«Мученичество Вардана Багишеци» написано сразу после кончины Вардана, в 1421 г. Оно начинается вступлением, которое соответственно теме написано возвышенным стилем, блещет красноречием и ораторским искусством. В нем прославляются те же «дивные помыслы» Бога, его милосердие и «избранник Божий», что и в житиях, написанных риторическим стилем. Однако здесь упор делается на то, что с точки зрения агиографа особенно ценно в подвижнике-мученике и что должно подчеркнуть величие его подвига. Образным сравнением с плодами, которые «особенно желанны... в зимнее время», Аракел Багишеци развивает мысль о том, что подвиг мученика, совершенный в годы жестокого гнета иноземцев, достоин особого почитания. Таков именно подвиг Вардана Багишеци, совершенный «в сумеречное зимнее время, когда вырван плод добра у рода людского, в это морозное и бесплодное, гореобильное и лютое время». Это общее место мученичеств применительно к условиям Армении XV века наполняется конкретным содержанием и получает современное звучание. Багишеци провозглашает, что целый мир не стоит такого подвижника и его подвига. И обычный, как он, человек, «погрязший в грехах, заблудший душой и безрассудный», недостоин вести повествование о нем. Лишь горячая любовь к мученику и упование на Бога оправдывают его дерзость. После столь возвышенного вступления Аракел Багишеци переходит к описанию конкретной обстановки бесправия армянского населения, к истории жизни и мученичества Вардана, повествуя об этом, в отличие от возвышенного слога вступительной части, простым разговорным языком. Багеш и другие города Южной Армении находились в руках курдского эмира Шамс-ад-дина, который «озлоблен был на армянский народ «принуждал христиан отречься от Христа и обратиться в их веру». От произвола и самосуда курдского эмира никто не был огражден, ибо «он взял себе за правило обращать в свою веру [всякого] встречного христианина». И вот в такое время появляется человек, готовый вступить в спор с эмиром и защитить свой народ от поношения. В условиях жестокого бесправия всем это кажется шуткой. Но Вардан полон решимости. Он отправляется к эмиру и вступает с ним в спор. Вопросы и ответы Вардана проникнуты народной мудростью. Они являются выражением интересов простых тружеников. Вардан пытается доказать эмиру, что все люди равны и достойны уважения независимо от положения и вероисповедания. В сей день мученичество св. страстотерпца Вардана, [замученного] в городе Багеше 1201

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

– О, эмир, давай я и ты будем говорить по закону. Согласно вашему закону, если два или три человека свидетельствуют одно и то же, то этим признается ложное или истинное, – сказал Вардан. – Верно, – ответил эмир. – А о том, что Христос [истинный] Бог, двенадцать народов свидетельствуют. И в вашем писании сказано: «Иса рух Аллах», что значит [Иисус] Божий Дух». Я его признаю Богом. – А почему не поминаешь нашего пророка? – спросил эмир. – Отец твой был эмиром, – сказал Вардан, – и умер; ты также эмир, но жив. Эти люди должны быть покорны тебе или твоему отцу? – Мне, – ответил эмир. – Почему же я должен оставить живого Христа, Бога моего, и покориться мертвому? Многое другое говорил святой Вардан. Эмир и его приближенные дивились его смелым речам. Ибо это не он говорил, а устами его глаголил Дух Божий, по свидетельству Евангелия, проповеданного Христом. Тогда разгневанный эмир сказал: – Ведите его к нашему судье. Как скажет, так и поступайте с ним. И повели его к судье. – Почему ты перед эмиром обратился в нашу веру, а потом раскаялся? – спросил судья. – Я не отступал от своей веры, – ответил Вардан, – я родился христианином, пребываю со своим Богом Христом и хочу умереть христианином. – Знай, если не обратишься в нашу веру, прикажу предать тебя смерти, – сказал судья. – Ты