Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Угадай детали с картин Брейгеля и Босха: какие смыслы спрятали художники Викторина Угадай детали с картин Брейгеля и Босха: какие смыслы спрятали художники Нередко их произведения вызывают недоумение или даже испуг. Обилие фигур, действий, красок и масштаб картин Брейгеля сводит с ума. Каждая — отдельный и на первый взгляд нелогичный мир. Однако любая деталь, оттенок, расположение, жест имеет особое значение и «работает» на смысл. Какие они, эти смыслы? Художники обращаются к библейским сюжетам, иллюстрируют человеческие пороки и грехи, добродетели. Каждая картина — это иносказание. Пройдите нашу викторину и отгадайте, в чем оно заключается? Мы отобрали самые известные и эпичные работы Брейгеля, Босха, Капмена и других художников из нашего курса по живописи Северного Возрождения с искусствоведом Михаилом Кукиным и приглашаем вспомнить, в чём суть этих произведений. Начать викторину «Вавилонская башня» Питер Брейгель Старший На картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего изображен сюжет, известный каждому, кто читал Священное Писание. В какой грех впали ветхозаветные люди, когда захотели построить башню и достать до неба: Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший. 1563. Музей истории искусств, Вена алчность жадность гордыня Истина стара как мир: гордыня всегда наказуема. Брейгель изображает это не буквально, но расставляет акценты по-своему и выявляет скрытый в тексте Священного Писания смысл. Башня у Брейгеля не просто грандиозное здание, это, по сути, целый мир. Приглядываясь, мы видим и сцены приготовления пищи, и сушку за окнами белья, и небольшие огороды, которые успели разбить работники у себя под окнами. Власть и люди тщеславны и при этом слепы, они не видят того, к чему ведут их решения и их усилия, говорит нам Брейгель. Истина стара как мир: гордыня всегда наказуема. Брейгель изображает это не буквально, но расставляет акценты по-своему и выявляет скрытый в тексте Священного Писания смысл. Башня у Брейгеля не просто грандиозное здание, это, по сути, целый мир. Приглядываясь, мы видим и сцены приготовления пищи, и сушку за окнами белья, и небольшие огороды, которые успели разбить работники у себя под окнами. Власть и люди тщеславны и при этом слепы, они не видят того, к чему ведут их решения и их усилия, говорит нам Брейгель.

http://foma.ru/ds_quiz/ugadaj-detali-s-k...

