами Перемышль, Звенигород и Теребовль. Эти владения были закреплены за Володарем и В. Р. (Рюрик умер в 1092) на общерус. княжеском съезде в Любече в 1097 г. Тем не менее эти земли стали объектом притязаний со стороны др. дяди Ростиславичей — нового волынского кн. Давыда Игоревича, к-рый с согласия киевского кн. Святополка Изяславича (1093–1113) в нояб. 1097 г. захватил возвращавшегося из Любеча В. Р. и ослепил его. Такая казнь, служившая в Византии обычным способом отстранения от власти политических соперников, на Руси не употреблялась и вызвала возмущение в княжеском семействе. По настоянию кн. Владимира Всеволодовича Мономаха , а также черниговских князей Давида Святославича и Олега Святославича Давыд Игоревич был лишен Волыни.

http://pravenc.ru/text/421016.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (145) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Тверь. 1902.] Собор Тверских святых. Икона. Тверь. 1902 год. «Устроена Иоасафом Яковлевичем Кункиным». Вот подписи к этой иконе. Потомственный Почетный гражданин, член Тверской ученой Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых” и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 янв. 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (на подобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены врост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряде: в средине-св. благоверный великий князь Михаила Ярославич Тверский и св. Арсений 1-й, епископ Тверский; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверский (Казанский Чудотворец) и преп. Ефрема, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Вежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверский и Феодора 2-й, епископ Тверский. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, — святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Тиры, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский. ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверский.

http://pravicon.com/image-10426

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД СВЯТОСЛАВИЧ (50-е гг. XI в.- 1123), кн. черниговский, один из сыновей, по-видимому 3-й, киевского и черниговского кн. св. Святослава (Николая) Ярославича (на миниатюре в Изборнике 1073 г., изображающей семью кн. Святослава, Д. С. помещен 3-м из сыновей князя - после Глеба и Олега (Михаила), перед Романом и Ярославом (Панкратием)), отец св. кн. Николая Святоши (Святослава Давидовича). Примирение князей на съезде в Уветичах. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 147) Примирение князей на съезде в Уветичах. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 147) Первое известие о Д. С. относится к событиям, имевшим место вскоре после смерти его дяди киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича († 1093) и вокняжения в Киеве Святополка (Михаила) Изяславича (двоюродного брата Д. С.). В 1093/94 г. Д. С. оказался на княжении в Смоленске. Опасаясь усиления Святославичей на смоленско-черниговских землях после утверждения в Чернигове при помощи половцев Олега Святославича, князья-соправители Святополк (Михаил) Изяславич и Владимир (Василий) Всеволодович Мономах, подойдя с войсками к Смоленску, вынудили Д. С. уйти на княжение в Новгород. Спустя 2 года новгородцы изгнали Д. С. и он вернулся в Смоленск. В 1097 г. Д. С. принял участие в Любечском съезде князей, на к-ром за ним и его братьями Олегом и Ярославом были закреплены владения их отца, т. е. Черниговское и Муромское княжения. По-видимому, Д. С. был тогда признан старейшим среди Святославичей (Глеб был убит в 1078, Олег же провинился как инициатор усобиц, в к-рых он активно использовал половцев). В последующих летописных известиях, а также в перечне рус. князей в «Хожении» игум. Даниила Д. С. упоминается ранее брата Олега, есть данные, что именно Д. С. занимал старейший стол в Черниговском княжении. В 1097 г. волынский кн. Давид Игоревич с ведома Святополка Киевского захватил и ослепил теребовльского кн. Василия Ростиславича . Д. С. вместе с Владимиром Мономахом и братом Олегом участвовал в походе на Киев, чтобы вынудить Святополка выступить против волынского князя. В результате междоусобной войны на юго-западе Руси Давид был лишен Волыни, Д. С. в военных действиях участия не принимал, послав отряд во главе с сыном Святославом. В 1100 г. Д. С. был участником княжеского съезда в Уветичах (Витичеве), положившего конец конфликту между рус. князьями и Давидом Игоревичем.