убьешь мое тело, но душа моя оживет, – ответил Вардан. И судья, рассвирепев, приказал убить его. И они повели его за город. Святой Вардан радостно шел впереди них, как человек, устремляющийся к царским почестям. И воистину это было почестью, оказанной ему небесным царем Христом. Ибо хоть он и был измучен и тело его истерзано, однако душой возвысился и шел на свадьбу неоскверненным. Приглашающим же на свадьбу был Первомученик Стефан – первый страстотерпец. Между тем вокруг него собрались иноземцы, точно хищные звери, жаждавшие его крови. И сказал Вардан: – Я верил и верю в несотворенного Отца и единородного Сына, вочеловечившегося Бога, и в [святой] Дух истинный, в Единосущную Троицу, исповедываемую святым Григором Лусаворичем нашим. Я христианин и презираю вашу веру и вашего лживого и воображаемого пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Иоанн не брал на себя инициативы борьбы, но мирился с обстоятельствами, преклоняясь перед волей властьимущего и считая опасным открытый протест. Такой образ действий в Византии называли экономией (οικονομα). Вардан от своего имени издал повеление, в котором объявил кассацию Шестого собора, признал догмат о единой воле во Христе, восстановил память патриарха Сергия, папы Гонория и других осужденных на том соборе епископов и повелел восстановить их портреты на прежних местах и имена внести в церковные диптихи. Когда около того времени был разыскан упомянутый выше экземпляр актов собора, хранившийся во внутренних покоях дворца, Вардан приказал сжечь его в своей канцелярии. По словам диакона Агафона, многие, заявлявшие открыто протест и не принимавшие «томоса» императора, терпели преследования и подвергались ссылке. 801 Оповещение о своем вступлении на царство, свой портрет и манифест о вере Вардан направил папе Константину в Рим, куда была отослана и голова Юстиниана в свидетельство его гибели. Папа, его клир, римское войско и народ отказались признать еретика-императора. Его портрет не был принят, его имя не возглашалось во время церковных служб и монета с его изображением не имела обращения в Риме. Когда в Рим прибыл новый, назначенный Варданом, дукс римского войска, по имени Петр, то он не был принят, и между ним и прежним дуксом Христофором произошла кровавая схватка на via Sacra, конец которой положили посланные папой члены клира с евангелием и крестами. 802 Весть о том, что Вардан уничтожил картину, изображавшую Шестой собор, побудила папу распорядиться, чтобы на стенах базилики ап. Петра были изображены в картинах все шесть соборов. 803 Так как папа Константин был вполне удовлетворен тем почетом и вниманием, которые были оказаны ему во время путешествия на восток, пребывания в столице и личного свидания с императором, то весть о смерти «христианнейшего и православного» императора, пришедшая в Рим в конце января, вызвала живейшее чувство сожаления, а тот дерзкий вызов, который бросил папе Вардан, имел своим последствием то, что Рим с его духовным главой отложился от империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Блаженный сей Вардан был из Багешской области, селения Датван. Женившись по мирскому обычаю, он некоторое время жил с женой и детьми, но затем покинул дом, родной край и стал скитаться по монастырям, [общаясь] со святыми отцами и благочестивыми людьми и денно-нощно пребывая в неустанных молитвах. Позже, споспешествуемый всеведающим Богом, он прибыл в город Багеш, где в это время правителем был некий курд по имени Шамшатин 1202 . Этот озлоблен был на армянский народ и принуждал христиан отречься от Христа и обратиться в их веру. [Став] вторым Юлианом, он взял себе за правило обращать в свою веру [всякого] встречного христианина. Видя это, блаженный [муж] и верный раб Божий святой Вардан скорбел и стенал над бедами христиан. Затем стал размышлять