Что касается внешнего вида или формы этой огромной башни, то предположительно можно определить ее на основании формы известных нам ассиро-вавилонских архитектурных памятников. Мы упоминали уже о «возвышающейся уступами башне в Уре, построенной древним царем Уруком», и об «Иуриминанки, возвышающейся уступами башне в Борсиппе», построенной каким-то древним царем. Места достаточно характерные. Они указывают, напр., что башни вавилонские возводились не по прямой линии в высоту, а уступами, в форме двухсторонней лестницы, с громадными, конечно, ступенями, идущими от основания к вершине: такая башня представляла из себя как бы несколько поставленных одно на другое отдельных зданий, с квадратным или прямоугольным основанием, притом различной ширины, так что каждое верхнее здание быдо уже лежащего под ним 117 . Каждое такое здание представляло собой отдельный этаж башни. Число этажей, по свидетельству исторических памятников, доходило до семи 118 . Сама Иуриминанки, башня в Борсиппе, имела, вероятно, семь этажей: название её – в переводе «местопребывание семи отделений неба и земли» – означало, должно быть, то, что каждый из семи этажей этой башни был посвящен особой планете, так что в целом башня эта была как бы храмом семи планет. Башня, изображенная на барельефах ассирийских, имела пять этажей 119 , и т. д. Техническим словом для обозначения подобных многоэтажных башен было в ассиро-вавилонском языке zikurat 120 . Можно думать, что такой же zikurat была и башня, воздвигавшаяся новыми поселенцами Сеннаара: в пользу этого предположения может говорить и замечание Флавия о чрезмерной ширине вавилонской башни, необыкновенно высокой и, конечно, многоэтажной, нижний этаж которой, поддерживавший все верхние этажи, должен был быть, поэтому, очень широк. Сколько этажей предполагалось в ней и сколько их успели выстроить до постигшего строителей наказания Божия, – нельзя сказать. Теперь вопрос в том, какое назначение должна была иметь строящаяся вавилонская башня, с какой целью она воздвигалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вавилон В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Название «Вавилон» [евр. Бавель] впервые встречается в связи с образованием царства Нимрода ( Быт. 10:10 ), а затем упоминается в рассказе о строительстве башни ( Быт. 11:9 ). При этом название города связывается со значением «смешивать», «рассеивать». Еврейское слово бавель и греч.лат. Бабилон восходят к вавил. баб-или, которое, в свою очередь, является переводом шумер. названия кадингир-ра, что означает «врата Бога». В ВЗ, уже в рассказе о строительстве башни, В. становится олицетворением могуществ. силы, противной Богу. Вавил. башня – предостерегающий символ человеч. гордыни, следствием которой стало смешение языков и рассеяние народов. Согл. вавил. преданию, город был основан богом Мардуком и разрушен царем Саргоном ок. 2350 г. до Р.Х. И хотя в результате археол. раскопок не было получено доказат-в существования на месте В. города до 1800 г. до Р.Х., из вавил. преданий следует, что на этом месте все же находился свящ. город. В тексте, датируемом учеными приблизит. 2250 г. до Р.Х., описывается восстановление в В. башни-храма (зиккурата). В этой эпопее, которой было дано название «строительство Вавилонской башни», говорится о башне (мигдоле), которая должна была стать символом города и исповедуемой в нем религии. Из Быт. 11 можно сделать вывод, что ни сама башня, ни город не были достроены и что башня представляла собой ступенчатый храм, многоэтажный зиккурат. Впервые подобное строение было воздвигнуто в Вавилонии в нач. III тысячел. до Р.Х. на сооруженной рядом с главным храмом низкой платформе, на которой находилась целла божества. Согл. Шарр-кали-шарри, следующие упоминания о вавил. зиккурате связаны с его восстановлением царем Асархаддоном (681–669 гг. до Р.Х.). Шумерское название зиккурата – «Этеменанки» («Дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка которого достигает неба»). Он был соединен с храмом Мардука. Это строение сильно пострадало при нашествии Синаххериба (библ. Сеннахирима) в 689 г. до Р.Х. и во время войны 652–648 гг. до Р.Х., но затем было восстановлено Навуходоносором II (604–562 гг. до Р.Х.). Оно было обнаружено Р.Кольдевеем в 1890 г. Это строение описано Геродотом, видевшим его около 460 г. до Р.Х. Нижний этаж здания имел в основании квадрат 90 х 90 м и выс. 33 м. Далее располагались еще пять этажей выс. от 6 до 18 м, площадь каждого из которых последовательно уменьшалась. На самом верху башни находилось святилище, в которое, как считалось, спускался с небес бог. Вавил. зиккурат был разрушен Ксерксом в 472 г. до Р.Х. Александр Македонский не успел восстановить его. В наст. время на месте некогда величественного здания находится котлован. Неизвестно, являются ли башня, упомянутая в гл. 11 Быт, и башня, описанная Геродотом, одним и тем же строением. Хотя в библ. рассказе, обнаруживающем все признаки историч. достоверности, говорится о башне как о здании, которого больше не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Как сейчас навязывается, диктуется нам цифровизация? Через наши грехи, наши страсти. Боимся не Бога, а вируса. Хотим жить сладко и комфортно и ради этого соглашаемся на какие-то совершенно незаконные цифровые пропуска, цифровые коды, сдаём в какой-то неизвестный нам банк данных все свои биометрические параметры. Лишь бы мы продолжали своё физическое существование, лишь бы не лишились привычных физических удовольствий, лишь бы не было больно нашему ослабленному организму. Готовы стать пронумерованными животными, посаженными на цифровую цепь, лишь бы не лишиться своей планктонной жизни. Авторитетный богослов, автор многократно переизданной фундаментальной работы «Священная Библейская история», митрополит Вениамин (Пушкарь) не так давно сказал: «Вавилонская башня не состоялась, она была разрушена, а строители потеряли разум и не стали понимать друг друга. Но Вавилонская башня осталась в истории человечества актуальна до сего дня. Царство дьявола продолжает утверждаться на земле. Сейчас строится духовная Вавилонская башня, и материалом для ее строительства являются грехи всего человечества. Архитекторами этого богоборческого предприятия являются все те же слуги сатаны – каменщики-масоны. Беда только в том, что духовный материал для строительства этой богоборческой башни доставляем все мы своими постоянными грехами. Грехи наши – это духовные кирпичики, которыми мы снабжаем каменщиков-масонов. Так что, мы все вместе своими грехами строим эту страшную богоборческую башню. Отсюда все наши беды» (митрополит Вениамин (Пушкарь). «Об экологии и Новом мировом порядке»/Берег России. (4). 2019, с.10). Современные масоны хорошо осознают, что, навязывая нам свой Новый мировой антихристианский порядок, они, по сути, строят всю ту же Вавилонскую башню. И, конечно, они боятся повторения «ошибок прошлого». Они реально боятся потерять разум и перестать понимать друг друга. Они боятся, что так долго и с таким трудом воздвигаемая богоборческая башня может опять оказаться недостроенной, заброшенной. По причине того, что строители перестанут распознавать друг друга и полностью дезинтегрируются.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/25/na...