http://pravenc.ru/text/168578.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ II Свт. Кирилл II, епископ Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Кирилл II, епископ Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) († 21.05.1262, Ростов), свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Ростовский. Сведения о святителе сохранились в летописных памятниках Сев.-Вост. Руси, прежде всего ростовских. Вероятно, К. принял постриг во владимирском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре . После того как 14 марта 1227 г. настоятель обители сщмч. Митрофан был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского, К. стал игуменом мон-ря. При К. Рождественский мон-рь получил статус архимандритии , его настоятель стал главой черного духовенства Владимира-на-Клязьме. В качестве владимирского архимандрита К., по всей видимости, вместе с Владимирским еп. Митрофаном, Владимирским вел. кн. мч. Георгием (Юрием) Всеволодовичем , черным и белым духовенством и горожанами в 1230 г. участвовал в торжественной встрече во Владимире-на-Клязьме перенесенных из Волжской Булгарии мощей мч. Авраамия Болгарского . В сент. 1229 г. Ростовский еп. Кирилл I оставил кафедру. В нач. апр. 1230 г. ростовские князья святые Василий (Василько), Всеволод (Иоанн) и Владимир (Димитрий) Константиновичи обратились к Владимирскому вел. кн. Георгию, чтобы он «пустил на епископство Ростову» К., «игумена и архимандрита манастыря святыя Богородица Рождества» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 453). В Типографской летописи кон. XV в. события, предшествовавшие поставлению К., описываются иначе. 25 февр. 1230 г. в Ростове состоялся перенос мощей свт. Леонтия Ростовского из ц. св. Иоанна Предтечи в Успенский собор, в тот же день «причетник» К. в присутствии кн. Василька Константиновича и ростовских бояр освятил собор. Затем К. вернулся во Владимир-на-Клязьме, 14 апр. 1230 г. был отпущен вел. князем в Ростов, где его встретили княжеская семья, бояре, духовенство и горожане (Там же. Т. 24. С. 92). Летом 1230 г. во Владимир-на-Клязьме прибыли Киевский митр. Кирилл I(II) , Черниговский еп. Порфирий II, игум. киевского Спасо-Преображенского монастыря на Берестове Петр Акерович и «ин муж». К. не назван в летописи среди представителей черного духовенства, встречавших митрополита (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 455-456).

http://pravenc.ru/text/1840429.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ Печать блгв. кн. Мстислава Мстиславича. 1180–1228 гг. (частное собрание) Печать блгв. кн. Мстислава Мстиславича. 1180–1228 гг. (частное собрание) (Ок. 1180-1228), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), кн. Галицкий (1219-1227). Сын блгв. кн. Мстислава Ростиславича , кн. Белгородского и Новгородского, и дочери рязанского кн. Глеба Ростиславича, внук Смоленского и Киевского блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича . Относился к смоленской ветви потомков Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. В историографии распространено мнение о том, что М. М. был старшим по отношению к брату Владимиру (см. Владимир и Агриппина ), но более вероятно то, что он был младшим. Мстислав Ростиславич перед кончиной (июнь 1180) поручил заботе своего воеводы Бориса Захарьича только Владимира, и это может свидетельствовать о том, что М. М. либо был тогда очень мал, либо появился на свет уже после смерти отца. В пользу 2-го мнения говорит то, что до XIII в. на Руси не было принято называть сына именем живого отца (см.: Литвина, Успенский. 2006. С. 300-301, 304). Крестильное имя М. М., по предположению В. Л. Янина , сделанному на основе анализа печатей, было Феодор (Актовые печати. Т. 1. С. 112-114, 125, 206-207, 235). Впервые М. упомянут в киевской летописи под 1193/94 г. как княживший в Треполе (в Киевской земле). Тогда он вместе с двоюродным братом Ростиславом Рюриковичем совершил успешный поход на половцев, многих пленив и захватив большую добычу (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 677-678). В 1207 г., во время наступления черниговского кн. Всеволода (Даниила) Святославича Чермного на Киев, где правил Рюрик (Василий) Ростиславич (дядя М. М.), М. М. держал оборону в Торческе, городе Киевской земли, и вынужден был заключить мир на условиях противника. После этого он княжил в Торопце, в Смоленской земле (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 429-435). С 1208/09 г. М. М. начал борьбу за княжение в Новгороде и противостоял могущественному вел. князю Владимиро-Суздальскому Всеволоду (Димитрию) Юрьевичу Большое Гнездо, стремившемуся закрепить за собой право посылать в Новгород на княжение своих сыновей. В 1210 г. М. М. удалось закрепиться на новгородском столе. В том же году он вместе с поддержавшими его новгородцами сместил с кафедры архиеп. Новгородского Митрофана и сослал его в Торопец (княжение в котором он сохранял). На место Митрофана был поставлен свт. Антоний , бывш. боярин Добрыня Ядрейкович, принявший постриг по возвращении из К-поля; Антоний, очевидно, был кандидатом М. на Новгородскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2564288.html