над словами пророка: «Буду говорить об откровениях Твоих пред царями, и не постыжусь» 1203 , и над словами Господа, глаголящего: «Когда поведут и представят вас пред судьями и царями, не тревожьтесь, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам» 1204 . И так, укрепившись Духом Божьим, св. Вардан просит одного священника: – Пойдемте, покажите мне дорогу к замку и вратам правителя, чтобы я поговорил с ним лицом к лицу и узнал, за что поносит он армянский народ и достопочтенный жребий св. нашего Григора Лусаворича, купленный кровью Сына Божьего. Но речи его всем казались шуткой. Не ведали они, что он воспламенен был любовью к Богу, желал [подвергнуться] мучениям во имя Христа, вступить на ложе света и причислиться к сонму святых. Тогда по доброй воле, путеводимый распятым Христом, он отправился в замок эмира, но не смог его увидеть. Он с мольбой обратился к слугам и придворным правителя: – Хочу видеть эмира, мне нужно кое-что ему сказать. И они по распоряжению правителя впустили к нему Вардана. Обрадованный, эмир решил, что он [хочет] обратиться в их веру. И вот говорит Вардан: – Я хочу кое-что тебе сказать. – Говори, – молвил эмир. – Я и ты – создания одного и того же Творца, – начал Вардан, и произошли мы от одних и тех же родителей – Адама и Евы. Ты человек и я человек. Чем же ты лучше, что поносишь меня, говоря, что Бог дал тебе царство, а мне нищету. Почему ты превозносишь себя над нами?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Святой великомученик Вардан родился в семье спарапета Армении Амазаспа Мамиконяна и Саакануйш – дочери святителя Саака Великого . Детские годы Вардан и двое его братьев – Амаяк и Амазаспян провели под духовным руководством своего деда, упражняясь как в духовном делании, так и в физической подготовке для дальнейшего воинского служения. Достигши зрелости, Вардан женился и стал отцом двух дочерей – блаженной Вардени-Шушаник и Вардануйш. Вскоре Вардан занял должность спарапета: всемудрый Промысл Божий призвал его на служение Церкви и Отчизне в судьбоносный для Армении момент, когда решался вопрос, продолжит ли она свой исторический путь как христианская страна или нет. Еще в 387-м г. царство Великой Армении было разделено между его соседями Восточно-Римской империей (Византией) и Сасанидской Персией. Огнепоклонники-персы всерьез были озадачены христианской верой армян, не только из-за религиозного фанатизма, но и из-за политических интересов, т. к. христианская идентичность Армении и ее соседей играла важную роль в их политической ориентации. В 428-м г. в персидской части Армении была упразднена царская династия Аршакидов, и страна из царства была превращена в обычную провинцию персидского государства. Персы дожидались подходящего времени для подавления местных князей и Церкви, которые продолжали сохранять свой вес и авторитет в стране. Персидский царь Йездигерд II (438457) постепенно начал репрессии по отношению к христианам военнослужащим зороастрийской Персии, и особенно по отношению к армянам, т. к. они более всех отличались своим благочестием. В ходе репрессивных мероприятий пострадало немало людей, среди которых отличился своим мученическим подвигом святой князь Гарегин. В 447-м г. прибыл в Армению Деншапух – специальный уполномоченный персидского двора, который провел опись всех ресурсов страны. Льготы Церкви и духовенства были отменены, а налоги чрезмерно увеличены. На ключевые должности были назначены персы. По замыслу Йездигерда, ослабление власти местных князей и Церкви вместе с тяжелым налогообложением должно было способствовать распространению в народе зороастризма, как способа избавления от тяжелого финансового гнета. Налоги же действительно были настолько велики, что сами персы удивлялись, как еще продолжает существовать страна, которую до такой степени изнурили!