– Греческое предание сохранило воспоминание об азиатском происхождении Иафета, так как оно называло Иафета мужем Азии. 1207 Отдел II. – Вавилонская башня Сооружение Вавилонской башни. – Все ли люди, жившие в эпоху ее сооружения, были собраны на равнину, где она была воздвигнута? – Язык, на котором говорили люди строившие башню, был ли языком первоначальным, а язык первоначальный был ли одним и тем же с языком еврейским? – Смешение языков было ли мгновенным или скорее медленным и прогрессивным? Сооружение Вавилонской башни После потопа люди, чтобы составить себе имя, начали строить город и башню в Сеннаарской равнине, т. е. в Вавилонии ( Быт.11:3–4 1208 ). Все заставляет думать, что башня была начата на месте теперешнего Бирс Нимруда. 1209 Она осталась неоконченною, и мы не знаем, какой высоты она достигла. Если судить по позднейшим подобным памятникам этой страны, то план строителей должен был заключаться в том, чтобы возвести здание в семь этажей, возвышающихся друг на друге в виде уступов. 1210 Материалами были кирпичи вместо камней; асфальт служил цементом. Бог смешал язык людей, трудившихся над этою надменною работой, и они рассеялись отсюда по всем странам. 75-–Ассирио-халдейская башня в семь этажей Вопросы для разрешения в сказании о Вавилонской башне Моисеево сказание о построении Вавилонской башни, по причине его краткости, представляется покрытым неясностью, которую нелегко рассеять. Спрашивали: 1) все ли люди, тогда жившие, собраны были па Сеннаарской равнине; 2) язык, на котором они говорили, был ли языком первоначальным и этот последний язык есть ли еврейский; 3) смешение языков было ли мгновенным, или изменение языка произошло постепенно? – Все рационалисты представляют, что сказание XI главы кн. Бытия есть миф, а не исторический факт, Отвечая на вышеисчисленные вопросы, мы изучим реальность события, разсказанного Моисеем. I. Все ли люди, тогда жившие, были собраны на Сеннаарской долине в момент сооружения Вавилонской башни? Этому вообще верят; однако возможно, что только раса Сима, с частью расы Хама ( Быт.10:10 ), трудилась над Вавилонскою башней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Одним из символов Евросоюза является суперсовременный комплекс Европарламента в Страсбурге. Строительство здания, которое обошлось в млрд., выглядит, как подчёркнуто недостроенное. Проектировщики были, безусловно, вдохновлены известной картиной голландского живописца Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня» (1563 г.). Столь откровенное архитектурное подобие новой штаб-квартиры Евросоюза в стиле неоязыческого хай-тека его историческому прототипу, является, несомненно, не случайным, а скорее вызывающе циничным, учитывая богоборческую направленность построения новой Вавилонской башни-2, как модели великого объединения наций и народов под управлением харизматического супердиктатора. Штаб-квартиру законодательного органа иногда называют «башней Евровавилона». В Библии Вавилон упоминается три раза. Первый раз в Библии (Бытие, XI) рассказывается о строительстве Вавилонской башни. Потомок Ноя Нимрод и его последователи решили построить башню до небес, как они сами выразились: «сделаем себе имя». Её задумали как величественное языческое капище. Башня была дерзким вызовом Богу, она должна была достичь неба, чтобы доказать, что Бога нет. Это был выбор собственного пути, выбор, основой которого стало непомерное тщеславие, высокомерие и гордыня. Ну, а если же Бог существует, то башня будет столь высокой, что позволит спастись от второго потопа. Но Бог смешал языки строителей, (слово Вавилон и означает смешение), они перестали понимать друг друга и были рассеяны. Вавилонская башня осталась в истории символом той части человечества, которая, будучи ослеплена гордыней, и неуёмным самомнением, бросает вызов самому Богу. Второй раз в Библии говорится о могущественном Вавилонском царстве в эпоху его расцвета (VII-VI вв. до Р.Х.), которое было «красою царств и гордостью халдеев», туда стекались богатства покорённых народов, и оттуда народы Востока получали знания в вопросах астрологии, магии, медицины и других областей науки и культуры. Вавилон был законодателем в вопросах верований, нравственности, обычаев, вкусов и моды для окружающих народов. И всё же эта мощная империя умерла, как и было предсказано в период пика его могущества великими библейскими пророками Исаией, Иеремией, Даниилом, Иезекиилем.

