п. К счастью, все это в огромных и ужасных размерах было на Западе, в православном христианстве, преимущественно в римском католицизме. Поражая самого себя страшным бичом религиозного изуверства, Запад сам себя наказал и получил справедливое самоотмщение за отпадение от истины и чистоты православного христианства. Г. Соловьев тенденциозно, пристрастно, несправедливо, вопреки исторической очевидности, равняет православный Восток с неправославным Западом в религиозном фанатизме. Преследования или, чаще, стеснения еретиков бывали и на Востоке, но ни качественно, ни количественно они не достигли здесь и малейшей доли тех ужасов религиозного изуверства, которые окровавили страницы церковной и гражданской истории Запада. Было ли в восточной православной Церкви что-нибудь похожее на утонченные пытки католической инквизиции? Была ли в православной Церкви такая страшная резня, как в Варфоломеевскую ночь во Франции? Гнали ли где-нибудь на православном Востоке иноверцев так, как преследовали и мучили мавров в Испании? В Испании были сожжены десятки, быть может и сотни тысяч еретиков: в России едва несколько человек. Но и этих, как напр., главарей раскола, казнили по той причине, что они производили волнение в народе, явно, всенародно и дерзко распространяли свое лжеучение и были опасны для правительства и вредны государству и народу. Первые расколоучители были мятежники, и их преследовало и казнило собственно гражданское правительство, a не церковная власть. В России, преследуя еретиков, или раскольников, имели в виду охрану чистоты православия, старались воспрепятствовать пропаганде, явной или скрытной, неправославных учений. Напротив, на Западе преследовали и казнили еретиков или неверующих только за то, что они были неверующие или еретики. Большая разница – казнить еретика из-за того, чтобы воспрепятствовать ему вредить господствующей вере и производить беспорядок в государстве, или казнить его только за то, что он иной веры, или отступился от господствующей веры, подобно тому, как есть существенная разница, убьем ли мы вора, защищая свою жизнь от его нападения, и когда притом других средств самоохраны не имеем, или убьем его только за то, что он вор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Во всех вариантах романа Маргарита мстит совершенно незнакомым ей людям... Так кто же она? Во второй полной рукописной редакции романа (1938 год) поясняется, что Маргарита – это реинкарнация хозяйки Варфоломеевской ночи, французской королевы Марго. На балу Воланд представляет Маргарите демона-убийцу Абадонну, реакция которого вносит полную ясность в этот вопрос: «Я знаком с королевой, правда, при весьма прискорбных обстоятельствах. Я был в Париже в кровавую ночь 1572-го года» . Там же Коровьев говорит Маргарите: «Вы сами королевской крови… тут вопрос переселения душ... В шестнадцатом веке Вы были королевой французской... Воспользуюсь случаем принести Вам сожаления о том, что знаменитая свадьба ваша ознаменовалась столь великим кровопролитием...» . Так что о доброте и милосердии «черной королевы» Маргариты (так к ней обращаются на балу) говорить стоит поосторожнее. А верна ли Маргарита своей любви? Маргарита Мастера в отличие от Маргариты Фауста – далеко не девственница. С Мастером она изменяла живому мужу, от которого ничего не видела, кроме добра. Едва только Мастер исчез из ее жизни, она уж готова завести роман с другими мужчинами: «Почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово „определенно“? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?» (гл. 19). «Дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать...». А чем же она тогда будет любить Мастера, если душу она продает сатане? Если не душой, то тем, что она в обнаженном виде демонстрировала всей нечестной публике на балу у сатаны? Значит, лишь плоть Маргарита оставляет для Мастера? Но – только ли для Мастера? Вот какой-то мужчина попобовал познакомиться с Маргаритой, но встретил ее мрачный взгляд. Маргарита Николаевна тут же пожалела о несостоявшемся знакомстве: «Вот и пример, – мысленно говорила Маргарита тому, кто владел ею, – почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово „определенно“? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?» Она совсем запечалилась и понурилась».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Любимым лектором у меня был Виктор Константинович Егерев. Недавно мы с моей коллегой случайно узнали, что оба у него учились и после этого полчаса взахлеб о нем проговорили. Он читал «Введение в специальность» и «Историю математики». «История математики» — это был совершенно потрясающий курс, особенно на фоне лживой и засушенной советской истории. Например, Виктор Константинович говорил: «Вы ведь знаете теорему Виета?». Естественно. «А кто такой Виет? Когда и где он жил?». И дальше начиналось: Варфоломеевская ночь, Франция XVI века, а «Три мушкетера» — это до или после? А Шекспир — это до или после? (Правильный ответ, что они с Виетом современники). Теорема попадала в культурно-исторический контекст и становилась чем-то более человеческим. Кроме того, было множество личных историй. Кеплер в качестве адвоката защищает на суде собственную мать, которую обвиняют в колдовстве — ей грозит сожжение на костре. Понселе попадает в 1812 году в русский плен, сидит в Саратове (тут, конечно, цитата «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, Там будешь горе горевать») и там придумывает проективную геометрию и т. д. А на похороны Виктора Константиновича я попал случайно. Я уже окончил институт, но приехал на родной факультет купить книжки по матанализу для своих учеников из математического класса. Приехал и увидел портрет в траурной рамке, под которым написано, что отпевание завтра в таком-то храме. Прихожу на следующий день на отпевание, вижу многих своих преподавателей, а также совсем молодых ребят и девчонок — к тому времени в институте открылось дневное отделение. Все ревут. После отпевания священник говорит: «Виктора Константиновича я знаю давно, он был нашим постоянным прихожанином». И рассказывает, что он многих своих студентов привел к вере. А я, когда учился, понятия не имел, что мой любимый преподаватель — верующий человек. Второй замечательный преподаватель, который сильно на меня повлиял — Герман Григорьевич Левитас. Он читал нам методику преподавания. На первом же занятии он сказал: «Если вы пришли в класс и у вас все получается — вам нравится проводить уроки, дети вас слушают, и вы можете их научить, — никакая методика вам не нужна. А вот если не получается, я скажу, что надо делать».