http://pravoslavie.ru/113188.html

По достоверном исследовании и рассмотрении мы нашли, что на пятнадцатом году после преставления Святого Саака 56 из этого мира ко Христу, собрался Халкидонский Собор 57 , в этом же году скончался Святой Вардан со своими войсками в области Артаз 58 , когда наместником на патриаршем престоле был Иосиф Гевондиец, и армяне, подвергаясь опасности со стороны персидских разбойников, ослабли и упустили случай явиться на Собор, вследствие чего не дошло до армян подлинное изложение обстоятельств этого Собора, хотя никакого препирательства не существовало об этом Соборе, и все признавали его [в Армении] до Двинского Собора, т. е., все 84 года от Маркиана 59 до десятого года Юстиниана 60 и до шестого года патриаршества Нерсэса Аштаракскаго. Нерсэс созвал Собор в Двине 61 ; в начале владычества персов в Армении и на четырнадцатом году царствования персидского Хосроя при посредстве сирийца Абдишо, пришедшего из Сарептского монастыря в Сасоне; вместе с ним (пришли) и другие, которые были рукоположены, именно: Диоскор, Флавиан, епископ города Набука, и Тимофей Александрийский 62 , прозванный Элур; они, известные [у армян под названием младших переводчиков, перевели на армянский язык Писания, и в их переводах имеется много клевет на Халкидонский Собор, и по преданно от них (в Армении) стали учить одному естеству Божества и Человечества во Христе, прибавили к Трисвятой песни „распныйся [за ны]» в противность Хадкидонскому Собору и пяти патриархам [бывшим на нем], и отсгранились от общения с греками проклятиями. Персидский царь очень обрадовался отречению армян от рукоположения в Греции и, похвалив Нерсэса, исполнил обещанные раньше условия, дал в приемыши своего сына и вверил поборы армянской земли ему и единомышленным епископам. В шестнадцатом году армянского летосчисления непокорный Вардан Мамиконян убил персидского марзпана Сурэна, чтобы не сносить унижения, так как (Сурэн) лишил [сословие] благородных почета и окружил им епископов. Обратившись в бегство со многим скарбом и со всеми домашними, Вардан вступил в Грецию, а на семнадцатом году (царствования) императора Юстиниана, когда он строил Святую Софию, в праздник Святого Креста Вардан отстранился от приобщения, заявив, что ваши учителя приказали армянам не причащаться с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

Христолюбивое воинство св. Вардана стало очищать страну от персов. Множество городов и сел было освобождено от засилья персов, капища были разорены, храмы и монастыри стали восстанавливаться. Весь народ, радуясь, говорил: «Наш отец – святое Евангелие, а Матерь – Апостольская и Кафолическая Святая Церковь». Одновременно восставшие армяне послали делегацию в Константинополь, прося императора Маркиана (450457) послать им в помощь войско. Однако император ромеев, борясь с угрозой гуннов, не посчитал возможным начать войну с Персией. Несмотря на отрицательную позицию христианской империи, армяне не переставали посылать новости в Константинополь, прося молитв своих единоверцев. Их единственной надеждой теперь оставался лишь Господь. Тем временем правитель Армении Васак, который вначале стоял в первых рядах восставших, поменял свою позицию и перешел на сторону персов. Васак сам начал гонения на христиан, грабя храмы, заключая в тюрьмы священников и борясь против св. Вардана. Таким образом, восстание против персов перешло в гражданскую войну, т. к. общество разделилось на два противоборствующих лагеря. Йездигерд в конце концов решил направить в Армению войско для окончательного подавления восстания. Св. Вардан продолжал вести свое войско, хотя из-за интриг Васака многие оставили его. Вера спарапета была сильнее окружавшего его отчаяния. В пятницу Пятидесятницы 451 г. армянское войско численностью в 66 тысяч человек дошло до поля близ деревни Аварайр. Вместе с войском находились Католикос Иосиф, знаменитый иерей Леонтий (Гевонд), епископы и священники. В лагере св. Вардан читал своим воинам книгу Маккавеев, воодушевляя их подвигами героев Священного Писания. В ночь перед сражением иереи отслужили Божественную литургию и, окрестив оглашенных, причастили всех воинов Св. Христовых Таин. 26 мая 451 г. произошла решительная битва, которая длилась целый день 26 мая 451 г. произошла решительная битва, которая длилась целый день. Персидское войско насчитывало 200 тысяч человек, в войске находились боевые слоны. На поле битвы они оставили около 3500 убитых, причем в основном из военачальников. Армянское войско потеряло 1036 воинов. На поле пал св. Вардан вместе со своим братом Амазаспяном, а также князья Хорен, Артак, Тачат, Амаяк, Нерсэ, Ваан, Арсен и Гарегин. Армянское войско, лишившись своих начальников, не смогло продолжить битву и рассеялось. После Аварайрской битвы многие из восставших были арестованы. Католикос Иосиф, иерей Леонтий и другие священнослужители были преданы мученической смерти в глубинной Персии. Позже в одной из битв пал и брат св. Вардана св. Амаяк Мамиконян.