http://moral.ru/babylon/

Рубрики Коллекции Вавилонская башня: почему её не достроили? 11 мин., 22.02.2024 Поделиться Путники шли по пустыне в славный город и вдруг встали, поражённые: «Что это там, вдали? Что-то огромное! Гора? Но в этой местности не может быть таких гор…» Пригляделись — нет, не гора, а невероятных размеров башня! У основания — широкая, а потом с каждым этажом всё уже и уже, подобно пирамиде. Заметно было, что башня еще не достроена. Странники подошли ближе и на ярусах увидели людей. Очень много людей! С ними творилось что-то странное. Они суетились, метались из стороны в сторону по этажам, а некоторые даже дрались. Слышались крики, плач, ругань. Что же там произошло? Чтобы понять это, нам придется возвратиться в прошлое. Итак... Город гордецов Много лет прошло со времен великого потрясения — Всемирного потопа. Тогда хлынули с неба и прорвались из-под земли бурные воды, которые поглотили всё живое на суше. Только одна семья спаслась — праведник Ной, его жена, три сына и их жёны. Еще до начала потопа они построили по указанию Бога большой корабль — ковчег. И когда стала прибывать вода, укрылись в нем сами, а ещё взяли на борт многих животных. Когда закончилось бедствие и воды потопа сошли, ковчег причалил к высоким горам. Семья Ноя вышла на берег и поселилась на горных склонах. Постепенно потомки Ноя стали заново заселять землю. Людей становилось всё больше. Наконец они сошли с гор и двинулись в разные стороны. Многие из тех людей направились на восток и остановились на берегах реки Евфрат: «Будем жить здесь!» Место оказалось удачным. Земля по берегам была плодородная. Люди налаживали быт, засеивали поля, разводили стада, строили себе дома, осваивали разные ремёсла и упражнялись в искусствах. Со временем потомки Ноя разбогатели так, что стали строить уже не только жилища, но и величественные дворцы и башни. Из чего они их строили? Из глины. В пустыне было мало камня и почти совсем не было дерева. Зато глины по речным берегам оказалось предостаточно. Люди выкапывали её из земли, замешивали с соломой, прессовали в специальных формах в глиняные кирпичи, а потом обжигали их в больших печах. Чтобы кирпичи в стенах не рассыпались, их скрепляли «земляной смолой» — затвердевшей нефтью. Смолу эту нужно было расплавить, «сварить», чтобы она превратилась в клейкое вещество, скрепляющее кирпичи между собой.

http://foma.ru/vavilonskaja-bashnja-poch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАГДАЛА [Арам.  ], древний город в Галилее (совр. Израиль); один из наиболее интересных объектов совр. археологии Галилеи раннерим. времени, помогающих реконструировать исторический контекст проповеди Иисуса Христа. Название и идентификация М. предположительно называют местом происхождения Марии Магдалины (Лк 8. 2) и обычно идентифицируют с упомянутым в Вавилонском Талмуде Мигдал-Нунайя (Песах 46b), приблизительно в 1,6 км к северу от Тивериады (ныне Тиверия). В раввинистической лит-ре встречаются 2 варианта обозначения древней М.: краткий - Магдала и более полный - Мигдал-Сабайя (башня красильщиков, Иерусалимский Талмуд. Таанит 69а) или Мигдал-Нунайя (башня рыбы). Наименование Магдала (башня) было широко известно, но более полные варианты использовались, чтобы отличить М. от др. поселений, также включавших в свое название слово «башня». В греч. и лат. лит-ре, в т. ч. у Иосифа Флавия, это поселение известно под греч. названием Тарихея (Ταριχα) ( Ios. Flav. De bell. II 21. 8; III 9. 7 - 10. 5). Идентификация М. как Тарихеи широко распространена в лит-ре; против нее указывает то обстоятельство, что Иосиф, судя по всему, считает, что Тарихея находилась в 5,5 км (30 стадий, или 3,6 рим. мили) от Тивериады ( Idem. Vita. 32 (157)), а Плиний помещает Тарихею к югу от Тивериады ( Plin. Sen. Natur. hist. 5. 15). При том что окончательного научного консенсуса по вопросу идентификации все еще нет (против: Kokkinos. 2010; Taylor. 2014; за: De Luca, Lena. 2015 и мн. др.), большинство исследователей принимают ее, т. к. Плиний в данном случае признан менее авторитетным источником, чем Иосиф. То, что этот город единственный в области, к-рый имел наряду с Иппосом (Суситой) как семитское, так и греч. наименование, вполне может указывать на его этнически смешанное население ( Zangenberg. 2001. S. 63-66). До основания Тивериады (даты в лит-ре варьируются от 14 до 20 г. по Р. Х.) М. была единственным городским центром на зап. берегу Галилейского м. и наряду с Сепфорисом уже со времени хасмонеев осуществляла важные для Галилеи политические, военные, экономические и социальные функции. (О дохасмонейском и хасмонейском периодах истории этого региона см.: Idem. 2008.) Из письменных источников