http://pravmir.ru/uchitel-dmitrij-shnol-...

Выехавшая наутро в Приозерск супруга быстро разыскала учебное заведение и, к счастью, оказавшегося в это время на занятиях племянника, устроив ему прямо там " Варфоломеевскую ночь " . – Видел бы ты, – рассказывала она мне, – как он летал от меня к стенке, как мячик. – Эх, дала ему жару! Разредила немного ему волосы, откуда только сила взялась! А он хорохорится, делает вид, что ничего не происходит, а сам все по сторонам – не увидел бы кто, как я его… Надолго запомнит: аж весь красными пятнами пошел! Не жалко, говорю, тебе моего резаного сердца, хочешь, чтоб и у матери такое же было? Что ты, стервец, ей с бабушкой души-то рвешь? Думаю, – перевела она дух, – дошло до него. Не могло не дойти, если уж только вместо сердца камень. Только когда оно успело в него превратиться? Самое плохое, – озабоченно продолжала она, – запорол было техникум не от того, что тупой, а из-за многочисленных пропусков занятий, которые допускал не от лени и бесконечного лежания на диване, а по причине постоянного болтания на улице, торчания во дворах и подъездах со своими новыми дружками, которые, как мне сказали, " не ахти " – некоторых собираются отчислять из техникума. Вот… – подвела она грустный итог. Но, как и следовало ожидать, он быстро взялся за ум и очень скоро устранил пробелы в учебе. А месяц спустя, он приехал ко мне в выходной день, и мы с ним у меня на работе, изрядно повозившись на компьютере и ксероксе оформили по всем правилам его дипломную работу, которую он вскоре успешно защитил. Такие совместные труды сближают людей и незнакомых, а если они были привязаны друг к другу много лет, радость общения сильнее вдвойне. Конечно, с возрастом привязанность взрослеющих детей к взрослым ослабевает, случается, что они в какой-то момент стесняются своих стареющих родителей, не говоря о дальней родне. Но этого нельзя сказать о наших с Сергеем отношениях. Да, мы теперь встречаемся реже, по случаю, но каждое такое прикосновение родных душ не утратило у нас интереса друг к другу и не убавило сердечной и душевной теплоты, выражающейся сейчас уже не в сюсюканье и баловстве, а в трогательной заботе, откровенности и причастности.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/13/...