http://pravoslavie.ru/113188.html

Воспитанный в семье, исповедовавшей монофелитство, он имел в годы юности своим учителем Стефана, ученика антиохийского патриарха Макария, который выступал вместе со своим патроном на Шестом Вселенском соборе, как убежденный защитник доктрины монофелитства, был осужден и анафематствован. Предречение Вардану царства стояло в связи с его монофелитскими убеждениями. Последствием утверждения актов собора в первые годы Юстиниана было преследование упорствующих. В одном из столичных монастырей содержался в заточении за свои монофелитские убеждения один монах, имевший славу провидца. Вардан посетил его, и он ему предрек царство. Вардан был страшно смущен этим откровением, но провидец успокоил его словами: «Если такова воля Божия, то к чему ты возражаешь? Вот что я тебе говорю: Шестой собор решил вопрос плохо. Если ты воцаришься, то отвергни его, и твое царство будет мощно и продолжительно». Когда произошел переворот и царство досталось Леонтию, Вардан побывал у провидца и в ответ на вопрос о предсказании получил ответ: «Не спеши! Исполнится». Тоже повторилось, когда через три года новый переворот отдал царство Апсимару. Монах сказал: «Не спеши! Дело в будущем». Уверенность предсказателя заразила Вардана. Он поверил, что ему суждено быть царем и не скрывал этого от близких людей. Один из них выдал его Апсимару, и тот сослал его на далекий остров Кефалонию, где он и томился в тяжком заточении в течение нескольких лет. 800 Юстиниан вызвал его из ссылки, как жертву узурпатора, но затем решил вновь сослать его уже в Херсон, знакомый ему по личному опыту. Дело повернулось иначе, и ссыльный на месте ссылки был провозглашен императором. Предсказание провидца сбылось при самых неожиданных обстоятельствах и близком участии в этом деле хазарского хана. Живший столько лет в ожидании исполнения великого рока, Вардан считал своей первой обязанностью исполнить завет, данный ему провидцем его судьбы. Когда переворот совершился, и голова Юстиниана была в его руках, он заявил, что не вступит в императорский дворец раньше, чем не будет уничтожено изображение Шестого собора в передних покоях дворца, и оно было сбито со стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

По достоверном исследовании и рассмотрении мы нашли, что на пятнадцатом году после преставления Святого Саака из этого Мира к Христу, собрался Халкидонский Собор, в этом же году скончался Святой Вардан со своими войсками в области Артаз, когда наместником на патрхаршем престоле был Иосиф Гевондиец, и армяне, подвергаясь опасности со стороны персидских разбойников, ослабли и упустили случай явиться на Собор, вследствие чего не дошло до армян подлинное изложение обстоятельств этого Собора, хотя никакого препирательства не существовало об этом Соборе, и все признавали его [в Армении] до Двинского Собора, т. е. все 84 года от двух (последних) лет (царствования) императора Маркиана до десятого года Юстиниана и до шестого года патриаршества Нерсэса Аштаракского. Нерсэс созвал Собор в Двине в начале владычества персов в Армении и на четырнадцатом году царствования персидского Хосроя при посредстве сирийца Абдито, пришедшего из Сарептского монастыря в Сасоне; вместе с ним (пришли) и другие, которые были рукоположены, именно: Диоскор, Флавиан, епископ города Набука, и Тимофей Александрийский, прозванный Элур; они, известные [у армян] под названием младших переводчиков, перевели на армянский язык Писания и в их переводах имеется много клеветы на Халкидонский Собор, и