В Нижнем Новгороде освящена мозаичная икона основателя города, установленная на Дмитриевской башне кремля 5 октября 2020 г. 16:12 4 октября 2020 года в рамках мероприятий по подготовке к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода на площади Минина и Пожарского совершено освящение мозаичной иконы основателя города — святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. Образ, созданный нижегородской иконописной мастерской «Ковчег», установлен над воротами Дмитриевской башни кремля. Чин освящения иконы совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . На освящении молились секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, руководитель епархиального отдела культуры протоиерей Михаил Сторонкин, руководитель организационного отдела епархии протоиерей Александр Малафеев, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев, настоятель Михаило-Архангельского и Никольского храмов в кремле протоиерей Василий Спирин и другие клирики епархии, а также руководитель мастерской «Ковчег» Алексей Анциферов. На мероприятии присутствовал исполняющий обязанности главы Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев. В своем обращении к собравшимся митрополит Георгий отметил, что такие благословенные дела, как установка и освящение иконы князя Георгия Всеволодовича над воротами Дмитриевской башни, являющейся одним из символов города, укрепляют историческую память, связь поколений. «Украшая свою землю святыми образами, мы показываем, что нижегородцы — не иваны, родства не помнящие. У нас великая культура, история, благословенные традиции. Если не забывать об этом, то будут у нас и славное настоящее, и великое будущее. Пусть святой князь Георгий Всеволодович — основатель Нижнего Новгорода — благословляет нас на пути праведные во славу Божию, на благо богохранимого нашего Отечества, родного города и народа Божия», — добавил глава Нижегородской митрополии . Исполняющий полномочия главы города в своем выступлении рассказал, что икона великого князя Георгия находилась над воротами Дмитриевской башни до революционных событий XX века. Образ можно рассмотреть на снимках известного нижегородского фотографа Максима Дмитриева. В начале 1990-х годов икону основателя города вернули на башню. До настоящего времени там сменились несколько образов. «Пусть эта икона напоминает жителям и гостям города в том числе и о 800-летии Нижнего Новгорода, в преддверии празднования которого она установлена», — сказал Юрий Шалабаев. Иконы, ранее украшавшие Дмитриевскую башню, были выполнены в разных техниках. Мозаика там появилась впервые. Ее, в отличие от живописного образа, не нужно помещать под стекло, поскольку смальта, из которой изготовлена мозаика, не боится атмосферных воздействий. На мозаичной иконе святой Георгий Всеволодович изображен в княжеском одеянии с крестом и мечом в руках — как мученик и как защитник родной земли. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Саратов прибудет чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 28 февраля 2007 г. 14:43 С 5 по 12 марта в Саратове будет находиться чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения князем был основан первый монастырь на костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя — лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых. Существует множество свидетельств о чудотворности Феодоровской иконы. Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза из огня она выходила невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы особый храм — Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарем он был обращен не на восток, а на север — к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в новый кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор Костромской епархии , где и пребывает до настоящего времени. В Саратове чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери будет предложена для молитвенного поклонения верующим в храме в честь Покрова Божией Матери. По традиции перед этой иконой молятся о семейном благополучии и о даровании чад бездетным супругам, а также о благополучном разрешении от бремени. В дни пребывания иконы, с 5 по 12 марта, Покровский храм будет открыт с 8 до 24 часов. Адрес храма: ул. М. Горького, 85 (угол улиц М. Горького и Б. Горной). Сайт Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/204917.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Описание Перед нами образ Св. Василия Великого , внесшего огромный вклад в византийское богословие, наряду с Григорием Нисским , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом . Святитель изображен в священническом облачении, держащим в руке Евангелие. Его лицо, немного вытянутое, с правильными аристократическими чертами лица, высоким лбом, огромными глазами свидетельствуют о его благородном происхождении. Проникновенный взор, проникающий в глубины сердца, призывает к молитвенному созерцанию.  В данном образе явственно чувствуется дуновение большого, столичного искусства. Остальные мозаики, особенно медальоны с севастийскими мучениками, выдают более примитивное исполнение. История Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах . А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески. Размещение мозаик в Софии Киевской соответствует схеме украшения столичных храмов – в частности Константинополя, о чем свидетельствует  святительский чин, состоящий из импозантных, фронтально поставленных фигур, индивидуальные лица которых хранят в себе отголоски эллинистической портретной живописи . Этот  чин, с четкой конструктивностью его монументальных форм и изысканными красками, является наиболее сильной частью всего декоративного ансамбля. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/svyatitel-vasilij-v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010