поиск:   разделы   рассылка Валерия Новодворская Вечность сокращает жизнь Источник:  Грани. Ру Все, кто хоть когда-то учился латыни, знают эту формулу: Ars longa, vita brevis est. В смысле что жизнь коротка, а искусство вечно. Но ни одному школяру, ни одному латинисту не приходило в голову, что вечное искусство может сократить и без того короткую жизнь. И не так, как у Ван Гога – бедность, голод, перенапряжение, эпилепсия, самоубийство, – а в самом прямом смысле. Реклама : Дело в деле. У него уже есть номер, и это второе дело, заведенное против бессменного руководителя Сахаровского центра Юрия Самодурова. Музей и центр еле пережили первое дело – за выставку " Осторожно, религия! " . Дальнейшие события полностью оправдали организаторов. Бог добр, благостен и не мелочен, он не ходит по музеям с одной целью: потащить художников и музейщиков в суд, а там и на каторгу. А вот бюрократы–церковники, как всякие функционеры, заняты сугубо земными делами, и в каждом оппоненте или конкуренте они видят врага, желающего вырвать у них изо рта довольно-таки жирный кусок. Ведь причт и администрация – это и есть львиная доля религии, и что им за дело до того, что где-то скитаются голодные и оборванные Иисус и его апостолы... Вера может быть как благом, так и злом (если она слепая и свирепая, если это вера невежд). Бог дает нам ориентир – совесть, то есть разумно направленное и умело дозированное Добро. А вот институт религии почти всегда Зло, за немногими исключениями. Инквизиция, Священный Синод, салемские казни " ведьм " , гонения на старообрядцев (наша домашняя инквизиция: казнь протопопа Аввакума, голодная смерть боярыни Морозовой и Урусовой), Варфоломеевская ночь, религиозные войны, жуткие тоталитарные режимы Ирана и Саудовской Аравии, исламистский налет на башни-близнецы, джихад и крестовые походы, шахиды – это все действительно угроза человечеству. Когда нельзя шутить и смеяться, нельзя рисовать карикатуры, нельзя не то что надеть купальник – волосы открыть, тогда мало выставок – нужно раздавить эту гадину (тоталитарную религию) с помощью всей силы светского государства. Ведь Вольтер был не против веры и не против Бога, он был против религии, которая лезет куда ее не просят.

http://religare.ru/2_43123.html

Власти лимитрофов и особенно прифронтовой Эстонии откровенно симпатизировали финнам. Тысяча эстонцев отправилась воевать в финскую армию, осведомители сообщали финнам о всех передвижениях на советских военных базах, осуществлялся перехват радиограмм советских воинских частей. В конце декабря 1939 года, как раз в момент поездки генерала Лайдонера (эстонского главкома) в Москву, члены Кайтселийта обещали устроить «Варфоломеевскую ночь» подразделения Красной армии в Эстонии. Граждане Эстонии погибали как в рядах финских вооруженных сил, так и по обстоятельствам, присущим стране, соседствующей с зоной боевых действий. Так, СССР объявил морскую блокаду Финляндии (действуя прямо по британскому образцу). Эстонский корабль «Кассари» (Kassari) 10 декабря 1939 года не ответил на сигналы о досмотре и был потоплен артиллерийским огнем подводной лодки КБФ «Щ-323» вне пределов объявленной зоны морской блокады Финляндии. Один член экипажа погиб, двое были ранены. Но этот инцидент мог считаться, увы, обыденным на фоне боевых действий. Были случаи, когда из-за ошибок навигационных приборов, советские летчики сбрасывали бомбы на эстонской территории. По тем же причинам советские самолеты не раз пролетали над запрещенными для них эстонскими укреплениями на островах. При этом эстонские зенитчики неоднократно открывали огонь, но из-за скверного состояния эстонской ПВО никаких повреждений самолетам с красными звездами нанесено не было. Впрочем, финны также, наплевав на нейтралитет Эстонии, бомбили маяк на острове Вайндло (ранее остров назывался Стеншер). Таким образом, война с Финляндией – весьма жестокая и кровавая, но все же локальная, завершилась победой СССР, который обеспечил защиту Ленинграда, отодвинув границу на 150 км и присоединив себе острова Финского залива. Для Прибалтийских лимитрофов эта война имела также серьезное значение. В Москве сочли, что лучший способ укрепить свои границы на северо-западе – это вообще ликвидировать лимитрофы. Для военных и политических лидеров прибалтийских лимитрофов имело значение еще и то обстоятельство, что за три с половиной месяца советско-финской войны СССР не побоялся конфликтовать с обеими западными блоками – германским и англо-французским, быстро мобилизовал миллионную группировку войск, массово применял танки и авиацию (только на Карельском перешейке в ходе наступления Красной армией было единовременно задействовано 2 300 танков, и 2 200 самолетов).