по преданию от них (в Армении) стали учить одному естеству Божества и Человечества во Христе, прибавили к Трисвятой песни «распныйся [за ны]» в противность Халкидонскому Собору и пяти патриархам [бывшим на нем], и отстранились от общения с греками проклятиями. Персидский царь очень обрадовался отречению армян от рукоположения в Греции и, похвалив Нерсэса, исполнил обещанные раньше условия, дал в приемыши своего сына и вверил поборы армянской земли ему и единомышленным епископам. В шестнадцатом году армянского летосчисления непокорный Вардан Мамиконян убил персидского марзпана Сурэна, чтобы несносить унижения, так как (Сурэн) лишил [сословие] благородных почета и окружил им епископов. Обратившись в бегство со многим скарбом и со всеми домашними, Вардан вступил в Грецию, а на семнадцатом году (царствования) императора Юстиниана, когда он строил Святую Софию, в праздник Святого Креста Вардан отстранился от приобщения, заявив, что ваши учителя приказали армянам не причащаться с нами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Kirac. p. 201. Вардан, в издании в переводе Эмина, говорит, что армяне отвергли римскую формулу filioque; но в венецианском издании тот же Вардан говорит, что армяне одобрили filioque. Что последнее вернее, видно из того, что в толковании на псалмы 78 и 88 Вардан высказывается в смысле римского догмата. Kirac. p. 163–163 not. 242 Католик Галан очень не хвалит этого католикоса; говорит, что в управлении он вел себя неумеренно, так, напр. «присвоил себе совершенно незаконно право разрешать браки, какое право преемник его Григорий предоставил папе, главе, обладающему апостольским авторитетом». 244 Предполагают (Шахназариан), что в данном месте Стефана слова: «Католикос Нестор» нужно читать «католикос несториан»; но мне кажется, имя Нестор должно оставить неприкосновенным. В самом деле, у католикоса армянского едва ли молги быть побуждения писать несторианскому католикосу по поводу солгашения с греками: монофизитствующие армяне и несториане – две противоположные крайности, и если соглашение с греками было делом очень рискованным, то соглашение с несторианами было положительно невозможным делом. Предполагать же, что Григорий, стремясь к соглашению с греками, желал и других еретиков примирить с ними, еще менее возможно, так как ни один благоразумный человек не будет заниматься чужим делом раньше, чем покончит с своим. Затем, между несторианским католикосом и фанатиком-монофизитом Стефаном Сюнийским еще меньше могло быть общения, а следовательно и возможности для Стефана видеть посланное Григорием письмо к несторианскому католикосу. Естественнее представляется дело, если под Нестором католикосом разуметь монофизитского католикоса. Дело армян и монофизитов было дело общее, и католикосу Григорию было весьма желательно в интересах сближения армян с греками, чтобы сам монофизитский католикос отказался от монофизитских взглядов. При нерасположенности Нестора к примирению вполне естественно, что он опубликовал письмо Григория и нашел сочувствие в единомышленником митрополите сюнийском. Что этот кат. Нестор был действительно монофизит, видно из того, что Стефан сюнийский, этот ярый противник не только несториан, но и похожих на них по его представлению, греков, – писавший сам, что не должно сообщаться с греками ни в праздновании праздников, ни в причащении, – этот самый Стефан, по его же словам, вместе с католикосом Нестором освящал церковь при дворе Аргуна. Stéph. p. 266.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010