http://pravenc.ru/text/2561172.html

Не стремитесь связать чужую совесть и не позволяйте другим связывать вашу» («Сторожевая Башня Сиона», 15 сентября 1895 г., стр. 216). Насколько больше свободы было бы сегодня у Свидетелей Иеговы, довольствуйся они правилами, взятыми из самой Библии, и не дай они организации связать их совесть томами правил и постановлений, придуманных человеком! А как быть с тем, что церковные руководители создают вокруг Руководящей Корпорации Сторожевой Башни таинственную и мистическую ауру? Разве это подлинно библейский подход к церковному управлению? Апостол Петр и его спутник в миссионерских путешествиях Варнава подали нам гораздо лучший пример: когда слушатели в городе Листра хотели почтить их жертвоприношением, Павел и Варнава «разодрали свои одежды и, бросившись к народу, громогласно говорили: мужи, что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки…» ( Деян. 14:14-15 ). Структура организации Сторожевой Башни чем-то напоминает одно сооружение, выстроенное на равнине Сенаар много столетий, когда люди сказали: «Построим себе город и башню, высотою до небес» ( Бытие 11:4 ). Возвышавшаяся до небес Вавилонская башня, казалось, позволяла верующим ощутимо приблизиться к Богу. Они могли собираться внизу около башни с уверенностью, что Бог находится на ее вершине. Но в действительности башня была обманом, осуществленным безбожными людьми. Сегодня восемь (четырнадцать – прим. ред.) миллионов людей пытаются приблизиться к Богу аналогичным способом. Они собираются у основания Общества Сторожевой Башни – «видимой Божьей организации» – с уверенностью, что Бог Иегова находится на вершине Башни. Но эта башня организации, сложенная из ступеней человеческой иерархии, ничем не лучше прежней башни, сложенной из кирпича и известки. Какие бы строительные материалы мы не выбирали, люди не могут построить свой мост к Богу. Бог Сам уже построил такой мост, и в Библии Он совершенно отчетливо показывает, что этим мостом является Его Сын Иисус Христос. «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Иисус. «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин.

http://azbyka.ru/za-kulisami-storozhevoj...

В христ. традиции В. б.- символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Св. Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу В. б. представляет чудо основания Церкви, к-рая соединяет народы Духом Святым (Деян 2. 4-6). В. б. также является прообразом совр. технократии. Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, напр., идею «центра мира», к-рым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию ( Oppenheim. P. 135). В Свящ. Писании строительство В. б. описано с позиций Божественного Откровения, в свете к-рого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни. Др. аспектом рассказа о В. б. является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации ( Nelis J. T. Col. 1864). Образ В. б., несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из неск. террас, расположенных одна над др. (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества ( Parrot. Р. 43). Свящ. Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства др. гос-в Др. Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3). Вавилонская башня. 1563 г. Худож. П. Брейгель (Музей истории искусств. Вена) Вавилонская башня. 1563 г. Худож. П. Брейгель (Музей истории искусств. Вена) Во время активного археологического изучения Др. Месопотамии было сделано множество попыток найти т. н. «прообраз» В. б. в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука ( Jacobsen. P. 334), к-рый имел шумер. название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

http://pravenc.ru/text/153805.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010