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Антивакцинщица Хроника очень смутного времени 28.02.2024 976 Время на чтение 47 минут Соседи перестали здороваться. Стало тревожно. Страшно, когда соседи и правительство – заодно. Женя живо себе представила, как по домам ходит полиция с врачами – вакцинировать, и рядом живущие указывают на её дверь. Может даже крестиком пометят, как в Варфоломеевскую ночь. В воображении нарисовалась картинка как соседи, семья оттавских французов, стоят, ждут, слушают её крики и с тайным удовольствием смотрят на драку – как она с ребенком пытается вырваться и бежать... Но не убежишь. Это в России можно спрятаться в тайге, в горах, выкопать землянку, срубить домишко, а в Канаде – нет. Холодно, и почти вся земля принадлежат королевской семье. Не даст тебе никто на чужой земле жить, с вертолетами найдут. А учитывая, что их, непокорных, “антивакцинщиков”, много, ясно, что они скучкуются чтобы выжить, и найти их – раз плюнуть. Но даже если не станут искать власти, найдут бандиты. Непривитые сегодня – самые беззащитные в Канаде люди, и преступникам понятно, что вступаться за них никто не будет. А потому можно прийти туда, где они скопом поселились, и насиловать, грабить, убивать этих “мракобесов”. «Чур меня, чур!» – отбивается от плохих мыслей Женя. Хватит фантазировать. Насильно пока в стране не прививают. Такого нет, чтобы выволакивать из дома, тащить, ставить низкий социальный балл, как в Китае, чтобы человек и на автобус не мог сесть. Но давление – со всех сторон. С экрана телевизора, из газет. Непривитых увольняют, отстраняют от учебы в вузах, не пускают в рестораны и кафе, музеи и кинотеатры – в те короткие периоды, когда они всё же открываются между карантинами. Газеты пишут оскорбительные статьи. Одна большая известная газета в заголовок вынесла слова привитых, что никакой жалости к тем, кто не привился, нет. “Пусть умирают”. И опубликовала призывы не лечить их, не предоставлять койки в больницах. “На наши налоги лечиться? Нет!” – вопили в СМИ и соцсетях. (Как будто антиваксеры сами-то налогов не платят и лечатся исключительно от ковида).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/28/antiva...

Все перечисленное впоследствии так или иначе сказалось. Со временем дурные, но потаенные черты характера Ивана восторжествовали. Наступила опричнина – проклятый период в истории страны. По большому счету, этот период продолжался до самой смерти Грозного. Если для Курбского и Адашева идеалом была сословно-представительная монархия, то им на смену пришли другие люди, которые ради своего карьерного продвижения и личного обогащения были готовы на все. С этого момента царь Иван стал тем Иваном Грозным, образ которого сохранился в народной памяти. Однако это не дает оснований забывать, что его царствование начиналась отнюдь не с опричнины. – Выделялась ли жестокость Ивана Грозного на фоне нравов его времени – как применительно к российской истории, так и к западноевропейской? – Жестокость Ивана Грозного выделялась даже на фоне нравов его времени. Хотя, как мы знаем, Европа дала миру имена весьма крупных тиранов. Казни, расправы, отравления, тайные убийства, безобразные оргии были и в Англии, и во Франции, и в других государствах. Такие вещи были в порядке вещей в средневековой Европе. Можно вспомнить, к примеру, Варфоломеевскую ночь. Но, повторяю, даже на этом фоне Иван Грозный дал поразительные примеры жестокости. Приведу только один факт. Иван считал Новгород средоточием сепаратистских тенденций. Будем справедливы: основания для этого у Ивана были. Однако идти походом по своей родной земле на Новгород, круша направо и налево, разоряя все на своем пути – таких примеров средневековая Европа не знает. Можно вспомнить разве только Нерона, который сжег Рим, чтобы полюбоваться и вдохновиться зрелищем горящего города. Поэтому князь Андрей Курбский имел веские основания обвинять Ивана IV в измене заветам Бога и принципам поведения православного монарха, которым тот следовал в период “Избранной рады”. – Как соотносится частная жизнь Ивана Грозного (семь браков, убийство сына) с православными нормами того времени и выделяется ли она при сравнении с нравами предшествующих ему русских государей?

http://foma.ru/poet-vlasti.html

Не в первый раз назревала слаженная международная кампания против России: кроме Польши, удар могли нанести турки и шведы. Очередная война с турками месяц за месяцем назревала. Надо думать, решительность Костюшко была подкреплена этими обстоятельствами (как и французским золотом). Станислав-Август пытался сотрудничать с Костюшко, не искал антиреволюционных тайных связей с русскими и пруссаками. Тем временем в Варшаве говорили о традициях французской революции, действовали якобинские клубы, с кафедр возносилась хвала Робеспьеру. Король в такой ситуации не мог чувствовать себя комфортно. «Смерть королям!» - якобинский символ веры ни для кого не был секретом. о Костюшко не стал разжигать антимонархический костёр; борясь с иноземцами, он искал компромисса в отношениях с королём-поляком. Революционный Верховный совет отдавал Станиславу-Августу знаки почтения. В то же время Костюшко заключил короля в своеобразную блокаду, контролируя его переписку и передвижения. Когда Станислав-Август посетил строительство пражских укреплений на подступах к Варшаве, горожане оказали ему весьма холодный приём. Кто-то даже бросил дерзкую фразу: «Лучше уйдите отсюда, ваше величество, всё, за что вы берётесь, заканчивается неудачей». Борясь против польской армии, против инсургентов, русские генералы, а в первую голову - Суворов, к королю относились с подчёркнутым уважением. Инсургенты решили атаковать русских воинов в великую субботу, что стало неожиданностью для Игельстрёма. Это был трагический день для русской армии, величайшее потрясение екатерининской России. Четыре тысячи солдат и офицеров убито, остальные с потерями отступили из Варшавы к Ловичу. Прискорбные подробности того дня возмутили русское общество: говорили, что солдат одного из батальонов Киевского пехотного полка перерезали в православном храме во время службы. Король попытался сгладить ситуацию, предлагал выпустить русских из города, но в тот день его не слушала даже собственная гвардия. 6 апреля 1794 года осталось в истории как варшавская Варфоломеевская ночь. Побоище русского гарнизона случилось и в Вильне. Гарнизон генерала Исленьева был перебит и пленён: многих поляки застали врасплох во сне. Части гарнизона удалось выбраться из города: эти войска добрались до Гродно, на соединение с отрядом генерала Цицианова. Этому неунывающему, решительному и изобретательному воину удалось предотвратить аналогичный погром в Гродно: Цицианов пригрозил при первой попытке восстания ударить по городу артиллерией. Угроза возымела действие. Неслучайно Суворов порой ставил в пример офицерам храбрость Цицианова. Но гродненский эпизод был редким успехом русских в первые месяцы восстания...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/n...

Вследствие этого гугеноты также вооружились, и во Франции началась продолжительная междоусобная религиозная борьба, сопровождавшаяся крайней жестокостью со стороны приверженцев католичества. Между прочим, в известную Варфоломеевскую ночь (1572 г.) и в последующие за нею дни католики истребили десятки тысяч гугенотов. Но и жестокости не уничтожили во Франции кальвинизма. Чтобы умиротворить страну, правительство наконец вынуждено было предоставить кальвинистам религиозные и гражданские права. В 1598 году Генрих IV (Наваррский), до своего вступления на престол принадлежавший к партии кальвинистов, издал в их пользу так называемый Нантский эдикт, которым предоставлял им свободу в исповедании своей веры, публичное отправление богослужения, хотя и в назначенных местах, право печатать свои религиозные книги, занимать всякие места и должности в государстве и тому подобное. В 1629 году при Людовике XIII права кальвинистов во Франции были вновь подтверждены так называемым милостивым эдиктом, изданным в Ниме. В Нидерланды реформаторские идеи проникли вместе с сочинениями Лютера, и потому начавшееся здесь религиозное брожение первоначально имело характер лютеранский, но затем, вследствие более близких сношений со Швейцарией и Францией, сюда проник кальвинизм и получил преобладающее значение. В пятидесятых годах XVI столетия в Нидерландах было уже много кальвинских общин, устроенных по образцу женевской. Император Карл V, владевший в то время, как король Испании, Нидерландами, несмотря на все свои жестокости, не мог остановить распространения новых религиозных учений. Его преемник, Филипп II (1556–1598 гг.), думал удержать нидерландцев в лоне католичества учреждением новых епископии и введением суда инквизиции, но начавшиеся после того религиозные процессы и многочисленные казни произвели только восстание в Нидерландах (1566 г.). Новые жестокости и казни (герцог Альба) мало принесли пользы Филиппу – нидерландцы мужественно боролись (Вильгельм и Мориц Оранские) за свою религиозную и политическую свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010